Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ГИА'

ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ГИА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
442
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕНА / ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова И.В., Мажанова Д.В.

Цель данной работы состояла в лонгитюдном исследовании уровня тревожности учащихся-выпускников 9 и 11 классов и учащихся, не сдающих экзамены 8 и 10 классов, сравнении их показателей и выявлении различий по данному параметру, а также в осуществлении анализа динамики уровня тревожности в разные годы на примере учащихся 11 класса (на момент начала исследования - 9 класса).Процедура и методы. В период 2020-2022 гг. осуществлялось тестирование отобранных учащихся 8-11 классов, направленное на исследование уровня тревожности с помощью методики «Шкала тревожности» Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. После каждого замера полученные данные подвергались математической обработке с помощью статистического U-критерия Манна-Уитни. С целью выявления сдвигов в 2022 г. также был осуществлён анализ данных учащихся нынешнего 11 класса за 2020 и 2022 гг. с помощью статистического Т-критерия Вилкоксона.Результаты. Было выявлено и статистически доказано, что в экзаменационные годы многие учащиеся становятся более тревожными, причём с каждым годом количество таких учащихся увеличивается. Кроме того, показатели тревожности находятся на умеренном или низком состоянии как до, так и после экзаменационного периода. На примере учащихся 11 класса также было выявлено, что в период ОГЭ эти же учащиеся были менее тревожны, чем в период ЕГЭ.Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости оказания психологического сопровождения учащихся в экзаменационный год, направленного на снижение у них тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF SCHOOL GRADUATES’ ANXIETY DURING THE GIA PERIOD

Aim of this work was to conduct a longitudinal study of the level of anxiety among graduating students (grades 9, 11) and students who need not pass final exams (grades 8, 10); to compare the indicators and find out the differences among them; as well as in analyzing the dynamics of the level of anxiety in different years on the example of students in grade 11 (at the time of the start of the study they were grade 9).Methodology. In the period of 2020-2022, students in grades 8-11 were tested, with the aim of studying the level of anxiety using the State - Trait Anxiety Inventory (STAI) by Ch.D. Spielberger adapted by Yu.L. Khanina. After each test the data were subjected to mathematical processing using the statistical Mann-Whitney U-test. In order to identify changes in 2022, data from students in the current 11th grade for 2020 and 2022 was also analyzed using the Wilcoxon T-test.Results. It has been identified and statistically proven that many students become more anxious during exam years, and the number of such students increases every year. In addition, anxiety scores are moderate or low both before and after the examination period. Using the example of 11th grade students, it was also revealed that during the period of the OGE, these same students were less anxious than during the period of the EGE*.Research implications. The data obtained allow us to conclude that it is necessary to provide psychological support to students in the examination year, aimed at reducing their anxiety.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ГИА»

УДК 159.99

DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-88-98

динамика тревожности школьников в период гиа

Михайлова И. В., Мажанова Д. В.

Ульяновский государственный университет

432000, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, д. 42,

Российская Федерация

Аннотация

Цель данной работы состояла в лонгитюдном исследовании уровня тревожности учащихся-выпускников 9 и 11 классов и учащихся, не сдающих экзамены 8 и 10 классов, сравнении их показателей и выявлении различий по данному параметру, а также в осуществлении анализа динамики уровня тревожности в разные годы на примере учащихся 11 класса (на момент начала исследования - 9 класса).

Процедура и методы. В период 2020-2022 гг. осуществлялось тестирование отобранных учащихся 8-11 классов, направленное на исследование уровня тревожности с помощью методики «Шкала тревожности» Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. После каждого замера полученные данные подвергались математической обработке с помощью статистического U-критерия Манна-Уитни. С целью выявления сдвигов в 2022 г. также был осуществлён анализ данных учащихся нынешнего 11 класса за 2020 и 2022 гг. с помощью статистического Т-критерия Вилкоксона.

Результаты. Было выявлено и статистически доказано, что в экзаменационные годы многие учащиеся становятся более тревожными, причём с каждым годом количество таких учащихся увеличивается. Кроме того, показатели тревожности находятся на умеренном или низком состоянии как до, так и после экзаменационного периода. На примере учащихся 11 класса также было выявлено, что в период ОГЭ эти же учащиеся были менее тревожны, чем в период ЕГЭ.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости оказания психологического сопровождения учащихся в экзаменационный год, направленного на снижение у них тревожности. Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, подростковый возраст, единый государственный экзамена, основной государственный экзамен

DYNAMiCS OF SCHOOL GRADUATES' ANXiETY DURiNG THE GiA1 PERiOD

Mikhailova I., Mazhanova D. B.

Ulyanovsk State University

ul. Lva Tolstogo, 42, Ulyanovsk Region, Ulyanovsk, 432000, Russian Federation Abstract

Aim of this work was to conduct a longitudinal study of the level of anxiety among graduating students (grades 9, 11) and students who need not pass final exams (grades 8, 10); to compare

© CC BY Михайлова и. В., Мажанова Д. В., 2022.

1 GIA - Государственная итоговая аттестация (State Final Examination). EGE - Единый государственный экзамен (Russian National Exam).

the indicators and find out the differences among them; as well as in analyzing the dynamics of the level of anxiety in different years on the example of students in grade 11 (at the time of the start of the study they were grade 9).

Methodology. In the period of 2020-2022, students in grades 8-11 were tested, with the aim of studying the level of anxiety using the State - Trait Anxiety Inventory (STAI) by Ch.D. Spielberger adapted by Yu.L. Khanina. After each test the data were subjected to mathematical processing using the statistical Mann-Whitney U-test. In order to identify changes in 2022, data from students in the current 11th grade for 2020 and 2022 was also analyzed using the Wilcoxon T-test. Results. It has been identified and statistically proven that many students become more anxious during exam years, and the number of such students increases every year. In addition, anxiety scores are moderate or low both before and after the examination period. Using the example of 11th grade students, it was also revealed that during the period of the OGE, these same students were less anxious than during the period of the EGE*.

Research implications. The data obtained allow us to conclude that it is necessary to provide psychological support to students in the examination year, aimed at reducing their anxiety. Keywords: personal anxiety, situational anxiety, adolescence, EGE, OGE

Введение

Согласно хронологии, впервые о ЕГЭ как о форме итоговой проверки знаний школьников заговорили в 1997 г. Под началом бывшего министра образования В. М. Филиппова проводилась масштабная образовательная реформа, основной идеей которой являлось уничтожение коррупции в образовательных учреждениях и обеспечение эффективной проверки знаний учащихся. Так, уже в 2001 г. был проведён эксперимент по внедрению ЕГЭ в образовательную систему в некоторых регионах России. Примечательно, что данный эксперимент носил лишь временный характер - он должен был длиться три года, однако впоследствии он надёжно закрепился в системе российского образования [14].

В 2021 г. процедуре ЕГЭ исполнилось 20 лет. За этот немалый период данная форма проверки знаний неоднократно модернизировалась: начиная от изменений заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМах) и заканчивая организацией проведения самого экзамена, что заслуживает

отдельного внимания. Как известно, в 2013 г. произошла массовая утечка заданий, в связи с чем Рособрнадзор принял решение ужесточить контроль над учащимися во время проведения экзамена. Так, уже в следующем году для каждого региона были предусмотрены свои варианты КИМов, а в самих пунктах проведения экзамена (ППЭ) появились рамки-металлоиска-тели, видеокамеры и «глушилки» сотовой связи [14].

Безусловно, сдача ОГЭ и ЕГЭ - это важный этап в жизни каждого выпускника, возлагающий на его плечи груз ответственности прежде всего за своё будущее. И, к сожалению, не многие школьники способны пройти это испытание легко и безболезненно. Во-первых, процедура государственной итоговой аттестации (ГИА) проводится для учащихся 9 и 11 классов, т. е. для подростковой категории (15-18 лет), которая пребывает в состоянии кризиса. А во-вторых, ужесточение контроля во время сдачи экзамена может привести к дополнительному стрессу и повышению тревожности учащихся.

Таким образом, пребывая в состоянии «бури и натиска», как выражался С. Холл, подростки-выпускники вынуждены сталкиваться с дополнительным источником стресса в виде усиленной подготовки к экзаменам и самой сдачи экзаменов [13]. Именно поэтому данная тема заслуживает внимания и нуждается в последующем изучении.

Проблемой тревожности интересовались многие исследователи. Например, в классическом психоанализе тревожность - это врождённое свойство личности и присущее человеку состояние. По мнению З. Фрейда, тревожность развивается в результате столкновения ребёнка с очень опасной для него ситуацией, с которой его психика не способна справиться [8].

В теории Ч. Д. Спилбергера тревожность рассматривается как диспозиция (предрасположенность к тревожному состоянию в различных ситуациях, не обязательно являющихся угрожающими) и как личностное состояние [1]. В связи с этим он выделил два вида тревожности: личностную, при которой у индивида отмечается тенденция воспринимать многие ситуации как угрожающие и, соответственно, реагировать на них повышенной тревожностью, и ситуативную, которая актуализируется в ситуациях стресса [3; 5].

Интересно также исследование тревожности, организованное Дж. Стрэк и её коллегами, которое показало, что тревожность не всегда оказывает негативное влияние на человека: напротив, она может стать источником мотивации, улучшить производительность и положительно повлиять на его адаптацию в стрессовой рабочей среде. Тревожность является неким сигна-

лом, указывающим на проблему, которая требует внимания, и таким образом усиливает настойчивость и мобилизует усилия человека для разрешения этой проблемы. Исследователями также было выдвинуто предположение о том, что люди, склонные к тревожности, выбирают стрессовую работу только в том случае, если при этом они способны управлять своими эмоциями и могут использовать эту черту в качестве источника самомотивации [17].

А. М. Прихожан определяла тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием неблагополучия и предчувствием грозящей опасности. Особенностью тревожности является её сложная внутренняя структура, состоящая из когнитивного, эмоционального и операционального компонентов. Автор также отмечает, что тревожность не является статичным явлением, а напротив, с возрастом может изменяться и проявляться по-разному. Результаты её исследований также показали, что тревожность современных подростков может возникнуть в связи с беспокойством в отношении своего будущего и затем трансформироваться в глубинную форму. Впоследствии это может привести к психической нестабильности, возникновению трудностей при работе со стрессом, а также развитию невротических реакций и психоэмоциональных срывов [7; 10; 11].

С точки зрения влияния образовательного процесса на повышение тревожности учащихся Е. Г. Капитанец отмечает, что более тревожными являются те школьники, которые относятся к своей учёбе ответственно [6]. По мнению И. В. Дубровиной, у уча-

щихся возраста до 14-15 лет преобладает межличностная тревожность, обусловленная ведущей деятельностью подросткового возраста, а именно -общением со сверстниками, а к 1617 годам развивается самооценочная тревожность, в основе которой лежит личностное самоопределение и выбор будущего [4].

Тема исследования влияния ОГЭ и ЕГЭ на психоэмоциональное состояние выпускников в последние годы становится всё более популярной и находит своё отражение в работах многих отечественных учёных. Так, исследования Е. А. Лаптевой показали, что в период ЕГЭ учащиеся более подвержены функциональному напряжению организма, чем в период сдачи ОГЭ. Автор объясняет это тем, что для учащихся 9 класса ОГЭ в большей степени является рядовым переводным тестом, однако уже в 10 классе с началом подготовки к следующему проверочному испытанию они вновь сталкиваются со стрессом [2].

Е. В. Сарчук, используя опросник «САН» на учащихся 9-11 классов, выявила, что показатели учащихся 9-10 классов по данной методике выше, чем у учащихся 11 класса. Такой результат автор связывает с подготовительным периодом, в течение которого школьники сталкиваются с большим объёмом учебного материала и высокой психоэмоциональной нагрузкой. Причём важно отметить, что все эти процессы протекают на фоне озабоченности своим будущим и эмоционального дискомфорта [9].

Похожая точка зрения встречается и в работе А. А. Чуринова, который выявил высокий уровень и ситуативной, и личностной тревожности как у

учащихся 9 класса, так и 11, однако у вторых он несколько выше, что автор обосновывает также большей ответственностью в связи с предстоящим выбором своего будущего [12].

В отношении того, кто больше подвержен высокой тревожности - девяти- или одиннадцатиклассники, - встречается и другая точка зрения. Так, по мнению В. И. Мищенко, наоборот, учащиеся 9-го класса более тревожны, чем их старшие товарищи. В основе такой закономерности лежит то, что, обучаясь в 9 классе, школьники впервые сталкиваются с процедурой ГИА, в связи с чем они более подвержены страху перед неизвестностью, в отличие от одиннадцатиклассников, для которых это испытание уже не является новым, а следовательно, они уже знают, как проходит экзамен и с какими трудностями можно столкнуться [4].

Исследования самооценки, оптимизма и экзаменационной тревожности учащихся, проведённые Э. Баганом, А. Рачуб и Л. Лупук, выявили, что более тревожными являются те учащиеся, у которых отмечается низкий уровень по шкале самооценки и шкале оптимизма. Авторы связывают это с восприятием учащимися их образовательной среды и их личностными особенностями. Кроме того, они выяснили, что учащиеся-выпускники, в отличие от других учеников, обладают более высоким уровнем тревожности и самооценки [15].

Не менее интересными представляются результаты исследования другого зарубежного учёного - С. Кёсе, направленные на изучение качества сна учащихся в период перед экзаменами. Было установлено, что тревожность

оказывает на него негативное влияние: чем выше уровень тревожности учащегося, тем больше снижается качество его сна. В свою очередь, проблемы со сном, частые пробуждения, бессонница или ранний подъём из-за страха перед экзаменами приводят к панике и мысли о том, что сон, длящийся менее рекомендованных 8 часов, приведёт к провалу на экзамене, что ещё больше усугубляет самочувствие школьника [16].

Характеристика выборки и методы исследования

В контексте обозначенной проблемы целью нашего исследования являлось изучение тревожности старшеклассников в экзаменационные годы в период 2020-2022 гг., сравнение полученных данных и их анализ для выявления различий.

В связи с этим были обозначены следующие задачи:

1) изучение теоретических подходов, посвящённых проблеме тревожности в подростковом возрасте;

2) анализ исследований, выполненных в рамках влияния ГИА на психоэмоциональное состояние школьников;

3) сравнение данных, полученных за весь период исследования, их анализ и составление выводов.

В качестве испытуемых были отобраны учащиеся 8-11 классов в возрасте от 14 до 18 лет, обучающиеся в МБОУ «Многопрофильный лицей» г. Димитровграда. Количество тестируемых в разные годы составляло неравномерное количество:

- 2020 г.: 116 человек, из которых 62 девочки и 54 мальчика (учащихся 8-9 классов - по 24 человека, учащихся 10-11 классов - по 34 человека);

- 2021 г.: 120 человек, из которых 60 девочек и 60 мальчиков (учащихся 8 и 9 классов - по 25 человек, учащихся 10 и 11 классов - по 35 человек).

- 2022 г.: 94 человека, из которых 52 девочки и 42 мальчика (8 класс -22 человека, 9 класс - 23 человека, 10 класс - 24 человека, 11 класс - 25 человек).

Выборка в целом также была разделена на две группы: не сдающие (8 и

10 классы) и сдающие экзамены (9 и

11 классы).

В качестве методов психодиагностики нами была использована «Шкала тревожности» Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, цель которой заключается в оценке тревожности как в данный момент времени (ситуативная тревожность), так и в качестве диспозиции (личностная тревожность). Методика состоит из 40 утверждений, половина из которых относится к ситуативной тревожности, а другая часть - к личностной. В качестве математических методов статистической обработки были выбраны и-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона.

Результаты исследования

В первую очередь нами был произведён анализ общей динамики тревожности учащихся в разные годы. Результаты представлены в таблице 1.

Как показывают результаты тестирования в разные годы, на протяжении всего исследования сохраняется следующая закономерность: в экзаменационный период (9 и 11 классы) количество испытуемых с высоким уровнем ситуативной тревожности возрастает и, наоборот, уменьшается уже в следующий, не экзаменационный год, а её

Таблица 1 / Table 1

Сводная таблица проявления тревожности / Summary table of anxiety manifestations

2020 год 2021 год 2022 год

8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.

Ситуативная тревожность

Выс. 17% 42% 15% 50% 28% 44% 17% 57% 23% 48% 21% 60%

Ср. 58% 42% 70% 44% 40% 36% 66% 29% 41% 26% 58% 24%

Низ. 25% 16% 15% 6% 32% 20% 17% 14% 36% 26% 21% 16%

Личностная тревожность

Выс. 17% 33% 15% 32% 24% 36% 29% 32% 32% 26% 29% 32%

Ср. 58% 50% 70% 62% 48% 44% 51% 54% 41% 48% 50% 48%

Низ. 25% 17% 15% 6% 28% 20% 20% 14% 27% 26% 21% 20%

Источник: данные авторов.

умеренный уровень чаще встречается у испытуемых, не сдающих экзамены, т. е. у учащихся 8 и 10 классов. В отношении личностной тревожности во все годы преобладало количество школьников с умеренным уровнем. Исходя из этого, мы можем предположить, что под воздействием экзаменационной обстановки количество учащихся с высоким уровнем ситуативной тревожности растёт. Причём отмечается также рост и внутри этого параметра: например, в 2020 г. среди учащихся 11 класса было отмечено 50% испытуемых, в 2021 г. - 57% испытуемых, а в 2022 г. - уже 60% испытуемых.

В таблице 2 и таблице 3 представлены результаты обработки данных по методике с помощью и-критерия Манна-Уитни.

Основываясь на этих данных, полученных посредством использования статистического критерия, можно сделать следующие выводы:

1) с точки зрения ситуативной тревожности, учащиеся 9 и 11 классов более тревожны, чем учащиеся 8 и 10 классов;

2) как показали результаты в отношении личностной тревожности за 2020-2021 гг. и частично за 2022 г., данный параметр также может быть выше у учащихся-выпускников.

Далее мы проанализировали изменения у учащихся 11 класса (на момент начала исследования (2020 г.) эти же испытуемые обучались в 9 классе). На рис. 1 представлена динамика средних по личностной и ситуативной тревожности указанных испытуемых за весь период исследования.

Как показывает рисунок 1, в условиях экзаменационной обстановки ситуативная тревожность учащих значительно возрастает: так, в 2020 г. (экзаменационный год - далее э. год) показатель среднего был равен 40,6, в 2021 г. (не экзаменационный год - далее н/э год) он снизился до 38,4, однако в 2022 г. (э. год) вновь вырос до 46,1. Аналогичная тенденция отмечается и в отношении личностной тревожности: в период сдачи экзаменов её показатель выше среднего, если сравнивать с «обычным» годом. Таким образом, мы можем наблюдать закономерность, которая заключается в том, что в экзаме-

Таблица 2 / Table 2.

Выявление различий по ситуативной тревожности / Identification of differences in situational anxiety

Низ. ур. 1 Низ. ур. 2 Выс. ур. 1 Выс. ур. 2

2020 год

Группа 1 n = (средние) 3.7 3.0 2.9 5.5

Группа 2 n = (средние) 8.3 6.5 8.8 13,3

U 1** 0** 1,5** 12,5**

2021 год

Группа 1 n = (средние) 5.0 3.5 4.6 6.3

Группа 2 n = (средние) 10.2 9.0 12.6 15.7

U 4* 0** 4** 16,5**

2022 год

Группа 1 n = (средние) 9.1 3 3.7 3.2

Группа 2 n = (средние) 9.9 7.5 10.7 12.9

U 9,5* 0** 3,5** 1***

Примечания: Группирующая переменная:

1 — подростки, не сдающие экзамен, 2 —подростки, сдающие экзамен * Слабый уровень значимости (при p <0,05) ** Достаточный уровень значимости (при р<0,01) *** Высший уровень значимости (при р<0,001)

Источник: данные авторов.

Таблица 3 / Table 3.

Выявление различий по личностной тревожности / Identification of differences in personal anxiety

Низ. 1 Низ. 2 Выс. 1 Выс. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 год

Группа 1 n = (средние) 4.0 3.0 3.9 5.1

Группа 2 n = (средние) 7.8 6.5 8.4 10.0

U 3* 0** 5,5* 10,5*

2021 год

Группа 1 n = (средние) 4.4 4.5 3.7 7.3

Группа 2 n = (средние) 9.4 9.3 10.9 14.4

U 3* 3,5* 1** 17,5**

2022 год

Группа 1 n = (средние) 6.3 3.1 5.4 4.7

Группа 2 n = (средние) 6.7 7.9 8.8 10.9

U 17 0,5* 10 5**

Примечания: Группирующая переменная:

1 — подростки, не сдающие экзамен, 2 —подростки, сдающие экзамен * Слабый уровень значимости (при р <0,05) ** Достаточный уровень значимости (при р<0,01)

Источник: данные авторов.

Рис. 1 / Fig.1.Динамикасредних поситуативнойиличностнойтревожностиучащихся11 (9) класса / Dynamics of average for situational and personal anxiety of students in grade 11 (9)

Источник: данные авторов.

50 40 30 20 10

2020 год 2021 год 2022 год

Ситуативная Личностная

0

национный год повышается на только ситуативная, но и личностная тревожность, ри этом в обычный год также снижаются обатипа трев ожности.

Как показано в таблице, за три года произошли изменения по шкале ситуативной тревожности: в 2020 г. среднее значение составляло 40.6, а в 2022 г. оно увеличилось до 46.8. Статистически значимых различий в отношении личностной тревожности выявлено не было.

Выводы и заключение

Итак, подводя итоги, прежде всего стоит отметить, что проблема тревожности не теряет своей актуальности

Наконец, для исследования сдвигов у учащихся 11 класса нами был использован Т-критерий Вилкоксона. Резуаьтаты пяедставдены вааблице4.

и продолжает исследоваться в более узких направлениях, как, например, в рамках темы нашего исследования, по-свящённого тревожности в предэкзаменационный период.

Результаты проведённой нами работы позволили сделать несколько важных выводов.

1. В экзаменационный год количество учащихся с высоким уровнем ситуативной тревожности увеличивается, причём на этом фоне может повышаться и личностная тревожность.

Ta6mMaa4/Table 0.

CpaBHeHMeflaHHbixyq annexe- ll/aacca b nepMOflianpoBefleHJiflOr3M Er3/ Comparison of the data of 11th grade students during the periods of the OGE and the EGE

Названия шкал Среднее значение 2020 4 Среднее значение 2022 г. Эмпирическое значение тричерия

Ситуативная тревожность 40.6 46.8 60.0*

Личностная тревожность 43.3 44.0 134.0

Примечание: *Слабый уровень значимости (при р <0,05)

Источник: данные авторов.

2. Статистически было доказано, что подростки, сдающие экзамены, более тревожны, чем те учащиеся, которым только предстоит пройти через это.

3. Сравнение данных за 2020-2022 гг. показало, что в предэкзаменационный период тревожность учащихся заметно увеличивается, однако до или после этого периода у большинства учащихся её показатели снижаются до умеренного либо до низкого уровня.

4. Сравнение учащихся 11 (бывшего 9) класса показало, что с момента сдачи ОГЭ увеличилось не только количество учащихся с высокой тревожностью, но и её качественная составляющая, что может быть связано с большей ответственностью, возлага-

емой подготовкой и сдачей ЕГЭ и предстоящим выбором своего будущего.

В связи с этим необходимо отметить, что данная тема нуждается не только в теоретическом исследовании, но и в практическом развитии. Как и исследования вышеупомянутых учёных, результаты нашей работы являются ещё одним доказательством тому, что экзаменационный период - это очень сложное и ответственное время в жизни каждого выпускника, которому крайне необходимо понимание, поддержка и своевременная помощь в противостоянии тревожности и стрессу.

Статья поступила в редакцию 06.06.2022

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев Ю. А., Хван А. А. Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте (Диагностика, профилактика, коррекция). Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006. 112 с.

2. Лаптева Е. А., Любовцев В. Б., Мамалыга Л. М. Итоговая аттестация в форме ГИА и ЕГЭ: Психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов // Фундаментальные исследования. 2013. № 3. С. 275-279.

3. Матвеева О. А., Айсувакова Т. П., Сорокопуд Ю. В. Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 307-310.

4. Мищенко В. И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам // Pedagogy and Psychology of Education. 2020. № 1. С. 208-218.

5. Наквасина С. Н., Богатова С. Ю. Сравнение уровней выраженности ситуативной и личностной тревожности в юношеском возрасте // Наука через призму времени. 2019. № 5 (26). С. 209-211.

6. Окашев А. В. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-20. С. 32-35.

7. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

8. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков, психологическая природа и возрастная динамика. М.: МОДЭК, 2000. 304 с.

9. Сарчук Е. В., Жабура М. О., Шостаковская А. С. Оценка психоэмоционального состояния тревожности учеников 9-11 классов // StudNet. 2020. № 4. Т. 3. С. 592-600.

10. Солынин Н. Э., Лебедева Е. П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 281-284.

11. Стрижиус Е. И. К проблеме формирования тревожности в переходный период (от подросткового к юношескому возрасту) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 12. С. 223-225.

12. Чуринов А. А. Мониторинг ситуативной и личностной тревожности у обучающихся старших классов // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1 (106). С. 42-46.

13. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.

14. Шацков Д. О. 20 лет ЕГЭ. За и против // Актуальные проблемы современного образования. 2021. № 2 (31). С. 102-114.

15. Bagana E., Raciub A., Lupuc L. Self-esteem, optimism and exams' anxiety among high school students // Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2011. № 30. P. 1331-1338.

16. Kose S. The relationship between exam anxiety levels of senior high school students and sleep quality // Journal of Psychiatric Nursing. 2018. № 9 (2). P. 105-111.

17. Strack J., Lopes P., Esteves F. Must We Suffer to Succeed? When Anxiety Boosts Motivation and Performance // Journal of individual differences. 2017. № 38 (2). P. 113-124.

REFERENCES

1. Zajcev Yu. A., Hvan A. A. Trevozhnost' v podrostkovom i rannem yunosheskom vozraste (Diagnostika, profilaktika, korrekciya) [Anxiety in adolescence and adolescence (Diagnosis, prevention, correction)]. Kemerovo, Kuzbass Regional Institute of Qualification and Retraining of Jobs Publ., 2006. 112 p.

2. Lapteva E. A., Lyubovcev V. B., Mamalyga L. M. [Final certification in the form of GIA and Unified State Examination: Psychophysiological features of the state of children in grades 9 and 11 with functional load, mandatory with exams]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2013, no. 3, pp. 275-279.

3. Matveeva O. A., Ajsuvakova T. P., Sorokopud Yu. V. [Features of the manifestation of anxiety in adolescence]. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 70-3, pp. 307-310.

4. Mishchenko V. I. [Studying high school students' anxiety during the preparation for the final exams]. In: Pedagogy and Psychology of Education, 2020, no. 1, pp. 208-218.

5. Nakvasina S. N., Bogatova S. Yu. [Comparison of the levels of severity of situational and personal anxiety in adolescence]. In: Nauka cherez prizmu vremeni [Science through the prism of time], 2019, no. 5 (26), pp. 209-211.

6. Okashev A. V. [Features of the manifestation of anxiety and aggressiveness in adolescents]. In: Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2020, no. 62-20, pp. 32-35.

7. Prihozhan A. M. Psihologiya trevozhnosti: doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast [Psychology of anxiety: preschool and school age]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 192 p.

8. Prihozhan A. M. Trevozhnost' u detej i podrostkov, psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents, psychological nature and age dynamics]. Moscow, MODEK Publ., 2000. 304 p.

9. Sarchuk E. V., Zhabura M. O., Shostakovskaya A. S. [Evaluation of the psycho-emotional state of anxiety in students of 9-11 grades]. In: StudNet, 2020, no. 4, vol. 3, pp. 592-600.

10. Solynin N. E., Lebedeva E. P. [Psychological causes of anxiety in adolescence]. In: Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2016, no. 6, pp. 281-284.

11. Strizhius E. I. [On the problem of the formation of anxiety in the transition period (from adolescence to youth)]. In: Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and additional sciences], 2011, no. 12, pp. 223-225.

12. Churinov A. A. [Monitoring of situational and personal anxiety in high school students]. In: Global'nyj nauchnyjpotential [Global Scientific Potential], 2020, no. 1 (106), pp. 42-46.

13. Shapovalenko I. V. Vozrastnaya psihologiya [Developmental psychology]. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 349 p.

14. Shackov D. O. [20 years of the Unified State Examination. Pros and cons]. In: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya [Actual problems of education], 2021, no. 2 (31), pp. 102-114.

15. Bagana E., Raciub A., Lupuc L. Self-esteem, optimism and exams' anxiety among high school students. In: Procedia: Social and Behavioral Sciences, 2011, no. 30, pp. 1331-1338.

16. Knse S. The relationship between exam anxiety levels of senior high school students and sleep quality. In: Journal of Psychiatric Nursing, 2018, no. 9 (2), pp. 105-111.

17. Strack J., Lopes P., Esteves F. Must We Suffer to Succeed? When Anxiety Boosts Motivation and Performance. In: Journal of individual differences, 2017, no. 38 (2), pp. 113-124.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Михайлова Ирина Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета; e-mail: 44kd11@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4220-6069

Мажанова Дарья Владиславовна - лаборант кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета;

e-mail: dashatroyan99@gmail.com; ORCID - https://orcid.org/0000-0001-5244-4904

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Irina К Mikhailova- Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Department of Psychology and Pedagogy, Ulyanovsk State University;

e-mail: 44kd11@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4220-6069

Daria V Mazhanova - Laboratory Assistant, the Department of Psychology and Pedagogy, Ulyanovsk State University;

e-mail: dashatroyan99@gmail.com; ORCID - https://orcid.org/0000-0001-5244-4904

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Михайлова И. В., Мажанова Д. В. Динамика тревожности школьников в период ГИА // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 3. С. 88-98. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-88-98

FOR CITATION

Mikhailova I. V., Mazhanova D. V. Dynamics of school graduates' anxiety during the GIA period. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2022, no. 3, рр. 88-98.

DOI: 10.18384/2310-7235-2022-3-88-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.