Научная статья на тему 'Адаптационная норма в психодиагностическом скрининге преддиспозиций суицида обучающихся Республики Крым'

Адаптационная норма в психодиагностическом скрининге преддиспозиций суицида обучающихся Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРЕДДИСПОЗИЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СКРИНИНГ / PREVENTION / SUICIDE / SUICIDAL PREDISPOSITION / STUDENTS / SCREENING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бородина И.И.

В статье представлены анализ организации и содержания профилактической работы с преддиспозициями суицида у обучающихся школ и колледжей Республики Крым (РК). Определена актуальность и специфика такой профилактики в подростковой среде данного региона. В психопрофилактике учтены клинико-патогенетические характеристики суицида и типологические формы аутоагрессивного поведения. Раскрыт алгоритм межведомственного взаимодействия специалистов-смежников при ранней профилактики подростковых суицидов. Выделены этапы универсальной, селективной профилактики и антикризисной, индикативной профилактики суицидальности в образовательных учреждениях. Сопоставлена статистика суицидальных попыток подростков за последнее время, их мотивация суицидального поведения. Определены наиболее часто встречаемые ситуационно личностно-психологические механизмы мотивации суицидального поведения подростков в РК. Оценена недостаточная прогностическая эффективность скрининга суицидальных преддиспозиций в социально-психологическом тестировании обучающихся школ и колледжей Крыма. Соотнесены диагностические показатели социально-психологического тестирования подростков по выявлению группы риска в контексте социально-психологической дезадаптации обучающихся. Приведен пример постановки оптимистичного и пессимистичного психологического диагнозов при сочетании симптоматики социометрического статуса лидера и степени выраженности суицидальных преддиспозиций по опроснику суицидального риска А. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой) и шкале враждебности (В. Кук и Д. Медлей). Обосновано применение и описана адаптационная диагностическая норма в опроснике суицидального риска А. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой). Определены рекомендации по совершенствованию профилактики негативных тенденции в развитии подростков в образовательных учреждениях РК и организации скрининга преддиспозиций суицидального поведения у них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION NORMA IN PSYCHODIAGNOSTIC SCREENING OF PREDISPOSITIONS OF STUDENTS SUICIDES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article presents an analysis of the organization and content of preventive work with suicide predispositions of students in schools and colleges of the Republic of Crimea. There is defined relevance and specificity of such prophylaxis in the adolescent environment of this region are determined. In prophylaxis take into consideration the clinical and pathogenetic characteristics of suicide and typological forms of autoaggressive behaviour. The algorithm of interdepartmental interaction of specialists in the field of early prevention of adolescent suicides is disclosed. The stages of universal, selective prophylaxis and anti-crisis, indicative prevention of suicidality in educational institutions are highlighted. Compared statistics of suicidal attempts by adolescents in recent times, their motivation for suicidal behaviour. The most frequently encountered situationally personalpsychological mechanisms for motivating the suicidal behaviour of adolescents in the Republic of Crimea are identified. The lack of prognostic effectiveness of screening suicidal predispositions in the socio-psychological testing of students in schools and colleges of Crimea was evaluated. The correlated diagnostic indicators of socio-psychological testing of adolescents to identify risk groups in the context of social and psychological maladjustment of students. An example is given of optimistic and pessimistic psychological diagnoses with a combination of symptomatology of the leader’s sociometric status and severity of suicidal predispositions according to the suicidal risk questionnaire (T. N. Rаzuvaeva's modification) and hostility scale (W. Cook and D. Medley). The use and description of the adaptation diagnostic norm in the questionnaire of suicidal risk are justified by A. G. Shmelev (modification of T. N. Rаzuvaeva). Identified recommendations for improving the prevention of negative trends in the development of adolescents in educational institutions of the Republic of Crimea and the organization of screening predispositions of suicidal behaviour in them.

Текст научной работы на тему «Адаптационная норма в психодиагностическом скрининге преддиспозиций суицида обучающихся Республики Крым»

ПСИХОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 2. С. 55-64.

УДК: 159.947:159.9.072

АДАПТАЦИОННАЯ НОРМА В ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОМ СКРИНИНГЕ ПРЕДДИСПОЗИЦИЙ СУИЦИДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Бородина И. И.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: Inna.polina@mail.ru

В статье представлены анализ организации и содержания профилактической работы с преддиспозициями суицида у обучающихся школ и колледжей Республики Крым (РК). Определена актуальность и специфика такой профилактики в подростковой среде данного региона. В психопрофилактике учтены клинико-патогенетические характеристики суицида и типологические формы аутоагрессивного поведения. Раскрыт алгоритм межведомственного взаимодействия специалистов-смежников при ранней профилактики подростковых суицидов. Выделены этапы универсальной, селективной профилактики и антикризисной, индикативной профилактики суицидальности в образовательных учреждениях. Сопоставлена статистика суицидальных попыток подростков за последнее время, их мотивация суицидального поведения. Определены наиболее часто встречаемые ситуационно личностно-психологические механизмы мотивации суицидального поведения подростков в РК. Оценена недостаточная прогностическая эффективность скрининга суицидальных преддиспозиций в социально-психологическом тестировании обучающихся школ и колледжей Крыма. Соотнесены диагностические показатели социально-психологического тестирования подростков по выявлению группы риска в контексте социально-психологической дезадаптации обучающихся. Приведен пример постановки оптимистичного и пессимистичного психологического диагнозов при сочетании симптоматики социометрического статуса лидера и степени выраженности суицидальных преддиспозиций по опроснику суицидального риска А. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой) и шкале враждебности (В. Кук и Д. Медлей). Обосновано применение и описана адаптационная диагностическая норма в опроснике суицидального риска А. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой). Определены рекомендации по совершенствованию профилактики негативных тенденции в развитии подростков в образовательных учреждениях РК и организации скрининга преддиспозиций суицидального поведения у них. Ключевые слова: профилактика, суицид, суицидальные преддиспозиции, обучающиеся, скрининг.

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Крым, начиная 2015 года, активно организуется и проводится работа по профилактике суицидов среди детей, подростков, молодежи. Импульсом к ней послужила статистика суицидального поведения, изменение в молодежной среде мотивации самоповреждающего, аутоагрессивного поведения, вовлечение подрастающего поколения в социально опасные группы, несущие угрозу детям и молодежи в социальных сетях [1, 2]. Профилактика суицидальности среди детей и

55

молодежи требует усилий специалистов в образовании, социальной работе, медицине, юриспруденции, то есть организации межведомственного взаимодействия, а на уровне психопрофилактической работы — четких алгоритмов в работе педагога-психолога образовательного учреждения по скринингу суицидальных преддиспозиций, формированию у обучающихся позитивных жизненных установок и снижению силы факторов суицидального поведения в молодежной среде. Освещению одного из перечисленных аспектов в работе педагога-психолога и посвящена данная статья.

Цель данной работы - рассмотреть специфику построения и применения адаптационной нормы для психодиагностического скрининга по выявлению преддиспозиций суицида у обучающихся.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В рассмотрении теории и практики профилактики суицидального поведения можно опираться на опыт мировых и отечественных разработок по пониманию феноменологии такой формы поведения, развитию ее механизмов, организации, способов и приемов осуществления.

Раскрытие сущности суицидального поведения осуществляется на основе системного подхода. Это, во-первых, позволяет выделить следующие клинико-патогенетические характеристики суицида: 1) аутоагрессивную форму адаптации к аффективно-переживаемому стрессу, 2) состояние социально-психологической дезадаптации в ситуации, воспринимаемой как экстремальной, 3) наличие личностных установок, актуализируемых социальными факторами и условиями ситуации развития. На основании особенностей проявления перечисленных характеристик осуществляется дифференциация на типологические формы аутоагрессивного поведения: собственно суицидальное, парасуицидальное и псевдосуицидальное [3].

Выделенные клинико-патогенетические характеристики суицидального поведения, во-вторых, определяют в реализации профилактики межотраслевое, межведомственное взаимодействие специалистов образовательных, социальных и медицинских учреждений с подключением в эту работу по необходимости правозащитников и представителей надзорных органов и учреждений. Учитывая типологические формы аутоагрессивного поведения и определённые патогенетические особенности их формирования, модель межведомственного взаимодействия специалистов может меняться.

В целом, в организации и реализации системы профилактики детских суицидов в Республике Крым задействованы комиссии по защите прав несовершеннолетних, образовательные учреждения, центры социальных служб семьи детей и молодежи и их структурные подразделения, межведомственная суицидологическая служба при Министерстве здравоохранения РК.

Решая задачу ранней профилактики детских суицидов можно выделить следующие шаги по ее реализации и приоритетность в их осуществлении следующих специалистов.

56

На этапе универсальной и селективной профилактики проведение педагогом-психологом скрининговых мероприятий по выявлению социально-психологической дезадаптации обучающихся образовательного учреждения. Привлечение к этой работе социального педагога школы, училища или колледжа по сбору информации о детях, находящихся в социально-опасном положении и стоящих на учете в образовательной организации и комиссии по защите прав несовершеннолетних. Обучение классных руководителей, кураторов учебных групп и педагогов-предметников диагностики паттернов социально-психологической дезадаптации учащихся [4]. Работа с родителями учеников на родительских собраниях по ознакомлению с факторами и жизненными обстоятельствами детей, которые могут спровоцировать суицидальное поведение, признаками формирования суицидальных преддиспозиций; инициация ситуации консультирования родителей, обеспокоенных изменением поведения своего ребенка [5]. Обобщение педагогом-психологом данных, полученных в скрининге и взаимодействии с социальными педагогами, родителями, формирование на их основе группы обучающихся для дальнейшей профилактической работы.

На этапе антикризисной и индикативной профилактики проведение диагностико-консультативной работы с социально-дезадаптированными детьми по уточнению дифференциального психологического диагноза и/или статуса, мониторингу его развития, и при необходимости активным социальным и психологическим интервенциям, или переадресации к специалистам-смежникам, например, направлении на консультацию к детскому психиатру или медицинскому психотерапевту [6]. Эту работу под руководством педагога-психолога могут осуществлять психолого-педагогические, социальные консилиумы образовательных учреждений, иногда называемые советами по профилактике. Работа психолога на этом этапе требует высокого профессионализма и ответственности. Её содержание определяется способностью распознать состояние ребенка, хорошими прогностическими способностями, знанием специфики работы специалистов-смежников, умением выстроить доверительные отношения.

Реализация профилактики суицидов среди обучающихся Республики Крым выявила ряд аспектов, которым в связи с целью данной статьи необходимо уделить особое внимание. Нами совместно с ГБУ «Крымский республиканский центр семьи детей и молодежи» принято участие в ряде семинаров по обеспечению этой работы с участием педагогов-психологов и социальных работников. Во-первых, необходимо отметить сохранение случаев суицидального поведения обучающихся РК (см. рис. 1).

Во-вторых, осуществляется глубокий анализ каждого случая суицидальной попытки среди детей и молодежи. Это позволило выявить мотивы суицидального поведения в регионе, сопоставить их и опыт проводимой работы с практикой других субъектов Российской Федерации, специфицировать группу риска, и направлять превентивность мероприятий более адресно.

57

Рис. 1. Слайд, иллюстрирующий статистику суицидального поведения обучающихся РК, с презентации семинара [1].

Рис. 2. Слайд, иллюстрирующий представленность мотивов суицидального поведения обучающихся РК, с презентации семинара [1].

В. А. Солдаткин, А. Я. Перехов, А. С. Бобков, выделяя личностные, ситуационные и психопатологические факторы суицидального поведения, структурируют мотивацию по следующим механизмам: «1. Личностно-психологические:

1.1. Ситуационные личностно-психологические механизмы.

1.2. Дезадаптационные личностно-психологические механизмы.

58

2. Негативно-личностные:

2.1. Ситуационные негативно-личностные механизмы.

2.2. Дезадаптационные негативно-личностные механизмы.

3. Продуктивно-психопатологические» [7, с. 13].

Используя описания мотивации этой классификации, к наиболее часто встречаемыми механизмам мотивации суицидального поведения подростков в Республике Крым за последний период можно отнести ситуационно личностно-психологические. Обращенность во внутренний мир, интровертированость, эгоцентричность и сфокусированность на своих переживаниях, недостаточная интеллектуальна зрелость подростка, в большинстве зафиксированных случаев приводят к неспособности конструктивно решить конфликтную ситуацию и спонтанности суицидального поведения.

В-третьих, спонтанность суицидального поведения подростков, быстрота смены фаз его развития, не позволяют своевременно выявить суицидальные преддиспозиции, существенно снижают прогностическую валидность проводимых скрининговых и мониторинговых мероприятий. Так, в марте 2019 года Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым издало приказы для общеобразовательных и профессионально-технических учреждений «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся...» «с целью оперативного реагирования на негативные процессы в подростковой среде, выработки межведомственных мер социальной профилактики и организации индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними, выявления негативных наклонностей среди обучающихся. ... 4. Ответственным, за проведение социально-психологического тестирования обучающихся, использовать в ходе тестирования обучающихся следующий инструментарий: социометрия, опросник суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой, диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей), рекомендованные для использования» [8, с. 1—2]. В следующих месяцах, апреле и мае, были совершены 1 суицид и 2 парасуицидальные попытки. Анализ бланков протоколов проведенного социально-психологического тестирования не показал преддиспозиций суицида у суицидентов указанных случаев. Да, на 7517 обучающихся учреждений среднего профессионального образования, участвовавших в социально-психологическом тестировании, 3 случая статистически пренебрежимо малы, однако цели, с которыми осуществлялось тестирование, и последствия нереализованной профилактики не позволяют этими случаями пренебречь. Соответственно, в таких диагностических мероприятиях целесообразно ориентироваться в большей степени не на статистическую норму, а на адаптационный подход к её определению.

Таким образом, в-четвертых, для повышения эффективности работы педагогов-психологов необходимо прописать диагностическую схему проводимых скрининговых мероприятий в контексте социально-психологической адаптации и нарушений её симптоматики у детей и подростков.

Рассмотрим симптоматику социально-психологической дезадаптации подростков с учетом диагностических данных методик, указанных в приказе № 394 Минобразования РК (см. табл. 1).

59

Таблица 1

Диагностические показатели группы риска социально-психологического

тестирования

Статус социально-психологической адаптации Социометрия (социометрический статус подростка в учебной группе, эмоциональные предпочтения ребенка в детской группе) Опросник суицидального риска А. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой) Шкала враждебности (В. Кук и Д. Медлей)

Социально-психологическая дезадаптация (группа риска) Отверженный Изгой Лидер* Демонстративность Аффективность Восприятие себя как уникального в контексте «Мифа найденыша» Несостоятельность Социальный пессимизм Слом культурных барьеров, препятствующих самоповреждающему поведению Максимализм Временная перспектива -отказ от будущего Средне-высокие и высокие показатели цинизма, агрессивности, враждебности

Социально-психологическая адаптация Лидер Приближенный Преобладает антисуицидальный фактор Средне-низкие и низкие показатели цинизма, агрессивности, враждебности

Необходимо отметить, что каждый по отдельности симптом социально-психологической дезадаптации ребенка нуждается в профилактической работе. Сочетание же симптоматики, полученной различными методиками, побуждает к пристальному вниманию и перепроверке из других, указанных выше, источников информации с целью определения преддиспозиций суицида. Так, например, сам по себе статус лидера подростковой группы позволяет формулировать оптимистичный прогноз развития подростка. Но если лидерство сочетается с повышением цинизма и асоциальности, враждебности и/или агрессивности, демонстративностью, аффективностью, персональным мифом о собственной исключительности-уникальности, или в социальной ситуации переживанием несостоятельности, слома культурных барьеров в про-социальном поведении, подростковым максимализмом и отказом от будущего, то прогноз развития при сочетании хотя бы двух перечисленных симптомов меняет полярность на пессимистично-тревожную. Такое сочетание симптомов можно отнести к ситуационным личностно-психологическим или дезадаптационным личностно-психологическим механизмам формирования мотивации аутоагрессивного поведения в преддиспозициях суицида.

60

Теперь остановимся отдельно на определении адаптационной диагностической нормы в опроснике суицидального риска А. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой). Эта методика состоит из 29 утверждений, сгруппированных в 9 шкал по 2-6 пунктов теста. Для сопоставимости тестовых баллов по шкалам предусмотрена процедура перевода сырых баллов (максимальное значение от 2 до 6) в субшкальный диагностический коэффициент посредством умножения сырого балла по шкале на соответствующий индекс шкалы. Количество утверждений по каждому из факторов принимается за 100. Количество баллов переводится в проценты. По процентному соотношению определяется индивидуальный стиль суицидальной динамики. Безусловно, такая форма теста-опросника возможна в применении скрининга, целью которого является «отсеять» социально-дезадаптированных подростков в группу дальнейшей профилактической работы, однако она не применима для постановки дифференциального диагноза или статуса ребенка в преддиспозициях суицида. Нами был проведен поиск современных тестовых норм по этой методике, были выявлены следующие источники [9, 10].

Возрастные особенности подростков, отличие их нормативного психического развития и протекания подросткового кризиса от тенденций развития в юношеском возрасте не позволяют использовать статистическую норму юношеского возраста в данной диагностической ситуации. Опираясь на тезис А. Р. Лурии о том, что один симптом не показателен, важно устойчивое сочетание симптомов для постановки психологического диагноза [цитировано по 11], нами определены минимальные субшкальные диагностические коэффициенты, которые могут получить по опроснику суицидального риска социально-дезадаптированные подростки. Они представлены в следующей таблице.

Таблица 2

Строение адаптационной нормы и отклонения от неё по субшкалам опросника

суицидального риска

Шкалы Субшкальные диагностические коэффициенты

Минимальный Тестовая норма социально-психологической дезадаптации

Демонстративность 20 40

Аффективность 18 36

Уникальность 20 40

Несостоятельность 20 40

Социальный пессимизм 14 28

Слом культурных барьеров 33 66

Максимализм 50 50

Временная перспектива 18 36

Антисуицидальный фактор* 50 50

Примечание: * - для антисуицидального фактора тестовая норма ограничивает социально-психологическую адаптацию.

61

Сочетание как минимум двух симптомов при оценке своего состояния и поведения подростком заставляет обратить на него внимание в контексте определения его социально-психологической адаптированности/дезадаптации как статуса, определяющего необходимость дальнейшей селективной и антикризисной психопрофилактики. Это и явилось основой для определения адаптационной тестовой нормы. Наличие нормы антисуицидального фактора при выраженности показателей по суицидальным факторам у подростков, на наш взгляд, не снимает с повестки мероприятия антикризисной профилактики, поскольку выявляет симптоматику если не суицидальных преддиспозиций, то статуса социально-психологической дезадаптированности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скрининг преддиспозиций суицидального поведения должен осуществляться в рамках диагностики социально-психологической адаптации обучающихся и определения социального статуса дезадаптированного. Для дифференциальной диагностики суицидальных преддиспозиций важно сочетание данных, полученных из различных источников, и устойчивость симптоматики в постановке психологического диагноза.

Использование диагностического инструментария социометрии, опросника суицидального риска А. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой) и шкалы враждебности (В. Кук и Д. Медлей) возможно с опорой на адаптационный подход к построению тестовых норм. В перспективах повторной диагностики необходима проверка конвергентной валидности выявленных диагностических статусов подростков проективными методами.

Важным элементом в повышении профилактической работы является переход от скрининга суицидальных преддиспозиций к мониторингу в течение всего учебного года психического состояния ребенка в образовательной среде разными субъектами образовательного процесса. Научить педагогов, работающих с ребенком, видеть, слышать и обращать внимание на изменения во внешности, настроении, высказываниях и поведении подростка, на наш взгляд, является приоритетным аспектом первичной профилактики аутоагрессивного поведения.

Список литературы

1. Цвяткова Е. В. Основные аспекты взаимодействия центров социальных служб для семьи, детей и молодежи и образовательных учреждений в работе по профилактике суицидального поведения, буллинга и жестокого обращения среди несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Е. В. Цвяткова // Материалы республиканского семинара «Об организации работы по предупреждению суицидальных проявлений, буллинга, жестокого обращения среди несовершеннолетних». - Электрон. дан. - Симферополь: ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», 2019. - 1 эл. опт. диск (CD- ROM).

2. Демография / Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population demography/ (дата обращения: 27.05.2019).

62

3. Парфенова А. А. Типологические особенности суицидоопасного пациента / А. А. Парфенова // Ученые записки СПб Государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - № 1 (11). - С. 50-55.

4. Бородина И. И. Поведенческие паттерны в диагностике социально-дезадаптированных студентов / И. И. Бородина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2016. - № 4 (6). - С. 42-47.

5. Вихристюк О. В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. О. В. Вихристюк. - М.: МГППУ, 2013. - 67 с.

6. Бородина И. И. Профессиональные стандарты социально-психологического сопровождения личности в профилактике суицидального поведения в реальном мире и интернет-пространстве / И. И. Бородина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2017. - № 4 (10). - С. 37-42.

7. Солдаткин В. А. К вопросу о механизмах аутоагрессивных действий больных шизофренией и их связи с механизмами агрессивного поведения (обзор литературы) / В. А. Солдаткин, А. Я. Перехов,

A. С. Бобков // Суицидология. - 2012. - № 2. - С. 11-20.

8. «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся учреждений среднего профессионального образования Республики Крым» Приказ Министерства образования, науки и молодежи РК № 394 от 01.03.2019. - 3 с.

9. Диагностика личности / сост. Т. Н. Разуваева. - Шадринск, 1993. - 26 с.

10. Климов В. М., Айзман Р. И. Анализ факторов суицидального риска у студентов вуза /

B. М. Климов, Р. И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Том 7, № 5. - С. 55-65.

11. Шванцара Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара и колл. - Прага: Авиценум, 1978. - 388 с.

ADAPTATION NORMA IN PSYCHODIAGNOSTIC SCREENING OF

PREDISPOSITIONS OF STUDENTS SUICIDES IN THE REPUBLIC OF

CRIMEA

Borodina 1.1.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: Inna.polina@mail.ru

The article presents an analysis of the organization and content of preventive work with suicide predispositions of students in schools and colleges of the Republic of Crimea. There is defined relevance and specificity of such prophylaxis in the adolescent environment of this region are determined. In prophylaxis take into consideration the clinical and pathogenetic characteristics of suicide and typological forms of autoaggressive behaviour. The algorithm of interdepartmental interaction of specialists in the field of early prevention of adolescent suicides is disclosed. The stages of universal, selective prophylaxis and anti-crisis, indicative prevention of suicidality in educational institutions are highlighted.

Compared statistics of suicidal attempts by adolescents in recent times, their motivation for suicidal behaviour. The most frequently encountered situationally personal-psychological mechanisms for motivating the suicidal behaviour of adolescents in the Republic of Crimea are identified.

The lack of prognostic effectiveness of screening suicidal predispositions in the socio-psychological testing of students in schools and colleges of Crimea was evaluated.

63

The correlated diagnostic indicators of socio-psychological testing of adolescents to identify risk groups in the context of social and psychological maladjustment of students. An example is given of optimistic and pessimistic psychological diagnoses with a combination of symptomatology of the leader's sociometric status and severity of suicidal predispositions according to the suicidal risk questionnaire (T. N. Razuvaeva's modification) and hostility scale (W. Cook and D. Medley). The use and description of the adaptation diagnostic norm in the questionnaire of suicidal risk are justified by A. G. Shmelev (modification of T. N. Razuvaeva).

Identified recommendations for improving the prevention of negative trends in the development of adolescents in educational institutions of the Republic of Crimea and the organization of screening predispositions of suicidal behaviour in them.

Keywords: prevention, suicide, suicidal predisposition, students, screening.

References

1. Tsvyatkova E.V., The main aspects of the interaction of social service centres for families, children and youth and educational institutions in the work on the prevention of suicidal behaviour, bullying and cruel treatment among minors [Electronic resource], Proceedings of the republican seminar "On the organization of work to prevent suicidal manifestations, bullying, cruel treatment among minors", (SKI «Crimean Republican Center of Social Services for Families, Children and Youth», Simferopol, 2019). 1 CD-ROM.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Demography, Federal State Statistics Service. Access Mode: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population demography (appeal date: 27.05.2019).

3. Parfenova A. A., Typological features of a suicide-dangerous patient, Scientific Notes of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 1 (11), 50 (2009).

4. Borodina I. I., Behavioral patterns in the diagnosis of socially maladjusted students, Uchenye zapiski Krymsk Engineering Pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology, 4 (6), 42 (2016).

5. Vikhristyuk O. V., What should parents know about teen suicides? 67 p. (MSPPU, Moscow, 2013).

6. Borodina I. I., Professional standards of social and psychological support of a person in the prevention of suicidal behavior in the real world and the Internet space, Uchenye zapiski Krymskogo Engineering and Pedagogical University. Series: Pedagogy. Psychology, 4 (10), 37 (2017).

7. Soldatkin V. A., Perekhov A. Y. and Bobkov A. S., On the issue of the mechanisms of auto-aggressive actions of patients with schizophrenia and their connection with the mechanisms of aggressive behavior (literature review), Suicidology, 2, 11 (2012).

8. «About holding social and psychological testing of students of institutions of secondary vocational education of the Republic of Crimea» Order of the Ministry of Education, Science and Youth of the Republic of Crimea. No. 394 dated March 1, 2019. 3 p.

9. Diagnosis of personality, comp. T. N. Razuvaeva, 26 p. (Shadrinsk, 1993).

10. Klimov V. M. and Aizman R. I., Analysis of factors of suicidal risk among university students, Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, 7, 5, 55 (2017).

11. Shvantsara Y. et al., Diagnosis ofmental development, 388 p. (Avicenum, Prague, 1978).

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.