Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ФЕНОМЕНА "ТРЕЗВОСТЬ": ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ФЕНОМЕНА "ТРЕЗВОСТЬ": ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / УРОКИ ТРЕЗВОСТИ / ТИПОЛОГИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ТРЕЗВОСТИ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюшникова Елена Анатольевна, Хромина Светлана Ивановна

В настоящее время сохранение трезвости юного поколения наиважнейшая задача. Трезвость обычно рассматривается в контексте отсутствия опьянения или воздержания, а большинство изысканий учёных в прошлом и настоящем посвящено воздействию этанола на организм человека и последствиям отравления. Работ, посвящённых исследованию педагогических способов, методов и приёмов, направленных на сохранение трезвости, крайне мало. Выяснению сущности феномена трезвости, как и выявлению её качеств, также не уделяется должного внимания. Недостаточность исследований трезвости как системного объекта и создаёт предпосылку для рассмотрения типологии данного объекта, как и для осмысления возможных траекторий эволюционирования. При исследовании использовался один из методов категориально-системной методологии, а именно метод «Ряд информационных критериев». Результаты заключаются в том, что на основе категориального подхода определены качества объекта и сформирована типологизационная модель трезвости. Авторы пришли к выводу, что педагогам необходимо понимать, что из себя представляет трезвость вне алкогольного контекста. Поэтому полученная модель будет способствовать не только осмыслению данного феномена - она может использоваться на практике при проведении уроков Трезвости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND TYPOLOGY OF THE “SOBRIETY” PHENOMENON: PEDAGOGICAL ASPECT

Currently, one of the most important conditions for the sustainable development of Russia, and any other country, is the sobriety of its population. It is the sober lifestyle of people determining the quality of their lives and accordingly, the level of the country development. Scientists from various fields of knowledge (medicine, psychology, sociology, physiology) conduct researches to solve the alcohol problem. And the authors most often consider sobriety in the context of the absence of intoxication or abstinence from poisoning with alcohol poisoning. The vast majority of studies by well-known scientists are devoted to the ethanol effect on human body and the consequences of this poisoning. There are few works devoted to identification of self-poisoning reasons. There is not also many researches studying the ways, methods and techniques aimed at maintaining sobriety. In order to objectively assess the phenomenon, it is necessary to study it not only practically, but also to conduct theoretical research. The phenomenon of sobriety as a norm of life becomes particularly relevant for teachers. It is the teacher who brings up the generation that will determine the future of our country. Hence, it is difficult to teach the basics of sobriety if it is not defined in science. Today the essence of the “sobriety” phenomenon has not been revealed and its qualities have not been studied yet. The article suggests the author’s approach to the typologization of sobriety using a categorical methodology. On the basis of the presented approach, the qualities of the object are determined and a typological model of sobriety is formed.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ФЕНОМЕНА "ТРЕЗВОСТЬ": ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Vol. 15 No. 3 ■ 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)

Part 2. Pedagogical Sciences

УДК 37.013.46 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.17

Е. А. Клюшникова1, С. И. Хромина1

'Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация

Сущность и типология феномена «трезвость»: педагогический аспект

Аннотация. В настоящее время сохранение трезвости юного поколения наиважнейшая задача. Трезвость обычно рассматривается в контексте отсутствия опьянения или воздержания, а большинство изысканий учёных в прошлом и настоящем посвящено воздействию этанола на организм человека и последствиям отравления. Работ, посвящённых исследованию педагогических способов, методов и приёмов, направленных на сохранение трезвости, крайне мало. Выяснению сущности феномена трезвости, как и выявлению её качеств, также не уделяется должного внимания. Недостаточность исследований трезвости как системного объекта и создаёт предпосылку для рассмотрения типологии данного объекта, как и для осмысления возможных траекторий эволюционирования. При исследовании использовался один из методов категориально-системной методологии, а именно метод «Ряд информационных критериев». Результаты заключаются в том, что на основе категориального подхода определены качества объекта и сформирована типологизационная модель трезвости. Авторы пришли к выводу, что педагогам необходимо понимать, что из себя представляет трезвость вне алкогольного контекста. Поэтому полученная модель будет способствовать не только осмыслению данного феномена - она может использоваться на практике при проведении уроков Трезвости.

Ключевые слова: трезвость, уроки Трезвости, типологизационная модель трезвости, категориально-системная методология, информационный критерий.

Дата поступления статьи: 23 августа 2021 г.

Для цитирования: Клюшникова Е. А., Хромина С. И. (2021) Сущность и типология феномена «трезвость»: педагогический аспект // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 142-150. DOI: 10.17238/ issm998-5320.202lл5.зл7.

Проблема и цель. В нашей стране с 1992 г. наблюдается стабильное сокращение воспроизводства населения и высокая смертность. Основная причина смертности — это болезни и преждевременные смерти, связанные с отравлением организма алкоголем и табаком. Тем не менее тенденция к снижению уровня самоотравления данными интоксикантами сегодня слаба. Поскольку в нашем обществе, вследствие организованного мощного информационного воздействия, алкоголь и табак являются по факту гвоздём социализации, о трезвости говорят мало и трезвость не изучают.

Методы, средства и приёмы, используемые в деле профилактики и борьбы, не приносят ощутимых результатов. Об этом свидетельствует тот факт, что возраст приобщения к алкоголю и табаку постоянно снижается.

Чтобы исправить существующее положение, необходимо исследовать не столько следствие, сколько причины потери трезвости. И особенно актуальной на современном этапе является разработка теории и методологии сохранения и утверждения трезвости. В русле этой методо-

логии сегодня по всей стране работают учителя Трезвости [1]. И ядром всех таких уроков является именно сама трезвость. Однако сущность трезвости не выявлена и в теоретической науке не зафиксирована.

Цель работы. Целью данной работы является выявление фундаментальных качеств феномена трезвости, отражающих его сущность, а также разработка типологизационной модели трезвости. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: выявить состав качественных характеристик феномена «трезвость» и разработать типологию данного феномена, отражающую его видовое разнообразие и эволюцию видов и форм.

Методология и методы. Разрешение многих научных вопросов зависит от понимания всех возможных аспектов объекта. Например, если не иметь чёткого представления о сущности феномена «трезвость», сложно будет понять, с чего начинается формирование трезвости, при каких условиях она сохраняется и каким образом её можно закрепить и воспроизвести, сохранить и утвердить. С исследовательской точки зрения

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

представляет интерес факт возможного управления процессом сохранения и воспроизведения трезвости у подрастающего поколения и в целом во всём обществе с помощью педагогического инструментария.

Для выявления сущности феномена «трезвость» мы использовали в своих исследованиях категориальный подход. Понятие о категориях имеет длительную историю: Платон выделял пять категорий как важнейших родов бытия, а о десяти категориях, необходимых для описания объекта, говорил Аристотель. В наше время категориально-системная методология, как методология научных исследований, разработана и успешно апробирована на протяжении более 30 лет В. И. Разумовым, В. П. Сизиковым и Г. Д. Боуш [2, 3].

Методологической основой работы является категориально-системная методология, которая зарекомендовала себя как высокопродуктивная поисковая платформа, позволяющая генерировать новые знания. С помощью категориально-системной методологии (КСМ) возможно структурирование фрагментарного, несистемного представления об объекте, с получением новых знаний и категориальных конструкций для осмысления.

Роды знаний о бытии в категориально-системной методологии определяют статусность действительного знания через организационно-схематичное структурирование. Категориальные схемы необходимы как инструмент, обеспечивающий понимание и осмысление любого предмета. И данная методология начинает активно использоваться педагогами [4].

Для создания модели трезвости использовался категориальный метод «Ряд информационных критериев» (РИК), разработанный В. И. Разумовым [5] и усовершенствованный Г. Д. Боуш [6].

Метод основывается на понятии информационных критериев и открывает дополнительные инструментальные возможности для детализации знаний об объекте и построения типологии. Комплекс информационных критериев, каждый из которых выражает какую-либо качественную характеристику, представляет развитие сложного объекта. Информационные критерии составляют определенный ряд, а ряды сформированы на заданных принципах. Последовательность критериев определяется закономерностью эво-

люционного усложнения объекта. Так, каждое последующее качество, обладающее более сложной системной организацией в сравнении с предыдущим, включает в свой состав предшествующий ИК [3]. В целом конструкция строится относительно последнего в ряду ИК. На рис. 1 изображён алгоритм реализации метода.

Рис. 1. Алгоритм реализации метода

Аспекты исследования трезвости. О том, что тема трезвости всегда была и остаётся актуальной, свидетельствует непрекращающийся интерес к ней как общественных деятелей, так и научного сообщества.

На протяжении всей нашей отечественной истории учёные, писатели, общественные деятели, педагоги, врачи вырабатывали идеи трезвости. И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Л. Е. Попов с научной точки зрения пытались донести до человечества идею вреда от самоотравления алкоголем. [7, 8, 9]. Е. К. Иванова, Е. Г. Шубникова, О. Н. Кадышева, О. В. Кириллова, И. А. Чеме-рилова анализировали зарождение системы профилактики зависимого поведения детей в Х1Х-ХХ в. в России, акцентируя внимание на ведущей роли врачей в становлении медицинской модели профилактики алкогольной зависимости, в основу которой положена стратегия информирования детей и подростков о влиянии алкогольных ядов на здоровье и негативных последствиях их употребления [10]. Проблеме самоотравления подростков психоактивными веществами, выявлению его причин, методам психолого-педагогической профилактики посвящены исследования В. В. Завражного и М. В. Чагиной [11].

Последствия алкоголизма невозможно не заметить. Поэтому в первую очередь учёные, педагоги, медики и обращали внимание именно на следствия. Их усилиями сформировалась база

Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches issN_i998-532o_(Pr¡nt)

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

знаний о влиянии алкоголя и табака на человека и общество и о сложности избавления от алкогольной зависимости. Этот вопрос достаточно хорошо изучен [12, 13]. Охват тем, связанных с изучением алкоголизма, очень широк. Исследования зарубежных авторов касаются разных аспектов алкопроблемы. Это:

- обзор мобильных приложений, с помощью которых можно оказывать помощь членам семьи людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, или вредных мобильных приложений, предназначенных для пропаганды употребления алкоголя и запрещённых веществ [14];

- анализ значения инициативы Alcohol Concern «Сухой январь» - отказа от алкоголя в январе в Великобритании, где социальная практика рассматривается как воплощённый опыт этического самообразования [15];

- феноменологические исследования переживаний, связанных с алкоголизмом и его лечением [16];

- исследование концепций человеческого алкогольного поведения: американской модели болезни, а также второй модели, многофакторной, основанной на социологических, психологических, философских и антропологических факторах;

- обзор наиболее значительных результатов исследований контролируемого употребления алкоголя с 1962 г. [17];

- анализ несчастных случаев на производстве и состояния трезвости пострадавших [18];

- возвращение к жизни людей после употребления психоактивных веществ, в т. ч. и восстановление здоровья [19].

В процессе осмысления проблемы алкоголизации населения исследователи подошли к проблеме и с другой позиции. В основном они рассматривали влияние интоксикантов на человека / общество и последствия самоотравления, а также уделяли много внимания выработке методов и способов борьбы с алкоголизмом и пьянством. Причины, порождающие эти явления, оставались неисследованными. Первым, кто вывел теорию социального программирования на вредные привычки и разработал метод освобождения от интоксикантных зависимостей психолого-педагогическими методами, был советский психофизиолог Г. А. Шичко [20]. В это

же время независимо от него к таким же выводам пришёл норвежский доктор медицины Х. О. Фекьяер [21]. Он привёл результаты своих исследований и сделал вывод о том, что существует явное социопсихологическое объяснение самоотравления людей интоксикантами. Уже в наше время глубокие исследования провёл

A. А. Зверев и в своих работах доказал органи-зуемость процесса самоотравления людей алкогольными и табачными ядами [22].

Противостоять социальному программированию людей на самоотравление можно. Но для этого мало изучать катастрофические последствия алкоголизма. Сегодня наступило время изучения трезвости как самостоятельного объекта с научным значением и смыслом. Необходимо целенаправленно исследовать трезвость и разрабатывать науку о трезвости, совершенствовать методологию сохранения и утверждения трезвости. И об этом всё чаще стали говорить и писать теоретики и практики. Так, например,

B. А. Зотова в своих работах предпринимает попытку построения пространства интерпретаций понятия «трезвость» с точки зрения различных областей социального знания: социологии, антропологии, философии и социальной психологии [23]. А. Н. Маюров формулирует законы и принципы науки о путях отрезвления [24]. Теоретические основы педагогического процесса утверждения и сохранения трезвости разрабатывают Е. А. Клюшникова и Р. В. Распопов [25, 26], учителя Трезвости проводят уроки Трезвости, обобщают свой опыт и свидетельствуют о большой эффективности такой работы в школах и вузах [27, 1].

Но исследований о сущности феномена «трезвость» как системе качеств авторам не удалось найти. Мы считаем, что необходимо и дальше глубоко и всесторонне изучать феномен трезвости и на базе полученных сведений, фактов, результатов исследований создавать теорию и методологию не борьбы, а утверждения и сохранения трезвости.

Выявление атрибутов трезвости. Чтобы выявить информационные критерии (атрибуты) объекта «трезвость», мы выделили его фундаментальные качества и объединили в логическую последовательность, отражающую эволюцию объекта. Мы полагаем, что в процессе формирования и воспроизводства трезвости, в

¡^бЙ 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 ■ № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

процессе осознания феномена обществом последовательно раскрываются следующие качества.

1. Природность.

2. Нормальность.

3. Гармоничность.

4. Потребность.

5. Ресурсность.

6. Ценностность.

Природность. Открывает ряд информационный критерий, определяющий его простейшую качественную характеристику - природность (естественность или натуральность). Природное

- это то, что возникло в природе по её законам. Природно всё, что вытекает из биологической данности, естественно, всё, что является следованием природе.

Трезвость - это естественное состояние человека, оно присутствует у человека с рождения, это базовое состояние человеческой личности и человеческого организма. Если человек отравляет себя ядами - это не соответствует законам природы, то есть атрезвость неестественна, она навязывается человеку социумом. Осознанная природность трезвости становится фундаментом развития личности.

Нормальность. Вторым качеством будет являться нормальность. Значение слова «норма»

- установленный эталон, руководящее начало, правило, образец. Человек рождается трезвым — это норма.

В течение жизни, если организм не подвергается отравляющему воздействию ядов, он функционирует нормально. Тело физически не подвергается разрушению, его биология не изменяется, функции организма остаются в норме. Нормальность психики обуславливается отсутствием зависимостей от интоксикантов и обеспечивает адекватную реакцию на окружающий мир, социум, созидательное поведение. Нормальный, неотравленный мозг обеспечивает ясность ума, препятствует деформации сознания и психики.

Таким образом, нормальность - это соответствие нормам и эталонам бытия человека. Трезвость - это в т. ч. и социальная норма [28].

Третья качественная характеристика трезвости - гармоничность - оптимальная слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни человека. Интоксикация алкоголем не только нарушает биологическое равновесие в

организме человека, но и деформирует психику, в результате чего личность утрачивает морально-нравственную устойчивость. Эта категория отражает характер трезвости - внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность между собой и внешним миром, уравновешенное и созвучное состояние всех составляющих бытия человека, материальных и духовных, а также связь, стройность, соразмерность данных частей. Такое сбалансированное функционирование и развитие возможно только у трезвого человека.

Четвёртое качество трезвости - осознанная потребность - нужда человека в необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности. Потребность в трезвости — это необходимость в сохранении и поддержании оптимального состояния, позволяющего эффективно функционировать, развиваться, самосовершенствоваться. Например, теория мотивации Абрахама Маслоу включала самоактуализацию как высшую потребность человека. Но человек без трезвости неспособен полно выявить и развить свои личностные возможности.

В процессе эволюции трезвости развивается пятый атрибут - ресурсность трезвости. Трезвый человек обладает большим жизненным ресурсом. Здоровое тело и психика трезвого человека направлены на выполнение жизненно важных задач, с максимальным творческим потенциалом. Трезвый человек способен максимально задействовать все свои способности, интеллект, навыки, интуицию, физическую силу, здоровье, энергию. Без трезвости эти ресурсы вторичны и способны утрачиваться. Ресурсность трезвости в жизни человека определяется глубиной понимания неестественности «химических» эмоций и состояний после отравления алкогольным ядом. Осмысление глубины этого понимания стимулирует человека к развитию интеллекта, творческого воображения, вследствие чего приобретаются новые знания и навыки решения жизненных проблем. Т. е. трезвость - это важный ресурс.

Ценностность, как высшая форма трезвости, завершает ряд информационных критериев. Прежде чем дать определение ценностности, определимся с понятием термина «ценность». Ценность - это идеальные представления общества о значимости чего-либо. Сущность ценно-

Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches issN_i998-532o_(Print)

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

сти состоит в её значимости, приоритетности для человека. Сама ценность может представляться в качестве социального идеала, к которому стремятся люди. Трезвость является фундаментальной ценностью, не зависящей ни от обстоятельств жизни, ни от сферы деятельности. Ценность трезвости определяется человеком из своего опыта. Исходя из сведений о ценности трезвости, человек принимает решение о собственной трезвости, что открывает для него новые возможности. Надо заметить, что люди, не обладающие пониманием ценности трезвости, рассматривают её как ненужную, не имеющую смысла. В свою очередь, люди, имеющие сведения о ценности трезвости и, как следствие, уже обладающие ею, будут расширять имеющиеся возможности человеческого бытия и формировать значимое устойчивое представление о здоровом трезвом образе жизни.

Таким образом, особое понимание ценностно-сти трезвости несёт в себе саму ценность. Цен-ностность - это не только концентрат, квинтэссенция всего того, что может дать человеку трезвость, но это и осознание особой значимости, прагматической выгоды (потребности, выгодности) и высшей ценности сохранения состояния трезвости.

Интерпретация полученных результатов. Итак, категориально-информационная модель феномена «трезвость» может быть представлена следующим образом (рис. 2).

Используя выделенные качества, мы построили модель генетической типологии трезвости (рис. 3).

Модель состоит из ячеек. Ячейки содержат набор из двух постоянных информационных критериев. Третий атрибут меняется согласно последовательности видов качеств объекта на каждом новом уровне. Каждый уровень модели выделяется по вертикали. Эволюция объекта, как увеличение значимости, отражается постоянным элементом, который в каждом случае является следующим по порядку видом качества в последовательности, соотносимой с информа-

ционным критерием более высокого порядка. В полученной типологической модели трезвости систематизированы её основные характеристики, основанные на двухэлементном ядре [29], включающем два вида качеств.

Первый уровень модели - это базовые качества объекта: природность (710), нормальность

(720), гармоничность (730), потребность (740), ресурсность (750), ценностность (760). Данные качества трезвости нельзя рассматривать как единственно возможные. На этой основе со временем могут развиться следующие, не осознанные на уровне эмпирики сегодня.

Определяющим элементом двухэлементного ядра на следующем типологическом уровне ячеек становится природность трезвости. Это качество даёт ряд сочетаний с различными информационными критериями более высокого порядка (721-761): природность / нормальность

(721), природность / гармоничность (731), природность / потребность (741), природность / ресурсность (751), природность / ценностность (861).

Третий уровень модели формируется совокупностью качеств трезвости, постоянным элементом которых является нормальность в сочетании с более сложными аспектами трезвости (732-762): нормальность / гармоничность (732), нормальность / потребность (742), нормальность / ресурсность (752), нормальность / цен-ностность (762).

Более сложный аспект расположен на четвёртом уровне - это гармоничность. Гармоничность предполагает осознание трезвости как фактора, выводящего человека на новый уровень развития. В иерархии качеств объекта гармоничность находится в верхней части модели (743-763), сочетаясь с качествами более высокого порядка: гармоничность / потребность (743), гармоничность / ресурсность (744), гармоничность / цен-ностность (745).

Для понимания роли трезвости в обществе и в воспитании необходимо осознать, что такой атрибут трезвости, как потребность, необходимо развить в обществе и закрепить в общественном сознании. В известной иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу, трезвости нет. Но, как нам видится, человечество должно дойти до

природность нормальность гармоничность

потребность ресурсность ценностность

Рис. 2. Категориально-информационная модель феномена «трезвость»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

7 трезвость

6 ценностность

5 ресурсность

7 трезвость 7 трезвость

5 ресурсность 6 ценностность

4 потребность 4 потребность

7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость

4 потребность 5 ресурсность 6 ценностность

3 гармоничность 3 гармоничность 3 гармоничность

7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 гармоничность 4 потребность 5 ресурсность 6 ценностность

2 нормальность 2 нормальность 2 нормальность 2 нормальность

7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость

2 нормальность 3 гармоничность 4 потребность 5 ресурсность 6 ценностность

1 природность 1 природность 1 природность 1 природность 1 природность

7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость 7 трезвость

1 природность 2 нормальность 3 гармоничность 4 потребность 5 ресурсность 6 ценностность

0 0 0 0 0 0

Рис. 3. Генетическая типология трезвости

понимания такой потребности, как трезвость. На пятом уровне (754-764) потребность согласовывается с такими аспектами, как ресурсность (754) и ценностность (764).

На самом высоком уровне находятся ресурс-ность и ценностность (765). И это закономерно. Ресурсность заключается в том, что без трезвости вторичные ресурсы человека (способности, интеллект, навыки, способность усваивать знания и опыт, здоровье, жизненная энергия) и общества (совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей) могут исчезнуть, утратиться. А такое качество, как ценностность, характеризует трезвость как категорию, без которой невозможно полностью реализовать человеческий потенциал.

В ячейках модели расположена пара качеств, но это не означает, что иные возможные качества неважны. Их можно определить, но, с нашей точки зрения, они будут зависеть от качеств, находящихся в составе ядра. Именно эта пара атрибутов играет главную роль в наполнении понимания категории трезвости.

Заключение. Определение таких сложных категорий, как «трезвость», может быть получено с помощью категориально-системной методологии в сочетании с методами формальной логики. С помощью категориального метода

«Ряд информационных критериев» нами произведена детализация знаний об объекте «трезвость», выполнена типологизация, отражающая его видовое разнообразие. В объекте «трезвость» выделены качества, позволяющие осуществить идентификацию уровня развития трезвости в обществе. В свою очередь, это поможет определить возможные пути преобразования, как в прогрессивном, так и в регрессивном направлениях.

Полученные результаты помогут не только более детально изучить эволюционный потенциал объекта, но и исследовать механизм функционирования феномена трезвости. А также обосновать возможные траектории его эволюционного развития как педагогического фактора на основе знаний.

Таким образом, данная модель чётко и понятно показывает, в каком контексте стоит рассматривать явление трезвости. Очень часто на мероприятиях по профилактике наркотизма происходит запугивание детей последствиями самоотравления алкогольными и табачными ядами. Или провоцирование интереса к запрещённым и легальным интоксикантам. Мы предлагаем другой подход: донести, насколько ценна трезвость в жизни человека. Именно об этом стоит говорить на уроках Трезвости с детьми и студентами. И в этом поможет педагогам наша генетическая типология трезвости.

Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches .„issN_1998-532°(Print)

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

Источники

1. Загумённый В. А., Распопов Р. В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся // Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» : матер. XIV науч.-практ. конф. Тюмень, 2016. С. 26-35.

2. Разумов В. И., Сизиков В. П. Основы теории динамических информационных систем. Омск, 2005. 215 с.

3. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М. : ИНФРА-М, 2020. 227 с.

4. Аксютина З. И. Социальное воспитание в контексте исследования рисков // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 3. С. 14-25.

5. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: учеб. пособие. Омск, 2004. 277 с.

6. Васецкая Н. О., Боуш Г. Д., Глухов В. В. Систематизация разновидностей университетов в экономике с помощью категориального метода «Ряд информационных критериев» // Вестн. Ом. ун-та. Омск : Изд-во ОмГУ, 2019. Т. 17 № 3. С. 29-38.

7. Павлов И. П. Экспериментальный Институт для укрепления вящего господства алкоголя над русской землей // Русскш Врачъ. 1912. № 20. С. 700-702.

8. Бехтерев В. М. Вопросы алкоголизма и меры борьбы с его развитием. СПб. : Я. Трей, 1912 г. 28 с.

9. Попов Л. Е. Алкоголь и человек. Томск, 2015. 82 с.

10. Психолого-педагогическое сопровождение школьников: исторические аспекты и современные тенденции / Иванова Е. К., Шубникова Е. Г., Кадышева О. Н., Кириллова О. В., Чемерилова И. А. Чебоксары : Изд-во ЧГУ, 2019. 140 с.

11. Завражнов В. В., Чагина М. В. Психолого-педагогические аспекты профилактики употребления психоактивных веществ подростками // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. С. 665-668.

12. Lederman L., Menegatos L. (2011). Sustainable recovery: the self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous. Journal of Groups in Addiction and Recovery, no. 6 (3), pp. 206-227.

13. Christensen P. (2017) Scripting addiction, constraining recovery: alcoholism and ideology in Japan. Japanese Studies. 37(3). pp. 371-385.

14. Ghassemlou Sh., Marini Ch., Chemi Ch., Ranjit Y. S., Tofighi B. (2020). Harmful smartphone applications promoting alcohol and illicit substance use: a review and content analysis in the United States. Translational Behavioral Medicine, no. 10 (5), pp. 1233-1242.

15. Yeomans H. (2019) New Year, New You: a qualitative study of Dry January, self-formation and positive regulation. Drugs: Education, Prevention and Policy, no. 26 (6), pp. 460-468.

16. Opacic A., Keserica V. (2019) From alcoholism to firm abstinence: revealing multidimensional experiences of treated alcoholics in Croatia. Archives of psychiatry research, no. 55(2), pp. 139-152.

17. Suissa A. J. (2001). Alcoholism, controlled drinking, and abstinence: scientific markers and social issues. Journal of Addictions Nursing, no. 13 (3-4), pp. 149-161.

18. Bloch-Boguslawska E., Pufal E., Sygit B., Nowacka T. (2008). Accidents at work as an effect of lack or inadequate inspection /supervision of employees/workers (inform study). Archiwum medycyny sadowej i kryminologii, no. 58 (4), pp. 208-211.

19. Dong K. R., Must A., Tang A. M., Beckwith C. G., Stopka T. J. (2018) Competing priorities that rival health in adults on probation in Rhode Island: Substance use recovery, employment, housing, and food intake. BMC Public Health, no. 18, (1), 289 p.

20. Шичко Г. А. Курс занятий по профилактике, групповому и индивидуальному избавлению от табакокурения. Л/ : МКБН, 1990. 79 с.

21. Фекьяер Х. О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? М., 2012. 160 с.

22. Зверев А. А. Трезво о политике. М. : Концептуал, 2012. 668 с.

23. Зотова В. А. Пространство интерпретаций трезвости в социальных науках // Вестник РГГУ. М. : Изд-во РГГУ, 2019. № 2 (16). С. 84-90.

24. Маюров А. Н., Кривоногов В. П. Как отрезвить Россию: Законы собриологии. М., 2011. 64 с.

25. Клюшникова Е. А. Язык утверждения и сохранения трезвости как инструмент формирования трезвости // Современный ученый. Белгород, 2020. № 5. С. 99-103.

26. Клюшникова Е. А., Распопов Р. В. Теоретические основы педагогического процесса утверждения и сохранения трезвости // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск : Изд-во ОмГА, 2020. № 1 (39). С. 116-122.

27. Огородникова И. П. С Трезвостью по дороге добра: учеб.-метод. пособие для преподавателей уроков Трезвости. Тюмень, 2016. 142 с.

28. Клюшникова Е. А., Некрасова А. А. Трезвость - как социальная норма и социальная ценность // Трезвость и проблемы современной России: материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. Южноуральск, 23-24 февраля 2019 г. Южноуральск, 2019. С. 103-108.

29. Недолужко О. В. Типологизация, идентификация и диагностика интеллектуального капитала организации с использованием категориального метода «ряд информационных критериев» // Вестн. Тюмен. гос. унта. Социально-экономические и правовые исследования. Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2017. Т. 3. № 1. С. 206-222.

Информация об авторах

Клюшникова Елена Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультуры и спорта. Тюменский индустриальный университет (625000, РФ, г. Тюмень, ул. Володарского, 38). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8305-923. E-mail: lenatolik21@mail.ru

¡^бй 12587'-94зхР0Пнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 15 № 3 2021

Раздел 2. Педагогические науки

Хромина Светлана Ивановна

Кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой физкультуры и спорта. Тюменский индустриальный университет (625000, РФ, г. Тюмень, ул. Володарского, 38). SPIN-код: 2275-6189. AuthorlD: 522927. E-mail: skhromina@list.ru

E. A. Klyushnikova1, S. I. Khromina1

'Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

The essence and typology of the "sobriety" phenomenon:

pedagogical aspect

Abstract. Currently, one of the most important conditions for the sustainable development of Russia, and any other country, is the sobriety of its population. It is the sober lifestyle of people determining the quality of their lives and accordingly, the level of the country development. Scientists from various fields of knowledge (medicine, psychology, sociology, physiology) conduct researches to solve the alcohol problem. And the authors most often consider sobriety in the context of the absence of intoxication or abstinence from poisoning with alcohol poisoning. The vast majority of studies by well-known scientists are devoted to the ethanol effect on human body and the consequences of this poisoning. There are few works devoted to identification of self-poisoning reasons. There is not also many researches studying the ways, methods and techniques aimed at maintaining sobriety. In order to objectively assess the phenomenon, it is necessary to study it not only practically, but also to conduct theoretical research. The phenomenon of sobriety as a norm of life becomes particularly relevant for teachers. It is the teacher who brings up the generation that will determine the future of our country. Hence, it is difficult to teach the basics of sobriety if it is not defined in science. Today the essence of the "sobriety" phenomenon has not been revealed and its qualities have not been studied yet. The article suggests the author's approach to the typologization of sobriety using a categorical methodology. On the basis of the presented approach, the qualities of the object are determined and a typological model of sobriety is formed.

Keywords: sobriety, alcoholism, typological model of sobriety, information criterion, categorical-system methodology.

Paper submitted: August 23, 2021.

For citation: Klyushnikova E. A., Khromina S. I. (2021) The essence and typology of the "sobriety" phenomenon: pedagogical aspect. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 3, pp. 142-150. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2021.15.3.17.

References

1. 1. Zagumenny V. A., Raspopov R. V. Efficiency of Sobriety lessons and their influence on the creative abilities of students. In: Materials of the XIV scientific and practical conference of the OD Union of approval and preservation of Sobriety "Sober Ural". Tyumen, 2016, pp. 26-35 (In Russian).

2. Razumov V. I., Sizikov V. P. Fundamentals of the theory of dynamic information systems. Omsk, 2005, 215 p.

3. Boush G. D., Razumov V. I. A new approach to the construction of definitions of economic categories (on the example of a business cluster). Moscow, INFRA-M Publ., 2010, no. 4, pp. 18-26 (In Russian).

4. Aksyutina Z. I. Social education in the context of risk research. Pedagogy and psychology of education, 2020, vol. 6, no. 3, pp. 14-25 (In Russian).

5. Razumov V. I. Categorical-system methodology in the training of scientists: textbook. stipend. Omsk, 2004, 277 p. (In Russian).

6. Vasecka N. O., Boush G. D., Glukhov V. V. The Systematization of the varieties of universities in the economy with the help of the categorical method "A number of information criteria". Omsk University Herald, 2019, vol. 17, no. 3, pp. 29-38 (In Russian).

7. Pavlov I. P. Experimental Institute for strengthening the current dominance of alcohol over the Russian land. Russian Doctor, 1912, no. 20, pp. 700-702 (In Russian).

8. Bekhterev V. M. Questions of alcoholism and measures to combat its development. St. Petersburg, Y. Trey Publ., 1912, 28 p. (In Russian).

9. Popov L. E. Alcohol and people. Tomsk, 2015, 82 p. (In Russian).

10. Ivanova E. K., Shubnikova E. G., Kadysheva O. N., Kirillova O. V., Chemerilova I. A.Psychological and pedagogical support of schoolchildren: historical aspects and modern trends. Cheboksary, ChSU Publ., 2019, 140 p. (In Russian).

Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches issN_i998-532o_(Print)

ISSN 12587-943X (Online)

Part 2. Pedagogical Sciences

11. Zavrazhnov V. V., Chagina M. V. Psychological and pedagogical aspects of prevention of the use of psychoactive substances by adolescents. Modern scientific research and innovation, 2017, no. 2, pp. 665-668 (In Russian).

12. Lederman L., Menegatos L. (2011). Sustainable recovery: the self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous. Journal of Groups in Addiction and Recovery, no. 6 (3), pp. 206-227 (In English).

13. Christensen P. (2017) Scripting addiction, constraining recovery: alcoholism and ideology in Japan. Japanese Studies. 37 (3), pp. 371-385 (In English).

14. Ghassemlou Sh., Marini Ch., Chemi Ch., Ranjit Y. S., Tofighi B. (2020). Harmful smartphone applications promoting alcohol and illicit substance use: a review and content analysis in the United States. Translational Behavioral Medicine, no. 10 (5), pp. 1233-1242 (In English).

15. Yeomans H. (2019) New Year, New You: a qualitative study of Dry January, self-formation and positive regulation. Drugs: Education, Prevention and Policy, no. 26 (6), pp. 460-468 (In English).

16. Opacic A., Keserica V. (2019) From alcoholism to firm abstinence: revealing multidimensional experiences of treated alcoholics in Croatia. Archives of psychiatry research, no. 55 (2), pp. 139-152 (In English).

17. Suissa A. J. (2001). Alcoholism, controlled drinking, and abstinence: scientific markers and social issues. Journal of Addictions Nursing, no. 13 (3-4), pp. 149-161 (In English).

18. Bloch-Boguslawska E., Pufal E., Sygit B., Nowacka T. (2008). Accidents at work as an effect of lack or inadequate inspection /supervision of employees/workers (inform study). Archiwum medycyny sadowej i kryminologii, no. 58 (4), pp. 208-211 (In English).

19. Dong K. R., Must A., Tang A. M., Beckwith C. G., Stopka T. J. (2018) Competing priorities that rival health in adults on probation in Rhode Island: Substance use recovery, employment, housing, and food intake. BMC Public Health, no. 18 (1), 289 p. (In English).

20. Shichko G. A. Kurszanyatij po profilaktike, gruppovomuiindividual'nomuizbavleniyuottabakokureniya. Leningrad, MKBN Publ., 1990, 79 p. (In Russian).

21. Fekjaer H. O. Alcohol and other drugs: magical or chemical substances? Moscow, 2012, 160 p. (In Russian).

22. Zverev A. A. Soberly o politike. Moscow, Kontseptual Publ., 2012, 668 p. (In Russian).

23. Zotova V. A. Space of interpretations of sobriety in social sciences. RSHU Herald, 2019, no. 2 (16), pp. 84-90 (In Russian).

24. Mayurov A. N., Krivonogov V. P. How to sober up Russia: Laws of sobriology. Moscow, 2011, 64 p. (In Russian).

25. Klyushnikova E. A. The language of approval and preservation of sobriety as a tool for forming sobriety. 2020. No. 5. pp. 99-103 (In Russian).

26. Klyushnikova E. A., Raspopov R. V. Theoretical foundations of the pedagogical process of approval and preservation of sobriety. The Science of Person: Humanitarian Researches, 2020, no. 1 (39), pp. 116-122 (In Russian).

27. Ogorodnikova I. P. With Sobriety on the road of good: an educational and methodological guide for teachers of Sobriety lessons. Tyumen, 2016, 142 p. (In Russian).

28. Klyushnikova E. A., Nekrasova A. A. Sobriety - as a social norm and social value. In: Sobriety and problems of modern Russia. Materials of the XVII All-Russian Scientific-practical conference, Yuzhnouralsk, 2019, pp. 103-108 (In Russian).

29. Nedoluzhko O. V. Typologization, identification and diagnostics of the intellectual capital of an organization using the categorical method "A number of information criteria". Tumen State University Herald, Socio-economic and legal research, 2017, vol. 3, no. 1, pp. 206-222 (In Russian).

Information about the authors

Elena A. Klyushnikova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Industrial University of Tyumen (38 Volodarskogo St., Tyumen, 625000, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8305-923. E-mail: lenatolik21@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Svetlana I. Khromina

Cand. Sc. (Biology), Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Sports. Industrial University of Tyumen (38 Volodarskogo St., Tyumen, 625000, Russian Federation). SPIN-code: 2275-6189. AuthorID: 522927. E-mail: skhromina@list.ru

© E. A. RnrnwHUKoea., C. M. XpoMUHa, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.