Научная статья на тему 'ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЁННОЙ ПЕРКУТАННОЙ МИОФАСЦИОТОМИИ'

ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЁННОЙ ПЕРКУТАННОЙ МИОФАСЦИОТОМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХИ / ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ПЕРКУТАННАЯ МИОФАСЦИОТОМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Францев Евгений Александрович, Чекалина Виктория Владимировна

В данной статье рассмотрены вопрос тревожности и страхов как препятствий к успешной социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию. Цель исследования - разработать практические рекомендации по минимизации признаков тревожности и страхов в процессе социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию. В качестве методов исследования использовались анализ научно-методической и специальной литературы и анализ эмпирического опыта одного из исследователей. В результате исследования были проанализированы особенности лиц с последствиями церебрального паралича, социальной интеграции, перкутанной миофасциотомии, а также тревожности и её причин, на основе эмпирического опыта одного из исследователей были описаны преимущества и сложности инклюзивного подхода к лицам с последствиями церебрального паралича, а также некоторые страхи лиц с последствиями церебрального паралича, был сформулирован ряд практических рекомендаций по минимизации признаков тревожности и страхов в процессе социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Францев Евгений Александрович, Чекалина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANXIETY AND FEARS AS BARRIERS TO THE SUCCESSFUL SOCIAL INTEGRATION OF PEOPLE WITH CEREBRAL PALSY AFTER PERCUTANEOUS MYOFASZIOTOMY

This article investigates the question of anxieties and fears as a block to successful social integration of people with cerebral palsy after percutaneous myofasziotomy. The aim of investigation is to elaborate practical recommendations to minimize anxieties and fears in social integration of people with cerebral palsy after percutaneous myofasziotomy. The following methods of investigation were used: analysis of scientific papers and empirical experience of the author. As a result, the practical recommendations to minimize anxieties and fears in social integration of people with cerebral palsy after percutaneous myofasziotomy were formulated.

Текст научной работы на тему «ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ КАК ПРЕПЯТСТВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЁННОЙ ПЕРКУТАННОЙ МИОФАСЦИОТОМИИ»

Тревожность и страхи как препятствия успешной социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича после перенесённой перкутанной

миофасциотомии

Anxiety and fears as barriers to the successful social integration of people with cerebral palsy

after percutaneous myofasziotomy

Францев Евгений Александрович

Магистрант 2 курса НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Российская Федерация, Санкт-Петербург e-mail: evgeny.frantsev@gmail. com

Frantsev Evgenii Alexandrovich

2 year's master student FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg» Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: evgeny.frantsev@gmail.com

Научные руководители Терентьев Фёдор Валентинович

Кандидат педагогических наук НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Российская Федерация, Санкт-Петербург e-mail: f.terentev@lesgaft.spb.ru

Scientific advisors Terentev Fedor Valentinovich

PhD of pedagogical sciences, associate Professor FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg» Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: f.terentev@lesgaft.spb.ru

Чекалина Виктория Владимировна

Преподав0000атель кафедры физической реабилитации НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Российская Федерация, Санкт-Петербург e-mail: v.chekalina@lesgaft.spb.ru

Chekalina Victoria Vladimirovna

Lecturer at the Department of Physical Rehabilitation FSEI НЕ «Lesgaft NSU, St. Petersburg» Russian Federation, Saint-Petersburg e-mail: v.chekalina@lesgaft.spb.ru

Аннотация.

В данной статье рассмотрены вопрос тревожности и страхов как препятствий к успешной социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию. Цель исследования - разработать практические рекомендации по минимизации признаков тревожности и страхов в процессе социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию. В качестве методов исследования использовались анализ научно-методической и специальной литературы и анализ эмпирического опыта одного из исследователей. В результате исследования были проанализированы особенности лиц с последствиями церебрального паралича, социальной интеграции, перкутанной миофасциотомии, а также тревожности и её причин, на основе эмпирического опыта одного из исследователей были описаны преимущества и сложности инклюзивного подхода к лицам с последствиями церебрального паралича, а также некоторые страхи лиц с последствиями церебрального паралича, был сформулирован ряд практических рекомендаций по минимизации признаков тревожности и страхов в процессе социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию.

Annotation.

This article investigates the question of anxieties and fears as a block to successful social integration of people with cerebral palsy after percutaneous myofasziotomy. The aim of investigation is to elaborate practical recommendations to minimize anxieties and fears in social integration of people with cerebral palsy after percutaneous myofasziotomy. The following methods of investigation were used: analysis of scientific papers and empirical experience of the author. As a result, the practical recommendations to minimize anxieties and fears in social integration of people with cerebral palsy after percutaneous myofasziotomy were formulated.

Ключевые слова: социальная интеграция, инклюзия, тревожность, страхи, церебральный паралич, перкутанная миофасциотомия.

Key words: social integration, inclusion, anxiety, fears, cerebral palsy, percutaneous myofasziotomy.

Актуальность. В настоящее время всё больше внимания уделяется помощи лицам с инвалидностью со стороны общества в организации их жизнедеятельности. На данный момент помощь различного рода оказывается представителям всех нозологических групп, однако в данной статье будут описаны особенности лиц с последствиями церебрального паралича как, возможно, одной из самых сложных категорий лиц с инвалидностью.

С медицинской точки зрения, детский церебральный паралич - группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным не прогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорождённого ребёнка [6]. Подобное определение даёт Союз Реабилитологов России.

С точки зрения Большой психологической энциклопедии, паралич - медицинский термин для полной утраты двигательной функции тех или иных мышц, наступающей вследствие поражения двигательных аппаратов центральной или периферической нервной системы [1].

Характерной чертой данного заболевания является комплексное негативное воздействие на различные сферы жизни человека и его семьи: физическую, психическую и социальную. К сожалению, это может отразиться на протекании процессов социализации и социальной интеграции, поскольку общество не всегда сразу готово принять лиц с церебральным параличом в силу их некоторых особенностей, в частности тревожности и страхов.

Цель исследования - разработать практические рекомендации по минимизации признаков тревожности и страхов в процессе социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию.

Методы и организация исследования.

Были использованы следующие методы исследования:

A. Анализ научно-методической и специальной литературы;

Была проанализирована научно-методическая и специальная литература по вопросам особенностей лиц с последствиями церебрального паралича, социальной интеграции, перкутанной миофасциотомии, а также тревожности и её причин.

B. Анализ личного опыта одного из исследователей.

В качестве ещё одного метода использовался анализ личного опыта одного из исследователей. Диагноз -последствия церебрального паралича (форма - спастический тетрапарез). В 20 лет была неудачно проведена перкутанная миофасциотомия на мышцы преимущественно нижних конечностей. Уровень по шкале GMFCS (шкала крупной моторики) - 3-4 уровень (перемещение с использованием ручных и моторизованных средств); уровень по шкале CFCS (шкала развития коммуникативных функций) - 1 уровень (свободное и эффективное общение с окружающими, скорость передачи и приёма информации, подходящая для нормального общения).

До перкутанной миофасциотомии исследователь осуществлял инклюзивное обучение в течение 13 лет, очно посещая занятия наравне с относительно здоровыми сверстниками. Это обстоятельства позволяет ему не понаслышке рассуждать об инклюзии.

Организация исследования включала в себя 2 этапа:

1 этап (май 2023 года) - поисково-теоретический;

На данном этап осуществлялся анализ научно-методической и специальной литературы по вопросам особенностей лиц с последствиями церебрального паралича, социальной интеграции, перкутанной миофасциотомии, а также тревожности и её причин, а также анализ личного опыта одного из исследователей.

2 этап (июнь 2023 года) - этап разработки практических рекомендаций, а также описания сравнения преимуществ и сложностей инклюзивного образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Со стороны физического развития в зависимости от формы могут наблюдаться следующие характерные черты:

1. Нарушения мышечного тонуса (гипертонус / спастический синдром, гипотонус, дистония -переменный тонус);

2. Сниженный уровень развития всех физических способностей (силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей);

3. Трудности с самообслуживанием;

4. Возможные сочетанные нарушения Зрения, слуха или интеллекта;

5. Наличие контрактур;

6. Нарушения мелкой моторики и прочие патологии [7].

Для коррекции миофасциальных болей и чрезмерно выраженного спастического синдрома может применяться перкутанная миофасциотомия. Стационарный период реабилитации способен занимать от 5 дней в случае благоприятного исхода операции до 14 дней и более в случае возникновения осложнений. Важной особенностью последствий произведённого оперативного вмешательства является снижении всех физических способностей. Изменение функционального состояния физического здоровья снижает или полностью останавливает развитие возможностей перемещения, контроля окружающей обстановки, что провоцирует создание негативного эмоционального фона [10].

К сожалению, чем больше сочетанных, сопутствующих и вторичных отклонений, тем больше, как правило, будет наблюдаться тревожность и различные страхи. И наоборот, чем более высокие функциональные возможности реабилитанта, тем меньше поводов для тревожности и страхов.

В сфере психического развития лиц с последствиями церебрального паралича могут наблюдаться различные виды осложнённого психического инфантилизма, описанные Л.М. Шипициной и И.И. Мамайчук и представленные в таблице 1 [9].

Таблица 1. Виды осложнённого психического инфантилизма у лиц с последствиями церебрального паралича

№ п/п Вид психического инфантилизма Характерные особенности

1. Невропатический Характерны сочетания инфантилизма с проявлениями невропатии. Могут наблюдаться такие черты, как тормозимость, пугливость, внушаемость, неуверенностью в собственных силах. В обществе у них замечены трудности с социальной адаптацией, в том числе из-за слишком сильной привязанности к родителям. Данное обстоятельство может приводить к замкнутости и развитию чувства одиночества. Яркая возможная черта -разнообразные формы пассивного протеста в форме отказа от еды, рвоты, энуреза, энкопреза. Также могут встречаться «реакции отказа» (например, от обыкновенного привычного поведения), что можно признать актом переживания состояния фрустрации при невозможности справиться с трудностями. В таком случае человеку с данной формой инфантилизма проще отказаться от снизить уровень собственных притязаний.

2. Церебрастенический Яркой отличительной чертой является наличие симптомов раздражительной слабости с признаками инфантилизма. Возможны нарушения внимания и памяти, сниженный уровень работоспособности. Из-за раздражительности представители данного вида могут быть конфликтными, требовать постоянного внимания, быть гневливыми и слезливыми. Характерна непереносимость психического напряжения и быстрая утомляемость. В случае неполучения желаемого склонны к злобности и даже агрессии.

3. Органический Сочетание незрелости эмоциональной сферы с возможными интеллектуальными нарушениями (особенно вероятно при атонически-астатической формы церебрального паралича). Для личности могут быть характерны такие черты как завышенная самооценка и трудности с обучением, низкий уровень развития критического мышления и оценки своих поступков, патологии в области целенаправленной деятельности. В области эмоционально-волевой сферы личности подобного контингента способна встречаться дисгармоничная структура: импульсивность может сочетаться с инертностью, наивность дополняет внушаемость, Беспокойство и раздражительность совмещаются с высоким уровнем притязаний.

Социальное положение и функционирование лиц с последствиями церебрального паралича также имеет ряд особенностей. Из-за трудностей с самооценкой представители подобной нозологической группы тяжело входят в контакт с одноклассниками, а также сверстниками из других социальных групп, в силу отсутствия адекватной оценки собственных возможностей, сильных и слабых сторон. Негативно последствия церебрального паралича влияют и на принятие подобного индивида референтной группой (одноклассников, одногруппников и прочих значимых людей). Это происходит в силу чрезмерно сильно выраженной «необычности» лиц с последствиями церебрального паралича в плане физического развития (ограничений физической подвижности, несформированности необходимых бытовых и повседневных навыков, необходимости оказания значительной непосредственной физической поддержки), в области психического развития (раздражительность, обидчивость, замкнутость), в сфере социального функционирования (нарушение коммуникативных функций, конфликтность, агрессивность в общении с людьми).

Подобные особенности затрудняют функционирование в обществе и протекание процесса социальной интеграции. Л.М. Шипицына выделяет 2 типа интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов:

- Интернальная интеграция;

Данный тип социальной интеграции подразумевает взаимодействие лиц с ограниченными возможностями здоровья преимущественно между с собой, то есть в системе специального образование. Подобный подход удачно вписывался в концепцию инвалидизма как способ отношения государства к лицам с инвалидностью, принятый в СССР.

- Экстернальная интеграция.

В отличие от интернальной, экстернальная интеграция подразумевает взаимодействие лиц с отклонениями в состоянии здоровья не только с представителями различных нозологических групп лиц с инвалидностью, но также и с относительно здоровыми людьми. Для обозначения этого процесса сейчас обычно используют термин «инклюзия». В таблице 2 представлены преимущества и сложности инклюзивного подхода к лицам с инвалидностью [2]. _Таблица 2. Преимущества и сложности инклюзивного подхода к лицам с инвалидностью

Преимущества инклюзивного подхода к лицам с инвалидностью

Сложности инклюзивного подхода к лицам с инвалидностью

1. Человек учится находится в обществе и осознавать своё место в мире; 1. В случае лиц с последствиями церебрального паралича и других поражений опорно-двигательного аппарата в месте нахождения может отсутствовать доступная среда;

2. Возникает необходимость выстраивания социальных связей; 2. Для передвижения может понадобиться помощь родителей или других сопровождающих;

3. Формируется умение чётко и конкретно формулировать свои потребности; 3. При нарушении работы сенсорных систем в инклюзивном подходе при получении образования могут потребоваться адаптированные образовательные технологии, а также средства альтернативной и дополнительной коммуникации;

4. Уделяется внимание поддержанию здоровья, развитию физических способностей и формированию навыков, необходимых для функционирования в обществе условно здоровых людей; 4. Например, при получении образования учителя, сверстники и их родители, а также прочие лица могут не понимать и не осознавать специфических особенностей и потребностей лиц с инвалидностью;

5. Повышается уровень самостоятельности; 5. Регламенты и нормы для относительно здоровых людей могут не подходить под особенности и потребности лиц с инвалидностью, что будет создавать дополнительную психическую нагрузку;

6. Появляется возможность получения образования в полном объёме и прочее. 6. Относительно здоровые сверстники могут наносить психические травмы своей жестокостью и непониманием. Условия могут не подходить для лиц с инвалидностью, что будет провоцировать и обострять тревожность и страхи.

Страхи и тревожность, к сожалению, сопровождают лиц с последствиями церебрального паралича в

течение всей жизни. Согласно Краткому психологическому словарю, тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [4].

Согласно Краткому толковому психолого-психиатрическому словарю, тревога - болезненное по своей природе дополнение к субъективно неприятному эмоциональному состоянию страха или других предчувствий, направленных в будущее, при отсутствии какой-либо ощутимой угрозы или опасности или полном отсутствии связи этих факторов с данной реакцией [5].

Как и любое другое явление тревога имеет причины, которые могут быть биологическими, психологическими и социальными. Подробнее они представлены в таблице 3 [8].

Таблица 3. Классификация причин тревоги

Виды причин тревоги Причины тревоги

1. Биологические 1. Органические поражения головного мозга; 2. Функциональные особенности нервной системы; 3. Эндокринные и кардиологические патологии; 4. Заболевания пищеварительной системы; 5. Вторичная тревога при наличии соматического заболевания и пр.

2. Психологические 1. Авторитарное воспитание; 2. Тревожность родителей и прочих членов семьи; 3. Привитие гиперответственности и перфекционизма; 4. Отсутствие эмоциональной стабильности; 5. Гиперопека; 6. Гипоопека и т.д.

3. Социальные 1. Чрезмерно высокий темп жизни; 2. Большая информационная нагрузка; 3. Неуверенность в завтрашнем дне; 4. Пропаганда недостижимых идеалов; 5. Множество негативной информации и др.

По итогу анализа данной таблицы, можно сделать вывод о том, что большинство из этих причин способно

встречаться у лиц с последствиями церебрального паралича в силу основного диагноза, сопутствующих нарушений, особенностей воспитания, но, в первую очередь, на наш взгляд, из-за физических ограничений в состоянии здоровья.

Исходя из личного опыта одного из авторов исследования, были установлены следующие страхи:

1. Агорафобия;

Согласно Краткому толковому психолого-психиатрическому словарю, агорафобия - патологическое состояние, характеризующееся появлением сильного страха при выходе из дома без сопровождающих и нахождении в местах большого скопления людей [3]. Представители различных форм церебрального паралича не всегда могут самостоятельно выходить из дома в силу особенностей психофизического развития и, часто нуждаясь в помощи, боятся без этой поддержки остаться. Особенно это становится актуальным после перенесённой перкутанной миофасциотомии.

2. Страх высоты;

Страх высоты у лиц с последствиями церебрального паралича связан с усилением спастического синдрома. На высоте сложнее контролировать свои передвижение и просчитывать его, поэтому могут усиливаться проявления спастического синдрома вплоть до тремора.

3. Страх падений;

Страх падений у лиц с последствиями церебрального паралича обоснован следующими причинами: при падении травма может привести к общему ухудшению состояния, невозможности подняться самостоятельно и продолжить движение.

4. Страх получения травм.

Получение травм, в особенности физических увечий, может значительно снизить качество жизни лиц с последствиями церебрального паралича. Получение травмы способно привести к нарушению целостности тканей и органов, снижению уровня развития всех физических способностей и невозможности использования уже сформированных навыков из-за боли.

В результате проведённого исследования был сформирован ряд практических рекомендаций по минимизации признаков тревожности и страхов в процессе социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию, приведённых ниже:

1) Лицам с последствиями церебрального паралича обязательно нужны сопровождающие. Как минимум, этих сопровождающих должно быть двое, чтобы один из них непосредственно перемещал человека с последствиями церебрального паралича контактным способом, а второй - оказывал «техническую» помощь по дополнительной поддержке, открыванию и закрыванию дверей, подъезду и отъезду транспортных средств и многим другим необходимым действиям. Чем больше будет поддержки, тем меньше поводов для тревожности и страхов.

2) Для перемещения вне и внутри дома лицам с последствиями церебрального паралича необходимо использовать подходящие технические средства реабилитации: ходунки, вертикализаторы, инвалидные кресла, тренажёры и прочее. Грамотный подбор и использование технических средств позволят лицам с последствиями церебрального паралича повысить уровень самостоятельности, качества жизни и, тем самым, снизить уровень тревожности.

3) При спастических формах церебрального паралича яркие проявления спастического синдрома также могут быть связаны с тревожностью. С целью коррекции спастики можно употреблять миорелаксационные медикаментозные препараты по согласованию с лечащим врачом-неврологом.

4) Для снижения уровня тревожности в моменте можно использовать дыхательные упражнения с медленным дыханием. Медленные и спокойные дыхательные акты помогут снизить артериальное давление, сконцентрироваться и нормализовать эмоциональный фон, что поспособствует снижению тревожности.

5) Лицам с последствиями церебрального паралича следует иметь несколько различных групп общения, что позволит раскрыть свою личность с разных сторон, получать физическую и психическую поддержку в случае необходимости и самому делиться эмоциями. Это также будет способствовать снижению тревожности и страхов особенно после перенесённой перкутанной миофасциотомии, когда нужна физическая и моральная помощь.

Выводы. В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:

1. Проанализированы особенности лиц с последствиями церебрального паралича, социальной интеграции, перкутанной миофасциотомии, а также тревожности и её причин.

2. На основе личного опыта одного из исследователей были описаны преимущества и сложности инклюзивного подхода к лицам с последствиями церебрального паралича.

3. На основе личного опыта одного из исследователей были описаны некоторые страхи лиц с последствиями церебрального паралича.

4. Был сформулирован ряд практических рекомендаций по минимизации признаков тревожности и страхов в процессе социальной интеграции лиц с последствиями церебрального паралича, перенёсших перкутанную миофасциотомию.

Список используемой литературы:

1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psvchology.academic.m/6920/nÂPAnM. - (дата обращения: 12.05.2023).

2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2020. - 616 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Краткий психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psvchologv.academic.ru/2689/тревожность. - (дата обращения: 18.05.2023).

4. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psvchologv.academic.ru/29/агорафобия. - (дата обращения: 04.05.2023).

5. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psvchologv.academic.ru/2686/тревога. - (дата обращения: 22.05.2023).

6. Методические рекомендации союза реабилитологов России для лиц с детским церебральным параличом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rehabrus.ru/. - (дата обращения: 05.05.2023).

7. Семёнова, Е.В. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам: справочное пособие / Е.В. Семёнова, Е.В. Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачёва, Е.Ю. Заблоцкис. - М.: Лепта Книга, 2018. - 584 с.

8. Тревога: когда она помогает, а когда пора к специалисту [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://new.artforintrovert.rU/course/614320995ab48f00277c92fd/0/2/6. - (дата обращения: 22.05.2023).

9. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 368 с.

10. ST. JOHN THE MERCIFUL PRIVATE CLINIC [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prc.ge. -(дата обращения: 13.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.