Научная статья на тему 'МУЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

МУЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1291
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
ситуативная тревожность школьников / влияние музыки на стресс / state anxiety of teens / music effect at stress

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воротникова Ю.С., Жалюк В.Р.

В статье проанализированы эффекты влияния музыки на ситуативную тревожность школьников через экспериментальное исследование фокус группы. Определены ключевые факторы ситуативной тревожности и современные жанры, которые могут оказывать наибольший эффект для ее снижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AS A TOOL FOR REDUCING SITUATIONAL ANXIETY IN ADOLESCENTS

The abstract shows the results of the research dealing with state anxiety of teens and effect of music while coping with this kind of stress. While studying effect of contemporary music, we have revealed typical factors of state anxiety of teens as well as we have determined the music genre, which is the most effective to cope the stress.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» #794)), 2©21 / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

33

по морфологической структуре. Кроме этого, наблюдения показывают, что набор сленгизмов современных школьников, которые появляются преимущественно благодаря социальным сетям, отличается слабой степенью приживаемости в языке и быстрой обновляемостью, аналогично содержанию трендов соц.сетей.

На наш взгляд, такая языковая тенденция современных подростков также является отражением тенденции фиксированного типа мышления, когда есть желание быть частью доминирующего сообщества без рефлексии собственной роли и без привнесения нового в создаваемую реальность. Отчасти данные результаты заставляют задуматься о том, как в рамках учебного процесса в школах вводить курсы или интегрировать в процесс предметной подготовки корректировку установок подростков для максимальной их подготовки к реалиям будущего и требованиям предприятий.

Список литературы

1. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.Поколение 2: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским.

2. Кэрол Дуэк. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 - 400 с. Конспект: http://baguzin.ru/wp/?p=11745

3. Программа работы с молодыми специалистами СИБУРа. URL: https://burneft.ru/main/news/3 5296

4. Рабочие места завтрашнего дня. URL: https://www.imf.org/external/rus-sian/pubs/ft/fandd/2020/12/pdf/zahidi.pdfl.

5. Dweck, C. S., Chiu, C., & Hong, Y. (1995). Implicit Theories and Their Role in Judgments and Reactions: A Word From Two Perspectives. Psychological Inquiry, 6(4), 267-285. https://doi:10.1207/s15327965pli0604_1

6. Dweck CS (2000) Self-Theories: Their Role in Motivation, Personality, and Development (Psychology, Philadelphia).

7. Ming-Te Wang, Jamie Amemiya. Changing Beliefs to Be Engaged in School: Using Integrated Mindset Interventions to Promote Student Engagement During School Transitions, in Handbook of Student Engagement Interventions, 2019

8. WEF: Future of Jobs. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020

УДК:159.99

Воротникова Ю.С.,

Корпоративный университет, ООО СИБУР

Жалюк В.Р.

МАОУ Школа «Перспектива» г. Томска Р01: 10.24412/2520-6990-2021-794-33-36 МУЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У

ПОДРОСТКОВ

Vorotnikova Yu.S.,

Corporate University, SIBUR LLC ManwK B.P.

MAOUSchool "Perspective" Tomsk

MUSIC AS A TOOL FOR REDUCING SITUATIONAL ANXIETY IN ADOLESCENTS

Аннотация.

В статье проанализированы эффекты влияния музыки на ситуативную тревожность школьников через экспериментальное исследование фокус группы. Определены ключевые факторы ситуативной тревожности и современные жанры, которые могут оказывать наибольший эффект для ее снижения.

Abstract.

The abstract shows the results of the research dealing with state anxiety of teens and effect of music while coping with this kind of stress. While studying effect of contemporary music, we have revealed typical factors of state anxiety of teens as well as we have determined the music genre, which is the most effective to cope the stress.

Ключевые слова: ситуативная тревожность школьников, влияние музыки на стресс

Keywords: state anxiety of teens, music effect at stress

К настоящему времени накоплены экспериментальные данные, подтверждающие влияние свойств музыки на деятельность различных систем организма, на электрическую активность мозга, состояние памяти, внимания, умственной работоспособности, на процесс оптимизации функционального состояния спортсменов в процессе тренировочной деятельности и во время соревнований, а

также указывающие на возможность достаточно широкого применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине, в том числе в отношении разных целевых групп [1; 7 и др].

На наш взгляд, музыка может быть эффективна и в отношении современных подростков, которые находятся в состоянии хронического стресса и тревожности при достаточно высоких ожиданиях

34

Р8УСН0Ь001САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУШМУМ-ЛЩУГМак» (94), 2021

от них как от будущих специалистов, представляющих человеческий капитал отраслей РФ.

Проблемой тревожности в целом психологи занимаются давно, и до настоящего времени она не утратила своей актуальности. Мы живем в череде стремительно меняющихся событий, точнее, в ожидании и прогнозировании различного рода перемен, испытываем на себе дискомфорт ситуаций неопределенности. Для многих людей такой ритм жизни становится постоянным стрессором, поскольку не все способны самостоятельно и мобильно справляться с негативными переживаниями, которые, в свою очередь, деструктивным образом влияют на психологическое благополучие человека, снижают продуктивность его деятельности, затрудняют самореализацию. Тревожность, по мнению ученых, как устойчивое личностное образование есть свидетельство нарушений: она препятствует эффективной деятельности, полноценному общению, ограничивает человека в его жизненных планах.

Если предположить высокий уровень тревожности подростков и высокий потенциал музыки по ее снижению для обеспечения современной молодежи высокой эффективности при обучении, то актуальность предлагаемого исследования не вызывает сомнений.

Согласно исследованиям А.М. Прихожан [8], современная тревожность качественно отличается от той, которая была ранее: она возникает на фоне утраты векторов жизненных планов и целей, смятения перед ближайшим будущим и трансформируется в глубинную тревогу, которая в наименьшей степени может быть преодолена. Возникает психическая нестабильность, личность становится незащищенной при столкновении со стрессорами различных видов, вслед за этим нарастает предрасположенность к невротическим реакциям и психоэмоциональным срывам. Симптоматика может быть охарактеризована как наличие постоянного ощущения неопределенности, беспокойства, внутренней немотивированной тревоги. Это, в свою очередь, становится причиной злоупотребления психоактивными веществами, развития неврозов, роста суицидальных попыток и законченных суицидов, особенно среди подростков.

Тревожность - это ситуативная тревога, ее психофизиологические симптомы хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек: учащенный пульс, затрудненность дыхания, напряжение мышц, головокружение, покраснение или бледность кожных покровов, боли в желудке, диарея, бессонница, беспокойство, чувство вины, безнадежности, неконтролируемый гнев и другие. Действие таких стрессовых факторов на фоне социальных причин (которые чаще всего встречаются в детском и подростковом возрасте) может привести к появлению панических атак, которые, в свою очередь, активизируя выброс гормона стресса, снова стимулируют появление тревоги. Это становится не только проблемой отдельных личностей, но и профессиональной задачей исследователей [9].

И.Г. Сарасон в своих работах, посвященных тревожности в оценочных ситуациях (так называемая тестовая тревожность) указывал, что тревожность перед проверкой знаний (будь то экзамены или тестовые задания) отражает общую оценочную тревожность человека. Разработав «Шкалу тестовой тревожности для детей», психолог провел лон-гитюдное исследование, которое показало, что результаты экзаменов и тестов у нетревожных лучше, чем у детей с высоким уровнем тревожности, причем с повышением возраста учеников эта тенденция также растет. Причиной этого автор видит научение неадекватным реакциям на такие и подобные ситуации [11].

В юношеском возрасте 13,5-18 лет «повышенная чувствительность может вызывать конфликтные реакции или даже хронические психические нарушения невротического характера» [10]. Но при этом общий эмоциональный фон (по сравнению с подростковым возрастом) выравнивается, поскольку снижается общая повышенная возбудимость. Однако в отличие от выводов, сделанных авторами относительно учебной ситуации старшеклассников, причин их переживаний, личностных проблем и действенной учебной мотивации, ученым приходится констатировать тот факт, что тревожность современных школьников во многих случаях начинается еще в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Стоит отметить, что ряд исследователей особо отмечают, что наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте: это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность [5].

Для любого человека ситуация проверки его компетентности является стрессовой: чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые учащиеся испытывают на протяжении всего периода подготовки к экзамену и во время его проведения, часто приводит к эмоциональному срыву, психосоматическим заболеваниям, уходу в аддиктивные формы поведения, а в самых крайних случаях могут закончиться суицидом. Психологи уже называют такое напряжение «синдромом ожидания ЕГЭ» и высказывают мнение, что от этого синдрома не застрахован ни один школьник [6].

Анализируя школьную тревожность, Н.В. Лит-виненко приходит к выводу, что «новые требования и новые задачи, которые ставит перед ребенком школа на каждом новом этапе обучения, подчас превосходят его возможности, изменяя состояние эмоциональной сферы и вызывая неспецифическую стрессовую реакцию организма» [4]. Среди

«ШУШМУМ-ЛШИГМаУ» #7(94), ЖМ / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

35

прочих возможных причин школьной тревожности автор отмечает регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.

«Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки» [10]. Похожую мысль находим и у И.С. Кона: «вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты», «уровень сознательного самоконтроля у юношей выше» [2].

Также И.С. Кон писал, что «психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа Я нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности» [там же, с. 69], и утверждал, что особенности эмоциональных реакций в большей степени являются не возрастными, а индивидуально-типологическими и зависят от социальных факторов и условий воспитания. Тревожность в юношеском возрасте - это «проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм» [Там же, с. 71].

И.В. Дубровина в ходе своих исследований выяснила, что в подростковом возрасте наблюдается постепенное снижение уровня тревожности до 10-го класса и достаточно серьезное увеличение количества тревожных учащихся в 11-м классе. До 1415 лет преобладает межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с отношениями со сверстниками (друзьями, одноклассниками), то к 16-17 годам начинает доминировать самооценочная тревожность, обусловленная необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути [9].

Обычно говорят о школьной тревожности вообще либо о тревожности, возникающей непосредственно в процессе сдачи экзаменов. Очень высокие показатели тревожности сказываются негативно на функционировании психики и нервных процессов: так, при высоком уровне реактивной тревожности возникают нарушения внимания, а в ряде случаев и нарушения тонкой координации; завышенные показатели личностной тревожности связаны с наличием невротического конфликта, чреваты эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Как отмечает А.М. Прихожан, «тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата» [8]. С другой стороны, низкая тревожность требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства от-

ветственности, поскольку иногда очень низкая тревожность в показателях теста - результат активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

На наш взгляд, выводы, которые делали ученые в начале 2000-х актуальны и сейчас, для чего проведем соответствующее исследование на современных школьниках. Что касается инструментов снижения уровня тревожности, обратимся к наработанным наукой материалам по эффекту музыкального воздействия, принимая в качестве основы для гипотезы исследования предположение о том, что воздействие музыкой может помочь снизить тревожность подростков и повысить уровень их академической успешности.

Воздействие музыки на организм человека изучается музыкальной психологией, которая является актуальной и быстро прогрессирующей областью науки. Задача данного направления заключается в анализе способов, механизмов и условий достижения "эмоционального общения" в условиях музыкально-психологического эффекта воздействия музыки на личность. Ученые доказали, что при взаимодействии человека и музыки улучшаются такие психические процессы как память и внимание, задействуются два полушария головного мозга, музыкальное воздействие осуществляется на центральную нервную систему, мышечную, пищеварительную системы.

В конце XIX века, ученик русского физиолога И.М. Сеченова И.Р. Тарханов исследовал механизм воздействия музыки. В 1893 г. в Петербурге была опубликована его статья «О влиянии музыки на человеческий организм». В своей статье он обратил внимание на то, что на работоспособность дыхательной, сердечно - сосудистой и пищеварительной систем положительно влияет только гармоничная благозвучная музыка. Им было подчеркнуто, что красивая музыка снимает напряжение и способствует увеличению работоспособности [3].

Считается, что при подборе правильной специализированной мелодии можно оказать благоприятное воздействие на больных людей и поспособствовать их выздоровлению. Психотерапевтом И.Е. Вольпертом на практике было доказано, что вока-лотерапия, к примеру, исполнение народных песен, оказывает мягкое терапевтическое воздействие на психику человека и весь его организм.

В США были проведены медицинские исследования, позволяющие определить особенности влияния тяжелого рока на человеческий организм и его психику. Исследование показало, что низкочастотные колебания влияют на спинномозговую жидкость, состояние которой имеет влияние на слизистые железы и гормональную сферу. В то время, когда человек слушает тяжелый рок, нарушается равновесие гормональной сферы, повышается содержание инсулина в крови, что, в свою очередь, приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Известно, что поклонники данного направления музыки отличаются неадекватным поведением и во время концертов и после них.

36

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / «ШУШМУМ-ЛЩУГМаУ» #7(194)), 2021

Таким образом, влияние музыки на человека очевидно. Как показывают материалы различных исследований, психофизиологическое состояние подростка может зависеть от выбранного им направления музыки. Как именно музыка может повлиять на современных подростков, покажем через практический эксперимент.

Для изучения состояния тревожности мною был использован тест Спилбергера - Ханина, для определения ситуативной тревожности. Данный тест состоит из 20 вопросов, каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, оцениваемых по 4ех бальной шкале. Суммируя полученные баллы, получаем результат, показывающий состояние ситуативной тревожность. При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

• До 30 баллов - низкая

• 31 - 44 балла - умеренная

• Более 45 баллов - высокая

Для определения факторов тревожности был проведен опрос, в котором подростки должны были указать причины, вызывающие тревожность, он был проведен среди участвующих в эксперименте учениках.

Опрос показал, что нет одной конкретной причины, вызывающей ситуативную тревожность подростков: есть совокупность факторов, таких как беспокойство о будущем, личные переживания, процесс обучения:

- 57% подростков в большей степени тревожат личные переживания, такие как: отношения со сверстниками, в семье, проблемы восприятия себя;

- 27% - мысли о будущем, неизвестность;

- 16% - процесс обучения: то, как проходят уроки, как складываются отношения с учителями.

В контексте представленных результатов есть предположение о корреляции академической успеваемости и уровня тревожности, которую мы проследили в рамках следующей фазы анализа, доказав высокую корреляцию тревожного состояния и низкой успеваемости. При этом интервью школьников с низкой успеваемостью выявило, что ключевым фактором тревожности выступают личные взаимоотношения, которые доминируют в системе ценностей подростков в сравнении с ценностью развития/ учения: лишь 9% опрошенных отметили, что тревожность вызывают отношения с учителями, что сказывается на результатах обучения.

Определив доминирующие факторы тревожности по мнению участников фокус группы, мы провели следующий эксперимент:

(1) школьники проходили тест на ситуативную тревожность после завершения учебных занятий,

(2) затем им предлагалось решить усложненные задачи по математике/ физике, и они проходили повторно тест на тревожность,

(3) далее респонденты были распределены на подгруппы и прослушали композиции разных жанров музыки, после чего был пройден в третий раз тест на тревожность для определения динамики уровня тревожности.

Результаты эксперимента показали, что в большинстве случаев уровень тревожности после прослушивания музыки в целом снижается, даже после стрессовой ситуации, созданной через тестирование по математике/физике, которая значительно повысила уровень тревожности всех респондентов по сравнению с уровнем тревожности до решения задач. Из предложенных трех жанров музыки наиболее эффективным для снижения тревожности оказалась классика и поп-музыка, тогда как рок композиции снизили тревожность незначительно.

На наш взгляд, полученные результаты можно систематизировать в приложение, которое может каждый школьник использовать для самодиагностики уровня ситуативной тревожности и понижать его через прослушивание композиций, которые наиболее оперативно могут в этом помочь. Таким образом, мы надеемся перевести весь накопленный опыт исследователей по воздействию музыки на школьников в прикладное направление повышения эффективности обучения в современной школе.

Список литературы

1. Казаринова, А.С. Музыка в системе психопрофилактики / А.С. Казаринова // Труды Ленингр. НИИ психоневрол. - 1976. - Т. 78. - С. 89.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

3. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека /М., 1964. - 344с.

4. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5

5. Микляева А.В., Румянцева П.В.. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2004-248 с.

6. Мищенко В.И. Предэкзаменационный стресс в мыслях и убеждениях подростков // Материалы XX Всероссийской научной конференции «Модернизация российского общества: стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров». 19-20 апреля 2019 г., - Таганрог, 2019. С. 492-496.

7. Полякова, В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности / В.Б. Полякова // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. - М., 1969. - С. 103-104.

8. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж, 2000.

9. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург, 2000.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2013.

11. Sarason I.G. Experimental approaches to test anxiety: Attention and the uses of information. Anxiety, Current Trends in Theory and Research. - N.Y., 1972. Vol. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.