Актуальные проблемы педагогики
Е.К. Неелова
исследование родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями
в статье рассмотрены позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы по отношению к семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. представлены результаты исследования родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушени-
ями, проведенного в «Университетском центре развития детей с особыми образовательными потребностями» при Омском государственном педагогическом университете.
Ключевые слова: тяжелые двигательные нарушения, детский церебральный паралич, семья, родительско-детские отношения, неадекватные формы взаимодействия, социальная изоляция, психокоррекционная программа.
С середины XX в. семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, все чаще становится объектом пристального внимания как в России, так и за рубежом. Данный факт объясняется бурным ростом цивилизационной культуры, когда появление в семье ребенка с проблемами в развитии перестало расцениваться как одна из самых трагических ситуаций [1; 2; 6].
В связи с позитивными тенденциями в обществе, наметившимися в последние годы по отношению к лицам с отклонениями в развитии, появились работы Т.А. Басиловой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой,
О.Г. Приходько, И.А. Смирновой, Л.И. Солнцевой, В.В. Ткачёвой и др., в которых рассматривается необходимость активного изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. При этом акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка и подчеркивается важность родительского влияния на ребенка с проблемами в развитии и на создание благоприятных условий для его успешного обучения в домашних условиях.
На современном этапе развития науки учеными представлены подробные результаты изучения психологических особенностей родителей детей с отклонениями в развитии, включая родителей детей с тяжелой двигательной патологией; определены стратегические направления реабилитационной помощи таким семьям [4; 7; 9]. Однако, как показывает практика, проблемы в таких семьях достаточно сложны и вариативны, поэтому существует необходимость их дополнительного изучения [5; 8].
Ряд исследований свидетельствуют о том, что семья является для ребенка первым социальным институтом, в котором он наблюдает и усваивает образцы поведения, культурные ценности, что способствует формированию представлений о жизненных и нравственных целях.
Учитывая, что очень часто родительское поведение является как позитивным, так и негативным фактором влияния на развитие аномального ребенка (при непринятии родителями ребенка, самообвинительном восприятии, гиперопеке и др.), Н.П. Болотова, Т.Г. Горячева, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва и др. выдвигают идею о взаимном влиянии родителей и ребенка [1; 3; 5]. Родительское отношение может вызвать вторичные
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
нарушения у ребенка, которые могут привести к различным искажениям родительского отношения. В такой же сложной ситуации оказываются семьи, воспитывающие детей с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН), в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП).
ТДН у детей с ДЦП мы понимаем как стойкие органические расстройства формирования базовых моторных функций, которые сочетаются с нарушениями речевой, зрительной и мелкой моторики. Перечисленные нарушения ограничивают возможности ребенка, затрудняют его развитие в разных видах деятельности; они же обуславливают потребность в комплексной помощи, которая значительно отличается по объему, содержанию и организации от той, которая оказывается при менее выраженных двигательных нарушениях [1].
Наличие таких нарушений у ребенка является психотравмирующим фактором, который негативно влияет на психику родителей и их мотивационные установки. Так же усугублению психологического состояния родителей, с одной стороны, способствует реакция общества, которым диагноз ДЦП воспринимается как приговор всей семье, с другой стороны - трудности выбора необходимого образовательного маршрута для ребенка с ТДН. Учитывая вышесказанное, мы наблюдаем социальную изолированность таких семей и усиление беспокойства родителей по вопросам, связанным с воспитанием и обучением дошкольников данной категории.
Таким образом, возникает необходимость исследования особенностей развития родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелой двигательной патологией. Для изучения таких особенностей нами в 2009/2012 учебных годах было проведено исследование в «Университетском центре развития детей с особыми образовательными потребностями» при Омском государственном педагогическом университете. В исследовании приняли участие 25 детей с ДЦП в возрасте 5-7 лет (11 девочек и 14 мальчиков) и 39 родителей из 25 семей, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми проявлениями церебрального паралича, находящихся вне системы образования.
Результаты анализа данных медицинского анамнеза детей позволили выявить формы ДЦП: спастическая диплегия отмечена у 44% детей, двойная гемиплегия - у 16% детей, гемипаретическая форма ДЦП - у 20% детей, гиперкинетическая форма ДЦП - у 8% детей, смешанная форма ДЦП - у 12% детей. Состояние интеллекта детей варьирует от задержки психического развития до умственной отсталости в различной степени. У всех старших дошкольников отмечены сопутствующие заболевания: эпилепсия, патология тазовых органов, нарушения зрения,
вегето-сосудистая дистония (ВСД), гидроцефалия, грубые речевые нарушения и др.
Анализ ответов родителей при заполнении анкет, разработанных В.В. Ткачёвой, позволил выяснить следующее: 39 обследованных родителей - 64,1% матерей и 35,9% отцов; возраст родителей от 27 до 40 лет, большинство из них в возрасте 30-32 лет. Из 25 принявших участие в исследовании семей - 56% семей полные, 44% семьи - неполные. Выделены 36,3% семей со вторым младшим здоровым ребенком, и 63,7% семей со вторым старшим здоровым ребенком. Высшее образование имеют 61,6% родителей, среднее - 7,6%; 30,8% родителей дали сведения о среднем специальном образовании.
Следует отметить, что 71,7% родителей с большим трудом согласились заполнить анкету. На наш взгляд, данный факт можно рассматривать как своеобразный механизм психологической защиты, который прослеживался в дальнейшем у всех родителей при выполнении диагностических заданий.
В диагностическом блоке исследования нами были отобраны диагностические задания, авторами которых являются А.Я. Варга, В.В. Столин, В.В. Ткачёва и др. [2; 5].
Для того, чтобы дифференцировать свойства личности и определить психологический тип, родителям предлагалось заполнить анкету «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачёва). Анализ ответов респондентов показал, что 43,5% родителей имеют психосоматичный психологический тип. Представителей данного психологического типа отличает эмоциональная лабильность, все проблемы ребенка внутренне переживаются ими и не выносятся во внешний план, что является причиной нарушений в психосоматической сфере. Дальнейшее распределение родителей на подгруппы показало: 12,8% родителей мы отнесли к невротичному типу; 23,07% респондентов - к авторитарному типу; 20,3% родителей к комбинированному психологическому типу, из них 7,6% опрошенных - психо-соматичные, авторитарные; 5,1% родителей - психосоматичные, невротичные; 7,6% респондентов - невротичные, авторитарные.
Для изучения особенностей родительских позиций матери или отца по отношению к своему ребенку мы использовали «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
48,7% принявших участие в диагностике родителей составили группу, которая в родительском отношении имеет стремление инфантилизиро-вать ребенка, приписывает ему личную и социальную несостоятельность, не видит перспектив его дальнейшего развития. Эти родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролируют его
Педагогика и психология
Актуальные проблемы педагогики
действия. 20,5% родителей отвергают ребенка с ДЦП; 12,8% родителей образуют с ребенком симбиотическую связь. Высокий уровень контроля над ребенком показали 15,3% родителей. Среди данной выборки только 2,5% родителей полностью принимают своего ребенка.
Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёва) позволила определить отсутствие теплых отношений с детьми у 84,6% родителей, симбиотические связи у 20,5% представителей представленной выборки. Полученные данные позволили установить, что 6% родителей не отметили своего ребенка, исключив тем самым факт его рождения; 7,6% матерей не сочли нужным изобразить в рамках своего ближайшего окружения мужа; ограничились в указаниях, показав только социальные роли, 79,4% родителей.
Выявление взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ТДН, является достаточно сложной задачей. Поэтому мы предложили выполнить родителям модифицированный Г.Т. Хоментаускасом тест «Кинетический рисунок семьи» [7]. 53,8% родителей отказались выполнять задание, мотивируя отказ неумением рисовать, а также нехваткой времени; 46,2% родителей согласились выполнить рисунок. Необходимо отметить, что при получении задания наблюдалось проявление тревожности практически у всех родителей.
С целью интерпретации рисунков родителей нами были использованы тестовые показатели, разработанные А.Л. Венгером [8]. Рисунки отцов отличаются от рисунков матерей схематичностью изображения. На рисунках у 30,7% родителей изображение свидетельствует о нарушении их общения с членами семьи и низком уровне эмоциональных контактов. Удаленность всех членов семьи друг от друга на представленных рисунках позволяет говорить о разобщенности, слабости эмоционального общения в семье. На негативную атмосферу, сложившуюся в семьях, также указывают фигуры членов семьи, отделенные друг от друга какими-то предметами - машиной, травой, кустарником, деревьями. На рисунках 15,3% родителей члены семьи расположены рядом, держатся за руки, что является признаком благоприятной семейной ситуации и свидетельствует о нормальном и тесном внутрисемейном общении. Так на рисунках 28,2% родителей явно продемонстрирована изолированность семьи от окружающего мира, нарушение контактов с социумом, при этом символом изолированности служит круг или рамка, отделяющие рисунок семьи от остального пространства листа.
Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачёва) позволила выявить воспитательские способности родителей. Анализ ответов респондентов показал
с
следующее: эмоционально принимают ребенка 46,2% и отвергают ребенка 53,8%; рациональное понимание проблем ребенка показали 56,4% и непонимание проблем ребенка 43,6% родителей; адекватные формы взаимодействия отмечены у 33,4% респондентов и неадекватные формы взаимодействия - у 66,6%. Эти результаты свидетельствуют о том, что большая часть родителей эмоционально не принимает своего ребенка и использует неадекватные формы взаимодействия с ним.
Результаты проведенного нами исследования позволили установить особенности в отношениях к старшему дошкольнику с ДЦП. Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение ситуации в семье, в которой растет и развивается ребенок с ТДН, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
Таким образом, возникает необходимость дальнейшего решения представленной проблемы. На основе полученных данных нами планируется разработка психокоррекционной программы, направленной на оптимизацию эмоционально-личностного состояния родителей, родительско-детских взаимоотношений. Мы предполагаем, что работа в данном направлении будет способствовать полноценной интеграции семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, в социум.
Библиографический список
1. Болотова Н.П. Семья ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата с позиции системного анализа // Теория и практика научной и профессиональной педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, школе и вузе: Сб. науч. статей. М., 2010.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М., 1986.
3. Горячева Т.Г., Солнцева И.А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения // Психология семьи и больной ребенок: Учеб. пособие: Хрестоматия / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. СПб., 2007.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
5. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. М., 2008.
6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2004.
7. Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие. М., 2007.
8. Ткачёва В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. М., 2007.
9. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.
Педагогика и психология