Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗМОЖНОГО АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗМОЖНОГО АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомолова А.О.

В статье представлены результаты исследования тревожности и агрессии личности старшего подростка. Изучен характер связи уровня личностной тревожности и различных видов агрессии в старшем подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗМОЖНОГО АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

коммуникативные, социально- эмоциональные способности. Однако не стоит забывать, о том, как нужно использовать технологии. Каждый ребёнок — это личность, и его способности лучше всего развиваются в той деятельности, которая ему интересна. Информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, поскольку открывают безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Использованные источники:

1. Plowman, L. Education technology at home and in preschool. The Wiley Handbook of learning technology, .2016 C. 96-112. Электронный ресурс // Режим доступа: http://www. academia. edu/2348673 8/2016._Learning_technology_at_home_and_p reschool (дата обращения 25.09.2016).

2. Plowman, Lydia, Stephen and Christine. Managing interaction in pre-school institutions .Journal of e-learning. 2007. С. 14-21.

3. Yamada-Rice, Dylan. The semiotic landscape and 3-year-olds emerging from the communicative understanding of multimodal texts. Journal of early childhood research. 2014. C.154-84.

4. Courtney K. Blackwell, Alexis R. Lauricella, Ellen Wartella, Michael Robb, and Robert Schomburg. The introduction and use of technologies in primary education. The interaction of external barriers and the attitude of the teacher. Computers & Education. 2013 C. 310-319.

5. Steven, Christina, Olivia Stevenson and Claire adey. "Little children interact with technology: the influence of family context." Journal of early childhood research. 2013. С. 149-164

6. Eagle Sarah. Learning at an early age; social interaction around the multi-modal images, puzzles and digital technologies. Computers & Education. 2012 C. 38-49.

7. Be creative, to teach children. The conference, 13 August. Date: July 2014: Электронный ресурс // Режим доступа: ttps://theconversation.com/keep-it-creative-to-get-kids-into-coding-15968 (дата обращения 25.09.2016).

УДК 159.922.6

Богомолова А.О. студент 3 курса кафедра общей и клинической психологии научный руководитель: Селезнева Г.Н.

ассистент

кафедра общей и клинической психологии

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗМОЖНОГО АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. В статье представлены результаты исследования тревожности и агрессии личности старшего подростка. Изучен характер связи уровня личностной тревожности и различных видов агрессии в

старшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростковый возраст; тревожность; личностная тревожность; ситуативная тревожность; агрессия; агрессивное поведение.

Современный человек, являясь объектом социальной среды, в повседневной жизни постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими психологический дискомфорт и тревогу. Неустойчивое социальное, экономическое и экологическое положение в обществе обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей.

Период старшего подросткового возраста богат переживаниями, трудностями и кризисами. Он считается ключевым в развитии личности, т.к. происходит формирование самосознания, изменение Я-концепции, повышение эмоциональности, проявляющейся в изменчивости настроения, повышении тревожности и агрессивности (Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.). К негативным переживаниям в данном возрасте относится тревожность, которая становится устойчивым личностным образованием данного периода (И.В. Дубровина, Н. Филлипс, А.М. Прихожан, Ю.В. Клепач, И.Ю. Гаранькова и др.) [4].

Переживание человеком эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия и с предчувствием грозящей опасности называется тревогой [2]. Существует, так называемый, оптимальный уровень тревожности, который является для индивида существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания [1].

Оказываясь под влиянием стрессогенных ситуаций и факторов, вызванных различными жизненными обстоятельствами, человеку, в силу своих индивидуально-психологических особенностей личности, приходится находить различные способы преодолевающего поведения. Выделяют четыре способа избегания тревоги, одним из которых является агрессивность: причиняя боль, человек избавляется от собственного чувства неуверенности, самоуничижения и самообвинения в собственных неудачах. Агрессия может выступать в качестве защитного механизма в стрессовых ситуациях, в том числе и способом психологической разрядки. В качестве ее активатора, выступает реальная и потенциальная угроза, которая, в свою очередь, и вызывает данное состояние. По мнению ряда исследователей (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Лоренц), агрессия сама по себе не является вредным видом поведения, а выступает в качестве защитного механизма в стрессовых ситуациях. Кроме того, американский психолог Р. Лазарус под агрессией понимал реакцию на стресс и способ психологической разрядки. В качестве ее возбудителя, как он считал, выступает угроза, которая, в свою очередь, и вызывает данное состояние.

Хотя на сегодняшний день уже имеются эмпирические данные о характере связи тревожности и агрессивного поведения личности, возникает необходимость в проведении новых исследований, поскольку с меняющимися условиями социализации старших подростков меняются и

особенности самого возраста. Изменения в социуме особенно сильно воздействуют на личность, сознание и поведение подростков.

Исходя из этого, целью данного исследования является изучение особенностей проявления различных видов агрессии у подростков с разным уровнем тревожности.

Исследование уровня тревожности показало, что уровень личностной тревожности старших подростков находится на среднем уровне с тенденцией к высокому. При этом у 35% опрошенных наблюдается высокий уровень, у 25% - низкий. Ситуативная тревожность старших подростков находится на низком уровне.

Подростки с высоким уровнем личностной тревожности большинство ситуаций, в которых они оказываются, воспринимают как угрожающие их престижу, самооценке, физическому здоровью. Их поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание, снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.

Подростки с низким уровнем личностной тревожности воспринимают трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни подростков, ставящие их на грань между жизнью и смертью. В конфликтных ситуациях склонны обвинять других людей. Доминирует мотив достижения успеха, что позволяет считать препятствия преодолимыми.

Далее были изучены особенности агрессивного поведения у подростков с высоким и низким уровнем тревожности. Так, у тревожных подростков был выявлен высокий уровень агрессивности, в то время как в группе подростков с низким уровнем тревожности наблюдается соответствующий уровень агрессии. Анализ агрессивного поведения по отдельным шкалам (вербальная, физическая, предметная, эмоциональная и самоагрессия) показал, что у тревожных подростков уровень агрессии по шкале «самоагрессия» выше по сравнению с другими шкалами. Это свидетельствует о наличии ослабленных механизмов психологической защиты, что может делать индивида беззащитным в агрессивной среде. Кроме того, у 10% подростков данной группы выявлен высокий уровень общей агрессии, а у 35% - вербальной, в то время как среди подростков с низким уровнем тревожности показатели по данным шкалам достоверно ниже.

В результате корреляционного анализа данных была обнаружена тесная прямая связь тревожности и общей агрессивности: чем выше показатели тревожности, тем выше вероятность проявления агрессивного поведения.

Таким образом, исследование показало, что уровень личностной тревожности выступает в качестве предиктора возможного агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте. Это указывает на целесообразность проведения психокоррекционной и психолого-педагогической работы, направленной на снижение уровня тревожности и, как следствие, агрессии в старшем подростковом возрасте.

Использованные источники:

1. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс. 2006. - 375 с.

2. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

3. Селезнева, Г.Н. Тревожность у подростков оставшихся без попечения родителей / Г.Н. Селезнева, Д.М. Саенко // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 9. С. 90-92.

4. Селезнева Г.Н., Изучение тревожности в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития // Научные труды SWorld. 2012. Т. 20. № 4. С. 77-81.

УДК 159.99

Болдырев Д. А. студент 3 курса научный руководитель: Селезнева Г.Н.

ассистент

кафедра общей и клинической психологии НИУ «Белгородский государственный университет»

Россия, г. Белгород ПРОБЛЕМА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности эмоционального выгорания у торговых агентов. Выделяются факторы развития синдрома эмоционального выгорания. Определяется актуальность разработки тематики.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стресс-менеджмент, эмоциональные расстройства, межролевое взаимодействие

В современном мире ученые все чаще и чаще наблюдает синдром эмоционального выгорания в различных профессиональных группах. Если раньше считалось, что в группу риска входят в основном медицинские и социальные работники, то теперь список профессий, чьи работники подвержены синдрому эмоционального выгорания, расширяется из года в год: сюда относятся педагоги, психологи, спасатели, продавцы, менеджеры,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.