Научная статья на тему '«ТРЕУГОЛЬНИК ПРОТИВОРЕЧИЙ»: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

«ТРЕУГОЛЬНИК ПРОТИВОРЕЧИЙ»: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Авдуков Александр Анатольевич

Актуальность данной работы обусловлена самой сутью отношений бизнеса, государства и общества, соотношением и борьбой их интересов. В статье рассмотрены основные интересы сторон, такие как максимизация прибыли, рост налоговых поступлений, удовлетворение потребностей в благах и безопасность и стабильность общества. Помимо этого, сделан анализ мер государства в данной сфере. Итогом работы является оценка текущего соотношения интересов сторон и мер, предпринятых государством для стабилизации экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE «TRIANGLE OF CONTRADICTIONS»: THE PROBLEM OF THE CORRELATION OF THE INTERESTS OF BUSINESS, THE STATE AND SOCIETY IN CONDITIONS OF ECONOMIC INSTABILITY

The relevance of this work is due to the very essence of the relations between business, the state and society, the correlation and struggle of their interests. The article considers the main interests of the parties, such as maximizing profits, increasing tax revenues, meeting the needs for benefits and the security and stability of society. In addition, the analysis of state measures in this area is made. The result of the work is an assessment of the current balance of interests of the parties and the measures taken by the state to stabilize the economic situation.

Текст научной работы на тему ««ТРЕУГОЛЬНИК ПРОТИВОРЕЧИЙ»: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

УДК 346.1

А. А. АВДУКОВ Финансовый университет при Правительстве РФ

A. A. AVDYUKOV Financial University under the Government of the Russian Federation

«Треугольник противоречий»: проблема соотношения интересов бизнеса, государства и общества в условиях экономической

нестабильности

The «Triangle of contradictions»: the problem of the correlation of the interests of business, the state and society in conditions of economic

instability

Аннотация

Актуальность данной работы обусловлена самой сутью отношений бизнеса, государства и общества, соотношением и борьбой их интересов.

В статье рассмотрены основные интересы сторон, такие как максимизация прибыли, рост налоговых поступлений, удовлетворение потребностей в благах и безопасность и стабильность

общества. Помимо этого, сделан анализ мер государства в данной сфере.

Итогом работы является оценка текущего соотношения интересов сторон и мер, предпринятых государством для стабилизации экономической ситуации.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, правовое регулирование.

Abstract

The relevance of this work is due to the very essence of the relations between business, the state and society, the correlation and struggle of their interests.

The article considers the main interests of the parties, such as maximizing profits, increasing tax revenues, meeting the needs for benefits and the security and stability of society. In addition, the analysis of state measures in this area is made.

The result of the work is an assessment of the current balance of interests of the parties and the measures taken by the state to stabilize the economic situation.

Keywords: entrepreneurial activity, legal regulation.

Введение

Современное общество представляет собой чрезвычайно сложную систему самых разнообразных интересов и взаимоотношений. Вопрос противостояния или наоборот сотрудничества различных социальных групп или объединений является актуальным для исследования как политологического или социологического, так и юридического характера. Вопрос соотношения интересов общества, предпринимательского сообщества и государства, в лице государственных органов, является чрезвычайно актуальным так как на сегодняшний день именно на этих столпах основывается существование страны.

Данный вопрос редко поднимается в современной научной литературе, потому

данная статья основывается на сравнительно немолодых исследованиях. Однако, данный факт не является препятствием для изучения означенного вопроса, так как он носит теоретический характер. Исходя из этого теоретического характера можно сказать, что любая литература по данному вопросу является и будет являться современной и актуальной [2]. В статье будут использованы книга известного американского экономиста М. Фридмана «Капитализм и свобода», в которой автор рассуждает о развитие рыночных отношений, месте и роле государства в них и дальнейших перспективах их взаимодействия. Общие понятия используемы в статье основаны на работах Зотова В. В. и Преснякова В. Ф., рассматривающих сущность частного предприниматель-

ства. Отдельного внимания заслуживает работа Белоусова А. Л., обозначившая один из ключевых приоритетов во взаимоотношениях государства, бизнеса и общества — а именно развитие промышленности.

Основное исследование

На сегодняшний день взаимоотношения бизнеса, государства и общества испытывают известные проблемы. Сложнейшая международная обстановка оказывает влияние не только на внешние отношения государства, но и на его внутреннее развитие и функционирование. В такой ситуации каждая из перечисленных сторон преследует свои интересы. Именно проблема наличия некоего «треугольника противоречий» и обуславливает необходимость сбалансирования интересов. Данный вопрос и будет рассмотрен в данной статье.

Прежде чем рассматривать текущее соотношение интересов описываемых сторон необходимо рассмотреть общую характеристику сторон, их положение и интересы.

Наиболее крупной по численности является группа, которую в целом можно назвать «общество». Интересы общества наиболее понятны и просты. Общество, выступая в данных отношениях в качестве потребителя заинтересовано в ряде вопросов. Во-первых общество — потребители нуждаются в удовлетворении своих потребностей. Данные потребности удовлетворяются путем предоставления предпринимателями товаров, работ и услуг. Во-вторых, общество нуждается в том, чтобы данные блага соответствовали запросам общества в плане качества и безопасности.

Интересы общества удовлетворяются предпринимательским сообществом, которое является основой функционирования экономики страны. Под предпри-

нимательским сообществом, бизнесом можно понимать «совокупность самостоятельных хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и использующих свои активы в целях получения желаемых хозяйственных результатов и выполнения обязательств» [4]. Так, по подсчетам Международного валютного фонда на долю государства в валовом внутреннем продукте [далее по тексту ВВП] страны приходиться около 33%, что составляет не более трети от общего объема ВВП РФ1. Данные показатели наглядно демонстрируют ключевую роль частного предпринимательства в обеспечении общества необходимыми ему благами, как материального, так и не материального характера.

Кратко обозначив важность предпринимательского сообщества, можно приступить к рассмотрению его интересов. Как известно, на сегодняшний день Российская Федерация является страной со смешанной экономикой. В стране активно развивается рыночное хозяйство. Известный экономист Фридман охарактеризовал рыночную экономику как систему, в которой независимые индивиды руководствуются собственными интересами и для достижения своих целей вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена. Иначе говоря: «рабочей моделью общества, организованного при посредстве добровольного взаимообмена, является свободная частнопредпринимательская рыночная экономика, то есть то, что мы назвали капитализмом свободной конкуренции» [7].

Исходя из этого определения можно сказать, что интересы предприниматель-

1 МВФ оценил долю государства в российской экономике в 33% [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/econ omics/12/03/2019/5c879e0c9a79472f59316a90. - (дата обращения 05.11.2022 г.).

ского сообщества основываются на извлечении выгоды. В целом можно сказать, что важнейшей целью предпринимателя является получение прибыли от своей деятельности и непрерывное увеличение масштаба деятельности. Таким образом, условно можно сказать, что если важнейшей целью потребителей — общества является получение благ, то целью предпринимателя является их производство и реализация.

Казалось бы, на данном этапе не существует никаких противоречий, однако стоит понимать, что предприниматель, имея целью получение максимальной прибыли зачастую нарушает интересы общества, заинтересованного в минимизации собственных расходов, что способствует повышению объема приобретаемых благ.

В этом контексте возникает третья сторона треугольника — государство. Государство, посредством своих органов управления реализует свои интересы в системе взаимоотношений между обществом и предпринимателями. Интересы государства можно условно разделить на две группы. В первую группу входят интересы связанные с самим осуществлением деятельности государством, для которого необходима финансовая основа. Такой основой являются налоговые поступления. Государство заинтересовано в повышении объема взимаемых налогов, для чего необходимо развитие и расширение предпринимательской деятельности. Одновременно с этим необходимо повышение благосостояния граждан, то есть общества так оно также способствует росту налоговых поступлений.

Вторая группа интересов государства заключается в регулировании деятельности предпринимателей с целью обеспечения безопасности производимой ими продукции, работ и услуг. В то же время,

помимо обеспечения качества производимых благ государство нуждается и в самом факте их производства и недопущении дефицита. Особого внимания требуют вопросы развития промышленности, так как «вопросы ухода от сырьевой модели хозяйствования посредством развития обрабатывающих отраслей поднимаются достаточно давно и не утрачивают свою актуальность в настоящее время» [1].

Стоит сказать, что по своей сущности «цели частной коммерческой фирмы и интересы общества хотя бы частично, но конфликтны» [6], равно как и интересы государства и бизнеса.

Система взаимоотношений государства, общества и предпринимателей оставаясь стабильной на протяжении большей части своего существования значительно меняется в кризисных или сложных международных условиях. Введение санкций, торговые войны, применение различных методов экономического давления включая повышение пошлин, эмбарго, установление ценовых ограничений оказывает крайне негативное воздействие на общественные отношения.

В столь сложной ситуации означенные группы лишь усиливают борьбу за свои интересы. В то же время удовлетворение интересов государства, общества и предпринимателей одновременно становиться значительной проблемой.

Государство в изменившихся условиях значительно меняет направление своих интересов. Так, в условиях ограничения внешней торговли на первый план выходит необходимость обеспечения общества товарами, работами и услугами, что способствует сближению государства с предпринимателями. В то же время, государство стремясь реализовать данный интерес сознательно снижает значимость своих интересов в сфере налогообложения тем самым идя на снижение своих

доходов в интересах общества и предпринимателей.

Так, начиная с марта 2022 года государство реализовало целый ряд инициатив направленных на поддержку предпринимателей. Рассмотрим некоторые из них.

В частности, начиная с марта этого года Центральный банк России объявил о предоставлении субъектам предпринимательской деятельности льготных кредитов 2. Также, Правительство РФ своим постановлением дало субъектам ряда сфер отсрочить выплату полученных кредитов и процентов по ним3.

Небезынтересно рассмотреть и иные инициативы государства, обусловленные сложнейшей ситуацией в экономике, сложившейся вследствие общемировых кризисных тенденций. Так, Федеральная налоговая служба не будет штрафовать за невыданные чеки, если расчет прошел по кассе, а чековой ленты в ней не было по объективным причинам4. Данная мера

Информационное сообщение Банка России от 05.03.2022 «Банк России совместно с Правительством запускает

антикризисные программы льготного кредитования МСП» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 411824/ (дата обращения 05.11.2022 г.).

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 337 (ред. от 17.06.2022) «Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 4113 10/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/#:~:text= ПРАВИТЕЛЬСТВ0%20Р0ССИЙСК0Й%20ФЕДЕРАЦИИ%20 П0СТАН0ВЛЕНИЕ%20от.и%20о%20признании%20утра-тившими%20силу (дата обращения 05.11.2022 г.). ФНС России в отдельных случаях не будет штрафовать за отсутствие бумажного чека [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities fts/12030622/ (дата обращения 05.11.2022 г.).

обусловлена дефицитом кассовых лент, возникшим в последние месяцы.

Вышеозначенные меры демонстрируют готовность государства отказаться от части своих доходов, как налогового, так и неналогового характера. Данный отказ, то есть нереализация интересов в данной сфере направлен на защиту других интересов государства, а именно обеспечение бесперебойной работы экономики.

Предпринимательское сообщество же, столкнувшись с кризисными тенденциями напротив расширяет свои притязания. Так, в усложнившихся экономических реалиях бизнес нуждается в различных льготах, возмещающих понесенные убытки, а также в уменьшении государственного надзора за его деятельностью. Данный аспект представляет особый интерес. В сложных экономических условиях бизнес вновь выступает с призывами уменьшить давление со стороны государства, выражающееся в различных проверках и т.д. Этот запрос со стороны бизнеса затрагивает интересы не только государства, но и общества.

Снижение или отмена государственных проверок способствует упрощению дея-

о /-1 «-»

тельности предпринимателей. С другой стороны, это может привести к тому, что, пользуясь отсутствием государственного контроля бизнес начнет пренебрегать государственными требованиями к качеству продукции стремясь снизить ее себестоимость и соответственно повысить объем прибыли. Данный факт нарушает интересы общества, заинтересованного в получении безопасного и качественного продукта. В то же время отмена проверок также нарушает и интересы государства, заинтересованного в стабильности в обществе и его безопасности.

Однако, игнорирование интересов бизнеса в данном вопросе может привести к тому, что предпринимательский сектор

не сможет удовлетворить потребности всех потребителей, а это послужит нарушением ключевых интересов общества и государства — интересов в получении благ и удовлетворении потребностей.

В этой связи необходим крайне осторожный и взвешенный подход. Необходимо, учитывая запросы бизнеса на уменьшение давления со стороны государства в столь тяжелые времена не забывать тем не менее об интересах общества в сфере безопасности и качества продукции, работ и услуг.

Оптимальное, и наиболее подходящее решение приняло Правительство РФ. Постановление Правительства от 10.03.2022 № 3665 установило запрет на плановые проверки бизнеса, за исключением опасных производственных объектов II класса опасности, а также инспекций из сан эпидемиологических, пожарных и ветеринарных служб. Данное решение являет собой наиболее правильный и компромиссный подход к решению проблемы. Освобождая бизнес от лишних «проблем», связанных с проведением государством плановых проверок государство сохраняет внеплановый контроль. То есть, в случае если деятельность предпринимателя, освобождённого от плановых проверок, вызывает нарекания со стороны потребителя или же вызывает сомнения в их законности и безопасности возможно проведение внеплановых проверок.

В то же время, освободив бизнес от большинства плановых проверок государство сохранило их в ряде наиболее важных сфер, связанных непосредственно с безопасностью граждан.

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 01.10.2022) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [Электронный ресурс] URL: https:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 411233/ (дата обращения 05.11.2022 г.).

Заключение

Итак, подводя итог можно сделать ряд выводов. Во-первых, все стороны описываемого «треугольника» имеют свои постоянные интересы. Причем, стоит заметить, что «интерес базируется на материальной основе — потребностях, и социальной — сложившихся на данном этапе общественного развития экономических» [3]. Во-вторых, во время кризисных ситуаций каждая из сторон может менять приоритеты в системе своих интересов исходя из потребностей времени. В-третьих, именно государству необходимо определить приоритетность интересов всех сторон включая и себя и исходя из этого установить послабления необходимость которых обусловлена потребностями времени. Именно в нахождении баланса противоречивых интересов сторон треугольника и заключается важнейшая задача государства в экономике, на данный момент.

Зачастую, высказывается мнение, что именно общество и бизнес должны диктовать экономическую политику. Так, С. Калашников отмечает: «без торжества либеральных идей не было бы государства и социального, и правового одновременно» [5]. Необходимо сказать, что данный подход не отвечает реалиям времени. Именно государство, в тяжелейшие экономические периоды посредством грамотного управления выводит общество и бизнес из кризиса. Стоит сказать, что исходя из рассмотренных мер, предпринятых Правительством, можно сказать, что золотая середина, оптимальное соотношение интересов сторон найдено, что и демонстрирует стабилизация экономической ситуации в РФ, начавшаяся после первоначального падения.

Список литературы

1. Белоусов А. Л. Вопросы развития промышленного комплекса в аспекте реализации специальных инвестиционных контрактов / А. Л. Белоусов // Управление пространственным развитием территорий: глобальные тренды и региональные приоритеты : Материалы научно-практической конференции, Вологда, 20 декабря 2018 года. — Вологда: Вологодский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. — С. 138-140. — EDN YIIWAS.

2. Васильева О. Н. Правовые способы предотвращения негативного влияния пандемии covid-19 и её последствий на бизнес в российской федерации: анализ и оценка мер органов законодательной и исполнительной власти / О. Н. Васильева, В. Д. Са-лахутдинов // Legal Bulletin. — 2021. — Т. 6. — № 2. — С. 70-76. — EDN GZZZZW.

3. Гершкович Б. Я. О противоречивом единстве экономических интересов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2006. — № 4.

4. Зотов В. В., Пресняков В. Ф. Фирма как экономическое явление и институт общества // Экономика и математические методы. — 1995. Т. 31, — вып. 2

5. Калашников С. В. Очерки теории социального государства. — М.: Экономика, — 2006. — 362 с.

6. Нельсон Р. Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. — М., 2002. — 536 с.

7. Фридман М. Капитализм и свобода / Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2006. — 240 с.

References

1. BelousovA. L. Voprosy razvitiya promyshlennogo kompleksa v aspekte realizacii special'nyh investicionnyh kontraktov / A. L. Belousov // Upravlenie prostranstvennym razvitiem territorij: global'nye trendy i regional'nye prioritety: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, Vologda, 20 dekabrya 2018 goda. — Vologda: Vologodskij filial federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazo-vatel'nogo uchrezhdeniya vysshego profes-sional'nogo obrazovaniya «Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosu-darstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii», 2019, pp. 138-140.

2. Vasileva O. N. Pravovye sposoby predot-vrashhenija negativnogo vlijanija pandemii covid-19 i ejo posledstvij na biznes v rossijskoj federacii: analiz i ocenka mer organov zakonodatel'noj i ispolnitel'noj vlasti / O. N. Vasil'eva, V. D. Salahutdinov // Legal Bulletin. 2021, T. 6, No 2., pp. 70-76. — EDN GZZZZW.

3. GershkovichB. YA. O protivorechivom edinstve ekonomicheskih interesov // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki, 2006, No 4.

4. Zotov V. V., Presnyakov V. F. Firma kak eko-nomicheskoe yavlenie i institut obshchestva // Ekonomika i matematicheskie metody, 1995, T. 31, vyp. 2.

5. Kalashnikov S. V. Ocherki teorii social'nogo gosudarstva. M.: Ekonomika, 2006, 362 p.

6. Nel'sonR.R., UinterS. Dzh. Evolyucionnaya teoriya ekonomicheskih izmenenij / Per. s angl. M., 2002, 536 p.

7. Fridman M. Kapitalizm isvoboda/Per. s angl. M.: Novoe izdatel'stvo, 2006, 240 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Авдуков Александр Анатольевич, студент 3 курса, Юридический факультет, Финансовый университет при Правительстве РФ

206052@edu.fa.ru

Научный руководитель: Белоусов Андрей Леонидович, к.э.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансовый университет при Правительстве РФ

ABOUT THE AUTHOR

Alexander A. Avdyukov, 3rd year student, Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation

206052@edu.fa.ru

Scientific supervisor:

Andrey L. Belousov, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Government of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию 05.09.22; одобрена после рецензирования 26.09.22;

принята к публикации 30.09.22; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 05.09.22; approved after reviewing 26.09.22; accepted for publication 30.09.22; The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.