Научная статья на тему 'Былое и Думы (размышления нетипичного академика)'

Былое и Думы (размышления нетипичного академика) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Былое и Думы (размышления нетипичного академика)»

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТИСЬ

УДК 371.8.061:910.4

А. Коноплёв

БЫЛОЕ И ДУМЫ (РАЗМЫШЛЕНИЯ НЕТИПИЧНОГО АКАДЕМИКА)

Не бывает «трудных» подростков -бывает дефицит любви и внимания к ним.

Александр Остапец-Свешников

Меридианы встреч пересекают тракты жизни, На шины намотал дороги человек, Мы мчим с сердечной мыслью о туризме -За счастье тронуть мир, познать страну и век.

Александр Коноплёв

_____ __с/

Почему я на старте предпочёл слово НЕТИПИЧНЫМ? Да потому, что всё сказанное дальше не будет комфортно ложиться в прокрустово ложе учебно-методических циркуляров, научно-педагогических канонов и прочих не всегда продуманных нормативных турдокументов.

Помните шутку? «Майский жук не знает, что у него нет нормативной подъёмной силы крыла, а потому и летает». Перефразируем: современный автомототурист не знает, что его нет в каких-то нормативах, потому и ездит, путешествует. А НЕТ его - в России частично, где он полупризнан, а в украинских инструкциях АМТ отсутствует полностью. Восемь видов туризма в бумагах существуют, а самый динамичный исчез, испарился вместе с дорогим бензином, ужасным травматизмом и аномальными дорогами.

Между прочим, самое насыщенное по объёму в единицу времени миропознавание и краеведение начинается через окно автомобиля или в седле мотоцикла. Потом отсюда - пожалуйста, в любой вид туризма, но можно на всю жизнь остаться и в этой потрясающей ипостаси. Не уподобляясь зарывающим головы в песок страусам, посмотрим на реальную картину: за окном ХХ век, век

скоростей и острых ощущений. Никакие ГАИшники и наставники туризма уже не смогут сдержать ту лавину моторных туристов, которые выкатились на трассы всех стран. Так что давайте убоимся их (мороки не оберёшься с этими ДТП!), будем молча и стыдливо смотреть вслед «пацанве», летящей на мопедах без шлема, прав, номера, регистрации, страховки и знаний ПДД? Или наконец-то наши педагоги туризма признают реальность? Приостановлю временно «бурчание» и представлюсь - для пользы дела без ложной скромности.

Александр КОНОПЛЁВ, ветеран не только атомной энергетики, но и «мамонт» в АМТ, т. е. в том возрасте, когда нормальные уже не автомотопутешествуют по высшим категориям сложности и по первопрохождениям. Всё равно буду! Не наездился, не все ещё кости переломал. Прошёл за рулями мотоциклов и авто пять миллионов километров, своим ходом (за рулём, конечно) дошел до кромок трёх океанов, 273 раза пересёк за баранкой территорию чужого государства. Горд тем, что официально признан в СССР родоначальником зарубежного мототуризма (свид. ж. «За рулём» № 001). Первопрохождениями в пустыне, Арктике, на Памире, в Сибири, на Дальнем Востоке и др. впечатлять не буду, однако как чернобылец не могу не упомянуть, что в течение многих лет руковожу автоэкспедициями «Чернобыльский след» по СНГ и дальнему зарубежью.

Кстати, в основном о Чернобыле и пойдёт речь. Сразу скажу, что я (как член Международного Союза радиоэкологов) против экстремального туризма в Зону ЧАЭС. Немного экзотично, но грязно. Ладно, пусть любопытные сталкеры гроши тратят.

Я хочу рассказать, как неожиданно детско-юношеский контингент этой зоны (звучит?!) связался с... географией, краеведением и туризмом. Началось это ещё четверть века назад. Уместный вопрос: кто позволил детям заняться этим безрассудством?! Этот вопрос мне задавали в Минпросе, Минздраве и КГБ. А ник то не позволял. Сами. Не выехали после аварии - и всё тут. Точнее, не выехали их бабушки - аборигенши. В Зону без надобности не пускают, но и принудительное выселение из сёл 30-км зоны законодательством чётко определено не было (дело доходило до Страсбург-ского суда). «Бабок» оставили в покое. Раньше стариков - «самосёлов» в Зоне было порядка тысячи человек, сейчас вполовину

меньше. Но вскоре под колючку периметра стали подлезать проблемные внучата: без отцов-матерей, лентяи, второгодники, любители с детства выпить, даже парочка наркоманов отмечалась. Тогда их было максимально под 40 человек, постоянных - в 2 раза меньше, в разгар лета -15-20 человек. Сейчас их убрали, как, впрочем, в том числе и «грязный» туризм.

Пытались их выселять? Конечно. Разные комиссии, Чернобыльские фонды, милиция, дозики, здравоохранение, Иванков-ский и Славутичский районо. Тщетно. Адаптировались с завидным радиоиммунитетом вместе с бабулями к грязным землям. У кого «звенела» щитовидка - выпроваживали принудительно и моментально. Но несчастная ребятня всё-таки там оставалась. Помню, пригнал однажды из-за рубежа в Зону фуру с продовольственной гуманитаркой. Генералитет Зоны и СБУ долго решали по судьбе волонтёра, где поставить запятую во фразе «Казнить нельзя помиловать». С позиций гигиены и радиоэкологии я мог подлететь под суд, но за мной, дальнобойщиком-международником, стояли европейские милосердники. Компромисс нашёл сам - подарки получат в чистой зоне и в присутствии взрослых. С дозприбором отыскали красивое лесное место, расписались за получение в официальных ведомостях (факт, как полагается, сняли на плёнку), поговорили по душам - об аварии, последствиях, вреде, перспективах. Особо шустрый залихватски заявил: «Дядь, дай прокатиться». Небрежно бросил ключи: «На». С трёх попыток не получилось, но я успокоил, пообещал научить. На воле, за зоной. Поведали, что в одном селе есть запрятанный трактор. Позже привёз туда аккумулятор, солярку, реанимировали трактор, научились трогаться. Мне, конечно, попало, но на областных соревнованиях юных механизаторов на первенство ДСО «Урожай» («Колос») в том году первое место заняла команда, которую даже не знали, как назвать в официальных протоколах, - те самые чернобыльские байстрюки. С того всё и началось. Конечно, неуютную тему можно было обойти: в официальных рапортах дети в 30-км чернобыльской зоне отсутствовали. Да и о каком патриотическом воспитании могла идти речь с этими трудновоспитуемыми подранками! Неожиданно во время пребывания в штаб-квартире МАГАТЭ, в Вене, я был приглашён в офис ЮНИСЕФ, где мне вручили Диплом волонтёра за воспита-

тельную работу среди подростков. Находясь в Зоне на протяжении многих лет в ранге главного диспетчера и помощника всех генеральных директоров основной организации Зоны, я мог позволять себе альянсы с ребятишками, не всегда понятные взрослым дядям. И решил - займёмся... краеведением и туризмом. Вот так и выманивали подростков с заражённых территорий. Помог случай. По роду работы мы иногда выезжали с дозиметристами на обследования территорий. Сельское и районное начальство по-разному реагировало на наши объективные приборные показания: одни просили стрелку или цифры сдвигать вправо, другие - влево. Прибористам это не нравилось, но, думаю, многие блефовали. Бросил идею - подрядить под это дело пацанов, научив их пользоваться дозиметрами и радиометрами. Далёкие в своём возрасте от политической конъюнктуры, подростки писали действительные показания. Однажды в зарубежном автопробеге серьёзно заболел один из водителей, напарник связывался по телефону с руководством автозавода, а строгий таможенник приказал немедленно отогнать длинный автобус в узкий бокс. Я отогнал. Растерянный шофёр кричал в трубку: «Ладно, не надо присылать помощь, кажись, нашлась.». Показал права - все категории, вписался в путевой лист. Когда экспериментальный автобус вернулся из Европы на ЛАЗ, растроганный директор спросил, чем может помочь. Ответил сразу: «Вы ещё выпускаете как ширпотреб мопеды "Карпаты". Дайте нам напрокат десяток для нужного дела». Генеральный внимательно выслушал, одобрил, выдал. Братве я объяснил задачу: из зоны выехать, матчасть и правила движения изучить, детские права договорюсь получить для десяти самых успевающих на АСК «Чайка», согласие родственников обязательно, сходу постигнете географию, краеведение и путешествия, а туризм у вас будет целевой, тематический, даже немного денег сами заработаете. Радости не было предела! Акцию назвали «На "Карпатах" - на Карпаты». Всё было оформлено, пройдены инструктажи, организовано сопровождение, в ОРСе получены пайки, в микроавтобус с лаборантами и сопровождающими (и врачом) брошены палатки, походный инструмент, карты, компасы - словом, всё нужное для настоящего ав-томотопутешествия. Жаль, что мне довелось организовать только старт, обстоятельства не позволили быть на маршруте. Да разве в

этом дело? Важно, что лёд неверия и равнодушия был растоплен, ребятишки загорелись полезным туризмом. Рамки статьи ограничены, поэтому перечислю основное коротко.

1. Краеведение в регионе - выезд на условно чистые территории Полесского и Иванковского районов, затем на место выбора территории под г. Славутич, ориентирование, работа по компасу, сбор гербария.

2. Целевые поездки (автопутешествия) - выезд с отдельными ребятами в Крым, Закарпатье, на Азовское и Черное моря, вывоз детей на лечение в Крым, Россию, за рубеж.

3. Трудовой мотопробег «На "Карпатах" - на Карпаты», по окончании мотопохода 3-й категории сложности мопеды были любезно подарены ребятам заводом-изготовителем. Через 2 года более солидная акция - экспедиция «На "Днепрах" по Днепру», радиационный мониторинг, работа по трудовому соглашению с МКРЗ.

4. Организация 4 мотопоходов выходного дня (Украина, Белоруссия), затем выезды (дети - в качестве пассажиров) на микроавтобусе на 4 АЭС Украины (3 выезда по 3 суток). Постижения основ туристской, точнее, туристской науки. Потом были выходы на катего-рийные походы в ближнее зарубежье, посещения атомных городков, оформление значков «Юный турист» и «Турист» тогда ещё СССР.

Потом распался Союз, пришли трудные годы, вроде бы не до краеведения и походов. ДЕВЯНОСТЫЕ годы внесли разнообразия. Терялись Союзные нормативы, Россия становилась более амбициозной, Украина - более «самостийной». Но имперские амбиции или надувания щёк не имели права мешать подростковому мото- и даже автотуризму. По достижении нормативного возраста ребята стали заниматься в организованном нами кружке. Тогда ещё разрешалось вести водительскую подготовку в кружках, официальные (приватные) автошколы открылись позднее. Договорился с Иван-ковским МРЭО-ГАИ о сдаче на права. Сдали...

Все! Гаишники не поверили. Сказал: «Хотите - делайте повторный экзамен, результат будет тот же».

Потянулись серые будни, против меня восстали медики, милиция, педагоги (уж этим-то было бы грешно), экологи. До СБУ

вроде бы не дошло. Было желание завязать со всем этим. Но сибирские моторные туристы не сдаются. К тому же нужно было держать и собственную классификационную форму.

Много советовался с ЦМКК (Ю. Штюрмер), заполночь кончались беседы с С. Остапцом. Решили: в этот сумрачный, непонятный период работу с ребятами продолжать. Пусть пока без новых методичек, эмпирическим путём, с потенциала своего опыта, а там жизнь покажет. Лучше как-то, чем никак.

А как было - в подборке некоторых фактов из дневниковых записей тех лет. Ребята подрастали, их вытаскивали из Зоны, ассимилировали с «чистыми» туристами. Стимул к путешествиям - через учёбу, спорт. Родители этих «трудных» детей были довольны. Уже учились зарабатывать деньги сами, работали водителями. Молодые развозили на мопедах пиццу. Но чувствовалось отсутствие мотивации к организованному туризму: не было спортивной квалификации по автомототуризму. Мы ставили вопрос - чиновникам это было не надо, много мороки, да и травматизм больше, чем в водном или пешем туризме. Пробивать рутину нам было бесполезно, продолжали работу с подростками сами. Возили ребят на АСК «Чайка», чтобы подготовить к категорийным походам. Под расписку брали ребят на далёкие поездки. Наш контингент больше тяготел не к «гербариям», а к «сталкеровскому» туризму, с рискованным интересом. Например, изъявили желание побывать у. зэков, в колонии Житомирской области, где за оплату произвели дозиметрические замеры на местности. Оказалось, что фон от соседнего гранитного карьера был повышен. Но и составили краеведческий отчёт о тех красивых местах. Затем выезжали на не столь удалённые АЭС - Хмельницкую и Ровенскую, после чего появилось желание совершить автомотопоходы на все специфичные точки -атомные станции, места радиазахоронений, в Жёлтые Воды, к бывшим расположениям ракетных установок. Такой экстремальный, форс-мажорный туризм детям нравился, взрослым нет. Ребята зажигались неистребимым вирусом путешествий, просились на «дальняк». Выборочно брали - в кабину, чтобы привить вкус к краеведению, за рулём - к путешествиям. На своих транспортах возили ребят бесплатно, но это было хлопотно и дорого. Искали спонсоров, взывали на телемарафонах к толстосумам. Чаще спон-соры-милосердники находились среди немцев и японцев. Выезжа-

ли на интересные точки - к Центру Украины, по следам Хмельницкого, Мазепы, Махно и др.

Большая работа была проделана к 60-летию освобождения регионов Украины и Победы в Великой отечественной войне (под эгидой Партии регионов). (Сейчас готовимся к 70-летию.) Выезжали, правда, с малой группой имевших паспорта, в РФ, на Курскую дугу. Рисковали малочисленным составом выбираться на колёсах в Крым (оказалось, для ребят серпантины Крыма и Карпат - это рановато). Результативным было участие юношеской команды МП «Варшавское шоссе» в автопробеге в честь 50-летия атомной энергетики и на части этапа международного ралли инвалидов «Серебряная стрела». С 13-летней девочкой вместе с членами её семьи дозиметристов был совершён дальний пробег на святую гору Афон. Затем - даже на Урал, в закрытый атомный городок Озёрск.

Выводу из грязной зоны вначале одичавших от узничества, а затем ошалевших от счастья трудных дорог несмышлёнышей не очень-то содействовали официальные органы. С гордостью говорим, что сегодня практически все подростки-самосёлы, благодаря магниту автомототуризма вытащены на «волю». Многие, кому тогда было по 15, отучились, служили в армии, женились, стали надёжными водителями. Сейчас им по 40 лет. Но они познали вкус путешествий и очень жаждут стимулирующей мотивации - как от значка туриста прийти к знаку мастера спорта или званию академика. Увы! - пока это для моторных, колёсных туристов в Украине не предвидится. Получать бюрократические вопросы чиновников: «А что ж вы сами за это не берётесь?» - ту демагогию мы уже проходили. Брались - пока это только трата времени. Нужен системный подход в вопросе перестройки руководства всех уровней к проблемам трудного вида туризма - АВТО-МОТО, который есть в какой-то мере в Казахстане, Белоруссии, России, но напрочь отсутствует в Украине. Нужна перестройка психологии руководящих «дядей»: дорого, хлопотно, опасно. Это так. Но АМТ всё равно не похоронить. Только, не дай бог, похорон может быть больше, если процесс не организовывать.

Эту неприятную тему мы всегда продолжаем поднимать и в Москве, и в Киеве, и в Переслав-Хмельницком - туристской столице страны. (Нынче, в апреле, там снова будет подобная конфе-

ренция - и снова будем ставить эти трудно сдвигаемые вопросы.) О чём речь на этих сборах?

Коротко о конференциях в Переслав-Хмельницком, которые проводятся традиционно хорошо в этой «Мекке» украинского туризма, наше видение. Всегда отмечается дух этих деловых и добрых встреч в этом городе - душевнее, чем в официальных столицах. Успеху этих конференций способствуют организаторские таланты мэтров - наставников детско-юношеского туризма, и прежде всего руководства профильного университета и факультета (Б. П. Пангелов и его команда, ректор Борейко), главного редактора украинской профильной газеты «КГТ», академика туризма В. С. Серебрия, других постоянных активистов.

Безразличные люди на такие встречи не собираются. А приезжают издалека: конференции и впрямь международные - Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан, представители Китая. Заезжали даже прибалты.

Как всегда, двое суток царит тёплая, неформальная атмосфера, хотя вопросы обсуждаются острые, выстраданные. Надо сказать, что наша Академия - это филиал МАДЮТК, всегда вспоминаем первосоздателя - талантливого Остапца-Свешникова, с которым судьба свела меня на долгие годы в совместных мотомарафонах, с 1965 года и до кончины Александра, тоже ушедшего из жизни Ю. Поповича. Признанным авторитетам вручаются памятные книги. «Золотыми компасами», правда, не особо награждают, да и не отмечается бурный всплеск гениальных корифеев туризма. Конечно, тех, кто в интересных экспедициях, тоже заочно отмечают, отдавая дань не только их мастерству в сверхдальних экспедициях, но и Госпоже Удаче, умении находить финансовых спонсоров. Мы не за то, чтоб туризм был только коммерческим, и не против финансирования экзотичных марафонов, но и самодеятельный туризм подминать не следует.

Приведу отдельные из часто обсуждаемых моментов, которые бывают наиболее болючими (украинское). Снизился КПД подготовки преподавателей детско-юношеского туризма, зарплаты нищенские, часы уроков формальные. Туризм становится Золушкой, падчерицей. В Украине практически отсутствует туринфраструктура.

У поляков здорово развился экстремальный (водный) туризм, у нас нет средств для вложений на это якобы социально не значи-

мое дело. Да, туризм - проблемная отрасль, коммерция - пожалуйста. Для души и тела - ничего нет и не надо. Зачем? Самолёт и так в Эмираты увезёт. А на уроках физкультуры ребятишки стали умирать, призывники подтягиваются на турнике не больше пары раз. Где уж тут до гармонии души и тела, когда распальцованные хозяева жизни пропагандируют рэп, секс, интернет-интим-клубы, потом - наркоту. Как занять с интересом досуг молодёжи, противостоять тревожной деградации? Кто ещё сможет поднять глыбу проблемы? Старое опытное поколение, бывшие романтики, ДОСААФ? По образному выражению известного мэтра туризма из Харькова А. Булашева, корифеи становятся вымирающими мамонтами. И вот что тревожно - нет в нашем деле среднего звена. Есть верховное начальство, например, в министерствах, намарафе-ченных клубах, есть «низы» - ребята, но нет специалистов по подготовке. Спецов становится всё меньше. Вот почему замечательную конференцию в Воронеже считаю импульсом. Ещё проблемы-беды. Не готовим инструкторов, судей. Был бы дополнительный стимул для педагогов, медиков, инструкторов - проблема решалась бы легче. Зарплата - для сравнения: европейский учитель -5400 долл., в РФ - 500, а в Украине - 150 долларов. Тут уж не до преподавания туристских премудростей ни учителю географии, ни физкультурнику. А если бы были премии, стимулы. И диссертации были бы не липовые.

Не следует впадать в пессимизм, нужно поддержать таких активистов, которые есть (даже!) в Киеве, но особенно в регионах. Нужный тон в детско-юношеском туризме задают Харьков, Сумы, Полтава, Кировоград, Кривой Рог, Мелитополь, Крым, Херсон и др. Хороший пример подают и наши однополчане из России - Москва, Краснодар, Воронеж, Смоленск, Красноярск, Томск и др. центры детского туризма и краеведения. На слуху достойные уважения фамилии: Ярема, Палатная, Гриценко, Видолоб, Тимошенко, Редина, Пангелов, Савченко, Абрамов, Соколов, Булычёв, преподаватели вузов и школ Украины. Они и сами ходят, и других учат. Надо, как в России, вручать таким специалистам знаки «Лучший организатор туристско-краеведческой работы» и «Почётный турист Украины». Нужно добиваться добавок к зарплате учителей, если хотим вырастить достойное поколение. Пока это только декларируется. А ведь немного надо - денежную прибавку за степень

или звание. Не светит простому путешественнику звание почётного академика туризма, если он не в профессиональной элите. И преподавателю вырасти до доцента или кандидата педагогических наук нелегко. Творческого огонька нет, собственных уникальных разработок нет! С этой профильной наукой в стране вакханалия, пустота, формальность, плагиат. Появляются диссертации «учёных», кандидатов и докторов наук, которые даже. в походы не ходили! Туризм становится изгоем.

Да, туризма боятся. Понятно, дело бесприбыльное, с головной болью у начальства. Чиновники не торопятся ломать прежние догматичные устои. Акселерация не только скороспелит генофонд, но и омолаживает возрастной ценз турконтингента. Байкеры хотят гонять. Улетают мимо туризма - в мотоспорт, там больше «посуды» дают, мастерские звания. А в Украине, по большому счёту, спортивный туризм только на бумаге, в загоне. ФСТУ существует формально. Мотоциклист на спортсоревнованиях по мотоспорту даже на фигурном катании может заработать спортивный разряд, а в Единой спортклассификации мототуризма просто нет. Есть республиканские станции туристов, СЮТ, существуют даже «школьный» туризм и краеведение, только где массово учить детей туризму и краеведению? Школа? Отпадает. Та же проблема с кадрами. Нет, ВУЗы туризма и гостиничного комплекса расцветают только для «путёвочного» туризма с бронированием экзотичных отелей. Вот и весь профиль такого спеца от туризма. Нынче для бизнес-туризма 45% кадров дают вузы, 18% учится самостоятельно. Пора кроме вузов создавать Институты повышения квалификации.

А кто будет вовлекать «детей с улицы» в этнографический туризм? Это тоже требует усилий и денег.

Деньги есть только на глянцевые, рекламные дива для богатых. Профильная газета «ЛГТ» для детей и юношества номинально издаётся при содействии Миносвиты и НАПУ, но, смею уверить, что, если бы не подвижничество главного редактора Василия Се-ребрия и заместителя Нэлли Мунич, и этой единственной профильной газеты в Украине не было бы.

Много в последнее время говорится о возросшей тяге любителей пощекотать нервы к формам туризма на грани фола, риска. Если не взять под контроль эти неуютные для организаторов тенденции, забот, травматизма и драматизма не оберёшься. Молодёжи

захотелось совершать турвояжи и побыть «в тюрьме», «в пещере», «на острове», «в брошенном ските», «у пусковых ракетных шахт», «у вулкана, метеорита», «у Чернобыля-2», спорить об экстремальном туризме, который сродни альпинизму, спелеологам-«шкуро-дёрам», «сталкерству» и даже эко (я бы сказал АНТИ-ЭКО) туризме в Чернобыльскую зону. Последнее вообще нельзя пропагандировать для детей, да и нравственность этого коммерческого начинания для взрослых вызывает морально-этические и экологические сомнения. Недавно зарубежная семья, захотевшая чёрной экзотики, взяла с собой в зону ЧАЭС... ребёнка. На КПП возник вопрос, но уж очень хочется получающим в 30-км Зоне нехилую зарплату чиновникам-устроителям «эко-шоу» получить ещё больше. И мимо этого негуманного дела мы не должны проходить.

Или вот проблема - очень трудно отправиться с группой школьников в автобусное путешествие. Как говорится, забодают «законники» с фарисейскими, лицемерными заботами: «Как?! Уже вечереет, нельзя детей по темноте возить!». Да и днём - наймите-ка машину сопровождения с мигалкой. И то - в пределах нашей области, в соседней - новые поборы под видом заботы. Астрономические сметы бьют по тормозам.

И тогда у догадливого сопровождающего этот непосильный вопрос решается. Угадали с первого раза, почему? Имею право авторитетно заявлять об этом, поскольку два десятилетия умеем возить школьников.

И нанимать-платить шофёру не надо: все годы наши волонтёры ЮНЕСКО и МАГАТЭ ездят с детьми бесплатно, под эгидой ЮНИСЕФ, и взяток не дают. Правда, ГАИшники нас за это не любят.

Ещё раз вспомним о спорттуризме. Это было несомненным достоянием СССР. В Европе, да и в мире спортивного туризма нет. Жаль, если он потеряется у нас в ЕСК Украины. Всё равно подмастерья будут рваться в мастера (спорта), только уже не в нашем клане, а в близких профилях спорта (водники, моторные колёсники или так и не выяснили: скалодром - чья епархия?). Не забудем, что спорттуризм есть и маршрутный, и соревновательный. Спортту-ризм невозможно закрыть. Есть неистребимая тяга. Травинки пробивают асфальт. А в ЕСК Украины нас опять нет.

Обычно в рамках конференций в Украине проходит и традиционное собрание «аксакалов»-однодумцев, академиков туризма

Украины, уточним: не собственной Академии, а филиала Московской Международной. По существу, пока наши академики. российские. Но об этом - отдельный разговор.

Приглашаются к нам на сборы все. Жаль, что часто отсутствуют «беспричинники». Секретов у нас нет, с удовольствием приглашали бы и знатного россиянина из Краснодара «Сан-Саныча» Горбачёва, тонкого аналитика-профессионала, профессора-доктора, трижды академика. И всех других желающих.

В непринуждённой обстановке ведутся разговоры по душам, «без галстуков». Чувствуется, что нынешнее руководство (В. С. Серебрий) совершенно на месте, даже в эти сложные времена в стране. Не обходятся молчанием острые вопросы, те же проблемы, которые решаются в формате конференции. Почему не растут кадры? Низкая стимуляция, апатия, безверие. Ненормально, что в стране с 47-миллионным населением, где детей больше, чем взрослых, «за» развитие детско-юношеского туризма фирменных наград - Серебряных и Золотых компасов вручено всего 13 (! ) штук (а не в 10 раз больше), а медалей Остапца или С.-Тяншанско-го - по пальцам одной руки можно пересчитать, число академиков практически не растёт), звание мастера спорта по туризму можно получить в СНГ, а не в Украине, а академик туризма по номинации автомототуризм. один (!) на всю Украину. Бывает стыдно. Что конструктивно предлагается? Отдельное спонсорство? Но ведь должно быть самолюбие у государства. Требуется кардинально новый подход на уровне власти, парламента, президента, если мы хотим достойно представлять в мире наш знаменитый в прошлом туризм с его достижениями, если мы не забыли, что туризм - это «универсальная отмычка от любой двери». Научимся культуре туризма сами - привлечем и зарубеж - придёт валюта в государство. И было бы отрадно: если об этом не думают госмужи, то инициировать предложения вместо депутатов (часто озабоченных собственными проблемами) будут наши авторитеты туризма. И они уже дают конкретные предложения. Многое из того, что обсуждается за круглыми и продолговатыми столами, ложится в резолюции и решения. Но пресловутые финансы. Считаю, что наиболее государственным было бы предложение выйти на Верховный Совет с просьбой-требованием реанимировать старый Закон о туризме. Конечно, он безоговорочно устарел. Судите сами: первый, ещё совет-

ский Закон был принят ещё в 1940 (!) году, потом его слегка подогнали под «самостийность» в 1995-м, но даже действующий Закон о туризме отстал от жизни, ибо там выхолощено достойное понимание важности детско-юношеского туризма. Нужна новая Национальная Программа по ДЮТ. Как всегда, отговорка: «денег в казне нет, на учёбу не хватает, а у вас какой-то странный факультатив. Да и опасно-хлопотно всё это». Опасно. Но менее, чем СПИД и наркота. Необходимо создать общественную редакционную группу из специалистов ДЮТ.

Предложения инициативной группы направить в структуры СНГ, Миносвиты, Минздрав, Минфин, ВР.

В модернизированном Законе крупным блоком должны отразиться положения о детско-юношеском туризме. Никакой чиновник из Спорткомитета не сможет тогда воспротивиться включению нормативов туризма в ЕСК. Легализуется наконец-то и мотор-но-колёсный туризм. Следует признать, что в СССР верно воспринималась диалектика АМТ, в этом двуедином конгломерате срединная часть, в расцветные годы человека «с бензином в крови» доминировал автомотоспорт, а прелюдия и финал отдавались на откуп туристам. Логичная цепочка: туризм - спорт - туризм.

Не должны быть забытыми положения о стимулах и льготах учителям туризма. И медикам. Серьёзно поставить вопрос о кадрах, о развитии инфраструктуры - секций, кружков, секций, клубов.

Обидно, что в моём родном Томске и Нововоронеже (Россия) до сих пор полнокровно функционируют клубы АМТ (кстати, нами же и созданные десятилетия назад), а в Украине нет НИ ОДНОГО клуба АМТ, не считая байкерских. Почему бы нашим автомототуристам не приехать по приглашению российского академика А. Горбачёва на конференцию и соревнования, скажем, в Горячий Ключ в Олимпийский год?

Нечётко проработаны на общегосударственном уровне и нормативно-правовая база, терминология, классификация форм и видов туризма, определение пограничных понятий в спорте/туризме (альпинизм - скалолазание - горный туризм, биатлон, ориентирование, мастерство вождения, воздухоплавание). Требуют законодательной проработки вопросы ответственности и техники безопасности.

Туризм динамичен в новых формах. Кто будет нести ответственность за погибшего в горах или за рулём самодеятельного туриста без маршрутной книжки? Опять искать крайнего? В какие рамки внести экстремальный туризм, кто утвердит программы скрининга, экоконтроля состояния окружающей среды, чем регламентировать «детское самоуправление»? Вопросов много, и все они проходят через сердца и души наших академиков туризма.

Ставился вопрос о продлении срока работы руководителя филиала Академии без отчётно-перевыборных собраний до пяти лет, частая ротация ни к чему. Но все эти новации требуется, скажу со вздохом, согласовывать с Москвой. Нет, я не против России, сам россиянин. В конечном счёте, наш академический клан - это первородный филиал МАДЮТК имени Остапца.

Возникают неудобства, неопределённости. Например, вопрос о взносах. Какой процент идёт каждой стороне, в какой валюте, как быть с плавающими курсами и инфляцией? Можно дойти до абсурда - соберёт наш президент взносы в одном месяце, а сдаст в другом, когда курс изменится, - прокурор ничего не скажет? Нужно с добром говорить о дуэте Киев - Москва, где каждый шеф на месте.

И у нас на сборах всех примет гостеприимное «семейство» Пангелова (вот какой семейный подряд надо приветствовать!) с габровским чувством юмора, и ректорат Университета питает гостей не только пищей духовной, теоретической, но и устраивает непринуждённые интернациональные встречи за по-украински щедрыми столами. Гости проникаются авторитетной биографией древнейшего славянского города и сильнейшего в своей ипостаси Университета. Например, китайские и другие иноземцы-коллеги восторженно записывают в блокноты громкие фамилии: три князя -Хмельницкий, Мазепа, Сковорода, спортсмены - Шевченко, Клич-ко (выпускники вуза). Демонстрируются замечательные фильмы собственного университетского изготовления, поднимаются тосты за тех, кто в пути, за гостеприимных организаторов.

Оптимально и номинально всё нормально. Но, как всегда, остаются нерешёнными вопросы, которые традиционно перетаскиваются все годы из решения в решения. Понятно, что эти сложности обусловлены не нерадивостью лидеров, а объективными реалиями в стране.

В заключение автор, по характеру и возрасту уже не тяготеющий к бархатному зализыванию острых углов и пацифистскому замалчиванию проблем, хочет поставить парочку вопросов для общего обсуждения и решения, к которым всё равно придётся прийти. Об этом довелось заполночь говорить с Александром Ос-тапцом буквально накануне его неожиданной кончины.

Вот о чём следует подумать.

1) Мы - апологеты детско-юношеского туризма. Априори -дело чрезвычайно нужное, неотбойное. В любом деле побеждают делающие ставку на подрастающее поколение.

Проходят годы, ребята взрослеют. Что дальше? Накатанный вариант, как у учителя начальных классов, отучились, отыгрались, отпелись, отпоходились, поставили птенцов на крыло, смахнув слезу, попрощались и опять пошли набирать новых подростков. Это апробировано и, скорее всего, правильно. Но появляются и иные раздумья: а что дальше с бывшими питомцами? Куда пойдут они, как будут расти те, кто не посчитал краеведение детской забавой, а собирается сделать увлечение не хобби, а профессией - стать спортсменом, водителем, специалистом, инструктором, полярником, специалистом по восхождениям, судьёй по спорттуризму, наставником для новых поколений, т. е. как у тренеров серьёзных спортсменов, которых ведут постоянно, как у импресарио матереющих артистов. Вопрос, понятно, спорный, но рассмотрению подлежит. «Птенцы» всё равно полетят из МАДЮТК в РМАТ, от Свешникова - к Сенкевичам, Кусто, Конюхову, Шпаро, Сундакову. И быть их играющим тренером не менее полезно и нравственно, чем брать новую ребятню. Можно спорить, но вот имею я такую точку зрения, лишь бы изменщиком ДЮТ не назвали.

Лично для меня судьба определила избрать второй путь: а) «дети чернобыльского подземелья», с которых всё начиналось, уже давно выросли и б) мой вид туризма очень специфичен, и он по определению уходит от «детства и отрочества» в юность и зрелость, авто- и мотоправа раньше не дают. Признаюсь честно: на ДЮТ меня «совратил» мой тёзка Остапец, а детей больше в зоне не предвидится, второй старт отменяется. Дважды в эту реку я уже не войду. Поскольку АМТ требует особо взыскательного подхода, логичнее вести уже подготовленный молодняк дальше от значка туриста - к званиям взрослого туризма, от прелюдии и увертюры

ДЮТ - на категорийные походы, первопрохождения, сверхдальние путешествия, спортивный и зарубежный автомототуризм, целевые автоэкспедиции, расти до мастеров спорта, академиков туризма и т. п. Эта ниша тоже существует, и заполнять этот вакуум нужно -идти по жизни вместе, коль уже произошёл выбор профессии, дела, куска хлеба.

Понятно, что при такой спорной концепции не заработаешь лавры, понимание, признания кабинетных методистов, «золотых компасов» и т. п. Но, как говорится, не за то работаем. Это было, и это есть. Так сложилось.

2) Тоже продуманно надо обсудить: как жить дальше? Скажу сразу, без лоббирования какого-то варианта - моё «хитрое» мнение 50 на 50 процентов. Речь идёт об иерархической соподчинённости (содружестве, самостоятельности, ассоциативности, филиальности) или просто - как там лучше нашим академикам легализоваться.

«Крыша» МАДЮТК надёжна и авторитетна, наши патроны, старшие друзья. Есть минусы: все оформления, перевыборы, взносы, присвоение званий, сложные вопросы - всё это требует от фи-лиальщиков верховного согласования. Многие проблемы Киев не может решить без Москвы (вдумайтесь!). Мне по моей основной профессии это напоминает аналогию с обязательными согласованиями с Россией вопросов строительства и эксплуатации АЭС Украины, хотя все мы под МАГАТЭ.

С другой стороны, наша «самостийность» в случае выделения в самостоятельную Академию будет иметь не только плюсы, а и неудобства, начиная с регистрации, финзатрат и прочих трудностей отделения. Так что есть над чем подумать.

В заключение хочу поблагодарить, сказать сердечное спасибо за возможность десантирования в далёкую колёсную юность на воронежской земле всем соратникам - за соучастие и особо - организаторам очень нужной встречи: боевитому правительству Воронежской области с организацией ветеранов и областным Центром развития дополнительного образования и гражданско-патриотичес-кого воспитания детей, молодёжи, федеральным и общероссийским структурам - Институту содержания и методов обучения, а также Союзу краеведов России, ну и прежде всего - нашей знаменитой Академии детско-юношеского туризма и краеведения

им. Александра Остапца (с её Воронежским региональным филиалом). А если вспомнить, что «первым делом - самолёты», то земной поклон небесным асам и их руководству - Академии ВВС им. Жуковского - Гагарина за беспрецедентный пример «буксира» нашего туризма для подрастающего поколения! Орлы взялись за орлят (жаль, что нет пока авиатуризма). Все заботливо взялись за воспитание нужного духа молодёжи, без чего не может существовать полноценный генофонд государства. Заметьте, как вырастает из коротких штанишек наш ДЮТ. От детей мы идём дальше - охватываем более широкую возрастную группу, всё чаще говорим про туризм подростковый, молодёжный, студенческий. Годы берут своё, но пока не сдаёмся. После тяжёлой аварии готовлюсь к пятой операции на ноге, которую хотели ампутировать. Но не дал. Перед выездом в родной Воронеж, с которым был связан четверть века, перенёс сложную операцию на горле. Но, как все настоящие автомототуристы, буду до конца предан Её Высочеству Дороге, Его Величеству Рулю.

Травмы нас не остановят. «Мы не вымрем, как мамонты»... Жили, живы, будем жить!

Чего и всем желаю. Спасибо за внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.