Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: КОРРЕКТИРОВКА ИЛИ СМЕНА ПАРАДИГМЫ?'

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: КОРРЕКТИРОВКА ИЛИ СМЕНА ПАРАДИГМЫ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ / СРЕДНИЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНОЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / МЕСТНОЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / РЕТЕЙЛЕРЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич

Дана характеристика региональному бизнес-сообществу и его элементам - крупному бизнесу, местному бизнес-сообществу и этническому бизнесу. Раскрыто содержание двух основных стратегий развития регионального бизнес-сообщества в условиях пандемии коронавируса: стратегии, основанной на динамической устойчивости, и стратегии выживания. Сформулированы гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках проведенного исследования. Выявлены особенности протекания первой волны пандемии COVID-19 в российских регионах. Представлены результаты социологического исследования 2020 года в рамках научного сообщества «Социальная ответственность бизнеса» (г. Тюмень). В исследовании приняли участие субъекты регионального бизнес-сообщества, местных органов власти Тюменской области, региональный социум, а также представители диаспор региона. Предпринята попытка оценить потери среднего и малого бизнеса и сравнить их с потерями крупных ретейлеров. Определены факторы, повлиявшие на состояние бизнеса в ретейле в условиях первой волны пандемии коронавируса, и ранг их значимости. Проанализирован дефицит работников из числа трудовых мигрантов, вынужденных вернуться на родину в силу эпидемиологической ситуации в российских регионах и ужесточения законодательных мер. Дана оценка ограничительным мерам по работе ретейлерских компаний в период COVID-19. Изучены изменения потребительского поведения российского социума в условиях пандемии коронавируса. Рассмотрены стратегические пути оптимизации потерь, понесенных в период первой волны пандемии COVID-19. Обоснованы бизнес-процессы, нуждающиеся в перестройке, подобраны адекватные каждому из них наборы инструментов. Указаны важнейшие социально-экономические эффекты преодоления субъектами регионального бизнес-сообщества негативных последствий первой волны пандемии коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE REGIONAL BUSINESS COMMUNITY DURING THE COVID-19 PANDEMIC: ADJUSTMENT OR CHANGE OF THE PARADIGM?

The article deals with the characteristics of the regional business community and its elements - big business, local business community and ethnic business. The text gives valuable information on two main strategies for the development of the regional business community in the coronavirus pandemic: a strategy based on dynamic resilience and a survival strategy. Hypotheses were formulated, the verification of which was carried out within the framework of the study. The features of the course of the first wave of the COVID-19 pandemic in Russian regions have been identified. The results of sociological research in 2020 within the framework of the scientific community "Social Responsible Business" (Tyumen) are presented. The study involved subjects of the regional business community, local authorities of Tyumen region, regional society, as well as representatives of the region's diasporas. An attempt was made to assess the losses of medium and small businesses and compare them with the losses of large retailers. The factors that influenced the state of the retail business during the first wave of the coronavirus pandemic and the rank of their significance were determined. The article analyzes the shortage of workers from among labor migrants forced to return to their homeland due to the epidemiological situation in Russian regions and tightening of legislative measures. The assessment of restrictive measures for the work of retailers during the period of COVID-19 is given. Changes in consumer behavior of the Russian society in coronavirus pandemic have been studied. Strategic ways to optimize losses incurred during the first wave of the COVID-19 pandemic are considered. Business processes that need restructuring have been substantiated, and sets of tools adequate to each of them have been selected. The author of the article indicates the most important socioeconomic effects of overcoming the negative consequences of the first wave of the coronavirus pandemic by the subjects of the regional business community.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: КОРРЕКТИРОВКА ИЛИ СМЕНА ПАРАДИГМЫ?»

УДК 394:314.15

Развитие регионального бизнес-сообщества в период пандемии COVID-19: корректировка или смена парадигмы?

Сергей Геннадьевич Симонов

Кафедра экономики и организации производства, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

Аннотация. Дана характеристика региональному бизнес-сообществу и его элементам — крупному бизнесу, местному бизнес-сообществу и этническому бизнесу. Раскрыто содержание двух основных стратегий развития регионального бизнес-сообщества в условиях пандемии корона-вируса: стратегии, основанной на динамической устойчивости, и стратегии выживания. Сформулированы гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках проведенного исследования. Выявлены особенности протекания первой волны пандемии COVID-19 в российских регионах. Представлены результаты социологического исследования 2020 года в рамках научного сообщества «Социальная ответственность бизнеса» (г. Тюмень). В исследовании приняли участие субъекты регионального бизнес-сообщества, местных органов власти Тюменской области, региональный социум, а также представители диаспор региона. Предпринята попытка оценить потери среднего и малого бизнеса и сравнить их с потерями крупных ретейлеров. Определены факторы, повлиявшие на состояние бизнеса в ретейле в условиях первой волны пандемии ко-ронавируса, и ранг их значимости. Проанализирован дефицит работников из числа трудовых мигрантов, вынужденных вернуться на родину в силу эпидемиологической ситуации в российских регионах и ужесточения законодательных мер. Дана оценка ограничительным мерам по работе ретейлерских компаний в период COVID-19. Изучены изменения потребительского поведения российского социума в условиях пандемии коронавируса. Рассмотрены стратегические пути оптимизации потерь, понесенных в период первой волны пандемии COVID-19. Обоснованы бизнес-процессы, нуждающиеся в перестройке, подобраны адекватные каждому из них наборы инструментов. Указаны важнейшие социально-экономические эффекты преодоления субъектами регионального бизнес-сообщества негативных последствий первой волны пандемии коронавируса.

Ключевые слова: крупный, средний и малый бизнес, региональное бизнес-сообщество, этнический бизнес, местное бизнес-сообщество, ретейлеры, потребительский рынок, трудовые мигранты, пандемия коронавируса.

Development of the regional business community during the COVID-19 pandemic: adjustment or change of the paradigm?

Sergey G. Simonov

Department of Economics and Organization of Production, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia

Abstract. The article deals with the characteristics of the regional business community and its elements - big business, local business community and ethnic business. The text gives valuable information on two main strategies for the development of the regional business community in the corona-virus pandemic: a strategy based on dynamic resilience and a survival strategy. Hypotheses were formulated, the verification of which was carried out within the framework of the study. The features of the course of the first wave of the COVID-19 pandemic in Russian regions have been identified. The results of sociological research in 2020 within the framework of the scientific community "Social Responsible Business" (Tyumen) are presented. The study involved subjects of the regional business community, local authorities of Tyumen region, regional society, as well as representatives of the region's diasporas. An attempt was made to assess the losses of medium and small businesses and compare them with the losses of large retailers. The factors that influenced the state of the retail business during the first wave of the coronavirus pandemic and the rank of their significance were determined. The article analyzes the shortage of workers from among labor migrants forced to return to their homeland due to the epidemiological situation in Russian regions and tightening of legislative measures. The assessment of restrictive measures for the work of retailers during the period of COVID-19 is given. Changes in consumer behavior of the Russian society in coronavirus pandemic have been studied. Strategic ways to optimize losses incurred during the first wave of the COVID-19 pandemic are considered. Business processes that need restructuring have been substantiated, and sets of tools adequate to each of them have been selected. The author of the article indicates the most important socio-economic effects of overcoming the negative consequences of the first wave of the coronavirus pandemic by the subjects of the regional business community.

Keywords: large, medium and small business, regional business community, ethnic business, local business community, retailers, consumer market, labor migrants, coronavirus pandemic.

Введение

В настоящее время экономическое пространство на уровне региона представляет собой территорию конкурентного взаимодействия бизнеса крупного, среднего и малого форматов, вместе образующих региональное бизнес-сообщество. Строго говоря, функционал крупного бизнеса не вписывается в рамки отдельно взятого региона. Однако его интересы могут быть связаны с территорией последнего, в силу чего становятся неизбежными разного рода взаимодействия со средним и малым бизнесом.

Известно, что «вотчиной» среднего и малого бизнеса или, как часто его называют, бизнеса «второго эшелона» [1; 2], является региональное пространство. Именно здесь он чувствует себя вполне уверенно и готов конкурировать даже с крупными бизнес-структурами. Сегодня на уровне региона бизнес «второго эшелона» в основном представлен предприятиями местного бизнес-сообщества и этнического бизнеса.

В современной трактовке местное бизнес-сообщество объединяет субъектов малых и средних форм хозяйствования, индивидуальных предпринимателей и даже определенный сегмент экономически неактивного населения (самозанятых, представителей домохозяйств, личных и подсобных хозяйств и т. п.) и характеризуется целым рядом специфических черт, дополняющих общий социальный портрет данного феномена:

• местное бизнес-сообщество наднационально, то есть его представителями могут быть люди любой национальности, этнической принадлежности;

• местное бизнес-сообщество обладает своей сложившейся региональной (местной) культурой заключения сделок, взаимоотношения с потребителями, делового общения на уровне входящих в сообщество бизнес-структур и пр.;

• местное бизнес-сообщество за годы становления выработало свои правила поведения с региональными и муниципальными органами власти и обладает определенным уровнем доверия последних;

• местное бизнес-сообщество во взаимоотношениях с крупным бизнесом, функционирующим на данном потребительском рынке региона, использует две стратегии обеспечения экономической безопасности в зависимости от сложившейся рыночной ситуации: стратегию адекватного ответа и стратегию «удочерения» [3].

Что касается этнического бизнеса, то по своей структуре он представлен двумя группами субъектов.

• Первую из них образуют внешние мигранты (в основном выходцы из стран Средней Азии и Китая). Их появление в регионе обусловило возникновение этнического диссонанса, связанного с плохим знанием русского языка, обычаев и культуры коренных народов территории пребывания, с невосприятием хозяйствующих субъектов ввиду их религиозных убеждений или конфессиональной принадлежности и даже с личной неприязнью.

• Вторую группу формируют внутренние мигранты (в большинстве выходцы из республик Северного Кавказа). Данным хозяйствующим субъектам присущи чуть ли не генетически заложенная коммерческая жилка, знание рыночных рисков и правильная их оценка, межэтническая солидарность, способность эффективно работать с наличкой и пр.

Добавим, что этнический бизнес, функционирующий в условиях неопределенности и высокого риска, не имеет большой возможности реально себя позиционировать в ходе конкурентной борьбы с местными и прочими предпринимателями. По нашему мнению, подобное способствует тому, что в большинстве регионов страны он присутствует не только в легальном, но и теневом секторах экономики, ибо по своим масштабам представлен средними, малыми и микропредприятиями, деятельность которых не столь прозрачна, как деятельность крупных компаний. Как известно, специфика теневого сектора такова, что деятельность представленных здесь бизнес-структур легитимна, однако получаемые доходы последние частично или полностью скрывают. Такие возможности субъектов этнического бизнеса действовать в «тени» связаны с распылением хозяйственной деятельности на основе мобильной торговой инфраструктуры, начиная от дискаунтеров, павильонов и киосков по продаже овощей и фруктов и заканчивая разъездной торговлей, торговыми палатками и даже уличной торговлей.

Представляется, что для обеспечения безопасности своей хозяйственной деятельности этническим бизнес-структурам необходима консолидация с представителями других групп регионального социума, а также поиск рыночных ниш для диверсификации своего бизнеса [4].

До начала пандемии коронавируса стратегия развития регионального бизнес-сообщества в целом была направлена на обретение им на потребительских рынках региона динамической устойчивости, находящей свое выражение в успешном противостоянии «чужим» (недавно появившимся здесь) ретейлерским компаниям, известной защищенности традиционных для субъектов хозяйствования данного региона рыночных сегментов, лояльности местного населения и органов власти на местах, стабильном наличии хозяйственных ниш для тактического маневра (временного ухода в «тень», «удочерения» более успешной бизнес-структурой и пр.).

Лавинообразный характер протекания первой волны COVID-19 в корне изменил рыночную ситуацию на всем региональном пространстве. Пандемия коронавируса уже к середине апреля 2020 года вышла за рамки сугубо медицинской проблемы и повлекла за собой огромные потери российского бизнеса. Особенно, на наш взгляд, пострадал бизнес «второго эшелона», который не обладает необходимой на случай форс-мажора финансовой «подушкой безопасности», более болезненно реагирует на неожиданные, а порой и радикальные меры эпидемиологического и правового характера со стороны государства (карантин, запрет на въезд — выезд трудовых мигрантов, ограничения на бизнес-деятельность в сфере торговли, бытового обслуживания, «индустрии досуга» и т. д.), менее активен в использовании режима on-line при продажах, в работе с клиентами и поставщиками, в применении инновационных инструментов управления персоналом (аутсорсинга персонала, аутстаффинга рабочей силы, кадрового лизинга, коучинга работников, коворкинга и пр.) [5-7].

Материалы и методы

В создавшихся условиях объективно необходимыми становятся изменения существующей стратегии развития регионального бизнес-сообщества. Однако неясно, насколько кардинальными они должны быть. Иначе говоря, вопрос стоит так: требуется смена (хотя бы временная) парадигмы развития бизнеса на уровне региона как переход от стратегии динамической устойчивости к стратегии выживания, или достаточно будет системы корректирующих мер?

Для прояснения подобной дилеммы потребовались в период пандемии COVID-19 постановка и решение ряда исследовательских задач, в числе которых в первую очередь можно назвать анализ динамики выручки бизнес-структур крупного, среднего и малого форматов, определение факторов, повлиявших на состояние регионального бизнес-сообщества, оценку ретейлерами качества влияния COVID-19 на хозяйственную деятельность предприятий, выяснение «антикоронавирусных» мер, установление приоритетных бизнес-процессов, требующих перестройки в условиях пандемии, изучение инструментария для «наладки» наиболее важных бизнес-процессов, обоснование положительных социально-экономических эффектов оптимизации приоритетных бизнес-процессов в период коронавируса и др.

В качестве гипотез, верификация которых осуществлялась в рамках исследования, нами заявлено следующее:

• в развитии регионального бизнес-сообщества возможны две главные стратегии — стратегия динамической устойчивости и стратегия выживания;

• на уровне региона в условиях пандемии COVID-19 бизнес-структуры «второго эшелона» используют стратегию развития, отличную от стратегии развития крупных ретейлерских компаний;

• волнообразный и затяжной характер пандемии коронавируса в регионах страны обусловил тенденцию постепенного перехода среднего и малого бизнеса от стратегии динамической устойчивости к стратегии выживания; однако темпы этого перехода у этнических бизнес-структур выше, чем у предприятий местного бизнес-сообщества.

Результаты и обсуждение

В 2020 году нами было проведено исследование развития бизнес-сообщества Тюменской области в условиях пандемии коронавируса, в котором приняли участие свыше 300 представителей крупного бизнеса, этнического бизнеса и местного бизнес-сообщества.

Прежде всего была предпринята попытка оценить потери среднего и малого бизнеса и сравнить их с потерями крупных ретейлеров. Как показали наши исследования и исследования других ученых, за период первой волны пандемии COVID-19 выручка сократилась: у крупных бизнес-структур на 42 %, у бизнес-структур «второго эшелона» на 56 %, в том числе у этнических предприятий на 60 % и у предприятий местного бизнес-сообщества на 52 % [8].

По мнению опрошенных предпринимателей, это во многом обусловлено остановкой большинства предприятий розничной торговли (за исключением продажи продуктов питания и предметов первой необходимости) на 1,5-3 месяца в связи с карантином и последующими ограничениями эпидемиологического и правового характера.

Важно отметить, что сокращение выручки в ретейле не было тотальным, оно коснулось 3/4 числа крупных компаний и около 84 % всех бизнес-структур среднего и малого форматов. Отсюда и разноплановые ощущения предпринимателей влияния первой волны пандемии коронавируса на их хозяйственную деятельность (табл. 1).

Таблица 1

Качественная оценка влияния COVID-19 на бизнес-деятельность вретейле

Наименование показателя оценки влияния СОУГО-19 Крупный бизнес (%) Местное бизнес-сообщество (%) Этнический бизнес (%)

Негативное влияние 71,6 81,0 85,6

Позитивное влияние 21,3 10,5 8,9

Не ощутил влияния 4,5 5,3 1,7

Затрудняюсь с ответом 2,6 3,2 3,8

Как свидетельствуют данные таблицы 1, местное бизнес-сообщество и этнический бизнес в гораздо большей степени ощущают негативное влияние на свою хозяйственную деятельность пандемии коронавируса, чем крупный бизнес. Кроме того, среди них вдвое меньше тех предпринимателей, кто видит позитив в ситуации с COVID-19.

В связи с этим известный интерес представляет определение факторов, повлиявших на состояние бизнеса в ретейле в условиях первой волны пандемии коронавиру-са (табл. 2).

Таблица 2

Факторы, влияющие на состояние бизнеса в ретейле в условиях первой волны

пандемии коронавируса

Наименование факторов влияния на бизнес Значение факторов влияния на бизнес в разрезе его видов (в %)

Крупный бизнес Местное бизнес-сообщество Этнический бизнес

Падение курса рубля 58,0 34,4 28,8

Ограничительные меры по работе компаний 32,1 59,8 63,7

Дефицит рабочей силы, представленной внешними трудовыми мигрантами 29,5 62,1 66,6

Снижение платежеспособного спроса экономически активного населения на потребительские товары и услуги 52,3 54,9 55,5

Изменения потребительского поведения российского социума в целом в условиях СОУГО-19 61,5 56,0 59,9

Из данных таблицы 2 видно, что ранг значимости факторов, повлиявших на состояние ретейлерских компаний в условиях первой волны пандемии коронавируса, серьезно дифференцируется в зависимости от формата бизнеса. Если для крупных бизнес-структур приоритетными факторами являются изменения потребительского поведения российского социума в целом в условиях COVID-19 и падение курса рубля, то для предприятий среднего и малого бизнеса — дефицит рабочей силы на предприятиях бизнеса «второго эшелона», представленной внешними трудовыми мигрантами (прежде всего, из республик Средней Азии и Казахстана), которые вынуждены вернуться на родину в силу эпидемиологической ситуации в РФ и ужесточения в связи с этим законодательных мер, а также ограничительные меры по работе компаний вплоть до их закрытия на карантин. Остановимся на них подробнее.

Согласно экспертной оценке, важнейшим фактором, повлиявшим на состояние регионального бизнес-сообщества в период первой волны пандемии коронавируса, вы-

ступает дефицит работников из числа трудовых мигрантов, вынужденных вернуться на родину в силу эпидемиологической ситуации в российских регионах и ужесточения законодательных мер. Статистика утверждает, что за последние два года из общей «утечки мозгов» из России, превысившей 10 млн человек, 2/3 приходится на трудовых мигрантов [9].

Некоторые ученые и специалисты убеждены в том, что проблема дефицита рабочей силы, вызванного оттоком гастарбайтеров к себе на родину, может быть решена за счет обедневших россиян, жителей провинции или сельской местности. В их представлении отечественная резервная армия труда достаточно конкурентоспособна и может заместить покинувших страну иммигрантов [10]. Однако на практике сделать это далеко не просто в силу целого ряда причин:

• в отличие от гастарбайтеров большинство наших соотечественников не готовы продолжительно и интенсивно трудиться, находиться в сложных и часто экстремальных производственных условиях;

• местную рабочую силу, замещающую в условиях COVID-19 трудовых мигрантов, как правило, не устраивает размер получаемой заработной платы; неслучайно сами предприниматели в качестве главного преимущества найма гастарбайтеров называют их готовность работать за меньшие деньги, чем граждане нашей страны;

• несмотря на ощутимый отток из России иностранной рабочей силы, многие трудовые мигранты остаются здесь, поскольку у себя в стране найти относительно достойно оплачиваемую работу крайне затруднительно. На фоне роста уровня безработицы в российских регионах они стараются не уступать свои рабочие места даже под угрозой оказаться в условиях второй волны пандемии коронавируса в теневом секторе экономики.

Нельзя не отметить обнаружившую себя в условиях COVID-19 способность гастарбайтеров к высокой мобилизации ресурсов мигрантских сообществ, солидарности и взаимопомощи по этнической линии. Это нашло свое воплощение в появлении в мегаполисах и крупных регионах-донорах нашей страны этнических анклавов, являющихся местами притяжения и концентрации множества трудовых мигрантов и их семей. Классическим примером является сегодня Москва, где этнические анклавы географически сформировались в шести ее районах: Гольяново, Капотня, Люблино, Мет-рогородок, Солнцево и Старое Марьино.

Как показали результаты проведенного нами исследования, жизненные устремления самих граждан России по заполнению освободившихся рабочих мест после возвращения иностранных работников на свою родину далеко не однозначны (рис. 1). Так, 40,8 % россиян рассматривают замещение трудовых мигрантов в бизнес-структурах «второго эшелона» как крайний случай, если не найдут для себя более подходящую работу. 31,0 % представителей местной рабочей силы, находящихся в поиске работы, вообще не берут во внимание рабочие места, вакантные после отъезда гастарбайтеров из России. И лишь 24,5 % российских граждан готовы к заполнению образовавшихся в период пандемии коронавируса ниш на рынках труда регионов.

Затрудняются с ответом - 3,7 %

Вообше не претендуют -

Готовы к_/

Готовы к

^Замещение как крайний случай -

замещению -

24,5 %

40,8 %

Рисунок 1. Жизненные устремления россиян по заполнению освободившихся рабочих мест после отбытия трудовых мигрантов к себе на родину

Другим значимым фактором, повлиявшим на состояние регионального бизнес-сообщества в условиях пандемии коронавируса, предприниматели указали ограничительные меры по работе ретейлерских компаний. Диапазон этих мер достаточно широк — от контроля за перемещением сотрудников и ужесточения графика работы до полного запрета деятельности бизнес-структур. В период первой волны COVID-19 закрытыми оказались ТРЦ (за исключением находящихся там продуктовых маркетов), магазины одежды и обуви, парикмахерские, салоны красоты и барбершопы, рестораны, кафе и бары, цветочные салоны и т. д.

Уже к началу осени 2020 года часть указанных сегментов бизнеса среднего и малого форматов прекратила свое существование вследствие понесенных убытков, которые достигали 30 % выручки [11]. Так, исследования, проведенные в Тюменской области, свидетельствуют о том, что из-за пандемии коронавируса в регионе сократилось число ресторанов, кафе и баров на 19,4 %, кофеен и кондитерских — на 13,1 %, павильонов и палаток по продаже фруктов и овощей — на 10,6 %, фитнес-центров — на 8,8 %, цветочных салонов — на 7,0 %, магазинов одежды и обуви — на 4,2 %, парикмахерских, салонов красоты и барбершопов — на 3,5 %, праздничных мероприятий и семейных торжеств — на 3,1 % [12; 13].

В известной мере тяжесть влияния ограничительных мер на деятельность регионального бизнес-сообщества компенсировалась, на наш взгляд, за счет поддержки со стороны государства и местных органов власти. В качестве подобных компенсаторов можно назвать такие, как отсрочка арендной платы за использование муниципального и государственного имущества, введение моратория на налоговые и таможенные проверки, налоговые каникулы, предоставляемые не всем бизнес-структурам, а лишь функци-

онирующим в области авиаперевозок, спорта, искусства и культуры, беспроцентный кредит на выплату заработной платы наемным работникам и др.

Однако приходится констатировать, что в целом подобная поддержка «сверху» является не только недостаточной с экономической точки зрения, но и фрагментарной по времени и «косметической» по глубине исполнения.

В качестве важного фактора, повлиявшего на состояние регионального бизнес-сообщества в период пандемии COVID-19, респонденты отметили изменения потребительского поведения российского социума.

Изменения потребительского поведения населения в российских регионах проявляются в отказе россиян от ряда доступных до пандемии коронавируса услуг (туристических поездок за рубеж, частых посещений театров, выставок и музеев, участия в корпоративных мероприятиях, меньше стали ездить на такси и т. п.); в уменьшении в бюджете отечественного потребителя доли затрат на непродовольственные товары и, соответственно, увеличении доли затрат на продукты питания и средства гигиены; в повышении удельного веса в части потребительского бюджета, представленной продовольственными товарами, более дешевых, а значит, и более низкого качества продуктов питания; на уровне домохозяйств — в строгом ведении финансовой отчетности, постоянном отслеживании потребительских цен, отказе от спонтанных покупок, увеличенных затратах времени и сил на садовых участках и огородах и т. д.

Можно утверждать, что в период первой волны COVID-19 российский социум массово перешел к потребительской модели В. Зомбарта, в основе которой лежат повышенная экономия, бережливость и рациональность ведения домохозяйства [14].

В условиях пандемии коронавируса интегральные потери регионального бизнес-сообщества, вызванные негативным влиянием перечисленных выше факторов, становятся весьма ощутимыми. Это актуализирует проблему выбора стратегических путей их (потерь) оптимизации. Оптимизацию нельзя сводить только к экономии, рациональному и бережному расходованию средств. Она может выражаться в упреждении угроз внутренней и внешней бизнес-среды, снижении хозяйственных и социальных рисков, диверсификации продаж, реструктуризации долгов, управлении дебиторской задолженностью и пр.

Отметим также, что само понятие стратегического пути подразумевает не разовое и кратковременное организационно-экономическое действие, а протяженную систему мер и шагов, рассчитанных на положительный и достаточно длительный по времени результат.

При выборе стратегического пути оптимизации потерь любая предпринимательская структура, представляющая региональное бизнес-сообщество, исходит из своих финансовых и производственных возможностей, состояния внутренней бизнес-среды, характера взаимоотношений с местными органами власти и населением, макроэкономической ситуации в стране и т. д. В ходе проводимого исследования предпринимательскому корпусу Тюменской области был задан вопрос: «Какой из предложенных стратегических путей оптимизации потерь, понесенных в период первой волны пандемии COVID-19, Вы можете использовать, исходя из своих реальных возможностей?» (рис. 2).

Рисунок 2. Какой из предложенных стратегических путей оптимизации потерь, понесенных в период первой волны пандемии СОУ1Б-19, Вы можете использовать, исходя из своих реальных возможностей?

Ответы представителей регионального бизнес-сообщества дают основания говорить об их прагматичном подходе к выбору стратегического пути оптимизации понесенных потерь в условиях пандемии коронавируса. Ориентация на экономию и рациональное использование всех видов ресурсов, о чем заявили 15,0 % субъектов хозяйствования региона, внешне проста, доступна и, надо признать, способна в известной степени улучшить финансово-хозяйственное состояние бизнес-структуры.

Детализация данного стратегического пути оптимизации потерь свидетельствует о том, что его предпочитают многие этнические предприятия среднего и малого формата, а также незначительная доля местного бизнес-сообщества в части малых предприятий и микропредприятий. Специфика здесь, на наш взгляд, состоит в том, что реализация его на практике осуществляется предпринимателями полностью за счет своих средств. Что касается перевода в практическую плоскость использования стратегического пути, ориентированного на экономию и рациональное использование финансовых, материальных и человеческих ресурсов, то он предполагает:

• закрытие низкоприбыльных торговых точек;

• снижение заработной платы сотрудникам предприятия;

• адресный перевод персонала на «удаленку» и гибкий график работы с целью экономии на издержках;

• сокращение работников предприятия;

• частичный отказ от офисов, аренды крупных производственных и торговых площадей;

• экономию на складских помещениях за счет лучшего управления товарными запасами;

• переход в on-line при работе с поставщиками и клиентами;

• оптимизацию ассортимента и др.

Стратегический путь оптимизации понесенных в условиях COVID-19 потерь, берущий за основу минимизацию рисков и упреждение угроз внутренней и внешней бизнес-среды, предпочла четверть представителей регионального бизнес-сообщества (24,6 %). Его практикуют большинство средних и малых предприятий местного бизнес-сообщества и незначительный сегмент этнических бизнес-структур среднего формата.

Такой стратегический путь оптимизации потерь, понесенных в период пандемии коронавируса, отличается от первого участием в его реализации государства и органов власти на местах. Необходимость такого участия в значительной степени объясняется оттоком активно задействованных на предприятиях бизнеса «второго эшелона» трудовых мигрантов к себе на родину, а также нехваткой корпоративных средств решения проблемы. Как считают сами представители регионального бизнес-сообщества, с помощью поддержки федеральной и местной власти удастся привлечь внешних трудовых мигрантов обратно в нашу страну, а также минимизировать риски хозяйственной деятельности:

• создать организационно-правовые условия для перехода от «маятниковой» миграции (въезд в Россию весной и возвращение на родину осенью) к долговременной миграции (работа и проживание в РФ со своей семьей несколько лет);

• обеспечить возможность работы в России целыми семейными бригадами и открытия здесь своего дела;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• стимулировать полную миграцию с получением российского гражданства и перспективами регулярных связей с территорией исхода;

• перейти к поэтапному освобождению от оплаты трудового патента (50-60 тыс. руб.) не только для граждан стран-членов Евразийского экономического союза, но и граждан других дружественных России стран;

• поощрять среди трудовых мигрантов знание русского языка и опыта общения с русскоязычным населением у себя в стране;

• пролонгировать Государственную программу добровольного переселения из ближнего и дальнего зарубежья соотечественников, численность которых, по данным пресс-службы УФМС РФ, лишь за период 2018-2019 гг. составила почти 120 тыс. чел. Из них приходится на Казахстан — 54,6 %, на Таджикистан — 10,6 %, на Молдову — 10,1 %, на Узбекистан — 7,9 %, на Армению — 6,4 %, на остальные страны мира — 10,4 % [15];

• предоставить трудовым мигрантам права на получение пособия по безработице в случае потери работы на период пандемии коронавируса;

• ориентировать на отечественных поставщиков товаров;

• активизировать деятельность по получению субсидий и налоговых льгот от государства;

• совершенствовать местное законодательство в целях поддержки среднего и малого бизнеса и т. д.

Свыше половины всех респондентов из числа субъектов регионального бизнес-сообщества (55,3 %), исходя из своих реальных возможностей, считают комплексную перестройку бизнес-процессов наиболее эффективным стратегическим путем оптимизации потерь, понесенных в условиях COVID-19. Согласно их позиции, использование первых двух стратегических путей не способно кардинально решить проблему преодоления негативных последствий пандемии коронавируса, а лишь продлевает агонию бизнеса региона во времени.

Вместе с тем большинство представителей регионального бизнес-сообщества отдает себе отчет в том, что использовать стратегический путь оптимизации понесенных от потерь COVID-19, базирующийся на комплексной перестройке бизнес-процессов, далеко не всем по карману. Нужны надежная финансовая «подушка безопасности», эффективный менеджмент, научно-методический инструментарий и социальное партнерство с органами власти на местах [16]. Поэтому третий стратегический путь — это прерогатива, прежде всего, крупного бизнеса и небольшого числа успешных средних предприятий местного бизнес-сообщества.

Методика комплексной перестройки бизнес-процессов была разработана «РБК Исследования рынков» совместно с компанией SAP CIS на основе анализа деятельности свыше 150 крупных предприятий, включая ретейлерские [17]. Согласно ей, вначале определяются бизнес-процессы, которые подлежат «ремонту и ревизии» в первую очередь. Для этого опрошенным представителям регионального бизнес-сообщества было предложено указать приоритетные с точки зрения перестройки бизнес-процессы (табл. 3).

Таблица 3

Распределение результатов ответа на вопрос «Какие бизнес-процессы нуждаются, на Ваш взгляд, в перестройке в первую очередь в целях оптимизации потерь, понесенных региональным бизнес-сообществом от первой волны пандемии коронавируса?»

Наименование приоритетных бизнес-процессов Распределение приоритетных бизнес-процессов в порядке убывания удельных весов респондентов (в %)

Продажи on-line 75

Маркетинг 62

Бизнес-планирование 58

Менеджмент персонала 57

Закупки товаров 49

Продажи off-line 38

Управление клиентской базой 22

Логистика и перевозка грузов 19

Цепи поставок 17

Финансовый учет 11

После определения первоочередных для перестройки бизнес-процессов, в соответствии с данной методикой, были подобраны адекватные каждому из них наборы инструментов. Например, для таких бизнес-процессов, как on-line продажи, маркетинг, бизнес-планирование, off-line продажи, эффективно, на наш взгляд, использовать инструменты цифровизации бизнеса. В числе последних digital-маркетинг (продвижение в цифровой сфере), способный стать ключевым фактором роста бизнеса; маркетплейсы — платформы электронной коммерции, позволяющие расширить клиентскую базу и максимизировать гибкость по отношению к потребителю, не затрачивая усилия на продвижение товара и имея возможность акцентировать внимание на основных компетенциях бизнеса; модернизация IT-инфраструктуры и автоматизация бизнес-процессов с помощью CRM; качественный информативный сайт, дающий возможность не только реализовывать продукцию, но и на базе применения маркетинговых технологий получать огромный массив необходимой для дальнейшего развития бизнес-структуры информации о ее потенциальных потребителях, их возможностях и интересах; расширение применения сформированных стандартизированных облачных решений, которые расширят возможности предприятий разных форматов, но не повлекут за собой слишком больших финансовых затрат; персонализация предложений и расширение возможностей рассылок на основе анализа информации о клиентах по меткам, изначально заложенным в программе; точечное применение новейших технологий автоматизации ключевых операций и модернизации сервисов в зависимости от того, какая задача реализуется в конкретный момент времени и др. [18].

Ранжирование нуждающихся в перестройке бизнес-процессов по рангу значимости, а также адресный подбор инструментария дают возможность получения целого ряда социально-экономических эффектов преодоления субъектами регионального бизнес-сообщества негативных последствий первой волны пандемии COVID-19. Наиболее важными из них, по нашему мнению, можно назвать:

• усовершенствование бизнес-модели посредством программных решений (автоматизации) в период пандемии коронавируса;

• диверсификацию хозяйственной деятельности средних и малых предприятий в форме открытия новых направлений развития бизнеса;

• оптимизацию ассортиментного состава и улучшение качества маркетинга путем применения аналитики больших данных в ретейле бизнес-структур разных форматов;

• совершенствование схемы удаленности работы части персонала бизнес-структуры, чьи обязанности напрямую не связаны с постоянным пребыванием в точке продажи, офисе, на складе и т. п.;

• формирование финансовой «подушки безопасности» у субъектов регионального бизнес-сообщества на случай второй волны пандемии COVID-19;

• сокращение сроков выхода предприятий региона на докризисные показатели выручки;

• улучшение качества работы с клиентами;

• подбор оптимальных в период пандемии коронавируса видов и форматов торговой инфраструктуры на потребительском рынке региона и пр.

Выводы

Результаты проведенного исследования развития регионального бизнес-сообщества в условиях пандемии СОУГО-19 дают основания для следующих выводов.

1. Наличие финансовой «подушки безопасности», известных монополистических мотивов и богатого арсенала инструментов, с помощью которых осуществляется перестройка приоритетных бизнес-процессов, позволяют крупному бизнесу, используя тактику системной корректировки, сохранить стратегию развития, основанную на динамической устойчивости.

2. Значительная часть предприятий местного бизнес-сообщества в период первой волны пандемии СОУГО-19 смогла минимизировать предпринимательские риски и получить определенную экономическую и организационно-правовую поддержку от государства и органов власти на местах. Более того, им удалось добиться частичной перестройки бизнес-процессов, что породило надежду на сохранение стратегии развития, опирающейся на динамическую устойчивость. Однако, как показали последние четыре месяца 2020 года, комплексно изменить в лучшую сторону все бизнес-процессы, происходящие на предприятиях местного бизнес-сообщества, не удалось. В итоге наметилась тенденция к постепенному сползанию в сторону стратегии выживания.

3. Недостаточность принимаемых «антикоронавирусных» мер финансового, организационного, технико-технологического, информационного и инвестиционного характера не позволяет этническим бизнес-структурам придерживаться стратегии развития, базирующейся на динамической устойчивости, и в условиях надвигающейся второй волны пандемии СОУГО-19 объективно требует ускоренного перехода к стратегии выживания.

Библиографический список

[1] Симонов, С. Г. Оценка социально-экономической безопасности субъектов предпринимательства «второго эшелона» / С. Г. Симонов, М. А. Хаматханова, - Текст : непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2014. -№ 11-2(52). - С. 906-911.

[2] Симонов, С. Г. Социальная направленность безопасности казахстанского предпринимательства «второго эшелона» / С. Г. Симонов, Н. К. Карашаш, О. С. Макарова. -Текст : непосредственный // Академический вестник. - 2015. - № 1 (31). - С. 144-151.

[3] Этническое предпринимательство и местное бизнес-сообщество : опыт взаимодействия на потребительском рынке региона / С. Г. Симонов, О. В. Ямова, М. А. Хаматханова, З. А. Арынова. - БО1 10.24147/1812-3988.2020.18(1) 162-171. - Текст : непосредственный // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2020. -Т. 18, № 1. - С.162-172.

[4] Симонов, С. Г. Этническое предпринимательство и население региона : опыт социального взаимодействия / С. Г. Симонов, М. А. Хаматханова, О. В. Ямова. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2019. - № 4. - С. 115-125.

[5] Gallwey, W. T. Работа как внутренняя игра / W. T. Gallwey. - Москва : ИНФРА-М. -2009. - 276 с. - Текст : непосредственный.

[6] Дауни, М. Эффективный коучинг. - Москва : Инфра-М. - 2010. - 328 с. - Текст : непосредственный.

[7] Как открыть коворкинг-центр : подробное руководство. - Текст : электронный. -URL: https://habr.com/ru/post/150712/. - Дата публикации : 4 сентября 2012.

[8] Абдуллина, П. Опыт пандемии : положение компаний с оборотом от 3 до 100 млрд руб. / П. Абдуллина, П. Молчанова. - Текст : электронный. - URL: https://www.rbc.ru/economics/03/12/2020.

[9] Информация о социально-экономическом положении России (январь - сентябрь 2020 года) / ФСГС (Росстат). - Текст : электронный. - URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/50801.

[10] Работающих россиян задумали заменить адаптированными мигрантами. - Текст : электронный. URL: https://www.lenta.ru/news/2019/10/08/trud/. - Дата публикации: 8 октября 2019.

[11] Старостина, Ю. Эксперты Moody's предсказали рост миграции внутри России из-за пандемии. Какие регионы рискуют потерять население / Ю. Старостина. - Текст : электронный. - URL: https://www.rbc.ru/economics/20/05/2020/5ebae47 79a7947937ee59d01/. - Дата публикации: 20 мая 2020.

[12] Газета РБК, 3 июля 2020 года. - Текст : электронный. - URL: https://www.rbc.ru/ economics/03/07/2020/.

[13] Газета РБК, 3 августа 2020 года. - Текст : электронный. - URL: https://www.rbc.ru/ economics/03/08/2020/.

[14] Зомбарт, В. Буржуа : этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт ; пер. с нем. Ал. З. - Москва : Наука. - 1994. 442 с. -(Социологическое наследие). - Текст : непосредственный.

[15] В Тульскую область переселились более пяти тысяч соотечественников. - Текст : электронный. - URL: https://tula.aif.ru/society/v_tulskuyu_oblast_pereselilis_ bolee_pyati_tysyach_sootechestvennikov. - Дата публикации: 12 февраля 2020.

[16] Simonov, S. G. Development of structural and functional model of interaction of authorities, society and ethnic business at the regional level / S. G. Simonov, M. A. Khamatkhanova, I. V. Lysenko. - Текст : непосредственный // Journal of Social Sciences Research. - 2018. - Special Issue 3. - P. 334-339.

[17] ПРОРВЕМСЯ! Как вернуть бизнес к росту? - Текст : электронный. - URL: https://www.sapmybiz.rbc.ru/article/2.

[18] Средний и малый бизнес Тюменской области : сущность, становление, современные тенденции развития : монография / С. Г. Симонов, Л. Н. Руднева, Е. А. Корякина [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский индустриальный университет. - Тюмень : ТИУ. - 2020. - 195 с. - Текст : непосредственный.

References

[1] Simonov, S. G., & Khamatkhanova, M. A. (2014). Assessment of the socio-economic security of business entities of the "second echelon". Economy and Entrepreneurship, (11-2(52)), pp. 906-911. (In Russian).

[2] Simonov, S. G., Karashash, N. K., & Makarova, O. S. (2015). The social orientation of the Kazakh business' security of "second tier" entrepreneurship. Academic Bulletin, (1(31)), pp. 144-152. (In Russian).

[3] Simonov, S. G., Yamova, O. V., Khamatkhanova, M. A., & Arynova, Z. A. (2020). Ethnic entrepreneurship and local business community: experience of interaction in the consumer market in the region. Herald of Omsk university. Series: Economics, 18(1), pp.162-172. (In Russian). DOI: 10.24147/1812-3988.2020.18(1).162-171

[4] Simonov, S. G., Khamatkhanova, M. A., & Yamova, O. V. (2019). Ethnic business and population of the region: experience of social interaction. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (4), pp. 115-125. (In Russian).

[5] Gallwey, W. T. (2001). The inner game of work. Focus, learning, pleasure and mobility in the workplace. New York, Random House Trade Paperbacks, 256 p. (In English).

[6] Downey, M. (1999). Effective coaching. Lessons from the coaches' coach. Thomson, Texere. (In English).

[7] Kak otkryt' kovorking-tsentr: podrobnoe rukovodstvo. (In Russian). Available at: https://habr.com/ru/post/150712/

[8] Abdullina, P., & Molchanova, P. Opyt pandemii: polozhenie kompaniy s oborotom ot 3 do 100 milliardov rubley. (In Russian). Available at: https://www.rbc.ru/economics/ 03/12/2020

[9] Information on the socio-economic situation in Russia (January - September 2020). (In Russian). Available at: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801

[10] Rabotayushchikh rossiyan zadumali zamenit' adaptirovannymi migrantami. (In Russian). Available at: https://www.lenta.ru/news/2019/10/08/trud

[11] Starostina, Yu. (2020). Eksperty Moody's predskazali rost migratsii vnutri Rossii iz-za pandemii. Kakie regiony riskuyut poteryat' naselenie. (In Russian). Available at: https://www.rbc.ru/economics/20/05/2020/5ebae4779a7947937ee59d01

[12] RBC newspaper, July 3, 2020. (In Russian). Available at: https://www.rbc.ru/ economics/03/07/2020/

[13] RBC newspaper, August 3, 2020. (In Russian). Available at: https://www.rbc.ru/ economics/03/08/2020/

[14] Sombart, W. (1924). Der Bourgeois. Zur Geistesgeschichte des modernen Wirtschaftsmenschen. (In German).

[15] V Tul'skuyu oblast' pereselilis' bolee pyati tysyach sootechestvennikov. (In Russian). Available at: https://tula.aif.ru/society/v_tulskuyu_oblast_pereselilis_bolee_pyati_tys yach_sootechestvennikov.

[16] Simonov, S. G., Khamatkhanova, M. A., & Lysenko, I. V. (2018). Development of structural and functional model of interaction of authorities, society and ethnic business at the regional level. Journal of Social Sciences Research, (3), pp. 334-339. (In English).

[17] PRORVEMSYA! Kak vernut' biznes k rostu? (In Russian). Available at: https://www.sapmybiz.rbc.ru/article/2

[18] Simonov, S. G., Rudneva, L. N., Koryakina, E. A. (2020). Sredniy i malyy biznes Tyu-menskoy oblasti: sushchnost', stanovlenie, sovremennye tendentsii razvitiya. Tyumen, Industrial University of Tyumen Publ., 195 p. (In Russian).

Получена / Submitted: 13/12/2020 Доработана / Revised: 17/12/2020 Принята к публикации / Accepted: 25/01/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.