Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, СВОЙСТВЕННЫЕ РАЗНЫМ НОЗОЛОГИЧЕСКИМ ГРУППАМ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, СВОЙСТВЕННЫЕ РАЗНЫМ НОЗОЛОГИЧЕСКИМ ГРУППАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИ ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / РАССТРОЙСТВА ПРИВЯЗАННОСТИ / НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Ольга Станиславовна

В данной статье рассматриваются общие особенности процесса социализации, свойственные большинству категорий нарушений, а также специфические особенности, характерные для отдельных видов нарушений (нарушения зрения, слуха, интеллекта, речи, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич). Наряду с этим, анализируются особенности расстройства привязанности, возникающие в результате психосоциальной депривации. Также рассматриваются трудности социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. В статье доказывается, что наиболее напряженно, специфично происходит процесс социализации у детей, развитие которых протекает по дефицитарному типу (нарушения опорно-двигательного аппарата; сенсорные нарушения - патология зрения, слуха; речевые нарушения). В подтверждение этому было проведено исследование особенностей социальной адаптации дошкольников с детским церебральным параличом, приведены полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIALIZATION PECULIAR TO DIFFERENT NOSOLOGICAL GROUPS

This article discusses the general features of the socialization process characteristic of most categories of disorders, as well as specific features characteristic of certain types of disorders (visual, hearing, intelligence, speech disorders, early childhood autism, cerebral palsy). Along with this, the features of attachment disorders arising as a result of psychosocial deprivation are analyzed. The difficulties of socialization of people with disabilities are also considered. The article proves that the most intense, specific process of socialization occurs in children whose development proceeds according to a deficit type (disorders of the musculoskeletal system; sensory disorders - pathology of vision, hearing; speech disorders). In confirmation of this, a study of the features of social adaptation of preschoolers with cerebral palsy was conducted, the results obtained are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, СВОЙСТВЕННЫЕ РАЗНЫМ НОЗОЛОГИЧЕСКИМ ГРУППАМ»

Эти игры помогут снизить уровень конфликтности у ребенка, помочь ему в будущем находить правильный выход из конфликта. А для установления доверия, снижения уровня конфликтного поведения и устранения старых обид, мы предлагаем провести тренинги с родителями и детьми, которые поспособствуют гармонизации их отношения.

Таблица 3

Название тренинга Цель Содержание Оборудование

1. «Внимание: конфликт!» Цель: 1. Информирование родителей о психологической сущности конфликта. 2. Развитие эмпатии, способности к рефлексии. 3. Определение типа поведения в конфликтных ситуациях, обучение способам разрешения конфликтов. «Изображение чувств» «Закончи предложение» «Решение конфликтных ситуаций» «Потерпевший кораблекрушение» Нет

2. Конфликты и способы их разрешения. Цель: создание условий для повышения уровня родительской компетентности в понимании причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. «Каракули» «Мои родители» «Изобрази животное» «Конфликт» «Категории поведения в конфликте» «Шесть шагов разрешения конфликта» «Игры-мирилки» Листы бумаги, карандаши

3. Бесконфликтное общение. Цель тренинга: - установление и развитие неконфликтных детско-родительских отношений партнерства и сотрудничества; - выработка новых навыков неконфликтного взаимодействия с ребенком для раскрытия его личностного потенциала; - формирование у детей и родителей навыков бесконфликтного общения. «Закончи предложение» «Мир семьи» «Скажи мишке добрые слова» «Хвалить или ругать» «Картинная галерея» «По щучьему велению» «Сила слова» «Разозлились - одумались» «Обиды» «Поссорились - помирились» Листы бумаги, цветные карандаши. Плюшевый мишка. Мяч или воздушный шарик.

4. Учим детей разрешать конфликты. Цель: выработка конструктивных форм поведения, способов реагирования в конфликтах «Поссорились», «Кто знает больше мирилок», «Вежливые слова», «Гномы», «Кто знает больше считалок?». Разноцветные шапочки для гномиков.

Выводы. Проблема отношений родителей и детей остается актуальной в современном мире. Есть множество способов для предотвращения и преодоления конфликтов между детьми и родителями. Но нужно осознавать, что основные причины высокой конфликтности ребенка лежат в эмоциональном контексте стилей воспитания ребенка и отношений в семье.

Литература:

1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2009. - 246 с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. -Самара, 2001. - 215 с.

3. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2007. - С. 34-72

4. Колесникова, Л.И. Семья в зеркале конфликта / Л.И. Колесникова. - Казань, Изд. КГУ, 2001. - С. 26-39

5. Разумова, А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета, 2000. - №1. - С. 88-93

6. Степанов, С.С. Стратегии семейного воспитания / С.С. Степанов // Школьный психолог. - 2000.

7. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый : как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Инфра, 2009. -С. 40-65

Психология

УДК 159.923

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Ольга Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, СВОЙСТВЕННЫЕ РАЗНЫМ НОЗОЛОГИЧЕСКИМ ГРУППАМ

Аннотация. В данной статье рассматриваются общие особенности процесса социализации, свойственные большинству категорий нарушений, а также специфические особенности, характерные для отдельных видов нарушений (нарушения зрения, слуха, интеллекта, речи, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич). Наряду с этим, анализируются особенности расстройства привязанности, возникающие в результате психосоциальной депривации. Также рассматриваются трудности социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. В статье доказывается, что наиболее напряженно, специфично происходит процесс социализации у детей, развитие которых протекает по дефицитарному типу (нарушения опорно-двигательного аппарата; сенсорные нарушения - патология зрения, слуха; речевые

нарушения). В подтверждение этому было проведено исследование особенностей социальной адаптации дошкольников с детским церебральным параличом, приведены полученные результаты.

Ключевые слова: социализация, социализация при дизонтогенезе, психосоциальная депривация, расстройства привязанности, нозологическая группа.

Annotation. This article discusses the general features of the socialization process characteristic of most categories of disorders, as well as specific features characteristic of certain types of disorders (visual, hearing, intelligence, speech disorders, early childhood autism, cerebral palsy). Along with this, the features of attachment disorders arising as a result of psychosocial deprivation are analyzed. The difficulties of socialization of people with disabilities are also considered. The article proves that the most intense, specific process of socialization occurs in children whose development proceeds according to a deficit type (disorders of the musculoskeletal system; sensory disorders - pathology of vision, hearing; speech disorders). In confirmation of this, a study of the features of social adaptation of preschoolers with cerebral palsy was conducted, the results obtained are presented.

Key words: socialization, socialization in dysontogenesis, psychosocial deprivation, attachment disorders, nosological group.

Введение. Социализация является процессом, предполагающим усвоение социального опыта, воспроизведение человеком социальных связей, с помощью которых происходит развитие личности, ее самосознания. В качестве ведущих показателей социализации выделяются содержание и эффективность усвоения социальных норм и умений, общая приспособляемость личности, ее предпочтения, поведение, образ жизни, социальная идентификация. Как показывают многие специальные исследования, дети с особенностями в развитии испытывают существенные сложности при вхождении в социум. При этом выделяются, свойственные большинству нозологических групп и специфические (для отдельных видов дизонтогенеза) особенности процесса социализации. Проанализируем их более подробно.

Изложение основного материала статьи. Личностное развитие детей с особыми образовательными потребностями характеризуется своей спецификой. Данная специфичность включает эмоциональную обедненность и неустойчивость, повышенную чувствительность; проявления негативизма, эгоистическую расположенность; неадекватность проявления эмоций; высокий уровень тревожности; неадекватную самооценку с высоким уровнем притязаний или заниженную с проявлениями робости, застенчивости; слабую критичность и высокую конформность. Перечисленные особенности можно увидеть в поведении дошкольников. Для некоторых детей характерна замкнутость, ограниченность контактов. Другие проявляют активность, демонстрируя склонность к конфликтам [1, 2].

Особое значение в личностном развитии детей с особенностями в развитии занимает их отношение к своему дефекту. Так, для дошкольников с общим недоразвитием речи и заиканием, нарушениями зрения свойственны сильные переживания в связи с наличием дефекта, это влияет на их положение среди сверстников [1, 2].

Дошкольники с особенностями в развитии часто стремятся к общению со взрослыми и сверстниками несмотря на специфичное личностное развитие. Это может проявляться при полной обездвиженности, отсутствии речевых возможностей [1, 2].

Часто у дошкольников наблюдается направленность на общение со взрослым. Примечательно, что у детей с особенностями в развитии чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников, эта направленность имеет своеобразное проявление. Например, когда ребенок все время зависит от мнения взрослого, его одобрения; во всем ориентируется на него, подражает поведению. Это может объясняться как особая форма компенсации личностных переживаний ребенка, направленность на получение поощрения, которая в определенный момент закрепляется и тормозит развитие наиболее зрелых форм общения, прежде всего со сверстниками. Часто у различных нозологических групп данные особенности наблюдаются в разном возрасте [1].

Наряду с этим, несмотря на выраженную потребность на общение со взрослыми, дошкольники с особенностями в развитии на определенном этапе начинают проявлять интерес к сверстникам. Как правило, дети полностью не избегают общения с ровесниками в группе, хотя отношения между ними независимо от структуры дефекта часто носят поверхностный, нестойкий характер. Мотивы выбора дошкольниками партнеров по играм не соответствуют возрасту.

Часто проблемы общения между детьми объясняются несовершенством используемых коммуникативных средств. Чрезмерная импульсивность, необдуманность поступков, неприятие чужого мнения приводит к частым ссорам, конфликтам, которые не всегда разрешаются социально приемлемыми способами. Наличие подобных ситуаций мало способствует формированию межличностных отношений, усугубляя и без того непрочное положение детей в группе сверстников [4].

Наряду с общими закономерностями в социальном развитии дошкольников с отклонениями в развитии, существуют особенные черты, характеризующие детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, раннего детского аутизма.

Например, нарушения функции зрительного анализатора, приводят к сложностям в общении с окружающими. Нечеткость восприятия детьми товарища по общению объясняет недостаточное понимание его личностных особенностей и состояний. Несовершенными являются также невербальные средства межличностного взаимодействия. Дети редко используют мимику, жесты. Наиболее частыми причинами личностной незрелости данной категории дошкольников являются такие социальные факторы как ограничение общения, чрезмерная опека семьи [5].

Для детей с нарушениями интеллекта прежде всего характерно заметное снижение, по сравнению с нормой, желание общения со взрослыми и сверстниками. Доминирующей до конца дошкольного возраста является ситуативно-деловая форма общения. Личностные контакты носят обедненный характер. Сильно отстают в развитии вербальные и невербальные средства общения [1].

Специфика социализации дошкольников с нарушениями слуха определяется ограничениями возможностей их словесного общения. Маленькие неслышащие дети демонстрируют стабильное желание находиться среди себе подобных, потребность общаться друг с другом. Наряду с этим, дошкольники не могут в достаточной мере использовать слух как средство накопления социальных представлений. В связи с этим несовершенными являются представления о моральных нормах, правилах общественного поведения, что приводит к появлению дополнительных трудностей в развитии отношений со сверстниками [1, 5].

Незрелость средств общения играет важное значение в развитии личности детей с речевыми нарушениями. Неуверенность в себе, проявления негативизма, как результат реагирования ребенка на свой дефект, влияют на особенности его взаимодействия со сверстниками. Наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия. Основной причиной этого является несовершенство вербальных и невербальных средств общения. У детей недостаточно развивается полноценное деловое общение, которое основывается на использовании жестов, мимики [1, 2].

У многих детей с детским церебральным параличом возникают ощутимые сложности в разных аспектах социального развития [4, 5]. Эти трудности не только проявляются в различной степени, но и имеют специфичную психологическую наполненность. В доказательство этому было проведено исследование особенностей социальной адаптации дошкольников с

ДЦП с помощью методики «Карта социального развития ребенка». В наблюдении приняли участие десять детей группы компенсирующей направленности в возрасте 5-6 лет (база исследования - Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 8» г. Оренбурга). Полученные показатели исследования рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования социальной адаптации дошкольников с ДЦП

Показатели социального развития ребенка Уровни социального развития при ДЦП (в %) Количество детей

Эмоциональное развитие Высокий 20% 2

Отношение к проблемам Высокий 20% 2

Адаптация в группе Средний 40 % 2

Общение со взрослыми Низкий 10% 2

Общение со сверстниками Низкий 10% 2

Были рассмотрены следующие показатели: особенности эмоционального развития и поведения, отношение к проблемам, особенности адаптации в группе, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками. На основе анализа данных показателей можно выделить три уровня социального развития дошкольников с ДЦП:

1) высокий (40%). У детей наблюдаются адекватные эмоциональные проявления. Дошкольники заинтересованы в общении, что свидетельствует о наличии социальной направленности и сформированности социальных представлений. Сложности приспособления в социуме и к условиям детского сада наблюдаются, но характеризуются как незначительные. Специфика эмоционально-волевого развития не оказывает влияния на особенности общения. Однако рассматриваемую группу детей нецелесообразно сравнивать по уровню социального развития с нормально развивающимися сверстниками как по количественным, так и по качественным показателям;

2) средний (40%). Типичным признаком является недоразвитие социальных представлений. У дошкольников данной группы наблюдаются неадекватные проявления эмоций, наличие направленности на собственные желания и интересы, не считаясь с потребностями окружающих; доминирование мотивов получения удовольствия, равнодушное отношение к своему дефекту, сложности адаптации в социуме. Направленность на общение снижена, более адекватно происходит развитие общения со взрослыми. Среди сверстников дети занимают позицию «исполнителя». Наблюдается недостаточное развитие произвольности поведения;

3) низкий (20%). Для дошкольников свойственны недостаточная мотивированность деятельности, проявления неадекватности поведения, слабость произвольного контроля. Окружающие детей люди (взрослые, сверстники) не вызывают интереса, общение носит ситуативный характер. Наблюдается неадекватность самооценки, несформированность социальных представлений и коммуникативных умений, трудности приспособления в социуме.

Наряду с вышеперечисленными, можно выделить специфические особенности социальной адаптации у дошкольников с ранним детским аутизмом. Их целесообразно разделить на две группы, в зависимости от уровня выраженности проявлений данного нарушения. Для детей первой группы свойственно отсутствие речи, невозможность организовать ребенка: обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Ребенок не только не пользуется речью, он не использует невербальные средства общения - жесты, мимику. Характерна отрешенность от происходящего вокруг. Дети данной группы часто не откликаются на просьбы и ничего не просят сами. Поведение детей характеризуется как полевое и носит бесцельный характер [3]. При этом в своем хаотичном движении по помещению они могут проявлять хорошую координацию движений.

Для детей второй группы свойственно неприятие происходящего вокруг (в отличие от первой группы, где детям характерна отрешенность). Присуща избирательность в быту (в еде, одежде, одни и те же маршруты прогулок), которая носит патологический характер. Пристрастия к определенным занятиям, предметам, множественные требования и запреты, невыполнение которых может привести к срывам в поведении ребенка. В отношении развития речи свойственно использование речевых штампов, эхолаличных ответов, своеобразное использование личных местоимений. Часто испытывая многочисленные страхи, эти дети стремятся сохранить константность в окружающей среде, могут с помощью аутостимуляции заглушать негативные для себя впечатления. При этом, дети воспринимают близкого человека как непременное условие своей жизни, пытаются контролировать его поведение, не отпускают от себя, настаивают действовать только привычным способом. Вышеперечисленные особенности детей с аутистическими проявлениями, способствуют усложнению процесса социализации, делают его еще более специфичным.

Негативное воздействие на эмоциональное развитие ребенка оказывает социальная депривация [5]. В результате данного вида депривации возникает расстройство привязанности (нарушение общения с окружающими), которое проявляется в следующих вариантах:

1) частое нежелание начинать общение, или поддерживать взаимодействие с окружающими (отсутствие голосового подражания, апатия, снижение или отсутствие спонтанности, отсутствие или недостаточность любопытства);

2) неразборчивая общительность (фамильярность с почти незнакомыми людьми, постоянные просьбы о чем-либо и требование повышенного внимания).

Причинами этого могут быть ярко выраженные недостатки в заботе о ребенке:

• постоянное пренебрежение основными эмоциональными потребностями ребенка в комфорте и внимании;

• систематическое игнорирование основных физических потребностей ребенка, включая питание, защиту от физической опасности и нападения (включая сексуальные оскорбления);

• повторяющаяся смена людей, осуществляющих уход за ребенком таким образом, что устойчивая привязанность невозможна (частая смена персонала, «отцов» и т.д).

Причинами недостаточной заботы о ребенке, недоброжелательных действий по отношению к нему или игнорирования его основных потребностей могут быть: интеллектуальная недостаточность у родителей, отсутствие у них навыков заботы о ребенке из-за неправильного воспитания, социальная изоляция или депривация, преждевременное материнство, неспособность реагировать на потребности ребенка и удовлетворить их, доминирование потребностей родителей над нуждами ребенка, очень частая смена осуществляющих заботу людей, повторяющиеся длительные госпитализации или частая смена адреса проживания. Все вышеперечисленное увеличивает вероятность развития у ребенка расстройства привязанности, может вызвать дополнительные сложности социализации.

Согласно мнению многих специалистов, последствиями такого отношения к ребенку является его неспособность к благополучию. Нередко у детей, испытывающих состояние социальной депривации, отмечается малоподвижность, апатия с

нарушением активности. Часто они выглядят несчастными, безрадостными, иногда испуганными и настороженными. При этом, ребенок может быть равнодушным к расставанию с матерью. Дети могут не проявлять присущих многим чувств огорчения, беспокойства или протеста в связи с отделением от матери.

Выводы. Таким образом, социальное развитие дошкольников, относящихся к разным нозологическим группам, характеризуется своеобразием. Оказываются слабо сформированными основные механизмы социализации, что указывает на дезадаптацию детей и делает необходимым определение содержания коррекционной помощи, направленной на усвоение социального опыта и развитие системы социальных связей дошкольников.

Все рассмотренные особенности социализации как общие, так и специфические, характерные для различных вариантов дизонтогенеза, способствуют лучшему пониманию законов психического развития детей с особенностями в развитии. Проанализированная информация может быть полезна педагогам, воспитателям, родителям особенных детей в плане выстраивания адекватного и конструктивного взаимодействия с ребенком.

Литература:

1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.В. Лебединский, К.С. Лебединская. - М.: Академический проспект, 2011. - 304 с.

2. Лубовский, В.И. Специальная психология в 2 т. / В.И. Лубовский. - М.: Юрайт, 2023. - 430 с.

3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 2016. - 288 с.

4. Павлова, О.С. Изучение, образование и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Словарь специальных терминов и понятий: Учебно-методическое пособие / О.С. Павлова. - 2022. - 62 с. -Ц^: https://lib.rucont.ru/efd/788118

5. Павлова, О.С. Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий [Электронный ресурс] / О.С. Павлова. - 2021. - 71 с.

Психология

УДК 159

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии личности Петрова Нина Федоровна

ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь); магистрант 2-го курса Папоротная Анна Александровна

ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена выявлению взаимосвязи темпераментальных свойств сотрудников организации и особенностей профессионального выгорания. Проведена диагностика темпераментальных свойств личности сотрудников организации ООО «Научно-технический центр». Результаты проведенного корреляционного анализа изучаемых показателей показали, что существуют значимые связи между показателями темперамента (эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности, интро- / экстраверсии и нейротизма) и профессионального выгорания у сотрудников организации - как на уровне укрупнённых стадий выгорания (напряжение, деперсонализация, истощение), так и на уровне отдельных симптомов выгорания внутри каждой из фаз.

Ключевые слов: профессиональное выгорание, стадии, темпераментальные свойства, диагностика.

Annotation. The article is devoted to the identification of the relationship between the temperamental properties of the organization's employees and the features of professional burnout. The diagnosis of temperamental personality traits of an employee of the organization was carried out. The results of the correlation analysis showed that there are significant links between the indicators of temperament (ergicity, plasticity, pace, emotionality, intro-/ extraversion and neuroticism) and professional burnout among employees of the organization - both at the level of enlarged stages of burnout (tension, depersonalization, exhaustion) and at the level of individual indicators (symptoms of burnout) inside each of the phases.

Key words: professional burnout, stages, temperamental properties, diagnostics.

Введение. Любая профессия предполагает функциональные обязанности, которые человеку необходимо выполнять, и очень важно, чтобы они были для него психологически приемлемы. Несколько десятилетий тому назад сложно было встретить человека, который бы обладал информацией или слышал о профессиональном выгорании. На сегодняшний день можно смело заявить, что это проблема нашего современного общества.

Вопросы, касающиеся феноменов профессионального выгорания, приобрели сегодня особую остроту в связи с увеличением эмоциональных нагрузок на сотрудника организации, быстро меняющимися способами современного производства различного рода материального и интеллектуального продукта, увеличением удельного веса новых информационных технологий в любой сфере деятельности, а также влиянием множества других факторов, значительная часть которых создает трудности для профессиональной успешности, для реализации себя в профессии в целом. Сложившаяся ситуация привлекает внимание психологов - как на практическом, так и на теоретическом уровне анализа проблем.

Профессиональному выгоранию подвержены представители разных возрастов и профессий. В большей степени это зависит от конкретных условий труда, обстановки внутри коллектива, но принципиальным условием часто выступают -общие как фактор, но различные как дифференциально-психологическая характеристика - индивидуально-психологические и типологические особенности каждого конкретного работника. Возможное снижение продуктивности в работе, значительное снижение энергетического потенциала, снижение внимания, ухудшение памяти, повышенная утомляемость, а также другие негативные результирующие характеристики влияния условий профессиональной деятельности на работника, связанные с риском профессионального выгорания, во многом обусловлены спецификой базовых личностных свойств, к которым, несомненно, прежде всего относятся темпераментальные свойства. Сформированность их основных характеристик позволяет сотруднику конкретным специфическим образом реагировать на условия профессиональной деятельности, подвергая или не подвергая себя риску профессионального выгорания.

Сказанное позволяет обозначить как актуальную проблему исследования взаимосвязи темпераментальных свойств сотрудника организации и особенностей его профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.