УДК 616.89(316.6)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОГИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
И.В. Прощенко, Н.Е. Максимова, А.О. Римашевская, Л.А. Мурашова
ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России
Тревога изо дня в день становится неотъемлемым компонентом современной жизни. Ее можно наблюдать в совершенно различных жизненных ситуациях. Она характеризует собой эмоциональный процесс средней продолжительности, который отражает субъективный, непосредственный, оценочный и бессознательный анализ данной ситуации и выражается в ощущении неопределённости наступления в будущем неблагоприятных событий. Рассматривая тревогу с позиции стресса Г.Селье, можно говорить об относительной пользе данного состояния, так как тревога, будучи первым этапом адаптации, мобилизует защитные силы организма и помогает справиться с кратковременными сверхинтенсивными воздействиями на психику [9].
Впервые тревогу, как психологический феномен, выделил Зигмунд Фрейд. Согласно его учению, тревога является присущим «Эго» механизмом, сигнализирующем личности о грядущих опасностях и вследствие, вынуждающего «Эго» реагировать адекватными способами адаптации к новым условиям, выбирая приемлемый в данном случае. Но как быть подросткам, механизмы эмоционального реагирования которых на стресс еще находятся на стадии формирования и несовершенны? Зачастую им не хватает ресурсов. Поэтому применяя даже достаточно конструктивные стратегии психологической защиты не всегда удается достичь желаемого эффекта [5].
Помимо непосредственно тревоги, можно выделить тревожность, как черту личности. Эти понятия употребляются в разных ситуациях. Если тревога, это негативно окрашенное чувство неопределенности, дискомфорта, неуверенности, ожидания приближения катастрофы, то тревожность можно рассматривать, как относительно устойчивую и неизменную во времени черту личности индивида. Ее также можно использовать в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. В некоторых случаях можно говорить о сочетании тревожного расстройства и черт личности.
Тревога, как неспецифический синдром, встречается в составе практически всего спектра психических, неврологических и некоторых соматических расстройств, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у лиц с отклоняющимся поведением [4]. Также тревога входит в состав одного из самых распространённых в психиатрии синдромов - тревожно-депрессивного. Согласно данным ВОЗ за 2018 год, депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
На данный момент принято выделять ситуативную и личностную тревожность [8]. Ситуативная возникает, когда благополучию и спокойствию непосредственно угрожает некое неприятное событие, к примеру экзамен. По прошествии экзамена - прекратится и тревога. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепций ребенка, превращаясь в черту характера [7]. У подростков Я-концепция очень часто бывает противоречивой, им трудно воспринимать и адекватно оценивать позитивные и негативные события своей жизни. Неуверенность в этом случае подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и приводит к устойчивому формированию личностной тревожности [6].
Еще одной причиной повышения тревожности можно назвать формирование у подростков психастенической акцентуации характера, основной чертой которой являются тревожно-мнительные реакции. В свою очередь подобная стратегия поведения приводит к неуверенности в своих силах и мешает подросткам в обучении и налаживании межличностных связей.
При обследовании подростков-школьников можно выделить особый собирательный тип тревожности -школьная тревожность. Ее можно рассмотреть, как специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы [3]. Чрезмерно высокий уровень тревожности, который характеризуется повышением частоты переживания состо-
СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ 2020, т. 30 № 1
73
яния тревоги, указывает на дезадаптивную реакцию, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности подростка. Подобное интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации и как характеристика неконструктивного протекания процесса адаптации.
Наиболее лабильные к эмоциональным перепадам и воздействию психологического стресса - группа школьников среднего и старшего звена. Подростковый возраст - поистине уникальный момент формирования зрелой личности. На него приходится как «кризис семи лет», так и период полового созревания [10]. Именно в эти годы происходит столкновение с множеством неблагоприятных факторов, влияющих на психическое здоровье. К ним можно отнести как социально-экономические, так и внутрисемейные. Сталкиваясь с жестоким обращением или насилием, подростки закрепляют эмоциональный механизм реагирования, что в дальнейшем ведет к проблемам в рамках межличностного общения и невозможности контролировать свои эмоциональные переживания. Утрата эмоционального самоконтроля ведет к риску увеличения агрессивного и аутоагрес-сивного поведения. По данным ВОЗ, самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15-19 лет.
Очень часто одним из способов «замаскировать» школьную тревожность являются агрессивные тенденции. Наиболее распространёнными проявлениями агрессивности можно назвать: повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие [2]. Среди форм агрессивного поведения выделяют такие как: вербальная агрессия (ВА) - человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления; физическая агрессия (ФА) - человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы; предметная агрессия (ПА) -человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах;эмоциональная агрессия (ЭА) - у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему; самоагрессия (СА) - человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде [1].
Цель: исследование взаимосвязи тревоги и агрессивного поведения у учеников старшей школы.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие учащиеся 10 и 11 классов МБОУ СОШ №4 (42 чел.); средний возраст 16,0±0,3.
Психодиагностическое исследование выполнено с помощью аппаратно-диагностического комплекса «Мультипсихометр-05» на базе лаборатории психодиагностики Тверского государственного медицинского университета. В качестве диагностического инструментария использовался опросник Л.Г.Почебут, применяемый для оценки агрессивного поведения. Количественно оценивались такие показатели как вербальная агрессия (ВА), физическая агрессия (ФА), предметная агрессия (ПА), эмоциональная агрессия (ЭА) и самоагрессия (СА). Показатели каждой шкалы варьируют от 0 и до 7 баллов. Если сумма баллов по шкале выше 5 баллов, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности. Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам. Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности. Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения [8].
Для диагностики тревожности использовалась методика Спилбергера-Ханина, которая оценивает два параметра: ситуативная и личностная тревожность. Отдельно интерпретируются суммы баллов по обеим шкалам. Сумма баллов до 30 говорит о низком показателе тревожности, от 31 до 44 - умеренном и сумма равная 45 и более - приравнивается к высокому показателю тревожности.
Обработка данных осуществлялась при помощи компьютерной программы для статистической обработки SPSS Statistics 22.
Результаты и обсуждение
Наиболее выраженными формами агрессивного поведения (табл. 1) являлись самоагрессия (3,4±1,8) и вербальная агрессия (3,2±1,9). Такие формы как физическая агрессия (2,9±1,8), предметная агрессия (2,9±1,8), эмоциональная агрессия (2,0±1,3) были менее выражены.
Высокая степень выраженности самоагрессии была выявлена у 30% школьников (рис. 1); эмоциональной агрессии - у 5%; предметной агрессии - у 23%; физической агрессии - у 16%; вербальной агрессии - у 23%.
Личностная тревожность преобладала над ситуационной: 40,0±13,6 против 37,1±11,1 (табл. 2).
Высокая степень выраженности личностной тревожности была выявлена у 41% школьников, ситуационной тревожности - у 21% (рис. 2).
Ситуативная и личностная тревожность были связаны с предметной, эмоциональной и аутоагрес-сией (табл. 3).
74
И.В. Прощенко и соавт.
Таблица 1
Формы агрессии у школьников
Среднее значение Стандартное отклонение
Вербальная агрессия 3,24 ±1,92
Физическая агрессия 2,95 ±1,9
Предметная агрессия 2,93 ±1,81
Эмоциональная агрессия 2,07 ±1,37
Самоагрессия 3,45 ±1,81
Таблица 2
Формы тревожности у школьников
Среднее значение Стандартное отклонение
Ситуативная тревожность 37,14 ±11,1
Личностная тревожность 40,02 ±13,59
Рис. 1. Высокая степень выраженности форм агрессии у школьников
Примечания: СА - самоагрессия, ЭА - эмоциональная агрессия, ПА - предметная агрессия, ФА - физическая агрессия, ВА - вербальная агрессия.
Таблица 3
Корреляции параметров тревожности и агрессии
ВА ФА ПА ЭА СА
СТ r = 0,288 p = 0,065 r = 0,024 p = 0,879 r = 0,392* p = 0,01 r = 0,666** p = 0,0001 r = 0,452** p = 0,003
ЛТ r = 0,274 p = 0,079 r = - 0,186 p = 0,239 r = 0,515** p = 0,0001 r = 0,538** p = 0,0001 r = 0,599** p = 0,0001
Примечания: r - коэфициент корреляции Спирмена; p - уровень значимости.
Рис. 2. Высокая степень выраженности форм тревожности у школьников
Примечания: ЛТ - личностная тревожность, СТ - ситуативная тревожность
Выводы
При исследовании уровня тревожности у школьников, выявлено, что преобладающим типом является личностная тревожность, высокую степень выраженности которой продемонстрировал 41% опрошенных.
У старшеклассников с 10 по 11 классы преобладает самоагрессия, которой подвержен каждый третий школьник. Второй значимой формой агрессии является вербальная агрессия, использует оскорбления и нецензурную лексику и предметная агрессия, направленная на окружающие предметы.
С ростом тревожности коррелирует агрессивное поведение. Подростки во всех ситуациях, вызывающих тревогу, проявляют сразу три вида агрессии: предметную, эмоциональную и аутоагрессию.
Таким образом, психологическое состояние старшеклассников неудовлетворительное. Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, боязнь будущего, необходимость принимать важные решения, связанные с учебой и дальнейшей жизнью, способствуют истощению психологической защиты и состоянию хронического стресса, приводящего к возрастанию тревожности и агрессии, справиться с которыми самостоятельно подростки уже не могут.
Обязательны профилактические мероприятия, направленные на девиантное поведение и суицидальное поведение (преимущественно у подростков, с повышенной личностной тревожностью).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровникова, Н. С. Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 621-624.
2. Калашнова Ю.М., Новикова Ю.А., Прощенко И.В., Максимова Н.Е. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов, как ведущий фактор становления личности // Верхневолжский медицинский журнал. 2018. Т. 17. № 4. С. 22-24.
3. Касьянова Е.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности / Е.И. Касьянова Н.И., Р.Н.Виноградова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2014. № 4. С. 28-34.
4. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 627-631.
5. Максимова Н.Е., Маринкова М.А., Прощенко И.В., Тревожность, как фактор развития обсессивно-компульсивного расстройства у студентов / Верхневолжский медицинский журнал. 2017. Т. 16. № 3. С. 26-28.
6. Максимова Н.Е., Карасева Е.А., Гусева Э.Т. Сравнительный анализ суицидальной готовности на основе применения аппарата психофизиологической диагностики «cms» у подростков группы суицидального риска // Психиатрия: современные тенденции охраны психического здоровья Сборник научных трудов / Под ред. Е.В. Руженской. Иваново, 2017. С. 104-108.
7. Маленова А.Ю. , Малюга К.В. Школьные трудности и способы их преодоления в подростковом возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. N° 3. С. 39-45.
СОЦИАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ 2020, т. 30 № 1
75
8. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы Психологии. 2009. N° 4. С. 24-32.
9. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция . СПб.: Речь, 2004. 248 с.
10. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование / Ред. В.В.Рубцов, А. А.Марголис, В.А.Гуружапов. 1998. № 2. С. 11-18.
11. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с.
12. Прощенко И.В., Максимова Н.Е. Основные принципы работы коор-диоционного центра суицидальной превенции по Тверской области // Верхневолжский медицинский журнал. 2018. Т. 17. № 4. С. 15-17.
13. Римашевская А.О., Прощенко И.В. Распространенность депрессивных расстройств среди жителей города Твери // Молодёжь и
медицинская наука Материалы V Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 367-371.
14. Сальников С.В., Прощенко И.В. Депрессия и обструктивное апноэ сна // /Молодежь и медицинская наука Статьи VI Всероссийской межвузовской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. Тверь, 2019. С. 375-379.
15. Селье Г. Стресс без дистресса / [Пер. с англ. А.Н. Лука и И.С. Хорола] / Под ред. М. Крепса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
16. Селянина М.Н., Максимова Н.Е. Бригадный метод оказания специализированной помощи детям раннего возраста // Психиатрия. 2018. № 2. С. 55-63.
17. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России. 2012. № 6 (17).
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОГИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
И.В. Прощенко, Н.Е. Максимова, А.О. Римашевская, Л.А. Мурашова
Тревожные состояния все чаще стали регистрироваться у детей школьного возраста. Тревога, являясь мультифакторным состоянием, оказывает влияние на все сферы деятельности подростка.В статье представлены результаты исследования психологического состояния школьников старших классов. Методом анкетирования исследовалась распространенность тревожных расстройств и агрессивных
тенденций. Между этими состояниями обнаружена двухстороння корреляция. Высокую степень выраженности имели такие параметры, как личностная тревожность и самоагрессия.
Ключевые слова: школьники старших классов, тревожные состояния, стресс, агрессивное поведение.
RESEARCH OF THE RELATIONSHIP OF ALARM AND AGGRESSIVE BEHAVIOR
IN SENIOR SCHOOLCHILDREN
I.V. Prochshenko, N.E. Maksimova, A.O. Rimashevskaya, L.A. Murashova
Anxiety disorders are increasingly beginning to be registered in school-age teenagers. Anxiety, as a multifactorial condition, has an impact on all spheres of activity of the teenager. The article presents the results of a study of the psychological state of high school students. The questionnaire was used to
study the prevalence of anxiety disorders and aggressive tendencies.Bilateral correlation was found between these states. A high degree of severity had such parameters as personal anxiety and self-aggression.
Key words: high school students, anxiety, stress, aggressive behavior.
Прощенко Ирина Валерьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный медицинский университет»; e-mail: [email protected]
Максимова Наталья Евгеньевна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ФГБОУ ВПО «Тверской государственный медицинский университет».
Мурашова Лада Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и философии ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет».