Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХИ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковтун Юлия Юрьевна, Локтева Анна Владимировна

Статья направлена на исследование характеристик эмоциональной сферы, склонности к переживанию эмоционально-деструктивных состояний и определение направлений психокоррекционной работы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в первую очередь, с детским церебральным параличом). Особое внимание уделено обоснованию актуальности изучения данной проблемы. Она связана с запросом практики на разработку научно обоснованных психокоррекционных технологий, которые могут стать частью реализации мультидисциплинарного подхода в организации лечения, реабилитации и абилитации детей с этим видом поражения нервной системы. Статистически значимые различия среди респондентов с нарушениями опорно-двигательной системы и без нарушений были получены по ряду показателей. Во-первых, дети в экспериментальной группе демонстрируют более высокий уровень тревожности во многих ситуациях, включая повседневные дела. В стрессогенных ситуациях у них происходит дезорганизующее усиление тревоги. Примером такой ситуации является обучение в школе. Дети с ДЦП испытывают трудности в установлении социальных контактов со сверстниками, неуверенность в себе, боятся публичных выступлений. Они также в большей степени склонны к агрессивному поведению. Им свойственно переживание характерных «медицинских» страхов, связанных с их физическими особенностями и возникающих в связи с этим «социально-опосредованных» страхов одиночества и отвержения. По результатам выявленных особенностей дисгармонии эмоциональной сферы у детей с ДЦП была разработана стратегия их психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковтун Юлия Юрьевна, Локтева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOCORRECTION OF EMOTIONAL STATE OF CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS

The article is aimed at studying the characteristics of the emotional sphere, the propensity to experience emotionally destructive states and determining the directions of psychocorrective work of children with disorders of the musculoskeletal system (first of all, with cerebral palsy). Special attention is paid to substantiating the relevance of studying this problem. It is connected with the request of the practice for the development of scientifically based psychocorrection technologies that can become part of the implementation of a multidisciplinary approach in the organization of treatment, rehabilitation and habilitation of children with this type of damage to the nervous system. Statistically significant differences among respondents with disorders of the musculoskeletal system and without disorders were obtained for a number of indicators. Firstly, the children in the experimental group demonstrate a higher level of anxiety in many situations, including everyday affairs. In stressful situations, they have a disorganizing increase in anxiety. An example of such a situation is schooling. Children with cerebral palsy have difficulties in establishing social contacts with their peers, self-doubt, and are afraid of public speaking. They are also more prone to aggressive behavior. They tend to experience characteristic "medical" fears associated with their physical characteristics and the resulting "socially mediated" fears of loneliness and rejection. According to the results of the revealed features of disharmony of the emotional sphere in children with cerebral palsy, a strategy for their psychological correction was developed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

реализации программы занятий менее 0,05. Это говорит о том, что есть статистически значимые изменения в показателях, сдвиг значений статистически значим.

По шкале «Установки, способствующие эмпатии» уровень значимости более 0,05, но менее 0,1. Это говорит о наличии статистической тенденции, подтверждающей значимость изменений показателя выраженности признака.

По шкале «Индекс эмпатии» есть различия на уровне значимости 0,001.

Полученные данные позволяют подтвердить значимость роста показателей эмпатии. Можно сказать, что школьники из экспериментальной группы стали проявлять больший интерес к другому человеку, уделять внимание анализу его эмоционального состояния, отношения к ситуации взаимодействия, его переживаний. Также в условиях нехватки объективной информации о людях, опираясь на бессознательный опыт, подростки стали чаще использовать интуицию, чтобы предвидеть эмоциональную реакцию и поведение других людей. У учеников сформировалось умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. Развилось умение сопереживать, сочувствовать другим, быть эмоционально отзывчивым. Отмечается изменение установок подростков, появление тех, что способствуют эмпатии, увеличивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Итоговый показатель общего уровня эмпатии подростков из экспериментальной группы свидетельствует о положительной динамике в развитии способности к отражению и пониманию эмоционального состояния другого человека, что влияет на эффективность взаимодействия с ним.

Для подтверждения эффективности специально организованных условий формирования эмпатии была произведена проверка эквивалентности экспериментальной и контрольной групп по общему уровню эмпатии подростков. Значение ^критерия Стьюдента для независимых выборок (4,234 при р = 0,001) подтвердило статистически значимые различия, то есть отсутствие эквивалентности групп.

Выводы. Результаты статистических процедур позволяют говорить о том, что специально разработанная программа является эффективным условием формирования эмпатии у младших подростков. После реализации программы занятий отмечается значимая положительная динамика показателей эмпатии у подростков. Направленность занятий на формирование умений понимать свои и чужие эмоции, переживать и осознавать эмоциональный отклик, подстраиваться под эмоциональное состояние человека и прогнозировать его изменение, создавать позитивные установки и благоприятную атмосферу в общении, способствует развитию эмпатии в совокупности составляющих ее компонентов.

Результаты исследования могут быть приняты во внимание специалистами психологической службы школ при организации работы с обучающимися, имеющими затруднения в установлении доверительных отношений в общении со сверстниками.

Литература:

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 416 с.

2. Камракова, Н.Ю. Особенности эмпатийного потенциала подростков, получающих дополнительное музыкальное образование / Н.Ю. Камракова // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития. Материалы VI международной научно-практической конференции. - Ярославль: ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 134-137

Психология

УДК 159.92

кандидат психологических наук Ковтун Юлия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Локтева Анна Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. Статья направлена на исследование характеристик эмоциональной сферы, склонности к переживанию эмоционально-деструктивных состояний и определение направлений психокоррекционной работы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в первую очередь, с детским церебральным параличом). Особое внимание уделено обоснованию актуальности изучения данной проблемы. Она связана с запросом практики на разработку научно обоснованных психокоррекционных технологий, которые могут стать частью реализации мультидисциплинарного подхода в организации лечения, реабилитации и абилитации детей с этим видом поражения нервной системы. Статистически значимые различия среди респондентов с нарушениями опорно-двигательной системы и без нарушений были получены по ряду показателей. Во-первых, дети в экспериментальной группе демонстрируют более высокий уровень тревожности во многих ситуациях, включая повседневные дела. В стрессогенных ситуациях у них происходит дезорганизующее усиление тревоги. Примером такой ситуации является обучение в школе. Дети с ДЦП испытывают трудности в установлении социальных контактов со сверстниками, неуверенность в себе, боятся публичных выступлений. Они также в большей степени склонны к агрессивному поведению. Им свойственно переживание характерных «медицинских» страхов, связанных с их физическими особенностями и возникающих в связи с этим «социально-опосредованных» страхов одиночества и отвержения. По результатам выявленных особенностей дисгармонии эмоциональной сферы у детей с ДЦП была разработана стратегия их психологической коррекции.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, эмоциональная сфера, тревожность, страхи, психокоррекция, реабилитация, абилитация.

Annotation. The article is aimed at studying the characteristics of the emotional sphere, the propensity to experience emotionally destructive states and determining the directions of psychocorrective work of children with disorders of the musculoskeletal system (first of all, with cerebral palsy). Special attention is paid to substantiating the relevance of studying this problem. It is connected with the request of the practice for the development of scientifically based psychocorrection technologies that can become part of the implementation of a multidisciplinary approach in the organization of treatment, rehabilitation and habilitation of children with this type of damage to the nervous system. Statistically significant differences among respondents with disorders of the musculoskeletal system and without disorders were obtained for a number of indicators. Firstly, the children in the experimental group demonstrate a higher level of anxiety in many situations, including everyday affairs. In stressful situations, they have a disorganizing increase in anxiety. An example of such a situation is schooling. Children with cerebral palsy have difficulties in establishing social contacts with their peers, self-doubt, and are afraid of public speaking. They are also more prone to aggressive behavior. They tend to

experience characteristic "médical" fears associated with their physical characteristics and the resulting "socially mediated" fears of loneliness and rejection. According to the results of the revealed features of disharmony of the emotional sphere in children with cerebral palsy, a strategy for their psychological correction was developed.

Key words: cerebral palsy, emotional sphere, anxiety, fears, psychocorrection, rehabilitation, habilitation.

Введение. Исследование психологических характеристик детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) представляется актуальным направлением клинической психологии, поскольку вопрос интеграции и социализации детей с такими нарушениями определен запросом практики. Так, например, среди детей с нарушениями ОДА большую часть составляют дети с церебральным параличом.

Классик отечественной психологии аномального развития В.В. Лебединский выделил детский церебральный паралич (с соответствующим двигательным дефицитом) в качестве модели дефицитарного дизонтогенеза, при котором под влиянием двигательных нарушений, нередко сочетающихся с сенсорными, определяется весь ход психического развития, в том числе формирование эмоционально-волевой сферы [5].

Особенностью структуры дефекта в психическом развитии у детей с повреждениями ОДА является нарушение эмоциональной сферы, опосредующее формирование личностных особенностей (развитие личности идет по отличному от нормотипичного пути). В таком дисгармоничном варианте развитие эмоциональной сферы не может выступать фактором благополучной интеграции в социум и психологической адаптации в нем [11].

Таким образом, исследования, направленные на определение особенностей эмоционально-волевой сферы детей с целью выстраивания дальнейшей психокоррекционной работы, имеют значимое научное и практическое значение.

Отметим, что при детском церебральном параличе на фоне первичных органических нарушений закладываются особенности личности, которые предопределяют трудности в социально-психологической адаптации.

Один из ведущих факторов психогенеза патологического формирования личности ребенка с нарушением ОДА - это реакция ребенка на осознание им своего дефекта и, в связи с этим, соответствующие переживания, социальная изоляция, а также особое отношение окружающих, которые акцентируют внимание на физической ограниченности человека.

Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при оказании медико-психологической помощи детям с церебральной патологией организация реабилитации и абилитации предполагает не только медицинские аспекты, но также социально-средовую, социально-психологическую адаптацию, и др. Что делает важным исследование индивидуально-психологических особенностей детей с нарушениями ОДА, начиная с ранних этапов онтогенеза, с целью планомерной, целенаправленной и своевременной психологической коррекции нарушений.

Исследования эмоционально-волевых процессов лиц с церебральным параличом показывают, что во взрослом возрасте эти люди имеют повышенный риск развития депрессии и тревоги (по сравнению с контрольной группой лиц того же возраста, пола и вида деятельности) (J.S. Kimberley, D.P. Mark, E.O'C.Neil и др.). Проявления этих нарушений можно наблюдать и в детском возрасте. Так, согласно H.M. Bjorgaas с коллегами, дети с хроническими заболеваниями, которые нарушают их двигательные способности и возможность свободного независимого передвижения, например, с церебральным параличом, подвергаются повышенному риску развития депрессии. В исследовании было отмечено, что дети с церебральным параличом, страдающие депрессией и тревогой, как правило, находились на том же уровне академической успеваемости, что и их сверстники. Проблемы с психическим здоровьем возникли скорее из-за болезненных социальных переживаний, чем из-за неспособности успевать в учебе [14].

В отечественной науке широко представлены исследования неврологических аспектов церебрального паралича (Л.О. Бадалян, К.А. Семёнова и др.). Изучение психологических особенностей лиц с патологией ОДА зачастую фокусировалось вокруг исследования нарушений когнитивных процессов (В.В. Лебединский, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, И.Г. Ларионова и др.). В свою очередь, анализ эмоционально-волевой сферы личности представлен в немногочисленных работах (Е.А. Алексеева, Е.В. Устинова, Е.В. Фадеева и др.). Между тем, в основе современных представлений о проблеме детского церебрального паралича лежит мультидисциплинарность (Пак Л.А.). Являясь неотъемлемой составляющей реализации комплексного подхода в организации помощи детям с этим видом патологии, психологическая коррекция и абилитация должны опираться на научно обоснованные технологии. Полученные в результате исследований знания обо всех аспектах развития личности необходимо максимально внедрять в повседневную практическую деятельность психологов, участвующих в оказании помощи детям и подросткам с ОДА.

Исходя из актуальности, теоретической разработанности, а также потребности практики, цель исследования мы определили в изучении эмоциональной сферы детей с нарушениями ОДА и выявлении направлений психокоррекционного маршрута.

В исследовательской работе использовали комплекс психодиагностических методик: «тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «тест школьной тревожности» (Б.Н. Филлипс), «hand-test» (Э. Вагнер), «тест эмоций» (тест А. Басса -А. Дарки в модификации Г.В. Резапкиной), «методика диагностики детских страхов» (А.И. Захаров).

Исследование проводилось на базе центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья села Весёлая Лопань (Белгородский район Белгородской области) и МАОУ «Гимназия № 1» города Белгорода. В нем принимали участие 70 детей в возрасте от 7 до 10 лет: 35 человек в экспериментальной (с нарушениями ОДА - разные формы детского церебрального паралича) и 35 человек в контрольной (без нарушений ОДА) группах.

Результаты исследования показателей тревожности позволили выявить повышенную тревожность, свойственную детям с нарушениями ОДА во многих ситуациях, в том числе и в ситуациях повседневной жизни, которые объективно не обладают характеристиками стрессовых, в привычных ситуациях (например, взаимодействие с друзьями, общение со старшими, выполнение повседневных дел, игра со сверстниками, и др.). Такие дети оценивают мир как враждебный, полный опасностей и поэтому они испытывают сложности в адаптации к окружающей среде, не могут полноценно включиться в деятельность, не достигают более высоких результатов.

В группе испытуемых без нарушений ОДА наблюдается преимущественно умеренный уровень тревожности (t=7,022; p <0,05). Для детей окружающий мир кажется дружелюбным, наполненным позитивными событиями. Они активны в деятельности, ориентированы на достижение успеха.

Полученные данные позволяют говорить о том, что в связи с имеющимися особенностями и психологической незрелостью дети с нарушениями ОДА при столкновении с проблемной ситуацией испытывают дезорганизующее усиление тревоги, выполняющее функцию защиты.

Исследование школьной тревожности тестом Б.Н. Филлипса показало, что дети с ДЦП затрудняются в установлении социальных контактов (главным образом, со сверстниками) (t=6,103; p<0,05). В большинстве случаев это обусловлено страхом отвержения со стороны сверстников. Поэтому такие дети, находясь в школе, зачастую испытывают стресс (t=4,153; p^^)^»^ состояние, конечно, негативно отражается на учебной деятельности, снижает результаты, приводит к

неуверенности, повышает психоэмоциональное напряжение, фрустрирует потребность в достижении успеха (t=6,521; p<0,05). Дети из экспериментальной группы испытывают негативные чувства в ситуациях, требующих от них умения продемонстрировать свои способности, возможности, выполнить задания связанные с самопрезентацией, поскольку для них характерна неуверенность в себе (t=7,961; p<0,05). В связи с этим в ситуациях публичного выступления, в ситуациях оценивания характерно переживание эмоционального дискомфорта (t=4,322; p<0,05).

Респонденты экспериментальной группы обладают сниженной толерантностью к стрессовым ситуациям, они с высокой долей вероятности деструктивно и неадекватно реагируют на тревожные средовые факторы (t=5,054; p<0,05).

Изучение склонности к агрессивному поведению с помощью методики «hand-test» обнаружило повышенную склонность к открытому агрессивному поведению у детей из экспериментальной группы. Причем, диапазон жизненных ситуаций, которые провоцируют агрессивные проявления в поведении детей с нарушениями ОДА, значительно шире особо значимых событий (t=2,481; p<0,05).

Детям с церебральным параличом практически не свойственно стремление «считаться» с другими людьми. Они мало ориентируются на эмоции других, учитывают эмоциональные состояния окружающих, редко учитывают чувства и намерения близких (t=4,466; p<0,05). Многие стимулы повседневной жизни воспринимаются в гипертрофированной форме, наделяются личностным смыслом (t =3,237; p<0,05).

В данном случает агрессивное поведение имеет, в первую очередь, защитный характер. Оно является следствием неуверенности в себе и предвосхищающего поведения, поскольку ожидается агрессия от окружающих в свой адрес (t=3,001; p<0,05). У детей в экспериментальной группе выявляется преобладание тревожности и зависимости от директивного воздействия со стороны окружающих.

Дети с нарушениями ОДА склонны к переживанию эмоций негативного спектра, связанных с осознанием своего физического состояния (t=4,565; p<0,05). Поэтому они нуждаются в поддержке и помощи со стороны окружающих (t=1,781; p<0,05).

Выявленные дисгармоничные особенности эмоциональной сферы детей с церебральным параличом отражаются в проявление умеренного уровня дезадаптации, свойственной им чаще, чем респондентам контрольной группы (t=3,492; p<0,05).

Респонденты контрольной группы характеризуются менее выраженной склонностью к открытому проявлению агрессивного поведения. Они более включены в активную социальную жизнь, стремятся к сотрудничеству с другими людьми, демонстрируют умение ориентироваться на эмоциональные состояния другого человека, это помогает устанавливать положительный контакт с окружающими и избегать агрессивного поведения, способствует повышению адаптационного потенциала личности. Дети контрольной группы характеризуются менее выраженной озабоченностью своим здоровьем.

Среди преобладающих форм агрессивного поведения, выявленных с помощью теста А. Басса - А. Дарки, наиболее часто у детей с церебральным параличом проявляется выраженная раздражительность (t=3,437; p<0,05), склонность к вербальной агрессии (t=4,892; p<0,05) и обидчивость (t=3,783; p<0,05). Негативные чувства в ситуациях фрустрации или при раздражении могут проявляться в агрессивных вокализациях, словесных угрозах, склонности к зависти и ненависти к окружающим.

У детей из контрольной группы агрессивное поведение проявляется в косвенной форме (t=1,984; p<0,05), когда агрессивное поведение проявляется опосредованным путем и направлено на другое лицо.

Исследование проявлений детских страхов с помощью методики А.И. Захарова демонстрирует отсутствие значимых различий в переживании нормативных возрастных страхов между детьми в контрольной и экспериментальной группах выборки (страх перед животными, страх смерти, физического ущерба, пространственные страхи). При этом, в экспериментальной группе чаще наблюдаются социально-опосредованные (t=4,l99; p<0,05) и медицинские страхи (t=4,131; p<0,05).

Большой опыт пребывания в среде лечебного учреждения, взаимодействия с медиками, прохождения различных лечебных и реабилитационных мероприятий отражается на содержательном наполнении категории «медицинские страхи» у детей в экспериментальной группе. Респонденты в этой группе, кроме общих для двух групп страхов, обозначали страхи тактильных прикосновений медицинских работников, занятий на тренажёрах, процедур массажа.

В категории «социально опосредованные страхи» дети с нарушениями ОДА, кроме страхов, выявленных у детей без нарушений, обозначали страх одиночества, боязнь того, что сверстники будут над ними смеяться или отвергнут, страх того, что родители могут их бросить. Все это указывает на сильные негативные переживания по поводу своих особенностей у детей экспериментальной группы.

Для респондентов из контрольной группы более характерны страх темноты и кошмарных снов (t=3,143; p<0,05), а также страх сказочных персонажей (t=3,579; p<0,05). Активное развитие воображения в младшем школьном возрасте определяет специфику появления воображаемых страхов у детей.

Значимых различий между контрольной и экспериментальной группами по количественным показателям страхов не обнаружено.

Таким образом, результатом исследования стало выявление следующих особенностей эмоционального состояния детей с нарушениями ОДА: выраженная тревожность и агрессивность, наличие специфических страхов в связи со своими физическими особенностями. Все это отражается на развитии личности детей и может иметь негативные последствия в будущем.

Следующим шагом стала разработка психокоррекционной программы для детей, имеющих нарушения ОДА, у которых наблюдается дисгармония в эмоциональной сфере. Целью программы стала гармонизация эмоционального состояния данной категории детей.

Таким образом, по результатам нашего исследования обозначим направления психокоррекционного маршрута с детьми с нарушениями ОДА:

1. Создание психологически комфортных условий, формирование положительной мотивации, гармонизация эмоционального состояния с целью активной включенности участников в работу.

2. Обучение навыкам эмоциональной саморегуляции, эмоционального самоконтроля, способам эффективного расслабления и переключения внимания со стрессора.

3. Психологическая коррекция переживания страхов, тревожного состояния, агрессивного поведения.

4. Формирование позитивного самоотношения, самоценности.

5. Развитие навыков межличностного взаимодействия, основанного на умении прогнозировать поведение участников коммуникации.

6. Развитие гибкости поведения и творческого потенциала.

7. Интеграция, полученного в ходе работы опыта.

Выводы. Основными формами работы в психокоррекционной программе являются: групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастические упражнения, элементы арттерапии. Последовательность упражнений предполагает чередование действий, меняющих психофизическое состояние ребенка: от интеллектуальной игры к приемам релаксации, от активности к покою.

Результатом работы стало выявление особенностей дисгармонии эмоциональной сферы у детей с церебральным параличом и разработка стратегии их психологической коррекции.

Литература:

1. Алексеева, Е.А. Психологическая диагностика и коррекция эмоционального развития детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом средствами художественной деятельности.: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Алексеева Евгения Александровна. - М, 2010. - 203 с.

2. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - Киев: Здоровье, 1988. - 328 с.

3. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. - Киев, Высшая школа, 2013. - 272 с.

4. Ларионова, И.Г. Особенности познавательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: диссертация. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ларионова Ирина Георгиевна. - Москва, 2001. - 155 с.

5. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития детей / В.В. Лебединский. - М., Просвещение, 2009. - 104 с.

6. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб., Речь, 2006. - 400 с.

7. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.

8. Пак, Л.А. Мультидисциплинарное сопровождение детей с детским церебральным параличом: диссертация ... доктора мед. наук: 14.01.08 / Пак Лалэ Алиевна. - М., 2019. - 393 с.

9. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон №181-ФЗ: [принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.: одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г.]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8523/page/1 (дата обращения 14.12.2022)

10. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М., 1972. - 328 с.

11. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста Т. 2 / Г.Е. Сухарева. - М., Медгиз, 2001. - 406 с.

12. Устинова, Е.В. Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система их преодоления.: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Устинова, Елена Владимировна. - Нижний Новгород, 2006. - 251 с.

13. Фадеева, Е.В. Влияние двигательной патологии на личностное развитие подростков с церебральным параличом: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Фадеева, Евгения Владимировна. - Нижний Новгород, 2010. - 143 с.

14. Mental health in children with cerebral palsy: Does Screening capture the complexity? / H.M. Bjorgaas, I. Eigen, T. Boe, M. Hysing // The Scientific World Journal. - 2013. - 3. - URL: https://doi.org/10.1155/2013/468402 (дата обращения 14.12.2022)

15. Risk of depression and anxiety in adults with cerebral palsy J.S. Kimberley / Kimberley J.S., Mark D. P., Neil E. O'C. [and etc.] // JAMA Neurol. - 2019. - 76(3). - P. 294-300

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Коданева Михалина Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); инспектор группы кадров и работы с личным составом Леонова Анна Андреевна

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области»(г. Вологда)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА С РАЗЛИЧНЫМИ СТАТУСАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье обсуждается проблема соотношения социально-психологической адаптации и становления профессиональной идентичности. Обосновывается актуальность этой проблемы для уголовно-исполнительной системы. Отмечается, что оба процесса являются непрерывными. У сотрудников следственного изолятора они протекают в специфических условиях служебной деятельности. Излагаются результаты эмпирического исследования, реализованного с применением психодиагностических методик. Группам сотрудников с разными статусами профессиональной идентичности сопоставлены определенные адаптационные характеристики. Делаются выводы о том, что наиболее адаптированными в следственном изоляторе являются сотрудники с преждевременной и диффузной идентичностью. Сотрудники с достигнутой позитивной идентичностью представляют наименее социально-адаптированную группу. Результаты исследования актуализируют проблему соотношения понятий «адаптированный» и «профессионально идентичный» применительно к сотрудникам пенитенциарных учреждений. Требуется дальнейшее изучение выявленных противоречий в целостном процессе профессионализации сотрудников.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, профессиональное развитие, профессиональная идентичность, статусы идентичности, следственный изолятор, сотрудники пенитенциарного учреждения.

Annotation. The article discusses the problem of the correlation of socio-psychological adaptation and the formation of professional identity. The relevance of this problem for the penal system is substantiated. It is noted that both processes are continuous. For the employees of the pre-trial detention center, they occur in specific conditions of official activity. The results of an empirical study implemented using psychodiagnostic techniques are presented. Certain adaptive characteristics were compared to groups of employees with different professional identity statuses. Conclusions are drawn that the most adapted in the pre-trial detention center are employees with premature and diffuse identity. Employees with a positive identity achieved represent the least socially adapted group. The results of the study actualize the problem of the correlation between the concepts of "adapted" and "professionally identical" in relation to employees of penitentiary institutions. In the future, further study of contradictions in the holistic process of professional development of employees is required.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.