Научная статья на тему 'Эмоциональные особенности матерей, воспитывающих детей с артрогрипозом'

Эмоциональные особенности матерей, воспитывающих детей с артрогрипозом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
615
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АРТРОГРИПОЗ / МАТЕРИ / ДЕТИ / EMOTIONAL CHARACTERISTICS / ARTHROGRYPOSIS / MOTHERS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пятакова Галина Викторовна, Агранович Ольга Евгеньевна

Введение. Одним из врожденных заболеваний, способных вызвать у родителей переживания по типу утраты, является артрогрипоз. Матери пациентов с данным заболеванием могут переживать эмоциональные состояния, которые можно квалифицировать как психические травмы, проявляющиеся в симптомах посттравматического стресса (термин Н.В. Тарабриной), тревожных и депрессивных проявлениях. Эмоциональные проблемы матери могут стать серьезным препятствием на пути эффективного восстановительного лечения ребенка. Цель исследования изучение эмоциональных особенностей матерей детей с артрогрипозом. Материал и методы. В исследовании были использованы следующие методы: шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory); шкала оценки влияния травматического событии (Impact of Event Scale-R) М. Горовиц, Н.В. Тарабриной, изучались истории болезней. Математико-статистическая обработка данных проводилась с вычислением первичных статистик, использованием параметрического t-критерия Стьюдента. В исследовании приняли участие 58 женщин, имеющих детей в возрасте от 1 года до 8 лет. Среди них у 28 матерей дети страдали артрогрипозом, у 30 женщин дети были условно здоровы. Результаты. Результаты исследования показали, что матери детей с артрогрипозом и матери условно здоровых детей не различаются между собой по уровню личностной тревожности. Матери детей с артрогрипозом отличаются выраженными проявлениями ситуативной тревожности, наличием симптомов посттравматического стресса, включая симптомы навязчивого вторжения, избегания, гипервозбуждения по сравнению с женщинами, воспитывающими условно здоровых детей. Негативное эмоциональное состояние матери может стать серьезным препятствием на пути эффективного восстановительного лечения ребенка с артрогрипозом. В такой ситуации необходимо участие клинического психолога, который на основании индивидуальной психологической диагностики оказывает необходимую психологическую помощь матерям, воспитывающим детей с артрогрипозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пятакова Галина Викторовна, Агранович Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional characteristics of mothers bringing up children with arthrogryposis

Introduction. Arthrogryposis is a congenital disease that can cause feelings of deprivation in parents of affected children. Mothers of children with the disease may experience emotional trauma, manifested as post-traumatic stress disorder (PTSD) (a term coined by N.V. Tarabrina), anxiety and depressive manifestations. Mothers with such emotional problems may hinder the effective rehabilitation treatment of their children. Aims. To examine the emotional characteristics of mothers of children with arthrogryposis. Material and methods. In this study, the following methods were used: a scale that assesses the level of reactive and personal anxiety (C.D. Spielberg and J.L. Hanina); the Beck Depression Inventory; and the Gorovits Impact of Event Scale-R (N.V. Tarabrina). Case histories were also examined. Data were analyzed using Student's t-test. The study involved 58 mothers with children aged from 1 to 8 years old. Among these, 28 mothers had children suffering from arthrogryposis; the children of the remaining 30 mothers were apparently healthy. Results. There was no difference in level of personal anxiety between the mothers of children with arthrogryposis and those with healthy children. The mothers of children with arthrogryposis suffered from severe situational anxiety and PTSD (including symptoms of intrusive invasion, avoidance, and hyper-arousal); the mothers of healthy children did not experience such emotional trauma. Mothers with negative emotional states of this kind may hinder the effective rehabilitation of their children with arthrogryposis. In such situations, the participation of a clinical psychologist who can provide the necessary psychological assistance on the basis of individual psychological diagnosis is required.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные особенности матерей, воспитывающих детей с артрогрипозом»

УДК 616.89-008.19-085.51:616.74-007.248-053.1 DOI: 10.17816/PT0RS4341-46

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АРТРОГРИПОЗОМ

© Г.В. Пятакова12, О.Е. Агранович1

1 ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России, Санкт-Петербург;

2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург

Статья поступила в редакцию: 02.06.2016 Статья принята к печати: 09.08.2016

Введение. Одним из врожденных заболеваний, способных вызвать у родителей переживания по типу утраты, является артрогрипоз. Матери пациентов с данным заболеванием могут переживать эмоциональные состояния, которые можно квалифицировать как психические травмы, проявляющиеся в симптомах посттравматического стресса (термин Н.В. Тарабриной), тревожных и депрессивных проявлениях. Эмоциональные проблемы матери могут стать серьезным препятствием на пути эффективного восстановительного лечения ребенка. Цель исследования — изучение эмоциональных особенностей матерей детей с артрогрипозом. Материал и методы. В исследовании были использованы следующие методы: шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory); шкала оценки влияния травматического событии (Impact of Event Scale-R) М. Горовиц, Н.В. Тара-бриной, изучались истории болезней. Математико-статистическая обработка данных проводилась с вычислением первичных статистик, использованием параметрического f-критерия Стьюдента. В исследовании приняли участие 58 женщин, имеющих детей в возрасте от 1 года до 8 лет. Среди них у 28 матерей дети страдали ар-трогрипозом, у 30 женщин дети были условно здоровы.

Результаты. Результаты исследования показали, что матери детей с артрогрипозом и матери условно здоровых детей не различаются между собой по уровню личностной тревожности. Матери детей с артрогрипозом отличаются выраженными проявлениями ситуативной тревожности, наличием симптомов посттравматического стресса, включая симптомы навязчивого вторжения, избегания, гипервозбуждения по сравнению с женщинами, воспитывающими условно здоровых детей. Негативное эмоциональное состояние матери может стать серьезным препятствием на пути эффективного восстановительного лечения ребенка с артрогрипозом. В такой ситуации необходимо участие клинического психолога, который на основании индивидуальной психологической диагностики оказывает необходимую психологическую помощь матерям, воспитывающим детей с артрогрипозом.

Ключевые слова: эмоциональные особенности, артрогрипоз, матери, дети.

Введение

Родители детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата являются полноценными участниками реабилитационного процесса в условиях детской хирургической клиники. Эмоциональные и поведенческие проблемы родителей могут стать серьезным препятствием на пути эффективного восстановительного лечения их ребенка. Результаты психологического консультирования и наблюдения за пациентами в стационаре детской клиники показывают, что эмоциональные и поведенческие трудности детей, поступивших для хирургического лечения, сопряжены с эмоциональными проблемами их родителей. У детей такие проблемы часто проявляются в трудностях привыкания к новой обстановке, медицинскому персоналу в стационаре, беспокой-

ном сне, страхе лечебных мероприятий. Матери пациентов предъявляют жалобы на собственное плохое самочувствие: психосоматические симптомы, астенические проявления, сниженное настроение, ощущение тревоги. Причиной таких состояний родителей может быть эмоциональная травма, связанная с самим фактом рождения ребенка с тяжелой инвалидизирующей патологией, а также с другими экстраординарными событиями, которые возникают вслед за появлением больного ребенка в семье [1-5]. К таким событиям, вызывающим тяжелые переживания, относят мероприятия, связанные с лечением больного ребенка: хирургические вмешательства и другие медицинские манипуляции. Негативные эмоциональные состояния могут вызвать и другие ситуации, возникшие вслед за рождением ребенка с тя-

желым физическим недостатком, например отказ от профессиональных планов, привычного образа жизни родителей [1, 4]. В эмоциональной жизни родителя события, связанные с рождением и воспитанием больного ребенка, проявляются как переживание утраты. При этом утрата понимается не как физическая потеря ребенка, а как утрата образа здорового ребенка, оставление надежд, связанных со взрослением и будущими жизненными его достижениями. У родителей утрачивается не только представление о собственном ребенке как об источнике родительской гордости и надежды в будущем, но и представление о части образа самого себя как о заботливой матери или как об успешном отце. Нарушается система ожиданий родителей в отношении ребенка и своего собственного родительского поведения, аннулируется программа родительского отношения и развития ребенка (экспектация), сформированная еще до его рождения [2, 4]. Эмоционально ситуация потери проявляется как отчаяние и отказ принять реальность, переживание враждебности, гнева, агрессии по отношению к окружающим; чувство вины, депрессии, тревоги [1, 2]. При этом дети могут неосознанно «присваивать» часть эмоционального опыта родителей, демонстрировать проявления эмоционального неблагополучия, идентичные эмоциональным нарушениям их родителей [6]. Феномен зависимости ребенка от эмоционального состояния матери рассматривается в рамках теории привязанности [7-9], при изучении феномена передачи психической травмы от поколения к поколению [6], механизмов психического развития, например механизма идентификации [6]. При этом отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что особое влияние на ребенка оказывает негативный эмоциональный опыт матери [1, 5, 9].

Одним из врожденных заболеваний, способных вызвать у родителей переживания по типу утраты, является артрогрипоз. Артрогрипоз — это врожденная патология опорно-двигательного аппарата, представляющая собой контрактуры двух и более суставов в сочетании с мышечной атрофией или гипотрофией, поражением мотонейронов спинного мозга [10]. Данное заболевание требует длительного консервативного, а в ряде случаев и многоэтапного оперативного лечения. Практически все дети с артрогрипозом имеют статус «ребенок-инвалид» [10]. Матери пациентов с данным заболеванием могут переживать эмоциональные состояния, которые можно квалифицировать как психические травмы, проявляющиеся в симптомах посттравматического стресса (ПТС) (термин Н.В. Тарабриной) [6], тревожных проявлениях [4].

Под ПТС мы понимаем континуум реакций человека на стрессор высокой интенсивности, сопровождающийся переживанием интенсивного страха либо беспомощности. При этом высокие показатели ПТС могут быть сопоставимы с клинической картиной посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Выраженность симптомов психической травмы матерей детей с артрогри-позом зависит как от выраженности физических нарушений у ребенка, так и от индивидуально-психологических особенностей самой женщины, а также от ее социального статуса, фактора семейной поддержки [3].

Цель исследования — изучение эмоциональных особенностей матерей детей с артрогрипозом.

Материалы и методы

Были обследованы 58 матерей, имеющих детей в возрасте от 1 года до 8 лет, из них у 28 женщин дети страдали артрогрипозом (экспериментальная группа), у 30 дети были здоровы (контрольная группа). У 42 % больных (12 человек) были преимущественно поражены верхние конечности, у 29 % детей (8 человек) — преимущественно нижние и у 29 % пациентов (8 человек) отмечалось поражение верхних и нижних конечностей. Средний возраст женщин, воспитывающих детей с артрогрипозом, составил 30,0 года, средний возраст матерей здоровых детей — 34,1. Все обследованные женщины добровольно подписали информированное согласие на участие в исследовании. Все обследованные женщины не имели тяжелых хронических психических и соматических заболеваний. Группы матерей были уравнены по социальному статусу. Большинство женщин основной и контрольной групп имели высшее или среднее образование: 25 человек (90 %) в группе детей с артрогрипозом и 30 человек (100 %) в группе условно здоровых детей. В полной семье дети с артрогрипозом воспитывались в 86 % случаев (24 человека), условно здоровые дети — в 90 % случаев (27 человек). Остальные женщины не были замужем или состояли в разводе. Исключение составил фактор профессиональной занятости: матери, воспитывающие здоровых детей, чаще имели статус работающей женщины (23 человека, 76 % случаев), чем матери детей с артрогрипозом (5 человек, 18 % случаев). По параметру «рабочая занятость» обнаружился высокий уровень достоверности различий у матерей двух групп с помощью критерия Фишера ф = 17,90, р < 0,0001. Исследование проводилось в отделении артрогрипоза Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера, где дети получали

консервативное и оперативное лечение, направленное на восстановление возможности самообслуживания и передвижения. В течение всего периода пребывания в стационаре дети находились в сопровождении матерей. Исследование проводилось индивидуально.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина; опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory); шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) (Impact of Event Scale-R) М. Горовиц, Н.В.Тарабриной, изучались истории болезней.

Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина была использована для определения уровня тревожности как устойчивой характеристики человека (личностная тревожность) и как психического состояния (реактивная тревожность). Феноменологически личностная тревожность проявляется как устойчивая склонность человека воспринимать большой круг различных ситуаций как угрожающие, реагировать на них состоянием тревоги; реактивная (ситуативная) тревожность характеризуется проявлением напряжения, беспокойства, нервозности в конкретных жизненных ситуациях. Депрессивные симптомы выявлялись с помощью опросника депрессивности Бека (Beck Depression Inventory), основанного на клинических наблюдениях. Выявлялись обобщенные проявления депрессивности, включающие печаль, пессимизм, ощущение невезучести, неудовлетворенность собой, чувство вины, ощущение наказания, самоотрицание, самообвинение, наличие суицидальных мыслей, плаксивость, раздражительность, чувство социальной отчужденности, нерешительность, симптомы бессонницы; утомляемость, проявления, связанные с потерей аппетита, сексуального влечения, а также симптомы потери веса. Для определения реакции взрослого человека на травмирующее жизненное событие в соответствии с симптомами ПТСР (DSM-4) применялась Шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС) (Impact of Event Scale-R) (М. Горовиц, Н.В. Тарабрина). Выявлялись симптомы «навязчивого вторжения»: ночные кошмары, навязчивые

Показатели личностной тревожности у

чувства, образы и мысли; симптомы «избегания»: попытки смягчения или избегания переживаний, связанных с травматическим событием, снижение реактивности; симптомы гипервозбуждения: раздражительность, злость, гипертрофированная реакция испуга, психофизиологическое возбуждение, обусловленное воспоминаниями и приводящее к бессоннице. Опросник заполнялся матерями относительно события, связанного с болезнью ребенка. Матерей, воспитывающих условно здоровых детей, просили вспомнить событие, связанное с наиболее тяжелым заболеванием, которое перенес их ребенок. Преимущественно это были инфекционные заболевания, часто встречающиеся в детском возрасте, но не приводящие к тяжелым последствиям и длительному лечению.

Математико-статистическая обработка данных проводилась с вычислением первичных статистик, использованием параметрического ¿'-критерия Стьюдента.

Анализ и обсуждение результатов

Для выявления эмоциональных особенностей матерей, воспитывающих детей с артрогрипозом, сравнили показатели личностной и реактивной тревожности, проявлений депрессивности и выраженности симптомов ПТС у женщин основной и контрольной групп. Кроме того, среднегруппо-вые значения тревожности, депрессивности, различных проявлений ПТС сопоставлялись с нормативными значениями.

В результате сравнения двух групп обследованных женщин по показателю личностной тревожности между ними не были выявлены достоверные различия (табл. 1). Среднегрупповые значения личностной тревожности в двух группах обследованных матерей были сопоставлены с нормативными параметрами. Оказалось, что проявления личностной тревожности у матерей экспериментальной и контрольной групп соответствовали средневы-соким значениям (показатель личностной тревоги оценивается как высокий при значениях выше 45 баллов). Полученные результаты свидетельствуют об оптимальном уровне личностной тревоги как у матерей, воспитывающих детей с артрогри-позом, так и у матерей условно здоровых детей.

Таблица 1

женщин основной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа t Р

М ± S М ± S

44,18 ± 7,97 45,55 ± 10,99 0,55 > 0,05

Примечание: М — среднее значение, 5 — стандартное отклонение, £ — критерий Стьюдента, р — уровень достоверности различий.

Таблица 2

Показатели реактивной тревожности у женщин основной и контрольной групп

Основная группа Контрольная группа t Р

М ± 5 М ± 5

47,04 ± 9,83 37,36 ± 11,75 3,43 < 0,01

Примечание: М — среднее значение, 5 — стандартное отклонение, t — критерий Стьюдента, р — уровень достоверности различий.

В результате сравнения среднегрупповых значений реактивной (ситуативной) тревожности с нормативными показателями в группе матерей детей с артрогрипозом было установлено их соответствие зоне выраженной тревоги (выше 45 баллов). В группе матерей, имеющих условно здоровых детей, эти значения соответствуют умеренно выраженным показателям (от 31 до 45 баллов). При этом в основной группе показатели реактивной тревожности достоверно отличались от аналогичных показателей в контрольной группе (табл. 2). Полученные результаты свидетельствуют о том, что матери больных детей переживают состояние, характеризующееся ощущением субъективного дискомфорта, напряженности, беспокойства. Вероятно, это связано с тем, что сопровождение больного ребенка в стационаре требует от матери больших энергетических и психологических затрат.

В результате сравнения двух групп по показателю депрессивности была выявлена тенденция к повышению показателей депрессивности у матерей больных детей. Среднегрупповые значения показателя депрессивности матерей детей с артро-грипозом соответствовали уровню умеренно выраженной депрессии (значения от 9 до 18 баллов), аналогичные показатели матерей условно здоро-

Показатели депрессивности у женщин

вых детей оказались в зоне отсутствия депрессивных симптомов (показатели от 0 до 9 баллов).

В результате сравнения двух групп обследованных по проявлениям ПТС было установлено, что у женщин основной группы достоверно чаще встречались симптомы навязчивого вторжения (критерий В Б8М-4), симптомы избегания моментов, связанных с травмирующим событием (критерий С Б8М-4), симптомы гипервозбудимости (критерий Б Б8М-4). Результаты свидетельствуют о том, что у матерей детей с артрогрипозом достоверно чаще, по сравнению с женщинами, воспитывающими условно здоровых детей, возникают тяжелые эмоциональные переживания, связанные с мыслями, воспоминаниями, образами, отражающими различные аспекты заболевания ребенка. У них могут возникать тяжелые, повторяющиеся сновидения, копирующие негативные эмоциональные состояния в ситуациях, напоминающих об этом событии. При этом матери больных детей могут избегать любых разговоров о событиях, прямо или косвенно напоминающих о тяжелом заболевании ребенка. У матерей детей с артрогрипозом может быть ярко выражены чувство одиночества, отстраненности от других людей; неспособность к проявлению положительных эмоций к другим людям,

Таблица 3

экспериментальной и контрольной групп

Основная группа Контрольная группа t Р

М ± 5 М ± 5

9,68 ± 8,03 4,84 ± 3,84 1,86 -

Примечание: М — среднее значение, 5 — стандартное отклонение, t — критерий Стьюдента, р — уровень достоверности различий.

Таблица 4

Показатели посттравматического стресса у женщин экспериментальной и контрольной групп

Симптомы посттравматического стресса согласно критериям Б8Ы-4 Основная группа Контрольная группа t Р

М ± 5 М ± 5

Вторжение (критерий В) 19,97 ± 7,94 11,61 ± 7,62 4,11 < 0,001

Избегание (критерий С) 15,58 ± 4,92 10,89 ± 8,18 2,63 < 0,05

Возбудимость (критерий Б) 12,35 ± 7,20 8,61 ± 7,24 1,98 < 0,05

Общий индекс травматизации 44,74 ± 14,54 31,18 ± 19,55 2,99 < 0,01

Примечание: М — среднее значение, 5 — стандартное отклонение, t — критерий Стьюдента, р — уровень достоверности различий.

в том числе к собственному ребенку, снижение активности и заинтересованности в восстановительном лечении ребенка, требующего от родителей (матери) максимальной вовлеченности. В этих условиях материнская функция искажается, создаются предпосылки для формирования родительского отношения по типу эмоционального отвержения, отстраненности, пренебрежения нуждами ребенка. Негативные эмоциональные состояния матери могут усиливать травматические переживания ребенка, оказывать дезорганизующее влияние на его эмоциональное состояние и поведение. В свою очередь, травматические проявления (страхи, нарушения поведения) детей могут актуализировать собственные переживания матери, создавая ситуацию «замкнутого круга», когда переживания родителей и детей усиливают и поддерживают друг друга. Для ребенка такие состояния могут быть слишком тяжелыми и не соответствовать его ресурсам и адаптационным возможностям. Признаки эмоционального неблагополучия матерей детей, страдающих артрогрипозом, могут представлять собой факторы риска по развитию конфликтных ситуаций в процессе ортопедического лечения в период пребывания ребенка в клинике. Такие факторы риска могут создать определенные трудности для медицинского персонала, участвующего в лечебном процессе, повлиять на результаты сложных хирургических вмешательств и последующей реабилитации, привести к явлениям эмоционального выгорания, появлению личностных проблем у специалистов, несущих наибольшую ответственность и эмоциональную нагрузку в процессе взаимодействия с пациентами и их родителями. В такой ситуации необходимым оказывается участие клинического психолога, который на основании психолого-диагностической работы предоставляет необходимую информацию специалистам медицинского профиля, касающуюся особенностей взаимодействия с пациентами и их родителями на этапах ортопедического лечения, оказывает необходимую психологическую поддержку матерям, воспитывающим детей с артро-грипозом.

Выводы

1. Проявления личностной тревожности (устойчивые индивидуально-психологические особенности) матерей детей с артрогрипозом и матерей условно здоровых детей не различаются между собой и соответствуют уровню средневы-соких значений тревоги.

2. У матерей детей с артрогрипозом проявления ситуативной тревожности достоверно превышают аналогичные показатели матерей условно

здоровых детей и соответствуют уровню выраженной тревоги. Проявления депрессивности у матерей детей с артрогрипозом соответствуют уровню умеренно выраженной депрессии. Выявленные эмоциональные особенности адекватны энергетическим и психологическим затратам матерей в ситуации сопровождения больного ребенка в связи с его сложным восстановительным лечением в условиях хирургической клиники.

3. У матерей детей с артрогрипозом в большей степени выражены проявления ПТС, включая симптомы навязчивого вторжения, избегания и гипервозбуждения, по сравнению с женщинами, воспитывающими условно здоровых детей.

4. Матери детей с артрогрипозом представляют собой группу риска по развитию психической травмы, проявляющейся в симптомах ПТСР.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Работа проведена на базе и при поддержке ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы

1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. [Levchenko IY, Tkachyova VV. Psychological assistance to the family which is bringing up the child with deviations in development: methodical grant. Moscow: Education; 2008. (In Russ).]

2. Сорокин В.М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка // Вестник СПбГУ - 2008 . - T. 12. - № 3. -C. 166-172. [Sorokin VM. Psychological content of reactions of parents to the fact of the birth of the sick child. Messenger of St Petersburg State University. 2008;12(3):166-172. (In Russ).]

3. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., и др. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. - М.: Когито-Центр, 2007. [Tarabrina NV, Agarkov VA, Bykhovets YV, et al. Practical guidance on psychology of a post-traumatic stress. Moscow: Kogito-Centre; 2007. (In Russ).]

4. Устинова Н.В. Расстройства депрессивного спектра у матерей детей-инвалидов // Практическая медицина. - 2009. - № 38. - C. 67-70. [Ustinova NV. Frustration of a depressive range at mothers of disabled children. Applied Medicine. 2009;38:67-70. (In Russ).]

5. McLean L, Harvey D, et al. Adjustment of Mothers of Children with Obstetrical Brachial Plexus Injuries: Testing a Risk and Resistance Model. Rehabilitation Psychology. 2004;49(3):233-240. doi: 10.1037/0090-5550.49.3.233.

6. Тарабрина Н.В., Майн Н.В. Феномен межпоко-ленческой передачи психической травмы (по материалам зарубежной литературы) // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. -№ 3. - C. 96-114. [Tarabrina NV, Mayne NV. Fenomen of intergenerational transfer of a mental trauma (on materials of foreign literature). Advisory psychology and psychotherapy. 2013;3:96-114. (In Russ).]

7. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. - М.: Когито-Центр, 2012. [Brish KH. Therapy of violations of attachment: from the theory to practice. Мoscow: Kogito-Center; 2012. (In Russ).]

8. Буолби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2004.

Introduction. Arthrogryposis is a congenital disease that can cause feelings of deprivation in parents of affected children. Mothers of children with the disease may experience emotional trauma, manifested as post-traumatic stress disorder (PTSD) (a term coined by N.V. Tarabrina), anxiety and depressive manifestations. Mothers with such emotional problems may hinder the effective rehabilitation treatment of their children.

Aims. To examine the emotional characteristics of mothers of children with arthrogryposis.

Material and methods. In this study, the following methods were used: a scale that assesses the level of reactive and personal anxiety (C.D. Spielberg and J.L. Hanina); the Beck Depression Inventory; and the Gorovits Impact of Event Scale-R (N.V. Tarabrina). Case histories were also examined. Data were analyzed using Student's t-test. The study involved 58 mothers with children aged from 1 to 8 years old. Among these, 28 mothers had children suffering from

Сведения об авторах

Галина Викторовна Пятакова — канд. психол. наук, доцент, старший научный сотрудник отделения детского церебрального паралича ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Тур-нера» Минздрава России, доцент кафедры психологии экстремальных и кризисных ситуаций факультета психологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». E-mail: pyatakova@yandex.ru.

Ольга Евгеньевна Агранович — д-р мед. наук, руководитель отделения артрогрипоза ФГБУ «НИ-ДОИ им. Г.И.Турнера» Минздрава России. E-mail: olga_agranovich@yahoo.com.

[Buolb J. Creation and destruction of emotional communications. Moscow: Academic Project; 2004. (In Russ).]

9. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. [Mukhamedrakhimov RZh. Mother and baby: psychological interaction. Saint Petersburg: Publishing house of the St Petersburg university; 2001. (In Russ).]

10. Агранович О.Е. Реконструктивная хирургия верхних конечностей у больных с артрогрипо-зом : Актовая речь. - СПб., 2011. [Agranovich OE. Rekonstruktivnaia khirurgiia verkhnikh konechnostei u bol'nykh s artrogripozom: Aktovaia rech'. Saint Petersburg; 2011. (In Russ).]

I: 02.06.2016 Accepted: 11.08.2016

arthrogryposis; the children of the remaining 30 mothers were apparently healthy.

Results. There was no difference in level of personal anxiety between the mothers of children with arthrogryposis and those with healthy children. The mothers of children with arthrogryposis suffered from severe situational anxiety and PTSD (including symptoms of intrusive invasion, avoidance, and hyper-arousal); the mothers of healthy children did not experience such emotional trauma. Mothers with negative emotional states of this kind may hinder the effective rehabilitation of their children with arthrogryposis. In such situations, the participation of a clinical psychologist who can provide the necessary psychological assistance on the basis of individual psychological diagnosis is required.

Keywords: emotional characteristics, arthrogryposis, mothers, children.

Galina V. Pyatakova — MD, PhD (psychology), senior research associate psychologist of the department of infantile cerebral palsy. The Turner Scientific and Research Institute for Children's Orthopedics, assistant professor of the chair of psychology extreme and crisis situations of the faculty of psychology of the Saint Petersburg State University. E-mail: pyatakova@yandex.ru.

Olga E. Agranovich — MD, PhD, professor, head of the department of arthrogryposis. The Turner Scientific and Research Institute for Children's Orthopedics. E-mail: olga_agranovich@yahoo.com.

EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF MOTHERS BRINGING UP CHILDREN WITH ARTHROGRYPOSIS

© G. V. Pyatakova1 2, O.E. Agranovich1

1 The Turner Scientific and Research Institute for Children's Orthopedics, Saint Petersburg, Russia;

2 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

For citation: Pediatric Traumatology, Orthopaedics and Reconstructive Surgery, 2016;4(3):41-46 Receiv>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.