УДК 379. 8. 091. 2: 616. 831-009. 11
С. Е. Киселева
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор И. Ю. Левченко Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова
ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В статье описаны особенности досуговой деятельности дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. Автором представлены данные, раскрывающие обусловленность особенностей досуговой деятельности совокупностью двигательных, коммуникативных, когнитивных, эмоционально-личностных и социальных нарушений детей с детским церебральным параличом (ДЦП). На основе данных исследования автором была разработана модель досуговой деятельности дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями, направленная на развитие их социально-интегративного потенциала.
Дошкольники с тяжелыми двигательными нарушениями, особенности досуговой деятельности детей с церебральным параличом.
The article provides the results of the leisure activities for preschool children with severe motor impairments study. Data provided in the article show dependance of leisure activities which are available to children with cerebral palsy on motor, communication, cognitive, emotional, personal and social disorders. An experimental model of leisure activity of preschool children with severe motor impairments, which aims to develop their socio-integrative potential was developed and successfully tested. The model is based on the findings of the reseach.
Preschool children with bad motor disturbance, features of leisure activity of children with a cerebral palsy.
Введение.
Среди многочисленных исследований, посвященных особенностям психического развития детей с двигательными нарушениями (Е. Ф. Архипова, А. А. Гусейнова, М. В. Ипполитова, Э. С. Калижнюк, Г. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко, Е. Т. Лильин, И. И. Ма-майчук Е. М. Мастюкова В. И. Николаенко, Т. Н. Симонова, К. А. Семенова, О. Г. Приходько и др.) практически отсутствуют работы, раскрывающие их культурно-досуговую деятельность. В последние десятилетия отмечается повышение интереса к этой проблеме и появление отдельных публикаций, отражающих вопросы организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и при двигательных нарушениях. Однако, в существующих исследованиях (Ю. С. Моздокова, С. Б. Бон-даренко, О. Ю. Буторина, В. Н. Карева, В. И. Си-моньянц, Т. И. Целевич и др.) особенности досуговой деятельности детей с ДЦП дошкольного возраста раскрыты недостаточно [1], [2], [4], [5].
Современные разработки в области теории и практики культурно-досуговой деятельности (М. А. Ариарский, Л. Г. Брылев, А. Д. Жарков, М. В. Зацепина, И. С. Кон, Ю. Д. Красильников, В. С. Собкин, М. В. Созинова, Т. П. Степанова, Ю. А. Стрельцов, Н. Н. Ярошенко и др.) утверждают, что эффективное педагогическое управление досугом возможно лишь в том случае, когда в полной мере учитываются индивидуально-психологические особенности и потребности всех субъектов досугового общения [2], [3], [5], [6]. Стремление использовать коррекционно-реабилитационный и социализирующий потенциал досуговой деятельности определило необходимость изучения досугового общения и предпосылок его становления у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН).
Рассматривая открытое пространство досуговой деятельности в качестве оптимальной социальной модели, отражающей основные закономерности взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды, особое внимание мы уделяли изучению досугового общения как ведущего механизма социализации дошкольников с ТДН [3], [5], [6].
Основная часть.
Сравнительное изучение досуговой деятельности дошкольников с ТДН и их нормально развивающихся сверстников осуществлялось в 2013-2014 гг. на базе Астраханского областного социально-реабилитационного центра «Русь», ГБУ Астраханской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», МДОУ «Детский сад комбинированного вида №22 «Волгорята».
В эксперименте принимало участие 112 детей в возрасте от 4 до 7 лет с тяжелыми двигательными нарушениями и 62 ребенка с нормальным развитием того же возраста, посещающих среднюю, старшую и подготовительную группы детского сада (группа сравнительного изучения).
Диагностическая программа включала два направления:
1. Изучение особенностей психического развития и социально-интегративного потенциала дошкольников с ТДН. С этой целью использовались: модифицированная методика определения степени выраженности функциональных ограничений детей с ДЦП (С. В. Осмоловский, Т. И. Бурмистрова, В. Н. Лучаниноваа и др., 2010 г.), профили развития функций (И. А. Скворцов и др., 2002 г.), стандартизированное наблюдение проявлений социальной дезадаптации, Вайнлендская шкала адаптивного поведения (УЛБ8, перевод Л. Р. Сайфутдиновой, 2007).
2. Изучение досуговой деятельности дошкольников с ТДН и их нормально развивающихся сверстников осуществлялось с помощью методов анкетирования, мониторинга актуальных досуговых событий и стандартизированного наблюдения за досуго-вым общением.
По первому направлению диагностики с помощью методики, предложенной С. В. Осмоловским (2010) были получены данные, указывающие на существенное ограничение жизнедеятельности детей с ТДН во всех изучаемых сферах. Дополнение и объективизация этих данных осуществлялась с помощью методики, предложенной И. А. Скворцовым (2002). Сведения о функциональной ограниченности позволили объединить детей в группы для дифференциации стратегии коррекционного воздействия в процессе организации досуга. Учет индивидуальных профилей развития участников исследования позволил индивидуализировать его включение в деятельность и осуществлять мониторинг качественных изменений, происходящих под влиянием досуговой деятельности.
Сопоставительный анализ данных, полученных на данном этапе исследования (показателей функциональной зависимости от окружающих, индивидуальных профилей психического развития и проявлений социальной дезадаптации участников исследования), позволил нам выявить уровневые различия показателей социально-интегративного потенциала детей с ТДН, представленные в табл. 1.
Низкий уровень социально-интегративного потенциала отмечался у 72,32 % детей с ТДН (81 чел.), которые имели выраженные проявления (III степень) функциональной зависимости от окружающих, генерализованную задержку развития психических функций и значительную выраженность социальной
Уровни социально-интеграг
дезадаптации. В этом случае у детей грубые нарушения двигательной сферы сочетались с ограничением когнитивно-познавательной и сенсорно-перцептивной деятельности, низкими показателями социальной активности и успешности, снижением социально-коммуникативных возможностей.
Средний уровень социально-интегративного потенциала был выявлен у 27,68 % участников исследования (31 чел.). В этом случае умеренная (II степень) зависимость испытуемых от окружающих сочеталась с наличием парциальной задержки развития отдельных психических функций и связанных с ними видов деятельности, что в совокупности определяло незначительную выраженность социальной дезадаптации по сравнению с возрастными показателями, подтвержденную данными стандартизированного наблюдения и Вайнлендской шкалы адаптивного поведения (УЛБ8).
Высокий уровень социально-интегративного потенциала на этапе констатирующего эксперимента не был выявлен ни у одного из респондентов. Характеристика данного уровня определялась сочетанием незначительной функциональной зависимости от окружающих с задержкой развития отдельных функций и отсутствием проявлений социальной дезадаптации.
В процессе исследования были выявлены возрастные различия показателей социально-интегратив-ного потенциала, указывающие на его динамический характер и возможности улучшения под влиянием коррекционного воздействия.
Сравнительный анализ результатов изучения до-суговой деятельности дошкольников с двигательными нарушениями и их сверстников представлен в табл. 2 и 3.
Таблица 1
}го потенциала детей с ТДН
Уровень 4 года 5 лет 6 лет 7 лет всего
СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА
I высокий -
II средний 3 - - - 4 1 1 - 6 2 2 - 8 3 1 - 31
III низкий 21 2 1 1 17 - 1 1 18 1 1 2 11 - 1 3 81
24 2 1 1 21 1 2 1 24 3 3 2 19 3 2 3 112
28 25 32 27
СД - спастическая диплегия, ГК - гиперкинетическая форма ДЦП, ГП - гемипаретическая форма ДЦП, АА - атонически-астатическая форма ДЦП
Таблица 2
Направленность досуговой деятельности участников исследования
Тип досуговой деятельности Участники исследования
дети с ТДН дети с нормальным развитием
4 года 5 лет 6 лет 7 лет всего 4 года 5 лет 6 лет 7 лет Всего
Культурно-творческий - - 3 2,68 % 5 4,46 % 7,14 % 2 3,23 % 5 8,06 % 5 8,06 % 6 9,68 % 29,03 %
Культурно-потребительский 11 9,82 % 14 12,5 % 17 15,18 % 15 13,40 % 50,9 % 8 12,9 % 4 6,45 % 5 8,06 % 4 6,45 % 33,87 %
Рекреативный 17 15,18 % 11 9,82 % 12 10,71 % 7 6,25 % 41,96 % 6 9,68 % 5 8,06 % 7 11,29 % 5 8,06 % 37,10 %
Всего 28 25 32 27 112 чел. 16 14 17 15 62 чел.
Таблица 3
Качественные особенности досуговой деятельности участников исследования
Качественные характеристики досуговой деятельности Участники исследования
дети с ТДН, N = 112 дети с нормальным развитием, N = 62
Высокая Умеренная Низкая Высокая Умеренная Низкая
Проявления активности и инициативности детей - 9 чел. 8,04 % 103 чел. 91,96 % 28 чел. 45,16 % 30 чел. 48,39 % 4 чел. 6,45 %
Самостоятельность и независимость детей - 14 чел. 12,5 % 98 чел. 87,5 % 15 чел. 24,19 % 29 чел. 46,77 % 18 чел. 29,04 %
Разнообразие форм и содержания досуга - 5 чел. 4,46 % 107 чел. 95,54 % 39 чел. 62,90 % 14 чел. 22,58 % 9 чел. 14,52 %
Соответствие досуговым интересам и предпочтениям - 6 чел. 5,36 % 106 чел 94,64 % 45 чел. 72,58 % 15 чел. 24,19 % 2 чел. 3,23 %
Эмоционально-личностная удовлетворенность 10 чел. 8,93 % 28 чел. 25 % 74 чел. 66,07 % 51 чел. 82,26 % 10 чел. 16,13 % 1 чел. 1,61 %
Коррекционный, развивающий, обучающий и воспитательный эффект 15 чел. 13,39 % 18 чел. 16,07 % 79 чел. 70,54 % 42 чел. 67,74 % 15 чел. 24,19 % 5 чел. 8,06 %
Анализ анкет родителей показал стереотипность представлений родителей о том, что их ребенок, зависимый во всем от окружающих, не может самостоятельно выбрать содержание и способ досуга, поскольку его режим дня организован в соответствии с ритмом реабилитационных мероприятий и возможностями родителей. Среди причин, ограничивающих досуговую деятельность детей с ТДН, родители выделяют физическую зависимость, неспособность к самостоятельной активности, отсутствие необходимых материалов и средств, доступных для использования детьми с ТДН.
С помощью мониторинга актуальных досуговых событий в семье мы установили, что в подавляющем большинстве семей дети с двигательными нарушениями проводят время пассивно, заполняя его стереотипными, повторяющимися изо дня в день занятиями. Отсутствие опыта участия в разнообразной досуговой деятельности в дальнейшем обусловливает ограниченность досуговых интересов дошкольников с ДЦП. Общение детей с ТНД происходит в основном «дома у себя или товарищей» (23,21 %) и «на улице, в скверах, парках» (8,04 %), в «учреждениях культуры, отдыха и спорта» (4,46 %), в «реабилитационном центре» (64,29 %). В то же время у их нормально развивающихся сверстников социальное взаимодействие происходит преимущественно в детских садах (67,74 %) и на улице (32,26 %).
Учитывая тот факт, что большая часть детей с ТДН, принимавших участие в исследовании (62,5 %), воспитывается в домашних условиях, а оставшиеся 37,5 % респондентов имеют возможность лишь кратковременного (фрагментарного) пребывания в детских садах, возникает необходимость специального обучения родителей навыкам организации досуговой деятельности и разнообразию ее содержания в семье.
Полученные данные свидетельствуют о том, что среди детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями преобладает культурно-потребительская (50,9 %) и рекреативная (41,96 %) направленность досуговой деятельности, которые связаны не столько с досуговыми предпочтениями детей, сколько с временной загруженностью и соот-
ветствующими мотивационными установками родителей на необходимость физического развития и поддержания здоровья ребенка.
В то же время среди их нормально развивающихся сверстников отмечается равномерное распределение респондентов между культурно-потребительским (33,87 %), рекреативным (37,10 %) и культурно-творческим (29,03 %) типами досуговой деятельности, отражающими досуговые предпочтения детей.
Выявленная нами тенденция появления интереса к художественно-творческой деятельности в старшем дошкольном возрасте подтверждает результаты исследований досуга детей-инвалидов школьного возраста [6], которые указывают на значительное увеличение популярности данного типа досуговой деятельности. Проведенный автором опрос детей школьного возраста с ТДН выявил их высокую направленность (23 % учащихся) на занятия художественным творчеством, при этом большинство детей мотивировали свой выбор деятельности тем, что эти занятия оказывают положительное влияние на их самооценку, повышают социальный статус, позволяют самореализоваться. Л. В. Усова связывает появление интереса к занятиям художественным и прикладным искусством детей-инвалидов с отсутствием возможности осуществлять активный образ жизни.
Основная часть свободного времени детей с ТДН, для которых характерен культурно-потребительский тип досуговой деятельности, заполнена просмотром мультфильмов, детских развлекательных телепередач, компьютерными играми, прослушиванием детских радиоканалов и музыкальных записей, совместным чтением книг. При рекреационном типе преобладают прогулки на свежем воздухе, занятия адаптивным спортом. Культурно-творческий тип досуго-вой деятельности реализуется в форме художественно-творческой активности детей (рисование, конструирование, музицирование, пение).
В условиях организации семейного досуга детей с двигательными нарушениями эти занятия остаются сегодня наиболее доступными, не требуют значи-
тельных материальных затрат, что имеет немаловажное значение, так как 30 % участников указывают на материальные затруднения в качестве одной из ведущих причин, препятствующих полноценной реализации досуговых предпочтений.
Для детей группы сравнительного анализа характерно значительное разнообразие содержания досу-говых интересов, предпочтений и доступных видов деятельности. При этом дети данной группы в 9 раз чаще испытывают высокую эмоциональную удовлетворенность досуговой деятельностью. В большинстве случаев (72,58 %) досуг нормально развивающихся детей соответствует их интересам и предпоч-
тениям, в то время, как у 94,64 % детей с ТДН отмечается несоответствие досуговой деятельности их интересам и предпочтениям.
Мониторинг актуальных досуговых событий и методика стандартизированного наблюдения выявили практическое отсутствие содержательного разнообразия досуговых интересов дошкольников с ТДН, пассивный характер общения, недостаточность их мотивации, активности и самостоятельности. Выявленная зависимость эффективности досугового общения от помощи взрослых, обусловила необходимость создания модели досуговой деятельности детей с ТДН, представленной на рисунке.
Цель: актуализация потенциальных возможностей социализации дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями через удовлетворение их социокультурных потребностей в процессе досугового общения, организованного с учетом досуговых предпочтений и возможностей их реализации в условиях реабилитационного центра
_I_
Задачи:
> Активная стимуляция предпосылок психического и социального развития в процессе эмоционально значимой деятельности
> Повышение досуговой компетентности дошкольников с ТДН и их родителей в т.ч. формирование навыков, средств и форм досугового общения
> Создание коррекционно-развивающей инклюзивной досуговой среды в т.ч. атмосферы неформального социального взаимодействия всех субъектов досугового общения, объединенных общими досуговыми предпочтениями и потребностями
> Реализация общих и специальных социально-коммуникативных личностных, когнитивно-образовательных, эмоционально-психологических потребностей всех субъектов досугового общения в процессе реализации адаптированных программ досуговой деятельности
Принципы:
Открытости; добровольности; учета досуговых потребностей и возможностей; коррекционно-развивающей и социально-адаптированной направленности; вариативности содержания и форм досуговой деятельности, деликатного педагогического управления досуговой деятельностью; преемственности и согласованности действий специалистов разных учреждений в реализации досуговых программ, культуроан-тропоцентризма
Функции:
Инкультурации Самореализации
Социализирующее-интеграционная
Инклюзивно-адаптационная
Воспитательно-образовательная
Рекреационно-развлекательная
Компенсаторная
Коррекционно-реабилитационная
4
4
4
Субъекты: дети с ДЦП, их нормально развивающиеся сверстники, родители и другие члены семей, дефектологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, логопеды, психологи, социальные педагоги, специалисты региональных учреждений культурно-досуговой сферы, аниматоры, волонтеры
4
га м
И 3
2 Р
Л «
К и
3 « 1
В о
И д
е ?у
<
Диагностика - определение потребности и готовности к включению в досуго-вую деятельность, выявление направленности досуговых интересов, предпочтений и ресурсных возможностей их реализации в условиях реабилитационного центра, распределение участников на группы
Составление дифференцированных программ досуговой деятельности (определение направлений, содержания организованных форм, средств и технологий, управления досуговым общением в рамках досуговых объединений) Определение условий реализации вариативных программ, анализ ресурсных возможностей реабилитационного центра и других региональных учреждений
12 с О л
д г о
О м
я § и
е 2 я
- ь ^ р
К й
Д о
О с
о у
о и
о »
е
й
4
Реализация и оценка эффективности дифференцированных досуговых программ:
Моделирование и сопровождение социального взаимодействия в условиях инклюзивной досуговой деятельности, выбор оптимальных средств и технологий управления и развития досугового общения, мониторинг и оценка результативности
4
Рисунок. Экспериментальная модель досуговой деятельности дошкольников с ТДН
Выводы.
Досуговая деятельность дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями имеет особенности, обусловленные характером и совокупностью двигательных, коммуникативно-речевых, когнитивных нарушений, а также социальной ситуацией их развития. Основными характеристиками досуговой деятельности детей изучаемой категории являются: низкий показатель активности, самостоятельности детей при выборе вида досуговой деятельности, однообразие доступных форм и содержания досуга, ограниченность досуговых интересов, рекреатив-ность интересов досуговой деятельности.
Использование различных технологий культурно-досуговой деятельности позволяет оптимизировать процесс социальной адаптации детей с двигательными нарушениями, повысить эффективность формирования необходимых для интеграции в социум предпосылок, способствует компенсации проявлений личностной деформации.
Литература
1. Губарева, Т. Проблема организации досуга и реабилитации детей-инвалидов с учетом российских программ интеграции спорта и искусства / Т. Губарева, В. Столяров // Российская государственная академия физической культуры. - М., 2004.
2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М., 2002.
3. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза / И. Ю. Левченко // Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: Материалы научно-практического семинара, 28-29 марта 2013 г. - М., 2013. - С. 93-95.
4. Моздокова, Ю. С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. педаг. наук / Ю. С. Моздокова. - М., 1996.
5. Степанова, Т. П. Теоретико-методологические основания педагогического исследования диверсификации досугового общения: междисциплинарный синтез / Т. П. Степанова. - Челябинск, 2010.
6. Усова, Л. В. Социокультурные технологии адаптации детей-инвалидов / Л. В. Усова // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Вып. № 3. - Т. 7.
УДК 378.147
А. В. Морозова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики - Пермь»
О ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
В статье излагается технология организации самостоятельной работы студентов-гуманитариев с использованием учебных тестов для формирования умений, систематизации знаний и контроля результатов обучения. Показана эффективность описанной системы тестирования, которая реализована в НИУ ВШЭ - Пермь при обучении математическим дисциплинам.
Обучение математике в вузе, самостоятельная работа студентов, система тестирования, тестовые задания.
The technology of organization of self-guided work of humanities students is described. It involves the use of educational tests for the skills formation, knowledge structuring and monitoring the results of teaching. Effeciency of thesuggested system of testing is proven in HSE - Perm while teaching mathematical disciplines.
Teaching mathematics in University, self-guided work of students, test activities.
Введение.
Одной из ведущих форм организации учебного процесса в вузе является самостоятельная работа студентов. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем [4, с. 154].
В последние время внимание к активизации самостоятельной работы студентов обусловлено быстрым развитием и внедрением информационных технологий во все сферы жизни современного общества. В системе высшего образования широкое распространение получили технологии, основанные на тестировании студентов. Анализируя педагогическую
литературу и ряд диссертационных исследований, можно утверждать, что тестирование при обучении обладает огромными возможностями. Тестирование может применяться не только для контроля результатов обучения, но и непосредственно для обучения, развития мышления, систематизации знаний, воспитания профессиональной направленности, причем все это может быть реализовано, в том числе, и в форме самостоятельной работы студентов.
Опыт преподавания математических дисциплин показал, что значительная часть студентов, поступивших на первый курс, при изучении разделов высшей математики сталкивается с рядом проблем, одна из которых - отсутствие навыков самостоятельной работы. В дополнении к этому низкий уровень школьной математической подготовки студен-