Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование коммуникативных способностей лиц с нарушениями слуха'

Экспериментальное исследование коммуникативных способностей лиц с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ СЛУХА / HEARING LOSS / ГЛУХОТА / DEAFNESS / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATION SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ СКОРОСТЬ / COMMUNICATION SPEED / ПЛАСТИЧНОСТЬ / FLEXIBILITY / КОММУНИКАТИВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE EMOTION / ЭРГИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сутырина М.П.

Целью исследования было изучение коммуникативных способностей и их структурных компонентов у молодых людей с ограничениями слуха на этапе профессионального становления. Представлены результаты экспериментального исследования коммуникативных способностей лиц с нормой и нарушенным слухом с использованием психодиагностического инструментария. Обследованы 20 студентов с нарушенным слухом (глухие) и 20 студентов с нормой слуха. Показаны особенности и диспропорции компонентного состава коммуникативных способностей у студентов с нарушениями слуха. Полученные данные необходимо использовать в педагогике и социальной психологии в целях профессионального и личностного консультирования студентов с нарушениями слуха, при разработке коммуникативных тренингов и коммуникативных практикумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сутырина М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF PEOPLE WITH PROBLEMS IN HEARING

The task of the paper is to study communicative abilities and their structural components in young people with hearing disability at the stage of professional formation. The paper reports on results of experimental studies of communicative abilities of people with normal and impaired hearing using psycho-diagnostic tools. The participants of the research are 20 students with hearing impaired (deaf) and 20 students with normal hearing. The work describes features and disparities component composition of communicative abilities of students with hearing impairments. The research data can be used in pedagogy and social psychology for the purpose of professional and personal counseling of students with hearing impairment in the development of communication training and communication workshops.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование коммуникативных способностей лиц с нарушениями слуха»

9. Polikanova I.S., Sysoeva O.V., Tonevitsky A.G. Association between serotonin transporter (5HTT) and mental fatigue development. Psikhologicheskie Issledovaniya, Vol. 5, No. 24, p. 7. 2012 (in Russian, in English).

10. Поликанова И.С., Сергеев А.В., Влияние длительной когнитивной нагрузки на параметры ЭЭГ. Национальный психологический журнал. 2014; 1 (13): 86 - 94.

11. Cheng Shyh-Yueh, Hsu Hong-Te Mental Fatigue Measurement Using EEG, Risk Management Trends. Giancarlo Nota (Ed.), 2011.

12. Jap B.T., Lal S., Fischer P., Bekiaris E. Using EEG spectral components to assess algorithms for detecting fatigue. Expert Systems with Applications. 2009; 36: 2352 - 2359.

13. Malyuchenko NV, Schegolkova JV, Kulikova MA, Timofeeva MA, Shlepzova VA, Sysoeva OV, Ivanitsky AM, Tonevitsky AG. Effects of genetic variations in the dopaminergic system on fatigue in humans: gender aspects. Bull Exp Biol Med. 2010 Aug; 149(2): 226 - 32.

14. Kulikova M.A., Maluchenko N.V., Timofeeva M.A., Schegolkova J.V., Shlepzova V.A., Tonevitsky A.G., Sysoeva O.V., Ivanitsky A.M. Effect of functional catechol-o-methyltransferase val158met polymorphism on physical aggression. Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2008; Т. 145; № 1: 62 - 64.

15. Cloninger C. Robert, A Systematic Method for Clinical Description and Classification of personality. Variants. Arch Gen Psychiatry. 1987; Vol. 44.

References

1. Zuckerman M. (2009). Chapter 31. Sensation seeking. In Leary, Mark R. & Hoyle, Rick H. Handbook of Individual Differences in Social behavior. New York / London: The Guildford Press: 455-465.

2. Suhara Tetsuya, Yasuno Fumihiko, Sudo Yasuhiko, Yamamoto Masahiro, Inoue Makoto, Okubo Yoshiro and Suzuki Kazutoshi. Dopamine D2 Receptors in the Insular Cortex and the Personality Trait of Novelty Seeking, Neurolmage. 2001; 13: 891-895.

3. Han Doug Hyun, Yoon Sujung J., Sung Young Hoon, Lee Young Sik, Kee Baik Seok, Lyoo In Kyoo, Renshaw Perry F., Cho Soo Churl. A preliminary study: novelty seeking, frontal executive function, and dopamine receptor (D2) TaqI A gene polymorphism in patients with methamphetamine dependence Comprehensive Psychiatry. 2008; 49: 387-392.

4. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2014; 2: 89 - 95.

5. Glebov V.V., Anikina E.V., Ryazanceva M.A. Razlichnye podhody izucheniya adaptacionnyh mehanizmov cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 135 - 136.

6. Arakelov G.G., Glebov V.V. Psychology future in development of neurosciences. Psychology in Russia: State of the Art. 2010; T. 3: 181 - 194.

7. Kidd K.K., Morar B., Castiglione C.M., Zhao H., Pakstis A.J., Speed W.C. et al. A global survey of haplotype frequencies and linkage disequilibrium at the DRD2 locus. Hum Genet., 1998; 103 (2): 211 - 227.

8. Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis. Brain Res. Brain Res. Rev. 1999; 29: 169 - 195.

9. Polikanova I.S., Sysoeva O.V., Tonevitsky A.G. Association between serotonin transporter (5HTT) and mental fatigue development. Psikhologicheskie Issledovaniya, Vol. 5, No. 24, p. 7. 2012 (in Russian, in English).

10. Polikanova I.S., Sergeev A.V., Vliyanie dlitel'noj kognitivnoj nagruzki na parametry 'E'EG. Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal. 2014; 1 (13): 86 - 94.

11. Cheng Shyh-Yueh, Hsu Hong-Te Mental Fatigue Measurement Using EEG, Risk Management Trends. Giancarlo Nota (Ed.), 2011.

12. Jap B.T., Lal S., Fischer P., Bekiaris E. Using EEG spectral components to assess algorithms for detecting fatigue. Expert Systems with Applications. 2009; 36: 2352 - 2359.

13. Malyuchenko NV, Schegolkova JV, Kulikova MA, Timofeeva MA, Shlepzova VA, Sysoeva OV, Ivanitsky AM, Tonevitsky AG. Effects of genetic variations in the dopaminergic system on fatigue in humans: gender aspects. Bull Exp Biol Med. 2010 Aug; 149(2): 226 - 32.

14. Kulikova M.A., Maluchenko N.V., Timofeeva M.A., Schegolkova J.V., Shlepzova V.A., Tonevitsky A.G., Sysoeva O.V., Ivanitsky A.M. Effect of functional catechol-o-methyltransferase val158met polymorphism on physical aggression. Bulletin of Experimental Biology and Medicine. 2008; T. 145; № 1: 62 - 64.

15. Cloninger C. Robert, A Systematic Method for Clinical Description and Classification of personality. Variants. Arch Gen Psychiatry. 1987; Vol. 44.

Статья поступила в редакцию 06.10.16

УДК 159.9.072+159.9.075

Sutyrina M.P., teacher of highest qualification category, pathologist-surdopedagog, Institute of social technologies and rehabilitation, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: sutyrina@corp.nstu.ru

EXPERIMENTAL STUDY OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF PEOPLE WITH PROBLEMS IN HEARING. The task of the paper is to study communicative abilities and their structural components in young people with hearing disability at the stage of professional formation. The paper reports on results of experimental studies of communicative abilities of people with normal and impaired hearing using psycho-diagnostic tools. The participants of the research are 20 students with hearing impaired (deaf) and 20 students with normal hearing. The work describes features and disparities component composition of communicative abilities of students with hearing impairments. The research data can be used in pedagogy and social psychology for the purpose of professional and personal counseling of students with hearing impairment in the development of communication training and communication workshops. Key words: hearing loss, deafness, communication skills, communication speed, flexibility, communicative emotion.

М.П. Сутырина, преподаватель высшей квалификационной категории, дефектолог-сурдопедагог Института социальных технологий и реабилитации, Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Россия, E-mail: sutyrina@corp.nstu.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Целью исследования было изучение коммуникативных способностей и их структурных компонентов у молодых людей с ограничениями слуха на этапе профессионального становления. Представлены результаты экспериментального исследования коммуникативных способностей лиц с нормой и нарушенным слухом с использованием психодиагностического инструментария. Обследованы 20 студентов с нарушенным слухом (глухие) и 20 студентов с нормой слуха. Показаны особенности и диспропорции компонентного состава коммуникативных способностей у студентов с нарушениями слуха. Полученные данные необходимо использовать в педагогике и социальной психологии в целях профессионального и личностного консультирования студентов с нарушениями слуха, при разработке коммуникативных тренингов и коммуникативных практикумов.

Ключевые слова: нарушения слуха, глухота, коммуникативные способности, эргичность, коммуникативная скорость, пластичность, коммуникативная эмоциональность.

Коммуникативные способности относятся к классу интегральных способностей, которые являются «социальным приобретением» личности, а, следовательно, могут быть изменяемы, воспитуемы, преобразуемы. В 21 веке резко возрастает роль коммуникативных способностей человека и их влияние на профессиональный и личностный статус. Растёт интерес к изучению коммуникативных способностей в общей, возрастной, социальной психологии, и это выражается в увеличении количества прикладных исследований. Особый интерес вызывает изучение коммуникативных способностей у лиц с нарушениями слуха. Вопросам речевого развития и речевой коммуникации у лиц со стойкими нарушениями слуха (глухота и тугоухость) посвящено много работ в отечественной и зарубежной сурдопедагогике (Л.С. Выготский, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко, Э.И. Леонгард, М.А. Зыкова и другие). Работы, по-свящённые изучению коммуникации глухих в постшкольный период, отсутствуют, что определило актуальность и новизну данного исследования.

Согласно компонентной теории способностей, ядро структуры коммуникативных способностей составляют: коммуникативно-информационный компонент (контактность, речевые способности, невербальная выразительность, синзетивность к социальным объектам); когнитивный компонент (социально-перцептивные способности, социальный интеллект); эмотив-ный компонент (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи); конативный компонент (организаторские способности, оптимальный стиль общения); креативный компонент (способность к персонализации). Ранее нами было показано, что интеллектуальные характеристики лиц с нарушенным слухом имеют определенное своеобразие [1]. Исходя из предположения, что в коммуникативной сфере неслышащих и слабослышащих лиц отдельные компоненты коммуникативных способностей также могут быть представлены неравнозначно, целью исследования было изучение коммуникативных способностей и их структурных компонентов у молодых людей с нарушенным слухом на этапе профессионального становления.

Объект и методы исследования. В исследовании приняло участие 40 человек: из них 20 человек - студенты с нарушенным слухом, обучающиеся в ИСР НГТУ и получающие специальности по разным направлениям: декоративно-прикладному, инженерно-техническому, гуманитарному, а также 20 человек -студенты с нормой слуха, обучающиеся в НГПУ на историческом факультете. Возраст студентов от 18 до 20 лет. Применялся Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова [2] с последующим количественным и качественным анализом эмпирических данных и использованием методов математической статистики (метод ранжирования, критерий статистической значимости и Манна - Уитни). Данный тест - опросник относится к методам оценки устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми и выделяет четыре фундаментальных измерения: эргичность, пластичность, скорость (темп), эмоциональную чувствтельность.

Коммуникативная эргичность - это уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность. Коммуникативная пластичность - это степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых форм социального контакта. Коммуникативный темп (скорость) - это скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения, скорость речи. Коммуникативная эмоциональность -эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

1. При исследовании коммуникативной эргичности результаты достоверно не отличаются в группах студентов с нарушенным слухом (38,3 усл.ед.) и нормой слуха (36,35 усл.ед.), то есть группы практически идентичны. Данные коммуникативной эргичности соответствуют высокому значению, то есть у студентов обеих групп высокая потребность в общении, тяга к людям, стремление к лидерству.

Активное взаимодействие со средой (в данном случае, с обществом слышащих) возможно лишь при наличии, в первую очередь, мотива и цели. Возникновение осознанной потребности, которая становится мотивом поведения, определяет направленность, величину усилий, прилагаемых глухими и слабослышащими, в процессе сближения и интеграции в общество слышащих. Этот вектор организует всю систему психических процессов в

состоянии лиц с нарушениями слуха, формирующихся и развивающихся в ходе включения в общество слышащих. В отношении со студентами с нарушенным слухом можно выделить мотивационный аспект коммуникации, это наличие потребности во взаимодействии с обществом: «Я хочу». Полученные данные свидетельствуют о наличии осознанной потребности в коммуникации со слышащими, в желании установить глубокие, стабильные, полноценные связи. Но узкий круг общения, трудности в социальных контактах, поверхностные, непрочные связи лиц с дефектами слуха со слышащими не всегда позволяют им занять активную позицию для решения этой проблемы.

2. При исследовании коммуникативной пластичности получены результаты, которые достоверно отличаются в группах студентов с нарушенным слухом (25,5 усл.ед.) и нормой слуха (30,3 усл.ед.), при р < 0,05. Полученные данные в группе студентов с нарушенным слухом соответствуют низкому значению, то есть у этих студентов низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, недостаточные продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддержанию однообразных контактов. Если мотив не формируется, то возникает чувство неопределенности, нерешительности, что, в конечном итоге, приводит к сокращению контактов или отказу от общения со слышащими людьми.

3. При исследовании коммуникативной скорости получены результаты, которые достоверно отличаются в контрольной и экспериментальной группе. Данные в группе студентов с нарушенным слухом соответствует низкому значению (32,1 усл.ед.), что свидетельствует о низкой речевой активности, медленной вербализации, речевой заторможенности. Владение вербальными средствами общения на низком уровне, что объясняется поздними сроками овладения словесной речью и неблагоприятными условиями ее развития. Студенты с нормой слуха выявили коммуникативную скорость 35,25 усл.ед., при достоверности различий между группами р < 0,05.

4. При исследовании коммуникативной эмоциональности также получены достоверно отличающиеся результаты в группах студентов с нарушенным слухом и нормой слуха. Данные в экспериментальной группе соответствуют низкому значению (26,5 усл.ед.), то есть низкая эмоциональная чувствительность к неудачам в общении с другими людьми. По нашему мнению это является своеобразным защитным механизмом в психологической организации лиц с нарушенным слухом. Данные в контрольной группе соответствуют высокому значению (30,25 усл.ед.), то есть у них высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия, неуверенность взаимодействия, раздражительность в ситуации общения. Различия достоверны при р < 0,01.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. В компонентном составе коммуникативных способностей лиц с нарушенным слухом выявлены диспропорции:

а) потребность в общении у студентов с нарушенным слухом несколько выше, чем у студентов с нормой слуха, хотя по этому параметру группы достоверно не отличаются. Здесь можно рассматривать мотивационный параметр, который определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место в коммуникативной деятельности.

б) выявлен низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты и менее тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия у студентов экспериментальной группы. Также отмечается стремление к поддерживанию однообразных контактов.

в) речевая активность у студентов с нарушенным слухом ниже, чем у студентов с нормой слуха, отмечается медленная вербализация, речевая заторможенность, низкий запас речевых средств и вербализация ниже, чем сама речевая активность.

г) экспериментальное исследование показало, что студенты с нормой слуха более чувствительны к неудачам в общении, а студенты с нарушенным слухом - менее чувствительны, не умеют прогнозировать последствия своих социальных контактов.

Прикладное значение исследования состоит в возможности применения полученных результатов в педагогике и социальной психологии в целях профессионального и личностного консультирования студентов с нарушениями слуха, при разработке коммуникативных тренингов, коммуникативных практикумов. Методический инструментарий, используемый в исследовании, может применяться в практике психодиагностической и психокоррекци-онной работы.

Библиографический список

1. Сутырина М.П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушением слуха. Мир науки, культуры, образования. 2010; 1 (20): 244 - 247.

2. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Москва: Владос, 2002. References

1. Sutyrina M.P. Intellektual'nye harakteristiki studentov s narusheniem sluha. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 1 (20): 244 - 247.

2. Shmelev A.G. Osnovypsihodiagnostiki. Moskva: Vlados, 2002.

Статья поступила в редакцию 06.10.16

УДК 159.923+614.8

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@sibmail.ru

Kovaleva YuM, Educational Psychologist, Lyceum № 185, postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: iu.covaleva2017@yandex.ru

Volkova S.V., senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev branch (Kuibyshev, Russia), E-mail: s-v-volkova@list.ru

PSYCHOPHYSIOLOGICAL APPROACH IN A DIAGNOSTIC ASSESSMENT OF BEHAVIOURAL DEVIATIONS AT SCHOOL STUDENTS. The study defines prospects of diagnostics of social (pro-social) and asocial behavior of the person, identification of groups of risk among teenagers on the basis of psychophysiological methods. For the forecast of deviant behavior the author uses a specially designed scale assessments Revard system, and does an analysis, based on the author's own model of the formation of dependent states. The use of models for assessing the activity of Revard system reveals a tendency to spread the consumers of nicotine and alcohol in groups of schoolchildren and a progressive transition to other substances, and helps to explain the attraction of schoolchildren 12-14 years of age to "try" surfactant effects. The model makes it possible to evaluate the pedagogical effect on these latent processes.

Key words: psychophysical techniques, psychodiagnostics, identification of risk groups, behavioral deviations, Revard system.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф., ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, E-mail: mba3@sibmail.ru

Ю.М. Ковалева, педагог-психолог, МБОУ Лицей № 185, аспирант ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, iu.covaleva2017@yandex.ru

С.В. Волкова, ст. преп., ФГБУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Куйбышевский филиал), НСО, г. Куйбышев, E-mail: s-v-volkova@list.ru

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Рассматриваются и обосновываются перспективы диагностики социального (просоциального) и асоциального поведения человека, выявления групп риска в детско-подростковой среде на основе психофизиологических методов. Для определения прогноза девиантного поведения используются специально разработанные шкалы оценок ревард-системы, анализ которых осуществляется на основе авторской модели формирования зависимых состояний. Применение модели оценки активности ревард-системы позволяет выявить тенденцию распространения потребителей никотина и алкоголя в микроколлективах школьников и прогредиентность перехода на другие психоактивные вещества, а также позволяет объяснить влечение школьников в 12 - 14 лет «попробовать» эффекты ПАВ. Модель даёт возможность оценить педагогическое влияние на эти латентные процессы.

Ключевые слова: психофизические методы, психодиагностика, выявление групп риска, поведенческие отклонения, ревард-система.

Значительный рост аддиктивной направленности и поведенческих нарушений в детско-подростковой среде, наблюдаемый за последние десятилетия, закономерно актуализирует необходимость в пропедевтических методах их фокусно-диф-ференцированного выявления [1; 2; 3; 4]. Однако в настоящее время диагностика и прогнозирование поведенческих отклонений у школьников осуществляется преимущественно с помощью психологических методов и тестов, что, на наш взгляд, не всегда имеет высокую валидность и предсказательную полезность. В связи с этим, назрела острая необходимость разработки объективных методов, свободных от влияния личностного компонента [5; 6].

Цель данной работы состоит в обосновании возможности выявления поведенческих отклонений у школьников с помощью психофизических методов. Исследование проведено в рамках диспансерного наблюдения с получением информационного согласия на него от родителей школьников. Основными методами исследования выступали анкетирование, опрос и анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) по данным ЭКГ тестирования. К исследованию привлечено 30 школьников 10 - 11 классов, в возрасте 16 - 17 лет. Семейный статус родителей школьников: из полных семей - 21 (70 %), неполных - 8 (27 %), когда воспи-

танием ребенка занималась мать, из многодетной - 1 (3 %). Статусная позиция школьников в классе: изгой - 3 (10 %), пренебре-гаемый - 10 (33 %), предпочитаемый -11 (37 %), лидер 6 (22 %). На внутришкольном учёте (курение, драки) состояло 3 школьника (10 %). Особенности организованного досуга: предоставлены сами себе - 20 (67 %), занятия английским языком - 5 (17 %), занятия иностранным языком и спортом - 4 (13 %) занятия спортом - 1 (3 %). Академическая успеваемость: отличники - 3 (10 %), хорошисты - 17 (57 %), троечники - 9 (30 %), плохая успеваемость - 1 (3 %). Наличие вредных привычек определялось исходя из педагогических наблюдений: курящие школьники - 6 (20 %), курит и пробовал наркотики - 1 (3 %).

Оценивалась степень гармонии и психической стабильности учеников. Можно отметить, что «психическая стабильность» прямо пропорционально коррелирует (по критерию Спирмена) с успеваемостью (Р= 0,01; гер = 0,617) и параметром «гармонии» (Р= 0,01; гер = 0,451). Заметим, что статистически достоверного подтверждения связи этих оценок со статусным положением школьника в классе не получено, хотя при графическом отображении эта тенденция наблюдается. Вероятнее всего, в данном случае сказалась недостаточная мощность статистической выборки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.