Научная статья на тему 'Цена и ценность образования в инновационной экономике'

Цена и ценность образования в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦЕНА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / INNOVATIVE ECONOMY / EDUCATIONAL SERVICE / VALUE OF EDUCATION / PRICE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половова Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме соотнесения цены и ценности образовательной услуги. Выделены ключевые аспекты, формирующие ценность образовательной услуги на этапе формирования инновационного общества. Показано, что формирование цены на образовательную услугу в условиях рынка таково, что цена оказывается слабо связанной с ценностью, поскольку ценность образовательной услуги определяется одними параметрами, а оценивается по совершенно другим. Эта парадоксальная ситуация не способствует повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Price and value of education in innovative economics

The article is dedicated to the problem of correspondence between price and value of the educational service. The key aspects which form the value of educational service at the stage of innovative economics are picked out. It is demonstrated that the value of the educational service is formed according to the parameters, which are different from the ones used for the estimation of the price.

Текст научной работы на тему «Цена и ценность образования в инновационной экономике»

3. Выступление А. Фурсенко на совещании в

Московском физико-техническом институте 3 марта 2009 года. URL: http:// mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/5218/

4. Латыш Н.И. Идея университета в контек-

сте современной цивилизации // Идея университета: парадоксы самоописания. Минск: БГУ, 2002.

5. Parsons T., Platt G. The American University.

Cambridge, MA: Harvard University Press, 1973. P.103.

6. Барнетт Р. Осмысление университета (По

материалам лекции, прочитанной в Институте образования Лондонского университета 25 октября 1997 г.): Пер. с англ. URL: http://charko.narod.ru/tekst/alml/barnet.htm

DONSKIKH O. REQUIEM FOR WOODPECKER

The effect of the economic-orientated approach to the system of higher education is considered. It is demonstrated that the university is able to accomplish its function of training professionals exclusively on the basis of cognitive rationality which is its primary and essential value. Keywords: university, value, price, economic relations, cognitive rationality.

Т.А. ПОЛОВОВА, доцент Новосибирский государственный университет экономики и управления

Цена и ценность образования в инновационной экономике

Статья посвящена проблеме соотнесения цены и ценности образовательной услуги. Выделены ключевые аспекты, формирующие ценность образовательной услуги на этапе формирования инновационного общества. Показано, что формирование цены на образовательную услугу в условиях рынка таково, что цена оказывается слабо связанной с ценностью, поскольку ценность образовательной услуги определяется одними параметрами, а оценивается по совершенно другим. Эта парадоксальная ситуация не способствует повышению качества образования.

Ключевые слова: образование, инновационная экономика, образовательная услуга, ценности в образовании, цена образования.

В последние десятилетия практически во всех странах мира происходят существенные изменения: под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, формируется экономика, основанная на знаниях и инновациях.

Знания и инновации становятся важнейшими факторами экономического развития общества, а главной производительной силой - человек. Развитие этих ключевых элементов опирается на образование со всеми вытекающими отсюда последствиями. В

новой экономике меняется функциональная роль образования: из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений оно превращается в непосредственного производителя знаний и в творца главной производительной силы - высокоинтеллектуального и высокопроизводительного работника. Отсюда - очередной этап поиска перспективных направлений развития образования. Модернизация образования должна основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки нового типа работника, который дол-

жен стать активным участником процесса создания и трансформации знаний в новые продукты, технологии и услуги. Что этому может способствовать?

Начнем с того, что образование можно охарактеризовать как сферу труда, направленную на передачу знаний в форме образовательных услуг.

В общем понимании услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой [1, с. 2330]. Образовательные услуги есть специфическая форма услуг, которая представляет собой экономическую деятельность и используется в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.

Инновационный тип развития с новой силой выдвинул приоритетность удовлетворения потребности именно человека. Это вызвано следующим.

Характерной чертой образовательной услуги является то, что она одновременно предоставляется и потребляется. Образовательные услуги, как и услуги вообще, имеют и ряд других характеристик, которые отличают их от товаров. Они имеют наиболее неосязаемый, нематериальный характер. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать. Потребитель только после приобретения услуги располагает знаниями, ощущениями, впечатлениями. Полезный результат от образовательной услуги измеряется лишь с помощью косвенных показателей, через определенный период времени. В ходе потребления потребитель может по части элементов оценить только наличие или отсутствие качества определенных компонентов: материальной базы, преподавательского состава, участвующего в формировании образовательной услуги. Неосязаемость образовательной услуги рассматривается и в том смысле, что образовательная услуга - это не лист бумаги, на котором представлена информация, а сама информация, которую потребитель может потребить, только усвоив ее и со-

хранив в своей голове. Услуга неотделима от своего источника, её осуществление возможно только в присутствии производителя. Но эти характеристики не имеют принципиально иной природы, чем услуги иных сфер, они лишь отражают специфику образовательной деятельности.

Отличительной особенностью является также ее ценность. Именно эта особенность, на наш взгляд, играет ключевую роль в формировании образования, адекватного требованиям инновационной экономики.

На фундаменте каких же ценностей должно строиться образование в инновационной экономике? Прежде всего необходимо понять, что есть ценность образования. Если руководствоваться пониманием этой категории в самом общем смысле, то ценность - это «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений » [2, с. 1481]. Применительно к экономике «ценность » используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.

Теорией достаточно убедительно доказано, что экономическая ценность выступает функцией изменений, происходящих в затратах труда, полезных свойствах потребительной стоимости, степени удовлетворения соответствующей потребности и экономии труда в потреблении продукта. В то же время все изменения определяются возрастанием экономической ценности -соотношения экономической полезности (экономии труда в потреблении) и совокупных затрат труда в производстве потребительной стоимости. Большинство известных научных направлений экономической науки в той или иной степени доказывали, что составляющими категории «ценность» являются результат и усилия, посредством которых достигается данный результат. Под усилиями понимаются результаты

труда, связанные с производством товара, ограниченные либо рамками живого, либо живого и овеществленного труда.

Как это находит отражение в образовательной сфере? Попробуем определиться с тем, что подразумевается под ценностью в образовании.

Почему человек проявляет желание и волю к учебе? Очевидно, он стремится преобразовать себя, создать себя, развить свои возможности и реализовать их. Ясен стимул - неудовлетворенность собой. Но одновременно это предполагает признание безусловной ценности личности, ее достоинства, то есть категория «ценность » соотносится с категорией «личность». Такова базовая точка зрения на «дело образования» - это работа с собой и над собой, это «формирование личности ». Личность и есть главная ценность образования.

Вторая, более прагматичная точка зрения исходит из того, что человек учится и будет учиться, готов учиться, чтобы приобрести престижную профессию, которая позволит ему занять достойное место в жизни. И это предполагает ценность знания, умения, компетенции, профессионализма. Таким образом, образование культивирует ценность личности и ценность знания как такового.

Процесс интеллектуализации экономики вносит радикальные новшества в обе составляющие. Под влиянием социальных и экономических изменений происходит трансформация общественных идеалов и ценностей, усиливается социальная неопределенность, размывается четкость «внешних» ориентиров для выбора моделей социального поведения. Возникают трудности в согласовании частных задач и общего, целостного видения деятельности и жизни, позволяющего ориентироваться в ней, быть ответственным за последствия своих действий перед собой и обществом. Это предъявляет повышенные требования к ценностному потенциалу личности. Человек вынужден в большей сте-

пени опираться на собственные ценностные ориентиры.

Развитие ценностного потенциала личности будущего специалиста невозможно без его приобщения к сфере общегуманитарных ценностей. Это ведет к усилению роли гуманитарной составляющей образования. Это объясняется тем, что гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Оно является базой для комплексного многоаспектного видения любой проблемы. Чем шире горизонт, тем большей свободой обладает человек. Свобода - это не только степень формальноорганизационных, правовых или нравственных ограничений, но и глубина понимания проблем, структура знаний, позволяющих видеть их в различных аспектах, это способность к многовариантному и альтернативному мышлению. Ценность гуманитарного образования проявляется в том, что оно формирует культуру мышления, поднимает его на качественно более высокий уровень. Художественно-образное мышление нередко даже опережает строго научное в освоении мира, потому что обладает большей свободой в способах этого освоения.

Однако современная экономика требует от выпускников вузов все более углубленной профессиональной специализации, зачастую в достаточно узкой области. Профессиональная подготовка становится ведущим направлением в образовании, поэтому вузы стараются уделять больше внимания «полезному знанию », которое требует от выпускников рынок труда. Намечается все более явная тенденция преобладания в образовательном процессе практической направленности. Радикальность новшеств при этом заключается даже не в профессиональной направленности, а в том, что обучение обретает все более комплексный и сложный

характер. Сфера знаний характеризуется быстротечностью: знания быстро устаревают и одновременно совершают экспансию во все новые области, при этом качественно трансформируясь. Это обусловливает смену самой стратегии обучения. Сегодня учить надо не столько предметному знанию (что, конечно, не означает пренебрежительного отношения к нему), сколько интеллектуальным технологиям и разнообразным «техникам» анализа, мышления.

Абсолютно невозможно сегодня игнорировать еще однуважную ценность - ценность изменений. Инновационность определяет постоянную изменчивость среды и требований. В традиционных обществах всякое изменение воспринималось скорее негативно, ведь оно несло угрозу порядку, устойчивости, функционированию отлаженных механизмов воспроизводства и трансляции традиционного знания. Нынешний мир - изменяющийся, «впервые в наше время поколения вещей и идей меняются чаще, чем поколения людей» [3], и эти изменения имеют позитивную ценность.

Негативность изменений проявляется в том, что человек - какиндивиди какобще-ство в целом - не поспевает за темпами создаваемой им же цивилизации ни на уровне общественной идеологии и морали, ни на уровне философии образования и деятельности, ни на уровне владения лавинообразно нарастающей информацией.

С одной стороны, инструментальные возможности мышления небывало возросли, с другой - «качество» мышления не обнаруживает необходимого роста. С одной стороны, требуется необыкновенная широта образования, с другой - его расширение уже физически невозможно без решения задачи углубления, получения знаний универсального характера [Там же].

Мы стоим перед выбором: либо изменения будут управлять нами, либо мы будем управлять изменениями. Поэтомуодной из главных задач, стоящих перед образованием сегодня, является подготовка кадров,

способных к постоянному саморазвитию и самообразованию, генерации творческих идей и нестандартных решений.

Таким образом, в условиях инновационной экономики ценность образования включает, помимо глубоких профессиональных знаний и ценностей личностных, способность личности интегрировать способы познания мира, системно подходить к изучению мира, свободно мыслить, действовать творчески и самостоятельно, адекватно реагировать на проблемные ситуации, требующие быстрого разрешения.

Все три фундаментальные ценности отражают реальные аспекты образования, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие друг друга, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей образования.

Можно сказать, что «ценность - это то, что ты получаешь». Ценность всегда связана с ценой, со стоимостью. Цена товаров -«это то, что ты платишь » (У. Бэннис). По логике, учитывая специфичность миссии образования для общества вообще, а для инновационного общества в особенности, именно ценность должна составлять основу стоимости образования. Но, увы! В условиях рыночной экономики вузы выступают как полноценные субъекты рыночных отношений, и их деятельность регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и с известной спецификой, обусловленной как характером предоставляемой услуги, так и высокой степенью вмешательства государства в рыночные процессы в данной сфере.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные учреждения вправе вести обучение на коммерческой основе по договорам с юридическими и физическими лицами. При этом вопрос определения стоимости услуги отнесен к взаимному соглашению сторон [4]. На практике это означает, что вузы как рядовые субъекты экономической системы рыночного типа самостоятельно определяют цены на свои образовательные

услуги, руководствуясь собственными расчетами.

Формирование цены обычно начинается с изучения реалий рынка - отношения «спроса и предложения». Важным элементом ценообразования выступает также учет издержек. Затраты, производимые на образование человека, достаточно большие, так как в образовательной сфере используется труд высокообразованных преподавателей, который оценивается через нормированное рабочее время. Кроме того, цена образования определяется затратами на содержание учебной аппаратуры и лабораторий, зданий и т.д. Тщательно исследуется и учитывается конкурентная ситуация.

Роли перечисленных факторов в процессе установления цены различны. Информация об издержках полезна для определения нижней границы цены, данные о потребительском спросе позволяют оценить ее максимальное значение, а сведения о ценовой стратегии конкурентов важны для «тонкой настройки» [5].

Получается, что цена образования слабо связана с его ценностью. Но фак-тически-то стоимость образовательной услуги создается сочетанием трудовых затрат и усилием обучающегося - он является одновременно и потребителем, и со-участником производства образовательных услуг.

Результат обучения зависит именно от количества и качества личного труда преподавателей и обучающихся, и прежде всего - от интеллектуального потенциала преподавательского сообщества, который нельзя измерить формальными показателями научного уровня. Значительное влияние оказывает также желание преподавателя учить студентов получению, формированию знаний, работая при этом с полной отдачей. В рамках одного и того же образовательного учреждения от разных преподавателей можно получить услуги совершенно различного качества. Еще одним моментом, оказывающим существен-

ное влияние на конечный результат образовательного процесса, является правильно выстроенное активное взаимодействие обучающего и обучаемого - просто предоставляемая информация, по сути, не влияет на конечный результат.

Труд работников, непосредственно формирующий ценность образования, находит незначительное отражение в стоимости, а личный труд и способности обучающегося, затраченные в процессе потребления этих услуг, вообще не могут быть переведены в стоимостную оценку.

Вывод таков: ценность образовательной услуги формируется в соответствии с одними параметрами, а оценивается по совершенно другим. В этом заключается парадокс ценообразования в образовательной среде.

Подводя итог, можно сказать следующее. В образовании никто не гарантирует результат за деньги; за деньги гарантируют только возможность включиться в образовательный процесс. Поэтому цена должна подразумевать именно ценность. Только в этом случае мы сможем вести речь об образовании, адекватном требованиям инновационного общества.

Литература

1. Костанян С.Л. Экономика народного об-

разования. М., Знание, 1979.

2. Советский энциклопедический словарь /

А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1981.

3. Инновационные процессы в образовании,

науке и экономике России на пороге XXI века // Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 27-29 января 1998 г. URL: http:// credonew.ru/ content/ view/ 69/23/

4. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля

1992 г. № 3266-1 (в ред. от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ).

5. См.: McColl R., Callaghan B., Palmer A.

Services Marketing: A Managerial Perspective. McGraw-Hill, 1998.

POLOVOVA T. PRICE AND VALUE OF EDUCATION IN INNOVATIVE ECONOMICS The article is dedicated to the problem of correspondence between price and value of the educational service. The key aspects which form the value of educational service at the stage of innovative economics are picked out. It is demonstrated that the value of the educational service is formed according to the parameters, which are different from the ones used for the estimation of the price.

Ключевые слова: education, innovative economy, educational service, value of education, price of education.

Л.Л. ШТУДЕН, профессор Новосибирский государственный университет экономики и управления

Третья голова дракона

В статье обсуждаются проблемы, возникающие в результате коммерциализации образования в современной России. Автор пытается найти причины подмены ценностей при переходе к «обществу потребления» и говорит об угрозах, таящихся в этой ситуации для будущего российской культуры.

Ключевые слова: коммерциализация, реформы образования, доктрина Даллеса, узкая специализация, общество потребления.

Коммерциализация современной России - чудище о трёх головах. Шварцевский Дра-коша в полном блеске и великолепии. У каждой из огнедышащих голов своя любимая пища, пожираемая с хрустом и чавканьем.

Первая голова пообедала российской наукой. Проглотила ее целиком, даже не обгладывая костей. Где наши заоблачные достижения? Где нобелевские лауреаты? Где умные головы? (Не там ли, «за бугром», в поисках не нищенского, но хотя бы просто сносного существования?) Где начальники бывших научных лабораторий, каждодневно, по крупицам добывавших необходимые отечественной науке знания? Торгуют джинсами, парфюмерией, косметикой. Это в лучшем случае. Мой сокурсник, кандидат технических наук, в свои шестьдесят с лишним лет приспособился мыть окна в многоэтажной московской гостинице. Альпинистский опыт пригодился. Другой сокурсник, бывший завлаб одного из оборонных НИИ, навеки закрыв электронный микроскоп, по удачному знакомству сделался администратором эстрадного оркестра... Ну и так далее.

Вторая голова Дракоши смачно закусила искусством, ядовитой отрыжкой заполняя всё пространство вокруг себя. «Мочеполовой юмор» эстрады, «Дом-2», неандертальская попса, оккультно-детективная макулатура на книжных прилавках, мат и порнуха на театральных подмостках. Слушают и читают не тех, кто в меру таланта своего должен петь и писать, а тех, кого «раскрутили».

У Дракоши есть ещё третья голова. Самая ненасытная. Её гастрономический «объект » - российское образование. Об этом стоит сказать специально. Дело не только в том, что «пища» третьей головы, теряясь в министерских циркулярах, не любому видна, а в том, что именно эта третья голова пожирает!

А она пожирает наше будущее.

Все мои коллеги, тем более люди, поработавшие в российском образовании не один десяток лет, согласны в главном: наше образование, бывшее в доперестроечные годы, может быть, лучшим в мире, сегодня деградировало до позорно низкого уровня («ниже плинтуса» - расхожее определение). Да, некоторые выпускники современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.