Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / REGIONAL DEVELOPMENT / STATE SUPPORT / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асалиев Асали Магомедалиевич, Степанов Алексей Алексеевич, Авдеенко Галина Ивановна, Дмитриев Сергей Геннадьевич

В статье анализируется влияние пандемии COVID-19 и вызванных ею карантинных мероприятий на социально-экономическое развитие нескольких областей Центрального федерального округа Российской Федерации - Брянской, Воронежской, Ивановской, Смоленской и Тульской. Особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу. Авторы приводят результаты анонимного социологического опроса, проведенного в формате онлайн-анкетирования в указанных регионах, отражающие общественные настроения в отношении принятых ограничительных и мер государственной поддержки бизнеса, а также соответствующие ожидания по поводу перспектив региональной предпринимательской деятельности. Результаты опроса недвусмысленно указывают на то, что малый и средний бизнес понес серьезные потери в результате пандемии коронавируса. Восстановление экономики, по мнению респондентов, будет медленным и продолжительным. Бизнес части респондентов был разрушен полностью. Авторами даны рекомендации, направленные на минимизацию последствий COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асалиев Асали Магомедалиевич, Степанов Алексей Алексеевич, Авдеенко Галина Ивановна, Дмитриев Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19 IMPACT ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT OF RUSSIA

The article analyzes the impact of COVID-19 pandemia and caused by it quarantine measures on social and economic development of certain regions of the Central Federal district of the Russian Federation, i. e. Bryansk, Voronezh, Ivanovo, Smolensk and Tula. Special attention is paid to small and medium business. The authors provide findings of the anonymous social survey carried out in the format of on-line questioning in the mentioned regions, which show public feelings in respect of restriction measures and steps of state support for business and relative expectations concerning prospects of regional entrepreneurial activity. The results of the survey showed that small and medium business suffered serious losses as a result of the pandemia. Economy restoration will be slow and long, according to respondents. Business of some respondents was ruined. The authors provide recommendations aimed at minimizing COVID-19 after-effects.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: http: // dx. doi. org/10.21686/2413-2829-2020-4-48-60

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

ОКРУГА РОССИИ

А. М. Асалиев, А. А. Степанов

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия Г. И. Авдеенко, С. Г. Дмитриев

Брянский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова,

Брянск, Россия

В статье анализируется влияние пандемии COVID-19 и вызванных ею карантинных мероприятий на социально-экономическое развитие нескольких областей Центрального федерального округа Российской Федерации - Брянской, Воронежской, Ивановской, Смоленской и Тульской. Особое внимание уделяется малому и среднему бизнесу. Авторы приводят результаты анонимного социологического опроса, проведенного в формате онлайн-анкетирования в указанных регионах, отражающие общественные настроения в отношении принятых ограничительных и мер государственной поддержки бизнеса, а также соответствующие ожидания по поводу перспектив региональной предпринимательской деятельности. Результаты опроса недвусмысленно указывают на то, что малый и средний бизнес понес серьезные потери в результате пандемии коронавируса. Восстановление экономики, по мнению респондентов, будет медленным и продолжительным. Бизнес части респондентов был разрушен полностью. Авторами даны рекомендации, направленные на минимизацию последствий COVID-19.

Ключевые слова: COVID-19, региональное развитие, государственная поддержка, малый и средний бизнес.

COVID-19 IMPACT ON SOCIAL AND ECONOMIC

DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT OF RUSSIA

Asali M. Asaliev, Aleksey A. Stepanov

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia Galina I. Avdeenko, Sergey G. Dmitriev

Bryansk Institute (branch) of PRUE, Bryansk, Russia

The article analyzes the impact of COVID-19 pandemia and caused by it quarantine measures on social and economic development of certain regions of the Central Federal district of the Russian Federation, i. e. Bryansk, Voronezh, Ivanovo, Smolensk and Tula. Special attention is paid to small and medium business. The authors provide findings of the anonymous social survey carried out in the format of on-line questioning in the mentioned regions, which show public feelings in respect of restriction measures and steps of state support for business and relative expectations concerning prospects of regional entrepreneurial activity. The results of the survey showed that small and medium business suffered serious losses as a result of the pandemia. Economy restoration will be slow and long, according to respondents. Business of some respondents was ruined. The authors provide recommendations aimed at minimizing COVID-19 after-effects.

Keywords: COVID-19, regional development, state support, small and medium business.

Впервой половине 2020 г. мировая экономика в целом и российская экономика в частности были подвергнуты стресс-тесту, последствия которого еще только следует оценить, проанализировать и выработать меры по возвращению на траекторию устойчивого роста. Пандемия SARS-CoV-2 потребовала от правительств многих государств введения беспрецедентных мер, призванных ограничить распространение вируса. Это не могло не сказаться на предпринимательской активности экономических субъектов. Предсказуемым следствием этого стали снижение темпов роста, увеличение безработицы и т. д. [2; 5; 7].

В мае 2020 г. Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова в рамках круглого стола «Актуальные проблемы развития экономики регионов в условиях пандемии» был проведен социологический опрос среди представителей малого и среднего бизнеса Брянского, Воронежского, Ивановского, Смоленского и Тульского регионов. Опрос проводился посредством анонимного онлайн-анкети-рования. В опросе приняли участие 540 респондентов, ответивших на 15 вопросов. Основную долю участников опроса составили собственники бизнеса и наемные работники (51,9 и 21,3% соответственно) (рис. 1).

Рис. 1. Статус респондента

Две трети от числа опрошенных имеют опыт работы в малом и среднем бизнесе больше трех лет (рис. 2). Более 90% участников опроса работают в малом и среднем бизнесе (рис. 3). В ответах респондентов доминируют три сферы экономической деятельности: торговля - 22%; услуги -25%; общественное питание - 13% [3] (рис. 4).

Индивидуальные предприниматели и работники обществ с ограниченной ответственностью составляют больше двух третей от числа респондентов (38 и 49,1% соответственно) (рис. 5).

Наиболее распространенные системы налогообложения среди опрошенных -упрощенная система (51,9%), общая система (28,6%) и единый налог на вмененный доход (14,8%) (рис. 6). Всеми респондентами отмечено снижение доходов за анали-

зируемый период; у 25% из них полностью прекращена деятельность (рис. 7). Более половины опрошенных указали, что их предприятие не подпадает под действие мер государственной поддержки (не вошли в соответствующий перечень по ОКВЭД) (рис. 8).

Почти две трети респондентов не проводили официального сокращения сотрудников, при этом 41,7% предприятий сохраняют численность за счет собственных средств, 15,7% - отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск, 18,5% - объявили вынужденный простой. Частичное сокращение численности своего персонала произвели 19,4% предприятий, сократили всех сотрудников - 4,7% [9] (рис. 9).

В отношении прогноза перспектив своего бизнеса доминируют пессимистические взгляды [8; 10] (рис. 10): 9,3% респондентов

считают, что их бизнес будет разрушен снижения доходов до 25%; 31,5% - до 50%; полностью; 14,8% опрошенных ожидают 38,8%-до 75%.

Рис. 2. Опыт работы респондента в малом и среднем бизнесе

Рис. 3. Размер бизнеса, в котором работает (владеет) анкетируемый

Рис. 4. Отрасль, к которой относится бизнес респондента

ЗАО; 0,90%_ Другое; 4,60%

НКО; 0,90% Самозанятый;_____ ^^

Х' V х (\)

ООО; 49,10%

ИП; 38%

Рис. 5. Организационно-правовая форма бизнеса респондента

Рис. 6. Применяемые системы налогообложения в бизнесе респондентов

Полностью

Рис. 7. Снижение доходов от бизнеса респондентов за март - май 2020 г.

Пытаются

Рис. 8. Включение бизнеса респондентов в перечень отраслей, пострадавших от COVID-19

Рис. 9. Сокращение сотрудников на предприятиях анкетируемых

Рис. 10. Прогнозируемые потери для бизнеса анкетируемых

Более трети опрошенных (34,3%) про- ния сохранятся до конца 2020 г., 15,7% -

гнозируют сохранение ограничительных предполагают, что ограничительные ме-

мероприятий до конца лета текущего года, роприятия не ограничатся текущим годом

22% - уверены, что в июле ограничения (рис. 11). будут сняты, 12% - считают, что ограниче-

До конца года; 12%

До июля;

22,20%

Дольше;

15 70% Д° ИЮНЯ;

15,^^^ 1В?0%

>нца \ \

" *

До конца лета; 34,30%

Рис. 11. Прогноз респондентов в отношении продолжительности ограничительных мероприятий

26,9% респондентов предполагают, что на восстановление их бизнеса потребуется от 6 месяцев до года, 22,2% - восстановление займет больше года. Остальные ответы расположились следующим образом (рис. 12) [4]:

- 18,5% - от 3 до 6 месяцев;

- 15,7% - затруднились с ответом;

- 12% - от 9 месяцев до года;

- 4,7% - считают, что их бизнес восстановить не удастся.

Рис. 12. Прогноз анкетируемых в отношении времени, необходимого для полного восстановления их бизнеса

Среди проблем ведения бизнеса в сложившихся условиях ответы респондентов расположились следующим образом (в по-

рядке убывания количества лиц, выбравших данный ответ) (рис. 13):

- 62% - отсутствие спроса, потеря клиентов;

- 47,2% - отсутствие поддержки со стороны государства;

- 46,3% - отсутствие средств для покрытия текущих платежей;

- 42,6% - падение спроса вследствие снижения доходов у покупателей;

- 35,2% - отсутствие возможности работать удаленно;

Другое

Отсутствие возможности выполнить заключенный государственным контракт

Отсутствие средств индивидуальном защиты персонала

Падение покупательского спроса вследствие падения доходов

Не можем получить разрешенме на работу Нет средств для покрытмя текущих платежей Отсутствие спроса, потеря клиентов Нет возможности работать удаленно Нет поддержки со стороны государства Нет средств на оплату аренды

- 13,9% - не могут получить разрешение на работу;

- 6,5% - отсутствие возможности исполнить заключенный ранее государственный контракт;

- 6,5% - отсутствие надлежащих средств индивидуальной защиты своего персонала.

Рис. 13. Перечень основных проблем для бизнеса респондентов

Среди первоочередных мер государственной поддержки респонденты выбрали следующие варианты ответов:

- отсрочка по уплате налогов и взносов - 46,3%;

- кредитные каникулы - 22,2%;

- реструктуризация имеющихся кредитов - 19,4%.

34,4% опрошенных считают предлагаемые меры государственной поддержки не-

- кредиты на выплату заработной пла- достаточными, необходимы дополнитель-

ты под низкий процент - 30,6%;

ные мероприятия (рис. 14).

0,00 10,00 20,00 30,00 40,00 50,00

Рис. 14. Меры государственной поддержки, необходимые для бизнеса респондентов

По мнению опрошенных, реальное положительное воздействие на их бизнес могут оказать следующие мероприятия (рис. 15):

- распространение мер государственной поддержки на все отрасли экономики - 48,1%;

- отмена режима изоляции, скорейший возврат к работе - 45,4%;

- отсрочка платежей по всем обязательствам - 40,7%;

- субсидии на выплату заработной платы работникам на период вынужденного простоя - 38,9%;

- радикальное снижение налоговых ставок - 38%;

- кредитование по низким процентным ставкам - 27,8%;

- налоговые каникулы по налогу на добавленную стоимость - 18,5%;

- объявление чрезвычайного положения - 18,5%.

Рис. 15. Наиболее эффективные (по мнению анкетируемых) меры государственной поддержки для малого и среднего бизнеса

В условиях пандемии COVID-19 Центральный банк Российской Федерации прогнозирует падение роста ВВП России в 2020 г. на 4-6%. Ранее Международный валютный фонд спрогнозировал падение ВВП России в 2020 г. на 5,5%, рейтинговое агентства АКРА предполагает падение показателя на 4-4,5%, а агентство Fitch - на 3,3%. Основными факторами, влияющими на рост российской экономики, в Банке России назвали ограничительные меры по борьбе с пандемией, падение спроса и снижение цен на нефть и на другие экспортные товары, снижение деловой активности в сфере услуг и обрабатывающей промышленности, а также ухудшение настроений и ожиданий бизнеса. Данное утверждение соответствует результатам проведенного РЭУ им. Г. В. Плеханова социологического опроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время отметим, что потери отечественной экономики могут оказаться бо-

лее серьезными. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, ВВП в апреле 2020 г. снизился на 12%. В данном аспекте интересно расхождение между данными Минэкономразвития России и Росстата (рис. 16).

Рис. 16. Снижение ВВП России в апреле 2020 г. по данным Минэкономразвития России и Росстата [1]

Это объясняется разными источниками данных, используемых указанными ведомствами: Росстат оперирует данными статистических отчетов, а Министерство - более актуальными индикаторами. Кроме того, в связи с тем что малые предприятия действующим законодательством (в частности, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») освобождены от сдачи квартальных отчетов, данные по ним окажутся в распоряжении Росстата только в следующем году. Этим могут объясняться расхождения в оценках снижения ВВП в текущем году Росстата и Минэкономразвития России.

Так, например, по данным Росстата, в Брянской области за первый квартал 2020 г. не зафиксировано существенного снижения ключевых показателей, а определенное снижение отмечено в некоторых сферах экономической активности.

По Брянскому региону в январе - апреле 2020 г. к уровню января - апреля 2019 г. можно отметить снижение следующих индикаторов:

- индекс промышленного производства составил 99%;

- индекс производства продукции сельского хозяйства равен 98,6%;

- оборот розничной торговли составил 96,4% (в сопоставимых ценах);

- объем налоговых и неналоговых доходов снизился на 1,8%, в том числе по налогу на прибыль организаций увеличился на 3,5%; по налогу на доходы физических лиц - на 3,7%; по налогу на имущество организаций снизился на 20,8%. Объем неналоговых доходов снизился на 15% (снижение связано с поступлением доходов от продажи материальных и нематериальных активов в меньшем объеме по сравнению с январем - апрелем 2019 г. и изменением порядка зачисления штрафных санкций) [6].

Социологический опрос проводился в пяти регионах Центрального федерального округа России. Полученные ответы свидетельствуют о том, что региональный бизнес в указанных областях подвергся в целом схожему негативному воздействию пандемии. Поэтому мы посчитали возможным составить прогноз падения валового регионального продукта (рис. 17) исходя из исторически сложившейся его величины, использовав соответствующие оценки Банка России (4-6%), которые после получения надлежащих статистических данных могут быть скорректированы.

1200

1000

800

600

400

200

943,6

941,88

805 841,4 636,1 655

555,9 •4 _ 615,70

477,5 517,7

4 1: л 328,8 ээл с 310,76

242,7 271,8 285,3 307,7 312 9 О ОТ-?; О 319 47

ят? 151,9 256,7 180,5 2Б2,3 179,6 ЯГЭ 185,3 197,8 213,1 300,30 200,31

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 (прогноз)

»Брянская область •Смоленская область

Воронежская область Тульская область

Ивановская область

Рис. 17. Прогноз снижения валового регионального продукта в пяти регионах ЦФО в 2020 г. исходя из оценок Банка России

Участники круглого стола «Актуальные проблемы развития экономики регионов в условиях пандемии» предложили следующие меры, направленные на минимизацию последствий COVID-19 и вызванных им ограничительных мероприятий:

1. Разработать систему мер по предотвращению дробления и изменения географии субъектов крупного бизнеса, включая финансовую составляющую данного процесса.

2. Содействовать внедрению упрощенной процедуры наблюдения и финансового оздоровления для предотвращения преднамеренного и фиктивного банкротства.

3. Применять практики количественного смягчения для предоставления ликвидности кредитным организациям, участвующим в программах поддержки малого и среднего предпринимательства.

4. Организовать проведение форума для малого и среднего предпринимательства «Бизнес в эпоху перемен: перезагрузка 2020».

5. Создать возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших от пандемии и сопутствующих ограничительных мер, безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков - снижение арендных платежей на 25-30%).

6. Совместно с региональными центрами «Мой бизнес» разработать программы поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе актуальные программы дополнительного профессионально образования.

7. Создать межрегиональный онлайн-ресурс на площадке Брянского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова для постоянного взаимодействия региональных Торгово-промышленных палат с органами власти, финансовыми структурами, бизнес-сообществами в целях дальнейшего совершенствования бизнес-процессов; кадрового обеспечения предпринимательской деятельности; трудоустройства выпускников; форми-

рования и обеспечения платежеспособного потребительского спроса; информационного, консультационного и образовательного обеспечения экспортных поставок региональной продукции на зарубежные рынки и реализации мер поддержки субъектов экономики в регионах; проведения разъяснительной работы по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка, и доведения актуальной информации до населения и бизнес-сообществ.

8. Ввести пониженные налоговые (на 30-50%) ставки для малого и среднего бизнеса, использующих упрощенную систему налогообложения в течение 2020-2021 гг.

9. Осуществлять юридическое, управленческое и экономическое консультирование субъектов хозяйствования на предмет возможности использования мер поддержки и т. д.

10. Оказывать организационно-техническое содействие переходу предприятий регионов в онлайн-режим.

11. Передать часть функций, выполняемых структурными подразделениями филиалов РЭУ им. Г. В. Плеханова, на аутсорсинг посредством создания временных удаленных рабочих мест для выпускников университета (до 15-20% существующих функций).

12. Применять механизм секьюритиза-ции малыми и средними предприятиями своих долговых обязательств; осуществлять выкуп банками с государственным участием части долговых обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства.

13. Оказывать консультационную помощь студентам-выпускникам, открывающим свое дело; активизировать взаимодействие с региональными бизнес-инкубаторами.

14. Оказывать содействие региональным конкурсным федеральным программам («Умник», «Старт», «Развитие» и т. д.), в рамках которых начинающие бизнесмены могут рассчитывать на получение от государства крупных финансовых средств.

15. Отсрочить (на срок до 2 лет по кредитам, налогам и взносам) и реструктури-

зировать обязательные платежи для субъектов малого и среднего предпринимательства, чьи доходы снизились на 25 и более процентов, при условии сохранения ими персонала в количестве не менее 75% от докризисного уровня.

16. Осуществлять постоянное взаимодействие региональных бизнес-сообществ, ведущих общественных объединений предпринимателей и региональных образовательных организаций с региональными Торгово-промышленными палатами в целях дальнейшего совершенствования бизнес-процессов, кадрового обеспечения

предпринимательской деятельности, трудоустройства выпускников, формирования и обеспечения платежеспособного потребительского спроса, информационного, консультационного и образовательного обеспечения экспортных поставок региональной продукции на зарубежные рынки.

17. Проводить регулярный мониторинг общественных настроений для оценки общего уровня готовности к переходу на удаленную систему работы, автоматизацию и цифровизацию сфер профессиональной и иной деятельности.

Список источников

1. Картина деловой активности за апрель 2020 года. - URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/153d3784c10e3d2475e177b296d601b7/200528_.pdf (дата обращения: 25.05.2020).

2. Козловский С. Обвал экономики, безработица и другие последствия Covid-19 в России. Пять графиков. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-52934300 (дата обращения: 25.05.2020).

3. Мониторинг отраслевых финансовых потоков. - URL: https://www.cbr.ru/ analytics/finflows/ (дата обращения: 25.05.2020).

4. Об условиях труда после карантина. - URL: https://davydov.in/povestka-messendzhery/ob-usloviyax-truda-posle-karantina/ (дата обращения: 25.05.2020).

5. Пять шоков от коронавируса: что ждет экономику России после пандемии. - URL: https://tinyurl.com/ y88qw4f3 (дата обращения: 01.06.2020).

6. Социально-экономическое положение Брянской области за январь - февраль 2020 : доклад / Брянскстат. - Брянск, 2020.

7. Эксперт оценил последствия коронавируса для российского бизнеса. - URL: https://ria.ru/ 20200504/1570941985.html (дата обращения: 25.05.2020).

8. COVID-19 CFO Pulse Check. - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/ 2020/cfo-pulse-check-covid-19.aspx (дата обращения: 30.05.2020).

9. Rio-Chanona R. M. del, Mealy P., Pichler A., Lafond F., Farmer J. D. Supply and Demand Shocks in the COVID-19 Pandemic: An Industry and Occupation Perspective // Covid Economics. Vetted and Real-Time Papers. - 2020. - Issue 6. - April 17. - Р. 65-103.

10. Smit S., Hirt M., Buehler K., Lund S., Greenberg E., Govindarajan A. In the Tunnel: Executive Expectations about the Shape of the Coronavirus Crisis. - URL: https: / / www.mckinsey.com/ business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/in-the-tunnel-executive-expectations-about-the-shape-of-the-coronavirus-crisis# (дата обращения: 31.05.2020).

References

1. Kartina delovoy aktivnosti za aprel' 2020 goda [April 2020 Business Activity Picture]. (In Russ.). Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/153d3784c10e3d2475e 177b296d601b7/200528_.pdf (accessed 25.05.2020).

2. Kozlovskiy S. Obval ekonomiki, bezrabotitsa i drugie posledstviya Covid-19 v Rossii. Pyat' grafikov [The Collapse of the Economy, Unemployment and Other Consequences of Covid-19 in Russia. Five Graphs]. (In Russ.). Available at: https://www.bbc.com/ russian/news-52934300 (accessed 25.05.2020).

3. Monitoring otraslevykh finansovykh potokov [Monitoring of Industry Financial Flows]. (In Russ.). Available at: https://www.cbr.ru/analyt-ics/finflows/ (accessed 25.05.2020).

4. Ob usloviyakh truda posle karantina [On Working Conditions after Quarantine]. (In Russ.). Available at: https://davydov.in/povestka-messendzhery/ob-usloviyax-truda-posle-karantina/ (accessed 25.05.2020).

5. Pyat' shokov ot koronavirusa: chto zhdet ekonomiku Rossii posle pandemii [Five Shocks from Coronavirus: what Awaits the Russian Economy after a Pandemic]. (In Russ.). Available at: https://tinyurl.com/y88qw4f3 (accessed 01.06.2020).

6. Cotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Bryanskoy oblasti za yanvar' - fevral' 2020 [Socioeconomic Situation of the Bryansk Region], Bryanskstat. Bryansk, 2020. (In Russ.).

7. Ekspert otsenil posledstviya koronavirusa dlya rossiyskogo biznesa [The Expert Assessed the Consequences of Coronavirus for Russian Business]. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20200504/1570941985.html (accessed 25.05.2020).

8. COVID-19 CFO Pulse Check. Available at: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/ 2020/cfo-pulse-check-covid-19.aspx (accessed 30.05.2020).

9. Rio-Chanona R. M. del, Mealy P., Pichler A., Lafond F., Farmer J. D. Supply and Demand Shocks in the COVID-19 Pandemic: An Industry and Occupation Perspective. Covid Economics. Vetted and Real-Time Papers, 2020, Issue 6, April 17, pp. 65-103.

10. Smit S., Hirt M., Buehler K., Lund S., Greenberg E., Govindarajan A. In the Tunnel: Executive Expectations about the Shape of the Coronavirus Crisis. Available at: https:// www.mckinsey.com/business-functions/strategy-and-corporate-finance/our-insights/in-the-tunnel-executive-expectations-about-the-shape-of-the-coronavirus-crisis# (accessed 31.05.2020).

Сведения об авторах

Асали Магомедалиевич Асалиев

доктор экономических наук, профессор базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала», проректор по дополнительному образованию и филиалам РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: asaliev.am@rea.ru

Information about the authors

Asali M. Asaliev

Doctor of Economics, Professor of the Basic Chair of Chamber of Commerce of Russia "Development of Human Capital", Vice-rector for Vocational Education and Branches of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: asaliev.am@rea.ru

Алексей Алексеевич Степанов

кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала», директор Центра по работе с филиалами РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Stepanov.AA@rea.ru

Галина Ивановна Авдеенко

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, истории государства и права и гуманитарных дисциплин, директор Брянского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: Брянский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 241050, Брянская обл., Брянск, ул. Бежицкая, д. 8. E-mail: bryansk@rea.ru

Сергей Геннадьевич Дмитриев

кандидат экономических наук, доцент

кафедры экономики, таможенного дела,

информационных технологий и дисциплин

естественнонаучного цикла, научный

сотрудник Брянского филиала

РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Адрес: Брянский филиал ФГБОУ ВО

«Российский экономический университет

имени Г. В. Плеханова», 241050, Брянская обл.,

Брянск, ул. Бежицкая, д. 8.

E-mail: sergey.g.dmitriefi@gmail.com

Aleksey A. Stepanov

PhD, Assistant Professor of the Basic Chair of Chamber of Commerce of Russia "Development of Human Capital", Director of Branches Center of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Stepanov.AA@rea.ru

Galina I. Avdeenko

PhD, Assistant Professor of the Department for Theory, History of State, Law and Humanitarian Disciplines, Director of Bryansk Institute (branch) of PRUE. Address: Bryansk Institute (branch) of PRUE, 8 Bezhitskaya Str., Bryansk, Bryansk region, 241050, Russian Federation. E-mail: bryansk@rea.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sergey G. Dmitiiev

PhD, Assistant Professor

of the Department for Economics,

Customs, Information Technologies

and Disciplines of the Natural Science Cycle,

Researcher of Bryansk Institute (branch)

of PRUE.

Address: Bryansk Institute (branch) of PRUE, 8 Bezhitskaya Str., Bryansk, Bryansk region, 241050, Russian Federation. E-mail: sergey.g.dmitrieff@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.