В.А. ТЕРЕМЕЦКИЙ, Ю.В. МАЛЫШЕНКО
Третий совместный семинар таможенников Харбинской таможни и Дальневосточного таможенного управления
В статье показывается, что совместные семинары по обмену опытом и обсуждение проблем использования ИДК способствуют повышению эффективности таможенного контроля на границе КНР и ДФО.
Ключевые слова: таможенный контроль, контрабанда, технические средства.
Уже несколько лет представители Дальневосточного таможенного управления и Харбинской таможни организуют семинары по обмену опытом и обсуждению проблем таможенного контроля на границе КНР и Дальневосточного округа России. Так, в марте 2010 г. в г. Суйфэньхэ (КНР) состоялся 3-й подобный совместный семинар (рис. 1).
Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) относительно новое и эффективное средство таможенного контроля, его использование отразилось на технологиях контроля и предъявляет повышенные требование к подготовке персонала. В настоящее время в таможнях ДВТУ применяется 7 ИДК (шесть мобильных и один стационарный), в Харбинской таможне эксплуатируется 8 ИДК.
В работе семинара от ДВТУ приняли участие специалисты по обслуживанию инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) Владивостокской, Находкинской, Хабаровской, Биробиджанской, Благовещенской и Уссурийской таможен. От китайской стороны участвовали представители Харбинской таможни, таможен городов Суйфэньхе, Дуннина, Фуюаня и Тунцзяна.
ТЕРЕМЕЦКИЙ Владимир Александрович — начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ, полковник таможенной службы, г. Владивосток.
МАЛЫШЕНКО Юрий Вениаминович — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации таможенного контроля и технических средств таможенного контроля Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
88 ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(52)/2010
Рис. 1. В зале заседаний
Начальник канцелярии Харбинской таможни Лю Юйчжу отметил, что это не первая встреча должностных лиц ДВТУ и Харбинской таможни на семинаре специалистов, работающих на ИДК, и что взаимовыгодный обмен мнениями будет способствовать повышению эффективности таможенного контроля, скорости прохождения грузов через границу, повышению уровня борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
Представители российской стороны также высказали мнение, что в настоящее время технические средства таможенного контроля играют ведущую роль в досмотровых мероприятиях и обмен профессиональным опытом коллег из сопредельных стран будет способствовать дальнейшему прогрессу в борьбе с таможенными правонарушениями.
Участники семинара поделились опытом организации работ по таможенному контролю с использованием ИДК, привели конкретные примеры выявленных нарушений таможенного законодательства, а также обсудили проблемы, возникающие при использовании ИДК.
Рис. 2. Внутри зоны осмотра ИДК
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
89
Представители китайской стороны поделились опытом применения ИДК, установленных в таможнях городов Суйфэньхе и Дуннин. При посещении ИДК «Н986» на автомобильном пункте пропуска «Суйфэньхэ — Пограничный» участники семинара осмотрели в действии работу ИДК, а также систему видеонаблюдения за местами таможенного контроля на всем пункте пропуска (рисунки 2 и 3).
На Суфэньхэской таможне строительство комплекса началось 28 апреля 2001 г., а 29 октября того же года после завершения наладки оборудования таможня приступила к его обкатке. 28 января 2002 г. комплекс общей стоимостью более 28 млн юаней (оборудование — 17 млн юаней, земляные строительные работы — 11 млн юаней) был официально запущен в эксплуатацию. Следует отметить, что в данном комплексе ИДК объект контроля (автомобиль с контейнером) неподвижен, а рентгеновский генератор и детекторная линейка перемещаются вдоль объекта. Скорость движения рамки с генератором составляет 18 м/с, используется ручной способ управления. С момента въезда машины в зону осмотра до получения изображения и выезда машины из зоны весь процесс осмотра, включая анализ изображения и выдачу заключения, занимает не более пяти минут.
Рис. 3. Система видеонаблюдения
Сотрудники дежурной смены ИДК «Н986» ответили на вопросы о функционировании комплекса, осуществили показательный прогон контейнеровоза с российскими номерами (на въезд в Россию). Сорокафутовый контейнер с грузом товаров народного потребления и автомобиль были по всем правилам сканированы, специалисты двух стран рассмотрели результаты работы и обменялись мнениями с профессиональной точки зрения.
В заключение российская сторона предложила направить на рассмотрение в вышестоящие органы России и КНР вопросы о возможности передачи по электронным каналам связи информации (изображение товара и сопроводительных документов), полученной при проведении таможенного контроля товаропотоков с применением ИДК.