Научная статья на тему 'МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КАЛУГЕ И ТУЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КАЛУГЕ И ТУЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манохина Алина В.

Одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого развития государства является развитие института предпринимательства, выступающего гарантом экономического благосостояния регионов и федеральных центров. Пандемия коронавируса выявила слабые места существующих моделей поддержки регионального бизнеса, в том числе программ по привлечению молодых предпринимателей к экономической деятельности. В статье автором были проанализированы меры, направленные на поддержание бизнеса в двух регионах: Тульская и Калужская области. Данные регионы являются профицитными, поэтому они представляют интерес для исследования как те, которые могут справиться с возникшим кризисом с минимальной федеральной помощью. Автор дает оценку эффективности этих мер, опираясь на показатели количества предпринимателей до пандемии коронавируса в регионах, а также на выполнение показателей государственных плановых программ по развитию экономики регионов. Также автор учитывает оценку, которая была дана местными экспертами в серии проведенных глубинных интервью. Целью статьи является выявление появившихся во время пандемии трендов в области регулирования предпринимательства со стороны государства. Также были разработаны рекомендации, которые, по мнению автора, смогли бы стимулировать предпринимательскую деятельность в исследуемых регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO SUPPORT START-UP ENTREPRENEURS IN KALUGA AND TULA: COMPARATIVE ANALYSIS

One of the most important factors in ensuring the sustainable development of the state is the development of the institution of entrepreneurship, which acts as a guarantor of the economic well-being of regions and federal centers. The coronavirus pandemic has exposed weaknesses in existing models to support regional businesses, including programs to attract young entrepreneurs to economic activity. In the article, the authoranalyzed measures aimed at supporting business in two regions: the Tula and Kaluga regions. These regions are in surplus, so they are of interest for research as those that can cope with the emerging crisis with minimal federal assistance. The author assesses the effectiveness of these measures, based on the indicators of the number of entrepreneurs before the coronavirus pandemic in the regions, as well as on the implementation of indicators of state planned programs for the development of the regional economy. The author also takes into account the assessment given by local experts in a series of in-depth interviews. The purpose of the article is to identify trends that have emerged during the pandemic in the field of business regulation by the state. Recommendations were also developed, which, in the opinion of the author, could stimulate entrepreneurial activity in the regions under study.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КАЛУГЕ И ТУЛЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 334.7 ББК 65.290

А.В. Манохина

Меры поддержки начинающих предпринимателей в Калуге и Туле: сравнительный анализ

Одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого развития государства является развитие института предпринимательства, выступающего гарантом экономического благосостояния регионов и федеральных центров. Пандемия коронавируса выявила слабые места существующих моделей поддержки регионального бизнеса, в том числе программ по привлечению молодых предпринимателей к экономической деятельности. В статье автором были проанализированы меры, направленные на поддержание бизнеса в двух регионах: Тульская и Калужская области. Данные регионы являются профицитными, поэтому они представляют интерес для исследования как те, которые могут справиться с возникшим кризисом с минимальной федеральной помощью. Автор дает оценку эффективности этих мер, опираясь на показатели количества предпринимателей до пандемии коронавируса в регионах, а также на выполнение показателей государственных плановых программ по развитию экономики регионов. Также автор учитывает оценку, которая была дана местными экспертами в серии проведенных глубинных интервью. Целью статьи является выявление появившихся во время пандемии трендов в области регулирования предпринимательства со стороны государства. Также были разработаны рекомендации, которые, по мнению автора, смогли бы стимулировать предпринимательскую деятельность в исследуемых регионах.

Ключевые слова: институт предпринимательства, пандемия коронавируса, меры государственной поддержки, малый и средний бизнес, молодежная политика, региональная политика

Одним из эффективных элементов модели региональной экономики является развитый предпринимательский сектор. Его развитие создает большее количество рабочих мест, обеспечивает вклад в производство валового регионального продукта, а также служит катализатором для апробирования новых, в том числе инновационных

© Манохина А.В., 2022

Публикация подготовлена при поддержке программы «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ», проект «Выездная школа прикладных политических исследований ФИПП».

бизнес-проектов. Те усилия, которые предпринимаются в регионах для стимуляции и поддержания предпринимательской активности, являются важным условием совершенствования экономических моделей регионального развития [Мирошников, Чаркина 2016].

В настоящее время наблюдается острая необходимость в разработке современного механизма, который бы смог обеспечивать поддержку для малого и среднего бизнеса в регионах, при этом учитывая специфику каждого. Ключевым фактором для формирования благоприятной предпринимательской среды выступает развитая региональная инфраструктура предпринимательской деятельности. В рамках проводимого нами исследования был выявлен ряд критериев, которые обеспечивают рост количества предпринимателей: высокая готовность региональных и местных органов власти оказывать поддержку предпринимателям; широкий выбор специализированных поставщиков кредитных ресурсов; доступ к капиталу; возможность обучения предпринимателей в образовательных учреждениях; наличие технопарков, бизнес-инкубаторов, консалтинговых агентств, фондов поддержки предпринимательской деятельности и т. д. При соблюдении этих критериев, на наш взгляд, предпринимательский сектор получает возможности раскрыть свой потенциал в качестве перспективного драйвера региональной экономики, в особенности это отражается в готовности молодежи развиваться в этом направлении.

В нашей работе мы будем опираться на концепцию корпоративизма Шмиттера [Schmitter 1979] и апеллировать к понятию «институт» в определении Д. Норта [North 1990]. Для понимания российской специфики автор считает необходимым обращаться к предложенным Н.Ю. Лапиной моделям взаимодействия государства и бизнес-структр [Лапина 2000, с. 45-55].

В условиях дестабилизации экономики России во время пандемии и прекращения работы многих предприятий существенно обострилась проблема повышения эффективности государственных механизмов и инструментов стимулирования удержания показателей. Одним из наиболее популярных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса, занимающих значительную долю в структуре бюджета, являются, прежде всего, финансовые поощрения малого и среднего бизнеса (МСБ). Также с учетом изменяющихся запросов потребителя необходимо развитие консультирования и возможность обучения представителей МСП, которые не были готовы к перестройке приоритетов, таких как скорость и минимизация живого контакта [Чирико-ва 2006].

Меры государственной поддержки МСБ в России включают в себя: субсидирование процентных ставок, налоговые льготы и отсрочку от платежей, увеличение доли прямого финансирования. Сама же доля малого и среднего бизнеса в ВВП довольно мала: в 2021 г. доля малого

бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5% - минимум с 2008 г.1

Сами же Тула и Калуга являются профицитными и не нуждаются в дотациях2, поэтому они представляют интерес для изучения как регионы, которые во время пандемии коронавируса могли самостоятельно справиться с возникшими трудностями, практически не прибегая к федеральной помощи.

В ходе нашего исследования была проведена серия глубинных интервью с представителями бизнеса, проекта «Мой бизнес» в исследуемых регионах, а также с местными активистами и представителями различных партий. Респонденты отмечали эффективность и востребованность центра: в первую очередь, он предоставляет ресурсы для начинания своего собственного бизнеса. Также он оказывает помощь тем предпринимателям, которые уже несколько лет находятся на рынке. Поддержка не ограничивается только услугами консалтинга и «дешевыми деньгами», по словам респондента, который принимает участие в работе платформы3, любой желающий может воспользоваться программой обучения в бизнес-инкубаторе и посещать вебинары и лекции приглашенных спикеров. Еще одна возможность проекта -диалог с местной исполнительной властью. Как отмечает респондент в интервью, именно исполнительная региональная власть может оказать необходимую поддержку. По его мнению, законодательная власть в вопросе помощи предпринимателям не обладает необходимыми полномочиями.

Сам портал подразумевает многогранную финансовую поддержку предпринимателям, в которую входят льготное кредитование под низкий процент или залог (зависит от цели займа и необходимой суммы), а также предоставляет льготную аренду помещения, если она необходима. Иначе говоря, платформа исполняет обязанность финансового «костыля», который необходим на старте открытия своего бизнеса, а также для поддержки в кризисные моменты.

Также через эту платформу проходят лекции и вебинары местных экспертов, которые рассказывают о новых условиях, с которыми предприниматели сталкиваются почти каждый день - сами лекции бесплатные и на них может записаться любой желающий. В качестве приглашенных гостей выступают также и представители власти, та-

1 Доля малого бизнеса в обороте всех организаций достигла минимума за 13 лет [Электронный ресурс] // Ведомости: [сайт]. URL: https://www.vedomosti. ru/economics/articles/2021/11/14/895810-dolya-malogo-biznesa-v-oborote-dostigla-minimuma (дата обращения 11.01.2022).

2 Приказ от 11 ноября 2021 г. № 493 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 бюджетного кодекса Российской Федерации».

3 Респондент 1, представитель платформы «Мой бизнес. Тверь».

ким примером может являться мэр города Ольга Слюсарева, в своей лекции она поднимает немаловажный вопрос - как женщинам добиться успеха в бизнесе. Характерной чертой региона является организация нетворкинга для предпринимательниц региона. В городе проходят встречи женщин-предпринимателей, во время проведения которых они могут задать волнующие их вопросы представителям власти, обменяться опытом, а также рассказать о тех трудностях, с которыми сталкиваются в ведении своего бизнеса4.

Подобные государственные институты помогают вывести отношения государства с предпринимательством на новый уровень. Государственно-частное партнерство становится более понятным и доступным для обычных людей, благодаря сфере частного бизнеса сможет получить свое развитие гораздо быстрее [Большаков, Большакова 2011].

В то же время правительство Тульской области предпринимало меры, которые помогали местным предпринимателям сохранить свой бизнес. Уже в начале пандемии правительством Тульской области был озвучен перечень сразу двух пакетов мер поддержки бизнеса, в которые входили:

1) отсрочки от платежей;

2) индивидуальные графики платежей по займам и льготные займы;

3) снижение комиссии по поручительствам;

4) предоставление поручительства Тульским областным гарантийным фондом;

5) субсидирование затрат региональным туроператорам;

6) понижение налоговых ставок, снижение налога на имущество и имущество организации;

7) возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда5.

Прием заявок по последнему пункту начался только 1 мая и стал самым популярным среди всех остальных: за неделю собралось более 30 тыс. заявок от предпринимателей, данная мера помогла некоторым работодателям сохранить свои рабочие коллективы6.

Отдельно был разработан пакет, который предусматривает поддержку экономической деятельности общепита, бытовых услуг, го-

4 В Туле состоялась встреча женщин-предпринимателей [Электронный ресурс] // MYSLO: [сайт]. URL: https://myslo.ru/news/tula/2021-03-19-v-tule-sostoyalas-vstrecha-zhenshin-predprinimatelej (дата обращения 30.01.2022).

5 Тульский бизнес еще «дышит»: как предприниматели переживают пандемию [Электронный ресурс] // NEWSTULA.RU: [сайт]. URL: https://newstula.ru/ fn_677247.html (дата обращения 16.01.2022).

6 Там же.

стиничного и туристического бизнеса, пассажирских перевозок и услуг в области культуры, спорта и образования.

Подобные меры выглядят эффективными и поддерживают предпринимателей с разных сторон, не только удерживая старых, но и привлекая новых. Уникальным направлением может являться сеть бизнес-инкубаторов, которые распространяются не только в федеральных центрах, но и получают свое развитие в Туле.

На 10 марта 2022 г. количество индивидуальных предпринимателей в Туле составляло 35 349, малых предприятий - 1781, а средних - 1297. На 10 марта 2020 г. количество индивидуальных предпринимателей в Туле составляло 35 281, малых предприятий - 1946, а средних - 1368.

Несмотря на отрицательную динамику, она сведена к минимуму, и показатели отличаются на несколько единиц - в контексте сложной эпидемиологической обстановки и наличия множества ограничений удержание показателей малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, прошло успешно.

Анализ поддержки малого и среднего бизнеса в Твери мы начнем с обзора государственной программы Тверской области «Эффективное развитие экономики, инвестиционной и предпринимательской среды Тверской области», которая рассчитана на 2020-2025 гг.

Государственная программа состоит из семи пунктов:

1) подпрограмма 1 «Создание условий и институциональной среды для развития предпринимательства» (выполнено 99,4% от запланированного объема);

2) подпрограмма 2 «Привлечение, сопровождение, инфраструктурное обеспечение инвестиций» (исполнение показателей результативности указанного мероприятия отсутствует);

3) подпрограмма 3 «Обеспечение социально-экономического прогнозирования и планирования» (все показатели больше 99,9%);

4) подпрограмма 4 «Внедрение эффективных практик в систему государственного и муниципального управления, содействие развитию инноваций» (показатели выполнены либо приближены к выполненным);

7 Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. 2022 [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.03.2022& level=0&fo=1&ssrf=71&t=1647428770128&t=1647428770128 (дата обращения 16.01.2022).

8 Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. 2020 [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: [сайт]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.03.2020&level=0 &fo=1&ssrf=71&t=1647428603845&t=1647428603845 (дата обращения 16.01.2022).

5) подпрограмма 5 «Содействие информационным инновациям и цифровизация»;

6) подпрограмма 6 «Развитие системы оказания государственных и муниципальных услуг (функций) в Тверской области» (показатели выполнены);

7) подпрограмма 7 «Стимулирование экспорта, развитие международных и межрегиональных связей» (оценка - реализация подпрограммы - умеренно эффективный)9.

Как мы можем наблюдать из предоставленного документа, политика в отношении развития малого и среднего бизнеса на период конца 2021 г., когда проводилось исследование, была реализована успешно, что и подтвердили местные эксперты.

Также в регионе действует ежегодная программа «Ты - предприниматель», в которой принимают участие около 4500 молодых людей. «Ты - предприниматель» - федеральная программа, призванная привлечь молодых людей от 14 до 30 лет к предпринимательской деятельности. Программа включает в себя обучение основам ведения и развития бизнеса, а также консультации по созданию собственного дела, позволит претендовать на государственную поддержку. Тверь - регион, в котором в полной мере реализованы федеральные программы, как заявил в одном проведенном интервью представитель платформы «Мой бизнес».

Что же касается молодежи, то и в этом плане это перспективный регион - за счет большого для такого города количества университетов здесь развит приток молодежи из области, а также сами молодежные движения (локальные места, центры, пространства ковор-кинг и т. д.). Многие респонденты отмечали отсутствие конкуренции - оригинальные проекты (один из них «Тверской музеон», который находится в разработке) здесь приветствуются и пользуются популярностью.

В то же время существует ряд общественных препятствий:

1) низкая проходимость - Тверь город, в котором живет 424 тыс. человек10. Сам по себе город не очень большой, и, как отмечают местные, проходимость даже на центральных улицах не самая высокая. Малый бизнес в сфере услуг в регионе будет открыть тяжелее, нежели средний, который связан с промышленностью;

9 Тверская транспортная реформа попала в десятку лучших в ЦФО [Электронный ресурс] // RGRU: [сайт]. URL: https://rg.ru/2022/01/11/reg-cfo/ tverskaia-transportnaia-reforma-popala-v-desiatku-luchshih-v-cfo.html (дата обращения 23.02.2022).

10 Город Тверь [Электронный ресурс] // Города России: [сайт]. URL: https://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=46 (дата обращения 10.04.2022).

2) средняя зарплата в Твери составляет 42 322 рубля11, покупательская способность в регионе присутствует, но не является достаточно высокой для того, чтобы развивать и поддерживать локальный бизнес на должном уровне (как и инвестиции, так и потребление самих услуг).

Подробнее хотелось бы остановиться на самих интервью и ответах респондентов. Для нашего исследования мы выбрали местных предпринимателей, представителей платформы «Мой бизнес», а также местных активистов:

Респондент 1, 30 лет, представитель платформы «Мой бизнес. Тверь»;

Респондент 2, 28 лет, представитель платформы «Мой бизнес. Тула»;

Респондент 3, 47 лет, сотрудник бюджетного комитета в г. Тверь;

Респондент 4, 21 год, активист из г. Тулы.

Им были заданы одинаковые вопросы, на которые им требовалось дать подробный ответ.

Как вы оцениваете положение бизнеса в вашем регионе на данный момент?

Респондент 1: Проект «Мой бизнес» в Твери пользуется популярностью у начинающих предпринимателей, так как, по их заявлениям, не хватало структурированной помощи желающим открыть свой бизнес, платформа предоставляет все инструменты и постоянную консультацию в первые месяцы открытия своего бизнеса, а также выступает гарантом реализации федеральных программ12.

Респондент 2: Наш проект популярен у местных жителей, так как он поддерживает разные идеи для открытия своего собственного дела. Такой подход способствует наращиванию экономического потенциала в регионе, также многие начинающие предприниматели имеют возможность запускать те проекты, которые на начальном этапе не могут принести особой прибыли, платформа за счет своих льготных программ помогает перенести это нелегкое время в разы легче13.

Какие региональные программы существуют в вашем регионе для развития молодежного МСБ?

Региональные программы не пользуются популярностью, либо их вовсе нет во всех трех регионах. В основном респонденты отмечали выполнение федеральных программ, особой популярностью пользуется в Твери «Я - предприниматель». Тем не менее 2/3 респондентов

11 Росстат сравнил зарплаты в регионах России: Тверская область заняла девятое место в ЦФО [Электронный ресурс] // Tverigrad: [сайт]. URL: https:// tverigrad.ru/publication/rosstat-sravnil-zarplaty-v-regionah-rossii-tverskaja-oblast-zanjala-devjatoe-mesto-v-cfo/ (дата обращения 24.02.2022).

12 Респондент 1, 30 лет, представитель платформы «Мой бизнес. Тверь».

13 Респондент 2, 28 лет, представитель платформы «Мой бизнес. Тула».

отметили, что благодаря платформе федеральные программы стали доступнее и понятнее, о многих молодое население до этого не знало, организация помогает информировать население о них. Также многие отмечали наличие, а в некоторых регионах и появление бизнес-инкубаторов, принять участие в которых может каждый желающий. Они рассчитаны в основном на школьников и студентов, большая часть которых после прохождения решается открыть свое собственное дело.

Что необходимо для привлечения молодежи в МСБ?

Этот вопрос мы задавали не только представителям платформы «Мой бизнес», а также и представителям органов власти и местным активистам.

Респондент 3: Для молодежи сейчас в регионе нет каких-то якорей, за которые она могла бы зацепиться и остаться в регионе, но в то же время нет как таковой конкуренции - развивать новые направления довольно легко и спрос на них возникнет если не сразу, то со временем. Сам регион довольно тихий и не обладает теми ресурсами, которые бы смогли удерживать и стимулировать молодежь на открытие своего бизнеса, по крайней мере на данный момент14.

Респондент 1: Сейчас мы реализовываем необходимые меры для этого и проводим различные курсы по предпринимательству для школьников и студентов, чтобы у них пропал страх перед предпринимательством. Стоит упомянуть еще и о том, что мы организовываем диалог с местной исполнительной властью, которая открыта для общения, и ее представители проводят прямые эфиры, на которых могут ответить на все вопросы интересующихся. Другое дело, что существует ряд стереотипов у молодежи, многие боятся обращаться за помощью, так как не доверяют местной власти15.

Респондент 4: Низкая проходимость не дает в полной мере организовать общественные пространства, где местная молодежь могла бы собираться, из-за чего не возникает желание развивать свой собственный бизнес. Основной страх молодых и начинающих предпринимателей - провал, который может произойти из-за отсутствия как такового покупателя. Экономическая ситуация в регионе не из лучших. Необходимо стимулировать молодежь бизнес-инкубаторами и повышением уровня доверия к власти16.

Исходя из полученных ответов, можно сделать следующие выводы о том, как государственные модели поддержки и стимулирования МСБ в пандемийное время приобретают особую актуальность:

1) совершенствование законодательства в области форм финансовой поддержки;

14 Респондент 3, 47 лет, сотрудник бюджетного комитета в г. Тверь.

15 Респондент 1, 30 лет, представитель платформы «Мой бизнес. Тверь».

16 Респондент 4, 21 год, активист из г. Тула.

2) систематические усилия по налаживанию и укреплению взаимного сотрудничества и кооперации между властью, наукой, образованием и бизнесом, особенно на региональном уровне. Налаживание диалога с населением, создание условий для нетворкин-га и демонстрация готовности к диалогу с населением со стороны власти;

3) регулярное изучение и внедрение передового международного опыта, преимущественно в области информационных и инженерных технологий, что позволит формировать комплексные программы по коммерциализации инновационных продуктов и услуг.

В целом тенденция формализации и внедрение в Российскую Федерацию системного государственного подхода во всех процессах, касающихся стимулирования деятельности малых и средних предприятий, положительно сказывается на актуальности подхода к развитию МСБ в регионах, так как сам подход учитывает региональную специфику и в то же время становится централизованным и прозрачным для предпринимателей.

Вышеуказанные меры помогли предпринимателям адаптироваться к новой реальности и гораздо проще перенести такое тяжелое время для частного бизнеса. Довольно объемная часть мер направлена на получение быстрых и «дешевых денег», но также с 2020 г. начинают со стороны государства появляться и инструменты, с помощью которых предприниматель может развивать свой бизнес: они уже носят более централизованный и, что немаловажно, прозрачный характер. Появился еще один гарант выполнения федеральных программ -платформа «Мой бизнес», у которой есть потенциал для повышения уровня доверия предпринимателей к власти. Отдельно стоит отметить доступность диалога между частным сектором и властью, особое внимание женскому присутствию в бизнесе, так как эта тема практически не поднимается в регионах. В целом существующие тенденции развития регионального бизнеса в Туле и Тульской области можно оценивать положительно.

Литература

Большаков, Большакова 2011 - Большаков С.Н., Большакова Ю.С. Институ-ционализация отношений между государством и бизнесом: тенденции и приоритеты // Человек и труд. 2011. № 5. С. 46-49.

Лапина 2000 - Лапина Н.Ю. Модели взаимодействия бизнеса и власти в российских регионах и типы предпринимательского делового поведения // Российское предпринимательство: Стратегия, власть, менеджмент. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. С. 56-67.

Мирошников, Чаркина 2016 - Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Формы взаимодействия власти и бизнеса в Российской Федерации в современных условиях: территориальный аспект // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 6. С. 155-170.

Чирикова 2006 - Чирикова А.Е. Бизнес как субъект социальной политики в современной России // Общество и экономика. 2006. № 9. С. 100-119.

North 1990 - Duglass C. North Institutions, Institutional change and economic performance. New York: Press Syndicate of the University of Cambridge, 1990.

Schmitter Ph. - SchmitterPh. Still in the Century of Corporatism? // Trends towards corporatists intermediation and policy making. Eds. Schmitter Ph., Lehmbruch G. Beverly Hills, CA: Sage, 1979. 379 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.