ТРЕТИЙ СЕКТОР:
ДВА ВАРИАНТА ОТВЕТА НА ВЫЗОВЫ
Татьяна Водолажская
Резюме
В 2009 г. основные процессы в третьем секторе определялись развитием отношений между Беларусью и Евросоюзом. Белорусские власти продекларировали готовность улучшить условия деятельности НГО, но несколько шагов в этом направлении, предпринятых в конце 2008 г., в 2009 г. не получили продолжения - по итогам года рамочные условия деятельности НГО не улучшились.
Вместе с тем белорусские структуры гражданского общества воспользовались возможностями, открывшимися благодаря белорусско-европейскому диалогу. В течение года в третьем секторе предпринималось множество инициатив по совместному с государственными органами решению общественно значимых проблем, связанных, например, со строительством АЭС, улучшением правовых условий деятельности НГО и др. Впрочем, эти инициативы не увенчались успехом. Сотрудничество белорусских НГО с европейскими структурами вызвало более позитивные эффекты, главным из которых явилось внесение поправок в избирательное законодательство. Серьёзным успехом также следует считать участие белорусской делегации в Форуме гражданского общества программы «Восточное партнёрство». 2009 г. также отмечен инициативами по созданию «общественных советов» при различных государственных структурах - Общественно-консультативный совет при Администрации президента, Общественно-координационный совет по СМИ, но их деятельность не принесла ощутимых результатов.
Тенденции:
• состоялось полноправное включение представителей белорусского гражданского общества в Форум гражданского общества программы ЕС «Восточное партнёрство»;
• рамочные условия деятельности НГО не улучшились, государственное регулирование в этой сфере оставалось жёстким;
• попытки крупных объединений НГО включиться в диалог с государством по общественно значимым проблемам оказались неэффективными.
Ситуация вызова для третьего сектора
В 2009 г. важнейшим рамочным фактором развития третьего сектора можно считать активизацию белорусско-европейских
отношений. Несмотря на то что программа «Восточное партнёрство» (ВП) разворачивается прежде всего на межгосударственном уровне, для включения гражданского общества в эту программу предложена специальная номинация — Форум гражданского общества. Включение Беларуси в новую программу партнёрства и подписание белорусскими властями соответствующих документов на Пражском саммите1 явились факторами формального признания Форума гражданского общества в качестве одного из элементов белорусско-европейских отношений.
Кроме того, сам факт включения Беларуси в программу «Восточное партнёрство» можно считать компромиссом, проистекавшим из требований «улучшения условий для работы неправительственных организаций». Поэтому условия деятельности третьего сектора оказались объектом особого внимания и залогом развития отношений с европейскими структурами (наряду с состоянием СМИ, наличием политзаключённых и т. д.). Белорусские власти продекларировали готовность улучшить условия деятельности НГО и ещё в 2008 г. продемонстрировали ряд точечных действий в этом направлении, которые, впрочем, не составили основу последовательной программы действий: 2009-й стал годом формирования поля для проявления инициатив, стимулирующих общее движение в данном направлении.
В то же время 2009 год отмечен инициативами по созданию «общественных советов» при различных государственных структурах — Общественно-консультативного совета при Администрации президента, Общественно-координационного совета по СМИ. Эти инициативы составили ещё одну существенную сторону вызова для гражданского общества.
Таким образом, для третьего сектора Беларуси 2009-й явился годом ответов на вызовы, которые потребовали поиска форм полноценного участии в диалоге как с белорусским государством, так и с европейскими политическими силами и гражданским обществом. Ответы на эти вызовы реализовы-вались в рамках двух различных подходов.
Совместная декларация Пражской встречи на высшем уровне по программе «Восточное партнёрство» см.: http://eurobelarus.info/content/ ■ие-№/3094/163/
«Проверка действием»
Первый подход состоял в проверке границ либерализации и демократизации в отношении третьего сектора. Одним из основных эффектов «проверок» явилась регистрационная активность. В 2009 г. многие общественные объединения предприняли попытки зарегистрироваться: одни с надеждой на позитивный результат, другие — с целью продемонстрировать действительное положение дел с регистрацией НГО в Беларуси. Многократные попытки регистрации предприняли «Асамблея НДА», Общественное правозащитное объединение «Наша Вясна», «Берасьцейская Вясна», ряд других организаций, либо лишившихся регистрации ранее, либо уже получивших отказы.
Неутешительные результаты этой проверки отражены в результатах мониторинга свободы ассоциаций за 2009 год.2 Только в отношении общенациональных объединений вынесено 34 отказа в регистрации, на уровне областных управлений юстиций их оказалось значительно больше. В итоге, по данным Минюста, в минувшем году зарегистрированы 94 новые общественные организации и 8 фондов. Эта статистика ничем не выделяет 2009 г. из ряда предшествующих: общая численность организаций существенно не изменилась (2 225 на 1 января 2010 г.).
В русле продвижения либерализации условий для третьего сектора Ассамблея НПО инициировала общественную кампанию «Стоп 193.1!», призванную содействовать отмене статьи 193.1 Уголовного кодекса, которая устанавливает уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации.3 Эффективность кампании оценить сложно: статья не отменена, хотя имеются сигналы в
Свабода асацыяцыяу i стан няурадавых аргатзацыяу. Вытковая спра-ваздача за 2009 год. Матторынг выкананьня беларускiмi уладамi пра-пановау эурапейсюх структурау у сфэры нармамзацьп стану няурадавых аргатзацыяу i свабоды асацыяцыяу (Асамблея няурадавых ар-гатзацыяу): http://www.belngo.info/
В течение года вынесен ряд предупреждений по поводу возможности привлечения к ответственности по ст. 193-1. По сведениям правозащитников, в 2009 г. за деятельность от имени незарегистрированной организации осуждён 1 человек (наказание которому так и не назначили в связи с амнистией).
2
пользу возможности пересмотра типа ответственности с уголовной на административную.
Ассамблея проводила проверку правовых условий деятельности НГО в рамках анализа изменений, внесённых в Закон об общественных объединениях. Анализ показывает, что внесённые коррективы не оказывают существенного влияния на общее состояние дел в правовых условиях деятельности третьего сектора. Порядок регистрации фактически не облегчается, скорее создаются возможности для отказа в регистра-ции.4 Позитивные правовые изменения касаются упрощения действий уже зарегистрированных организаций: теперь они избавлены от необходимости самостоятельно проходить такие административные процедуры, как постановка на учёт в налоговой инспекции, органах социального обеспечения и т. д. В целом в 2009 г. «достижения» по либерализации законодательства менее значительны даже по сравнению с 2008 г.
Показательным в отношении условий существования третьего сектора можно считать новый виток обострения конфликта вокруг неофициального Союза поляков в Беларуси (СПБ).5 Противостояние белорусских властей и пытающейся сохранить свою самостоятельность и независимость общественной организации свидетельствует о неизменности установок первой на сохранение контроля над второй. Ивенецкая организация, со своей стороны, доработав тактику противостояния, сумела в конечном итоге вывести проблему из латентного состояния на уровень международного скандала. К настоящему моменту ситуация не разрешена, и в отношении проблем гражданского общества в Беларуси в наличии — красноречивый case, который демонстрирует «истинное лицо белорусской власти» в вопросах либерализации и демократизации.
В соответствии с новой редакцией основанием для отказа может явить-
ся несоответствие устава организации требованиям законодательства не только в отношении целей, задач, методов и территории деятельности (как это было ранее), но и в отношении любых иных частей и пунктов устава. Неточности в поданных документах теперь могут сразу квалифицироваться как подделка или установление недействительности документов. Ранее предусматривалась возможность исправления неточностей и ошибок, теперь можно отказать сразу. Хроника конфликта вокруг Союза поляков в Беларуси см.: http:// navmy.by/media/2010.03_w2/download/spb_flash.swf.
4
В рамках обозначенного подхода следует упомянуть и о нескольких попытках структур гражданского общества вступить в диалог с государством. Наиболее заметный пример — общественные слушания по вопросу строительства АЭС6, инициированные государством в соответствии с международными требованиями по процедурам согласования в ходе строительства такого рода объектов. Представители гражданского общества воспользовались законным правом стать партнёром в диалоге и принятии решений по важным для страны вопросам. Кроме нежелания и неготовности власти всерьёз рассматривать гражданское общество как партнёров в диалоге, слушания, с другой стороны, показали и неготовность третьего сектора к такому диалогу.
Ещё одной традиционной формой диалога с государством явилась разработка Концепции развития гражданского общества, инициированная Ассамблеей НПО. Симптоматично, что в ходе обсуждения и доработки проекта Концепция развития гражданского общества превратилась в Концепцию по содействию органов власти развитию гражданского общества.7 Основная цель и направленность этого документа — стать основанием для диалога с государством. Пока документ проходит обсуждения и согласования в рамках третьего сектора. При этом результаты проверки готовности государства к подобному диалогу с очевидностью показывают неосуществимость таких планов и надежд.
Несмотря на множественность и разнообразие субъектов гражданского общества, реализовывавших данный подход в течение 2009 г., его воплощением без сомнений можно считать «Ассамблею НПО». Это справедливо не только потому, что она активно действовала в рамках данного подхода и является крупнейшей ассоциацией в третьем секторе Беларуси, но также и потому, что Ассамблея воплощает основную установку на действия в актуальной ситуации.
В 2009 г. «Ассамблея НПО» проводила масштабное мероприятие — VI Конгресс НПО Беларуси.8 На самом меропри-
Лашкевич К. Как в Островце обсуждали АЭС: всеобщий «одобрямс»: http://news.tut.by/149632.html.
Дэмакратызацыя Беларуа пачнецца з дыялёгу дзяржавы i грамадзян-
скай супольнасъщ: http://belngo.info/view.pl/padzieji/2010-03-01. Вышковы прэс-рэлаз VI AcaM6Aei (Кангрэсу) НДА Беларуа: http:// belngo.info/view.pl/vi_kanhres.
6
7
ятии присутствовали более 300 представителей третьего сектора, предварительно прошли шесть региональных и шесть тематических круглых столов. Таким образом, в эти акции включилась значительная часть гражданского общества Беларуси, его самая активная часть. Главная задача конгресса состояла в определении стратегии действий на следующий период.
Основная дилемма состояла в том, следует ли сменить существующую структуру, формы и способы работы или оставить их без изменения. Несмотря на критику и признание исчерпанности прежних форм работы в актуальной ситуации, принятая на конгрессе стратегия подтвердила приверженность старым формам и способам действия.9 В немалой степени это связано с устойчивостью сформировавшейся структуры третьего сектора, которая диктует представления о возможном и необходимом, способах реализации целей и задач и т. д.
Таким образом, действия в рамках данного подхода продемонстрировали:
• отсутствие реальных шагов со стороны белорусских властей по улучшению условий деятельности НГО;
• сохранение за структурами гражданского общества позиции «претерпевающего» в отношениях с государством;
• неготовность структур третьего сектора к новым формам работы, а также недостаток ресурсов для проведения эффективных кампаний.
«Своя игра»
Второй подход состоял в использовании возможностей, предоставляемых созданием новой общеевропейской площадки для гражданского общества — Форума гражданского общества ВП. Подготовка к Форуму, включая работу с европейскими структурами и организациями гражданского общества внутри Беларуси, выступила дополнительным инструментом развития третьего сектора.
Активное включение белорусского гражданского общества в форматирование Форума, выдвижение собственных
Чавусау Ю. Посттрауматычны андром, альбо новае лiдерства // Часошс грамацюх актьтстау «Асамблея». 2009. № 1. С. 3 — 5.
предложений, разработка принципов отбора делегатов, программы проведения и повестки дня первого Форума явились важными консолидирующими факторами для создания пула НГО, лидером которого выступил консорциум ЕвроБеларусь. В этот пул вошли: консорциум ЕвроБеларусь, Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ), Белорусский институт стратегических исследований (BISS), «Асамблея НДА», общественная кампания «Будзьма», Движение «За свободу», Международный институт политических исследований (МИПИ), Офис за Демократическую Беларусь, БХК, «Зелёная сеть» и др.
В рамках подготовки к Форуму состоялась серия этапных мероприятий. В декабре 2008 г. проведена конференция «Усиление участия белорусского гражданского общества и органов местного самоуправления в программах Евросоюза: проблемы и перспективы». 22 апреля 2009 г. — конференция «Участие гражданского общества в инициативе Восточного партнёрства»10. В июле 2009 г. проведены общественные слушания «Гражданское общество и государство: механизмы взаимодействия». 19 октября состоялся круглый стол «Форум гражданского общества Восточного партнёрства: повестка дня для Беларуси», где предложены и обсуждены несколько стратегических предложений по действиям белорусской делегации на Форуме (от АГТ и ЕвроБеларуси11, BISS12, Движения «За свободу»13).
От консорциума ЕвроБеларусь выдвинуто предложение об изменении повестки дня Форума гражданского общества для создания процедурной и организационной базы для включения гражданского общества во взаимодействие государств-партнёров и ЕС14. В итоговой резолюции это предложение
10 Канферэнцыя «Удзел грамадзянскай супольнасщ Беларуа у шцыя-тыве Усходняга партнёрства»: http://eurobelarus.info/content/view/ 3101/164/
11 Егоров А. Форум гражданского общества Восточного партнёрства: повестка дня для Беларуси: http://eurobelarus.info/content/view/3529/53/
12 Мельянцоу Д. Для беларускай грамадзянскай супольнасщ вельмi важна актарызацыя...: http://eurobelarus.info/content/view/3535/53/
13 Лагвшец А. Форум грамадзянскай супольнасщ Усходняга партнёрства — як выклг'к:_http://eurobelams.mfo/content/view/3548/53/
14 Егоров А., Водолажская Т. Повестка дня для Форума гражданского общества Восточного партнёрства: http://eurobelarus.info/content/ view/3552/53/
было одобрено15, что явилось основанием для успешных действий на самом Форуме, состоявшемся 16—17 ноября 2009 г. В результате действий в рамках данного подхода:
• произошла консолидация ряда НГО в рамках подготовки и действий на Форуме гражданского общества программы «Восточное партнёрство»;
• в рамках «Восточного партнёрства» созданы возможности для расширения влияния и включения белорусского гражданского общества в качестве реального субъекта в белорусско-европейские отношения.
Вместе с тем образовавшиеся связи и достижения остаются слабыми и неустойчивыми.
Оценка и прогноз
Количественные характеристики деятельности третьего сектора — мероприятия, действия, люди, включённые в деятельность, и т. д. — задаются массовостью реализации первого подхода в деятельности общественных объединений. Качественные изменения и точки развития сектора лежат в обращении к установкам и ориентирам другой стратегии.
Итоги года показали, что в ходе реализации второй стратегии гражданское общество Беларуси смогло продвинуться в самоорганизации и развитии. Первая стратегия, в свою очередь, позволила очередной раз констатировать состояние дел в стране.
В отношении ближайшего будущего можно с уверенностью утверждать, что установки первого подхода будут оставаться превалирующими, поскольку они закреплены почти 20-летней практикой и потому плохо подвержены изменениям. В то же время развитие третьего сектора связано преимущественно с активизацией усилий в рамках второго подхода. Перспективы последнего связаны с устойчивостью работы пула общественных объединений, созданного в ходе подготовки Форума гражданского общества, лидером которого является ЕвроБела-русь. В то же время существует высокий риск потери темпа работы в аспекте адекватного реагирования на ситуацию.
Итоговая резолюция конференции «Форум гражданского общества: повестка дня для Беларуси»: http://eurobelarus.info/content/view/ 3553/164/