Научная статья на тему 'Третья голова дракона'

Третья голова дракона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОКТРИНА ДАЛЛЕСА / УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / COMMERCIALISATION / REFORMS OF EDUCATIONAL SYSTEM / DALLES DOCTRINE / NARROW SPECIALIZATION / CONSUMER SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штуден Лев Леонидович

В статье обсуждаются проблемы, возникающие в результате коммерциализации образования в современной России. Автор пытается найти причины подмены ценностей при переходе к «обществу потребления» и говорит об угрозах, таящихся в этой ситуации для будущего российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The third head of dragon

The article discusses the problems, which are caused by the commercialisation of education in modern Russia. Author attempts to find the reasons for the substitution of values during the transitional period to the consumer society, and considers the corresponding threats for the future of Russian culture.

Текст научной работы на тему «Третья голова дракона»

POLOVOVA T. PRICE AND VALUE OF EDUCATION IN INNOVATIVE ECONOMICS The article is dedicated to the problem of correspondence between price and value of the educational service. The key aspects which form the value of educational service at the stage of innovative economics are picked out. It is demonstrated that the value of the educational service is formed according to the parameters, which are different from the ones used for the estimation of the price.

Ключевые слова: education, innovative economy, educational service, value of education, price of education.

Л.Л. ШТУДЕН, профессор Новосибирский государственный университет экономики и управления

Третья голова дракона

В статье обсуждаются проблемы, возникающие в результате коммерциализации образования в современной России. Автор пытается найти причины подмены ценностей при переходе к «обществу потребления» и говорит об угрозах, таящихся в этой ситуации для будущего российской культуры.

Ключевые слова: коммерциализация, реформы образования, доктрина Даллеса, узкая специализация, общество потребления.

Коммерциализация современной России

- чудище о трёх головах. Шварцевский Дра-коша в полном блеске и великолепии. У каждой из огнедышащих голов своя любимая пища, пожираемая с хрустом и чавканьем.

Первая голова пообедала российской наукой. Проглотила ее целиком, даже не обгладывая костей. Где наши заоблачные достижения? Где нобелевские лауреаты? Где умные головы? (Не там ли, «за бугром», в поисках не нищенского, но хотя бы просто сносного существования?) Где начальники бывших научных лабораторий, каждодневно, по крупицам добывавших необходимые отечественной науке знания? Торгуют джинсами, парфюмерией, косметикой. Это в лучшем случае. Мой сокурсник, кандидат технических наук, в свои шестьдесят с лишним лет приспособился мыть окна в многоэтажной московской гостинице. Альпинистский опыт пригодился. Другой сокурсник, бывший завлаб одного из оборонных НИИ, навеки закрыв электронный микроскоп, по удачному знакомству сделался администратором эстрадного оркестра... Ну и так далее.

Вторая голова Дракоши смачно закусила искусством, ядовитой отрыжкой заполняя всё пространство вокруг себя. «Мочеполовой юмор» эстрады, «Дом-2», неандертальская попса, оккультно-детективная макулатура на книжных прилавках, мат и порнуха на театральных подмостках. Слушают и читают не тех, кто в меру таланта своего должен петь и писать, а тех, кого «раскрутили».

У Дракоши есть ещё третья голова. Самая ненасытная. Её гастрономический «объект » - российское образование. Об этом стоит сказать специально. Дело не только в том, что «пища» третьей головы, теряясь в министерских циркулярах, не любому видна, а в том, что именно эта третья голова пожирает!

А она пожирает наше будущее.

Все мои коллеги, тем более люди, поработавшие в российском образовании не один десяток лет, согласны в главном: наше образование, бывшее в доперестроечные годы, может быть, лучшим в мире, сегодня деградировало до позорно низкого уровня («ниже плинтуса» - расхожее определение). Да, некоторые выпускники современ-

ных школ не знают таблицы умножения. Да, они пишут с ошибками, которых лет 20 назад постеснялись бы ученики 4-го класса. Да, многие не только не знают, что ещё, кроме «Муму», написал Тургенев, но и вообще не подозревают о существовании такого писателя. О знании нашей Истории нечего и говорить (на экзаменах мне многое приходилось слышать вроде того, что Русь крестил Св. Валентин или что Папа Римский благословил Дмитрия Донского на битву с татарами, и многое другое в том же духе). А живопись? А музыка? А поэзия? Об этом лучше не спрашивать.

Закономерен вопрос: но при чём тут коммерция? Может, всё дело в гибельных, насильственно насаждаемых сверху реформах образования? В общем состоянии хаоса, который не мог не сказаться и на положении дел в данной сфере? Или просто дело в том, что высокий образовательный уровень вообще перестал быть привлекательным для молодёжи?

Верно и то, и другое, и третье. Но давайте заглянем в корень проблемы.

Коммерция - деятельность, направленная на получение денежной прибыли. Ничем другим она быть не может, в этом её суть. Человек, целиком посвятивший себя именно этой деятельности, прибыль ставит во главу угла. Он иначе не может - рано или поздно стремление к деньгам становится его сутью. Подмена ценностей происходит, вероятно, не сразу. Человеку ведь свойственно помечтать в юности о чём-то возвышенном . Однако жизнь, отравленная духом коммерции, рано или поздно берёт своё.

В древних обществаххорошо понимали нечестивую суть наживы, раскрываемую во всей её наготе деятельностью ростовщиков. Социальный престиж торговцев был настолько низок, что, например, в самурайской Японии они стояли где-то очень недалеко от бродяг и проституток, в средневековой Европе торговля довольно долго отдавалась на откуп презираемым Церковью иудеям, а в России купеческое сословие

служило предметом насмешек вплоть до

XIX века.

Новейшее время, особенно с середины

XX столетия, всё поменяло: коммерсант, получивший почётное звание бизнесмена, сделался в обществе фигурой не просто уважаемой, но - центральной (в первую очередь на Западе). Если прибегнуть к словарю индусов, получается, что вайшья приобрёл статус брахмана, высочайший из всех возможных! И такой же статус - это неизбежно - получили его ценности.

Как же могла произойти такая чудовищная подмена на всём огромном пространстве западного мира?

Если вглядеться в истоки, то здесь маячит, заслоняя всех, зловещая фигура Жана Кальвина. Ведь именно он провозгласил накопленный капитал свидетельством Божьей благодати! То есть спустя почти три с половиной тысячи лет после возвращения Моисея с горы Синай, после того, как низвергнут был в пыль кумир вчерашних рабов, Кальвин вернул золотого тельца на алтарь народной веры. Так в культуру Запада, словно в компьютерную систему, был запущен вирус, рассчитанный на долговременное действие.

Дальнейшее хорошо известно: победный марш капитализма, торжество промышленной революции, попрание экологических норм, эрозия веры, девальвация ценностей, появление на свет такого милого дитяти Дракона, как «общество потребления», также и другие радости: падение рождаемости, рост преступности, колониальные войны.

Россия, отвергавшая издавна не только «латинскую веру», но и все формы протестантства, очень долго находилась вне зоны действия этого вируса. Самодержавие, как известно, не жаловало коммерсантов. В годы советской власти коммерция вообще считалась уголовным преступлением (даже бабушек, торговавших на рынке выращенной на скудных грядках морковкой, презрительно именовали не иначе, как «торгаши »).

Но вдруг - МОЖНО! Всё можно, ребята!

По-видимому, в эйфории победы над путчем в августе 1991 года никто толком не понимал, какую страшную угрозу несёт запущенный в оборот небывалый для России лозунг: «Обогащайтесь!» Чудеса рыночной экономики завораживали не только публицистов, но и простых обывателей. Младореформаторы в правительстве Ельцина землю под собой рыли, денно и нощно пытаясь переделать экономику России подзападные стандарты.

Тщетно. «Самоработающего » рынка не получилось, получился хаос. В России -стране, где плохо умели торговать, но хорошо умели воровать, - вместо «цивилизованного рынка» получилось небывалое, какое-то алчное, ничем не сдерживаемое разворовывание всего и вся. Собственность поделили между собой олигархи, чиновники и бандиты. Большинство населения рухнуло на грань полуголодного существования. Были бедными - стали нищими.

Так сработал вирус коммерции в России, у которой не было против него ни малейшей, даже слабой прививки.

Между тем культура стран Запада за три столетия господства коммерции выработала кое-какие «антитела», препятствующие действию этой опасной болезни. Антимонопольные законодательства, прогрессивная система налогов, социальные гарантии, акции профсоюзов - всё это если не отменяет диктат коммерции, то хотя бы обеспечивает существование среднего класса и препятствует бесконтрольному расхищению национального достояния в этих странах. В России, у которой просто не было времени на выработку «антител», болезнь развивается стремительными темпами и уже грозит летальным исходом.

Но вернёмся к образованию. Как конкретно выглядит «работа» вируса коммерции в этой, казалось бы, далёкой от неё сфере? Для начала - навскидку - несколько простых примеров.

Возьмём коммерческий вуз. С точки зрения начальства, кого выгодней брать на работу - опытного, «остепенённого» препо-

давателя, знатока своего предмета, умеющего строго спрашивать со студентов, или молодого, не слишком опытного, недавнего выпускника вуза? Конечно, в первом случае качество преподавания будет выше. И реноме института, имеющего в своих рядах именитых профессоров, будет на достаточно высоком уровне. Однако маститому лектору надо создать соответствующие условия для работы. С его мнением надо считаться. И платить ему следует по высшей ставке (что начальству всего неприятней). Куда склонится чаша весов? Конечно, в сторону приёма молодых и малоопытных, с которыми, в случае чего, можно не церемониться.

Пример второй. Перед вами на экзамене абсолютно невежественный студент, который не только не знает предмета, но, судя по его уровню, вообще не должен учиться в вузе (как он тут оказался - особый вопрос, имеющий тоже прямое отношение к коммерции.). Что с ним делать? Лет 20-30 назад всё было просто: «неуд» -и за порог. Но вы хорошо помните, что осенью на общем собрании проректор вашего вуза прозрачно намекнул: мол, не очень-то усердствуйте с «неудами », дорогие коллеги, не забывайте, что большинство учатся за деньги, из которых, между прочим, вам начисляется зарплата. Угадайте с трёх раз, как поступает большинство экзаменаторов!

А для принципиальных, неуступчивых ситуация будет вполне предсказуемой: за проведение повторного зачёта (потеря личного времени, и какая!) ему никто ничего не заплатит, неподготовленный студент придёт на повторную сдачу плохо подготовленным (в лучшем случае); ещё и в деканат вызовут, «на ковёр»: как же, мол, так вы преподаёте, что у вас низкие показатели успеваемости! Сам же и виноват. Логика начальства.

Забавная история произошла недавно в одном из провинциальных вузов. Пригласили опытного специалиста, доктора наук, который был уже на пенсии, но согласился помочь. На экзамене он двум третям кур-

са поставил двойки и после этого был вызван к ректору. «Что вы себе позволяете?» -возмутился ректор. «Ничего особенного, -ответил доктор наук, - оцениваю их знания по достоинству, как они того заслуживают». «Видите ли, NN - наставительно стал объяснять ректор, - у нас так не принято. На дворе, батенька, другие времена! У нас, знаете ли, если студент пришёл на экзамен, это уже тройка, если смог связать пару слов - четвёрка, а если он вдобавок ещё и что-то знает.». «Я всё понял. До свидания», - сказал старорежимный профессор и закрыл за собой дверь этого вуза, чтоб никогда больше не открывать её.

Или ещё картинка, типичная. В вестибюле вуза висит листок с объявлением: «Мы учимся вместо вас! Помощь в написании рефератов, контрольных, дипломов.» И номера телефонов тут же. Всё гласно, открыто. И никакого законодательства нет против вот этого, уничтожающего смысл любой учёбы способа зарабатывания денег. Не говоря уж о прямой подделке любых свидетельств и дипломов - тоже по заказу.

Последний пример приведу из собственной практики. Года три назадмне попался студент не то чтобы очень тупой, но

- принципиальный борец за право ничего не делать. Его незнание предмета было просто вызывающим. Три или четыре раза я без долгих разговоров отправлял его за дверь. Последний раз, уходя, он обернулся и сказал: «У меня квам небольшой вопрос. Только, пожалуйста, не сердитесь... Сколько стоит тройка?» - «Несколько недель упорной работы, если вы именно это имели в виду. А если вы имели в виду другое, то вам, молодой человек, со мной не повезло». Самое забавное: он таки выучил материал и даже сдал на «четыре» и потом, краснея, признался: «Спасибо, что заставили. Знаете, оказывается, учиться - это так интересно!» - «Совершенно верно. А халтурить

- скучно!» - подвёл я итог нашему знакомству.

Прошлой весной, столкнувшись вторич-

но с тем фактом, что студент гуманитарного вуза не знает, кто написал роман «Война и мир», я задумался вот о чём: отвечает ли вообще кто-нибудь в средней школе за качество своей работы? Выпускают ведь обязательно ВСЕХ и ставят им не самые плохие оценки, но результат? Каким же образом эти незнайки попадают в вузы? Почему в России до сих пор ситуация такова, что приходится говорить едва ли не о всеобщем высшем образовании?

Очень просто: кто может платить, тот попадёт - ну, допустим, не в МГИМО и не в ГИТИС, но уж в обычный коммерческий вуз обязательно. Устроят ему вместо экзаменов собеседование - и дело в шляпе. И на новом месте, как недавно в школе, будут ставить ему зачёты за фиктивные знания или за скачанные из Интернета рефераты. Да и учиться он в полную силу не сможет, если бы и захотел: надо платить за учёбу, надо зарабатывать. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда студент не может посещать семинары по каким-то дням (работа!) или не может нормально выйти на сессию (в фирме начальство не отпускает: мол, кто вместо тебя вкалывать будет - папа Карло?).

Всё, о чём говорилось, так сказать, следствия естественного процесса. Вирус коммерции, не сдерживаемый государственной заботой, работает, как ему и положено. Однако тут есть и другая сторона, ещё более страшная: действию этого вируса унас в стране активно помогают именно те, кто должен бы, в силу своего положения и властных полномочий, заботиться о здоровье всего «образовательного организма»! Реформы последних лет, словно нарочно, подталкивают образование кразвалу. Присоединение к Болонскому процессу, тестовая система, ЕГЭ - все эти знаменитые «мероприятия» по модернизации постоянно обсуждаются педагогами и преподавателями вузов. Увы, только в кулуарах. Реформы внедряются командным путём, без вся-кихконсультаций с учебной общественностью. Учителей просто ставят перед фак-

том. Выразить официально свой протест они не могут, для этого нужны хотя бы дееспособные профсоюзы, но их в России нет и в помине.

Образование губят - последовательно, упорно, безжалостно. Вопрос естественный: кому и зачем это нужно?

Мысль первая (легче всего она приходит в голову тому, кто долго размышлять не любит - быстро устаёт): действует внешний враг! Мировая закулиса!! Она-то и заказывает музыку. В самиздатских списках, в Интернете и даже теперь с эстрады - спасибо Михаилу Задорнову - гуляет текст, называемый «доктриной Аллена Даллеса ». Там есть, например, такие строчки:

«Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. .. Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели сам-ого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосозна-ния.<..> Литература, театр, кино, пресса - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и подни-м.ать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности. <..> Хам,ст£о и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, -все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. <.> Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать ее» [1].

Впечатляет, не правда ли? Это подаётся как директива ЦРУ США от 1945 года. «Утка»? Скорей всего. Директор ЦРУ, может быть, действительно лелеял в голове такие или похожие планы. Но каким бы он ни был злодеем, наверняка он не был дураком: такой документ просто не мог фигурировать даже в качестве неофициального, да ещё в год, когда СССР считался членом военной антигитлеровской коалиции.

Но правдоподобие самого документа здесь не так даже и интересно - интересно другое: мифическая «инструкция» выглядит так, как будто она содержит реальную программу уничтожения целого народа, реально осуществляемую в наши дни!

Посмотрите, что происходит сегодня в России. Всё совпадает с «инструкцией» почти буквально. Это чудовищно. И это совсем неудивительно, если мы внимательно оглянемся на минувшие 60 лет Истории, на период времени, именуемый «холодной войной ». В массовом сознании с холодной войной не связано ничего особенно страшного: ну, не пускали за рубеж, ну, поносили друг друга со страниц газет, посылали грозные дипломатические ноты, ловили шпионов. Но ведь никто никого не убивал. И бомбы никому на голову не сыпались. Что страшного-то?

«Страшное» обнаружилось тогда, когда СССР в этой войне потерпел поражение. Тогда-то, в 90-х годах прошлого века, и обнаружилось, что холодная война - это всё равно война, самая натуральная, целью которой с обеих сторон является уничтожение противника. СССР и был уничтожен

- не только само государственное образование, но и всё, чем оно было живо: экономика, наука, культура, просвещение. Не исключено, что нас (т.е. современную Россию) стремятся окончательно добить, желая «гибели самого непокорного на земле народа», - и тогда всё, что происходит сегодня с нашим образованием, следует признать вполне объяснимым и логичным.

Другое объяснение причин происходящего вполне аналогично причинам краха

российской экономики: речь идёт о слепом и подобострастном копировании западных образцов, даже тех, от которых на Западе давно отказались, например тестовую систему, рассчитанную на массовое производство дебилов с хорошо отлаженной механической памятью. Особенно нелепой, тем более для России, выглядит тенденция специализации всего образования сверху донизу, включая старшие классы школы.

«Узких специалистов » на Руси уважали. Но не любили. Что это за «венец творения », если по жизни у него хорошо работает всего один, специально выращенный орган? Наоборот, в России всегда ценилась ренессансная широта и многосторонность,

- отсюда, наверное, у нас такое безумное множество талантливых дилетантов в самых разных областях искусства, науки и техники. Этих людей интересует если не всё, то очень многое, с ними всегда есть что обсудить и о чём поговорить. Знаменитое восклицание Белинского: «Мы ещё не решили вопрос о бытии Бога, а вы нас уже зовёте обедать!» - могло прозвучать только в России. И вот теперь этих жадных до идей мечтателей, неугомонный народ, интересующийся всем и вся, хотят превратить в популяцию узких спецов, прикованных каждый к своему рабочему месту. С этой целью уже старшеклассникам предлагается определить раз и навсегда свою будущую роль в жизни. Соответственно, и кормить их будут знаниями, специально отобранными, профессионально ориентированными... Но подобные знания становятся не средством обогащения человека, а средством превращения его в функцию.

Этой тенденции на руку и ситуация в мире. Прогремел мировой кризис. Надо экономить деньги. Сокращаем учебные программы. И - что сокращаем? Можете не сомневаться: гуманитарные дисциплины в первую очередь. Зачем узкому специалисту знать Шекспира, Рембрандта, Толстого, Блока? Морока одна. Это только Иосиф Бродский мог себе позволить заставлять студентов учить наизусть тысячи поэтичес-

ких строф (впрочем, и то не у нас, а в Мичиганском университете). Вот что он говорит в одном из интервью:

«Есть знание рациональное, знание интуитивное и то знание, которое Библия именует откровением. Поэзия находится где-то на полпути между интуицией и откровением. В университете молодое поколение сталкивается лишь с одним типом знания - с рациональным, которым реальность не исчерпывается... Тогда изучение поэзии становится просто необходимым » [2, с. 297].

Есть и ещё одно соображение, ключевое в нашем анализе. Оно касается главного продукта коммерческой цивилизации -человека «общества потребления». Что это за «продукт»? В первую очередь, конечно, он должен хорошо работать. Не просто хорошо работать - вкалывать, по-русски говоря. Вечно опасаясь быть «не на уровне », вдруг оказаться слабей других претендентов на то же рабочее место, он должен отдавать работе все силы, душевные и телесные, - так, чтобы время, отпущенное ему на отдых, было бы только лишь временем восстановления способности так же истово работать, не более того. Оказавшись, наконец, дома или где-то вне территории фирмы, сможет ли этот вкалыватель познавать что-нибудь новое, расширять свой духовный горизонт, свободно размышлять и свободно чувствовать? Да у него на это просто сил не хватит!

Что же он может? Он может потреблять. На это и ориентирован рынок, реклама, всё производство. И, кроме того, к его услугам масса развлечений, та самая масскультура, которая не требует от человека ни усилий ума, ни богатства воображения, та блестяще упакованная жвачка шоу-индустрии, на которую «венец творения» отзывается утробным, кратким, как отрыжка, воплем «Вау!». Это всё, на что способна его душа.

Именно к этому типу человека движется коммерческая культура. Это - её «венец творения»! Хорошо слаженный

замкнутый круг - круг, по которому водит бес: работа (повинуюсь шефу) - отоваривание (повинуюсь рекламе) - тупая пауза на шоу, у телевизора, в баре (повинуюсь чреву). И это всё. Назавтра - точное повторение пройденного. Раздумья, сомнения, мировые проблемы, поиски смысла жизни - всё по боку. Леший с ним, с бытием Бога.

Вот это он и есть, счастливый финал, к которому ведут нас реформы образования в современной России.

И однако же, будучи природным оптимистом, я почему-то верю, что до этого у нас дело не дойдёт. Не всё так гладко на трапезе Третьей головы Дракона! Организованному оглуплению противится инстинктивная (пока не организованная) сила, о которой хорошо написал психолог Франкл. Здесь не место излагать его теорию, но суть состоит в том, что существует не только низшее бессознательное, изученное З. Фрейдом, - существует также бессознательная духовность, способная

пробиться к лучам солнца, как трава сквозь асфальт. Если это высокое влечение не находит выхода, происходит то, что Франкл называет экзистенциальной фрустрацией [3, с. 225]. Из неё может быть двоякий выход: или в кабак, к низкому разгулу и наркотикам, либо - вопреки диктату всех демонов тьмы, не оглядываясь на рык дракона, - к свету и духовному самообновлению.

Теперь вся надежда на наш духовный потенциал, на то, что в России ещё не убито веками господства «протестантской этики». Хотелось бы на это надеяться и в это верить.

Литература

1. Доктрина Аллена Даллеса. URL: http://

www.miroslavie.ru/ optimalist/ doc31.htm.

2. Бродский И. Книга интервью. М.: Захаров,

2008.

3. Франкл В. Основы логотерапии. Психоте-

рапия и религия. СПб.: Речь, 2000.

SHTUDENL. THE THIRD HEAD OF DRAGON

The article discusses the problems, which are caused by the commercialisation of education in modern Russia. Author attempts to find the reasons for the substitution of values during the transitional period to the consumer society, and considers the corresponding threats for the future of Russian culture.

Keywords: commercialisation, reforms of educational system, Dalles doctrine, narrow specialization, consumer society.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.