Научная статья на тему 'Тревожное будущее 2024 года'

Тревожное будущее 2024 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4189
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МАЙСКИЕ УКАЗЫ" / "MAY DECREES" / ПРЕЗИДЕНТ / PRESIDENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / PUBLIC ADMINISTRATION EFFICIENCY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильин Владимир Александрович, Морев Михаил Владимирович

В статье рассматривается вопрос о перспективах реализации Указа Президента«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, а также о выполнении ключевых установок главы государства, озвученных им в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. На основе экспертных оценок, анализа «Прямой линии» с В. Путиным, состоявшейся 7 июня 2018 г., и результатов международных исследований и общероссийских социологических опросов сделан вывод о том, что при фактически неизменном составе кабинета министров на ближайшую «шестилетку» реализовать амбициозные планы по внутреннему развитию страны будет крайне сложно. По мнению многих экспертов, для прорывного развития нужны кардинальные перемены в Правительстве. Это продиктовано и геополитической ситуацией, и ожиданиями широких слоев населения. Тем не менее в начале четвёртого президентского срока В. Путиным такие шаги не предприняты, что делает маловероятным выполнение им своих предвыборных обещаний, а, скорее, позволяет прогнозировать продолжение доминирования «олигархического капитализма» в системе государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Disturbing Future of 2024

The article considers prospects for the implementation of Presidential Decree 204 “On national goals and strategic objectives of development of the Russian Federation for the period up to 2024” dated May 7, 2018 and for the implementation of key guidelines announced by the head of state in his Address to the Federal Assembly on March 1, 2018. We considered expert assessments, analyzed the Russian President’s annual phone-in session with the nation (the “Direct Line”) held on June 7, 2018, and discussed the results of international research and all-Russian sociological surveys. All this allows us to conclude that if the composition of the Cabinet remains virtually unchanged for the next six years, it will be extremely difficult to implement ambitious plans for the internal development of the country. According to many experts, if we want to achieve breakthrough development, it is necessary to change the Government radically. This is dictated by the current geopolitical situation and the expectations of the general population. Nevertheless, at the beginning of his fourth presidential term Vladimir Putin has not taken such steps; consequently, it is unlikely that he will fulfill his election promises. It rather allows us to say that “oligarchic capitalism” will continue to dominate in the system of public administration.

Текст научной работы на тему «Тревожное будущее 2024 года»

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.1 УДК 316.34, ББК 60.524.41

© Ильин В.А., Морев М.В.

Тревожное будущее 2024 года

Владимир Александрович ИЛЬИН

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: ilin@vscc.ac.ru

Михаил Владимирович МОРЕВ

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация, 160014, ул. Горького, д. 56а E-mail: 379post@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о перспективах реализации Указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, а также о выполнении ключевых установок главы государства, озвученных им в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. На основе экспертных оценок, анализа «Прямой линии» с В. Путиным, состоявшейся 7 июня 2018 г., и результатов международных исследований и общероссийских социологических опросов сделан вывод о том, что при фактически неизменном составе кабинета министров на ближайшую «шестилетку» реализовать амбициозные планы по внутреннему развитию страны будет крайне сложно. По мнению многих экспертов, для прорывного развития нужны кардинальные перемены в Правительстве. Это продиктовано и геополитической ситуацией, и ожиданиями широких слоев населения. Тем не менее в начале четвёртого президентского срока В. Путиным такие шаги не предприняты, что делает маловероятным выполнение им своих предвыборных обещаний, а, скорее, позволяет прогнозировать продолжение доминирования «олигархического капитализма» в системе государственного управления.

Ключевые слова: «майские указы», Президент, эффективность государственного управления, национальная безопасность, общественное мнение.

Для цитирования: Ильин В.А., Морев М.В. Тревожное будущее 2024 года // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 3-24. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.1

For citation: Ilyin V.A., Morev M.V. The disturbing future of 2024. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2018, vol. 11, no. 3, pp. 3-24. DOI: 10.15838/esc.2018.3.57.1

7 мая 2018 г. В. Путин официально вступил в должность Президента РФ. В своей речи во время инаугурации он отметил: «Безопасность и обороноспособность страны надёжно обеспечены..., но сейчас мы должны использовать все имеющиеся у нас возможности, прежде всего для решения внутренних, самых насущных задач развития, для экономического, технологического прорыва, для повышения конкурентоспособности в тех сферах, которые определяют будущее. Новое качество жизни, благополучие, безопасность, здоровье человека — вот что сегодня главное, вот что в центре нашей политики»1.

Первым шагом Президента на пути к реализации данной стратегической цели стало подписание очередного майского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», официально закрепившего ключевые целевые установки, озвученные В. Путиным еще в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Следует отметить, что «снижение в два раза уровня бедности», «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира», «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет)» и другие задачи майского Указа2 полностью соответствовали последовательной логике политической риторики Президента, ожиданиям широких слоев населения и прогнозам экспертов, рассчитывавших на то, что после инаугурации «тема прорыва, которая прозвучала в Послании Президента, зазвучит в новом качестве и развернется в конкретных заданиях»3.

С этой точки зрения «майские указы» занимают особое место среди всех прочих документов законотворческого характера, поскольку именно они отражают суть предвыборных обещаний национального лидера. То, как выполняются «майские указы» — ключевые стра-

1 Выступление В.В. Путина во время инаугурации 7 мая 2018 г. // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57416

2 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin. ru/events/president/news/57425

3 Матвейчев О. Политическая унификация // Изве-

стия. 2018. 23 апр. https://iz.ru/733809/oleg-matveichev/

politicheskaia-unifikatciia

тегические направления деятельности на ближайший президентский срок, — свидетельствует об эффективности всей системы государственного управления. Потому что сама постановка правильных целей и задач немногого стоит без столь же последовательной и системной их реализации.

«Тема прорыва» действительно «развернулась в конкретных заданиях», однако вопреки мнению многих экспертов, считающих, что «когда хотят сделать реформы, ищут и приводят новых людей. Делать реформы с людьми, которые много лет этого не делали — провальная затея»4, вторым своим шагом на пути мобилизационного развития России Президент выдвинул кандидатуру Д. Медведева на пост Председателя Правительства. Фактически это означало, что и в самом кабинете министров существенных изменений не предвидится. А это, в свою очередь, может говорить лишь о том, что в период четвертого президентского срока в российской системе государственного управления продолжится доминирование «капитализма для избранных».

Изменения в новом составе российского правительства произошли, но в основном они свелись не к устранению «отыгранных» или появлению «свежих» фигур (хотя и без этого не обошлось), а к «рокировкам» внутри кабинета министров. Вся эта живописная чехарда со сменой кресел и кабинетов в Белом доме при взгляде снаружи кажется очередной иллюстрацией к знаменитой крылов-ской басне «Квартет» с известной моралью: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!» Но...5

«Описать перспективы нового правительства, — как отмечают некоторые эксперты, — довольно сложно, так как команда под Медведева сформирована не с точки зрения какой-то политической логики и стратегии когда есть установка, к примеру, создать правительство либерального курса или консервативного курса.

4 Лица знакомые и не очень: политологи о новом правительстве Медведева // Информационный портал «Новые известия». https://newizv.ru/news/politics/08-05-2018/ litsa-znakomye-i-ne-ochen-politologi-o-novom-pravitelstve-medvedeva (мнение д. полит. н. Ю. Нисневича).

5 Нагорный А. Путин: срок четвертый // Завтра. 2018. 18 мая http://zavtra.ru/blogs/putin_srok_chetvyortij

Мнения экспертов:

1. Несмотря на появление в составе кабинета достаточно приличного количества свежих лиц новое правительство Дмитрия Медведева удивительным или, напротив, совсем не удивительным образом напоминает старое правительство Дмитрия Медведева. Мы получили отретушированный, освеженный, заново накрашенный и отлакированный, освобожденный от балласта, но при этом все тот же хорошо знакомый нам "политический продукт"6.

2. Чуда не произошло. Дмитрий Медведев - снова премьер-министр. В формируемом составе уже виден большой лоббистский пакет, основные бенефициары которого: Чемезов, Ковальчуки, Ротенберги, Собянин. По ходу детализации нового майского указа увидим и более мелких игроков7.

3. Мало кто обратил внимание, но на инаугурации сам собой сложился замечательный образ, картинка - «пустые коридоры власти. Помните, президент идёт по коридорам, а там - пусто. Вот и правительство - тасуется колода, но ничего не меняется на самом деле...Очевидно, что власть с точки зрения новых кадров, новых идей - абсолютно пустая. Поэтому какие-то большие ожидания строить тут, мягко говоря, не стоит...8

4. Если в стране готовится кардинальная смена экономической и в целом внутренней политики, то все начинается со смены премьера. В данном случае перемен никаких: всё идет по пути консервации безынициативной работы, направленной лишь на поддержание текущей жизнедеятельности государства9.

Нынешние назначения будут означать очередную балансировку различных политических групп влияния...Фактически нужно рассматривать каждую перестановку, исходя из межличностных отношений. Каждый из ожидаемых вице-премьеров так или иначе относится к одной из финансовых групп»10.

Можно ли назвать назначение Д. Медведева последовательным шагом Президента в плане достижения тех амбициозных стратегических ориентиров, которые были озвучены на ближайшую «шестилетку»? Во время своих официальных выступлений в конце третьего и начале четвертого президентского сроков В. Путин не-

6 Ростовский М. Правительство не «ах»: почему каб-мина Медведева на самом деле нет // Московский комсомолец. 2018. 18 мая http://www.mk.ru/politics/2018/05/18/ pravitelstvo-ne-akh-pochemu-kabmina-medvedeva-na-samom-dele-net.html

7 Лица знакомые и не очень: политологи о новом правительстве Медведева // Информационный портал «Новые известия». https://newizv.ru/news/politics/08-05-2018/ litsa-znakomye-i-ne-ochen-politologi-o-novom-pravitelstve-medvedeva (мнение президента коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Е. Минченко).

8 Там же (мнение д. полит. н. Ю. Нисневича).

9 Башкатова А. Новое Правительство становится кабинетом одного министра // Независимая газета. 2018. 11 мая. http://www.ng.ru/economics/2018-05-11/1_7222_ siluanov.html (мнение директора Института актуальной экономики Н. Исаева).

10 Нагорный А. Путин: срок четвертый // Завтра. 2018. 18 мая http://zavtra.ru/blogs/putin_srok_chetvyortij (мнение руководителя Центра развития региональной политики И. Гращенкова).

однократно высказывался по поводу деятельности Правительства и общим лейтмотивом его оценки было: «Не всё удалось достичь, но в целом результат положительный».

Действительно, если сравнивать международное положение и уровень социально-экономического развития современной России и России в 90-х или начале 2000-х гг., то прогресс очевиден, и с этой точки зрения выдвижение кандидатуры Д. Медведева — шаг вполне последовательный и оправданный. Однако внутренние и внешние глобальные вызовы, встающие перед страной, не оставляют возможности жить прошлым 10—20-ти-летней давности. Ведь и потребность именно в прорывном, а не поступательном, эволюционном развитии во многом носит вынужденный характер. Она возникла лишь потому, что Россия достигла критических рубежей с точки зрения отставания от развитых стран. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на последние данные об Индексе глобальной конкурентоспособности. Хотя в соответствующем рейтинге за период с 2012 по 2018 г. Россия поднялась с 66 на 38 место, она по-прежнему не входит даже в 20-ку лидеров, соседствуя с такими странами, как Индонезия, Мальта, Польша и Индия. При этом по критерию «Инновационный потенциал» (без которого невозможно рассчитывать на прорывное развитие в ближайшем будущем) Россия была и остается далеко позади стран «Большой восьмерки», Китая и Индии, располагаясь в списке

Много было сделано в ходе реализации майских указов 2012 года. Должен сказать, что есть какие-то недовыполнения, но в целом, как бы высоко ни были подняты планки этих указов, если бы их не было, то не было бы и результатов, которые мы имеем сегодня11.

Ключевые направления работы Правительства были связаны с реализацией майских указов 2012 года. Да, здесь были сложности, проблемы, не всех показателей удалось достичь с точностью до запятой. Так всегда бывает, когда берёшься за масштабный, долгосрочный проект. При этом ситуация постоянно менялась, появлялись новые, часто очень объективные факторы. Но, повторю, ощутимые результаты, динамика, изменения есть. Стратегический вектор развития задан правильно12.

по соседству с Таджикистаном, Гвинеей, Тай-ландом и Сенегалом13 (вкладка 1). «Именно отставание, — как отметил Президент в Послании Федеральному Собранию, — вот главная угроза и вот наш враг. И если не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться».

Целевая установка на прорывное развитие и преодоление отставания от ключевых участников геополитической конкуренции была озвучена Президентом 1 марта 2018 г. в Послании Федеральному Собранию и нашла широкую поддержку в российском обществе, обеспечив В. Путину безоговорочную победу на президентских выборах. Между социумом и государством сформировались своего рода новые пункты общественного договора, ориентированные на мобилизационное решение наболевших внутренних вопросов, связанных с динамикой уровня и качества жизни, работой социальных лифтов, эффективным решением социальных проблем и т.д. Как отмечает Н. Стариков, «любое государство всегда покоится на определенном общественном договоре, в каждом обществе есть консенсус, на основе

11 Послание Президента Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. // Официальный сайт Президента. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

12 Выступление В.В. Путина на встрече с членами Правительства 7 мая 2018 г. // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57415

13 Официальный сайт Всемирного экономического

форума. Режим доступа: http://reports.weforum.org/ global-competitiveness-index-2017-2018/competitiveness-rankings/#series=EOSQ057

которого формируется его дальнейшее развитие. Если общественного договора, если такого консенсуса нет — общество впадает в стадию нестабильности, а государство может и перестать существовать»14.

Однако, как показывает исторический опыт, каждый новый общественный договор сопровождается не только новыми целевыми установками, но и новыми идеями и механизмами по их воплощению, а значит — новыми лицами во властвующей элите, реализующими свое представление о будущем. Так, специфический общественный договор существовал в нашей стране после распада Российской империи и прихода к власти большевиков; совершенно иным был общественный договор, который базировался на патриотических настроениях после победы в Великой Отечественной войне и на осознании необходимости мобилизационного восстановления страны, разрушенной кровопролитными боевыми действиями.

Несмотря на предательство национальных элит и безусловную причастность «коллективного Запада», распад Советского Союза отчасти тоже являлся негласным общественным договором, поскольку он бы не состоялся, если бы в обществе не назревала потребность в более свободной и разнообразной жизни, отголоски которой доносились с Запада. Так же как и ликвидация комплексных негативных последствий 1990-х гг. легла в основу негласного консенсуса между обществом и властью, обеспечив безоговорочную поддержку решительным и безаппе-ляционным действиям В. Путина по наведению порядка в системе государственного управления, восстановлению экономики и уровня жизни широких слоев населения, проведению курса независимой внешней политики.

Таким образом, не каждый из этих общественных договоров в истории России имел позитивные последствия, но каждый из них осуществлялся разными людьми, находившимися у власти, привнося специфику, прежде всего, в идейное развитие страны. И с этой точки зрения, учитывая амбициозные планы на ближайшую «шестилетку», сложно рассчитывать на то, что фактически не изменившийся состав Правительства позволит сделать новый шаг в развитии.

14 Стариков Н. От Беловежского консенсуса к консенсусу Крымскому // Официальный блог Н. Старикова https://nstarikov.ru/blog/80284

Вкладка 1

-8-

5*

Контрольные показатели Рейтинга глобальной конкурентоспособности (World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2011 - 2012; место среди 142 стран - участниц исследования)

Контрольные показатели США Германия Великобритания Япония Канада Франция Китай Россия Индия Италия

Качество институтов 41 20 24 25 14 29 46 127 72 90

Инфраструктура 13 2 12 15 И 4 44 48 89 32

Макроэкономическая стабильность 90 30 85 ИЗ 49 83 10 44 105 92

Здоровье и начальное образование 42 23 14 9 6 16 32 68 101 20

Высшее образование и профессиональная подготовка 13 7 16 19 12 20 58 52 87 41

Эффективность рынка товаров и услуг 24 26 19 18 12 38 45 128 70 59

Эффективность рынка труда 4 64 7 12 5 68 36 65 81 123

Развитость финансового рынка 22 39 20 32 13 18 48 127 21 97

Уровень технологического развития 20 14 8 25 16 13 77 68 93 42

Размер внутреннего рынка 1 5 6 4 14 7 2 8 3 9

Конкурентоспособность компаний 10 4 8 1 24 14 37 114 43 26

Инновационный потенциал 5 7 13 4 И 17 29 71 38 43

Индекс глобальной конкурентоспособности 5 6 10 9 12 18 26 66 56 43

В 2012 г. по Индексу глобальной конкурентоспособности Россия находилась на 66 месте среди 142 стран — участниц исследования — по соседству с Латвией, Вьетнамом, Перу и Колумбией.

Среди анализируемых стран (страны 08 + Индия и Китай) Россия занимала последнее место по 5 из 12 основных критериев: «Качество институтов» (127 место в мире), «Эффективность рынка товаров и услуг» (128), «Развитость финансового рынка» (127), «Конкурентоспособность компаний» (114) и «Инновационный потенциал» (71).

Вкладка 1 (продолжение)

5*

Контрольные показатели Рейтинга глобальной конкурентоспособности (World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2017-2018; место среди 137 стран - участниц исследования)

Контрольные показатели США Германия Великобритания Япония Канада Франция Китай Россия Индия Италия

Качество институтов 20 21 12 17 15 31 41 83 39 95

Инфраструктура 9 10 И 4 16 7 46 35 66 27

Макроэкономическая стабильность 83 12 68 93 47 63 17 53 80 96

Здоровье и начальное образование 29 13 17 7 8 24 40 54 91 25

Высшее образование и профессиональная подготовка 3 15 20 23 13 22 47 32 75 41

Эффективность рынка товаров и услуг 7 И 10 13 18 36 46 80 56 60

Эффективность рынка труда 3 14 6 22 7 56 38 60 75 116

Развитость финансового рынка 2 12 13 20 7 33 48 107 42 126

Уровень технологического развития 6 8 4 15 23 21 73 60 107 41

Размер внутреннего рынка 2 5 7 4 16 8 1 6 3 12

Конкурентоспособность компаний 2 5 7 3 23 16 33 71 39 25

Инновационный потенциал 2 5 12 8 23 17 28 49 29 34

Индекс глобальной конкурентоспособности 2 5 8 9 14 22 27 38 40 43

-8-

За период с 2012 по 2018 г. позиция России в Рейтинге глобальной конкурентоспособности, а также по большинству ключевых критериев существенно улучшилась. Тем не менее Россия по-прежнему не входит даже в 20-ку стран-лидеров. В 2018 г. по Индексу глобальной конкурентоспособности она занимала 38 место в мире, значительно уступая ключевым участникам геополитической конкуренции: США (2 место в мире), Германии (5), Великобритании (8), Японии (9), Китаю (27). Ближайшие соседи России по рейтингу — Индонезия, Мальта, Польша и Индия.

Среди анализируемых стран (страны 08 + Индия и Китай) Россия занимает последнее место по 3 из 12 критериев: «Эффективность рынка товаров и услуг» (80 место в мире); «Конкурентоспособность компаний (71)», «Инновационный потенциал» (49). Причем по последнему показателю Россия соседствует в списке с такими странами, как Таджикистан, Гвинея, Тайланд и Сенегал.

Динамика статистических показателей и данных опросов общественного мнения в период третьего президентского срока В. Путина наглядно показывает, что те механизмы, которые работали 15—20 лет назад, сегодня перестают работать. Вместо этого мы всё чаще слышим об очередных коррупционных скандалах и трагических событиях, уносящих жизни сотен россиян по причине халатности и безответственности чиновников на всех уровнях власти. Другими словами, если у России испокон веков было две беды — дураки и дороги, то в современных реалиях к ним смело можно добавить еще две — «абсолютная неэффективность и абсолютная безответственность»15.

Причем не меньшее количество фактов остается «за кадром» для широкой общественности. В частности, по поводу деятельности крупнейших госкорпораций, управляющих основными массивами национального достояния. К примеру, дело А. Фэка — по мнению некоторых экспертов, «лучшего в России нефтегазового аналитика в рейтингах 2015—16 годов»16, который был уволен за свои отчеты о деятельности «Роснефти» и «Газпрома»17.

8 мая, выступая на пленарном заседании Государственной Думы, В. Путин отметил, что для реализации «майского Указа» 2018 г. потребуется дополнительно «не менее 8 триллионов рублей». Президент упомянул при этом, «что это не просто болтовня и слова, мы всё считали. Я не знаю, как это у правительства будет получаться в ходе практической реализации того, что мы планируем делать, надеюсь, что всё будет получаться так, как мы и планируем, но в целом это должна быть системная и выстроенная работа»18.

15 Выступление А. Макарова на ПМЭФ 2018 // Комсомольская правда. 2018. 27 мая. https://www.vologda.kp.ru/ daily/26834.7/3874829/

16 С выводами на выход; за что уволили аналитика Sberbank С1В и что будет с его карьерой // Коммерсант. 2018. 23 мая. https://www.kommersant.ru/doc/3637070

17 Уволенный аналитик «Сбербанк С1В» ответил на критику Грефа / Ю. Котова, Г. Старинская и др. // Ведомости. 2018. 24 мая. https://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2018/05/24/770650-uvolennii-analitik-cib-kritiku-grefa

18 Стенограмма пленарного заседания Государствен-

ной Думы 8 мая 2018 г. // Официальный сайт Государствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной Думы РФ. Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/

node/4884/

Регулярные проверки Общероссийского народного фронта в рамках мониторинга достижения целевых показателей социально-экономического развития, оценки экспертов, а также сухие данные официальной статистики19 наглядно говорят о том, как у Правительства «получалось в ходе практической реализации» выполнять майские указы 2012 г. Эти указы «охватывали различные сферы экономики, предписывая обеспечить рост производительности труда, создать миллионы высокотехнологичных рабочих мест, облегчить ведение бизнеса и т.д. Но далеко не все из них в итоге были достигнуты. К примеру, власти отчитались о повышении зарплат бюджетникам, но зачастую это достигалось сменой методики расчета средней зарплаты, сокращением персонала и манипуляциями со ставками. Некоторые показатели вроде создания 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест и вовсе будто были забыты». По итогам 2017 г. их в стране оказалось свыше 17 млн. Это меньше уровней 2013 г., когда в РФ насчитывалось 17,5 млн. высокопроизводительных рабочих мест»20.

Основной причиной того, что при реализации майских указов 2012 г. кабинету министров «не всех показателей удалось достичь в точности до запятой»21,является давление Запада (после того как «Единая Россия», возглавлявшаяся к тому же Председателем Правительства (!),

19 Источники:

1. Бречалов А.В.: С марта 2014 г. ОНФ рекомендовал снять с контроля только 24 поручения // Официальный сайт Общероссийского народного фронта. Режим доступа: https://onf.ru/2016/05/16/brechalov-s-marta-2014-goda-onf-rekomendoval-snyat-s-kontrolya-tolko-24-porucheniya/

2. Жулин А.Б. Перспективы административной реформы // Материалы пленарной сессии XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Официальный сайт Высшей школы экономики. — Режим доступа: https://www.hse. ru/news/science/181135658.html

3. Ильин В.А., Морев М.В. «.А самое главное — в России не будет нищих». «Капитализм для своих» — ключевая проблема национальной безопасности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 2. С. 9-23.

20 Дисциплинирующая сущность майских указов (редакционная статья) // Независимая газета. 2018. 16 мая. http://www.ng.ru/editorial/2018-05-16/2_7225_red.html

21 Выступление В.В. Путина на встрече с членами Правительства 7 мая 2018 г. // Официальный сайт Президента РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57415

Нынешняя ситуация, когда председатель правительства является лидером партии, чья фракция в Государственной Думе имеет конституционное большинство, с нашей точки зрения, является нарушением принципа разделения властей, потому что фактически позволяет председателю правительства контролировать одну из палат Федерального Собрания22.

Еще после публикации «кремлевского доклада» эксперты и политологи высказывали мнение, что Вашингтон, выкладывая расширенный список, пытается воздействовать на российскую элиту, спровоцировать ее раскол, заставить тех, кто заинтересован в хороших отношениях с Западом, открыто противопоставить себя Кремлю. Апрельские санкции встраиваются в эту логику: крупный бизнес, теряющий большие деньги, должен задуматься о том, стоит ли и дальше двигаться в фарватере кремлевской политики... На гражданах санкции против крупного бизнеса сказываются в любом случае. Предприниматели из американского списка - это крупные налогоплательщики, инвесторы и создатели рабочих мест23.

получила конституционное большинство в Государственной Думе, сетовать на различия во мнениях и политические дискуссии нет смысла). Однако и в 2018—2024 гг. ждать нормализации отношений с Западом не приходится. Более того, если в 2012—2018 гг. это давление концентрировалось преимущественно на политических аспектах (что было с успехом конвертировано в консолидационно-патриоти-ческие настроения), то в 2018 г. оно принимает новую форму: на фоне непрекращающихся информационных вбросов (дело Скрипаля, химатака в сирийском городе Дума) был подготовлен очередной пакет экономических санкций, по мнению многих экспертов, — «самый внушительный с 2014 года». Новые санкции, безусловно, затронут широкие слои населения, но нацелены они не на общество, а в первую

22 Из выступления руководителя фракции партии «Справедливая Россия» С.М. Миронова на пленарном заседании Государственной Думы 8 мая 2018 г. // Официальный сайт Государственной Думы РФ. Режим доступа: http://transcript.duma.gov.ru/node/4884/

23 О внутренней политике во время холодной войны (редакционная статья) // Независимая газета. 2018. 12 апр. http://www.ng.ru/editorial/2018-04-12/2_7210_red.html

очередь на экономическую элиту, то есть тех людей, которые имеют собственные, вполне конкретные интересы и которых (в отличие от широких слоев населения) не «пронять» никакой патриотической риторикой.

«Запад ведёт дело к тотальной войне, любой ценой, вне всяких правил, ибо регулярную войну, как показывает история, ему у России не выиграть... А что с нашей стороны? А у нас всё видится как-то иначе, не спеша, в рамках нормативного правового пространства, в совершенно ином ритме, в иных, каких-то своих исторических циклах...Мы оформляем следующий шестилетний срок, последний по счёту, ибо у нас, и это принципиальный момент для соблюдения юридической нормативности, всё по закону, как прописано в Конституции, которая, вопреки всякой логике, несмотря на свой колониальный формат, незыблема и абсолютна. Но вот именно тот факт, что грядущий шестилетний срок будет последним, и придаёт всей ситуации предельного драматизма, ибо разворачиваться он будет в условиях каскадного нарастания внешних вызовов и, в конечном итоге, тотальной войны...»24

Если бы по закону Путин мог продолжать оставаться президентом и после 2024 года, он сам оказался бы политическим бенефициаром социально-экономических инвестиций, а правительство - исключительно инструментом. Примерно так получилось с майскими указами 2012 года. Путин озвучил идею роста социальных расходов во время президентской кампании и набрал на этом очки. Правительство, в свою очередь, не вполне справлялось с реализацией указов, подвергалось критике, его рейтинг был значительно ниже рейтинга президента.

Сейчас этот вариант не может устраивать правящую элиту. Во-первых, Указ «О национальных целях» нужно выполнить. Во-вторых, позитивный публичный эффект этой работы не может быть отложенным, во всяком случае, он должен проявиться в пределах ближайшего электорального цикла. В-третьих, должен быть еще кто-то, помимо Владимира Путина, чей политический вес вырастет благодаря реализации новой социально-экономической политики25.

24 Коровин В. Голгофа последнего срока // Завтра. 2018. 21 мая. http://zavtra.ru/blogs/golgofa_poslednego_sroka

25 О новой операции «Преемник» (редакционная статья) // Независимая газета. 2018. 15 мая. http://www.ng.ru/

editorial/2018-05-15/2_7224_red.html

Таким образом в отношении главного фактора, препятствовавшего выполнению майских указов 2012 г., ситуация не только не изменилась, а даже ухудшилась. Более того, задача обеспечения реальной ощутимости результатов выполнения майских указов для широких слоев населения (а не только для показателей отчетности Правительства) была и остается актуальной. Но изменились сроки. Теперь эффект должен проявить себя не через 6 лет, а уже через год-два. Иначе доверие к власти может резко снизиться, в том числе и доверие лично Президенту, которое на сегодняшний день является фундаментом легитимности власти в целом (доверие Правительству и региональным властям несоизмеримо ниже, чем главе государства).

В новом Правительстве, состав которого был поддержан Государственной Думой и утвержден Президентом 15 мая 2018 г., большинство экспертов отмечают лишь два довольно заметных изменения: разделение министерства образования и науки, а также усиление связки «Силуанов — Кудрин» за счет того, что первый занял пост вице-премьера, второй возглавил Счетную палату. И если в отношении первого изменения в настоящее время существуют разные оценки, то по поводу усиления финансового блока Правительства мнения экспертов вполне однозначны: это позволит в еще большей степени манипулировать статистикой, подводя экономические показатели под необходимую отчетность, а не реализацию интересов большинства населения.

В российской «властной вертикали» сформировалась и выдвинулась на первый план мощнейшая политическая связка Силуанов-Кудрин (или Кудрин-Силуанов). Теперь их влияние становится едва ли не доминирующим, поскольку совместными усилиями они могут «сканировать» любое министерство и ведомство, вплоть до разведки и армии, не говоря уже о структурах попроще. Баланс приоритетов российской «властной вертикали»»и - уже как следствие - баланс сил внутри неё, явно смещаются в сторону финансовых операций26.

26 Нагорный А. Путин: срок четвертый // Завтра. 2018. 18 мая. http://zavtra.ru/blogs/putin_srok_chetvyortij

«Поствыборное правительство станет кабинетом одного министра финансов, который станет еще и первым вице-премьером. Такая конфигурация не предполагает альтернативного взгляда на бюджетную политику»27. Поэтому и Т. Голикову, ранее выступавшую с критикой в адрес многих ведомств, на посту руководителя Счетной палаты заменил А. Кудрин. «Окончательно правительство не сформировано, но уже можно говорить об усилении роли финансового блока и консервации текущей ситуации... де-факто задачей такого кабмина станет вовсе не прорыв, а обеспечение жизнедеятельности государства. Прорыв же можно будет потом просто нарисовать в отчетах»28.

Мнения экспертов29:

1. В целом можно согласиться с тем, что в работе правительства становится все меньше экономики и все больше бухгалтерии.

2. Новое правительство окончательно перестает быть местом для выработки стратегий и проведения в жизнь собственной политики. Оно превращается в группу исполнителей, главная задача которых - подобрать правильную методику расчета статистических показателей, чтобы те соответствовали майскому указу и ожиданиям президента.

3. Большая часть задач выполняется просто сменой методики расчетов. Можно легко придумать такой набор критериев, чтобы Россия попала в «десятку ведущих стран мира по качеству общего образования» (пусть этот рейтинг не будет признаваться никем, кроме Кремля). «Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях» достигается существенным сокращением нормативного времени приема больного и повышением нормативного числа коек на одного врача.

Как всегда, показательными в этом плане становятся наиболее значимые «дискуссионные» площадки страны, которые всё больше напоминают «закрытую вечеринку». Так, в 2017 г. на Гайдаровском форуме не дали возможности выступить с докладом уполномоченному при

27 Башкатова А. Новое Правительство становится кабинетом одного министра // Независимая газета 2018. 11 мая. http://www.ng.ru/economics/2018-05-11/1_7222_ siluanov.html

28 Там же.

29 Там же.

Президенте России по правам предпринимателей Борису Титову — одному из кандидатов на пост главы государства, обладающему собственным взглядом и конкретной программой действий по развитию российской экономики («Стратегия роста»).

Та же история повторилась в 2018 г. на очередном Петербургском международном экономическом форуме, куда «людей с альтернативными взглядами просто не пригласили»30. При этом сами дискуссионные темы ПМЭФ—2018 напоминали скорее «отвлекающий сигнал, маскирующий фактор»31. Деофшоризация и долгосрочное планирование экономики, политика Центрального банка, повышение эффективности производства и другие «концептуальные стратегические вопросы просто не обсуждаются, они табуированы»32.

Не менее примечательные выводы можно сделать исходя из анализа «Прямой линии» с Президентом, которая состоялась 7 июня 2018 г.

Во-первых, обращают на себя внимание слова, которыми один из ведущих программы (К. Клейменов) начал телеэфир: «Многие темы традиционно повторяются из года в год. Это здравоохранение, жильё и, конечно, зарплаты и пенсии. Откровенно говоря, нам очень не хотелось бы превращать «Прямую линию» исключительно в книгу жалоб»33. Между тем, большинство «вопросов», задававшихся людьми, как таковые вопросами и не являлись. Чаще всего это были жалобы и даже «крики о помощи», заканчивавшиеся такими фразами, как «Мы просим Вашей помощи, содействия в этой проблеме», «До сих пор ничего не построено, хотя уже полтора года назад должны были сдать. А мы хотим жить. Помогите», «Мы на Вас очень надеемся», «Владимир Владимирович, помогите, пожалуйста, не дайте закрыть школу» и так далее34.

30 Катасонов В.Ю. «Очкастые козлы» доят комаров // Информационный портал «Россия новая». 2018. 28 мая [Эл. рес.]. Режим доступа: http://russnov.ru/valentin-katasonov-ochkastye-kozly-doyat-komarov-28-05-2018/

31 Там же.

32 Там же.

33 Стенограмма «Прямой линии» с В. Путиным // Российская газета. 2018. 7 июня. https://rg.ru/2018/06/07/ stenogramma-priamaia-liniia-s-vladimirom-putinym.html

34 Там же.

Некоторые выдержки из ответов Президента на вопросы населения, поступившие в ходе «Прямой линии»35:

- «То, что сейчас происходит, это недопустимо, это неправильно.»;

- «Нам, безусловно, нужно персонифицировать ответственность.»;

- «Дополнительно ещё раз проверим, хотя мы неоднократно к этой теме возвращались.»;

- «Да, Вы, безусловно, правы, и я тоже об этом говорил, это одна из очень острых и чувствительных проблем.»;

- «Мне даже неловко слушать о том, что до сих пор существует проблема, скажем, с трудоустройством. Мы уже неоднократно обращались к этому вопросу.»;

- «Это все нужно сделать. Вот я еще раз об этом говорю Министру внутренних дел и руководству самой миграционной службы. Постараюсь сделать так, чтобы в вашем случае проблема была закрыта. Но она носит более широкий характер.»;

- «Я, пользуясь Вашим вопросом, хочу еще раз на это обратить внимание руководителей российских регионов. Мы обязательно это обсудим на одном из ближайших Госсоветов. И попрошу и Администрацию, и Правительство Российской Федерации, соответствующих министров, возглавляющих те или иные отрасли, проанализировать ситуацию и доложить мне в самое ближайшее время, что происходит.»;

- «Проблема в целом понятна. Это не единственный случай подобного рода» и т.д.

Во-вторых, исходя из ответов Президента, можно в очередной раз констатировать, что речь идет о регулярном невыполнении местными чиновниками его целевых установок. В. Путин постоянно обращает на это внимание, но если система не работает в целом, то и рассчитывать здесь можно только на решение единичных проблем конкретных людей, сумевших все-таки обратиться к Президенту лично, «пробившись» в прямой эфир: 79 вопросов из 2,7 млн.

Приведенные выше факты делают вполне объяснимыми пессимистические прогнозы экспертов о том, что амбициозные планы по «решительному прорыву» во внутреннем социально-экономическом развитии России так и

35 Там же.

1 марта 2018 г. Президент РФ В.В. Путин обратился с ежегодным Посланием к Федеральному

Собранию России. Как Вы считаете, насколько реалистичны задачи, которые Президент озвучил в своем Послании, и будут ли они выполнены или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от числа тех, кто следил за Посланием или узнал его содержание из новостей)

Вариант ответа 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2018 г.

Президент озвучил конкретные, реальные задачи и, скорее всего, они будут выполнены в кратчайшие сроки 28 31 31 36 29 49 34

Президент озвучил конкретные, реальные задачи, но они не будут выполнены из-за коррупции и бюрократии во власти 49 47 40 42 46 31 47

Предложения президента слишком общие, неконкретные, их невозможно реализовать 11 12 17 16 20 8 6

Затрудняюсь ответить 12 10 12 6 5 12 13

останутся на бумаге. «Многие сомневаются в том, что цели, заложенные в новом документе, выполнимы. К примеру, сомнения вызывают цели по повышению ожидаемой продолжительности жизни. По итогам 2017 г. продолжительность жизни в стране составила 72 года. Согласно прогнозам Росстата, к 2024 году ожидаемая продолжительность жизни в России в лучшем случае составит 76,7 года, в худшем — 73,3 года. Амбициозно выглядит и постулат о „вхождении РФ в число пяти крупнейших экономик мира"». Вопрос только в том, как и за счет чего правительство будет достигать всех заявленных показателей»36.

Как показали исследования ВЦИОМ, россияне не очень-то рассчитывают на выполнение целевых установок, озвученных В. Путиным в Послании Федеральному Собранию: в том, что этому воспрепятствует коррупция и бюрократия во власти, уверены 47% людей (почти каждый второй гражданин России)37.

Согласно данным Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ФНИСЦ) самыми реализуемыми задачами Послания россияне считают «усиление оборонной мощи страны» (59%) и «обеспечение рывка в сфере науки и высоких технологий» (38%), однако эти задачи не входят в число наиболее востребованных для общества (вкладка 2).

36 Дисциплинирующая сущность майских указов (редакционная статья) // Независимая газета. 2018. 16 мая. http://www.ng.ru/editorial/2018-05-16/2_7225_red.html

37 Послание Президента Федеральному Собранию: первые впечатления: пресс-выпуск ВЦИОМ. 2018. №3602.

13 марта. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116743

Наиболее актуальными задачами для общества, как показывают опросы, являются «рост реальных доходов» (98%), «создание доступной и качественной медицинской помощи» (98%), «приведение в порядок региональных и местных дорог» (98%), «увеличение размеров пенсий и их индексация выше темпов инфляции» (96%). Все они входят в число тех целевых установок Президента, которые, по мнению россиян, не будут достигнуты (это отмечают 37—40% людей).

21 марта на расширенном заседании общественного совета федерального проекта «Локомотивы роста» ВПП «Единая Россия» и представители Российской академии наук обсуждали вопросы о том, как решить поставленную В. Путиным задачу обеспечения лидерства России в новом технологическом цикле Чем обеспечить рывок? Как отметил Б. Грызлов, «у России есть всё, чтобы справиться с главной угрозой — технологическим отставанием. Есть цели, сформулированные главой государства и поддержанные, как мы видим, большинством граждан. Есть ресурсы — как природные и географические, так и преимущества иного порядка — богатая история нашего государства, творческий и научный потенциал народа России. Есть и те передовые, не имеющие аналогов достижения, о которых говорил Президент во второй части Послания».38

38 «Локомотивы роста» — стартуют! // Новости Российской академии наук / Официальный сайт РАН. 2018. 22 марта. http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id= 99a2b527-7fac-4a91-a0e8-53d19068b067

Однако в этот перечень, озвученный Председателем Высшего совета «Единой России» (напомним, правящей партии, обладающей конституционным большинством в Государственной Думе), к сожалению, не вошло качество государственного управления — главный, системообразующий фактор, без которого все конкурентные преимущества страны не способны дать ожидаемый результат. И это наглядно подтверждалось выступлением президента РАН академика А.М. Сергеева, акцентировавшего внимание на тех барьерах, которые препятствуют науке «стать, наконец, производительной силой нашей экономики»: «доминирующая сырьевая направленность экономики», «архаичная» материальная база науки, «долина смерти» между фундаментальной и прикладной наукой, между наукой и бизнесом и т.д. Всё это, по большому счету, результат неэффективного управления, которое (судя по составу «нового» Правительства) продолжится и в ближайшую «шестилетку».

Таким образом, данные статистики, оценки экспертов, результаты исследования общественного мнения и уже ставший фактом реальный опыт выполнения майских указов 2012 года, вырисовывают достаточно пессимистическую картину как в отношении выполнения майского Указа 2018 г., так и в целом — в отношении реализации целевых установок Президента на прорывное развитие России и преодоление отставания от развитых стран по большинству ключевых сфер жизни и, прежде всего, по тем аспектам, которые наиболее востребованы российским обществом. Ведь «майские указы» — это лишь верхушка айсберга. На самом деле, когда система не работает, то последствия этого проявляются в самых разных аспектах общественной, политической и экономической жизни: от взяточничества на местах до неэффективного курса экономического развития; от закрытия школ и больниц в каком-нибудь селе до стойкого отставания России от наиболее развитых стран мира в плане потенциала инновационного развития.

«Оптимизм» может внушать разве что саркастический комментарий председателя комитета Государственной Думы по бюджету и налогам А.М. Макарова, по-видимому, со знанием дела отметившего, что «главная задача по выполнению Указа Президента решена.

Мы передали Министерству экономического развития Росстат»39.

«В рамках нынешних структуры российской власти просто нет обеспечения для тех ответов, которые требуются имеющимся, идущим извне вызовам. Никакого содержательного ответа просто и не может возникнуть, потому что это противоречит самой сути нынешней власти — поверхностной, легковесной, с лёгкостью проматывающей доставшееся им, но не ими созидавшееся наследство — смысловое, идейное, мировоззренческое, в первую очередь. Опасно развлекаясь в лихих 1990-х, гуляя на широкую ногу в тучных 2000-х, похмеляясь в кризисных 2010-х, нынешние элиты сожрали будущее. Они его просто протратили, разбазарили, рассеяли, вывезли в офшоры. А на любой вопрос прикрывались фигурой Самого. Да, он прикрывал их, поэтому ничего не успел сделать для будущего, а содержательный ответ на вызов времени заместил собой. No future. Осталось только настоящее, ещё шесть лет без следующего срока»40.

Многие эксперты (в т.ч. Ю. Болдырев, М. Делягин), рассуждая о ключевых проблемах и будущем России, неоднократно приходили к выводу о том, что всё в руках Президента и Федерального Собрания, в их власти сформировать такое Правительство, которое будет способно эффективно и без всяких оговорок выполнять целевые установки, достигать конкретных показателей, закрепленных в соответствующих указах и стратегических документах.

Новых лиц, способных привнести какие-то яркие и нестандартные идеи, а затем продавить их реализацию, в новом правительстве нет. Потенциал его членов хорошо известен. Впрочем, все это не имеет большого значения. От правительства, по большому счету, вообще мало что зависит. Это технический орган. Основные параметры системы определяет президент, он же принимает ключевые решения41.

39 Выступление А. Макарова на ПМЭФ 2018 // Комсомольская правда. 2018. 27 мая. https://www.vologda.kp.ru/ (^/26834.7/3874829/

40 Коровин В. Голгофа последнего срока // Завтра. 2018. 21 мая. http://zavtra.ru/blogs/golgofa_poslednego_sroka

41 Лица знакомые и не очень: политологи о новом правительстве Медведева // Информационный портал Новые известия. https://newizv.ru/news/politics/08-05-2018/ litsa-znakomye-i-ne-ochen-politologi-o-novom-pravitelstve-medvedeva

Вкладка 2

Топ-10 самых важных задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию РФ,

по мнению россиян (%, данные ФНИСЦ РАН42)

о о

-8-

5*

Рост реальных доходов работающего населения Создание доступной и качественной медицинской помощи Приведение в порядок региональных и местных дорог Увеличение размеров пенсий, их индексация выше темпов инфляции Создание современной инфраструктуры в сельской местности Формирование равных образовательных возможностей Обновление и развитие российских городов с учетом мнения их жителей Закрепление России в пятерке крупнейших экономик мира

Увеличение средней продолжительности жизни россиян до 80 лет

Появление доступной (со средней ставкой 7%) для большинства российских граждан и их семей ипотеки

96

98

98

98

96 98

100

Ко

5

Ы у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

м

>

42 Филина О. Синицы превратились в журавлей: что думают россияне о выполнимости стратегических задач государства //Коммерсант. 2018. 28 мая. https://www.kommersant.ra/doc/3635558

о ►тЗ а> м

М

Вкладка 2 (продолжение)

Оценка респондентами реализуемости задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию РФ (%, данные ФНИСЦ РАН)

5*

-8-

Топ-10 задач, которые видятся реализуемыми в ближайшие 5—6 лет Топ-10 задач, которые вряд ли будут реализованы

1. Усиление оборонной мощи страны, разработка и внедрение новых уникальных видов вооружений 59 1. Увеличение средней продолжительности жизни россиян до 80 лет 46

2. Обеспечение рывка в сфере науки и высоких технологий 38 2. Приведение в порядок региональных и местных дорог 41

3. Появление доступной (со средней ставкой 7%) для большинства российских граждан и их семей ипотеки 34 3. Создание современной инфраструктуры в сельской местности 39

4. Закрепление России в пятерке крупнейших экономик мира 32 4. Увеличение размеров пенсий, их индексация выше темпов инфляции 38

5. Существенный рост малого и среднего бизнеса 28 5. Рост реальных доходов работающего населения 37

6. Рост реальных доходов работающего населения 27 6. Создание доступной и качественной медицинской помощи 37

7. Увеличение размеров пенсий, их индексация выше темпов инфляции 27 7. Формирование равных образовательных возможностей 36

8. Формирование равных образовательных возможностей 26 8. Обновление и развитие российских городов с учетом мнения их жителей 34

9. Устойчивый рост численности населения России 25 9. Формирование в стране массового среднего класса 31

10. Расширение пространства свободы во всех сферах жизни, укрепление институтов демократии, местного самоуправления 25 10. Снижение доли государства в экономике 27

£

а> м

0 *

1

о а>

а> £

а> а>

о -р.

о й 03

Шишкин С.М.: «.помимо государства, армии, есть в России народ, который голосует за Вас, Владимир Владимирович. Вот о нём Вы забыли. Для этого нужно поднять экономику, сделать прорыв в экономике не на бумаге, а на деле. Нужна для этого программа, кадры. В первую очередь кадры. Это не просто делать, но делать надо, иначе все Ваши реформы пройдут впустую. Правительство, которое Вы утвердили, не для народа. Не об этом правительстве Вам, Владимир Владимирович, говорил народ в период выборов. Путин - сильный президент, а сейчас нужен вождь. Нужна чистка правящей элиты, а это может сделать только вождь. Может ли Путин быть вождём? Может. В каких-то случаях он уже вождь. Народ ему поможет. Но время не ждёт»43.

Караваев А. (Санкт-Петербург): «Скажите, пожалуйста, как долго ещё будут расти цены на топливо - 45 рублей литр солярки, - сколько же можно это терпеть? Невозможно уже, остановите как-то это. Мы 18 марта сделали такой большой выбор, вся страна за Вас проголосовала, а Вы цены на бензин всё не можете остановить.»44

Из открытого письма правления «Камчатского краевого союза родовых-семейных рыболовецких общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДВ « Кизвизвэчъ»: « Владимир Владимирович, мы голосовали за Вас. И хотим озвучить в процентах, почему россияне, в том числе и Камчатка, пошли за Вами:

• 20% голосов - это Ваши успехи в ВПК, строительстве армии и защите внешнего суверенитета;

• 40% голосов за Вас - это вера в то, что Вы полностью поменяете правительство, а значит, и сам подход к развитию страны, в которой чиновник перестанет относиться к трудяге и честному коммерсанту как к быдлу;

• 40% голосов мы отдали за Вас в уверенности, что Вы и Ваша команда восстановят законы, по которым вор не только должен и будет сидеть в тюрьме, но и будет конфисковано всё его имущество и имущество его близких родственников, которое уже по определению вор нажил незаконно. Тогда у нас не будет таких страшных пожаров, как в Кемерове, не будут горячий асфальт укладывать в воду, стадионы не будут стоить как целые города. ВВП страны в одночасье вырастет в среднем на 40% от сегодняшнего, а ежегодный рост экономики по темпам будет опережать Китай. А самое главное - в России не будет нищих45.

Поэтому сегодня в экспертном сообществе всё чаще и, к сожалению, небезосновательно появляются мнения, что «Владимир Путин получил в мае 2018 года именно то правительство РФ, которое ему хотелось»46; а «техническое правительство получило совершенно технический майский указ в виде комбинации крайне расплывчато сформулированных стратегических целей»47. В 2012—2018 гг. Правительство приобрело опыт «выполнения» майских указов за счет элемен-

тарной смены методики расчетов, и есть все основания считать, что этот опыт будет воспроизведен и в период четвертого президентского срока В. Путина.Весь вопрос только в том, когда общество начнет адресовывать вопросы о неэффективности государственного управления и отсутствии ощутимой положительной динамики качества жизни не Председателю Правительства, а лично Президенту?

И, судя по всему, это уже происходит.

43 Шишкин С.М. Сталин нужен? Сталин нужен! Сталин нужен!!! // Завтра. 2018. 31 мая. http://zavtra.ru/blogs/ stalin_nuzhen_stalin_nuzhen_stalin_nuzhen (Шишкин С.М. — фронтовик, кавалер четырех боевых орденов, ордена Трудового Красного Знамени, медали к ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени, заслуженный работник культуры РСФСР).

44 Стенограмма «Прямой линии» с В. Путиным // Российская газета. 2018. 7 июня. https://rg.ru/2018/06/07/ stenogramma-priamaia-liniia-s-vladimirom-putinym.html

45 Президент! Ты нас не продай! // Аргументы недели. 2018. № 13 (606). 5 апр. http://argumenti.ru/society/2018/04/ 568556?typelink=openlink

46 Ростовский М. Правительство не «ах»: почему кабмина Медведева на самом деле нет // Московский комсомолец 2018. 18 мая. http://www.mk.ru/politics/2018/05/18/pravitelstvo-ne-akh-pochemu-kabmina-medvedeva-na-samom-dele-net. html

47 Башкатова А. Структуру нового правительства подгонят под фамилии вице-премьеров // Независимая газета. 2018. 13 мая. http://www.ng.ru/week/2018-05-13/8_7223_economy.html

Сведения об авторах

Владимир Александрович Ильин — член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель, Вологодский научный центр Российской академии наук (Российская Федерация,160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: ilin@vscc.ac.ru)

Михаил Владимирович Морев — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, заместитель заведующего отделом, Вологодский научный центр Российской академии наук (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: 379post@mail.ru)

Ilyin V.A., Morev M.V.

The Disturbing Future of 2024

Abstract. The article considers prospects for the implementation of Presidential Decree 204 "On national goals and strategic objectives of development of the Russian Federation for the period up to 2024" dated May 7, 2018 and for the implementation of key guidelines announced by the head of state in his Address to the Federal Assembly on March 1, 2018. We considered expert assessments, analyzed the Russian President's annual phone-in session with the nation (the "Direct Line") held on June 7, 2018, and discussed the results of international research and all-Russian sociological surveys. All this allows us to conclude that if the composition of the Cabinet remains virtually unchanged for the next six years, it will be extremely difficult to implement ambitious plans for the internal development of the country. According to many experts, ifwe want to achieve breakthrough development, it is necessary to change the Government radically. This is dictated by the current geopolitical situation and the expectations of the general population. Nevertheless, at the beginning of his fourth presidential term Vladimir Putin has not taken such steps; consequently, it is unlikely that he will fulfill his election promises. It rather allows us to say that "oligarchic capitalism" will continue to dominate in the system of public administration.

Key words: "May decrees", President, public administration efficiency, national security, public opinion.

Information about the Authors

Vladimir A. Ilyin — RAS Corresponding Member, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Scientific Director, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: ilin@vscc.ac.ru)

Mikhail V. Morev — Candidate ofSciences (Economics), Leading Researcher, Deputy Head ofDepartment, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: 379post@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.