Научная статья на тему 'Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в северной Пацифике'

Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в северной Пацифике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
473
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ПАЦИФИКА / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дьяков Владимир Иванович

Предложено системное исследование таможенного взаимодействия в северной части Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляемого на двусторонней основе Россией и Китайской Народной Республикой, Японией, Республикой Корея, Корейской Народно-Демократической Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам. Рассматривается взаимодействие на трех уровнях: государственном, региональном, местном; показано, что оно имеет разную степень интенсивности, взаимополезности и что начавшийся процесс является индикатором интернационального взаимодействия между таможенными органами в регионе – одном из важнейших центров мировой торговли и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в северной Пацифике»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.9 ББК 65.428

В.И. ДЬЯКОВ

Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в Северной Пацифике

Предложено системное исследование таможенного взаимодействия в северной части Азиатско-Тихоокеанского региона, осуществляемого на двусторонней основе Россией и Китайской Народной Республикой, Японией, Республикой Корея, Корейской Народно-Демократической Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам. Рассматривается взаимодействие на трех уровнях: государственном, региональном, местном; показано, что оно имеет разную степень интенсивности, взаимополезности и что начавшийся процесс является индикатором интернационального взаимодействия между таможенными органами в регионе - одном из важнейших центров мировой торговли и экономики.

Ключевые слова: Северная Пацифика; Северо-Восточная Азия; Азиатско-Тихоокеанский регион; региональное взаимодействие; интеграция; международная торговля; таможенные органы.

Торгово-экономическое взаимодействие государств Восточной и Северо-Восточной Азии способствовало формированию альянсов в конце XX-начале XXI в. Активным участником, имеющим реальные интересы и предложения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), лежащие

ДЬЯКОВ Владимир Иванович — доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии по научной работе, г. Владивосток.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

53

в русле общих трендов, особенно, в последние 10-15 лет, стала Российская Федерация. Усиление присутствия России в АТР не в военной и политической сферах, что более привычно, а в торгово-экономических партнерствах способствовало началу трансформации по пути к внешней открытости такого традиционно замкнутого внутригосударственного института, каким является таможенная служба России. Теоретически очевидно, что интеграционные процессы, глобализация мировой экономики обязывают национальные таможенные системы путем интернационального взаимодействия выстроить унифицированный подход, обеспечивающий всемерное развитие легального бизнеса и препятствующий распространению контрабанды, нарушению прав интеллектуальной собственности, таможенных правил. Однако на практике это не так просто и быстро преодолимо, ибо существует много препятствий в области национального ведомственного законодательства, сложившихся традиций и предрассудков. Это свойство не только российских, но и других таможенных администраций в государствах АТР.

Цель этой статьи - исследование международного аспекта функционирования таможенных органов Российской Федерации по взаимодействию с зарубежными таможенными администрациями в Северо-Восточной и Восточной Азии на примере Японии, КНР, Республики Корея, КНДР, Социалистической Республики Вьетнам1.

Отдельные вопросы и общее состояние этой темы уже привлекли внимание практиков, можно выделить специальный аналитический обзор1 2, но системных исследований в этом направлении пока нет. Данная статья намечает, но не исчерпывает совокупность проблем, имеющихся в исследуемой области. Также автор не стремился использовать все факты, имеющие отношение к теме.

1. Создание интеграционных площадок в Северо-Восточной Азии (СВА) с участием России.

Анализ интеграционных процессов в странах северной части Тихого океана, имевших место в последней трети XX в., выделяет основной целевой тренд - торгово-экономические интересы государств-участников на фоне сохранения спектра политических противоречий. В середине 80-х годов XX в. на основе концепции, созданной японскими учеными, - «Кольцо Японского моря» - формируется взаимодействие крупного и среднего бизнеса и органов местного самоуправления российского Дальнего Востока, северо-восточных провинций Китая, западных префектур Японии и Республики Корея. Перечисленные страны входят в субрегион Северо-Восточной Азии.

1 Источниками являются публикации в российских научных изданиях, преимущественно в журнале «Таможенная политика России на Дальнем Востоке», и документы международного таможенного сотрудничества - опубликованные, представленные в электронной форме, размещенные на сайтах в Интернет. Источники не являются конфиденциальными.

2 Грибова Э.В. Основные направления и формы международной деятельности ДВТУ в 2012 году // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 1. С. 24-33; Стогов Д.В. Некоторые аспекты таможенного сотрудничества России, Японии и Китая // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С. 40-45.

54

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

Здесь сложились объединения, имеющие разную направленность и значение: «Экономическая конференция СВА», «Экономический форум СВА», «Газовый форум СВА», «Диалог сотрудничества» - NEACD, «Совет по проблемам безопасности и сотрудничества в Тихоокеанской Азии» - CSCAP, «Байкальский экономический форум»3.

В 1989 г. складывается Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - масштабный союз экономик, представляющих АзиатскоТихоокеанский регион. Россия стала членом АТЭС в 1998 г. Вхождение в авторитетное сообщество экономик активизировало ее участие в процессах глобализации на азиатском векторе, создав альтернативу европейскому направлению экономической политики; способствовало повышению торговоэкономического вклада и рейтинга в СВА и одновременно послужило толчком к развитию Сибирско-Дальневосточного региона, обладающего сырьевым ликвидным потенциалом, но слабыми собственными возможностями по его товарному использованию. Совокупность обстоятельств, связанных с особенностями современного этапа развития Сибирско-Дальневосточного региона, является привлекательной для Японии, США, Республики Корея, стремящихся к использованию сырьевых запасов недр, леса. В свою очередь, Россия нуждается в инвестициях. На этом основаны перспективы взаимодействия России с географически ближайшими соседями, состоящими в АТЭС.

В 2005 г. произошла институционализация Восточно-Азиатского саммита (Восточно-азиатского сообщества) - ВАС, ставшего сейчас наиболее значимым в АТР, сложившегося на базе десяти государств АСЕАН и шести других, среди которых важнейшими для этой статьи являются Япония, Республика Корея, КНР. В 2010 г. после длительных дискуссий к ВАС присоединились США и Россия. В результате в альянсе оказались все ведущие государства АТР, в торгово-экономическом партнерстве с которыми заинтересована Россия.

2. Установление таможенного взаимодействия в АТР: государственный уровень.

Двусторонние переговоры на высшем уровне, проводившиеся на рубеже столетий со странами «Кольца Японского моря», государствами Восточной и Юго-Восточной Азии заложили фундамент современного дипломатического и практического участия России в действующих и создаваемых альянсах АТР. Следствием стала активизация в XXI в. международной деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России), продолженная его правопреемником Федеральной таможенной службой (ФТС России), с руководящими органами соответствующих ведомств КНДР, Японии, Республики Корея, КНР, позже - Социалистической Республики Вьетнам (СРВ).

3 Дьяков В.И., Ерошенко С.С. Международное таможенное сотрудничество в Северо-Восточной Азии // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. № 2. С. 28-36; они же. Правовое и политическое положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Развитие национального законодательства в условиях глобализации: опыт России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы междунар. научно-практ. конф. Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2011. С. 71-76.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

55

Помимо политической составляющей, основанием для интернационализации таможенной деятельности стали конвенции Всемирной таможенной организации (WCO): «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений», «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров», «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», а также «Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли». В них содержатся условия и причины международной таможенной деятельности как инструмента, обеспечивающего свободное движение товарных потоков, развитие мировой экономики.

Государственный уровень таможенного взаимодействия в двусторонних отношениях с иностранными партнерами устанавливал перспективу и формат совместной работы, вскрывал проблемные области в организации международного транзита товаров, обеспечивал подготовку предложений на правительственный уровень по межгосударственным торгово-экономическим связям и другим вопросам, отнесенным к компетенции председателя Правительства и Президента РФ. Были подписаны меморандумы, соглашения, другие документы4.

Базой для взаимодействия стало безоговорочное использование и внедрение в национальную таможенную систему России стандартов WCO, прогрессивных технологий предварительного информирования о товарах, электронного декларирования, таможенного контроля на основе системы управления рисками, применение технических средств и специального оборудования.

Совокупность политических факторов и торгово-экономических приоритетов в странах АТР определили высокий уровень межгосударственных таможенных отношений. Наиболее результативным из достигнутого является взаимодействие ФТС России с Главным таможенным управлением КНР (ГТУ КНР), основанное на Межправительственном соглашении о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Москва, 03.09.1994 г.). Формой постоянного таможенного взаимодействия с июня 2009 г. является Подкомиссия по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и КНР. Свои заседания она проводит регулярно один раз в год. В составе Подкомиссии созданы рабочие группы по направлениям: а) совершенствование процедур таможенного контроля, б) подготовка и переподготовка кадров для таможенной службы, в) защита прав интеллектуальной

4 Визит первого заместителя руководителя ФТС России в Республику Корея (20.04.2009) [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/ru/megdu.printable.php?&date286=200904&id28; В ГТК России подписано Соглашение с КНДР о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (8.10.2003) [Электронный ресурс]. URL: http://ctu.customs.ru/ru/reviews/presservice/printable.php?id695; Встреча руководителей таможенных служб России и Японии (11.01.2007) [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/activities/ docs/interection/printable.php?from286=2&id; Встреча руководителя ФТС России с руководителем таможенной службы Республики Корея (28.07.2008) [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/ru/megdu/ test15/korea18/; Руководители таможенных служб России и Китая подписали меморандум (14.10.2004) [Электронный ресурс] URL: http://domodedovo.customs.ru/ru/revievws/presservice/index.php?id

56

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

собственности, г) таможенная статистика, д) таможенные платежи, е) минимизация рисков нарушения таможенного законодательства и повышения эффективности таможенного контроля в российско-китайской торговле, ж) борьба с таможенными правонарушениями. В состав групп входят специалисты из региональных таможенных органов, специалисты в области таможенного образования. Деятельность групп и Подкомиссии в целом является ориентиром для взаимодействия на региональном уровне. Одним из активно развиваемых направлений, определенных Подкомиссией, является профессиональная подготовка кадров и обмен опытом в этой сфере5.

3. Таможенные органы и их роль в регулировании торгово-экономических отношений в СВА: региональный уровень.

Непосредственное взаимодействие с зарубежными таможенными органами на региональном уровне в подавляющем большинстве случаев осуществляет Дальневосточное таможенное управление - ДВТУ (г. Владивосток), что связано с количеством таможен и таможенных постов6, участвующих в организации таможенного контроля товаров из стран СВА. Это же обстоятельство отдает приоритет КНР, с которой ДВТУ взаимодействует в зоне деятельности Харбинской (провинция Хэйлунцзян) и Чанчуньской (провинция Цзилинь) региональных таможен (далее - ХРТ и ЧРТ).

Взаимодействие руководства ДВТУ-ХРТ отражает предельный потенциал регионального уровня из достигнутого. В основе взаимодействия - вопросы, решаемые в рабочих группах Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии, по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, а также актуальные проблемы региона, чаще всего возникающие в пунктах пропуска, расположенных на границе.

Порядок взаимодействия ДВТУ с ХРТ определен в 2004 г.; с 2007 г. встречи руководителей таможен проводятся ежегодно. По результатам встреч подписываются протоколы, не имеющие юридической силы, но учитывающие спектр вопросов, требующих совместного рассмотрения. Созданы две рабочие группы: первая - по обмену данными таможенной статистики внешней торговли; вторая - по установлению причин низкой пропускной способности пунктов пропуска. Участники групп уполномочены обмениваться данными и нормативными документами, устанавливать причины и предлагать руководителям варианты решения. Аналогичный формат взаимодействия установлен между ДВТУ и ЧРТ.

С 2009 г. проводятся семинары, позволяющие найти подходы к проблемам, сблизить позиции. Обсуждаются нововведения таможенного законодательства Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а также вопросы,

5 Ерошенко С.С. Совершенствовать профессиональную подготовку (о визите российских таможенников в КНР); Стецуренко П. Рабочий визит к вьетнамским таможенникам // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 2. С. 56-60.

6 Дальневосточное таможенное управление ФТС России включает 12 таможен, 49 таможенных постов, 63 пункта пропуска (33 морских, 9 воздушных, 10 смешанного типа, 6 автомобильных, 4 железнодорожных, 1 речной. URL: http://dvtu.customs.ru/index.php

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

57

требующие решения в интересах региональной торговли и транзита: а) контроль таможенной стоимости; б) классификация товаров; в) валютный контроль; г) определение страны происхождения товаров; д) защита прав интеллектуальной собственности; е) использование инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК)7.

Другой формой взаимодействия являются рабочие встречи руководителей структурных подразделений ДВТУ и китайских таможен, т. е. теоретическое и практическое изучение опыта работы руководителями. Эти встречи нацелены на оптимизацию и ускорение продвижения товаров, автотранспорта через пункты пропуска, режим работы пунктов пропуска, их обустройство, обмен информацией по радиационному контролю, и др.8 9 Данная форма взаимодействия начиналась в 2008 г. со стажировок должностных лиц ДВТУ и ХРТ. Обе стороны признали ее полезной. В развитие этого направления было организовано кратковременное обучение начальников китайских таможен во Владивостокском филиале Российской таможенной академии с посещением таможен и таможенных постов, а начальники дальневосточных таможен прошли обучение в таможенном учебном центре г. Циньхуандао.

Некоторые вопросы регионального взаимодействия делегируются на уровень ФТС России и доводятся до сведения иностранных партнеров через аппарат вышестоящего органа. В свою очередь, таможни иностранных государств также нередко прибегают не к прямому взаимодействию с российскими таможенными органами в регионе расположения, а через таможенных представителей ФТС России.

Взаимодействие с региональными таможенными органами Республики Корея: ДВТУ-Пусанская региональная таможня (ПРТ)9. В 1992 г. подписано Межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Корея о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным делам. Первая рабочая встреча состоялась в 1993 г., но взаимодействие не сложилось. В 2004 г., после визита делегации ДВТУ в г. Пусан и подписания протокола о сотрудничестве, дальнейшие контакты по инициативе корейской стороны вновь не получили поддержки. В 2009 г. стороны достигли определенного успеха и подписали Меморандум об обмене статистическими данными о взаимной торговле. На следующий год был подписан Протокол

7 Российские и китайские таможенники встретились в Харбине // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С. 129-130; Общие задачи таможенников России и Китая: совместный семинар ДВТУ и Харбинской таможни // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009. № 4. С. 120; Теремецкий В.А., Малышенко Ю.В. Третий совместный семинар таможенников Харбинской таможни и ДВТУ // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 3. С. 87-89; Российско-китайский семинар таможенников в Харбине // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. № 2. С. 120-122.

8 Кантаева С. Рабочая встреча между сотрудниками ДВТУ и Харбинской таможни // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 4. С. 127.

9 Дальневосточные таможенники обменялись опытом с южнокорейскими коллегами // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 1. С. 112-114; Подписан протокол информобмена между таможенными службами России и Республики Корея // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 4. С. 18.

58

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между РФ и Республикой Корея. 16 ноября 2011 г. в Сеуле состоялась X конференция по таможенному сотрудничеству, в протоколе которой отражено предложение о расширении регионального сотрудничества. В 2012 г. проведены две рабочие встречи, подписаны протоколы, устанавливающие регламентные вопросы взаимодействия. Среди них: защита прав интеллектуальной собственности; взаимное уведомление о возникновении проблемных ситуаций при ведении таможенных операций с российскими или корейскими участниками ВЭД и выработке способов их решения; вопросы таможенного оформления продукции морского промысла; применение системы управления рисками. Российская сторона предлагала включить вопрос о контроле таможенной стоимости, развивая положения Меморандума. Корейская сторона отказалась его обсуждать. В планах - проведение совместного семинара по изучению особенностей таможенного законодательства двух стран. Современный этап взаимодействия, несмотря на определенные сложности, имеет перспективу достижения реального результата.

Взаимодействие с таможенными органами Японии на уровне региональных таможенных структур оставляет желать лучшего. Предполагается в 2013 г. установить с таможенным управлением в Хакодате обмен данными статистики по заходам судов с грузом морских биоресурсов. ДВТУ готово предоставить данные, которые интересуют японскую сторону.

В период 2009-2012 гг. статистические сведения по импорту из России всех видов морепродуктов японская сторона передает в Дальневосточное таможенное управление через международный департамент ФТС России. ДВТУ при подготовке встречи руководителей таможенных служб в 2012 г. отвечало за вопросы, связанные с браконьерским промыслом и незаконным вывозом живых биоресурсов в Японию. В 2012 г. представители ДВТУ встречались с коллегами для освоения опыта японской таможенной службы, накопленного при проведении саммита АТЭС-2010 в Иокогаме. Принимали участие в изучении вопросов радиационного контроля товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза.

Со стороны официальных лиц Японии, по поручению бизнес-структур, в адрес российской таможни неоднократно высказывались упреки, связанные со сроками таможенного оформления, которые многократно превышают те, что имеют место в Республике Корея, КНР, США10.

Взаимодействие с таможенными органами США на региональном уровне осуществляется очень ограниченно. Имеют место отдельные поездки должностных лиц, связанные с обменом опытом, проведением обучения, участием в Российско-Американском Тихоокеанском партнерстве (РАТОП),

10 Горбулина Л. Во Владивостоке открылся Центр содействия в развитии бизнеса префектуры Тояма // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 2. С. 123-124.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

59

цель которого - взаимодействие Тихоокеанского побережья США с российским Дальним Востоком11.

Взаимодействие с таможенными органами КНДР на региональном уровне осуществляется, но не системно. Представители ДВТУ принимали участие в приграничных мероприятиях, связанных с прибытием высокопоставленных руководителей КНДР в 2002 г., открытием железнодорожного участка Хасан-Раджин в 2011 г., и др.11 12

Взаимодействие с таможенными органами Вьетнама находится в стадии установления отношений. В 2010 и 2012 гг. состоялись взаимные визиты и обмен мнением о направлении сотрудничества: изучение основных нормативных документов в области таможенного дела, таможенного законодательства, порядка оформления документов по внешнеэкономическим сделкам; обмен опытом в области применения системы управления рисками, перспективных таможенных технологий, технических средств таможенного контроля, радиационного контроля; взаимодействие в области контроля таможенной стоимости; борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и контроль над перемещением прекурсоров.

Возможные формы реализации взаимодействия - обмен информацией через контактных лиц, проведение рабочих встреч, взаимных визитов, стажировок, семинаров. По мнению руководителя ДВТУ С.В. Пашко, взаимодействие с Вьетнамом перспективно на региональном уровне и его следует развивать13.

Дальневосточная оперативная таможня (ДВОТ) замыкается на ДВТУ и выполняет задачи регионального уровня по пресечению контрабанды и нарушения таможенных правил. Ее руководители участвуют в непосредственном взаимодействии с коллегами из других стран. Не все аспекты этой важной работы могут быть предметом анализа. Взаимодействие с Департаментом по борьбе с контрабандой Харбинской таможни касалось совместно проведенных и планируемых действий в области незаконного оборота наркотиков, сильнодействующих веществ и их прекурсоров. Кроме того, взаимный интерес представляют незаконный оборот оружия, объектов СИТЕС и обеспечение общественной безопасности при проведении международных мероприятий14.

На базе ДВОТ в 2010 г. была создана Российско-Корейская рабочая группа по борьбе с таможенными правонарушениями, на основе подписанного в августе этого года Меморандума о взаимопонимании между ФТС России и КТС о сотрудничестве и взаимной помощи в борьбе с незаконным перемещением

11 Стецуренко П. Начальник ДВТУ принял участие в заседании РАТОП // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 4. С. 118; Российские таможенники обменялись опытом со службой береговой охраны США // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2005. № 1-2. С. 109.

12 Пакулова Т. Восстановлена железнодорожная линия Хасан-Раджин // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. № 4. С. 119.

13 Стецуренко П. Рабочий визит к вьетнамским таможенникам // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 1. С. 122-123.

14 Щедрин С. Встреча оперативников в Харбине // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 4. С. 128.

60

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(64)/2013

наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Эти документы явились следствием предшествующего взаимодействия оперативников двух стран на протяжении нескольких лет. Рабочая группа в числе прочих задач обсуждала вопросы борьбы с экономическими таможенными правонарушениями, проведение совместных расследований в области борьбы с легализацией денежных средств, полученных преступным путем; была достигнута договоренность об обмене информацией по импорту и экспорту водных биоресурсов и их количественным показателям для установления незаконного оборота. Было принято решение о проведении следующей встречи и утвержден план работы15.

4. Таможенное администрирование товарных потоков в СВА: местный уровень.

Таможни ДВТУ, в состав которых входят пункты пропусков, осуществляющие таможенный контроль товаров, экспортируемых в страны АТР, а также импортируемых из стран Таможенного союза и СНГ, осуществляют взаимодействие с зарубежными таможнями. На местном уровне решаются вопросы работы пунктов пропуска, организации таможенного контроля, обмена специальной информацией и данными таможенной статистики; проводятся обучение, знакомство с организацией работы таможенных постов, культурная и спортивная программы.

Наибольшую активность проявляют таможни, связанные с китайским направлением. С конца 80-х годов ХХ в. взаимодействуют Благовещенская таможня и Хэйхэская таможня (КНР). Прямое взаимодействие установлено между таможнями: Уссурийская (РФ) - Хулиньская, Дунинская, Суйфэньхэская (КНР); Хасанская (РФ) - Хуньчуньская (КНР); Биробиджанская (РФ) - Тунцзянская (КНР).

Взаимодействие по китайскому, японскому, корейскому направлениям, имеющее более спорадический характер, осуществляют Владивостокская, Находкинская, Хабаровская, Сахалинская таможни.

Выводы:

1. Вступление Российской Федерации в экономические союзы в АзиатскоТихоокеанском регионе стало дополнительным стимулом совершенствования национального института таможенного дела.

2. На протяжении последних 20 лет ГТК-ФТС России, их региональные и местные органы осуществляют контакты с таможенными органами других стран Северо-Восточной и Восточной Азии: КНР, Японии, Республики Корея, КНДР, Вьетнама. Это стало следствием в большей степени политического процесса, в меньшей - экономического вызова.

15 Щедрин С. Первое заседание Российско-Корейской рабочей группы по противодействию контрабанде// Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2010. № 4. С. 117.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

61

3. Взаимодействие с зарубежными таможенными администрациями осуществляется на трех уровнях: государственном (ФТС России), региональном (ДВТУ), местном (таможни) и отличается высокой степенью централизации.

4. Наибольшее проявление таможенного взаимодействия в Дальневосточном регионе, через который Россия осуществляет торгово-экономическое партнерство со многими международными альянсами, в том числе АТЭС и ВАС, касается таможенных органов КНР. С таможенными администрациями Японии, Республики Корея, КНДР, СРВ установлены таможенные отношения государственного уровня. Во всех перечисленных, в большей или меньшей степени, начат также процесс регионального (рабочего) взаимодействия, однако продуктивные результаты в этой группе стран есть или складываются в отношениях с Республикой Корея и Японией.

5. Причины недостаточности результативного взаимодействия таможенных органов России с зарубежными в Дальневосточном регионе, по нашему мнению, являются следствием нерешенных политических проблем и особенностей, связанных с национальными интересами, которые оказываются сильнее других стимулов. Представители регионального и местного уровней понимают существующие проблемы регионального таможенного взаимодействия, но, с одной стороны, испытывают затруднения от высокой степени централизации внутри системы таможенных органов России, с другой - не могут преодолеть стремление партнеров (Японии, в меньшей степени Республики Корея) взаимодействовать в регионе не прямо, а через центральные органы.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России: учебник / Ю.Г. Кисловский. 4-е изд., перераб. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. - 244 с.

В учебнике определены главные особенности таможенного дела и таможенной политики на разных этапах развития согласно предложенной автором периодизации. Значительное внимание уделено сотрудничеству таможенной службы России со Всемирной таможенной организацией, странами СНГ и дальнего зарубежья в экономической сфере.

При написании использован широкий круг источников и литературы, привлечены редкие архивные документы.

Предназначен для студентов Российской таможенной академии и учебных заведений, входящих в УМО по специальности «Таможенное дело», а также преподавателей, аспирантов и практических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.