Научная статья на тему 'ТРЕЗВОСТЬ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ»: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ТРЕЗВОСТЬ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ»: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / УТВЕРЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ / МЕТОД ПСЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюшникова Елена Анатольевна

Трезвость является одним из мощных ресурсов человека и большой, подчас неосознаваемой, ценностью. Однако в современном мире все устроено таким образом, что, достигая возраста 18 лет, большая часть школьников теряют естественную трезвость, а к осознанной так и не приходят. Причина, по мнению автора, кроется в отсутствии системной организации процесса утверждения и сохранения трезвости. Преградой для построения эффективной системы утверждения и сохранения трезвости (а не борьбы с пьянством), прежде всего в образовательных учреждениях, является недостаточная разработанность теории и методологии сохранения и утверждения трезвости. Целью данного исследования явилось выявление закономерностей, условий и факторов, влияющих на формирование и сохранение трезвости. В результате применения методов анализа научной литературы и категориального метода «порядок следования целей» понятие«трезвость» представлено в виде трех категорий, каждая из которых отражает его качественную определенность; определены цели каждой категории; сконструирована качественная модель объекта, где сама трезвость выступает системой, а выделенные категории - подсистемами; выявлена типология возможных противоречий между целями каждой подсистемы и системы в целом. Полученные результаты позволяют эффективно разрешить противоречия, возникающие в системе целей объекта и между их носителями, и создать модель управления процессом утверждения и сохранения трезвости, прежде всего в образовательных учреждениях. Сделан вывод, что сконструированная модель феномена «трезвость» позволит выстраивать качественный процесс утверждения и сохранения трезвости в рамках образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOBRIETY IN THE CATEGORIES OF THE «ORDER OF GOALS» METHOD: PEDAGOGICAL ASPECT

Sobriety is one of the most powerful human resources and a great, sometimes unconscious value. However, in the modern world, everything is arranged in such a way that by the age of 18, most of the schoolchildren lose their natural sobriety, but they never come to a conscious one. The reason, according to the author, lies in the lack of a systematic organization of the approval process and the preservation of sobriety. An obstacle to building an effective system for the approval and preservation of sobriety (rather than struggle and prevention), and above all, in educational institutions, is the lack of development of the theory and methodology for the preservation and approval of sobriety. The purpose of this study was to identify patterns, conditions and factors affecting the formation and preservation of sobriety. As a result of the application of methods of scientific literature and the categorical method «Order of goals» analysis, the concept of the phenomenon «sobriety» is presented in the form of three categories, each of which reflects its qualitative certainty; the goals of each category are defined; a qualitative model of the object is constructed, where sobriety itself acts as a system, and the selected categories are subsystems; a typology of possible contradictions between the goals of each subsystem and the system as a whole is revealed. The obtained results make it possible to find an effective solution to the contradictions arising in the system of the object goals and between their carriers, and to create a model for managing the process of approval and preservation of sobriety, primarily in educational institutions. It is concluded that the constructed model of the «sobriety» phenomenon system will allow building a qualitative process of approval and preservation of sobriety within educational institutions.

Текст научной работы на тему «ТРЕЗВОСТЬ В КАТЕГОРИЯХ МЕТОДА «ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ»: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Научная статья

УДК 371.035+371.7; 374.33 +371.7

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-17-25

EDN: AKJKYY

Елена Анатольевна Клюшникова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультуры и спорта ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38 lenatolik21@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8305-9232

Трезвость в категориях метода «порядок следования целей»: педагогический аспект

Аннотация. Трезвость является одним из мощных ресурсов человека и большой, подчас неосознаваемой, ценностью. Однако в современном мире все устроено таким образом, что, достигая возраста 18 лет, большая часть школьников теряют естественную трезвость, а к осознанной так и не приходят. Причина, по мнению автора, кроется в отсутствии системной организации процесса утверждения и сохранения трезвости. Преградой для построения эффективной системы утверждения и сохранения трезвости (а не борьбы с пьянством), прежде всего в образовательных учреждениях, является недостаточная разработанность теории и методологии сохранения и утверждения трезвости. Целью данного исследования явилось выявление закономерностей, условий и факторов, влияющих на формирование и сохранение трезвости.

В результате применения методов анализа научной литературы и категориального метода «порядок следования целей» понятие«трезвость» представлено в виде трех категорий, каждая из которых отражает его качественную определенность; определены цели каждой категории; сконструирована качественная модель объекта, где сама трезвость выступает системой, а выделенные категории — подсистемами; выявлена типология возможных противоречий между целями каждой подсистемы и системы в целом. Полученные результаты позволяют эффективно разрешить противоречия, возникающие в системе целей объекта и между их носителями, и создать модель управления процессом утверждения и сохранения трезвости, прежде всего в образовательных учреждениях. Сделан вывод, что сконструированная модель феномена «трезвость» позволит выстраивать качественный процесс утверждения и сохранения трезвости в рамках образовательных учреждений.

Ключевые слова: трезвость; категориально-системная методология; утверждение и сохранение трезвости; метод ПСЦ

Для цитирования: Клюшникова Е. А. Трезвость в категориях метода «порядок следования целей»: педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 17-25. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-17-25. https://elibrary.ru/akjkyy.

Original article

Elena A. Klyushnikova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical culture and sports, FSBEI HE «Tyumen industrial university». 625000, Tyumen, Volodarsky st., 38 lenatolik21@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8305-9232

Sobriety in the categories of the «order of goals» method: pedagogical aspect

Abstract. Sobriety is one of the most powerful human resources and a great, sometimes unconscious value. However, in the modern world, everything is arranged in such a way that by the age of 18, most of the schoolchildren lose their natural sobriety, but they never come to a conscious one. The reason, according to the author, lies in the lack of a systematic organization of the approval process and the preservation of sobriety. An obstacle to building an effective system for the approval and preservation of sobriety (rather than struggle and prevention), and above all, in educational institutions, is the lack of development of the theory and methodology for the preservation and approval of sobriety. The purpose of this study was to identify patterns, conditions and factors affecting the formation and preservation of sobriety.

© Клюшникова Е. А., 2022

As a result of the application of methods of scientific literature and the categorical method «Order of goals» analysis, the concept of the phenomenon «sobriety» is presented in the form of three categories, each of which reflects its qualitative certainty; the goals of each category are defined; a qualitative model of the object is constructed, where sobriety itself acts as a system, and the selected categories are subsystems; a typology of possible contradictions between the goals of each subsystem and the system as a whole is revealed. The obtained results make it possible to find an effective solution to the contradictions arising in the system of the object goals and between their carriers, and to create a model for managing the process of approval and preservation of sobriety, primarily in educational institutions. It is concluded that the constructed model of the «sobriety» phenomenon system will allow building a qualitative process of approval and preservation of sobriety within educational institutions.

Keywords: sobriety; categorical-system methodology; approval and preservation of sobriety; PSC method

For citation: Klyushnikova E. A. Sobriety in the categories of the «order of goals» method: pedagogical aspect. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 17-25. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-17-25. https://elibrary.ru/akjkyy.

Введение

Проблема самоотравления человека алкоголем, никотином и другими ядами насчитывает несколько сот лет. Ученые, медики, психологи, религиозные и общественные деятели постоянно предпринимают попытки объяснить желание людей подвергаться такому отравлению (этанол и никотин с точки зрения химии и медицины — яды).

Последствия самоотравления интоксикантами очень наглядны и всегда отличались несоответствием человеческой натуре. Результаты самоотравления отражались, прежде всего, на здоровье человека. Поэтому не случайно эту проблему первыми начали изучать ученые, в сферу интересов которых попадало наблюдение за последствиями интоксикантного самоотравления: медики, физиологи, психиатры. И совершенно закономерно на раннем этапе осмысления «алкогольной» проблемы сформировалась медицинская концепция понимания трезвости. Эта концепция и сегодня довлеет в научной среде. Трезвость ассоциируется с этанолом, и центр понятия сильно сместился: понимание трезвости связано с отказом от алкоголя, борьбой с алкоголизмом. Лишь недавно исследователи стали задаваться вопросом: «А что такое, собственно, трезвость?»

Отметим, что в научном сообществе до сих пор не сформировалось единого понимания трезвости. Трезвость приравнивают к здравомыслию, воздержанию, алкогольной абстиненции, периоду «неупотребления» алкоголя и пр. Надо заметить, что во многих словарях даже нет существительного «трезвость». Нет понимания о сущности трезвости и в педагогической среде. Педагоги проводят профилактические мероприятия в силу своего понимания или в соответствии с методическими рекомендациями, которые состав-18

лены в основном по старым, изжившим себя канонам и основываются, к сожалению, только на медицинском подходе. Поэтому такие профилактические мероприятия в образовательных учреждениях не приносят сколько-нибудь значительного результата. Об этом свидетельствует тот факт, что возрастной порог приобщения к алкоголю и табаку неуклонно снижается. Сегодня мы можем констатировать: массовая первая проба происходит в возрасте 10-12 лет. И если в образовательном учреждении не организована работа по утверждению и сохранению трезвости, то к окончанию школы почти все дети приобщаются к самоотравлению [Распопов, 2019].

Чтобы грамотно организовать работу в образовательном учреждении по утверждению и сохранению трезвости, необходимо поменять концептуальный подход к решению проблемы. И прежде всего, внести ясность в понятийное поле феномена «трезвость».

Мы считаем, что к толкованию категории «трезвость» нельзя подходить фрагментарно, поскольку для понимания любого явления необходима целостная картина. Системное изучение трезвости, научно обоснованная типизация ее целей и противоречий пока не проводились, поэтому автор предлагает по-новому подойти к осмыслению трезвости. В понятийном поле развиваемой теории и методологии утверждения и сохранения трезвости есть определение, которое задает значение этому феномену: «Трезвость — естественное состояние человека, семьи, общества (свободное от запрограммированности на самоотравление любыми интоксикантами и физического отравления ими в любых количествах)» [Клюшникова, 2020]. На базе этого определения автор и пытается выстроить модель категории «трезвость» в рамках категориальноЕ. А. Клюшникова

системной методологии, используя метод «порядок следования целей».

Обзор

В работах современных исследователей рассматриваются различные аспекты феномена трезвости. И. И. Маркова в своей статье проводит анализ основных подходов к определению понятия «трезвость» [Маркова, 2021]. И. В. Бачинин отходит от восприятия трезвости как характеристики, описывающей физиологическое состояние человека, определяя ее как нравственную ценность и христианскую добродетель [Бачинин, 2018]. О наделении трезвости самостоятельным научным значением и смыслом рассуждает в своей статье В. А. Зотова, предпринимая попытку построения пространства интерпретаций понятия «трезвость» с точки зрения различных областей социального знания — социологии, антропологии, философии и социальной психологии [Зотова, 2019]. А. В. Вилкова, Е. А. Тимофеева в книге «Содержание ведущих понятий» трактуют трезвость как «...противоположное опьянению состояние, когда в крови человека не содержатся вещества и препараты, вызывающие его», или как отдельную, безалкогольную «.жизнь отдельного человека, группы, общества или народа» [Вилкова, 2018, с. 23]. Р. В. Распопов делает вывод о необходимости применения в повседневной деятельности, речи, в создаваемых законопроектах и публикуемых материалах информационного инструмента — языка утверждения и сохранения трезвости [Распопов, 2018].

Зарубежные исследователи в основном решают алкогольные проблемы, не связанные с теоретическими исследованиями. Такие, например, как обзоры приложений, с помощью которых можно оказывать помощь членам семьи алкоголиков; анализ вреда приложений для смартфонов, предназначенных для пропаганды употребления алкоголя и запрещенных веществ [Ghassemlou, 2020]; анализ значения инициативы Alcohol Concern «Сухой январь» — отказ от алкоголя в январе в Великобритании [Yeomans, 2019]; обзор наиболее значительных результатов исследований «контролируемого употребления алкоголя» с 1962 г. [Suissa, 2001]; анализ несчастных случаев на производстве и состояния трезвости пострадавших [Bloch-Boguslawska, 2008]; возвращение к жизни людей после упо-

требления различных интоксикантов [Dong, 2018; Mericle, 2019]; анализ сценариев, сдерживающих выздоровление от алкоголизма и влия-них на выздоровление историй в клубах анонимных алкоголиков [Christensen, 2017; Lederman, 2011].

Таким образом, автору не удалось найти исследовательские работы, в которых рассматривались бы содержание категории «трезвость» и упоминался состав ее элементов. В более ранних публикациях автор на основе категориального подхода «Ряд информационных критериев» определяет качества объекта и формирует типо-логизационную модель трезвости [Клюшникова, 2021]. А в данной статье представлена качественная модель трезвости, где сама трезвость выступает системой со своими подсистемами, целями и противоречиями.

Методология исследования

Исследование проводилось в рамках категориально-системной методологии, в основании которой находятся категории «качество» и «развитие». Активное «качество» характеризует трезвость как целостный объект, существующий в определенной среде и при определенных обстоятельствах, имеющий множество свойств и вариантов изменений. Смена качеств является развитием объекта. Надо заметить, что данный метод успешно применяется в разных научных областях. Так, Г. Д. Боуш описывает экономические кластеры, используя метод ПСЦ [Боуш, 2013], а О. В. Недолужко — интеллектуальный капитал организации [Недолужко, 2017]. З. А. Аксютина анализирует цели социального воспитания, а А. В. Васильева — цели интерактивного обучения [Аксютина, 2012; Васильева, 2021]. Через призму метода ПСЦ М. Р Ванягина рассматривает профессионально ориентированное иноязычное обучение в высшей военной школе [Ванягина, 2021]. Эффективность данного метода основана на том, что он позволяет выделить три базовых категории, «.. .характеризующих качество в любом исследуемом объекте, открывая возможность рассматривать его иерархически организованным, обладающим внутренними противоречиями» [Боуш, 2020, с. 99].

Итак, категориальный метод ПСЦ отображает трезвость как системный объект в виде совокуп-

ности трех компонентов, каждому из которых соответствует отдельная категория:

1. Объект «качество» (ОК) — категория, утверждающий трезвость как целое и выделяющая ее из ряда сходных, но не тождественных объектов, таких как здравомыслие, воздержание и т. д., в силу ее особенных качественных характеристик. Кроме того, ОК служит своего рода оболочкой, объединяя Пк и ИК (о них будет сказано далее) в единую систему.

2. Подкачество (Пк) — категория, обозначающая в трезвости составные части: природность, нормальность, гармоничность, потребность, ре-сурсность, ценностность. Эти качества могут также выступать в качестве системы со своими составными частями. Так, например, «нормальность» имеет три элемента: физиологическая норма, психическая норма и поведенческая норма и т. д.

3. Интегративное качество (ИК) обозначает в системе «трезвость» принцип объединения частей в единое целое, а также его эмерджентные свойства (гомеостаз).

Надо заметить, что нам не удалось найти исследований, в которых принцип объединения (гомеостаз) компонентов (природность, нормальность, гармоничность, потребность, ресурсность, ценностность), выделяемых с помощью метода ПСЦ и объединенных в одну систему (трезвость), фигурировал бы в качестве самостоятельной познавательной цели.

Метод реализуется в следующей последовательности:

1. Выделение категории ОК, отражающей реальный объект.

2. Выделение комплекса категорий Пк, отражающих составные части реального объекта.

3. Выделение категории «Интегративное качество», отражающей принцип интеграции частей (Пк) объекта в единое целое (ОК).

4. Определение целей, соответствующих каждой из этих категорий качества [Боуш, 2020].

Результаты и обсуждение

Используя метод ПСЦ, мы получили следующие результаты в соответствии с этапами исследования:

Этап 1. Определяем ОК — это трезвость.

Этап 2. Выделяем подкачества в соответствии с иерархическими отношениями: природ-ность, нормальность, гармоничность, потреб-

ность, ресурсность, ценностность — и интерпретируем их.

1. Подкачество «Природность». Категория, определяющая его простейшую качественную характеристику, — природность (естественность или натуральность), которая проистекает из биологической данности. Природное — это то, что следует природе и живет по ее законам.

Трезвость — это естественное состояние человека, его личности и организма. Если человек отравляет себя ядами, это не соответствует законам природы, то есть атрезвость неестественна, она навязывается человеку социумом. В то же время осознанная природность трезвости становится фундаментом развития личности.

2. Подкачество «Нормальность». Человек рождается трезвым — это норма, то есть установленный эталон, правило, образец. Нормально, когда организм не подвергается ударам интокси-кантов. Тело преждевременно физически не разрушается, физиологические функции работают. Нормальность психики отличают ясный ум, адекватное реагирование на окружающий мир.

3. Подкачество «Гармоничность» — оптимальная слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни человека. Отравленный алкоголем мозг не в состоянии контролировать биологическое равновесие в организме человека. У алкоголика деформируется психика, утрачиваются мораль и нравственность. Сбалансированное функционирование материального и духовного — организма, тела и психики — возможно только у трезвого человека.

4. Подкачество «Потребность» (постановка задачи) — это то, что нужно иметь (сделать). Возникновение потребностей — это процесс, происходящий внутри человека. В трезвости — это задача сохранения и поддержания оптимального состояния, позволяющего человеку эффективно функционировать, развиваться, самосовершенствоваться. А человек без трезвости не способен полно выявить и развить свои личностные возможности.

5. Подкачество «Ресурсность» трезвости. Ресурс — это источник удовлетворения нужд, потребностей. Трезвый человек обладает большим ресурсом на текущую жизнь. У любого человека есть потребности и нужды, которые он способен удовлетворить, максимально задействуя все свои способности, интеллект, навыки, интуицию, физическую силу, здоровье, энергию. Без трезвости

Е. А. Клюшникова

эти ресурсы вторичны и способны утрачиваться. Ресурсность трезвости в жизни человека определяется глубиной понимания неестественности «химических» эмоций и состояний после отравления алкоголем. Осмысление глубины этой идеи стимулирует человека к развитию интеллекта, творческого воображения, вследствие чего приобретаются новые знания и навыки решения жизненных проблем. То есть трезвость — это важный ресурс.

6. Подкачество «Ценностность». Трезвость является фундаментальной ценностью, не зависящей ни от обстоятельств жизни, ни от сферы деятельности. Ценность трезвости человек определяет с учетом своего опыта. Исходя из сведений о ценности трезвости, он принимает решение о собственной трезвости, что открывает для него новые возможности. Надо заметить, что люди, не обладающие пониманием ценности трезвости, рассматривают ее как ненужную, не имеющую смысла. В свою очередь, люди, имеющие

Система целей

Этап 4. Выделяем ИК — принцип гомеостаза. Гомеостаз — это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие (как физиологическое, так и психологическое) и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Концепция «динамического биопсихологического гомеостаза» говорит о «...способности людей справляться с вызванны-

сведения о ценности трезвости и, как следствие, уже обладающие ею, будут расширять возможности человеческого бытия и формировать значимое устойчивое представление о здоровом трезвом образе жизни. Ценностность — это осознание особой значимости, прагматической выгоды (потребности, выгодности) и высшей ценности сохранения состояния трезвости. Это своего рода концентрат, квинтэссенция всего того, что может дать человеку трезвость [Клюшникова, 2021].

Этап 3. Определяем систему целей. Любая сложная система имеет целеполагание, характеризующееся иерархичностью. У каждого компонента системы есть своя цель, которая определяет направление и траекторию его развития. Соответственно, цели имеют разную направленность, поэтому между ними возможно возникновение противоречий.

Система целей трезвости в категориях метода ПСЦ представлена в Таблице 1 следующим образом.

Таблица 1

ми стрессом симптомами психологических расстройств и продолжать жить в привычном режиме... Человек может опираться исключительно на свои психологические ресурсы и обходиться без особых перестроек нейроиммунно-эндокринной, психофизиологической и собственно психологической регуляции» [Цейликман, 2019, с. 94]. Таким образом любая система стремится восстано-

Наименование категории качества трезвости Цели

ОК «трезвость» - развитие имеющихся качественных характеристик человека; - совершенствование человека; - повышение адаптационных возможностей человека к воздействиям существующей внешней среды; - накопление потенциала к возникновению новых эмерджентных свойств; - подготовка к переходу в новую, более сложную среду

Цели подкачеств

Подкачество «Природность» - следование законам природы; - использование имеющихся качественных характеристик

Подкачество «Нормальность» - сохранение в нормальном рабочем состоянии тела, организма и психики человека

Подкачество «Гармоничность» - обеспечение внутренней и внешней согласованности, цельности между собой и с внешним миром

Подкачество «Потребность» - создание условий для реализации нужд человека; - повышение эффективности взаимодействия человека с социумом

Подкачество «Ресурсность» - сохранение вторичных ресурсов: способностей, интеллекта, навыков, интуиции, физической силы, здоровья, энергии; - увеличение производительности имеющихся ресурсов

Подкачество «Ценностность» - осознание особой значимости, прагматической выгоды трезвости

Трезвость, обладающая ИК «Сверхцель» - совершенствование принципа гомеостаза; - формирование новых качественных характеристик, эмерджентных свойств

вить утраченное равновесие, преодолеть сопротивление внешней среды, поэтому значение го-меостаза очень важно для любого организма как в биологическом, так и в психологическом смысле.

В результате Пк (природность, нормальность, гармоничность, потребность, ресурсность, цен-ностность) образуют систему ОК (трезвость) на основе принципа гомеостаза. Гомеостаз регламентирует характер связей Пк в ОК, а также взаимодействие объекта (трезвость) со средой (социумом).

Пк активно взаимодействуют между собой, причем в этом взаимодействии проявляются противоположные тенденции — конкуренции/кооперации.

Этап 5. Определяем типы отношений. Типы отношений противоречий в феномене «трезвость» между носителями качеств могут быть представлены следующим образом:

— Противоречия типа «Пк — Пк» между компонентами трезвости обусловлены конфликтом между их целями. Например: цель «Следование законам природы» может вступать в противоречие с целью «Увеличение производительности имеющихся ресурсов» или цель «Сохранение в нормальном рабочем состоянии тела, организма и психики человека» — с целью «Повышение эффективности взаимодействия человека с социумом».

— Противоречие типа «Пк — ИК» между компонентами трезвости и принципами их объединения в понятие «трезвость» обусловлено конфликтом между целями компонентов трезвости и его сверхцелью. Например, цель «Использование имеющихся качественных характеристик» и сверхцель «Формирование новых качественных характеристик, эмерджентных свойств».

— Противоречие типа «ИК — среда» между принципом объединения компонентов в трезвости и средой обусловлено конфликтом между сверхцелью «трезвость» и содержанием среды. Например, сверхцель «Формирование новых качественных характеристик, эмерджентных свойств» и информационный террор в обществе, направленный на пропаганду алкоголя.

— Противоречие типа «Пк — среда» между компонентами трезвости и элементами среды обусловлено конфликтом между целями компонентов и содержанием среды. Например, цель 22

«Сохранение в нормальном рабочем состоянии тела, организма и психики человека» вступает в конфликт с современной информационной средой, навязывающей человеку интоксикантные зависимости.

— Противоречие типа «Пк — ОК» между трезвостью и ее компонентами обусловлено конфликтом между целями компонентов и целью трезвости. Например, цель «Совершенствование человека» и цель «Обеспечение внутренней и внешней согласованности, цельности между собой и внешним миром».

— Противоречие типа «ОК — ИК» между трезвостью и принципом объединения компонентов трезвости обусловлено конфликтом между целью и сверхцелью трезвости. Например: цель «Повышение адаптационных возможностей человека к воздействиям существующей внешней среды» и сверхцель «Совершенствование принципа гомеостаза».

— Противоречие типа «ОК — среда» между трезвостью и средой обусловлено конфликтом между целью «трезвость» и содержанием среды. Например, цель «Совершенствование человека» вступает в конфликт с агрессивной информационной средой, способствующей возникновению у человека программы (субличности) на самоотравление.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Используя категориальный метод «Порядок следования целей», мы построили модель объекта «трезвость» в виде системы, основывающейся на трех категориях, отражающих его качественную определенность: ОК, Пк, ИК, а также соответствующих им категорий целей (цель, подцель, сверхцель). Также в виде системы определили цели познаваемого объекта и его подсистем и типологизировали возможные варианты возникновения противоречий между ними.

Таким образом, трезвость именно как система представляется нам «центром кристаллизации» в обществе созидательных начал.

Практическое значение проведенного исследования состоит в том, что, используя полученные результаты, возможно перейти к разработке эволюционной модели объекта исследования — трезвости — и в перспективе создать систему управления его формированием и развитием.

Рассматривая данную модель трезвости, мы позиционируем ее как основу для репликации добрых традиций, опыта, чувств, эмоций, что соединяют людей в единую созидательную систему. Такой концептуальный подход позволит разработать и внедрить в образовательных учреждениях программу по утверждению и сохранению трезвости и исключить из воспитательной сферы тенденции к запугиванию учащихся последствиями интоксикантного воздействия и пробуждению интереса к процессам самоотравления.

Библиографический список

1. Аксютина З. А. Модели «Конечный информационный поток» и «Порядок следования целей» в анализе целей социального воспитания // European Social Science Journal. 2012. № 10-1 (26). С. 304-312.

2. Бачинин И. В. Категория и методологические принципы трезвенного просвещения // Теология и образование. 2018. № 1. С. 501-518.

3. Боуш Г. Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления. Омск : Омск. гос. ун-т, 2013. 408 с.

4. Боуш Г. Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) / Г. Д. Боуш, В. И. Разумов. Москва : Инфра-М, 2020. 227 с.

5. Ванягина М. Р. Профессионально ориентированное иноязычное обучение ввысшей военной школе через призму информационных системно-категориальных методов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 2. С. 123-130.

6. Васильева А. В. Исследование системы целей интерактивной формы обучения (на примере обучения русскому языку как иностранному в магистратуре) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 193. С. 107-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Зотова В. А. Пространство интерпретаций трезвости в социальных науках // Вестник РГГУ Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2019. № 2 (16). С. 84-90.

8. Клюшникова Е. А. Сущность и типология феномена «трезвость»: педагогический аспект / Е. А. Клюшникова, С. И. Хромина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15. № 3. С. 142-150.

9. Клюшникова Е. А. Теоретические основы педагогического процесса утверждения и сохранения трезвости / Е. А. Клюшникова, Р. В. Распопов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 116-122.

10. Маркова И. И. Трезвость в представлении младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 350-353.

11. Недолужко О. В. Интеллектуальный капитал организации: система внутренних целей и противоречия между ними // АНИ: экономика и управление.

2017. Т. 6. № 1 (18). С. 135-159.

12. Распопов Р. В. Язык утверждения и сохранения Трезвости: лексический анализ информационного письма конференции в Якутске // Трезвость — КУРС России : материалы XVI Международной научно-практической конференции Общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», Нижний Тагил, 23-24 февраля 2018 года / ответственный редактор Р. В. Распопов. Нижний Тагил : Тюменская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», 2018. С. 45-53.

13. Распопов Р. В. Педагогика Трезвости: история и современность / Р. В. Распопов, И. П. Огородникова,

B. А. Загуменный // Трезвость и проблемы современной России : материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», Южноуральск, 23-24 февраля 2019 года / отв. ред. Р. В. Распопов. Южноуральск : Тюменская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», 2019.

C. 15-32.

14. Содержание ведущих понятий // Профессиональный глоссарий специалиста по профилактике ПАВ-зависимостей в пенитенциарных учреждениях : словарь. Москва ; Самара : Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний,

2018. С. 3-26.

15. Цейликман В. Э. Концепция динамического психобиологического гомеостаза и полиморфизм стрессоустойчивости как новый взгляд в психологии стресса / В. Э. Цейликман, В. А. Глухова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 92-96.

16. Bloch-Boguslawska E., Pufal E., Sygit B., Nowacka. «Acci-dents at work as an effect of lack or inadequate inspection / supervision of employees / workers (inform study)», Archiwum medycyny sadowej i kryminologii. 2008. no.58 (4), pp. 208-211.

17. Christensen P. Scripting Addiction, Constraining Recovery: Alcoholism and Ideology in Japan. Direct text // Japanese Studies. 2017. Т. 37. № 3. P. 371-385.

18. Dong K. R., Must A., Tang A. M., Beckwith C. G., Stopka T. J. «Competing priorities that rival health in adults on probation in Rhode Island: Substance use recovery, employment, housing, and food intake», BMC Public Health. 2018. № 18 (1). 289 p.

19. Henry Yeomans. «New Year, New You: a qualitative study of Dry January, self-formation and positive regulation», Drugs: Education, Prevention and Policy.

2019. 26 (6), pp. 460-468.

20. Lederman L. Sustainable recovery: The self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous / L. Lederman, L. Menega-tos. Direct text // Journal of Groups in Addiction and Recovery. 2011. T. 6. № 3. P. 206-227.

21. Shouron Ghassemlou, Christina Marini, Chemi Chemi, Yerina S Ranjit, Babak Tofighi. «Harmful smartphone applications promoting al-cohol and illicit substance use: a review and content analysis in the United States», Translational Behavioral Medicine. 2020. 10 (5), pp. 1233-1242.

22. Sober living house characteristics: A multilevel analysis of fac-tors associated with improved outcomes / Mericle A. Direct text // Journal of Substance Abuse Treatment. 2019. № 98. P. 28-38.

23. Suissa A. J. «Alcoholism, controlled drinking, and abstinence: Scientific markers and social issues», Journal of Addictions Nursing. 2001. no. 13 (3-4), pp. 149-161.

Reference list

1. Aksjutina Z. A. Modeli «Konechnyj infor-macionnyj potok» i «Porjadok sledovanija celej» v an-alize celej social'nogo vospitanija = Models «Final information flow» and «Order of following goals» in the analysis of social education goals // European Social Science Journal. 2012. № 10-1 (26). S. 304-312.

2. Bachinin I. V. Kategorija i metodologicheskie prin-cipy trezvennogo prosveshhenija = Category and methodological principles of sober education // Teologija i obra-zovanie. 2018. № 1. S. 501-518.

3. Boush G. D. Klastery v jekonomike: nauchnaja te-orija, metodologija issledovanija, koncepcija upravleni-ja = Clusters in economics: scientific theory, research methodology, management concept. Omsk : Omsk. gos. un-t, 2013. 408 s.

4. Boush G. D. Metodologija nauchnogo issledovanija (v kandidatskih i doktorskih dissertacijah) = Methodology of scientific research (in candidate and doctoral dissertations) / G. D. Boush, V. I. Razumov. Moskva : Infra-M, 2020. 227 s.

5. Vanjagina M. R. Professional'no orientirovannoe inojazychnoe obuchenie vvysshej voennoj shkole cherez prizmu informacionnyh sistemno-kategorial'nyh metod-ov = Professionally oriented foreign-language training in the higher military school through the prism of informational system-categorical methods // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2021. T. 15. № 2. S. 123-130.

6. Vasil'eva A. V. Issledovanie sistemy celej inter-aktivnoj formy obuchenija (na primere obuchenija russ-komu jazyku kak inostrannomu v magistrature) = Study of the system of goals of the interactive form of education (using the example of teaching the Russian language as a foreign language in a master's degree) // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2021. T. 26. № 193. S. 107-119.

7. Zotova V. A. Prostranstvo interpretacij trezvosti v social'nyh naukah = A space of interpretations of sobriety in the social sciences // Vestnik RGGU. Serija: Filosofija. Sociologija. Iskusstvovedenie. 2019. № 2 (16). S. 84-90.

8. Kljushnikova E. A. Sushhnost' i tipologija fenome-na «trezvost'»: pedagogicheskij aspekt = Essence and typology of the phenomenon «sobriety»: pedagogical aspect / E. A. Kljushnikova, S. I. Hromina // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2021. T. 15. № 3. S. 142-150.

9. Kljushnikova E. A. Teoreticheskie osnovy pedagog-icheskogo processa utverzhdenija i sohranenija trezvosti = Theoretical foundations of the pedagogical process of approval and preservation of sobriety / E. A. Kljushnikova, R. V. Raspopov // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovanija. 2020. № 1 (39). S. 116-122.

10. Markova I. I. Trezvost' v predstavlenii mladshih shkol'nikov = Sobriety in the presentation of younger students // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovanija. 2021. № 71-3. S. 350-353.

11. Nedoluzhko O. V Intellektual'nyj kapital organi-zacii: sistema vnutrennih celej i protivorechija mezhdu nimi = The intellectual capital of the organization: a system of internal goals and contradictions between them // ANI: jekonomika i upravlenie. 2017. T. 6. № 1 (18). S. 135-159.

12. Raspopov R. V Jazyk utverzhdenija i sohranenija Trezvosti: leksicheskij analiz informacionnogo pis'ma konferencii v Jakutske = Language of approval and preservation of Sobriety: lexical analysis of the information letter of the conference in Yakutsk // Trezvost' — KURS Rossii : materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Obshhestvennogo dvizhenija «Sojuz utverzhdenija i sohranenija Trezvosti «Trezvyj Ural», Nizhnij Tagil, 23-24 fevralja 2018 goda / ot-vetstvennyj redaktor R. V. Raspopov. Nizhnij Tagil : Tjumenskaja gorodskaja obshhestvennaja organizacija utverzhdenija i sohranenija Trezvosti «Trezvaja Tjumen'», 2018. S. 45-53.

13. Raspopov R. V. Pedagogika Trezvosti: istorija i sovremennost' = Pedagogy of sobriety: history and modernity / R. V Raspopov, I. P. Ogorodnikova, V. A. Zagumennyj // Trezvost' i problemy sovremennoj Rossii : materialy XVII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii obshhestvennogo dvizhenija «Sojuz utverzhdenija i sohranenija Trezvosti «Trezvyj Ural», Juzhnoural'sk, 23-24 fevralja 2019 goda / otv. red. R. V Raspopov. Juzhnoural'sk : Tjumenskaja gorodskaja obshhestvennaja organizacija utverzhdenija i sohranenija Trezvosti «Trezvaja Tjumen'», 2019. S. 15-32.

14. Soderzhanie vedushhih ponjatij = Content of leading concepts // Professional'nyj glossarij specialista po profilaktike PAV-zavisimostej v penitenciarnyh uchrezhdenijah : slovar'. Moskva ; Samara : Samarskij

juridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolnenija naka-zanij, 2018. S. 3-26.

15. Cejlikman V Je. Koncepcija dinamicheskogo psihobiologicheskogo gomeostaza i polimorfizm stressoustojchivosti kak novyj vzgljad v psihologii stressa = The concept of dynamic psychobiological homeostasis and stress resistance polymorphism as a new perspective in stress psychology / V. Je. Cejlikman, V. A. Gluhova // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Psihologija. 2019. T. 12. № 1. S. 92-96.

16. Bloch-Boguslawska E., Pufal E., Sygit B., Nowacka. «Acci-dents at work as an effect of lack or inadequate inspection / supervision of employees / workers (inform study)», Archiwum medycyny sadowej i kryminologii. 2008. no.58 (4), pp. 208-211.

17. Christensen P. Scripting Addiction, Constraining Recovery: Alcoholism and Ideology in Japan. Direct text // Japanese Studies. 2017. T. 37. № 3. P. 371-385.

18. Dong K. R., Must A., Tang A. M., Beckwith C. G., Stopka T. J. «Competing priorities that rival health in adults on probation in Rhode Island: Substance use recovery, employment, housing, and food intake», BMC Public Health. 2018. № 18 (1). 289 p.

19. Henry Yeomans. «New Year, New You: a qualitative study of Dry January, self-formation and positive

regulation», Drugs: Education, Prevention and Policy. 2019. 26 (6), pp. 460-468.

20. Lederman L. Sustainable recovery: The self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous / L. Lederman, L. Menega-tos. Direct text // Journal of Groups in Addiction and Recovery. 2011. T. 6. № 3. P. 206-227.

21. Shouron Ghassemlou, Christina Marini, Chemi Chemi, Yerina S Ranjit, Babak Tofighi. «Harmful smartphone applications promoting al-cohol and illicit substance use: a review and content analysis in the United States», Translational Behavioral Medicine. 2020. 10 (5), pp. 1233-1242.

22. Sober living house characteristics: A multilevel analysis of fac-tors associated with improved outcomes / Mericle A. Direct text // Journal of Substance Abuse Treatment. 2019. № 98. P. 28-38.

23. Suissa A. J. «Alcoholism, controlled drinking, and abstinence: Scientific markers and social issues», Journal of Addictions Nursing. 2001. no. 13 (3-4), pp. 149-161.

Статья поступила в редакцию 22.02.2022; одобрена после рецензирования 18.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 22.02.2022; approved after reviewing 18.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.