Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки бизнеса'

Направления государственной поддержки бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касаткин Г. И.

Статья посвящена направлениям государственной поддержки бизнеса. Государство использует административные и финансово-экономические методы регулирования бизнеса. В статье автор убедительно доказывает, что для оптимизации работы по реализации мер поддержки и развития бизнеса необходимо создать соответствующий механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности, при этом управление процессом поддержки бизнеса должно идти как со стороны федеральных, так и со стороны местных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касаткин Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки бизнеса»

13.17. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА

Касаткин Г.И., к.э.н.

Государственная Полярная Академия (г.

Санкт-Петербург)

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация.

Статья посвящена направлениям государственной поддержки бизнеса. Государство использует административные и финансово-экономические методы регулирования бизнеса. В статье автор убедительно доказывает, что для оптимизации работы по реализации мер поддержки и развития бизнеса необходимо создать соответствующий механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности, при этом управление процессом поддержки бизнеса должно идти как со стороны федеральных, так и со стороны местных органов власти.

Ключевые слова: государственная поддержка бизнеса

The summary. The article is devoted to the main directions of state business support. State uses administrative and financial and economic methods of regulation of business development. In the present article the author proves that for the optimization of the activities of business support by state it is vitally important to create the mechanism of of cooperation of authorities and business both on federal and local levels.

Государство использует административные и финансово-экономические методы регулирования бизнеса.

В систему административных мер и методов государственного регулирования входят: регистрация фирм и компаний; сертификация их продукции, работ, услуг; выдача лицензий (разрешений) на ведение определенных видов коммерческой деятельности; финансовый контроль за работой указанных фирм; укрепление договорной и финансовой дисциплины; применение штрафных и других санкций к недобросовестным субъектам рыночных отношений.

В систему финансово-экономических мер и методов государственного регулирования входят: балансирование и оптимизация рынков капитала и фондовых бирж; налогообложение; ценообразование и цены на ресурсы и услуги естественных монополий; бюджетное финансирование; внешнеэкономическая и внешняя финансовая деятельность; эмиссия и изъятие денег, валюты и ценных бумаг; организация обращения ценных бумаг; регулирование банкротства (несостоятельности) предприятий; денежное обращение и кредитование фирм и компаний и др.

Перечисленные направления государственного регулирования органически взаимосвязаны между собой и имеют важное значение для функционирования предпринимательских структур.

Основными задачами государственного регулирования являются: создание финансовых, правовых, экономических, ресурсных, информационных и технологических условий устойчивого развития бизнеса как важнейшего компонента структурных преобразований современной рыночной экономики; образование новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений; поддержка предпринимательства, прежде всего, в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения развивающегося отечественного рынка товарами, ресурсами и услугами; снижение безработицы и финансово-кредитных рисков; поддержка высокой деловой, инвестиционной и инновационной активности; инициирование деятельности финансовокредитных механизмов, новых источников финансирования коммерческой деятельности, прежде всего, за счет собственного капитала прогрессивно развивающихся фирм и компаний; повышение ответственности и роли государственных (федерального, региональных, отраслевых и муниципальных) фондов поддержки предпринимательства и развития конкуренции, венчурных и других фондов.

Идеология государственного регулирования предпринимательства базируется на том, что успешное его развитие возможно лишь при наличии благоприятных финансовых, экономических, юридических и политических условий. Отсутствие таких условий делает поддержку предпринимательства неэффективной.

Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Однако существует целый ряд проблем в области государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности, среди них: отсутствие единой законодательной системы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности; несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральных и региональных программ поддержки предпринимательства; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; административные барьеры на пути развития предпринимательства.

По мнению всемирного банка, основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, являются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция. Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: «помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти». Многие исследователи считают, что административные барьеры - это затраты предприятий, связанные с исполнение законо-

дательства и многочисленных нормативных документов, так называемы подзаконных актов. Однако, по мнению Ресурсного центра малого предпринимательства, понятие административных барьеров значительно шире.

По мнению авторов программного документа «Борьба с административными барьерами на пути развития предпринимательства. Практика стран ЕС», для наличия административных барьеров в РФ имеется несколько причин, причем каждая создает препятствие для хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.

Во-первых, «некачественное законодательство», которому не хватает прозрачности и которое сложно исполнять. Следование законным путем оборачивается огромной потерей времени. Временные затраты или взятки, позволяющие их избежать, превращаются в значительные барьеры. По сути, взяткой является и предложения каких-то структур быстро провести регистрацию нового предприятия, но за определенную плату.

Так, весной 2004 г. Российское партнерство по корпоративному управлению и социальной ответственности привело исследования, касающиеся внутренней коррупции. Выяснилось, что представители крупного и среднего бизнеса предпочитают устанавливать особые отношения с нужными чиновниками, задействовать административный ресурс, включая правоохранительные органы и судейское общество. Цель понятна - получить преимущество над конкурентами любой ценой. Открытость и прозрачность в таких случаях служит им только помехой. При этом только прямые (исключая взятки) потери предпринимателей от коррупции составляют более 6 млрд. долл. в год Общий рынок взяток, по данным исследования фонда ИН-ДЕМ, составляет 40 млрд. долл. в год.

Во-вторых, противоречия между федеральными и региональными законами, создающие конфликты интересов, которые можно разрешить либо с помощью дорогостоящего юриста, либо путем дачи взятки ответственному чиновнику. И то и другое оборачивается серьезными барьерами на пути развития малого предпринимательства вообще, а малого - в частности.

В-третьих, необоснованный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; длительная волокита в процессе государственной регистрации, получении лицензий, сертификатов, отказ в предоставлении консультаций, например, о порядке взимания отдельных видов налогов. В ст. 169 УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: за неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление опреде-

ленной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационноправовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Однако на практике эта статья УК РФ фактически не действует.

В-четвертых, проведение большого числа проверок малых предпринимателей, к тому же различными контролирующими органами, количество которых пока на федеральном и региональных уровнях весьма велико, причем проверки они проводят несогласованно, нередко у предпринимателей и государственных служащих имеются разные права и обязанности, что приводит к неоправданным санкциям в случае выявления нарушений. В Российском обозрении малых и средних предприятий (2002 г.) говорится: «В деятельности контролирующих ведомств явно отсутствует принцип презумпции невиновности, осуществление различных контрольных функций не скоординировано между собой, их масштаб явно чрезмерен, а эффективность низка». Но главная трудность предпринимателей состоит в том, что контролирующие органы (должностные лица) фактически не несут никакой ответственности за результаты проверок. Согласно проведенному исследованию Института социальноэкономического анализа и развития предпринимательства, среднее число проверок для малых предприятий составляло около семи в год, но на подавляющем количестве малых предприятий проверок было больше. На федеральном уровне проверками деятельности малых предприятий занимаются около 30 федеральных органов исполнительной власти, а в отдельных субъектах РФ - значительно больше. Так, даже в Москве до недавнего времени таких органов насчитывалось 57.

Понимая негативное воздействие на развитие предпринимательства чрезмерного числа административных барьеров, уже в начале 90-х годов европейские страны начали принимать меры по оценке и устранению ненужных административных барьеров в основном в рамках общей политики дерегулирования. Эта политика направлена на уменьшение всех препятствий для предприятий, а также на улучшение условий функционирования рынков и увеличение доверия сектору малого предпринимательства. Разработанные и применяемые в странах ЕС политика, стратегия и меры по преодолению административных барьеров включают: сбор информации и проведение исследований относительно размера и областей применения административных барьеров; информационно-консультационную поддержку малых предприятий относительно требований со стороны контролирующих органов; совершенствование и упроще-

ние форм отчетности малых предприятий; упрощение процедур, сокращение частоты их использования и количества организаций, требующих предоставления информации; предоставление льгот предприятиям, в наибольшей степени страдающим от административных барьеров; замену существующих законов новыми (в меньшем количестве и более простыми); изучение нового законодательства на предмет устранения административных барьеров.

Одной из важнейших задач властных структур по развитию реформ и стабилизации российской экономики является поддержка предпринимательства. Широкое развитие предпринимательства, в т.ч. малого бизнеса, будет способствовать наполнению рынка товарами и услугами, развитию конкуренции, формированию стабильной налоговой базы и налоговых поступлений, как в бюджет России, так и в местные бюджеты, созданию новых рабочих мест.

Поэтому необходимо разработать предложения по поддержке и развитию предпринимательства. Причем постоянное управление этим процессом должно идти как со стороны федеральных, так и со стороны местных органов власти.

Основными направлениями поддержки предпринимательства должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы поддержки предпринимательства; совершенствование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства; развитие финансовой инфраструктуры; создание системы информационного обеспечения предпринимателей; содействие внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами; подготовка, переподготовка и повышение квалификации представителей бизнеса и властных структур, отвечающих за эту работу; установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности; создание льготных условий для использования субъектами бизнеса государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий; производственно-технологическая поддержка предприятий.

Успешная деятельность предпринимательства зависит от совершенствования системы налогообложения. В этом вопросе приоритетными направлениями должны стать определенные льготы для предприятий малого бизнеса: освобождение от налогообложения суммы прибыли, накопленной за определенный период времени и используемой для развития собственного производства; установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работы с момента их регистрации; возмещение налога на

добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств; освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц от подоходного налога - физических лиц, направляемых в фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами государственной власти и управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления; предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, предоставляемых кредиты малым предприятиям, занимающихся производственной деятельностью; распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий - монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий; сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации; уточнение порядка и сроков взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.

Учитывая то, что шаги, предпринимаемые Правительством РФ по поддержке предпринимательства, ограничены, так как многие вопросы находятся в ведении местных органов власти. Это предоставление помещений для занятия предпринимательской деятельностью и определение условий их использования (в том числе взимание коммунальных платежей), регулирование размеров и порядка сбора налогов и платежей, поступающих в местные бюджеты, обеспечение охраны правопорядка и другие. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что развитие предпринимательства в регионах зависит, прежде всего, от активности позиции местных органов власти, их желания повернуться лицом к предпринимателю.

Местных органы власти должны внести свою лепту в развитие предпринимательства, приняв участие в подготовке нормативных актов, методических материалов и предложений о введении налоговых льгот, создании специализированных банков данных.

Одновременно местным властям следовало бы предпринять самостоятельные шаги в русле федеральной политики, например, ввести льготы по уплате местных налогов.

Стратегия и меры по преодолению административных барьеров должны включать: сбор информации и проведение исследований относительно размера и областей применения административных барьеров; информационно-консультационную поддержку малых предприятий относительно требований со стороны контролирующих органов; совершенствование и упрощение форм отчетности малых предприятий; упрощение процедур, сокращение частоты их использования и количества организаций, требующих предоставления информа-

ции; предоставление льгот предприятиям, в наибольшей степени страдающим от административных барьеров; замену существующих законов новыми (в меньшем количестве и более простыми); изучение нового законодательства на предмет устранения административных барьеров.

Деятельность органов власти в вопросе поддержки и развития предпринимательства должна базироваться на следующих принципах: привлечение частных, в т.ч. иностранных кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки предпринимательства); отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки предпринимательства; переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов инвестиционной поддержки предпринимательства.

Таким образом, для оптимизации работы по реализации мер поддержки и развития бизнеса необходимо создать соответствующий механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности, при этом управление процессом поддержки бизнеса должно идти как со стороны федеральных, так и со стороны местных органов власти.

Список литературы:

1. Анчишкин А.И. Прогнозирование темпов и факторов экономического роста. - М., МАКС-пресс, 2003 .

2. Бегунов Ю.К., Лукашев А.В., Пониделко А.В. 13 теорий демократии / СПб.: Бизнес-Пресса, 2002

3. Бутова Т.В. Ерхов М. В. Власть и бизнес в современном обществе / Москва : Маросейка, 2007

4. Разумов И.В. Бизнес в области политического маркетинга /.; М-во образования Рос. Федерации. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова Ярославль. Яросл. гос. ун-т, 2000

5. Мусин, М.М. Власть и влияние в контексте реальных бизнес-процессов / М. : О-во "Знание" России. Правление, 2002

Рецензия

Объект исследования - государственная поддержка бизнеса и предпринимательства - является одним из важнейших при исследовании развития малого бизнеса в стране и экономики в целом. Актуальность темы объясняется тем, что до сих пор в нашей стране существует множество препятствий для хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, в частности:

- «некачественное законодательство», которому не хватает прозрачности и которое сложно исполнять;

- противоречия между федеральными и региональными законами, создающие конфликты интересов;

- необоснованный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; длительная волокита в процессе государственной регист-

рации, получении лицензий, сертификатов, отказ в предоставлении консультаций, например, о порядке взимания отдельных видов налогов.

Для оптимизации работы по реализации мер поддержки и развития бизнеса необходимо создать соответствующий механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности, при этом управление процессом поддержки бизнеса должно идти как со стороны федеральных, так и со стороны местных органов власти.

Настоящая статья отличается также и новизной, так как в ней проводится анализ новейших исследований в данной области.

Для написания статьи автором был использован широкий круг источников, как-то: труды отечественных и зарубежных ученых по соответствующей проблематике, статьи в периодических изданиях.

На основании этого можно констатировать, что данный труд является законченным исследованием и он, безусловно, может быть рекомендован к опубликованию.

Рецензент:

Начальник отдела налоговой отчетности ОАО НК «РуссНефть», кандидат экономических наук Н.В. Воронина

Контакты:

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.