Научная статья на тему 'ТРЕВОГА КАК РЕАКЦИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ'

ТРЕВОГА КАК РЕАКЦИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ТРЕВОГА / ОБУЧЕНИЕ / ЭКЗАМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева А.Н.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты тревоги как реакции на проведение основного государственного экзамена для учащихся 9-х классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANXIETY AS REACTION TO CONDUCT OF MAIN STATE EXAM FOR 9TH GRADE STUDENTS

The article discusses the theoretical and practical aspects of anxiety as a reaction to the conduct of the main state exam for 9th grade students

Текст научной работы на тему «ТРЕВОГА КАК РЕАКЦИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ»

УДК 37

Лебедева А.Н.

магистр психологии, учитель 1 категории МБОУ ЦО № 44

(г. Тула, Россия)

ТРЕВОГА КАК РЕАКЦИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические и практические аспекты тревоги как реакции на проведение основного государственного экзамена для учащихся 9-х классов.

Ключевые слова: тревога, обучение, экзамены.

Период юности представляет собой переход от подросткового возраста к взрослости. Хронологические границы юношества достаточно размыты: одни ученые определяют период юности с 15-17 до 21-22 (Д. Б. Эльконин,2007), другие - с 14-16 до 18-25 (Л. С. Выготский,2005), третьи объединяют подростничество и юность в один период 11-20 лет (Э. Эриксон,1996). В юношеском возрасте происходит переход от ведущей деятельности подросткового периода - общение - к учебно-профессиональной деятельности, которая связана с профессиональным самоопределением.

Обучающиеся уже в 9 классе готовятся к экзаменам и выбирают свою будущую профессию. К 11 классу выпускники уже определяются с профессией и выбирают соответствующие дополнительные экзамены и интересующие их вузы. Но не стоит забывать, что в настоящее время по статистическим данным Центра статистики и мониторинга образования многие школьники решают покинуть школу после 9 класса и поступить в техникум. Для учеников это является серьезным шагом к взрослой жизни, и если 18-летние выпускники уже

определились с выбором профессии, представляют свое место в жизни, то 15-16-летние девятиклассники просто теряются.

Кроме того, наибольшее волнение вызывают ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. Для девятиклассников таким испытанием является основной государственный экзамен (ОГЭ). Итоговые экзамены, которые выполняют функции выпускного и вступительного экзаменов, содержат в себе возможности и перспективы, но одновременно вызывает у выпускников сильное эмоциональное напряжение, повышенную тревожность, неопределенность, связанную с возможностью реализации дальнейших жизненных планов. Высокие результаты на ОГЭ зависят не только от хорошей подготовки, но и от положительного психоэмоционального состояния, поэтому в настоящее время достаточно актуальна проблема тревожности в юношеском возрасте.

Многие практикующие психологи используют понятие «тревога» и «тревожность» как синонимы. Но это не совсем верно. До XX века эти термины действительно считались аналоговыми, но во второй половине XX века стали различать значения «тревога» и «тревожность» (А. М. Прихожан; Ч. Д. Спилбергер; Ю. Л. Ханин и др.).

Согласно «Большому психологическому словарю» Б.Г. Мещерякова (2004) тревога - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения (Б.Г. Мещеряков, 2004). Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно

большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (Спилбергер Ч. Д., 1983).

Если обратиться к определению тревожности у различных психологов, то мы видим, что ученые дают данному термину разные определения.

Например, Борис Михайлович Теплов определял тревожность как эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости (Маклаков А. Г., 2008).

Анна Михайловна Прихожан трактует тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения (А.М.Прихожан,2000). Более того А.М. Прихожан выделяет два типа тревожности:

• беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;

• тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и обобщения.

В нашей статье мы придерживаемся определения тревожности А. М. Прихожан.

Для выявления уровня тревожности в юношеском возрасте в связи с проведением ОГЭ мы провели исследование в 9 классах на базе МБОУ ЦО №2 44. В исследовании участвовали 40 учеников 9 класса. Для получения уровня тревожности использовалась Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Выбранный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Подсчитав результаты, мы получили:

Таблица 1

Низкая Умеренная Высокая

тревожность тревожность тревожность (%

(% от общего (% от общего от общего

количества) количества) количества)

Ситуативная тревожность 15 45 40

Личностная тревожность 5 40 55

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что ситуация проведения основного государственного экзамена влияет на уровень тревожности учеников. Ситуативная тревожность, связанная с конкретной ситуацией (в данном случае проведение экзамена), у 40 процентов исследуемых высокая. Личностная тревожность, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге, составляет 55 процентов высокого уровня тревожности от общего количества исследуемых.

Таким образом, мы говорим о том, что в ситуации проведения экзамена ситуативная тревожность обучающихся перерастает в личностную. Высокие показатели личностной тревожности отрицательно сказываются на психическом здоровье личности. Люди с повышенной тревожностью способны воспринимать окружающий мир более опасным, чем он есть на самом деле, предрасположены к развитию предневротических состояний. Для учащихся 9 класса наиболее важным является отрицательное влияние повышенной тревожности на учебную успеваемость: снижается усвояемость предмета, трудоспособность, быстрое реагирование на задание.

Экзамен для ученика является стрессовой ситуацией. Очевидно, что в этой ситуации выпускник нуждается в поддержке педагогов, родителей, психологов. Многие задаются вопросом: что делать в данной ситуации? Как снизить уровень тревожности у ребенка? В нашей статье мы предложим

несколько рекомендаций родителям и ученикам в стрессовой ситуации в связи со сдачей экзамена.

Рекомендации родителям учеников с повышенной тревожностью:

• родителям предлагается отказаться от упреков, попробовать довериться ребенку;

• не напоминать ребенку о прошлых неудачах, а наоборот, перечислять успехи;

• помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится, показать, как родители верят в него;

• предложить свою помощь в подготовке к экзамену: предложить объяснить материал, который непонятен; составить распорядок, чтобы ребенок не терялся в объеме необходимых заданий и правильно распределял время;

• объяснить ребенку как важно накануне экзамена выспаться и отдохнуть, а не тратить время на бесполезные уже попытки что-либо запомнить.

Рекомендации ученикам:

• необходимо распределить свое время и силы: не стоит сидеть за одним предметом несколько часов, а на другой тратить полчаса;

• занятия должны прерываться другим видом деятельности, чтобы мозг отдыхал;

• начинать подготовку необходимо с самых сложных вопросов, которые вызывают больше всего вопросов, так как на их объяснение и решение требуется больше времени;

• полезно структурировать материал, невозможно выучить весь учебник и лучшим решением будет составление конспектов;

• за день до экзамена (преимущественно в дневное время) просмотреть все конспекты, остановиться на самых сложных вопросах;

• вечер перед экзаменом лучше освободить от занятий и отдохнуть: прогуляться на свежем воздухе, почитать художественную литературу, выспаться.

Данные рекомендации предполагают объединение усилий, как самих учеников, так и их родителе. Для достижения результата необходимо взаимодействие обеих сторон. Без поддержки родителей и педагогов, ребенок просто не справится с тревогой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).

2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. — СПб. ; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 632 с.

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с. - (Основы наук)

5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»)

6. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эльконин, Д.Б.; ред.-сост. Эльконин, Д.Б. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

7. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество — Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с.

Lebedeva A.N.

Master of Psychology, teacher of 1st category Education Center № 44

(Tula, Russia)

ANXIETY AS REACTION TO CONDUCT OF MAIN STATE EXAM FOR 9TH GRADE STUDENTS

Abstract: the article discusses the theoretical and practical aspects of anxiety as a reaction to the conduct of the main state exam for 9th grade students.

Keywords: anxiety, training, exams.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.