Научная статья на тему 'Структура и направления реабилитации в социально-образовательном комплексе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития'

Структура и направления реабилитации в социально-образовательном комплексе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
822
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / CHILDREN WITH HEAVY MULTIPLE VIOLATIONS OF DEVELOPMENT / SOCIAL AND EDUCATIONAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Логинова Е.Т.

В статье проанализирована система реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в социально-образовательном комплексе, направленная на формирование социальных, познавательных, моторных навыков. Показано, что социально-образовательный комплекс является многофункциональным и многоструктурным учреждением и структурно представлен тремя блоками: образовательно-развивающим, оздоровительно-физкультурным (профилактическая и коррекционно-оздоровительная части), специальным (служба сопровождения, коррекционные группы, работа с родителями, повышение квалификации специалистов и обучение добровольцев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Логинова Е.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of rehabilitation of children with heavy multiple violations of development in a social and educational complex directed to formation of social, informative, motor skills is analysed in the article. It is shown that the social and educational complex is multipurpose and multistructural establishment and it is structurally presented by three blocks: educational developing, improving and sports (preventive and correctional and improving speak rapidly), special (escort service, correctional groups, work with parents, professional development of experts and training of volunteers).

Текст научной работы на тему «Структура и направления реабилитации в социально-образовательном комплексе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

УДК 376.1 - 053.2 : 364.3

Е. Т. Логинова

Структура и направления реабилитации в социально-образовательном комплексе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В статье проанализирована система реабилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в социально-образовательном комплексе, направленная на формирование социальных, познавательных, моторных навыков. Показано, что социально-образовательный комплекс является многофункциональным и многоструктурным учреждением и структурно представлен тремя блоками: образовательно-развивающим, оздоровительно-физкультурным (профилактическая и коррекционно-оздоровительная части), специальным (служба сопровождения, коррекционные группы, работа с родителями, повышение квалификации специалистов и обучение добровольцев).

The system of rehabilitation of children with heavy multiple violations of development in a social and educational complex directed to formation of social, informative, motor skills is analysed in the article. It is shown that the social and educational complex is multipurpose and multistructural establishment and it is structurally presented by three blocks: educational developing, improving and sports (preventive and correctional and improving speak rapidly), special (escort service, correctional groups, work with parents, professional development of experts and training of volunteers).

Ключевые слова: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, социально-образовательный комплекс.

Key words: children with heavy multiple violations of development, social and educational complex.

Теоретический и практический анализ включенности в жизнь общества лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития показал актуальность и значимость данной проблемы. В настоящее время накоплен значительный опыт построения развивающих и обучающих программ для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Однако эта проблема остается недостаточно разработанной для детей, лишенных родительского попечения, которые с раннего возраста живут и воспитываются в государственных учреждениях социального обеспечения. Эти учреждения не способны в полной мере осуществлять воспитательную и коррекционно-образовательную поддержку детей с проблемами в развитии. Пре-

© Логинова Е. Т., 2016

одоление несовершенства деятельности таких учреждений - наболевшая проблема нашего общества. Созданный социально-образовательный комплекс для работы с детьми, имеющими множественные нарушения развития, представляется одним из вариантов решения данной проблемы.

Деятельность социально-образовательного комплекса направлена на формирование социальных, познавательных, моторных навыков у детей. Развитие коммуникативных и речевых возможностей детей направлено на установление и поддержание продуктивного контакта с окружающими. Формирование предметно-практической деятельности детей предусматривает целенаправленную деятельность с различными окружающими объектами.

Социально-образовательный комплекс является многофункциональным и многоструктурным учреждением и структурно представлен тремя блоками:

- образовательно-развивающий;

- оздоровительно-физкультурный (профилактическая и коррек-ционно-оздоровительная части);

- специальный (служба сопровождения, коррекционные группы, работа с родителями, повышение квалификации специалистов и обучение добровольцев).

Образовательно-развивающий блок обеспечивает благоприятную среду для развития детей с множественными нарушениями и направлен на оказание им специальной педагогической помощи.

Основные подразделения образовательно-развивающего блока:

«САД»

«МАЛАЯ ШКОЛА»

«ВНЕГРУППОВАЯ РАБОТА»

«САД». Создан для регулярного посещения детьми от 3 до 811 лет, проявляющих интерес к общению и к окружающему миру, которые физически способны к систематическим занятиям и которые по психологическому статусу могут заниматься в малой группе (до 5 чел.).

Основные цели коррекционно-воспитательной работы:

1. Создание благоприятной среды для реализации социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка.

2. Формирование у ребенка таких качеств личности, как самостоятельность, активность, уверенность в себе, доброжелательность.

Задачи сада - обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, согласованности работы специалистов, организация систематических, регулярных и разносторонних занятий. В команду входят психологи, специальные педагоги, музыкальный педагог, помощники.

«МАЛАЯ ШКОЛА». Создана для детей школьного возраста с множественными нарушениями развития (от 7 до 18 лет) для оказания им специальной педагогической помощи в развитии.

Цель обучения - научить детей радоваться, развиваясь и познавая себя и окружающий мир. Девиз - «Радость через развитие».

«ВНЕГРУППОВАЯ РАБОТА» (от 3 до 18 лет). Она осуществляется с детьми и подростками, которые нуждаются в помощи педагога, но не могут посещать групповые занятия. Сюда относятся дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать общие занятия, агрессивные дети, дети с коммуникативными проблемами.

Цель внегрупповой работы: развитие и поддержание у детей интереса к окружающему миру, себе и жизни.

Задачи: осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку; обеспечение систематичности и регулярности занятий; помощь ребенку в преодолении его проблем.

Два первых подразделения реализуют свои оригинальные программы, разработанные на основе стандартных утвержденных программ. Третье подразделение использует элементы оригинальных программ в зависимости от возможностей подопечных детей.

Внеклассная работа с детьми с множественными нарушениями ведется по основным направлениям:

- Занятия в комнате социально-бытовой адаптации («Кухня»).

- Игры-занятия на материале сказок.

- Видеоуроки.

- Занятия в швейной мастерской.

- Натуртерапия.

Работа осуществляется на основании годового планирования по программе «Малая школа».

Оздоровительно-физкультурный блок направлен на комплексную реабилитацию детей с множественными нарушениями.

Цели:

- с помощью организации системы профилактики и оздоровительных мероприятий повысить жизненный тонус детей и их устойчивость к различным заболеваниям;

- привлечь специалистов ДДИ к обслуживанию дополнительного числа детей во внерабочее время;

- организовать работу специалистов непосредственно в жилых комнатах для обучения обслуживающего персонала (санитарок) уходу за детьми;

- путем приобретения специального оборудования и улучшения бытовых условий повысить качество жизни детей.

Коррекционно-оздоровительный эффект достигается с помощью:

- укрепления иммунитета детей;

- оказания положительного воздействия на физическое и психологическое состояние детей с особыми потребностями;

- повышения физической культуры детей с множественными нарушениями развития в процессе занятий спортом.

А. Профилактическая часть

1. Организация двигательной активности:

- оборудование пространства для передвижений под присмотром взрослых;

- организация пространства для игр и передвижений без активного участия взрослых (большие манежи, установленные в каждой группе);

- подбор средств для передвижения, обучение детей пользоваться ими (активные инвалидные коляски, доски на колесах, трехколесные велосипеды с ручным управлением, тележки с ручным управлением, различные ходунки). В этом виде деятельности принимают участие инструктор ЛФК, специальные педагоги, добровольцы, воспитатели, санитарки.

2. Общеукрепляющий массаж.

3. Кварцевание - общее и индивидуальное.

Применение ультрафиолетового излучения повышает стойкость организма к заболеваниям, работоспособность ряда органов, тканей и систем. Поэтому широкое применение УФ облучения относят к массовым оздоровительно-профилактическим мероприятиям.

4. Ритмика или движения под музыку. Основные задачи:

- расширение и обогащение двигательного опыта;

- формирование интереса к музыке;

- становление моторных навыков и развитие функций движения (зрительных, слуховых, мышечных);

- развитие сенсорного восприятия.

Занятия проводит инструктор ЛФК и музыкальный педагог.

5. Витаминотерапия.

Дважды в год (апрель и ноябрь) все дети принимают профилактические курсы витаминов. В зависимости от способностей детей используются витамины в каплях, драже, жевательных таблетках или растворимых шипучих таблетках. Курсы проводятся медицинскими сестрами с привлечением добровольцев под контролем врача.

Б. Коррекционно-оздоровительная часть.

1. Лечебная гимнастика.

Большое значение придается профилактике вторичных изменений в состоянии детей, возникающих из-за привычной неправильной позы (особенно это касается детей, имеющих диагноз ДЦП), исполь-

зуются специальные ортопедические приспособления. Кроме классической лечебной гимнастики, в структуру занятий включаются элементы Бобат-терапии. Занятия ведут методист и инструктор по лечебной гимнастике. Они же проводят консультативную работу с воспитателями, специальными педагогами, добровольцами и родителями.

2. Специальный массаж. С учетом особенностей детей, проживающих в ДДИ, применяются следующие виды массажа: расслабляющий, тонизирующий, противоотечный, дренажный и некоторые другие.

3. Фитотерапия. Используются различные травяные сборы (успокаивающий, тонизирующий, для поднятия аппетита, желчегонный, общеукрепляющий), лечебные сиропы (алоэ, шиповника, элеутерококка).

4. Лечебное питание. Этот раздел включает в себя несколько направлений:

- организацию диагностических обследований на предмет выявления наследственных заболеваний (например, целиакии), требующих соблюдения определенной диеты;

- организация дополнительного белкового питания для маловесных и плохо прибавляющих в весе детей.

Лечебное питание назначается врачом и осуществляется с помощью добровольцев под контролем медицинской сестры.

5. Иппотерапия.

Специальный блок

А. Служба сопровождения

1. Логопедическая работа. Работа по развитию речи и коммуникативного поведения может осуществляться в нескольких направлениях, например, на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций, а также в процессе индивидуальной коррекцион-ной работы (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и далее в соответствии с индивидуальной коррекционной программой). Эта работа проводится учителем-дефектологом и логопедом.

Долгое время в корпусе для детей с множественными нарушениями развития не было специального логопедического кабинета, поэтому логопедическая работа осуществлялась в основном в группах. Однако индивидуальные занятия с детьми данной категории (или в малых группах - два ребенка и логопед) наиболее предпочтительны, так как эти дети плохо концентрируются, внимание их неустойчиво, говорят они часто тихо и медленно. Для ряда детей работа в группе просто невозможна в силу особенностей развития.

Основные цели создания логопедического кабинета:

- способствовать речевому и коммуникативному развитию детей с множественными нарушениями развития для повышения их социально-бытовой самостоятельности и удовлетворения потребности в общении со взрослыми и сверстниками;

- разработать наиболее адекватную систему речевого развития детей в условиях государственного учреждения опеки.

Ожидаемый социальный эффект: развитие речевого общения; положительное воздействие на формирование представлений о себе и окружающем мире на базе развития речи.

2. Работа психолога ведется в двух направлениях:

- диагностика развития путем построения социограмм. Непосредственно наблюдают за детьми и заполняют стандартные карты добровольцы в тех группах, где они постоянно работают. Задача психолога - инструктаж добровольцев, помощь в заполнении и анализе социограмм, объяснение возможности использования полученных результатов в повседневной работе;

- психологическое просвещение добровольцев, педагогов, воспитателей, родителей (во время посещения детей).

3. Служба добровольцев состоит из 12-15 чел., каждый из которых постоянно работает в одной из групп, где живут дети с множественными нарушениями развития. Добровольцы - молодые люди, граждане Германии и России. Они работают в организации один год. Их основные задачи: уход за детьми, игра с ними, забота о них.

Б. Коррекционные группы.

1. Группа «Адаптация»

В настоящий момент это две группы, в которых одновременно могут проживать максимум 20 детей. Группы созданы для вновь поступающих детей из домов ребенка или из родительского дома.

Основная цель создания этих групп - помочь вновь поступающим малышам пройти адаптационный период в новых условиях жизни. Срок пребывания детей в группах сугубо индивидуален - от одного дня до одного года.

2. Группа «Незрячий ребенок»

Известно, что 70 % детей со зрительными нарушениями имеют и другие сопутствующие патологии. Поэтому в состав множественных нарушений, которые имеют дети, поступающие ежегодно в ДДИ-4, входят и нарушения зрения разной степени. В основном это дети в возрасте четырех-пяти лет, как правило, абсолютно беспомощные, не владеющие элементарными навыками самообслуживания, что сильно осложняет их привыкание к новым условиям и тормозит дальнейшее развитие. Из-за своей несамостоятельности и

навязчивых движений эти дети часто вызывают к себе негативное отношение обслуживающего персонала. Поэтому в ДДИ создана специальная группа, в которой проживают 12 незрячих детей. Эта группа была организованна с целью:

- повышения жизненного тонуса и социально-бытовой самостоятельности незрячих детей с помощью организации системы воспитания;

- использования работы специалистов в группе для обучения персонала (санитарок) и добровольцев специальному уходу за незрячими детьми;

- создания системы воспитания незрячих детей с сопутствующей патологией в рамках государственного учреждения опеки путем организации интерьера и использования специального оборудования.

3. Группа для детей с генетическими нарушениями пищеварения.

В эту группу были объединены 12 детей, масса тела которых при большом возрастном разбросе на превышала 10 кг. В течение шести месяцев у детей этой группы не отмечалось прибавки массы тела, в то же время они характеризовались высокой заболеваемостью, низким жизненным тонусом. После проведения соответствующих генетических и клинических исследований детям была назначены специальная диета. Основная цель создания группы -помощь истощенным детям в преодолении этого состояния через специальный комплекс, включающий соблюдение диагностических мероприятий, постоянный контроль за весом и самочувствием детей.

В. Работа с родителями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта работа осуществляется социальным педагогом и его помощником три раза в неделю (два родительских дня и один день для работы с детьми). Используются следующие основные формы взаимодействия с родителями:

- консультирование родителей (состояние и времяпрепровождение детей, режим в детском доме, участие родителей в повышении качества жизни их детей, юридические вопросы, вопросы взаимодействия с персоналом детского дома);

- практически-обучающие и коррекционные занятия (родитель -ребенок - педагог);

- родительский клуб (собрания, совместные экскурсии, беседы, праздничные чаепития, совместная работы на уличной территории детского дома).

Г. Повышение квалификации специалистов и обучение добровольцев:

1. Планирование и утверждение планов специалистов (составляются на срок шесть или двенадцать месяцев и утверждаются на собраниях специалистов)

2. Регулярная работа совета специалистов комплекса проектов.

3. Анализ деятельности специалистов по оздоровительному направлению, педагогов по инновационным программам, добровольцев.

4. Планирование и организация повышения квалификации сотрудников, обучения добровольцев.

Список литературы

1. Логинова Е.Т. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: про-грам.-метод. материалы. - М., 2007. Сер. Коррекционная педагогика.

2. Логинова Е.Т., Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Липакова В.И., Лопатина Л.В., Яковлева Н.Н. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб., 2011.

3. Матвеева М.В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида // Вестн. науки и образования: науч.-метод. журн. - №1. - М., 2014. - С. 62-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.