Научная статья на тему 'Трэвел-журналистика: роль и функции'

Трэвел-журналистика: роль и функции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3830
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУТЕШЕСТВИЕ / ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА / ПРИКЛАДНАЯ РОЛЬ / ФУНКЦИИ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ / TRAVEL / TRAVEL JOURNALISM / APPLIED ROLE / FUNCTIONS OF TRAVEL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галечко-лопатина Вера Дмитриевна

Статья посвящена активно развивающемуся и весьма перспективному направлению в журналистике журналистике путешествий (трэвел-журналистике). В статье выявляются функции и роль трэвел-журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAVEL JOURNALISM: ROLE AND FUNCTIONS

The article is devoted to the actively developing and very promising area in journalism, namely travel journalism. The article identifies the functions and role of travel journalism.

Текст научной работы на тему «Трэвел-журналистика: роль и функции»

УДК 070

В. Д. Галечко-Лопатина

ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА: РОЛЬ И ФУНКЦИИ

Статья посвящена активно развивающемуся и весьма перспективному направлению в журналистике - журналистике путешествий (трэвел-журналистике). В статье выявляются функции и роль трэвел-журналистики.

Ключевые слова: путешествие, трэвел-журналистика, прикладная роль, функции трэвел-журналистики.

Термин «трэвел-журналистика» прочно вошёл в наш словарный запас. Сегодня это направление активно развивается в масс -медиа. Трэвел-журналистика носит синтетический характер, так как предметом рассмотрения, описания и анализа в ней является информация, связанная не только с путешествием, но и туризмом. Направление это предоставляет массовой аудитории информацию на темы истории и географии, культуры и искусства и др. Также можно сказать, что тр э-вел-журналистика — это, в некоторой степени, разновидность страноведения, которое даёт возможность познать мир, познакомить с различными регионами планеты, географическим положением, государственным устройством, обычаями, традициями, языком, нравами народа той или страны.

Различным аспектам журналистики путешествий и туризма посвящены работы И. В. Показаньевой, С. Ю. Лучинской, П. А. Киселевой, Т. Ю. Редькиной, Ю. В. Ростовской и др.

Журналистика — явление полифункциональное. Полифукцио-нальность отражает поливариантность информационных потребностей общества. А это значит, что у журналистики уникальная роль в социальной системе. Классификация функций журналистики, предложенная разными исследователями, колеблется между числами пять и шестнадцать.

Задача данной статьи ограничивается выделением функций и той роли, которую выполняет сегодня именно трэвел-журналистика.

Галечко-Лопатина Вера Дмитриевна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии и журналистики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected].

© Галечко-Лопатина В. Д., 2019

35

Сказать, что это направление последнего времени, — не совсем верно. Так, стоит заметить, что в XIX веке в нашей стране это направление довольно успешно развивалось (а между тем истоки его можно найти и значительно раньше), хотя оригинального термина не возникло. Зато в ходу были разного рода «путевые записки», «путевой очерк», что, кстати, соответствовало английскому слову «трэвелог». «Трэвел» — понятие довольно широкое. Оно охватывает не только журналистику, но и литературное творчество, так или иначе связанное с путешествием. Недаром в английском языке существуют понятия 'travel journalism' (журналистика путешествий) и 'travel writing' (журналистское и литературное творчество, связанное с путешествием), а также 'travel writer' — писатель-путешественник и вообще «пишущий человек», правда, это вовсе не подразумевает, что второе понятие относится только к области художественной литературы. Ведь бытует практика, когда солидные издания привлекают известных публицистов, писателей для создания очерков о путешествиях. Тем не менее, отличие журналистики заключается в том, что она, как заметил Э. Дэннис, отделяет факты от мнений, исключает эмоции [4, с. 177].

Глобальное информационное общество, в котором мы живём сегодня, ведёт к снижению степени многообразия культур, а также к стиранию границ между странами. А потому нетрудно заметить, что путешествие в современных реалиях относится к основным модным тенденциям. Огромное число людей совершает разнообразные поездки по всему миру. При этом цели их весьма разнообразны: работа, отдых, студенческие образовательные поездки, паломничества к священным местам, волонтёрская деятельность, попытки найти себя, желание увидеть некое событие (например, открытие Олимпийских игр) и проч. Кроме того, люди стремятся узнать, а как живут те, с кем граничит их территория. О чрезвычайно глубоких взаимосвязях «туризма» и «культуры» в современном подвижном мире пишет Дж. Урри [16]. Спрос на путешествия постоянно растёт, а отсюда тенденция: увеличение интереса аудитории к контенту различных масс -медиа, связанному как с путешествием, так и с туризмом. Различные типы газет, журналов, телевизионных программ, радиопередач, сайты блогеров стремятся попасть в сферу интересов и информационных потребностей массовой аудитории, поставляя потребителю максимально точно ориентированные на него сообщения или предложения. Сегодня поэтому можно говорить об изобилии дискурсов, форм и воплощений туристского взгляда.

Для выявления специфики функций и роли трэвел-журналистики остановимся на некоторых функциях и роли журналистики.

36

Специалисты до сих пор дискутируют по поводу того, какие роли выполняет журналистика. Не рассматривая такие роли журналистики, как просветительство, пропаганда, организация досуга, коснёмся прикладной роли журналистики и выясним, в чём она заключается.

Словари по-разному определяют значение слова «прикладной». Прикладной — «имеющий практическое значение, применяемый на практике» [8]; «нечто вспомогательное и несамостоятельное» [5]. В словаре искусств говорится об «искусстве изготовления бытовых предметов <...>, имеющих утилитарные функции и вместе с тем обладающих эстетическими художественными качествами» [2, с. 476]. Другими словами — главное в таком искусстве — обслуживание нужд человека. Из рассмотренных определений следует: прикладной — в какой-то степени полезный. Полезность же включает в себя, в частности, знания, необходимые для принятия того или иного решения, побуждения к действию. Применительно к трэвел-журналистике — предоставление информации, полезной для потенциальных путешественников. Так, например, в журнале «GEO», кроме основного текста, посвящённого стране, имеется блок, содержащий практическую информацию.

Проведённый опрос среди студентов и сотрудников Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема (31 участник в возрасте от 19 до 77 лет), показал, что 70 % респондентов из общего числа, чтобы составить впечатление о какой-либо стране, интересуются прежде всего информацией, которая носит чисто практический или прикладной характер.

Если же вернуться к рассмотрению смысла понятия «роль», то это прежде всего «совокупность текста и игры одного и того же актера» [9, с. 295], образ действий и манера поведения, а также значение, степень участия в каком-либо событии [15]. Роль — это социальная функция личности; её динамический статус и способ поведения в зависимости от позиции и положения в обществе, межличностных отношений [12]. Роль, следовательно, — это и род деятельности, и назначение, и функции, присущие кому-либо или чему-либо [17].

В соответствии с вышесказанным, под прикладной ролью следует понимать некий спектр функций, которые объединяются одной ролью и могут быть применимы на практике. Из этого также следует, что данное понятие предполагает роли и функции, являющиеся неотъемлемой частью практической журналистики и влияющие и на аудиторию, и на самих журналистов.

Если говорить о функциях, то на сегодняшний день, по замечанию М. Н. Кима, «вопрос о функциях, пожалуй, самый дискутируемый» [6, с. 215]. В самом деле, существуют разные подходы, разные точки зрения

37

на функции журналистики. Как известно, в журналистике под функцией понимается «совокупность её обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе» [11, с. 53]. Функциональный подход к изучению систем любой природы убедительно доказал свою плодотворность в науке. При рассмотрении журналистики его использование вполне обоснованно. О журналистике как полифункциональной системе писал Е. П. Прохоров. Он выделяет функции идеологическую, коммуникативную, непосредственно-организаторскую, культурно-образовательную, рекреативную, рекламно-справочную [11, с. 44—47]. Рассмотрение «пространства функций» во всём многообразии и взаимодействии, по мнению учёного, позволяет понять роль журналистики в обществе [16]. По Е. В. Ахмадулину, журналистика выполняет информационно-коммуникативную, интегрирующую, регулирующую, дифференцирующую, культуроформируюшую, образовательно-просветительскую, ориентирующую и др. функции [2].

О многообразии функций и ролей, выполняемых журналистикой в обществе, пишет и С. Г. Корконосенко. Им был предложен социально-ролевой подход к определению функций журналистики. В зависимости от политической, духовно-идеологической, экономической и социальной сфер учёный выделил четыре роли, которые выполняет журналистика: духовно-идеологическую, производственно-экономическую, регулирующую и информационно-коммуникативную [7]. Субъектный подход, по С. Г. Корконосенко, (а к субъектам деятельности, т. е. к тем, кто вступает во взаимодействие со СМИ, им отнесены: общество, представитель отдельной аудитории, личность; социальные институты и группы; журналисты; при этом каждому из субъектов предопределена своя роль и функции), позволяет сгруппировать и выделить функции, «способствующие социализации индивида», функции, которые носят утилитарный и прикладной характер (к ним относится рекламно-справочная информация). Часть функций помогает личности поддерживать связи с обществом, с другими людьми, например, помочь в поиске единомышленников и др. И есть функции, ориентированные на развлечения и релаксацию [7]. Тогда в свете сказанного и применительно к трэвел-журналистике можно выделить наиболее важные функции: интеграции, познавательная, ориентации, связей с обществом, психологической разрядки.

Активно занимающаяся исследованием трэвел-журналистики И. В. Показаньева также называет интеграционную функцию одной из важных, ибо это направление закладывает «определённые этические стандарты и культурный базис» [10] и осуществляет коммуникативную интеграцию общества. Исследовательница считает, что журналистика

38

путешествий способна оказывать влияние на национальную самоидентификацию людей и формировать у аудитории определённый образ различных культур.

Поскольку в последнее время мир — это глобальная сцена, на которой все нации соревнуются в желании обратить на себя внимание и привлечь как можно больше туристов [16], то журналистику путешествий и туризма, соответственно, можно считать явлением международным и глубоко этническим. Средства массовой информации, которые адресованы национальным и этническим меньшинствам, А. С. Смолярова определяет как этнокультурные медиа [14]. Ею (на основе работы М. Джонсон) были выделены группы функций: интеграции (поддержка языка, культуры, распространение норм принимающего общества, социализация, унификация, др.); создания общего пространства (распространение общего знания, передача социальных норм, распространение информации об иных культурных группах и др.); поддержки и стимулирования плюралистического характера общества (сохранение культурного наследия, идентичности, защита интересов, стимулирование и поддержание групповых норм и др.) [14].

Тогда, исходя из этого, функции, которые будут применимы к трэ-вел-журналистике, — передача актуальной информации о другой стране, рекомендации, которые заинтересуют аудиторию и будут ей полезны, практические советы, связанные с успешной адаптацией к принимающему обществу; в плане презентации: предоставление информации о культурной группе, положительный образ страны, функция социализации и др.

Обратимся ещё к исследованиям. Л. Г. Вихорева в своей работе «Информационный потенциал аудитории трэвел-СМИ в Интернете» к основным функциям трэвел-журналистики относит функцию интеграции, а также просветительскую, рекламную и рекреативную -развлекательную. В самом деле, одна из основных задач журналистики путешествий — просвещение аудитории, расширение её кругозора с целью предотвращения конфликтов на почве культурных недопониманий. Кроме того, в современных условиях, согласимся с Л. Г. Вихоре-вой, «аудитория журналов распространяется по принципу читательского интереса к новому и неизведанному для них» [3]. Трэвел-журналистика предоставляет такую возможность аудитории «познать мир» (не случайно на обложке журнала «GEO» читаем: «Непознанный мир: Земля»), открыть для себя новые страны, «чужую» культуру. Интересно ещё и то, что трэвел-журналисты стремятся «переоткрыть» мир, который уже был открыт до них, но словно до этого не известен. Свежий взгляд на знакомые места.

39

Одна из концептуальных особенностей трэвел-журналов двухтысячных годов, по замечанию Ю. В. Ростовской, «сочетание познавательного и практического аспектов» [13]. Именно эта тенденция к практицизму, по её мнению, делает подвижным отнесение журналов к той или иной тематической группе, а также приводит к размыванию границ и самих жанров.

Таким образом, нетрудно заметить, что функции и роли трэвел-журналистики идентичны, с одной стороны, функциям и роли журналистики классической. С другой — в этом направлении наиболее ярко проявляются коммуникативные, культуроформирующие, рекреативные (содержащие элементы занимательности и развлечения) и особенно рекламно-справочные функции. Современный трэвел-медиатекст, позволяющий представить аудитории путешествие во всём спектре концептуальных, вербальных, визуальных, графических аспектов и служащий просвещению, развлечению, убеждению, выполняет одновременно и роль просветительскую, и роль прикладную. Однако стоит заметить, что коммерциализация СМИ сводит сегодня к минимуму просветительскую функцию. Тенденция к возрастанию значения инте-гративно-коммуникационной функции одновременно свидетельствует о преобразовании её в рыночно-ориентированное направление. Обусловлено это не только экономическими причинами, но и общей тенденцией перехода СМИ в область инфотейнмента. И всё же в настоящее время трэвел-издания являются самым перспективным сегментом на информационном рынке страны. Информация такого рода пользуется популярностью, она достаточно легко продаётся.

Список литературы

1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / под общ. ред. А.М. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. 736 с.

2. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики. М., Ростов-н/Д: МарТ, 2006. 372 с.

3. Вихорева Л. Г. Информационный потенциал аудитории трэвел-СМИ в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://jq.isea.ru/reader/article.aspx?id=20426

4. Дэннис Э. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. 384 с.

5. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] URL: www.efremova. info

6. Ким М. Н. Основы теории журналистики. СПб.: Питер, 2013. 288 с.

7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 318 с.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. URL: https://gufo.me/diet/ozhegov

9. Пави П. Словарь театра / пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. 504 с.

40

10. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явление современного медиапространства / / Медиаскоп. 2013. № 3 [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/ node/1385

11. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики». М.: Аспект Пресс, 2003. 367 с.

12. Психологический словарь [Электронный ресурс] URL: http://psychology.net. ru/ dictionaries/psy.html?word=839

13. Ростовская Ю. В. Журналистика путешествий. История развития специализированной литературы. [Электронный ресурс] URL: http://jq.bgu.ru/reader/ article.aspx?id=16785

14. Смолярова А. С. Функциональное своеобразие этнокультурных медиа. [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/ node/1568

15. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/

16. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация / / Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». 2005. С. 136 — 150. [Электронный ресурс] URL: https://www.studmed.ru/urri-dzh-vzglyad-turista-i-globalizaciya_fc76cc8455a.html

17. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL: http: / / dic.academic.ru/ dic. nsf/ es/49289/ %D1 %80 %D0 % BE%D0 %BB %D1 % 8C

•Jc -Jc -Jc

Halechko-Lopatina Vera D.

TRAVEL JOURNALISM: ROLE AND FUNCTIONS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)

The article is devoted to the actively developing and very promising area in journalism, namely

travel journalism. The article identifies the functions and role of travel journalism.

Keywords: travel, travel journalism, applied role, functions of travel journalism

References

1. Kantor A. M. (ed.) Apollon. Izobrazitel'noye i dekorativnoye iskusstvo. Arkhitektura: Terminologicheskiy slovar' (Apollon.Fine and decorative arts. Architecture: Terminology dictionary), Moscow, Ellis Lak Publ., 1997. 736 p.

2. Akhmadulin Ye. V. Kratkiy kurs teorii zhurnalistiki (A short course in the theory of journalism), Moscow, Rostov na Donu, Publishing. center "March", 2006. 372 p.

3. Vikhoreva L. G. Informatsionnyy potentsial auditorii trevel-SMI v Internete (Information potential of the travel media audience on the Internet), Available at: http://jq.isea.ru/reader/article.aspx?id=20426

4. Dennis E. Besedy o mass-media (Conversations about mass media), Moscow, Vagrius Publ., 1997. 384 p.

5. Yefremova T. F. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka (Dictionary of Russian language), Available at: www.efremova.info

6. Kim M. N. Osnovy teorii zhurnalistiki (Fundamentals of the theory of journalism), St. Petersburg, Peter Publ., 2013. 288 p.

7. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki: uchebnik dlya vuzov (Fundamentals of journalism: textbook for universities), Moscow, Aspect Press Publ., 2006. 318 p.

8. Ozhegov S. I., Shvedova N. YU. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy (Explanatory dictionary of the Russian language:

41

80 000 words and phraseological expressions), Available at: https://gufo.me/diet/ ozhegov

9. Pavi P. Slovar' teatra (Dictionary of theatre), Moscow, Progress Publ., 1991. 504 p.

10. Pokazan'yeva I. V. Hhe Problem field of travel journalism as a phenomenon of modern media [Problemnoye pole trevel-zhurnalistiki kak yavleniya sovremennogo mediaprostranstva], Mediascop, 2013, no. 3. Available at: http://www.mediascope.ru/node/1385

11. Prokhorov Ye. P. Vvedeniye v teoriyu zhurnalistiki (Introduction to the theory of journalism), Moscow, Aspect Press Publ., 2003. 367 p.

12. Psikhologicheskiy slovar' (Psychological dictionary). Available at: http://psychology.net.ru/ dictionaries/psy.html?word=839 (In Russ.).

13. Rostovskaya YU. V. Zhurnalistika puteshestviy. Istoriya razvitiya spetsializirovannoy literatury (Travel Journalism. The history of the development of specialized literature). Available at: http://jq.bgu.ru/reader/article.aspx?id=16785

14. Smolyarova A. S. Funktsional'noye svoyeobraziye etnokul'turnykh media (The functional identity of ethno-cultural media) Available at: http://www.mediascope.ru/ node/1568

15. Ushakov D. N. (ed.) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka (Dictionary of the Russian language). Available at: https://dic.academic.ru/

16. Urri Dzh. The eyes of a tourist and globalization [Vzglyad turista i globalizatsiya], Massovaya kul'tura: sovremennyye zapadnyye issledovaniya (Mass culture: contemporary Western research), Moscow, 2005, pp. 136 — 150, Available at: https:/ /www. studmed.ru/urri-dzh-vzglyad-turista-i-globalizaciya_fc76cc8455a.html

17. Entsiklopedicheskiy slovar' (Encyclopaedic dictionary), Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/49289/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C (In Russ.).

* * *

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.