Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ТИП УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ТИП УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никулина А.В.

Актуальность: Мотивация к учебной деятельности студентов является необходимым условием для эффективного осуществления учебного процесса. Связь мотивации и уровня тревожности недостаточно изучена, несмотря на то, что это может оказывать влияние на эффективность учебной деятельности. Объект: уровень тревожности студентов и тип учебной мотивации. Предмет: влияние тревожности личности на учебную мотивацию. Цель: выявить уровень тревожности, мотивов учения и их связь. Материал и методы: исследование проводилось среди студентов Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского (52 человека). В качестве инструментов исследования были выбраны методика психологической диагностики ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, методика, предназначенная для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой). Для статистической обработки данных использован метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты: По результатам исследования в группе испытуемых преобладают студенты с высоким уровнем ситуативной тревожности - 40 человек, среднюю тревожность имеют 11 учащихся, низкую - 1 студент. 46 человек по результатам методики имеют высокий уровень личной тревожности, 4 респондента имеют средний уровень и 2 - низкий уровень. Наиболее выраженными учебными мотивами в исследуемой группе являются коммуникативные, профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации, а наименее выраженными мотивы избегания и престижа. Между ситуативной тревожностью и коммуникативными мотивами наблюдается обратная связь (-0,29709), аналогичная ситуация возникает в связи личностной тревожности с коммуникативными мотивами (-0,3204), отрицательная связь наблюдается между личностной тревожностью и учебно-познавательными мотивами (-0,34786), небольшая отрицательная связь наблюдается в парах: ситуативная тревожность и профессиональные мотивы (-0,38388); личностная тревожность и профессиональные мотивы (- 0,41872). Выводы: большинство студентов имеет высокий уровень тревожности, тревожность снижает уровень мотивации к получению профессии, к учебно - познавательной деятельности и к общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никулина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ТИП УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2021. Том 11. № 12

ID: 2021-12-1151-T-19440 Тезис

Никулина А.В.

Тревожность личности как фактор, влияющий на тип учебной мотивации у студентов вуза

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Научный руководитель: к.м.н. Аранович И.Ю.

Актуальность. Мотивация к учебной деятельности студентов является необходимым условием для эффективного осуществления учебного процесса. Связь мотивации и уровня тревожности недостаточно изучена, несмотря на то, что это может оказывать влияние на эффективность учебной деятельности.

Цель: выявить уровень тревожности, мотивов учения и их связь.

Материал и методы. Объект: уровень тревожности студентов и тип учебной мотивации. Предмет: влияние тревожности личности на учебную мотивацию.

Исследование проводилось среди студентов Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского (52 человека). В качестве инструментов исследования были выбраны методика психологической диагностики ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, методика, предназначенная для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой). Для статистической обработки данных использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. По результатам исследования в группе испытуемых преобладают студенты с высоким уровнем ситуативной тревожности - 40 человек, среднюю тревожность имеют 11 учащихся, низкую - 1 студент. 46 человек по результатам методики имеют высокий уровень личной тревожности, 4 респондента имеют средний уровень и 2 - низкий уровень. Наиболее выраженными учебными мотивами в исследуемой группе являются коммуникативные, профессиональные мотивы и мотивы творческой самореализации, а наименее выраженными мотивы избегания и престижа. Между ситуативной тревожностью и коммуникативными мотивами наблюдается обратная связь (-0,29709), аналогичная ситуация возникает в связи личностной тревожности с коммуникативными мотивами (-0,3204), отрицательная связь наблюдается между личностной тревожностью и учебно-познавательными мотивами (-0,34786), небольшая отрицательная связь наблюдается в парах: ситуативная тревожность и профессиональные мотивы (-0,38388); личностная тревожность и профессиональные мотивы (- 0,41872).

Выводы. Большинство студентов имеет высокий уровень тревожности, тревожность снижает уровень мотивации к получению профессии, к учебно-познавательной деятельности и к общению.

Ключевые слова: мотивация, тревожность, учебная мотивация, мотивы

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2021

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.