8. Хананашвили М.М. Информационные неврозы. М., 1978.
Activity criterion of preparedness of future teachers to the correction of students’ psychic state
There is considered the problem of negative psychic states of schoolchildren and ways of solving it by correction. There are revealed the activity basics of professional teachers’ training. They are directed to correctional and pedagogical activity for reducing the negative psychic states of schoolchildren.
Key words: negative psychic states, correctional and pedagogical activity, professional teacher abilities.
Т.Н. СИМОНОВА, В.Г. СИМОНОВ (Астрахань)
специальная коррекционноразвивающая среда как фактор социальнопсихологичЕской адаптации детей с тяжелыми двигательными нарушениями
Рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Представлены новая концепция, принципы, структура и содержание специальной коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми проявлениями ДЦП. Показана ее эффективность в достижении ими оптимального уровня социально-психологической адаптации, характеризующегося потенциалом развития ребенка.
Ключевые слова: тяжелые двигательные нарушения, детский церебральный паралич, специальная образовательная среда.
Воспитание и обучение детей, имеющих значительные ограничения двигательной активности, представляют особые трудности, которые связаны не только с негативным влиянием биологических факторов, обусловивших их, но и со сложностью организации специальной среды [2].
Образовательная среда лишь недавно была выделена как объект психологопедагогических исследований, но уже можно говорить о формировании новой отрасли психологической науки - психологии окружающей среды, отличительными особенностями которой является междисциплинарный подход, рассматривающий в неразрывном единстве все ее составляющие [1; 4; 6].
К психологическим основам среды относят учет индивидуально-типологических особенностей детей при постановке целей, разработке условий, выборе методов обучения и развития [3]. Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам предметно-развивающей среды для детей с различными отклонениями в развитии, многие аспекты этой проблемы в области обучения и воспитания детей с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН) еще находятся на стадии формирования [2; 5].
Нами проведено клинико-психологопедагогическое изучение развития 440 дошкольников в возрасте 3—6 лет с ТДН вследствие ДЦП, их моторного, сенсорно-перцептивного, эмоциональноличностного, когнитивного развития. Детям предлагались задания предметнопрактического и игрового характера. Дидактический материал разрабатывался или подбирался исходя из возрастных и физических возможностей дошкольников. Этапы выполнения ребенком каждого задания фиксировались в протоколах, на видеокассетах. Исследование проводилось в виде индивидуального эксперимента.
Анализ результатов комплексной диагностики позволил выявить индивидуально-типологические особенности детей и следующие проблемы, затрудняющие процесс их воспитания:
церебрастенические нарушения (78%) - низкая работоспособность, физическая утомляемость, высокая истощаемость внимания и памяти, низкая мотивация и познавательная активность;
- трудности формирования навыков общей моторики и вертикальной установки тела (70,5%);
- нарушения мелкой (69%), глазодвигательной (50,9%), речевой моторики (87%);
© Симонова Т.Н., Симонов В.Г., 2010
Рис. 1. уровни потенциала развития детей ЭГ в зависимости от формы дцп:
1 - спастическая диплегия; 2 - гемипаретическая форма; 3 - гиперкинетическая; 4 - двойная гемиплегия; 5 - атонически-астатическая;
6 - атактическая; 7 - смешанная
- сенсорные расстройства - зрительные (6,7%) и слуховые (3,3%);
- торпидность мыслительных процессов и операций, гностические нарушения на уровне восприятия и переработки информации (72%);
- трудности формирования различных видов деятельности, связанные не только с двигательными расстройствами, но и с нарушением ее организации, планирования и контроля (42,4%);
- трудности самоидентификации, формирования образа Я из-за социальной депривации, невозможности удовлетворения стремления к общению и потребности в обособлении и личной автономии (44,7%);
- трудности, связанные с несформи-рованностью психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности (59%).
Все эти нарушения затрудняют в значительной степени развитие личности как субъекта самостоятельной активности вследствие снижения способности передвигаться, сохранять позу, владеть телом, действовать руками, обслуживать себя, общаться, обучаться, осознавать себя и ориентироваться в образе своего тела, заниматься различными видами деятельности. На основе оценки компонентов двигательного, психического и эмоциональноличностного развития мы выделили системообразующий показатель - потенциал развития (ПР), отражающий совокупность имеющихся у ребенка физических,
психологических задатков, которые позволяют при определенных условиях уменьшить или компенсировать имеющиеся у него ограничения жизнедеятельности. Выделены три уровня ПР (рис.1).
Преобладающим уровнем ПР был средний (52%), который имели дети не только со спастической диплегией, но и с атактической формой, ранее не выделявшейся в качестве самостоятельной. Примерно одинаковое количество детей имели средний и низкий уровни (26 и 22% соответственно). Среди последних преобладали дети со смешанной формой и двойной гемиплегией. Представленные особенности детей с ТДН, уровень их потенциала развития учитывались при определении задач и содержания индивидуальной коррекционноразвивающей программы, выборе технологий психокоррекции, создании специальных условий в зависимости от образовательных потребностей ребенка.
Под специальной коррекционно-развивающей средой для детей с ТДН мы понимаем совокупность психолого-педагогических, реабилитационных, социокультурных условий, технологий, приемов, средств, обеспечивающих реализацию имеющегося потенциала социально-психологического и психофизического развития, обретение максимально возможного уровня социально-личностной независимости и воссоздание связей с окружающим миром. Специальная коррекционноразвивающая среда для детей с ТДН формируется на основе следующих принципов:
о
Уровни
Высокий Средний Низкий
Рис 2. Динамика уровня потенциала развития
1) гибкости и управляемости среды - обеспечивает дифференциацию коррекционно-образовательного процесса и проявление творческой активности его субъектов;
2) гетерогенности и полифункциональности - предполагает создание множества микросред, обладающих свойством взаимопроникновения и встраивания в единое реабилитационное пространство в образовательном учреждении, в домашней обстановке, обеспечивая разнообразие их использования и облегчение проявления моторной, сенсорной, познавательной, игровой активности ребенка;
3) коммуникативности - подразумевает создание коммуникативно-развивающих ситуаций и насыщение их средствами, активизирующими коммуникативную активность всех участников процесса психологопедагогической коррекции;
4) индивидуализации - создает возможность для функционирования ребенка в наиболее благоприятном для него ритме активности по индивидуальным программам развития с оптимальными режимом жизнедеятельности, темпом обучения, содержанием образования и видами творческой деятельности;
5) социодинамический - подразумевает использование психокоррекционных технологий для оптимизации процесса трансформации первичных потребностей ребенка в социогенные жизненные ценности по мере приобретения им социокультурного опыта, что повышает мотивацию дальнейшего саморазвития личности;
6) доступности и безопасности - требует тщательной продуманности каждого элемента среды с точки зрения его соответствия психофизическим особенностям, безопасности детей, функциональности, удобства использования.
Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ТДН включает три взаимосвязанных компонента [6]:
пространственно-предметный - обеспечивает снятие физических и психологических барьеров для свободного передвижения, общения, обучения, самообслуживания, продуктивной деятельности;
социальный - предусматривает установление тесных взаимосвязей между всеми элементами педагогической среды, особую организацию командно-профессиональной работы и межпрофессиональной коммуникации;
■ технологический - предполагает специально разработанные коррекционные технологии, позволяющие ребенку осваивать жизненное пространство и развиваться как субъекту разнообразной деятельности; его специфика для детей с ТДН заключается в применении ряда инновационных технологий.
В частности, нами запатентован способ стимуляции постуральных рефлексов у детей, не владеющих навыком сидения и стояния, с помощью индивидуальных биотехнических средств - постуральных ортезов. выполняя терапевтическую функцию, они одновременно являются средством сенсорной стимуляции и социализации. Благода-
ря им достигается взаимная адаптация физического и эмоционально-личностного состояний ребенка.
Технологии альтернативного общения позволяют детям стать равноправными партнерами в игре, досуговых мероприятиях, обучении, выражать свои потребности, мысли и чувства. Разработанный нами метод перцептивно-моторного обучения формирует потребность в движении и овладении важнейшими двигательными навыками на основе стимуляции потенциальных врожденных моторных способностей.
Приемы и средства эрготерапии облегчают формирование у детей различных навыков повседневной активности, познавательной, игровой деятельности, овладение способами творческого самовыражения. Апробация разработанной нами модели специальной коррекционно-развивающей среды для детей с ТДН позволила достичь положительных результатов у той категории детей, которая ранее не имела доступа к процессу воспитания и обучения (см. рис.2).
Положительная динамика выразилась в снижении числа детей с самым низким уровнем ПР на 4%, среднего - на 5 % и увеличением детей с высоким уровнем на 9%. Дети смогли овладеть некоторыми бытовыми навыками, им стали доступны игровая, предметнопрактическая, некоторые виды продуктивной деятельности. Овладение позой «сидя» позволило им активнее включиться в процесс обучения со своими сверстниками, выйти из изоляции. Это благоприятно отразилось на всем ходе их психического развития.
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что уровень познавательного и социально-личностного развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями существенно повышается в условиях специально организованной коррекционно -развивающей среды. При этом оба эти фактора обладают свойством взаимовлияния: создавая условия для реализации особых образовательных потребностей этой категории детей, среда неизбежно самосовершенствуется, что способствует более полному раскрытию личностного потенциала и достиже-
нию более высоких результатов субъектами среды в совместной деятельности. Адекватное сочетание всех компонентов образовательной среды обеспечивает единство реабилитационного пространства, которое позволяет, с одной стороны, создать условия для всестороннего воспитания ребенка с тяжелыми моторными нарушениями, с другой -активно включиться самому ребенку и его семье в процесс коррекции, компенсации имеющихся у него ограничений.
литература
1. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психологии. 1993. №1. С. 13 - 23.
2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М. : Изд-во «Книголюб», 2007.
3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2004.
4. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб. : Питер, 2007.
5. Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Реабилитация детей с церебральным параличом на основе трансдисциплинарного подхода : учеб. пособие к курсу по выбору. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001.
Special correctional and developmental environment as social and psychological adaptation for children with serious motor disturbances
There are analyzed the problems of education and upbringing of children with serious motor disturbances. Moreover there is presented a new conception, principles, structure and the content of special correctional and developmental environment as social and psychological adaptation for children with cerebral spastic infantile paralysis. Its effectiveness in social and psychological adaptation is shown.
Key words: serious motor disturbances, cerebral spastic infantile paralysis, special correctional environment.