Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 2
ID: 2015-02-1212-T-5208 Тезис
Кожемякина Е.А., Антонова А.А., Барыльник Ю.Б.
Психологическая готовность студентов с нарушениями слуха к профессиональной деятельности
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии
Эффективность процесса содействия профессиональному становлению лиц с нарушением слуха, который заключается в профессиональной ориентации и сопровождении студентов в процессе обучения, может определяться успешным завершением процесса формирования специалиста, и в дальнейшем его успешным трудоустройством. Актуальным представляется исследование факторов, потенциально влияющих на психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности глухих и слабослышащих.
Цель исследования: изучение особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов с нарушениями слуха.
Материал и методы. В экспериментальную группу были включены 30 студентов 4-5 курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана в возрасте от 19 до 23 лет, имеющие нарушения слуха. Контрольная группа состояла из 30 лиц от 19 до 22 лет, проходящих обучение в том же ВУЗе на 4-5 курсах и не имеющих нарушений слуха.
Для исследования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности были использованы следующие психодиагностические опросники: «Опросник Шмишека», «Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина», «Методики для диагностики учебной мотивации студентов», методика определения статуса профессиональной идентичности А.А. Азбель, Дж. Марсиа.
Результаты. Анализируя полученные результаты, можно предположить, что ведущей акцентуацией черт характера является экзальтированность, как необходимость в пассивном, созерцательном получении эмоций. Одну из ведущих строчек в иерархии учебных мотивов у таких студентов занимают социальные и коммуникативные мотивы. Студенты, имеющие нарушения слуха характеризуются тем, что они не готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития. Они ещё не прошли через «кризис выбора» и не успели сформировать систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях. Испытуемые склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Заключение. Личностные особенности глухих и слабослышащих студентов, а именно: низкая самооценка, эмоциональная лабильность, неуверенность в принятии решения относительно выбора будущей профессии, повышенная тревожность (личностная и ситуативная), - являются факторами, потенциально влияющими на психологическую готовность данной категории студентов к будущей профессиональной деятельности. Различия в психологических аспектах степени готовности к профессиональной деятельности лиц с нарушениями слуха должны учитываться при проведении психокоррекционных мероприятий.
Ключевые слова: студенты с нарушениями слуха, психологическая готовность, профессиональная деятельность
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2015
www.medconfer.com