Научная статья на тему 'НОВЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТРЕЗВОСТИ В ОБЩЕСТВЕ'

НОВЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТРЕЗВОСТИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / МОРАЛЬ ТРЕЗВОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЯЗЫК УТВЕРЖДЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / SOBRIETY / MORALITY OF SOBRIETY / HEALTHY LIFESTYLE / LANGUAGE OF AFFIRMATION AND PRESERVATION OF SOBRIETY / PREVENTION OF SUBSTANCE USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюшникова Елена Анатольевна

Статья посвящена новому концептуальному подходу к формированию трезвости и морали трезвости. На современном этапе теория трезвости существенно отстаёт от практики народной педагогики, представителями которой являются учителя трезвости - общественники, активисты трезвого движения. Сегодня необходимо создавать понятийный аппарат науки трезвости: составлять логичные определения ключевых понятий, вводить в научный оборот понятия «трезвость» и «мораль трезвости». Отталкиваясь от точного определения понятия «трезвость» мы совершенно по-новому подходим к процессу формирования трезвости в общества. Это и является целью данной работы: обоснование определения понятия «трезвость» и разработка нового понятия «мораль трезвости», включающего составляющие части и основные функции морали трезвости. Для написания статьи был обобщён и использован практический опыт учителей трезвости и научно-теоретические материалы по новой науке трезвости. Принцип социальной целесообразности стал основным при проведении данной работы, поскольку в обществе прослеживается формирование социального заказа на трезвость, которая всё больше осознаётся как социальная ценность. Принцип объективности нашел свое выражение в привлечении широкого круга источников и непредвзятости. Синтетический метод исследования позволил обобщить полученный материал и обеспечить ему научную организацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW CONCEPTUAL APPROACH TO FORMING OF SOBRIETY IN SOCIETY

The article is devoted to a new conceptual approach to the formation of sobriety and the morality of sobriety. At the present stage, the theory of sobriety significantly lags behind the practice of folk pedagogy, representatives of which are teachers of sobriety - social activists of the sober movement. Today it is necessary to create a conceptual apparatus for the science of sobriety: make logical definitions of key concepts, introduce the concepts of "sobriety" and "morality of sobriety"into scientific circulation. Starting from the precise definition of the concept of "sobriety" we take a completely new approach to the process of forming sobriety in society. This is the purpose of this work: justification of the definition of "sobriety" and the development of a new concept of "morality of sobriety", which includes the components and main functions of morality of sobriety. To write the article, the practical experience of sobriety teachers and scientific and theoretical materials on the new science of sobriety were summarized and used. The principle of social expediency has become the main one in carrying out this work, since the society traces the formation of a social order for sobriety, which is increasingly recognized as a social value. The principle of objectivity has found its expression in attracting a wide range of sources and impartiality. The synthetic method of research allowed to generalize the obtained material and provide it with a scientific organization.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТРЕЗВОСТИ В ОБЩЕСТВЕ»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания Клюшникова Елена Анатольевна

Тюменский индустриальный университет (г. Тюмень)

НОВЫЙ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТРЕЗВОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена новому концептуальному подходу к формированию трезвости и морали трезвости. На современном этапе теория трезвости существенно отстаёт от практики народной педагогики, представителями которой являются учителя трезвости - общественники, активисты трезвого движения. Сегодня необходимо создавать понятийный аппарат науки трезвости: составлять логичные определения ключевых понятий, вводить в научный оборот понятия «трезвость» и «мораль трезвости». Отталкиваясь от точного определения понятия «трезвость» мы совершенно по-новому подходим к процессу формирования трезвости в общества. Это и является целью данной работы: обоснование определения понятия «трезвость» и разработка нового понятия «мораль трезвости», включающего составляющие части и основные функции морали трезвости. Для написания статьи был обобщён и использован практический опыт учителей трезвости и научно-теоретические материалы по новой науке трезвости. Принцип социальной целесообразности стал основным при проведении данной работы, поскольку в обществе прослеживается формирование социального заказа на трезвость, которая всё больше осознаётся как социальная ценность. Принцип объективности нашел свое выражение в привлечении широкого круга источников и непредвзятости. Синтетический метод исследования позволил обобщить полученный материал и обеспечить ему научную организацию.

Ключевые слова: трезвость; мораль трезвости; здоровый образ жизни; язык утверждения и сохранения трезвости; профилактика употребления психоактивных веществ.

Annotation. The article is devoted to a new conceptual approach to the formation of sobriety and the morality of sobriety. At the present stage, the theory of sobriety significantly lags behind the practice of folk pedagogy, representatives of which are teachers of sobriety - social activists of the sober movement. Today it is necessary to create a conceptual apparatus for the science of sobriety: make logical definitions of key concepts, introduce the concepts of "sobriety" and "morality of sobriety"into scientific circulation. Starting from the precise definition of the concept of "sobriety" we take a completely new approach to the process of forming sobriety in society. This is the purpose of this work: justification of the definition of "sobriety" and the development of a new concept of "morality of sobriety", which includes the components and main functions of morality of sobriety. To write the article, the practical experience of sobriety teachers and scientific and theoretical materials on the new science of sobriety were summarized and used. The principle of social expediency has become the main one in carrying out this work, since the society traces the formation of a social order for sobriety, which is increasingly recognized as a social value. The principle of objectivity has found its expression in attracting a wide range of sources and impartiality. The synthetic method of research allowed to generalize the obtained material and provide it with a scientific organization.

Keywords: sobriety; morality of sobriety; healthy lifestyle; language of affirmation and preservation of sobriety; prevention of substance use.

Введение. Самой насущной проблемой формирования трезвого мировоззрения на сегодняшнем этапе является отсутствие не столько трезвости как таковой, сколько морали трезвости. Именно отсутствие морали трезвости позволяет внедрять в нашу жизнь алкоголь, табак и другие интоксиканты, делая их непременным атрибутом жизни человека и общества, что ведёт к деградации общества.

Чтобы решить данную проблему профилактических мер недостаточно, необходимо вести практическую работу по утверждению и сохранению трезвости. И что очень важно, необходимо разрабатывать теоретические основы науки трезвости. Теоретическое рассмотрение любого предмета предполагает использование специального понятийного аппарата. Для того чтобы понять всю систему, необходимо дать определение ключевым понятиям.

Поэтому, в первую очередь, стоит определиться, что мы понимаем под термином «трезвость» и что представляет собой «мораль трезвости».

Изложение основного материала статьи. Воспитание подрастающего поколения ответственный и творческий процесс. Сегодня в воспитании подрастающего поколения задействован, можно сказать, весь социально-педагогический потенциал государства и общества. Но если проанализировать всю работу системы образования и других социальных институтов, участвующих в воспитании подрастающего поколения, окажется, что внушительные усилия, направленные на профилактику вредных привычек, наркотизации не принесли желаемых результатов. Разработаны профилактические программы и концепции, выпущены книги, созданы комитеты и комиссии. Проводится большое количество профилактических мероприятий. Но тенденции к снижению начального возраста приобщения подростков к самоотравлению интоксикантами сохраняется и укрепляется.

Нам видится, что одной из причин данной проблемы является отсутствие в обществе не только трезвости, но и морали трезвости.

Любой процесс предполагает наличие понятийного аппарата, то есть необходимый набор ключевых понятий, терминов и определений. Сложно объяснить что-либо собеседнику, если один и тот же термин собеседниками понимается по-разному. Чтобы избежать неверного истолкования мысли и быть правильно понятым, надо точно сформулировать определение понятия и значение термина.

Так, например, трезвость часто связывают с понятием «здоровый образ жизни». Но алкогольно-табачные яды не только подрывают здоровье индивидуума. Последствия их действия более масштабны - уничтожается и вырождается нация. А отравленный алкоголем народ теряет осознанность.

Бывает так, что слово теряет свой первоначальный смысл или смысл смещается и слово используется в другом значении. Так, например, произошло со словом «трезвость».

В словарях и энциклопедиях автор не нашёл чёткого и логичного определения понятия «трезвость». Объясняется прилагательное «трезвый», но существительное «трезвость» отсутствует [1, 2, 3, 4].

Существует неудачное, на взгляд автора, определение слова «трезвость» Всемирной организации здравоохранения, в котором трезвость объясняется как «непрерывное воздержание от приёма алкоголя и других психоактивных веществ» [5].

Перечислим изъяны этого определения:

1. «Воздержание» - это добровольный волевой отказ от чего-либо, подавление в себе каких-либо влечений в течение определённого промежутка времени или на протяжении всей жизни. Однако, нельзя сказать, что ребёнок, пребывая в естественной трезвости, «непрерывно воздерживается от приёма алкоголя и других психоактивных веществ».

2. Такие слова в определении как «отказ», «непрерывное воздержание» - дают понять, что трезвость -это личная жертва человека. И поэтому состояние трезвости требует невероятной силы воли и решительности. Таким образом, человеку внушается, что это вынужденное, а не естественное состояние человека [6, 7, 8].

3. В этом определении ставится в центр внимания алкоголь и «мера» отравления, а не естественно трезвое состояние человека.

Логичным и правильным будет следующее определение: «Трезвость - естественное состояние человека, семьи, общества (свободное от запрограммированности на самоотравление любыми интоксикантами и физического отравления ими в любых количествах)» [9].

Поэтому при воспитании трезвого мировоззрения акцент надо делать на трезвости, а не на интоксиканте и его свойствах.

Трезвость - это фундамент, на котором строится жизнь, подобно дому, который должен возводиться на крепком фундаменте. Но если фундамент дома заложить на зыбучих песках или болотистой почве, долго дом не простоит. Так и в деле формирования трезвости первоэлементом должна стать мораль трезвости.

Мораль - одна из ключевых характеристик человека. Это совокупность законов писаных и неписаных, то есть существующих в народном опыте, и передающихся в поколениях через обучение и воспитание. Заметим, что эти взгляды, в основном, не прописаны в законодательных актах государства.

Мораль трезвости — это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписанные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить своё естественное состояние трезвости навсегда, а также утвердить (вернуть) трезвость, если она утрачена [10].

Мораль трезвости императивна, то есть она указывает, что человек и общество должны жить в трезвости.

Основные функции морали трезвости представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные функции морали трезвости

Название функции морали трезвости В чём выражается функция морали трезвости

Оценочная Оценка с точки зрения морали трезвости поступков людей, их намерений, мотивов, личных качеств, действующего права, политики государства и др.

Регулятивная Мораль трезвости - регулятор жизни общества. Регуляция поведения и жизни человека. Констатация факта, установление шаблонов поведения, принципов и правил взаимодействия между людьми. Вклад в облик человека через средства регулирования жизни общества с позиций трезвости: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты.

Контролирующая Влияние на поведение человека и выстраивание общественных отношений.

Познавательная Научение людей видеть поступки других индивидов с точки зрения такой ценности, как трезвость.

Интегрирующая Формирование связей между людьми, помогающих образовывать собой прочные общины, придерживающихся трезвого образа жизни. При чём каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.

Воспитательная Привитие человеку правильного трезвого мировоззрения и ориентиров, заставляющих принимать правильные нравственные решения в любой ситуации. Выработка, усвоение или приобретение принципов, норм, кодексов, стереотипов трезвого образа жизни.

Коммуникативная функция Ритуализации трезвого человеческого общения, создании его трезвых нормативов. Стремление сделать общение осознанным. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечение взаимопонимания, общения людей на базе трезвости.

Для лучшего понимания предмета необходимо знать его составляющие. Составляющие морали трезвости представлены в таблице 2.

Таблица 2

Составляющие морали трезвости

Составляющие морали трезвости Содержание

Знания Знания о трезвости, о механизме отнимания трезвости, как противостоять отниманию трезвости, знание и понимание принципов утверждения и сохранения трезвости.

Обычаи Использование в повседневной жизни обычаев и ритуалов, очищенных от алкогольной составляющей, возвращение их настоящей трезвой сути.

Правила 1. Гибкость и высокая адаптивность к условиям жизни. 2. Отсутствие вредных привычек. 3. Умение строить правильные социальные связи. Умение нормально и адекватно общаться с людьми, уметь вести конструктивный диалог, признавая существование другой точки зрения. 4. Использование языка утверждения и сохранения трезвости.

Писаные законы - Федеральные законы на основании ст. 105 Конституции РФ, принимаются Государственной Думой, далее передаются на утверждение Совета Федерации и, после утверждения, направляются Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Защищает законы (должен защищать) суд. У писаных законов одно наказание, но оно не всегда эффективно. №171-ФЗ «О госрегулировании продажи, производства и потребления (распития) алкопродукции» от 22/11/1995 г. с последними поправками и дополнениями на 2019 год.

Неписаные законы. Общество иногда наказывает тех, кто не считается с тем обществом, в котором он живет, гораздо строже и больнее. Нравственные нормы трезвого образа жизни, выработанные обществом, нигде и никогда не опубликованы, но большинство их знает. Нарушая их, человек не несёт ответственности перед законом. Неписаные законы создает само общество внутри себя, все остается на нашей совести.

В деле утверждения и сохранения трезвости важна практическая работа: уроки трезвости, курсы, семинары и т.п. Но для повышения их эффективности необходима научно-исследовательская работа, разработка понятийного аппарата науки трезвости, усовершенствование языка утверждения и сохранения трезвости.

Таким образом, на сегодняшнем этапе развития науки трезвости разработка определений и понятий является сверхактуальной.

Выводы. Мораль трезвости - одна из базовых компетентностей человека. Наличие морали трезвости способно сберечь ребёнка трезвым и в дальнейшей взрослой жизни. Сегодня обществу необходимо совершить мировоззренческое усилие: разработать и утвердить в обществе мораль трезвости. Мораль трезвости надо собирать по крупицам, вырабатывать и утверждать в своей душе, в семье, в стране. Населением страны должны быть поняты и приняты постулаты трезвости: все люди рождаются трезвыми, трезвость естественна, она сохраняет и умножает все способности человека, трезвость может быть только полной.

Для формирования морали трезвости недостаточно просто знать и понимать определение морали трезвости, основные принципы и функции.

Но на современном этапе формирования морали трезвости эти знания реально помогают в деле воспитания трезвого поколения, а значит в сохранении страны.

Литература:

1. Толковый словарь русского языка: 180 000 слов / ред. Д.Н. Ушаков. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935.

2. Толковый словарь русского языка: 25 000 статей / ред. В.И. Даль. М.: АСТ, 2014. 735 с.

3. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

4. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13 560 слов: в 2 т. / ред. П.Я. Черных. 9-е изд. М.: Дрофа: Рус. яз. Медиа, 2009. Т. 1-2.

5. Lexicon of alcohol and drug terms published by the World Health Organization [Электронный ресурс] URL: https://www.who.int/substance_abuse/terminology/who_lexicon/en/#sobriety(дата обращения: 01.02.2019).

6. Sober living house characteristics: A multilevel analyses of factors associated with improved outcomes. Mericle A. [et al.] // Journal of Substance Abuse Treatment. 2019. № 98. С. 28-38. DOI: 10.1016/j.jsat.2018.12.004.

7. Lederman L., Menegatos L. Sustainable recovery: The self-transformative power of storytelling in Alcoholics Anonymous // Journal of Groups in Addiction and Recovery. 2011. Т. 6. № 3. С. 206-227. DOI: 10.1080/1556035X.2011.597195.

8. Christensen P. Scripting Addiction, Constraining Recovery: Alcoholism and Ideology in Japan // Japanese Studies. 2017. Т. 37. № 3. С. 371-385. DOI: 10.1080/10371397.2017.1395689.

9. Клюшникова Е.А., Некрасова А.А. Трезвость - как социальная норма и социальная ценность // Трезвость и проблемы современной России: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Южноуральск, 23-24 февраля 2019 г.). Тюмень: Трезвая Тюмень, 2019. С. 103-108.

10. Язык УСТ [Электронный ресурс] URL:http://trezvayatyumen.ru/yazyk-ust.html (дата обращения: 01.02.2019).

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Находкина Любовь Иннокентьевна Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» ГО «город Якутск» (г. Якутск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития жизненной компетенции младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Целью исследования является исследование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ с определением уровня развития личностных качеств. Дается описание диагностических мероприятий как основной стартовой составляющей в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, в нашем случае дети с задержкой психического развития. В диагностике представляется решение следующих задач: характеристика общего развития и личностных качеств испытуемых по результатам наблюдений; изучение семьи ребенка с ОВЗ: беседа и опрос родителей; систематизация информаций и результатов об уровнях развития личностных качеств младших школьников с ОВЗ.

Ключевые слова: младший школьник с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, жизненные компетенции, личностные качества.

Annotation. The article deals with the problem of developing the life competence of primary school children with disabilities. The purpose of the study is to study the life competencies of primary school children with disabilities with the determination of the level of development of personal qualities. The article describes diagnostic measures as the main starting component in working with children with special educational needs, in our case, children with mental retardation. In the diagnosis, the solution of the following tasks is presented: the characteristics of the General development and personal qualities of the subjects based on the results of observations; the study of the family of a child with disabilities: interview and survey of parents; systematization of information and results about the levels of development of personal qualities of primary school children with disabilities.

Keywords: primary school student with disabilities, limited health opportunities, life competencies, personal qualities.

Введение. Разработка индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ является основным педагогическим условием для создания специальных условий для его благополучного развития и социализации. В рамках организации индивидуально ориентированной помощи «особенному» ребенку специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная образовательная программа, с включением внеурочной деятельности, направленная на социализацию ребенка с ОВЗ [1]. Для этого исследование диагностики личностных качеств каждого ребенка с ОВЗ является необходимым условием организации грамотной адресной помощи в инклюзивной практике.

На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) является важнейшим документом, который определяет перспективу развития освоения жизненной компетенции детей с ОВЗ [2, 3].

Изложение основного материала статьи. Цель статьи: исследование жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ с определением уровня развития личностных качеств в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ.

В исследовании приняли участие трое учащихся с легкой задержкой психического развития СОШ №21 города Якутска.

Диагностика ставила перед собой решение следующих задач:

1. Характеристика общего развития и личностных качеств испытуемых по результатам наблюдений.

2. Изучение семьи ребенка с ОВЗ. Беседа и опрос родителей.

3. Систематизация информаций и результатов об уровнях развития личностных качеств младших школьников с ОВЗ.

Первая задача. Пронаблюдав за испытуемыми, и собрав достаточное количество данных, мы составили следующие характеристики на детей, предварительно данные ребенка пронумеровали шифром:

1. Характеристика общего развития и личностных качеств обучающегося 01: возраст - 9 лет, пол -мужской, способ организации учебного процесса: инклюзивное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.