7. Aziattseva, T. V. (2015). Didactic peculiari- educational space. Philosophy of education, 5 (62), ties of teaching foreign languages to the students of P.26-34.
non-linguistic departments. Prepodavatel XXI vek, 3 9. Barbasheva, S. S. (2007). Teaching of busi-
vol.1, P162-169. ness English of a tourist specialization with in-depth
8. Aleksandrova, E.V. (2015). Philosophical un- language acquisition in high school: diss. kand. ped. derstanding of the informatization trends in the modern sci. Moscow: Moscow State University for the Humanities.
ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Чупракова Н.Н.
старший преподаватель кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ,
Москва, Россия
ANXIETY IN CHILDREN AND ADOLESCENTS: SOLUTIONS TO THE PROBLEM
Chuprakova N.
senior lecturer in "Legalpsychology and law",
faculty of "Legal psychology" of the Moscow State University of Psychology and Education (MSUPE),
Moscow, Russia
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена рассмотрению вопросов, анализирующих проблему тревожности детей и подростков в аспекте их безопасного устойчивого развития. Локус контроль, психологическая устойчивость, самооценка и настроение рассматриваются как факторы управления психическими состояниями и как основа безопасного устойчивого развития. Предлагаются пути решения данной проблемы, а именно: рассматривается некоторая пошаговая модель оказания помощи детям и подросткам в преодолении тревожности. При этом образовательная среда рассматривается как условие обеспечения безопасного устойчивого развития. Предлагается модель устойчивого безопасного развития школьника на основе профилактики тревожных состояний, обучения навыкам бесконфликтного общения и поиска личностного ресурса и индивидуального стиля преодоления.
ABSTRACT
This work focuses on issues that analyse the anxiety of children and adolescents with regard to their safe sustainable development. Locus control, psychological resilience, self-esteem and mood are considered as factors in managing mental states and as the basis for safe sustainable development. Ways of solving this problem are suggested, namely: some step-by-step model of helping children and teenagers to overcome anxiety is considered. In this case, the educational environment is considered as a condition for ensuring safe sustainable development. The model of sustainable safe development of schoolchildren based on the prevention of anxiety states, teaching the skills of conflict-free communication and the search for personal resources and individual style of overcoming is proposed.
Ключевые слова: тревожность, безопасное устойчивое развитие, психологическая устойчивость, профилактика тревожных состояний, индивидуальный стиль преодоления.
Keywords: anxiety, safe sustainable development, psychological stability, prevention of anxiety states, individual style of overcoming.
В современных условиях, обеспечение без- философия выживания и безопасности должна со-
опасности жизнедеятельности ребенка и взрослого, единять в одно целое развитие и обеспечение без-
становится все сложнее и сложнее. В связи с уча- опасности, то есть обеспечивать безопасность через
стившимися террористическими угрозами и появ- устойчивое развитие. Ориентируясь на основной
лением качественно новых природных катаклизмов принцип устойчивого развития - принцип справед-
и экологических катастроф, человечеству прихо- ливости (в различных аспектах: экономическом, со-
дится серьезно задуматься о развитии цивилизации циальном, политическом, экологическом и т.д.),
в целом. По мнению ученых (Б.Е. Большаков, П.Г. можно сказать, что устойчивое развитие - это спра-Кузнецов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и т. д.) новая
ведливое, а значит и безопасное развитие, обеспечивающее выживание и длительное развитие общества.1
Если мы хотим сохранить землю для будущих поколений, то лучший способ это сделать, начинать формировать личность ребенка в условиях безопасного устойчивого развития А это требует выработки новых научных подходов, соответствующих современным требованиям и предполагаемым перспективам развития человечества. В современной науке и практике такие подходы существуют. В этом отношении интерес для нашего внимания может представлять один из таких подходов, каким является экологическая модель развития человека. «Сегодня, возможно, самой влиятельной моделью развития»- как утверждает Г. Крайг, «стала модель экологических систем, предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером» (Sociocultural Risk: Dangers of Competences J. Gar-barino, 1982). Развитие человека, согласно этой модели - это динамический процесс, идущий в двух направлениях. 2 С одной стороны, человек сам реконструирует свою жизненную среду, а с другой -испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Одним из таких элементов является повышенный тревожный социальный фон общества в связи с высоким уровнем стрессогенности нашей жизни. Как следствие этого воздействия - повышенная тревожность у детей и подростков.
Высокая стрессогенность нашей жизни негативным образом влияет на психическое состояние большинства людей сегодня. Дети и взрослые вынуждены пребывать в постоянной психической напряженности, раздражительности, у многих это вызывает депрессии, психосоматические болезни, нарушение сна, хронический стресс. В современных условиях политической и экономической нестабильности с каждым годом увеличивается количество людей, которые болезненно реагируют на стресс, и кого он легко может перевести из стабильного состояния в кризисное. Источником опасности может быть все живое и неживое, естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Влиянию опасности может подвергаться как человек, так и природная среда, материальные ценности.
По сведениям международной федерации обществ Красного креста и Красного полумесяца с каждым годом растет количество природных катастроф примерно на 20%. Землетрясения, цунами, пожары, наводнения рушат целые города. В начале 2019 года Управление ООН представило отчет с данными о количестве людей, которые погибли в результате стихийных бедствий за предыдущий год. В 2018 году природные катаклизмы унесли жизни 10 300 человек, 60 млн. человек получили ранения или материальный ущерб. За последние 20 лет стихийные бедствия стали причиной смерти 1,3
1 Урсул А.Д. Становление ноосферного интеллекта
и опережающее образование // Синергетика и образование. - М., 1997. Учебное пособие. М.: Гарда-рики, 2004. С. 361-362.
млн человек. И с каждым годом стихийные бедствия становятся все более глобальными, а последствия все более масштабными. При этом негативное воздействие на человека не ограничивается только естественными опасностями.
Современный мир и тревога, к сожалению стали, особенно в последнее время, синонимами и плотно вошли в наше сознание. Стрессовые ситуации наполняют нашу повседневную жизнь на работе и дома, что в свою очередь усиливают тревожное состояние. Тревожимся за себя, за свое здоровье и здоровье детей, за возможность потерять работу и средства существования. Тревожность в отношениях с партнером, тревога за возможные измены. Страх потерять родителей, любимых. Страх агрессии, нападения, войны, стихийных бедствий [2]. В последнее время страх заражения вирусами, от которых не существует вакцин и многое другое. Страхи и тревоги - полноправные жители мегаполисов и маркеры современного бытия. Безусловно на тревожный фон в социуме влияют и доступность информационных цифровых технологий. Повышенные психофизические и интеллектуальные нагрузки в образовательных учреждениях с одной стороны предопределены эволюцией развития человечества и еще больше требуют отдачи и включенности, но насколько подготовлены современные дети к таким психоэмоциональным и интеллектуальным нагрузкам [3]. Насколько детская психика способна выдерживать и дальше этот тревожный социальный фон и психоэмоциональное неблагополучие значимых для детей взрослых.
Когда тревожность становится проблемой, качество жизни заметно снижается. Как распознать, когда тревога становится естественным состоянием и начинает вмешиваться в нашу повседневную жизнь. Как с ней справляться, какую помощь возможно и необходимо оказывать детям и подросткам, когда обращаться к специалистам и каким? На сегодня данная проблема настолько актуальна, что многие в своих исследованиях пытаются ответить на поставленные вопросы [4]. Но, когда мы сталкиваемся с этой проблемой в реальной жизни у себя, у детей, то еще более становимся тревожными, уязвимыми. растерянными, неустойчивыми.
В данной статье автором предлагаются пути решения данной проблемы, а именно: рассматривается некоторая пошаговая модель оказания помощи детям и подросткам в преодолении тревожности.
Прежде всего это информирование. Уметь распознавать признаки тревожности и знать факторы, способствующие снижению тревожности у детей и подростков, это первый шаг в противостоянии с ней и ее преодолении, а соответственно и шаг к обеспечению безопасного устойчивого развития детей.
Так что же такое тревожность, тревога, тревожное состояние?
2 Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М.: Луч, 1993.
В теоретических исследованиях (Ч.Д. Спил-бергер, Ю.Л. Ханин) принято выделять тревогу двух видов. Тревогу как личностную черту, которая определяет готовность к тревожным реакциям, и проявляется в неуверенности в будущем, и актуальную тревогу, которая входит в структуру психического состояния в данный конкретный момент [1].
Как правило, состояние тревоги возникает в ситуациях неопределенности, когда возможная угроза жизнедеятельности или самооценки субъекта не явно выражена и не определена во времени, в поступках или действиях и ее не возможно предугадать или предсказать. Когда тревога переживается как неопределенное беспокойство, то это побуждает субъекта (ребенка) проявлять активность в поведении и более целенаправленные действия, таким образом помогая быстрее адаптироваться. Если тревога не соответствует ситуации (сильно завышена и продолжительна по времени), то это начинает работать как дезадаптация, и может привести к поведенческим и психическим нарушениям. Что же делать, можно ли как- то помочь ребенку справляться со своим тревожным состоянием и быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся школьным условиям (увеличение учебной нагрузки, переход из одного школьного звена в другое, смена детского коллектива, новые преподаватели, новые учебные предметы и многое другое).
Предсказуемость внешних событий, возможность подготовки к ним и их контролирования, значительно снижает уровень тревоги и тревожного состояния. Также на уменьшение отрицательного влияния тревожного состояния на жизнедеятельность ребенка влияют его волевые качества. «Проявление волевых качеств (силы воли) - это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)» (Е.П. Ильин) [1]. Также не стоит забывать и про индивидуальные особенности нервной системы и личности в целом. Дети и подростки со слабым типом нервной системы более подвержены неблагоприятному воздействию стрессогенных факторов в сторону увеличения тревоги и наоборот, с сильным типом нервной системы менее подвержены влиянию тех же неблагоприятных стрессогенных факторов. Таким образом, мы обозначили некоторые факторы, уменьшающие возможное неблагоприятное воздействие стресса на психическое состояние индивида (ребенка), Но к сожалению сегодня нередко можно встретить детей с незрелой волевой сферой и слабым типом нервной системой, что заведомо их определяет в группу риска с повышенным уровнем тревожности, а значит мы не можем говорить об их безопасном устойчивом развитии.
Следующим шагом в преодолении тревожности у детей и подростков будет диагностика и самодиагностика. Своевременное обращение к специалисту, получение консультативной и диагностической помощи в определении актуального
психического состояния, поможет определить, насколько тревога и тревожное состояние детей и подростков является критическим и требует психологического или медикаментозного вмешательства. Информирование, в свою очередь, позволит самостоятельно провести первичную самодиагностику, что и может в дальнейшем быть поводом обращения к специалисту.
Своевременная помощь специалистов - третий шаг по преодолению тревожного состояния и дезадаптивного поведения. Консультирование, психокоррекционная и медикаментозная помощь, при необходимости лечение. При этом, важным направлением психологической помощи по снижению уровня тревожности у детей и подростков является развитие у них некоторых свойств личности, такие как локус контроль, психологическая устойчивость, самооценка и доминирующее настроение. Предполагается, что данные свойства влияют на психическое состояние и могут управлять тревогой и тревожным состоянием индивида. Локус контроль определяет, насколько человек может контролировать окружающую обстановку и влиять на нее (Д. Роттер). Считается, что с низкой самооценкой люди менее способны адекватно оценивать свои возможности в трудных ситуациях, они склонны занижать свои способности к действиям в стрессовых ситуациях и соответственно изначально прибегают к стратегиям избегания или бездействия [1]. Несмотря на то, что в психологической литературе природа настроения рассматривается разными исследователями по разному, (С.Л. Рубинштейн, П.М Якобсон, К.К. Платонов), большинство рассматривают настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течении определенного времени окрашивает переживания и деятельность человека и таким образом может влиять на их психическое состояние. Считается, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.
Таким образом, развивая определенные свойства личности у детей и подростков (локус контроль, психологическая устойчивость, самооценка) и_создавая определенное эмоциональное состояние/настроение, мы можем способствовать изменению их психического состояния и снижению уровня тревоги, тем самым обеспечивая их безопасное устойчивое развитие.
Методы и стратегии, позволяющие справляться с тревогой и беспокойством в специально созданных условиях - это обучение приемам саморегуляции, выработка определенных навыков поведения в возможных стрессовых ситуациях [5;7], развитие психологической устойчивости через преодоление условно опасной ситуации в специально созданной игровой ситуации [8;9], повышение уверенности в себе и самопринятие.
Четвертым и не менее важным шагом по снижению тревоги и обеспечению безопасного устойчивого развития детей и подростков будет самопомощь: использование навыков саморегуляции и релаксации для восстановления
психоэмоционального состояния, поиск личностного ресурса преодоления последствий стрессоген-ных факторов. Для этого важно обучить детей и подростков различным способам совладания с тревогой и тревожным состоянием (упражнения на дыхание, на саморегуляцию, на релаксацию). И в этом случае образовательная среда и все участники образовательного пространства (педагоги, психологи, родители, старшие подростки) могут взять на себя данную задачу по оказанию помощи себе и другим в преодолении тревожности. Старших подростков можно заинтересовать тем, что запустить, так популярный сегодня в среде молодежи, flash mob: «Помоги себе и другу» и т. д. Научить правильно дышать, запускать «спящие» механизмы саморегуляции, распределять и дозировать время для занятий и отдыха, обучить навыкам бесконфликтного общения (конфликтное общение часто является дополнительным стрессогеном и причиной повышения тревоги). Все эти приемы в комплексе и есть тот путь решения проблемы по преодолению тревожности, и путь к безопасному устойчивому развитию.
Еще одним способом совладания со стрессом, тревогой и тревожным состоянием и наиболее оптимальным, на наш взгляд, является личностный ресурс или индивидуальный стиль преодоления.
Следуя многомерной модели внутренней устойчивости BASIC PH, (кратко изложенной и представленной Израильским профессором Мули Лаад) [6;8], каждый человек обладает врожденным индивидуальным стилем преодоления последствий и отрицательного влияния стресса на человека и его жизнедеятельность. Организм человека, наша психика и сознание обладает природным свойством самосохранения и восстановления при чрезмерных интеллектуальных и психофизических нагрузках и вредоносных воздействиях стрессогенных факторов. Часто эта способность находится в «спящем» состоянии, или мы ничего об этом свойстве и способности своего организма не знаем и не используем ее. Важно распознать этот индивидуальный стиль и пользоваться в ситуациях стресса и надвигающейся, накрывающей вас тревоги. Чтобы определить свой индивидуальный стиль преодоления, достаточно вспомнить или понаблюдать за собой, что вы предпринимаете и как себя ведете в ситуации беспокойства и повышенной тревоги, в ситуации неопределенности или после ситуации, окрашенной отрицательными эмоциями (конфликт, ссора). Необходимо обратить внимание, что происходит с вами в этот момент: ваша рука тянется к холодильнику или вы спешите в спортзал или на беговую дорожку. Вы скорее хотите поделиться своей историей и переживаниями с подругой или близкими, или вам хочется мысленно обратиться и перенестись в то комфортное безопасное для вас место, где все так, как вам хочется. Такой способ восстановления и личностного ресурса и есть ваш индивидуальный стиль преодоления стрессовой ситуации и способ совладания с тревогой. Таких способов может быть не один и если вы заранее будете
знать об этом, то в нужный момент, когда вам становится тревожно, беспокойно, вы можете воспользоваться своим способом и снять таким образом напряжение, излишнее возбуждение и тревогу.
Подводя итоги нашему теоретическому исследованию тревожности у детей и подростков в аспекте их безопасного устойчивого развития, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее:
Одним из элементов, влияющих на безопасное устойчивое развитие является повышенный тревожный социальный фон общества в связи с высоким уровнем стрессогенности нашей жизни и как следствие этого воздействия - повышенная тревожность у детей и подростков.
Пути решения проблемы тревоги и тревожного состояния детей и подростков - это некоторая пошаговая модель оказания помощи в преодолении тревожности: информирование, диагностика и самодиагностика, помощь специалистов, самопомощь.
Предсказуемость внешних событий и возможность подготовки к ним и их контролирования, проявление волевых качеств (переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности), а также индивидуальные особенности нервной системы и личности в целом, необходимо учитывать как факторы, уменьшающие возможное неблагоприятное воздействие стресса на психическое состояние индивида (ребенка/подростка).
Локус контроль, психологическую устойчивость, самооценку и настроение можно рассматривать, как факторы управления психическими состояниями и как основу безопасного устойчивого развития.
Образовательная среда может быть как условие обеспечения безопасного устойчивого развития, а профилактика тревожных состояний, обучение навыкам бесконфликтного общения и поиск личностного ресурса и индивидуального стиля преодоления, как модель устойчивого безопасного развития школьника.
Литература
1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник/ под ред Б.Д. Карвасарского, -СПб; Питер, 2002 - 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»)
2. Ремеева А.Ф. Колотова Ю.З. Специфика страхов детей из неблагополучных семей и их коррекция [Электронный ресурс] // Психология и право 2012. №1,2. URL: http://psyjour-nals.ru/psyandlaw (дата обращения: 28.04.2020).
3. Ремеева А.Ф. Пальчиков И.А. Особенности иррациональных установок девиантных подростков [Электронный ресурс] // Психология и право 2013. №2. С. 66-76 URL:http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 28.04.2020).
4. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -
2012. - N 6 (17). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 28.04.2020).
5. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 5159. doi:10.17759/chp.2017130307
6. Чернов С.А., Чернова О.В. Модель системной развивающей психолого-педагогической помощи подросткам // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.; URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=24571 (дата обраще-ния:17.03.2020).
7. Чернушевич В.А., Куприянова Е.А., Бобры-шова Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 93-106.
doi:10.17759/psylaw.2016060207 (дата обращения: 28.04.2020).
8. Чупракова Н.Н. Игровая технология преодоления как профилактика социальных рисков с целью обеспечения безопасного развития детей и подростков в современных условиях»/ Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2018. 345 с. http://conf.childpsy.ru/the_kochenov_conference (дата обращения: 28.04.2020).
9. Чупракова Н.Н. Играя, преодолеваем! Технология преодоления или как не стать жертвой и уметь противостоять насилию (профилактика насилия в образовательной среде) // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. -Омск: ИЦРОН, 2016. С. 192-193. [Электронный ресурс]. - https://elibrary.ru/item.asp?id=26078707& (дата обращения: 28.04.2020).