Научная статья на тему 'Проблемы и ресурсные возможности организации профилактической работы с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведению, в школе'

Проблемы и ресурсные возможности организации профилактической работы с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведению, в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2787
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДЕНТ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / SUICIDE / SUICIDER / SUICIDAL ADOLESCENTS / DETECTION DIAGNOSTICS / COMPLEX DIAGNOSTICS / PREVENTIVE WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмачилина-цибенко Светлана Витальевна

В статье анализируются причины и факторы суицидальной направленности детей и подростков, подчеркивается важность организации комплексной диагностики на предмет выявления детей группы риска, склонных к суицидальному поведению. Установлены ресурсные возможности профилактики суицидального поведения на разных ступенях образовательного процесса, предлагаются пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and resources of organization of preventive work with children and teenagers prone to suicidal behavior in school

The article analyses the causes and factors of suicidal ideation of children and teenagers, highlighting the value of the complex diagnostics aimed to identify children from risk groups prone to suicidal behavior. The author considers the resources of the suicidal behavior prevention in different stages of educational process, suggests the ways of solving this problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы и ресурсные возможности организации профилактической работы с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведению, в школе»

УДК 372: 343.614 Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России

ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, В ШКОЛЕ

Shmachilina-Tsybenko Svetlana Vitalievna

D.Phil. in Education Science, Professor, Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

PROBLEMS AND RESOURCES OF ORGANIZATION OF PREVENTIVE WORK WITH CHILDREN AND TEENAGERS PRONE TO SUICIDAL BEHAVIOR IN SCHOOL

Аннотация:

В статье анализируются причины и факторы суицидальной направленности детей и подростков, подчеркивается важность организации комплексной диагностики на предмет выявления детей группы риска, склонных к суицидальному поведению. Установлены ресурсные возможности профилактики суицидального поведения на разных ступенях образовательного процесса, предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова:

суицид, суицидент, суицидальные подростки, диагностика выявления, комплексная диагностика, профилактическая работа.

Summary:

The article analyses the causes and factors of suicidal ideation of children and teenagers, highlighting the value of the complex diagnostics aimed to identify children from risk groups prone to suicidal behavior. The author considers the resources of the suicidal behavior prevention in different stages of educational process, suggests the ways of solving this problem.

Keywords:

suicide, suicider, suicidal adolescents, detection diagnostics, complex diagnostics, preventive work.

Несмотря на многочисленные междисциплинарные исследования суицидального поведения, проводимые в различных областях знания: философии, медицине, социологии, психологии, социальной педагогике и т. д., изменения и дополнения законодательной базы, как, например, приказ Министерства образования и науки РФ от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 гг.», Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 февраля 2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся», проблема суицида среди детей и подростков по-прежнему остается актуальной. Достаточно трудно указать точные статистические данные совершенных детских суицидов, поскольку они расходятся в количественном соотношении различных ведомств. Между тем анализ различных источников свидетельствует о том, что Россия занимает шестое место в мире по числу суицидов среди детей и подростков, причем данное явление продолжает распространяться.

Известно, что суицидальное поведение у детей и подростков обусловлено возрастными особенностями: повышенной впечатлительностью и внушаемостью, способностью ярко чувствовать и переживать, склонностью к колебаниям настроения, слабостью критических способностей, эгоцентрической устремленностью, импульсивностью в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту проявляется повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности, возникают состояния временного видоизменения характера [1, с. 15б].

Профилактическая работа включает в себя несколько этапов: диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный (внедренческий), рефлексивный.

Наиболее сложной была и остается проблема диагностики выявления детей и подростков, склонных к суицидальному поведению, в общеобразовательных организациях. Как правило, она выстраивается на основе анализа основных факторов и причин возникновения суицидального поведения. Традиционно выделяют социальные, индивидуально-психологические, ситуационные и поведенческие факторы риска. Анализ данных факторов свидетельствует о том, что риск суицидальной направленности с каждым годом не уменьшается, а увеличивается.

Так, например, социальные факторы риска по-прежнему отражают сложные условия семейного воспитания: рост числа неполных и неблагополучных семей, их тяжелое материальное положение, физическое насилие и жестокое обращение с детьми, в основном «матриархальный» стиль воспитания и т. д. Кроме того, в XXI в. важную роль стал играть перфекционизм благополучных семей как культивирование достоинств, склонность предъявлять завышенные требования к себе и другим, считать недопустимыми промахи и ошибки. Безусловно, усугубляет ситуацию увеличивающееся количество ретристских групп (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление человека к уходу от действительности, от жизненных трудностей, крайний вариант - суицид). Обычно представители таких групп предаются бесцельному времяпрепровождению, сомнительным развлечениям, токсикомании, наркомании [2, с. 145].

Объяснение суицидального поведения индивидуально-психологическими и поведенческими факторами выявляет пагубное влияние средств массовой информации и интернета, на просторах которого можно встретить огромное количество сайтов, где представлен точный алгоритм действий, как уйти из жизни. По данным специалистов, каждое упоминание о суициде в средствах массовой информации убивает до 58 человек.

Анализ данных служб «Телефон доверия» и «Детский телефон доверия» (ДТД) показывает, что зачастую предпосылками суицида выступают ситуационные факторы - ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми; несчастная любовь или разрыв романтических отношений; отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях); объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание); личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье); нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты); резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

При этом отметим, что ДТД выполняет не только функцию профилактики развития суицидальных намерений, предотвращения самоубийств, но и статистико-аналитическую функцию, собирая важную информацию о переживаниях, надеждах, разочарованиях современных подростков, их социодемографических, личностных, клинико-психологических характеристиках.

Однако по-прежнему не соблюдается принцип их широкой доступности. Так, например, тщательный поиск в интернете информации о ДТД по г. Краснодару позволил нам выйти лишь на один, на наш взгляд, полезный факт о том, что в 2010 г. между администрацией Краснодарского края и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заключено Соглашение об обеспечении деятельности на территории Краснодарского края детского телефона доверия с единым общероссийским телефонным номером 8-800-2000-122.

Безусловно, при оценке суицидоопасности в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность всех факторов, однако это является недостаточным условием для эффективного выявления детей группы риска по суицидальному поведению. Необходима организация комплексной психологической и социально-педагогической диагностики, направленной на изучение социально-психологических процессов в ученических коллективах, особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Однако эффективность ее реализации осложняется тем, что в ряде случаев администрация и педагогический коллектив образовательных учреждений не уделяют достаточного внимания работе по профилактике детского суицида, что связано в первую очередь с дефицитом подготовленных кадров, владеющих технологиями оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, технологиями диагностики и профилактики суицидального поведения. При этом во многих общеобразовательных учреждениях неоправданно сокращаются ставки педагогов-психологов и социальных педагогов, а иногда в рамках оптимизации финансирования учреждения их должностные обязанности исполняются по совместительству учителями-предметниками.

В ряде случаев недостаточно целенаправленно и эффективно осуществляется сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся образовательных учреждений, в том числе в части организации диагностики семьи и социума, совместной деятельности по профилактике суицидального поведения детей. Так, например, в школах Краснодарского края пытаются использовать опыт организации и проведения комплексной диагностики в решении проблем риска суицидального поведения обучающихся, однако системность и эффективность ее проведения осложняются вышеуказанными обстоятельствами.

Под комплексной социально-педагогической диагностикой мы будем понимать специально организованный процесс, предполагающий взаимодействие специалистов разного профиля,

включающий в себя все виды диагностики: психологическую, педагогическую, медицинскую, социологическую, валеологическую и т. д., который направлен на выявление проблем человека, его окружения и среды [3, с. 5].

Ее комплексный характер заключается в том, что изучаются все категории и стороны среды, ее официальные и неофициальные структуры; жизнедеятельность ребенка исследуется в полном социуме, а не только в детском; процесс взаимодействия ребенка и окружающей его среды рассматривается как комплексное явление; выявляются специфические социальные качества личности ребенка, особенности его развития и поведения; уточняется социальная ситуация развития личности; определяется степень развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т. п.).

Одновременно используются различные методы диагностики. Применяются методики, учитывающие всю совокупность отношений внутри и вне социальных институтов. Каждый элемент социально-педагогического процесса (социальный педагог, ребенок, родитель, сверстники, дворовые компании и т. д.) может рассматриваться как объект и субъект комплексной диагностики. Так, например, суицидальные «маркеры» можно выявить на основе наблюдения, беседы, изучения рисунков, выдержек с сайтов персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т. п. Для выявления депрессии, агрессивных и аутоагрессивных тенденций можно использовать шкалу детской депрессии М. Ковак (М. Коуаоэ), опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), рисуночный тест Сильвера и т. д.

Так, проведенное нами исследование в ряде школ Краснодарского края показало, что высокий уровень тревожности по гендерной градации наблюдается у девочек как подросткового, так и раннего юношеского возраста. Среди мальчиков подросткового возраста доминирует средний уровень тревожности, а среди раннего юношеского - низкий. Психодиагностика суицидального риска по методикам Розенцвейга и Басса-Дарки показала, что склонность к риску, пренебрежение опасностью преобладает у мальчиков раннего юношеского возраста; печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе преобладает у девочек раннего юношеского возраста; а мальчики подросткового возраста склонны к аффективным реакциям интрапунитивного типа (обвиняя себя, перенося агрессию на себя).

Исследователи суицидального поведения выделяют три группы диагностических признаков, которые косвенным образом могут указывать на то, что вероятность совершения суицида является достаточно высокой.

Первая группа - словесные признаки. К ним относятся сообщения о чувстве беспомощности, безнадежности, беседа или ее фрагменты, связанные с прощанием с жизнью (например, «последний раз смотрю на любимые фотографии...»), шутки о желании умереть, сообщения о конкретном плане или методе самоубийства, амбивалентность оценки каких-либо значимых событий или людей (например, колебания между любовью и ненавистью), медленная, вялотекущая и маловыразительная речь, самообвинения и обвинения других людей.

Вторая группа - эмоциональные признаки, которые можно почерпнуть из контекста словесных посланий и невербальных сообщений (плач, всхлипывание, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова), переживание горя, чувство вины, неудачи, поражения, собственной мало-значимости, мнимые или реальные опасения или страхи, выраженная растерянность, импульсивные действия.

Третья группа - поведенческие признаки. Это внезапные немотивированные изменения в поведении, которые отдаляют ребенка от значимых для него людей или от какой-то важной для него деятельности, а также склонность к опрометчивым или безрассудным поступкам, связанным с риском для жизни или здоровья (например, игры на строительных площадках, манипуляции со взрывчатыми веществами, занятия рискованными видами спорта и прочее). Это также склонность к применению алкоголя и наркотических веществ. Сюда же относится потребность во врачебной помощи без особой необходимости, так как при скрытых депрессиях часто проявляются физические недомогания при видимом отсутствии болезней. Помимо скрытой депрессии может быть и явная, которая проявляется в сниженном настроении, явлении заторможенности (мышление, речь), наличии тоски. При явной депрессии могут присутствовать и другие симптомы: страх, тревога, опасения, боязливость. Признаками третьей группы также являются расставание с любимыми вещами (например, «так любил свою собаку, а теперь подарил - зачем она мне.»), приобретение или разговор о средствах самозащиты («достал газовый пистолет, баллончик и т. п.», «а как вот эти таблетки действуют - почувствуешь что-нибудь или нет?»), разговор о бессмысленности существования, об обесценивании человеческой жизни в целом и своей собственной в частности [4, с. 28].

Как видим, актуальность проблемы суицидального поведения требует от педагогического коллектива понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и, как следствие, организации профилактической работы в школе и ее сопровождения.

На разных ступенях образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, задачи психолого-педагогического сопровождения различны [5, с. 235].

Для начальной школы - это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии и воспитании ребенка, профилактика и коррекция его страхов и тревог, школьной боязни, преодоление проблем, связанных с подготовленностью к обучению в школе, обеспечение беспроблемной адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей.

Основная школа - это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости [6, с. 68; 7, с. 12].

В старшей школе - это помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, психосоциальной компетентности.

В целях повышения эффективности деятельности образовательных учреждений, профилактики суицидального поведения обучающихся необходимо расширить и конкретизировать ряд направлений и мер и использовать ресурсные возможности как отдельной личности, так и общества и государства в целом:

- проводить мониторинг состояния профилактической работы образовательных учреждений, анализ тенденций изменения социально-психологических причин детского суицида, а также анализ и оценку обеспечения образовательных учреждений квалифицированными кадрами с учетом требований компетентностного подхода, разрабатывать рекомендации по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;

- расширить сеть ДТД, телефонов экстренной психологической помощи по всем регионам России;

- активизировать межведомственное взаимодействие образовательных учреждений и социально-психологических служб образовательных учреждений с учреждениями здравоохранения, культуры и досуга, службами экстренной психологической помощи детского телефона доверия в части профилактики суицидального поведения обучающихся;

- усилить работу по профилактике суицидального поведения обучающихся в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования с целью формирования и развития психолого-педагогической компетентности самого обучающегося. Ребенок должен многое понимать про себя самого, знать особенности своего развития, относиться к этому осмысленно, уметь преодолевать свое состояние;

- с целью психологического и социального развития детей, их образовательных достижений, компенсации негативного влияния неблагоприятного экономического положения в семьях сделать доступной систему дополнительного образования для детей группы риска;

- разнообразить формы работы с родителями в рамках проведения родительского всеобуча (родительские собрания, акции, «горячие линии», размещение материалов на теле- и радиоканалах, в печатных средствах массовой информации, сети Интернет и т. д.), в рамках мероприятий и направлений, инициированных самими родителями (например, «Школа родителей-волонтеров» в Краснодарском крае), с целью оказания психолого-педагогической и социально-правовой помощи родителям в воспитании и обеспечении безопасности детей, а также в обучении родителей навыкам раннего выявления признаков суицидальных намерений;

- при проведении профилактической работы использовать ресурсы региональных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- использовать активные и интерактивные формы повышения квалификации педагогических работников, педагогов-психологов, социальных педагогов, руководителей образовательных учреждений по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям, такие как вебинары, выездные обучающие семинары, межведомственные экспедиции по

изучению медико-социальных, экологических и культурально-этнических факторов в формировании деструктивного поведения несовершеннолетних;

- внедрять в практику работы с детьми и подростками такие эффективные профилактические методы, как формирование навыков позитивного жизненного стиля, интерактивные виды деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т. д.), направленные на формирование ценностно-смысловых ориентаций подростков, самостоятельности, саморегуляции.

Организованная таким образом профилактическая и реабилитационная работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков и молодежи, снизить количество учащихся с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, а также организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Ссылки:

1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М., 2006. 352 с.

2. Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. М., 1998. 326 с.

3. Шмачилина С.В. Комплексная социально-педагогическая диагностика : метод. рекомендации. Омск, 2007. 68 с.

4. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков : учеб. пособие / сост. Е.А. Калягина, О.Г. Япа-рова. Абакан, 2009. 166 с.

5. Шипицына Л.М., Казакова Е.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога. М., 2003. 528 с.

6. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков.

7. Кий Н.М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 2005. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.