Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ'

ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОГА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОСОМАТИКА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Эдилия Александровна, Степанова Аграфена Прокопьевна, Находкин Василий Васильевич

В данной статье определен взаимосвязь между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами у студентов. Для определения оценки уровня ситуативной и личностной тревожности применяли методику диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, а также Гиссенский опросник Е.Брюхлера и Дж. Снера для регистрации отдельных жалоб, относящихся к сферам: общее самочувствие, вегетативные расстройства, нарушения функций внутренних органов.В результате исследования получили следующие данные:высокий уровень личностной тревожности наблюдается у студентов I курса, выражены сердечные, истощение и ревматические психосоматические симптомы. У студентов с высоким показателем личностной тревожности имеется умеренная связь между истощением и ревматическими психосоматическими симптомами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Эдилия Александровна, Степанова Аграфена Прокопьевна, Находкин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL ANXIETY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN STUDENTS

This article defines the relationship between personal anxiety and psychosomatic disorders in students. To determine the level of situational and personal anxiety, the method of diagnosing anxiety of C.D. Spielberger, Yu.L. Khanin, as well as the Giessen questionnaire of E. Brüchler and J. Sner were used to register individual complaints related to the areas: general well-being, autonomic disorders, disorders of internal organ functions. As a result of the study, the following data were obtained: a high level of personal anxiety is observed in first-year students, cardiac, exhaustion and rheumatic psychosomatic symptoms.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ»

8. Тамилина, О.В. Отношение молодежи к семье как к ценности в современном обществе (на примере молодежи г.Ельца) / О.В. Тамилина, И.А. Зайцева // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат-лам I межд.студ. науч.-практ. конф. - Москва: Международный Центр Науки и Образования, 2017. - №2 (2). -С. 158-162

9. Шляхов, А.Л. Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы / А.Л. Шляхов - Москва, 2015. - 290 с.

10. Adler, J.N. Cross-Cultural Interaction: What We Know and What We Need to Know. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior / J.N. Adler, A. Zeynep. - Montreal, Quebec: McGill University. - 2008. - 307 с.

Психология

УДК 159.96

студент Института психологии Васильева Эдилия Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Института психологии Степанова Аграфена Прокопьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук Находкин Василий Васильевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье определен взаимосвязь между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами у студентов. Для определения оценки уровня ситуативной и личностной тревожности применяли методику диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, а также Гиссенский опросник Е.Брюхлера и Дж. Снера для регистрации отдельных жалоб, относящихся к сферам: общее самочувствие, вегетативные расстройства, нарушения функций внутренних органов.В результате исследования получили следующие данные:высокий уровень личностной тревожности наблюдается у студентов I курса, выражены сердечные, истощение и ревматические психосоматические симптомы. У студентов с высоким показателем личностной тревожности имеется умеренная связь между истощением и ревматическими психосоматическими симптомами.

Ключевые слова: тревога, тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, психосоматика, психосоматические расстройства.

Annotation. This article defines the relationship between personal anxiety and psychosomatic disorders in students. To determine the level of situational and personal anxiety, the method of diagnosing anxiety of C.D. Spielberger, Yu.L. Khanin, as well as the Giessen questionnaire of E. Bruchler and J. Sner were used to register individual complaints related to the areas: general well-being, autonomic disorders, disorders of internal organ functions. As a result of the study, the following data were obtained: a high level of personal anxiety is observed in first-year students, cardiac, exhaustion and rheumatic psychosomatic symptoms.

Key words: anxiety, personal anxiety, situational anxiety, psychosomatics, psychosomatic disorders.

Введение. В современном мире наблюдается увеличение роста угрозы соматического, а также психологического благополучия личности. В связи с этим личность сталкивается с различными рода стрессовыми ситуациями: информационная перегрузка, страх за свое здоровье и состояние близких, неопределенность в будущем и прочее. Концентрация своего внимания на отрицательных эмоциях, переживаниях способствует развитию тревоги. Тревога -физиологическая реакция организма на стрессовые воздействия. Тревога характеризуется комбинацией различных эмоций, которые влияют на физическое, психическое и социальное компоненты личности [9, С. 358]. Постоянное пребывание в состоянии повышенной тревоги содействует развитию тревожности [6].

Проблемой тревожности занимались следующие исследователи Р. Мэй, 1950; Ч.Д. Спилбергер, 1966; Ю.Л. Ханина, 1976; Л.И. Божович, 1968 и др. Итак, тревожность - особое эмоциональное состояние, которое сопровождается повышенной эмоциональной напряженностью, вызванным чувством страха, опасения, а также беспокойства [8].

Существует следующие виды тревожности: личностная и ситуативная тревожность. Личностная тревожность -свойство личности, вызванное склонностью личности к постоянному переживанию чувства беспокойства, беспричинного страха, а также чувства волнения. Однако, ситуативная тревожность - состояние, которое возникает как реакция на определенную ситуацию, сопровождаемая чувством эмоционального и физического дискомфорта [3]. Было доказано, что состояние повышенной тревожности ухудшает познавательную активность, снижает работоспособность, тем самым негативно влияет на адаптационные процессы [2, С. 45].

Тревожность является одним из факторов развития психосоматических расстройств. Под психосоматическим расстройством понимают расстройство функции различных органов и систем, возникающих под воздействием психотравмирующего фактора [10].

Различные авторы в своих трудах отразили взаимосвязь психосоматических расстройств с наличием тревожности (З.Фрейд, 1895; Р.Мэй, 1979; Ш.Хэйман, 1973 и другие).

По мнению представителей кортико-висцеральной теории К.М. Быкова и И.Т. Курцина (1960), психосоматические расстройства возникают вследствие первичного нарушения корковых механизмов управления внутренними (висцеральными) органами, в результате перенапряженного возбуждения или торможения в головном мозге [4, С. 12].Согласно кортико-висцеральной теории, гипотиреоз является результатом нарушения взаимодействия между корой больших полушарий головного мозга и щитовидной железой, вследствие хронической тревожности (смерть близкого человека, развод, особенности трудовой деятельности, насилие и пр.).Также гипертоническая болезнь формируется в результате длительного или сильно перенесенного тревожного состояния. При наличии тревожных состояний повышается в организме выработка адреналина и норадреналина, что приводит к повышению давления крови в артерии сосудов и сердца, в свою очередь, это приводит к преждевременному износу этих органов, а также нарушения работы почек или головного мозга.

Как отмечает Франц Александер - один из основателей психосоматики, автор «теории психосоматической специфичности», психические расстройства формируются при взаимодействии трех факторов - психологических,

физиологических, а также социальных. Психологический фактор характеризуется личностными свойствами и наличием внутриличностного конфликта. В физиологическом факторе отмечается поражение слабого, уязвимого органа, т.е. мишени. Социальный фактор - пусковой механизм в формировании психосоматических расстройств (неблагоприятные условия [5, С. 114].

Таким образом, изучение психосоматических аспектов тревожности, способствует выявлению взаимосвязи между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования: выявление взаимосвязи между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами. Объектом исследования являются студенты «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» и «Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И. Дудкина» 1-Шкурсов. Предметом исследования является взаимосвязь между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами. Задачи исследования: определить уровень личностной и ситуативной тревожности; выявить субъективное отношение к физическим жалобам у студентов; определить взаимосвязь между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами. В основу исследования положена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между личностной тревожностью и психосоматическими расстройствами. Для решения поставленной цели и проверки гипотезы использовали следующие методики: диагностики личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина и Гиссенский опросник психосоматических жалоб Е.Брюхлера и Дж. Снера. В выборке исследования приняли участие 40 студентов в возрасте18-24 лет, из них 7 мужчин и 33 женщин.

По результатам методики диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина получились следующие данные указанные в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Ситуативной тревожность у студентов

В данной диаграмме 1 отображены следующие показатели ситуативной тревожности: у 3 студентов (7,5%) высокий показатель ситуативной тревожности. Средний показатель тревожности у 21 студентов (52,5%) и низкий показатель ситуативная тревожность у 16 студентов (40%).

Личностная тревожность у студентов

52,50%

45%

2.50%

н Низки? в Средний Высокий

Диаграмма 2. Личностная тревожность у студентов

В данной диаграмме 1 отображены следующие показатели личностной тревожности у студентов 1 и 3 курсов: у 21 учащихся (52,5%) характерны высокие показатели личностной тревожности. Средний показатель личностной тревожности у 18 учащихся (45%) и у 1 студента (2,5%) низкий показатель личностной тревожности.

Клинические диагнозы у студентов

Бронхит

Дискинезия желчевыводящих путей

Анемия

Вегето-сосудистая дистония Гипертония

Зоб

Отсутствие заболеваний

Ы 2- ¡0%

Н 2.: ¡0%

Ш 2.: ¡0%

Ш 2.: ¡0%

а 5 %

10?-

175

Уо

Диаграмма 3. Клинические диагнозы у студентов

Диаграмма 3 является показателем наличия клинических диагнозов: у 30 учащихся (75%) отсутствует клинические диагнозы, у 4 (10%) имеются следующие диагнозы: зоб (эндемический зоб, гипо-/гипертиреоз), у 2 (5%) - гипертония. А также 2,5% имеют следующие заболевания - это вегето-сосудистая дистония, анемия, дискинезия желчевыводящих путей и бронхит. Важно отметить, что наличие клинических диагнозов наблюдается у студентов Шкурса. Наличие зоба (эндемической, гипо-/гипертиреоз) определяется особенностью региона Республики Саха (Якутия) [7, С. 37].

Диаграмма 4. Комплекс психосоматических жалоб у студентов

В диаграмме 4 определены основные симптомы развития психосоматических расстройств. У 40% (16) студентов симптом истощения не выражен, у 5% (2) наблюдается неспецифический фактор истощения. «Желудочные жалобы» у 85% не наблюдается. У 52,5% (21) «Ревматические жалобы» также не выражены, однако у 2,5% (1) наблюдается спастических характер проявления психосоматических симптомов. У 72,5% (29) студентов не выражены «Сердечные жалобы», также как в шкале «Ревматические жалобы» равен 2,5% (1). Гиссенский опросник направлен на выявление выраженности актуальных жалоб у личности, что позволяет определить наличие органических заболеваний мозга [3].

Для подверждения гипотезы, мыприменили критерий Колмогорова-Смирнова и критерий Пирсона. С помощью критерия Колмогорова-Смирноваопределили, что наше распределение является нормальным.

При определении коэффициента корреляции Пирсона получили следующие данные:между личностной тревожностью и истощением гху = 0,412**, что свидетельствует о наличии умеренной связи. Также между личностной тревожностью и ревматическими жалобами коэффициент корреляции гху = 0,441**, что характеризует о наличии умеренной связи.

Выводы. Таким образом, у студентов в частности I курса наблюдается высокий уровень личностной тревожности, а ситуативная тревожность у 40% (16) студентов имеет низкий показатель. У 2,5% (1) по шкалам «Сердечные жалобы» и «Ревматические жалобы» симптомы проявления психосоматических симптомов выражен, а у 5% (2) по шкале «Истощения» наблюдается неспецифический фактор истощения.

Установлено, что у студентов с высоким показателем личностной тревожности имеется умеренная связь между симптомами психосоматическими расстройствами (истощение и ревматические жалобы).

Литература:

1. Гречко, Т.Ю. Изменения уровня тревожности у населения в период пандемии COVID-19: факторы, влияющие на динамику тревожности / Т.Ю. Гречко, Д.А. Пономарева, Е.О. Номоконова, А.М. Протопопова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2021. - №84. - С. 13-20

2. Ибахаджиева, Л.А. Тревожность как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления / Л.А. Ибахаджиева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №11. - 4 (113). - С. 45-49

3. Игнатова, Е.С. Психодиагностика учебное пособие [Электронный ресурс] / Е.С. Игнатова. - Пермь, 2018. - 94 с.

4. Карташова, К.С. Основы психосоматики: учебно-методическое пособие / К.С. Карташова. - Красноярск: СФУ, 2012. - 29 с.

5. Лиджи-Горяева, А.А. Механизм возникновения психосоматических расстройств [Электронный ресурс] / А.А. Лиджи-Горяева. - 2020. - №1 - С. 113-115

6. Мисунов, С.Н. Понятие тревожности / С.Н. Мисунов // Вестник науки. - 2021. - №2(35). - С. 17-20

7. Наумова, А.Н. Психологические факторы заболевания гипотиреозом у жителей Республики Саха (Якутия) / А.Н. Наумова, З.Н. Платонова // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. - 2020. - №2 (18). - С. 36-43

8. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов: В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 640 с.

9. Тимофеева, О.А. Факторы возникновения и развития тревожности у старших дошкольников / О.А. Тимофеева / Бюллетень науки и практики - 2018. - №1 - С. 357-361

10. Федеральное казенное учреждение здравоохранения «МЧС МВД России по РС (Я)»: [Электронный ресурс] // https://мсч. 14.мвд.рф/

11. Чуева, М.Ю. Психосоматика: влияние психологических факторов на соматические заболевания / М.Ю. Чуева // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. - 2016. - С. 186-189

Психология

УДК 159.923

доктор психологических наук, профессор Карпова Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ И МОТИВАЦИИ

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации и свойства локуса контроля на разных возрастных этапах (9, 15, 20 лет). Мотивация и свойство локуса контроля рассматриваются как два важных фактора детерминации деятельности и поведения. Установлено, что в ходе онтогенеза факторы мотивации и свойство локуса контроля претерпевают изменения. Формирование мотивации осуществяется, в основном, в направлении возрастания ее интенсивности. Кроме того, преобладающие познавательные мотивы младших школьников сменяются на широкие познавательные у подростков и студентов. Изменяются как содержательные, так и динамические стороны мотивации. Развитие локуса контроля осуществляется от преобладания экстернального типа у младших школьников к интернальному типу контроля у подростков и относительно паритетной представленности этих двух типов у испытуемых 20 лет. Мотивация и локус контроля развиваются в достаточной степени независимо друг от друга. Их относительная автономность становится более выраженной с возрастом: чем более зрелой является личность, тем более независимы эти факторы. Имеет место и взаимодействие данных факторов, которое носит характер согласования, координации. С возрастом формируются двухсторонние взаимосвязи мотивации и локуса контроля. Данные факторы взаимодействуют по-разному на различных возрастных этапах.

Ключевые слова: интернальность, экстернальность, локус контроля, мотивация, автономность, ортогональность, интенсивность мотивации, характер мотивов.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between motivation and the properties of the locus of control at different age stages (9, 15, 20 years). Motivation and the property of the locus of control are considered as two important factors in determining activity and behavior. It is established that during ontogenesis, the parameters of motivation and the property of the locus of control undergo changes. The formation of motivation is carried out mainly in the direction of increasing its intensity. In addition, the prevailing cognitive motives of younger schoolchildren are replaced by broad cognitive ones in adolescents and students. Both the content and dynamic aspects of motivation are changing. The development of the locus of control is carried out from the predominance of the external type in younger schoolchildren to the internal type of control in adolescents and the relatively parity representation of these two types in 20-year-old subjects. Motivation and the locus of control develop sufficiently independently of each other. Their relative autonomy becomes more pronounced with age: the more mature a person is, the more independent these factors are. There is also an interaction of these factors, which is in the nature of coordination, coordination. With age, two-way relationships of motivation and locus of control are formed. These factors interact in different ways at different age stages.

Key words: internality, externality, locus of control, motivation, autonomy, orthogonality, intensity of motivation, nature of motives.

Введение. Свойство локуса контроля совершенно обоснованно находится в центре внимания отечественных и зрубежных психологов [5, 8-9]. По данной проблеме существует большое количество исследовательских работ как теоретического, так и практического планов. Анализ имеющихся данных позволил нам сформулировать основные направления его исследований [5]. Во-первых, это исследования, направленные на раскрытие содержания и структуры этого свойства. Во-вторых, это исследования, связанные с вопросом об изменчивости данного свойства в процессе онтогенеза, равно как и с особенностями его формирования и развития в целом. В-третьих, это исследования, направленные на разработку проблемы ситуативности-трансситуативности проявлений данного свойства, сопряженной с еще более глубинными механизмами субъективного контроля за его проявлением и произвольными трансформациями данного свойства в зависимости от актуальной ситуации. В-четвертых, это и прикладное направление исследований и разработок. Их смысл состоит в том, чтобы выяснить, каким образом данное свойство выступает в роли профессионально-важного качества по отношению к целому ряду весьма значимых видов профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.