Научная статья на тему 'Исследование родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями'

Исследование родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
930
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕАДЕКВАТНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / HEAVY IMPELLENT INFRINGEMENTS / CEREBRAL PALSY / THE FAMILY / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / INADEQUATE FORMS OF INTERACTION / SOCIAL ISOLATION / THE PSYCHO-CORRECTIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неелова Елена Константиновна

В статье рассмотрены позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы по отношению к семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. Представлены результаты исследования родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями, проведенного в «Университетском центре развития детей с особыми образовательными потребностями» при Омском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Неелова Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FAMILIES BRINGING UP PRESCHOOL CHILDREN WITH HEAVY IMPELLENT INFRINGEMENTS

The article considers the positive trends that appeared in recent years in relation to families with children with deviations in development. The results of research of parent-child relationships in families bringing up senior preschool children with heavy impellent infringements, conducted at a “University center for the development of children with special educational needs” at Omsk State Teachers’ Training University. The article discusses the possibility of comprehensive care surveyed categories of families.

Текст научной работы на тему «Исследование родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями»

Актуальные проблемы педагогики

Е.К. Неелова

исследование родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями

в статье рассмотрены позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы по отношению к семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. представлены результаты исследования родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушени-

ями, проведенного в «Университетском центре развития детей с особыми образовательными потребностями» при Омском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова: тяжелые двигательные нарушения, детский церебральный паралич, семья, родительско-детские отношения, неадекватные формы взаимодействия, социальная изоляция, психокоррекционная программа.

С середины XX в. семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, все чаще становится объектом пристального внимания как в России, так и за рубежом. Данный факт объясняется бурным ростом цивилизационной культуры, когда появление в семье ребенка с проблемами в развитии перестало расцениваться как одна из самых трагических ситуаций [1; 2; 6].

В связи с позитивными тенденциями в обществе, наметившимися в последние годы по отношению к лицам с отклонениями в развитии, появились работы Т.А. Басиловой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой,

О.Г. Приходько, И.А. Смирновой, Л.И. Солнцевой, В.В. Ткачёвой и др., в которых рассматривается необходимость активного изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. При этом акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка и подчеркивается важность родительского влияния на ребенка с проблемами в развитии и на создание благоприятных условий для его успешного обучения в домашних условиях.

На современном этапе развития науки учеными представлены подробные результаты изучения психологических особенностей родителей детей с отклонениями в развитии, включая родителей детей с тяжелой двигательной патологией; определены стратегические направления реабилитационной помощи таким семьям [4; 7; 9]. Однако, как показывает практика, проблемы в таких семьях достаточно сложны и вариативны, поэтому существует необходимость их дополнительного изучения [5; 8].

Ряд исследований свидетельствуют о том, что семья является для ребенка первым социальным институтом, в котором он наблюдает и усваивает образцы поведения, культурные ценности, что способствует формированию представлений о жизненных и нравственных целях.

Учитывая, что очень часто родительское поведение является как позитивным, так и негативным фактором влияния на развитие аномального ребенка (при непринятии родителями ребенка, самообвинительном восприятии, гиперопеке и др.), Н.П. Болотова, Т.Г. Горячева, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачёва и др. выдвигают идею о взаимном влиянии родителей и ребенка [1; 3; 5]. Родительское отношение может вызвать вторичные

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

нарушения у ребенка, которые могут привести к различным искажениям родительского отношения. В такой же сложной ситуации оказываются семьи, воспитывающие детей с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН), в частности, с детским церебральным параличом (ДЦП).

ТДН у детей с ДЦП мы понимаем как стойкие органические расстройства формирования базовых моторных функций, которые сочетаются с нарушениями речевой, зрительной и мелкой моторики. Перечисленные нарушения ограничивают возможности ребенка, затрудняют его развитие в разных видах деятельности; они же обуславливают потребность в комплексной помощи, которая значительно отличается по объему, содержанию и организации от той, которая оказывается при менее выраженных двигательных нарушениях [1].

Наличие таких нарушений у ребенка является психотравмирующим фактором, который негативно влияет на психику родителей и их мотивационные установки. Так же усугублению психологического состояния родителей, с одной стороны, способствует реакция общества, которым диагноз ДЦП воспринимается как приговор всей семье, с другой стороны - трудности выбора необходимого образовательного маршрута для ребенка с ТДН. Учитывая вышесказанное, мы наблюдаем социальную изолированность таких семей и усиление беспокойства родителей по вопросам, связанным с воспитанием и обучением дошкольников данной категории.

Таким образом, возникает необходимость исследования особенностей развития родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелой двигательной патологией. Для изучения таких особенностей нами в 2009/2012 учебных годах было проведено исследование в «Университетском центре развития детей с особыми образовательными потребностями» при Омском государственном педагогическом университете. В исследовании приняли участие 25 детей с ДЦП в возрасте 5-7 лет (11 девочек и 14 мальчиков) и 39 родителей из 25 семей, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми проявлениями церебрального паралича, находящихся вне системы образования.

Результаты анализа данных медицинского анамнеза детей позволили выявить формы ДЦП: спастическая диплегия отмечена у 44% детей, двойная гемиплегия - у 16% детей, гемипаретическая форма ДЦП - у 20% детей, гиперкинетическая форма ДЦП - у 8% детей, смешанная форма ДЦП - у 12% детей. Состояние интеллекта детей варьирует от задержки психического развития до умственной отсталости в различной степени. У всех старших дошкольников отмечены сопутствующие заболевания: эпилепсия, патология тазовых органов, нарушения зрения,

вегето-сосудистая дистония (ВСД), гидроцефалия, грубые речевые нарушения и др.

Анализ ответов родителей при заполнении анкет, разработанных В.В. Ткачёвой, позволил выяснить следующее: 39 обследованных родителей - 64,1% матерей и 35,9% отцов; возраст родителей от 27 до 40 лет, большинство из них в возрасте 30-32 лет. Из 25 принявших участие в исследовании семей - 56% семей полные, 44% семьи - неполные. Выделены 36,3% семей со вторым младшим здоровым ребенком, и 63,7% семей со вторым старшим здоровым ребенком. Высшее образование имеют 61,6% родителей, среднее - 7,6%; 30,8% родителей дали сведения о среднем специальном образовании.

Следует отметить, что 71,7% родителей с большим трудом согласились заполнить анкету. На наш взгляд, данный факт можно рассматривать как своеобразный механизм психологической защиты, который прослеживался в дальнейшем у всех родителей при выполнении диагностических заданий.

В диагностическом блоке исследования нами были отобраны диагностические задания, авторами которых являются А.Я. Варга, В.В. Столин, В.В. Ткачёва и др. [2; 5].

Для того, чтобы дифференцировать свойства личности и определить психологический тип, родителям предлагалось заполнить анкету «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачёва). Анализ ответов респондентов показал, что 43,5% родителей имеют психосоматичный психологический тип. Представителей данного психологического типа отличает эмоциональная лабильность, все проблемы ребенка внутренне переживаются ими и не выносятся во внешний план, что является причиной нарушений в психосоматической сфере. Дальнейшее распределение родителей на подгруппы показало: 12,8% родителей мы отнесли к невротичному типу; 23,07% респондентов - к авторитарному типу; 20,3% родителей к комбинированному психологическому типу, из них 7,6% опрошенных - психо-соматичные, авторитарные; 5,1% родителей - психосоматичные, невротичные; 7,6% респондентов - невротичные, авторитарные.

Для изучения особенностей родительских позиций матери или отца по отношению к своему ребенку мы использовали «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

48,7% принявших участие в диагностике родителей составили группу, которая в родительском отношении имеет стремление инфантилизиро-вать ребенка, приписывает ему личную и социальную несостоятельность, не видит перспектив его дальнейшего развития. Эти родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролируют его

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

действия. 20,5% родителей отвергают ребенка с ДЦП; 12,8% родителей образуют с ребенком симбиотическую связь. Высокий уровень контроля над ребенком показали 15,3% родителей. Среди данной выборки только 2,5% родителей полностью принимают своего ребенка.

Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёва) позволила определить отсутствие теплых отношений с детьми у 84,6% родителей, симбиотические связи у 20,5% представителей представленной выборки. Полученные данные позволили установить, что 6% родителей не отметили своего ребенка, исключив тем самым факт его рождения; 7,6% матерей не сочли нужным изобразить в рамках своего ближайшего окружения мужа; ограничились в указаниях, показав только социальные роли, 79,4% родителей.

Выявление взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ТДН, является достаточно сложной задачей. Поэтому мы предложили выполнить родителям модифицированный Г.Т. Хоментаускасом тест «Кинетический рисунок семьи» [7]. 53,8% родителей отказались выполнять задание, мотивируя отказ неумением рисовать, а также нехваткой времени; 46,2% родителей согласились выполнить рисунок. Необходимо отметить, что при получении задания наблюдалось проявление тревожности практически у всех родителей.

С целью интерпретации рисунков родителей нами были использованы тестовые показатели, разработанные А.Л. Венгером [8]. Рисунки отцов отличаются от рисунков матерей схематичностью изображения. На рисунках у 30,7% родителей изображение свидетельствует о нарушении их общения с членами семьи и низком уровне эмоциональных контактов. Удаленность всех членов семьи друг от друга на представленных рисунках позволяет говорить о разобщенности, слабости эмоционального общения в семье. На негативную атмосферу, сложившуюся в семьях, также указывают фигуры членов семьи, отделенные друг от друга какими-то предметами - машиной, травой, кустарником, деревьями. На рисунках 15,3% родителей члены семьи расположены рядом, держатся за руки, что является признаком благоприятной семейной ситуации и свидетельствует о нормальном и тесном внутрисемейном общении. Так на рисунках 28,2% родителей явно продемонстрирована изолированность семьи от окружающего мира, нарушение контактов с социумом, при этом символом изолированности служит круг или рамка, отделяющие рисунок семьи от остального пространства листа.

Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачёва) позволила выявить воспитательские способности родителей. Анализ ответов респондентов показал

с

следующее: эмоционально принимают ребенка 46,2% и отвергают ребенка 53,8%; рациональное понимание проблем ребенка показали 56,4% и непонимание проблем ребенка 43,6% родителей; адекватные формы взаимодействия отмечены у 33,4% респондентов и неадекватные формы взаимодействия - у 66,6%. Эти результаты свидетельствуют о том, что большая часть родителей эмоционально не принимает своего ребенка и использует неадекватные формы взаимодействия с ним.

Результаты проведенного нами исследования позволили установить особенности в отношениях к старшему дошкольнику с ДЦП. Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение ситуации в семье, в которой растет и развивается ребенок с ТДН, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.

Таким образом, возникает необходимость дальнейшего решения представленной проблемы. На основе полученных данных нами планируется разработка психокоррекционной программы, направленной на оптимизацию эмоционально-личностного состояния родителей, родительско-детских взаимоотношений. Мы предполагаем, что работа в данном направлении будет способствовать полноценной интеграции семьи, воспитывающей ребенка с ДЦП, в социум.

Библиографический список

1. Болотова Н.П. Семья ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата с позиции системного анализа // Теория и практика научной и профессиональной педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, школе и вузе: Сб. науч. статей. М., 2010.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. ... канд. психолог. наук. М., 1986.

3. Горячева Т.Г., Солнцева И.А. Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения // Психология семьи и больной ребенок: Учеб. пособие: Хрестоматия / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. СПб., 2007.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

5. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. М., 2008.

6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2004.

7. Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие. М., 2007.

8. Ткачёва В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. М., 2007.

9. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.