Научная статья на тему 'Психологические особенности тревожности у подростков с двигательными нарушениями'

Психологические особенности тревожности у подростков с двигательными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
413
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S CEREBRAL PALSY / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ANXIETY / IMPELLENT INFRINGEMENTS / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Е. В.

Многочисленные исследования детей и подростков, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, свидетельствуют о том, что тревожность является устойчивым личностным образованием, тесно связанным с Я-концепцией человека, чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Высокий уровень тревожности является признаком психологического неблагополучия личности, негативно влияет на ее развитие и может привести к ее дезадаптации и невротизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ANXIETY AT TEENAGERS WITH IMPELLENT INFRINGEMENTS

Numerous researches of children and the teenagers having infringements of functions of the musculoskeletal system, testify the anxiety is the steady personal formation closely connected with the concept of the person, excessive introspection stirring to activity, attention to the emotional experiences. High level of anxiety is a sign of psychological trouble of the person, negatively influences its development and can cause it disadaptation and neurotization.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности тревожности у подростков с двигательными нарушениями»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Е.В. ФАДЕЕВА

Научный руководитель доктор биологических наук, профессор

Б.М. КОГАН

Аннотация. Многочисленные исследования детей и подростков, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата, свидетельствуют о том, что тревожность является устойчивым личностным образованием, тесно связанным с Я-концепцией человека, чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Высокий уровень тревожности является признаком психологического неблагополучия личности, негативно влияет на ее развитие и может привести к ее дезадаптации и невротизации.

Ключевые слова: тревожность, двигательные нарушения, подростки, детский церебральный паралич.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ANXIETY AT TEENAGERS WITH IMPELLENT INFRINGEMENTS

E. V. FADEEVA

The summary. Numerous researches of children and the teenagers having infringements of functions of the musculoskeletal system, testify the anxiety is the steady personal formation closely connected with the «I»-concept of the person, excessive introspection stirring to activity, attention to the emotional experiences. High level of anxiety is a sign of psychological trouble of the person, negatively influences its development and can cause it disadaptation and neurotization.

Key words: anxiety, impellent infringements, teenagers, children's cerebral palsy.

В условиях развития ребенка, имеющего нарушения функций опорно-двигательного аппарата, под воздействием факторов сенсорной, физической, эмоциональной и социальной депривации формируется особый симптомокомплекс, оказывающий деформирующее влияние на становление личности, описанный в ряде работ как отечественных специалистов (Л.А. Данилова, 1977; Н.В. Симонова, 1981; Е.И. Кириченко, 1971; И.Ю. Левченко, 2001; И.И. Мамай-чук, 1984; Л.М. Шипицина, 2003; М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, 1959 и др.), так и зарубежных авторов (W. Cruickshank, 1952, 1980; F. Shorts, 1975; H. Nielsen, 1996). Исследователи подчеркивают, что дисгармоническое психическое развитие детей определяется в первую очередь нарушениями двигательно-кинестетического анализатора (К.А. Семенова, 1968, 1979, 1999), зрения и слуха (Э.С. Ка-лижнюк, 1979, 1987), речи (Е.Ф. Архипова, 1975, 1979; Е.М. Мастюкова, 1982, 1997; О.Г. Приходько, 1996), а также особенностями жизни и воспитания этих детей (О.Л. Романова; И.Ю. Левченко, 1999). Выраженные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, впечатлительностью, обидчивостью, замкнутостью и тревожностью. Дети и подростки с двигательными

параличами отличаются повышенной склонностью испытывать беспокойство, характеризуются низким порогом возникновения реакции тревоги, ощущают психоэмоциональное напряжение в незнакомых ситуациях. Тревожность часто приобретает патологический характер. Многочисленные исследователи [1, 2, 3, 6, 7] отмечали высокий уровень ситуативной и личностной тревожности у детей с двигательными нарушениями, определяя ведущую роль в закладке этих качеств последствиям травматического поражения ЦНС, сформированным астено-невротическим, психастеническим, сензитивным чертам личности, чрезмерной опекой больного ребенка, частой госпитализацией и проведением различных, зачастую болезненных, медицинских манипуляций.

При изучении уровня тревожности (реактивной тревожности как состояния и личностной тревожности как устойчивого показателя личности) мы применяли опросник Спилбергера-Ханина [4, 5]. Под нашим наблюдением находился 191 подросток, из которых 89 человек в возрасте 13—18 лет имели двигательные нарушения различного генеза (ДЦП, двигательные нарушения вследствие черепно-мозговой травмы и др.) и обучались по программе общеобразовательной школы в классе, на дому или в специальных школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VI вида, а также 102 здоровых

подростка — учащиеся ГОУ средней общеобразовательной школы № 1623. Участники исследования составили 2 группы: в первую вошли подростки с двигательными нарушениями, во вторую — подростки, имеющие нормальное развитие.

Показатели как реактивной, так и личностной тревожности у подростков с двигательными наруше-

ниями в значительной мере превышали данные, полученные в выборке здоровых сверстников ф<0,01). Хотя в обеих группах уровень личностной тревожности превышал уровень реактивной тревожности, что может объясняться положительным отношением подростков к экспериментатору и ситуации обследования. Сводные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение уровня тревожности (в баллах) у подростков с двигательными нарушениями (Группа 1) и здоровых

сверстников (Группа 2) (М±ш)

Группа 1 Группа 2

Реактивная тревожность Личностная тревожность Реактивная тревожность Личностная тревожность

52,1±3,2** 58,6±3,1** 25,6±1,4 39,7±1,2

Примечание: достоверность различий с контролем * — p<0,05; ** — p<0,01*.

Дифференцированное изучение степени выраженности тревожных черт личности показало, что у подростков с двигательной патологией преобладает высокий уровень как реактивной тревожности — у 65,8% испытуемых, так и личностной тревожности — у 85,6% испытуемых. Тогда как в контрольной группе высокий уровень диагностировался в 8,3%

ф<0,01) и 26,7% ф<0,05) соответственно. Низкий уровень реактивной и ситуативной тревожности имели всего лишь 3,4% и 1,7% подростков с двигательными нарушениями соответственно, тогда как у здоровых подростков низкие показатели имели 73,3% ф<0,01) и 16,7% ф<0,05) (результаты представлены в табл. 2).

Таблица 2.

Достоверные различия (точный критерий Фишера) уровня тревожности у подростков с двигательными нарушениями (Группа 1) в сравнении со здоровыми сверстниками (Группа 2), %

Уровень тревожности Группа 1 Группа 2

Реактивная тревожность Личностная тревожность Реактивная тревожность Личностная тревожность

низкий 3,4** 1,7* 73,3 16,7

умеренный 30,8 11,8* 18,3 56,7

высокий 65,8** 86,5* 8,3 26,7

Примечание: достоверность различий с контролем * — p<0,05; ** — p<0,01*.

Таблица 3

Различия уровня ситуативной и личностной тревожности у подростков с различной степенью тяжести двигательных нарушений в сравнении со здоровыми сверстниками (М±ш)

Тревожность Тяжелые двигательные нарушения Средняя тяжесть двигательных нарушений Легкие двигательные нарушения Здоровые сверстники

Реактивная 58,7±2,3** 46,3±1,4** 51,3±2,6** 25,6±1,4

Личностная 54,3±1,9** 59,6±1,8** 61,6±1,7** 39,7±1,2

Примечание: достоверность различий с контролем *

Установлено, что подростки с двигательными девиациями имеют высокие показатели по обеим шкалам, что свидетельствует о наличии тревожности и как состояния, и как черты личности. Более дифференцированные данные мы получаем при дополнительном изучении влияния степени тяжести двигательных нарушений на формирование реактивной и личностной тревожности у подростков контрольной группы (см. табл. 3).

Полученные данные свидетельствуют о наличии более высокого уровня реактивной тревожности (тревожности как состояния) у подростков с тяжелой степенью двигательных нарушений ф<0,01). Подоб-

- p<0,05; ** — p<0,01.

ные результаты психологической диагностики могут быть вызваны крайне низким уровнем социальной адаптации, приездом подростка в лечебное учреждение, отношением к ситуации обследования, общением с незнакомым человеком. Высокая личностная тревожность (тревожность как устойчивая черта личности) свойственна подросткам с легкими двигательными нарушениями ф<0,01), поскольку на них оказывается зачастую негативное и недоброжелательное влияние среды здоровых сверстников, одноклассников. Родители, имеющие подростка с легкими двигательными нарушениями, могут предъявлять к ребен-

ку повышенные требования, не согласующиеся с его реальными возможностями.

Таким образом, высокие показатели ситуативной (реактивной) и личностной тревожности у подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата формируются с раннего возраста под влиянием неразрешимых переживаний — двигательной недостаточности, наличия травмирующего опыта и тревоги родителей в отношении ребенка и отрицательно сказываются на социальной адаптации, повышая уровень невротизации подростка. Подобное искажение социальной ситуации развития усугубляется психастеническими проявлениями, вызванными ранним поражением центральной нервной системы. И хотя к подростковому возрасту у испытуемых вырабатываются механизмы психологической защиты, снижение критичности к степени своей двигательной недостаточности, высокая тревожность отрицательно сказываются на социальной адаптации, повышая уровень невротизации личности подростка. Однако подобные недостатки могут быть преодолены или существенно сглажены в результате комплексных психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение и снижение субъективного уровня тревоги.

Литература

1. Левченко И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на раз-

ных этапах социальной адаптации: Дис. ... д-ра психол. наук. — М.: РГБ, 2003.

2. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1985.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. С. 304.

4. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. С. 672.

5. Спилбергер Ч, Карандашев В.Н., Лебедева Н.С. Изучение оценочной тревожности. — СПб.: Речь, 2004. С. 80.

6. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. — М.: Книголюб, 2007. С. 120. (Специальная психология).

7. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 368.: ил. (Коррекционная педагогика).

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.К. ХОЛОСТОВА,

аспирант кафедры психологии и педагогики РМАТ

Аннотация. В статье излагаются различные аспекты влияния этической подготовки менеджеров туризма на дальнейшую трудовую деятельность. Описываются методологические понятия этики, раскрываются ее теоретическая и нормативная составляющие, дается определение этики профессиональной деятельности. Статья рассказывает о различных профессионально-этических проблемах управленческой деятельности в рекреационной сфере, а также исследует профессионально-этические аспекты деятельности специалиста, выделяя самосовершенствование личности как важный компонент профессиональной культуры. Автор подчеркивает, что знание сущности и содержания этической культуры позволяет менеджерам по туризму более эффективно решать задачи повышения качества предоставляемых услуг и способствует их профессиональному росту.

Ключевые слова: туризм, профессионально-этическая подготовка, этика профессиональной деятельности, моральная ответственность, личностная самореализация, профессиональный долг, психологическая культура, межличностное взаимодействие.

INFLUENCE OF PROFESSIONAL AND ETHICAL TRAINING OF TOURISM MANAGERS ON THEIR EFFECTIVENESS

А.Х. KHOLOSTOVA,

graduate student of psychology andpedagogy department RIAT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.