Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / УТВЕРЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ / АЛКОГОЛЬ / ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ / САМООТРАВЛЕНИЕ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / ИНТОКСИКАНТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / SOBRIETY / CONFIRMATION AND PRESERVATION OF SOBRIETY / ALCOHOL / PROGRAMMING / SELF-POISONING / CONCEPTUAL APPARATUS / INTOXICANT DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клюшникова Елена Анатольевна, Распопов Роман Владимирович

Проблема и цель. Исследований, посвящённых изучению процесса утверждения и сохранения трезвости, а не «борьбы с алкоголизмом», крайне мало. Об этом говорит тот факт, что в обиходе, в общепринятой терминологии отсутствует определение главного понятия науки о трезвости - понятия «трезвость». Цель статьи - проанализировать имеющиеся определения понятия «трезвость» и предложить более точное определение для введения в научный понятийный аппарат и в современные словари. Методология. Исследование проводилось на основе использования общефилософского диалекти-ческого метода. Метод изучения и теоретического анализа литературы и нормативно-правовой базы позволил выявить противоречия в использовании определений. Сравнительный метод помог выделить общее и различное в понимании термина «трезвость», применяемого в теории трезвости. Результаты исследования заключаются в обосновании необходимости чёткого определения поня-тия «трезвость» для утверждения и сохранения трезвости в обществе. Выводы. Определение понятия «трезвость», предлагаемое авторами статьи, является более точ-ным, исключает многозначность, поэтому для утверждения и сохранения трезвости в обществе необходимо ввести в научный оборот именно это определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF STATEMENT AND PRESERVATION OF SOBRIETY

Introduction. Studies examining the process of establishing and maintaining sobriety, rather than «combating alcoholism» are extremely scarce. This is evidenced by the fact that in everyday life, in conventional terminology, there is no definition of the main concept, the concept of “sobriety”. The purpose of the article is to analyze the existing definitions of the concept of “sobriety” and to offer a more accurate definition of sobriety for introduction into the scientific conceptual apparatus. Materials and Methods. The study was based on the use of the general philosophical dialectical method. The method of study and theoretical analysis of the legal framework has revealed contradictions in the use of definitions. The comparative method helped to identify the common and differences in the interpretation of the term “sobriety” used in the science of sobriety. Results. The authors justify the need for a clear definition of the concept “sobriety” for confirmation and preservation of sobriety in society. Conclusions. The authors propose the definition of the concept “sobriety”, which is more exact: it excludes polysemy. That is why to confirm and preserve sobriety in society, it is necessary to introduce that particular definition into scientific use.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ»

УДК 613.814 Б01 10.17238^^998-5320.2020.39.116

Е. А. Клюшникова, Тюменский индустриальный университет

Р. В. Распопов,

Научно-исследовательский институт Трезвости им. Г. А. Шичко, Тюмень

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ

Проблема и цель. Исследований, посвящённых изучению процесса утверждения и сохранения трезвости, а не «борьбы с алкоголизмом», крайне мало. Об этом говорит тот факт, что в обиходе, в общепринятой терминологии отсутствует определение главного понятия науки о трезвости -понятия «трезвость». Цель статьи - проанализировать имеющиеся определения понятия «трезвость» и предложить более точное определение для введения в научный понятийный аппарат и в современные словари.

Методология. Исследование проводилось на основе использования общефилософского диалектического метода. Метод изучения и теоретического анализа литературы и нормативно-правовой базы позволил выявить противоречия в использовании определений. Сравнительный метод помог выделить общее и различное в понимании термина «трезвость», применяемого в теории трезвости. Результаты исследования заключаются в обосновании необходимости чёткого определения по-ня-тия «трезвость» для утверждения и сохранения трезвости в обществе.

Выводы. Определение понятия «трезвость», предлагаемое авторами статьи, является более точным, исключает многозначность, поэтому для утверждения и сохранения трезвости в обществе необходимо ввести в научный оборот именно это определение.

Ключевые слова: трезвость, утверждение и сохранение трезвости, алкоголь, запрограммированность, самоотравление, понятийный аппарат, интоксикантная зависимость.

Можно объясняться с теми, кто говорит на другом языке, но не с теми, кто в те же слова вкладывает совсем другой смысл.

Жан Ростан

Проблема и цель. Проблема самоотравления человека интоксикантами (алкоголем, табаком и др.) существует в течение сотен лет и по-прежнему остаётся актуальной. Демографическая ситуация в нашей стране свидетельствует о социально-демографическом кризисе. Третье десятилетие в России рождается меньше людей, чем умирает. И если проанализировать причины смертности, то оказывается, что основным решающим фактором смертности являются болезни и преждевременные смерти, связанные с разрушением организма алкоголем и табаком. То, что проблема смертности является социальной проблемой, неоднократно подчёркивалось первыми руководителями нашей страны. Так в своём выступлении на заседании Совета безопасности 20 июня 2006 г. президент России В. В. Путин отмечал устойчивый характер критического сокращения народонаселения [1].

Надо заметить, что к такому состоянию Россия пришла не одномоментно. Проблема насаждения в нашей стране алкоголя и табака имеет многовековую историю, равно как и сопротивление народа данным тенденциям. На любом этапе алкоголизации страны всегда находились люди, понимающие катастрофические последствия этого процесса. Активные сторонники трезвого образа жизни не только сохраняли личную трезвость, но и занимались формированием трезвых убеждений у народа. И уже тогда в меру сил и понимания закладывали основу будущей науки о трезвости.

Исследованием пагубного влияния алкоголя и табака на личность человека и общества занимались многие учёные, общественные деятели России, Западной Европы и США. В Западной Европе и США трезвость пропагандировать стали раньше, чем в России. История сохранила множество имён: Мэтью Теобальд - ирландский реформатор, апостол трезвости, Раш Бенджамин - американский просветитель, философ, общественный и политический деятель, физиолог, Фекьяер Ханс Олаф - норвежский учёный, психиатр и психотерапевт, доктор медицины, Финч Джон - американский адвокат, талантливый оратор, выдающийся деятель мирового трезвеннического движения, в память которого установлен Всемирный день трезвости - 3 октября, Черрингтон Эрнест Хурст - американский педагог, журналист, энциклопедист, исследователь алкогольной проблемы, главный автор и составитель Первой международной «Энциклопедии трезвости» в 6 томах и многие другие [2].

В конце XIX - начале XX в. в России вопросы «борьбы с алкоголизмом» поднимали лучшие представители общества: писатель Л. Н. Толстой, учёный, педагог С. А. Рачинский, член Государственной думы Российской империи М. Д. Челышев, советский детский писатель Н. Н. Носов и др. Современные учёные А. Н. Якушев, Б. И. Искаков, Г. А. Шичко, А. Н. Маюров внесли большой вклад в развитие науки о трезвости в России.

Эмпирические исследования в области избавления от интоксикантной зависимости успешно проводил Х. О. Фекьяер, доктор медицины, психотерапевт, лечивший людей, зависимых от инток-сикантов. В своих исследованиях X. О. Фекьяер выдвинул тезис о социопсихологическом характере самоотравления людей интоксикантами. Кроме того, он убедительно подтвердил свой тезис эмпирическими данными. Он показал, что «кайф», или эйфория, приписываемая алкоголю и другим отравляющим веществам, мало связаны с их чисто фармакологическим действием [3].

Почти одновременно, но с более глубоким проникновением в проблему, проводил свои исследования советский учёный, кандидат биологических наук Г. А. Шичко. Он разработал психолого-педагогический метод самоизбавления от алкогольной зависимости, который и сегодня широко исполь-зуетсяся. Г. А. Шичко заложил основу понятийного аппарата новой науки - науки о трезвости [4, 5].

Теоретическую основу нашего исследования составляют научные труды учёных Г. А. Шичко, Ф. Н. Петровой, А. Н. Маюрова, Ф. Г. Углова, исследования и труды преподавателей обучающих курсов и уроков трезвости А. А. Зверева, В. А. Загумённого, И. П. Огородниковой, Т. В. Коба.

Целью настоящей работы является обоснование необходимости введения в научный оборот определения понятия трезвости, исключающего многозначность его толкования.

Именно практики - преподаватели обучающих курсов и уроков трезвости - обратили внимание на программирующую роль слов, используемых в среде людей, отравляющихся интоксиканта-ми. По словам филолога и философа Сергея Аверинцева, «смена языка - это смена мышления». А от мышления зависит направление приложения общественных усилий по решению проблемы, поэтому так важно чётко определиться с понятием «трезвость».

Методология. Исследование проводилось с помощью метода сравнения на основе изучения и теоретического анализа литературы и нормативно-правовой базы, касающихся вопросов трезвости.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования помогут в консолидации практических действий всех людей, заинтересованных в утверждении и сохранении трезвости в человеке, семье и обществе.

Трезвость в современном общественном сознании

Новорождённый обычно рождается под присмотром врачей. Специалист оценивает его состояние: фиксирует рефлекторную возбудимость и частоту сердцебиения, отмечает цвет кожных покровов и характер дыхания, оценивает мышечный тонус. Малыша тщательно осматривают, фиксируют вес, рост, отмечают отсутствие физических недостатков. После обследования врачи выносят вердикт: здоров. Очень важно для родителей и для страны, чтобы ребёнок родился с полноценным телом и здоровьем. В нашем обществе тело и здоровье человека - ценности. Охрана этих человеческих ценностей осуществляется законом. Так, за нанесение телесных повреждений и причинение ущерба здоровью в законе предусмотрено уголовное наказание. Но то, что человеку от природы даётся ещё и трезвость, обычно не замечается.

Также в нашем общественном сознании не фиксируется тот факт, что на Земле живёт в трезвости две трети населения. Это страны, в которых действует абсолютный «сухой» закон или применяется «закон трезвости» - 81 страна. Кроме того, около 700 народов и около 500 религий исповедуют «трезвление» [6]. В странах, которые живут трезво, трезвость, данная человеку от рождения, является ценностью и защищена законом.

Например, в Объединённых Арабских Эмиратах законом ограничено или запрещено (эмират Шарджа) самоотравление алкоголем. С развитием туризма эти ограничения пришлось пересмотреть, но и для туристов строгое их соблюдение закреплено законом. За нарушение закона предусмотрен существенный штраф, за повторное нарушение - запрет на въезд на определённое время. Для рабочих иммигрантов законы ОАЭ предусматривают штрафы в размере до 5000 дирхам или депортацию.

Факт того, что трезвость обеспечивает надлежащее качество жизни населения (здоровье физическое, психическое, социальное, нравственное), является фактом общепризнанным и доказанным в многочисленных медицинских исследованиях. Тем не менее в нашем обществе сложилось такое положение, при котором трезвость не считается ценностью и юридически не обеспечена какой-либо защитой. Такое положение объясняется ещё и тем, что в нашем языке нет понятия «трезвость», то есть явление есть и слово есть, а точного определения нет.

Анализ понятия трезвости в научной и публицистической литературе

Анализ использования понятия «трезвость» в повседневной жизни и в разных научных сферах (психология, социология, медицина, педагогика) позволяет сделать вывод, что обычно под словом «трезвость» понимается отсутствие опьянения. В словарях приводится значительное количество разных лингвистических форм со словами, в которых есть корень «трезв», но нет чёткого определения трезвости, исключающего множественность толкований. Анализ существующих понятий с корнем «трезв» даёт основание выделить два направления в их толковании. Рассмотрим их подробнее.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова: «...воздержание от спиртных напитков, неупотребление их» [7].

Словарь В. И. Даля: «.непьяный, нехмельной; .вообще воздержный в напитках, непьющий и неупивающийся... Трезвитель, воздержник» [8].

«Толковый словарь» под редакцией С. И. Ожегова: «.не пьяный, не хмельной. Трезвое состояние ...» [9].

В «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» это определение слова «трезвый» - «не пьяный, не хмельной» - дополняется ещё одной характеристикой - «рассуждающий и поступающий здраво, разумно, без хмеля в голове» [10].

Наконец, пожалуй, самое известное и самое неудачное, на наш взгляд, определение даётся в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Трезвость» - это непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ» [11]. Однако содержание понятия «воздержание» ясно показывает, что никакого отношения к трезвости этот процесс не имеет, потому что воздержание - это добровольный волевой отказ от чего-либо, подавление в себе каких-либо влечений в течение определённого промежутка времени или на протяжении всей жизни [12-14]. Если следовать определению ВОЗ, то получается, что ребёнок, родившийся в естественном трезвом состоянии, «непрерывно воздерживается от приёма алкоголя и других психоактивных веществ», то есть силой воли отказывается от употребления алкоголя и подавляет в себе влечение к этому ядовитому веществу. Получается также, что и человек, абсолютно равнодушный к алкоголю и другим отравлениям, тоже непрерывно воздерживается. Абсурдность таких утверждений очевидна.

Приведённые определения показывают, что к первому направлению относятся слова со смыслом «трезвый - значит не пьяный», которые скрывают истинную суть естественной трезвости как величайшей ценности, присущей человеку от природы при рождении. Однако общественное сознание не включает эту естественную трезвость «в комплектацию» нормальности, с которой рождается человек, являющийся естественным трезвенником. Такие определения ставят в центр общественного внимания алкоголь и «меру» отравления, а не естественно трезвое состояние человека. Кроме того, в них искажается истинный смысл понятии «трезвый», потому что для раскрытия его значения используются слова с отрицательным оттенком: «отказ», «непрерывное воздержание», будто новорождённый уже имеет склонность к употреблению алкоголя и трезвость - это его личная жертва, так как состояние трезвости требует от человека невероятной силы воли и решительности. Таким образом, человеку внушается, что трезвость - это вынужденное, а не естественное состояние человека. Такое понимание трезвости не приведёт человека и общество к правильному, естественному образу жизни.

Второе общепринятое значение корня «трезв-» - «здравомыслящий».См. словарь В. И. Даля: «.трезво смотрящий на вещи; освободившийся от иллюзий» [8], - то есть благоразумный, рассудительный. Однако здравомыслие - это не есть трезвость. Если человек обладает способностью здраво рассуждать, делать правильные выводы и правильно действовать, это ещё не значит, что он обладает трезвостью в истинном смысле.

Таким образом, можно констатировать: научно точного содержания понятия «трезвость» не существовало до нынешнего времени. Вследствие этого в общественном сознании трезвость как ценность не была зафиксирована.

Совершенствование определения понятия «трезвость»

Слово «трезвость» звучало и раньше на официальном уровне, например в лозунге «Трезвость -норма жизни» (в рамках «антиалкогольной кампании М. С. Горбачева 1985 года), но глубокому анализу оно не подвергалось. В общественном трезвенническом движении в СССР в «предперестроечное» время это понятие долгое время также было «фигурой умолчания»: оно не использовалось в каких-либо лозунгах, баннерах и других агитационных материалах. Впервые за время существования современного общественного трезвого движения слово «трезвость» появилось в лозунге на 9-м съезде Союза борьбы за народную трезвость в декабре 1996 г.: «Трезвость и здоровье нашим детям и обществу» (см. рис.).

Рис. Фотография участников 9-го съезда общественного движения «Союз борьбы за народную трезвость» в декабре 1996 года

В процессе длительной полемики общественных активистов, действовавших на тот момент во многих регионах России, к 2000 г. понятие трезвости выкристаллизовалось и было чётко сформулировано тюменской городской общественной организацией «Клуб трезвого и здорового образа жизни «Оптималист»: «Трезвость - естественное состояние человека, семьи, общества (свободное от запрограммированности на самоотравление любыми интоксикантами и физического отравления ими в любых количествах)». В 2003 г. общественная организация утверждения и сохранения трезвости «Трезвая Тюмень» (бывший «Оптималист») и ряд других трезвеннических общественных организаций объединились в движение «Союз утверждения и сохранения трезвости «Трезвый Урал».

Для лучшего восприятия в таблице представлена сравнительная характеристика предлагаемого определения трезвости и других определений, обнаруженных нами в литературе.

Различия определений понятия «трезвость» (прежнего и вводимого)

Недостатки общепринятых определений Преимущества вводимого определения

Трезвость - вынужденное состояние, личная жертва человека, волевой отказ. Все люди рождаются трезвыми, поэтому трезвость естественна. Её надо только сохранять.

Постулируется понятие «меры» в самоотравлении ядом. Любое количество интоксиканта наносит вред здоровью.

В центр общественного внимания ставится «мера» самоотравления алкоголем. Во главу угла поставлено естественное состояние трезвости, данное человеку от природы, с которым он родился, а не интоксиканты, с которыми якобы надо «бороться».

Отсутствует понятие «запрограммированность на самоотравление» и понимание того, что трезвость можно отнять. Констатируется тот факт, что у человека трезвость целенаправленно отнимается в корыстных интересах через программирование его на самоотравление.

Обычно упор делается только на алкоголе. Другие интоксиканты (табачный яд, интоксиканты ускоренного действия, так называемые «наркотики») не упоминаются в контексте трезвости, зачастую против каждого отдельного интоксиканта организуется отдельная кампания по борьбе. Подчёркивается, что отнятие трезвости происходит с использованием не только алкоголя, но и других интоксикантов (табак, нелегальные яды и т. д.), на которые у человека можно выработать «тягу», желание отравляться. Трезвость - это свобода от самоотравления любыми ядами.

Отсутствует понимание того, что возможно возвращение отнятой трезвости. Трезвость возвращается вместе с освобождением от запрограммированности на самоотравление интоксикантами.

Трезвость не распознаётся как ценность. Трезвость признаётся социальной нормой и ценностью [15; 16]

Результатом исследовательских изысканий авторов является обоснование целесообразности введения уточнённого определения понятия «трезвость», сформулированного участниками общественного движения «Союз утверждения и сохранения трезвости «Трезвый Урал», и предложение принять это определение за основу при понимании феномена трезвости (в первом, буквальном словарном значении этого слова), так как оно наиболее точно отражает сущность изучаемого явления. Такое определение позволяет «привести к единому знаменателю» все существовавшие до этого определения и создаёт основу для разработки условий правовой защиты трезвости. Кроме того, предлагаемое определение даёт возможность чётко наметить пути утверждения и сохранения трезвости в человеческом обществе и в правильном направлении осуществлять педагогическую работу по формированию у детей и взрослых трезвых убеждений, что в настоящее время является для нашей страны одной из важнейших задач.

Библиографический список

1. Путин В. В. Вступительное слово на заседании Совета Безопасности, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию 20 июня 2006 года. Москва [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/23656 (дата обращения: 11.11.2019).

2. Петрова Ф. Н. Антиалкогольная политика в России: ист.-криминол. аспект : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 : [место защиты: Санкт-Петерб. юрид. инст-т МВД России] / Петрова Фануза Нурулловна. СПб., 1996. 227 с.

3. Фекьяер Х. О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? / пер. К. С. Кра-совский. М. : Философская книга, 2012. 160 с.

4. Шичко Г. А. Основная трезвенная терминология. Л. : Оптималист, 1989. 41 с.

5. Шичко Г. А. Курс занятий по профилактике, групповому и индивидуальному избавлению от табакокурения. Л., 1990. 79 с.

6. Маюров А. Н., Кривоногов В. П., Гринченко Н. А. Собриология. Н. Новгород : Изд. салон ИП Гладкова О. В., 2009. 371 с.

7. Толковый словарь русского языка : 180 000 слов [Электронный ресурс] / под ред. Д. Н. Ушаков. В 4 т. М. : Гос. инст-т «Сов. энцикл.» ; ОГИЗ ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935 : оцифровка. URL: http://enc .biblioclub. ru/Encyclopedia/117

8. Толковый словарь русского языка : 25 000 статей / сост. В. И. Даль. М. : АСТ, 2014. 735 с.

9. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / под ред. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведовой. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.

10. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13 560 слов : в 2 т. / под ред. П. Я. Черных. 9-е изд. М. : Дрофа: Рус. яз. Медиа, 2009. Т. 2. 560 с.

11. Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organization [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/substance_abuse/terminology/wholexicon/en/#sobriety (дата обращения: 17.11.2019).

12. Sober living house characteristics: A multilevel analysis of factors associated with improved outcomes / Mericle A. [et al.] // Journal of Substance Abuse Treatment. 2019. № 98. Pp. 28-38. DOI: 10.1016/j.jsat.2018.12.004.

13. Lederman L., Menegatos L. Sustainable recovery: The self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous // Journal of Groups in Addiction and Recovery. 2011. Т. 6. № 3. Pp. 206-227. DOI: 10.1080/1556035X.2011.597195.

14. Christensen P. Scripting Addiction, Constraining Recovery: Alcoholism and Ideology in Japan // Japanese Studies. 2017. Т. 37. № 3. Pp. 371-385. DOI: 10.1080/10371397.2017.1395689.

15. Клюшникова Е. А., Некрасова А. А. Трезвость - как социальная норма и социальная ценность // Трезвость и проблемы современной России : материалы XVII Всероссийской науч.-практ. конф. ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Южноуральск, 23-24 февраля 2019 г.). Тюмень : Трезвая Тюмень, 2019. С. 103-108.

16. Огородникова И. П. С Трезвостью по дороге добра : учеб-метод. пособие для преподавателей уроков Трезвости / ред. Р. В. Распопов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень : Трезвая Тюмень, 2016. 142 с.

E. A.Klyushnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Industrial University of Tyumen, 38 Volodarsky st., Tyumen, 625000, Russian Federation e-mail: kljushnikovaea@tyuiu.ru R. V. Raspopov, Candidate of Engineering Sciences, Shichko Sobriety Research and Development Institute, 11 Parovoznaya st., Tyumen,, 625049, Russian Federation e-mail: romanraspopov@gmail.com

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF STATEMENT

AND PRESERVATION OF SOBRIETY

Introduction. Studies examining the process of establishing and maintaining sobriety, rather than «combating alcoholism» are extremely scarce. This is evidenced by the fact that in everyday life, in conventional terminology, there is no definition of the main concept, the concept of "sobriety".

The purpose of the article is to analyze the existing definitions of the concept of "sobriety" and to offer a more accurate definition of sobriety for introduction into the scientific conceptual apparatus.

Materials and Methods. The study was based on the use of the general philosophical dialectical method. The method of study and theoretical analysis of the legal framework has revealed contradictions in the use of definitions. The comparative method helped to identify the common and differences in the interpretation of the term "sobriety" used in the science of sobriety.

Results. The authors justify the need for a clear definition of the concept "sobriety" for confirmation and preservation of sobriety in society.

Conclusions. The authors propose the definition of the concept "sobriety", which is more exact: it excludes polysemy. That is why to confirm and preserve sobriety in society, it is necessary to introduce that particular definition into scientific use.

Keywords: sobriety, confirmation and preservation of sobriety, alcohol, programming, self-poisoning, conceptual apparatus, intoxicant dependence.

References

1. Putin V.V. Opening remarks at a meeting of the Security Council on measures to implement the Message to the Federal Assembly in June 20, 2006. Moscow. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ statements/23656 (accessed: 11.11.2019). (In Russian).

2. Petrova F. N. Anti-alcohol policy in Russia: historical and criminal aspect: dis.... cand. of legal sciences: 12.00.08. St. Petersburg, 1996. 227 p. (In Russian).

3. Fekiaer H. O. Alcohol and other drugs: magic or chemicals? / Trans. by K.S. Krasovskiy. Philosophical book Publ., 2012, 160 p. (In Russian).

4. Shichko G. A. Basic sober terminology. Leningrad: Optimalist Publ., 1989, 41 p. (In Russian)

5. Shichko G. A. The course of classes on prevention, group and individual release from smoking. Leningrad, 1990. 79 p. (In Russian).

6. Mayurov A. N., Krivonogov V. P., Grinchenko N. A. Sobriologiya. Nizhniy Novgorod, Gladkov Publishing Salon, 2009, 371 p. (In Russian)

7. Glossary of the Russian language: 180,000 words. Ed. by D. N. Ushakov. Moscow, State Institute of Sov. Encyclopedia; OGIZ Publ.; State Publishing House of Foreign and nat. words 1935: digization. Available at: http://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia7117 (In Russian).

8. Explanatory dictionary of the Russian language: 25,000 articles. Ed. by V. I. Dahl. Moscow, AST Publ., 2014, 735 p. (In Russian).

9. Glossary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions. Ed. by S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. Moscow, Azbukovnik Publ., 1999, 944 p. (In Russian)

10. Historical and etymological dictionary of the modern Russian language: 13,560 words: in 2 volumes. Ed. by P. Ya. Chernykh. 9th ed. Moscow, Drofa Publ.: Rus. lang Media Publ., 2009, Vol. 2. (In Russian).

11. Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organization [Electronic resource]. Available at: https://www.who.int/substance_abuse/terminology/wholexicon/en/#sobriety (accessed: 11/17/2019).

12. Sober living house characteristics: A multilevel analyses of factors associated with improved outcomes. Mericle A. [et al.]. Journal of Substance Abuse Treatment. 2019, no. 98, pp. 28-38. DOI: 10.1016 / j.jsat.2018.12.12.004.

13. Lederman L., Menegatos L. Sustainable recovery: The self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous. Journal of Groups in Addiction and Recovery. 2011, Vol. 6, no. 3, pp. 206-227. DOI: 10.1080 / 1556035X.2011.597195.

14. Christensen P. Scripting Addiction, Constraining Recovery: Alcoholism and Ideology in Japan. Japanese Studies. 2017, Vol. 37, no. 3, pp. 371-385. DOI: 10.1080 / 10371397.2017.1395689.

15. Klyushnikova E. A., Nekrasova A. A. Sobriety - as a social norm and social value. Sobriety and problems of modern Russia: proceedings of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference OD "Union UST" Sober Urals "(Yuzhnouralsk, February 23-24, 2019). Tyumen: Sober Tyumen Publ., 2019, pp. 103-108. (In Russian).

16. Ogorodnikova I. P. With Sobriety on the road to good: a teaching aid for teachers of sobriety lessons. Ed. by Raspopov R. V, 2nd ed., Tyumen: Sober Tyumen Publ., 2016, 142 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 7.02.2020 © Е. А. Клюшникова, Р. В. Распопов, 2020

Авторы статьи:

Елена Анатольевна Клюшникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания, Тюменский индустриальный университет, 625000, Тюмень, ул. Володарского, 38, е-таП: kljushnikovaea@tyuiu.ru Роман Владимирович Распопов, кандидат технических наук, директор Научно-исследовательского института Трезвости им. Г. А. Шичко, 625049, Тюмень, ул. Паровозная, 11, е-таП: romanraspopov@gmail.com

Рецензенты:

Т. Ф. Орехова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и до-кументоведения, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. М. Г. Голубчикова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогиеи, Иркутский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.