Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ЛИЧНОСТНЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ / ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ / НЕЗРЕЛОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ / СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ольга Станиславовна

В статье рассматриваются особенности личностных стремлений лиц с детским церебральным параличом. В начале статьи приводится теоретический обзор специфики детского церебрального паралича, каким образом данное нарушение определяет некоторые особенности формирования личности. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и характером двигательных нарушений. Анализ научных работ позволяет заключить, что личностные особенности лиц с церебральным параличом обусловлены тяжестью и характером заболевания, социальными условиями и особенностями родительского воспитания. Наряду с теоретическим анализом, в данной статье приводятся результаты исследования особенностей личностных стремлений молодых людей с детским церебральным параличом и нормативным развитием. Результаты экспериментального исследования позволяют заключить, что у молодых людей и девушек, как с нормой развития, так и с церебральным параличом, преобладают позитивные стремления, направленные на самих себя и на других людей (на себя в большей мере), способствующие личностному развитию, которые в достаточной степени реализуются ими в жизни. Статья адресована практическим работникам учреждений образования, семьям, в которых воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Полученные данные исследования, могут дополнить программу коррекции неадекватных и дезадаптирующих личностных стремлений лиц с церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE CHARACTERISTICS OF PERSONAL ASPIRATIONS OF YOUNG PEOPLE WITH CEREBRAL PALSY

The article discusses the features of personal aspirations of persons with cerebral palsy. At the beginning of the article, a theoretical overview of the specifics of cerebral palsy is given, how this disorder determines some features of personality formation. The connection of personality development with the severity and nature of motor disorders is traced. The analysis of scientific works allows us to conclude that the personal characteristics of people with cerebral palsy are due to the severity and nature of the disease, social conditions and features of parental education. Along with the theoretical analysis, this article presents the results of a study of the characteristics of personal aspirations of young people with cerebral palsy and normative development. The results of the experimental study allow us to conclude that young people and girls, both with normal development and with cerebral palsy, are dominated by positive aspirations aimed at themselves and other people (themselves to a greater extent), contributing to personal development, which are sufficiently realized by them in life. The article is addressed to practitioners of educational institutions, families in which children with disorders of the musculoskeletal system are brought up. The obtained research data can complement the program of correction of inadequate and maladapting personal aspirations of persons with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

данной основе конструктивно скорректировать вектор практического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Литература:

1. Гоноболин, Ф.Н. Мастер производственного обучения как педагог / Ф.Н. Гоноболин. - Москва: «Высшая школа», 1965. - 100 с.

2. Горохова, Ю.В. Изменение роли учителя в современной школе / Ю.В. Горохова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 14 (118). - С. 528-530. - URL: https://moluch.ru/archive/118/32759/ (дата обращения: 14.02.2023).

3. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - Москва: Просвещение, 1993. - 192 с.

4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы / Л.М. Митина. - Москва: Дело, 1994. - 216 с.

5. Профессиональный стандарт педагогической деятельности: проект / под ред. Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. - № 7. - С. 20-34

6. Цатурян, М.О. К вопросу о компетентностном подходе к изучению психологических основ деятельности педагога / М.О. Цатурян // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: НГТУ, 2011. - С. 357-362

Психология

УДК 159.923

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Ольга Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ДЕТСКИМ

ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности личностных стремлений лиц с детским церебральным параличом. В начале статьи приводится теоретический обзор специфики детского церебрального паралича, каким образом данное нарушение определяет некоторые особенности формирования личности. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и характером двигательных нарушений. Анализ научных работ позволяет заключить, что личностные особенности лиц с церебральным параличом обусловлены тяжестью и характером заболевания, социальными условиями и особенностями родительского воспитания. Наряду с теоретическим анализом, в данной статье приводятся результаты исследования особенностей личностных стремлений молодых людей с детским церебральным параличом и нормативным развитием. Результаты экспериментального исследования позволяют заключить, что у молодых людей и девушек, как с нормой развития, так и с церебральным параличом, преобладают позитивные стремления, направленные на самих себя и на других людей (на себя в большей мере), способствующие личностному развитию, которые в достаточной степени реализуются ими в жизни. Статья адресована практическим работникам учреждений образования, семьям, в которых воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Полученные данные исследования, могут дополнить программу коррекции неадекватных и дезадаптирующих личностных стремлений лиц с церебральным параличом.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, личностные стремления, психический инфантилизм, незрелость эмоционально-волевой сферы, спастическая диплегия, дезадаптация, личностный рост.

Annоtation. The article discusses the features of personal aspirations of persons with cerebral palsy. At the beginning of the article, a theoretical overview of the specifics of cerebral palsy is given, how this disorder determines some features of personality formation. The connection of personality development with the severity and nature of motor disorders is traced. The analysis of scientific works allows us to conclude that the personal characteristics of people with cerebral palsy are due to the severity and nature of the disease, social conditions and features of parental education. Along with the theoretical analysis, this article presents the results of a study of the characteristics of personal aspirations of young people with cerebral palsy and normative development. The results of the experimental study allow us to conclude that young people and girls, both with normal development and with cerebral palsy, are dominated by positive aspirations aimed at themselves and other people (themselves to a greater extent), contributing to personal development, which are sufficiently realized by them in life. The article is addressed to practitioners of educational institutions, families in which children with disorders of the musculoskeletal system are brought up. The obtained research data can complement the program of correction of inadequate and maladapting personal aspirations of persons with cerebral palsy.

Key words: cerebral palsy, personal aspirations, mental infantilism, immaturity of the emotional-volitional sphere, spastic diplegia, maladaptation, personal growth.

Введение. Современная социальная ситуация развития общества, происходящие изменения способствуют переосмыслению жизненных принципов как групп людей, так и отдельно взятой личности. Изменения также происходят и в личностной направленности людей.

Наряду с этим, значимым является изучение преобразований, проявляющихся в молодежном мышлении. Переоценка своих стремлений часто наблюдается у молодых людей. Отсутствие у человека позитивных стремлений, наполненных личностным смыслом, дезорганизует его поведение, оно становится нецеленаправленным, часто противоречивым.

Особого внимания при изучении этой проблемы требуют молодые люди с церебральным параличом. В этой связи, изучение особенностей личностных стремлений молодых людей с церебральным параличом является недостаточно исследованной областью специальной психологии.

Исследованием феномена направленности личности занимались Лазурский А.Ф., Леонтьев А.Н., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л. и многие другие. Проблему определения понятия и содержания жизненных целей, личностных стремлений в своих трудах рассматривали Кантор Н., Леонтьев А.Н., Литтл Б., Мотков О.И., Тихомиров О.К., Эммонс Р. Специфические личностные проявления людей с детским церебральным параличом изучали Мамайчук И.И., Мастюкова Е.М., Пятакова Г.В., Сараева Н.М [1], [6], [7].

Особенность данной двигательной патологии определяет специфические личностные проявления. Прослеживается зависимость личностных особенностей с тяжестью и характером двигательных проявлений. Согласно мнению исследователей данной проблематики, для многих детей с церебральным параличом свойственны проявления психического инфантилизма [1]. Инфантилизм эмоционально-волевой сферы может прогрессировать у старших школьников. Подобные действия нередко иллюстрируют слабый эмоциональный контроль, двигательную дисфункцию, скорую пресыщаемость [1].

В данной связи предметом рассматриваемого исследования является изучение стремлений молодых людей с церебральным параличом.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (институт педагогики и психологии) и при участии выпускников школы VI вида (ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №5» г. Оренбурга) в период с 19.09.2022 по 24.10.2022 года. Выборка представлена молодыми людьми в возрасте 20-25 лет в количестве 1б человек, с одинаковым гендерным составом (в каждой группе исследовались случайные выборки по 4 молодых человека и 4 девушки), и имеющими сохранные возможности интеллектуального развития. В Эг вошли молодые люди и девушки с диагнозом спастическая диплегия легкой и средней степени, владеющие навыками самообслуживания и способны самостоятельно передвигаться. Молодые люди и девушки обеих групп воспитываются в основном в полных, благополучных семьях. Обозначим группы испытуемых как: Эг (экспериментальная группа) - молодые люди и девушки с ДЦП; Кг (контрольная группа) - молодые люди и девушки с нормативным развитием.

Введенные нами сокращения будут использоваться при анализе и интерпретации результатов.

Цель исследования - изучение личностных стремлений молодых людей с ДЦП. Задачи исследования:

1. выявить и изучить количественные показатели выраженности базовых (природных) и личностных стремлений молодых людей с ДЦП и нормативным развитием, дать им качественную характеристику;

2. сравнить специфику личностных стремлений молодых людей с ДЦП и молодых людей в норме.

Выбранная методика «Базовые стремления» О.И. Моткова [2], позволяет выявить личностные особенности человека.

Цель диагностики - выявление степени выраженности базовых стремлений и их проявления в поведении.

Возрастные ограничения: с 12-летнего возраста и старше.

Процедура диагностики: инструкция и бланк утверждений предъявляются в печатной форме на отдельных листах с подробным объяснением задания (16 утверждений). Испытуемым предлагается оценить силу своих жизненных стремлений в жизнедеятельности. Оценивание осуществляется по пятибалльной шкале.

Обработка результатов производится поэтапно. Согласно таблицам 1, 2 определяются уровни выраженности данных показателей.

В соответствии с данными таблицы 1, полученные значения по обеим выборкам соответствуют среднему уровню положительно окрашенных основных стремлений. При этом, у молодых людей как экспериментальной так и контрольной групп основные жизненные стремления имеют среднюю выраженность, при этом представители экспериментальной группы больше стремятся к их осуществлению в своей жизнедеятельности. Данный факт можно объяснить тем, что наличие у лиц Эг психофизиологических особенностей и особых условий жизни (ограничение свободы движений, переживание своего состояния как неполноценности) порождает потребность к высокому уровню притязаний [5].

Таблица 1

Показатели выраженности основных стремлений личности

Уровень Выраженность основных стремлений -А (Хср = 4,20 балла) % Выраженность основных стремлений -Б (Хср = 3,80 балла) %

Высокий 4,51 - 6,00 91,2 - 100 4,31 - 4,80 91,2 - 100

Псевдовысокий нет 4,81 - 6,00 91,2 - 100

Средний 3,50 - 5,70 67 - 95 3,30 - 4,30 67 - 95

Низкий 2,00 - 4,69 0,00 - 65,99 2,00 - 3,20 0,00 - 65,99

В соответствии с показателями таблицы 2 уровень выраженности гармоничности личности по группам является средним.

Таблица 2

Выявление показателей уровня гармоничности личности

№ (шкала А) (шкала Б) (шкала В)

1 высокий высокий высокий

2 псевдовысокий высокий высокий

3 средний высокий высокий

4 высокий псевдовысокий псевдовысокий

5 псевдовысокий псевдовысокий псевдовысокий

6 средний псевдовысокий псевдовысокий

7 высокий средний средний

8 псевдовысокий средний средний

9 средний средний средний

10 низкий высокий средний

11 низкий псевдовысокий средний

12 низкий средний средний

13 высокий низкий низкий

14 псевдовысокий низкий низкий

15 средний низкий низкий

16 низкий низкий низкий

Двойственность между высоким уровнем положительных стремлений и степенью их осуществления в поведенческих характеристиках была выявлена в обеих группах.

Эта противоречивость выражается в том, что представители обеих групп, имея сильную выраженность рассматриваемых стремлений, в поведенческом плане недостаточно их реализуют. Показатель противоречивости по оценочной шкале соответствует среднему уровню выраженности.

Эг показала наиболее высокие оценки стремлений по параметрам: радость, огорчение, важность, влияние обстоятельств, усилие, трудность, ясность, внутренняя причина. В Кг более высокие показатели по сравнению с Эг выявлены по шкалам: вероятность успеха, социальная желательность, прогресс, внешняя причина, поддержка. Таким образом, молодые люди и девушки Эг по сравнению с Кг наиболее высоко оценивают чувство радости в случае успешной реализации своих личных стремлений. Для них личностные стремления приобретают особую важность, а достичь успеха в осуществлении своих стремлений им намного труднее [3].

Таким образом, у молодых людей и девушек Эг (11%) по сравнению с Кг (2%) преобладают стремления, отражающие недостаточную развитость или способность к адаптации, и выражающие желание избежать возможностей, которые могут привести к позитивному росту, позитивным изменениям (например, «избегать неловких ситуаций», «не думать о будущем», «избегать трудностей в жизни», «избегать общения с девушками», «не вызывать жалости у других»). У молодых людей и девушек Кг (45%) по сравнению с Эг (27%) преобладают стремления, связанные с усиленной попыткой сделать что-то, добиться в чем-то успеха. Стремления обеих групп в основном связаны с усилием приблизить, получить, достичь или сохранить объект стремления (Эг - 85%, Кг - 93%), и направлены как на самих себя (Эг - 72%, Кг - 76%), так и на других людей (Эг - 27%, Кг - 24%).

Наблюдаются стремления, направленные на установление, поддержание или восстановление отношений, приобретение друзей, поиск подтверждения или принятия другими (Эг - 34%, Кг - 25%).

Молодые люди и девушки обеих групп в своем поведении стремятся произвести на других благоприятное впечатление, хотят казаться социально и/или физически привлекательными для других (Эг и Кг - 12%). Часть их стремлений (Эг - 22%, Кг - 20%) связана с самоутверждением, желанием жить индивидуально, быть автономными и независимыми. Небольшое количество стремлений у Эг (5%) и Кг (4%) относится к реализации творческого потенциала, раскрытию своих способностей.

Стремления к установлению и удержанию власти, славе или публичному вниманию, контролю над другими характерны только для молодых людей Кг (2%; например, «все контролировать», «всегда влиять не мнение других»). Молодые люди и девушки Эг, а также девушки Кг данные стремления не находят для себя ценными и важными. Наряду с этим, были выявлены различия в особенностях формулирования стремлений. Молодые люди и девушки Эг описывали свои стремления в основном с позиции найти себе дело, стать кем-то, в Кг стремления описывались в значении быть кем-то, достичь чего-то [4].

Таким образом, личностные стремления молодых людей Эг и Кг по содержанию являются как схожими, так и различными. Схожие стремления Эг и Кг направлены на: гармонизацию внутреннего мира, приобретение материальных ценностей, достижение материального благополучия, улучшение своего имиджа. Различия обнаруживаются в следующих особенностях. Испытуемые Эг стремятся только обрести любимых людей и друзей, тогда как их сверстники Кг направлены, прежде всего, на установление и сохранение хороших взаимоотношений с близкими людьми. Лица Эг в свою очередь направлены на признание их другими людьми, и их стремления также включают помощь и заботу о других людях, самоутверждение через творчество, реализацию материнского потенциала, приобретение умений и навыков. Причем девушки Эг стремятся найти любимого человека и создать семью, а молодые люди в основном направлены на самоутверждение через творчество, признание их в обществе и приобретение материальных ценностей.

Данные стремления для обеих групп являются взаимосвязанными: реализация каждого из них способствует реализации других. Они не противоречат друг другу и могут относиться к одной сфере жизни человека. Показатель по уровню трудности в группе с ДЦП выше, чем в группе с нормой развития.

Выводы:

1. В результате исследования было выявлено, что стремления молодых людей и девушек с церебральным параличом и нормой развития относятся к различным категориям и имеют следующую выраженность: приближение (85-93%), избегание (7-15%), интраперсональное (72-76%), интерперсональное (24-27%), достижение (27-45%), общение (25-34%), интимность (20-26%), личностный рост и здоровье (25-32%), преподнесение себя (12%), самодостаточность/независимость (20-22%), дезадаптация (2-11%), творческая продуктивность (4-5%). Данные стремления являются позитивными, способствуют развитию и в достаточной степени реализуются ими в своем поведении и жизнедеятельности, при оптимальном уровне противоречивости. Стремления молодых людей и девушек с церебральным параличом и нормой развития личностны, обусловлены в основном внутренними причинами и оцениваются обеими группами как реалистичные и достижимые, хотя и требуют определенных усилий.

2. В особенностях содержания стремлений молодых людей и девушек как с нормой развития, так и с церебральным параличом обнаруживаются гендерные различия. Девушки с нормативным развитием направлены на гармонизацию внутреннего мира, установление и поддержание хороших взаимоотношений с близкими людьми, реализацию личностного потенциала, тогда как молодые люди стремятся к финансовой независимости и улучшению своего имиджа. Девушки с церебральным параличом стремятся найти любимого человека и создать семью, а молодые люди в основном направлены на самоутверждение через творчество, признание их в обществе и приобретение материальных ценностей.

3. Данное исследование полностью не исчерпывает изучаемую проблему и нуждается в дальнейшем изучении следующих вопросов:

• взаимосвязь личностных стремлений лиц с церебральным параличом с их благополучием;

• условия и методы формирования позитивных личностных стремлений, обуславливающих личностный рост, у лиц с церебральным параличом;

• возможности коррекции неадекватных и дезадаптирующих личностных стремлений лиц с церебральным параличом.

Литература:

1. Мастюкова, Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика Плюс, 2003. - С. 230-242

2. Мотков, О.И. Методика «Базовые стремления» / О.И. Мотков // Школьный психолог. - 1998. - №35. - С. 8-9

3. Павлова, О.С. Изучение, образование и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Словарь специальных терминов и понятий: Учебно-методическое пособие / О.С. Павлова. - 2022. - 62 с. -Ц^: https://lib.rucont.ru/efd/788118.

4. Павлова, О.С. Исследование специфики отношения к дефекту у подростков с детским церебральным параличом / О.С. Павлова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 1. - С. 286-289

5. Павлова, О.С. Исследование особенностей психологического благополучия личности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О.С. Павлова // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 12. - С. 64-67

6. Пятакова, Г.В. К вопросу о формировании личности детей, страдающих детским церебральным параличом / Г.В. Пятакова, А.П. Кутузов // Детский церебральный паралич. Хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. -СПб.: Дидактика Плюс, 2003. - С. 251-257

7. Сараева, Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов / Н.М. Сараева // Дефектология. - 1979. - №6. - С. 25-28

Психология

УДК 159.922.4 (07)

кандидат психологических наук, доцент Панич Ольга Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Годовникова Лариса Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Ткаченко Надежда Степановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМИ МИГРАЦИОННЫМИ

НАМЕРЕНИЯМИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологических особенностей этнической социализации юношей с выраженными намерениями к миграции. Миграционные намерения, рассмотрены как мотивационно-волевой компонент готовности к отсроченному действию. Использовался опросник миграционных намерений (ОМН) А. Сычева, К.И. Белоусова, Н.Л. Зелянской, И.В. Аношкина. Респондентами выступили студенты г.Белгорода. Только у трети испытуемых не выявлено миграционных намерений. При этом треть выборки имеет явные намерения внешней миграции -рассматривают возможности переезда в другую страну. Можем предположить, что на полученные результаты влияет приграничная территория и актуальная ситуация приближения к ней линии военных действий. Выявлены особенности этнической социализации юношей, имеющих миграционные намерения, а именно: ориентированные на внешнюю миграцию юноши характеризуются не сформированной или размытой этнической идентичностью, выраженными ценностями индивидуализма и толерантностью. Юноши не ориентированные на внешнюю миграцию отличаются выраженной на аффективном уровне этнической идентичностью, сформированными коллективными ценностями. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости поиска эффективных путей формирования традиционных ценностей, этнической идентичности, организации психолого-педагогического и социокультурного сопровождения этнической социализации молодёжи.

Ключевые слова: этническая социализация, юношеский возраст, миграционные намерения, ценностные ориентации, этническая идентичность, толерантность, ассертивность.

Annotation. The article presents the results of a study of the psychological characteristics of ethnic socialization of young men with expressed intentions to migrate. Migration intentions are considered as a motivational and volitional component of readiness for deferred action. The questionnaire of migration intentions (OMN) by A. Sychev, K.I. Belousov, N.L. Zelyanskaya, I.V. Anoshkin was used. The respondents were students of Belgorod. Only one third of the subjects had no migration intentions. At the same time, a third of the sample has clear intentions of external migration - they are considering moving to another country. We can assume that the results obtained are influenced by the border area and the actual situation of the line of military operations approaching it. The features of the ethnic socialization of young men with migration intentions are revealed, namely: young men focused on external migration are characterized by an unformed or blurred ethnic identity, expressed values of individualism and tolerance. Young men who are not oriented to external migration are distinguished by their ethnic identity expressed at the affective level, and their collective values formed. The results obtained indicate the need to find effective ways to form traditional values, ethnic identity, organization of psychological, pedagogical and socio-cultural support of ethnic socialization of youth.

Key words: ethnic socialization, youthful age, migration intentions, value orientations, ethnic identity, tolerance, assertiveness.

Введение. В современном мире человеку приходиться сталкиваться с постоянными вызовами, когда устоявшиеся нормы и правила рушатся и подвергаются сомнению. Психологи все настойчивее указывают на кризис идентичности, когда происходит девальвация традиционных ценностей, разрушение ценностно-смысловых ориентиров личности. Особое место в данном контексте занимает проблема самоидентификации в период юношеского возраста.

Актуальность проблемы миграции молодёжи обусловлена также местом проведения исследования - это территория Белгородской области, где на протяжении последнего года введён повышенный уровень террористической опасности, образовательные учреждения работают в дистанционном режиме. Негативное психоэмоциональное состояние и высокий уровень тревожности и стресса населения создают запрос к деятельности психологов по профилактике и поддержке всех субъектов системы образования.

Педагогам и психологам нужны теоретические ориентиры осмысления и прикладные инструменты диагностики и профилактики психологического здоровья, воспитания и поддержки обучающихся. Востребованность психолого-педагогических материалов по данной проблеме обусловлена снижением учебной и познавательной мотивации школьников и студентов, рисками дезадаптации первокурсников и запросом со стороны родителей учащихся. Выход из этой ситуации видится в построении специальных профилактических и просветительских программ для студентов, преподавателей, учителей и психологов образовательных учреждений, направленных на систематизацию и адаптацию к региональным условиям имеющихся в психологии знаний.

Изложение основного материала статьи. Миграционные процессы являются объектом изучения для многих социальных наук. Особый интерес представляют работы, отражающие региональную специфику миграционных процессов в России. Это исследования Л.А. Глазковой, Ж.А. Зайончковской, Л.Б. Карачуриной, О.В. Реш. Рассмотрению молодежной миграции уделяют особое внимание Е.А. Горбачева, И. Кашницкий, Н.В. Мкртчян [2].

В свою очередь миграционные намерения - одна из терминологически сложных категорий в социальной психологии. Миграционные намерения в данной работе, мы вслед за С.Л. Рубинштейном, рассматриваем как мотивационно-волевой компонент готовности к отсроченному действию. Цель данной статьи - познакомить с результатами исследования особенностей этнической социализации юношей с разными по степени выраженности и содержанию миграционными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.