Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
59
УДК: 616.89
ББК: 88 4 Психологические науки
Тревожность
как фактор возникновения суицидального риска у подростков.
© А.А. Романенко, Д.М. Саенко, Т.Н. Разуваева
Романенко А.А. - студент, ФГАОУ ВО НИУ «Белгородский государственный университет» (НИУ БелГУ).
Саенко Д.М. - аспирант, ФГАОУ ВО НИУ «Белгородский государственный университет» (НИУ «БелГУ»).
Разуваева Т.Н. - зав. кафедрой общей и клинической психологии, д.психол.н., ФГАОУ ВО НИУ «Белгородский государственный университет» (НИУ БелГУ).
E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru
Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию тревожности как фактора возникновения суицидального риска в подростковом возрасте. Проведенные методики позволяют выявить уровень тревожности подростков и суицидальные риски.
№2 (11) 2018
www.j-chr.com Ключевые слова: тревожность, суицидальный риск, под-
ростковый возраст.
В современных условиях возросло количество тревожных детей, отличающихся неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством.
Вот уже несколько десятилетий проблема тревожности вызывает активный научный и практический интерес психологов, физиологов, врачей, педагогов. Несмотря на большое количество опубликованных работ, посвященных исследованию тревожности и страха (З. Фрейд, К. Хорни, К. Изард, Р. Мэй, Ч. Спилбергер, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.), в понимании этого психического феномена до сих пор нет единства мнений.
В работах К. Хорни тревожность рассматривается как диффузное беспредметное опасение. Особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности. Тревожность является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течение. Тревожность закономерным образом возникает, как в тех случаях, когда индивид сталкивается с критическим, неодобрительным отношением окружающих, в частности воспринимаемым как угроза своему «Я», так и тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность и неэффективность в повседневной жизни
[4].
Устойчивым личностным образованием тревожность становится в период подросткового возраста. Тревожность является чертой личности, которая характеризует эмоциональную сферу.
В последнее десятилетие интерес психологов к исследованию тревожности значимо усилился, поскольку резкие изменения в социуме влекут непредсказуемость и неопределенность и, как следствие, способствуют переживанию эмоциональной напряженности, тревоги.
Тревога у подростка вызывается внутренним конфликтом, когда в его душе происходит столкновение двух противоречащих устремлений (как правило, это происходит когда что-то важное для него одновременно и притягивает и
отталкивает). Тревога закрепляется у ребёнка как личностная черта тогда, когда конфликт начинает занимать в жизни слишком много места и мешает реализо-вывать свои потребности, например, такие, как потребность в близком общении с другими, потребность в независимости и самостоятельности, потребность в признании права на собственное «Я», потребность в реализации собственного потенциала, своих возможностей и др.
Негативные эмоциональные состояния часто могут привести к агрессивным, аффективным действиям, а также к соматическим нарушениям. Изучение поведения подростков в ситуациях эмоционального напряжения наглядно иллюстрирует, что они слабо владеют психологическими приемами преодоления и регуляции собственных негативных эмоциональных состояний.
Подростковый возраст является самым сложным периодом в жизни каждого человека, зачастую его называют сложным, переломным и даже критическим, так как именно в этот промежуток времени начинается формирование личности, ее ценностей и приоритетов. Одной из ярких особенностей подросткового возраста является личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений.
Подростки, как и все, сталкиваются с жизненными проблемами, но зачастую в силу своей неопытности в разрешении сложных ситуаций, они реагируют эмоционально. У ранимых и особо чувствительных детей в таких случаях могут возникнуть мысли о суициде.
Суицидальное поведение у подростков хоть и имеет много общего с подобным взрослым поведением, все же отличается возрастным своеобразием. Это
60
61
можно объяснить особенностями психологических и физиологических механизмов, что сопровождают развитие личности на данном возрастном этапе. М.А. Алимова указывает, что смерть как явление становится более очевидной для подростка. Но в тоже время, они отрицают ее для себя, занимаясь экстремальными видами спорта, пробуя опасные токсичные вещества или же вовлекаясь в любую другую интересную, но опасную деятельность. Позднее он принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Когда подростки совершают суицид, они зачастую не предусматривают смертельного исхода. В этом и заключается их отличие от взрослых. У подростка стерты границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим ау-тоагрессивным поведением (агрессивное поведение, направленное на себя).
По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) аутоагрессивное поведение в виде суицидов является сегодня одной из актуальных проблем здравоохранения.
В последнее время возросло число подростков, имеющих тенденцию к суицидальному поведению. О смерти как необратимом прекращении жизни правильное представление формируется только к концу подросткового возраста. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивного поведения приводит подростков к повторным суицидальным действиям и становится в итоге привычной формой реагирования на сложившуюся ситуацию.
Суицидальное поведение представляет собой сложное явление, в течение многих веков привлекающее к себе внимание врачей, социологов, психологов. По данным всемирной организации здравоохранения, в мире каждый год порядка 500 тысяч человек заканчивают свою жизнь самоубийством.
Выявление социальных, генетических, медико-биологических факторов, способствующих совершению суицида, с целью разработки диагностических про-
грамм по выявлению предрасположенности к суициду в системе превенции - актуальная задача.
Различные аспекты суицидального поведения изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: А.Г. Амбрумова, М.В. Зотов, Б.С. Положий, Е.А. Панченко, Е.Н. Кривулин и другие.
Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова отмечают, в подростковом возрасте, согласно статистическим данным, наблюдается пик суицидального поведения. По данным статистики до 13 лет суицидальные попытки встречаются довольно редко. А вот начиная с 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. В подростковом возрасте формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. Общая неустойчивость, недостаточность критики, завышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения [1].
Проблема суицида широко распространена во всем мире, разработаны различные типологии суицидального поведения, их виды. Вопрос распространенности суицидального поведения среди подростков и поиск эффективных мер профилактики является чрезвычайно важным. Особую значимость и сложность этой проблеме придают связь психологических особенностей подросткового возраста, многообразие причин, подталкивающих к самоубийству, и неспецифичность, вариабельность, мозаичность признаков, прогнозирующих такой исход.
Исходя из этого, цель нашей работы - исследовать тревожность как фактор возникновения суицидального риска у подростков. Выборку нашего исследования составили 70 человек в возрасте 13-15 лет.
Для исследования использовались методики: методика «Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева) и шкала
тревожности (Ч. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин).
Данные изучения личностной тревожности представлены на рисунке 1.
Рис.1. Распределение выборки подростков по уровню личностной тревожности
подросткам свойственна эмоциональная стабильность, спокойствие. Умение подростков справляться со сложностями, адаптироваться в ситуации стресса является важной характеристикой, от которой зависит эффективность деятельности и реализация внутреннего потенциала возможностей и умений в процессе деятельности.
С помощью кластерного анализа мы разделили всех респондентов на две группы: в первую группу включили подростков, характеризующихся высоким и умеренным уровнем тревожности (60% - 42 человека), во вторую - подростков, характеризующихся низким уровнем тревожности (40% - 28 человек).
С целью изучения тревожности как фактора возникновения суицидального риска сравним результаты исследования в группах подростков с низким и высоким уровнем тревожности.
С целью изучения суицидального риска у подростков проанализируем результаты по методике «Опросник суицидального риска» (Т.Н. Разуваева). Анализ суицидальной активности определил наличие достоверных различий по таким параметрам, как несостоятельность, социальный пессимизм, аффективность, временная перспектива. Результаты представлены на рисунке 2.
Как следует из рисунка 1, примерно треть подростков имеют высокий уровень личностной тревожности (34,3%). Для этих испытуемых характерна повышенная личностная тревожность, проявляющаяся в общей эмоциональной нестабильности и устойчивой обеспокоенности будущим на фоне повышенной утомляемости и нервно-психической истощаемости. Они стараются по возможности уйти от выбора, склонны подчиняться внешнему давлению и готовы отказаться от собственного мнения в пользу ощущения покоя и эмоционального комфорта. Они болезненно переносят критические замечания в свой адрес, стараются всегда ориентироваться на мнение окружающих и оценивают себя хуже, чем других.
25,7% подростков характеризуются умеренным уровнем тревожности. Повышенный показатель личностной тревожности является типичной особенностью эмоциональной сферы подростков; кроме того, именно в этом возрасте тревожность становится стабильным личностным образованием. Тревожность вызывает состояние волнения и опасения, затрудняет принятие решений подростком. Недостаточная уверенность в себе является причиной трудностей в межличностном общении.
Для 40% подростков характерен низкий уровень тревожности. Данным
62
63
Рис. 2. Выраженность склонности к суицидальному риску у подростков (ср. знач.)
По результатам исследования выявили статистически значимые различия среди подростков с высоким и низким уровнем тревожности по шкалам «аффективность» (и=358, р<0,05), «несостоятельность» (и=424, р<0,05), «социальный пессимизм» (и=382, р<0,05), «временная перспектива» (и=367, р<0,05).
По шкале «аффективность» выявлена у подростков 1 группы (тревожные подростки) тенденция реагировать на стрессогенную ситуацию излишне эмоционально, в крайнем варианте проявляется аффективная блокада интеллекта. Показатель по шкале аффективности повышен (Ме=3,5), в отличие от подростков 2 группы (Ме=2,6).
Повышенный показатель по шкале несостоятельности (Ме=4,6) у подростков 1 группы (тревожные подростки) указывает на то, что они воспринимают жизнь, как несостоявшуюся, считают, что недостаточно реализовали свои цели, планы, характеризуются противоречивостью самоотношения. У них отчетливо сформировано представление о собственной некомпетентности, «выключенности» из мира, несостоятельности, ненужности. Несостоятельность выражает интрапуни-тивный радикал, который может влиять на формирование суицидальной активности. Подростки 2 группы не склонны оце-
нивать свою жизнь как несостоявшуюся.
На втором месте по степени выраженности у подростков 1 группы (тревожные подростки) - показатель по шкале «Социальный пессимизм» (Ме=3,8). У подростков этой группы выявлено негативное восприятие окружающего мира. Окружающие наделяются различными негативными качествами, мир оценивается как полный тревог и опасностей, враждебный, не соответствующий представлениям о гармоничных для человека отношениях с окружающими. Подростки 2 группы более позитивно оценивают окружающую действительность.
Показатель по шкале «Временная перспектива» выше 3 баллов (Ме=3,5) у подростков 1 группы (тревожные подростки). У них наблюдается недостаточно позитивная оценка показателей временной перспективы, проявляется размытость целей, им сложно планировать будущее по сравнению с подростками из 2 группы (подростки с низким уровнем тревожности).
Можно предположить, что данные факторы оказывают наибольшее влияние на суицидальную активность у подростков 1 группы (тревожные подростки). Тем не менее, у них также обнаружен «Антисуицидальный фактор» (Ме=3,3), который снижает риск суицида. Даже при высокой выраженности всех
остальных факторов есть фактор, кото- ко под воздействием какого-либо силь-
рый снимает глобальный суицидальный но действующего раздражителя (таких
риск. Это глубокое понимание чувства от- как: депрессия, психологическая трав-
ветственности за близких, чувство долга. ма, сильное стрессовое воздействие)
Таким образом, мы выявили, что у подростков могут возникнуть суи-
суицидальная реакция у тревожных цидальные мысли, что в итоге может
подростков ярко не выражена, одна- привести к суицидальному поведению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басалаева, Н.В. Проблема суицидального поведения подростков: диагностика и профилактика / Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова // Международный журнал экспериментального образования.- 2016. -№2. - С. 329-333.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. -
М.: Просвещение, 2010. - 464 с.
3. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
4. Хорни, К. Тревожность // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В.М. Астапов. - СПб: Питер, 2001 - С.166-180.
64
ANXIETY AS A FACTOR IN THE OCCURRENCE OF SUICIDAL RISK IN ADOLESCENTS
© Anastasia A. Romanenko, Darya M. Saenko, Tatyana N. Razuvaeva
Romanenko Anastasia A. - Student of the Belgorod State National Research University.
Saenko Darya M. - post-graduate student of the Department of Age and Social Psychology of the Belgorod State National Research University.
Razuvaeva Tatyana N. - Head of general and clinical psychology department, Doctor of Psychology, Belgorod State National Research University. E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru
Address: 308015 Pobedy-st., 85, Belgorod, Russian Federation.
Abstract
The article is devoted to the study of anxiety as a factor in the occurrence of sui-^^ cidal risk in adolescents. Held techniques allow to identify the anxiety level of
65 adolescents and to identify the risk of suicide.
Key words: anxiety, suicidal risk, adolescence.
REFERENCE
1. Basalayeva, N.V. Problema suitsidal'nogo povedeniya podrostkov: di-agnostika i profilaktika / N.V. Basalayeva, T.V. Zakharova // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya.- 2016. -№2. - S. 329-333.
2. Bozhovich, L.I. Lichnost' i yeyo formirovaniye v detskom vozraste. (Psikho-logicheskoye issledovaniye) / L.I. Bozhovich.
M.: Prosveshcheniye, 2010. - 464 s.
3. Zmanovskaya, Ye.V. Deviantologiya (Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) / Ye.V. Zmanovskaya. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2013. - 288 s.
4. Khorni, K. Trevozhnost' // Trevo-ga i trevozhnost': khrestomatiya / sost. V.M. Astapov. - SPb: Piter, 2001 - S.166-180.