Научная статья на тему 'СМИ: точечная либерализация на фоне точечных репрессий'

СМИ: точечная либерализация на фоне точечных репрессий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексей Медвецкий

В 2009 г. сохранились ограничения на доступ к информации, монополия государства на распространение печатных изданий и неравенство рамочных условий работы для государственных и негосударственных общественнополитических СМИ. Вступивший в начале 2009 г. в силу новый закон «О СМИ», несколько упростив процедуру регистрации новых медиа, ввёл ряд дополнительных требований. Как результат, пяти изданиям отказано в регистрации уже в соответствии с новым законом, что привело к сокращению количества СМИ. В 2009 г. расшился перечень государственных и общественных институтов, оказывающих влияние на развитие белорусского медиа-сектора, – МИД, курирующее аккредитацию иностранных СМИ, Общественный координационный совет в сфере СМИ и Общественный совет по нравственности. Успехом 2009 г. следует признать включение представителей белорусских СМИ в состав Форума гражданского общества, который начал работу в рамках программы «Восточное партнёрство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ: точечная либерализация на фоне точечных репрессий»

СМИ: ТОЧЕЧНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ НА ФОНЕ ТОЧЕЧНЫХ РЕПРЕССИЙ

Алексей Медвецкий

Резюме

В 2009 г. сохранились ограничения на доступ к информации, монополия государства на распространение печатных изданий и неравенство рамочных условий работы для государственных и негосударственных общественно-политических СМИ. Вступивший в начале 2009 г. в силу новый закон «О СМИ», несколько упростив процедуру регистрации новых медиа, ввёл ряд дополнительных требований. Как результат, пяти изданиям отказано в регистрации уже в соответствии с новым законом, что привело к сокращению количества СМИ.

В 2009 г. расшился перечень государственных и общественных институтов, оказывающих влияние на развитие белорусского медиа-сектора, -МИД, курирующее аккредитацию иностранных СМИ, Общественный координационный совет в сфере СМИ и Общественный совет по нравственности.

Успехом 2009 г. следует признать включение представителей белорусских СМИ в состав Форума гражданского общества, который начал работу в рамках программы «Восточное партнёрство».

Тенденции:

• происходила точечная либерализация медийного пространства при сохранении доминирования государства в информационной сфере;

• сохранялось напряжение в узком сегменте общественно-политических СМИ;

• продолжение диалога Беларусь - ЕС и включение Беларуси в программу «Восточное партнёрство» расширило окно возможностей для белорусских медиа.

Итоги перерегистрации

Новый закон «О СМИ» вступил в силу 8 февраля 2009 г. В соответствии с документом все белорусские средства массовой информации должны были пройти перерегистрацию до 8 февраля 2010. По данным Министерства информации, перерегистрацию прошли 1075 печатных (713 негосударственных и 362 государственных), 212 электронных (154/58) СМИ, а также 6 информационных агентств (5/1). Не прошли перерегистра-

цию 230 печатных (179 негосударственных и 51 государственное), 17 электронных (5/12) СМИ, а также 3 негосударственных информационных агентства.

В течение 2009 — января 2010 г. в Беларуси зарегистрировано 150 новых периодических изданий и 2 информагентства. Таким образом, по состоянию на 8 февраля 2010 г., Государственный реестр средств массовой информации насчитывает 1439 СМИ, в том числе 1209 печатных и 230 электронных, а также 8 информационных агентств.

Как подчеркивают чиновники Мининформации, негосударственные СМИ занимают две трети информационного пространства республики. Обычно такая количественная статистика используется для демонстрации либеральной политики белорусского государства в сфере масс-медиа, однако, как уже не однократно отмечалось, большинство этих изданий являются рекламными или узкоспециализированными.

По подсчётам экспертов Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ), единственной белорусской общественной организации, которая проводит регулярный мониторинг состояния белорусского медиа-сектора, в стране насчитывается всего около 30 общественно-политических печатных изданий. Именно в этом узком секторе начинают действовать разнообразные ограничения, которые белорусское государство использует в отношении независимых СМИ и которые служат объектом критики независимых белорусских и международных наблюдателей.

Институциональные рамки белорусского медиа-сектора

Примером такого ограничения, в дополнение к уже принятому закону, служит постановление № 17, принятое Министерством информации 7 октября 2009 г. Как отмечают юристы БАЖ, новый закон «О СМИ» в целом упростил процедуру регистрации новых медиа за счёт ликвидации нормы о необходимом согласовании размещения редакции с местными исполнительными органами. Однако указанное постановление ввело в процедуру регистрации ряд дополнительных требований, в частности по соответствию квалификации главного редактора и редакционного помещения нормам законодатель-

ства. В результате этого нововведения как минимум пяти изданиям отказано в регистрации.

Можно было бы согласиться, что принятие этого постановления способствует повышению уровня профессионализма СМИ и журналистов. Однако чрезвычайная политизированность отношений негосударственных общественно-политических масс-медиа с государством практически не оставляет места для таких интерпретаций. Более того, существование в Беларуси таких институтов, как контроль идеологических отделов над предоставлением информации и аккредитация в её сугубо белорусской версии, существенно ограничивает работу журналистов и не способствует улучшению имиджа Беларуси за рубежом. В рейтинге «Свобода прессы 2009», который составляет международная организация «Репортёры без границ», Беларусь занимает 151-е место из 174 стран и имеет статус государства, в котором ситуация со свободой прессы вызывает «очень серьёзные опасения».

Другой пример институционального ограничения — изданный 6 февраля 2009 г. президентский указ № 65, устанавливающий персональную ответственность руководителей государственных органов за состояние работы со СМИ. В частности, согласно указу функция координирования работы государственных органов со СМИ по вопросам внутренней и внешней политики возложена на Администрацию президента РБ. Кроме этого, известны курьёзные случаи, когда служащие государственных органов согласовывают предоставляемую журналистам информацию с сотрудниками идеологических отделов. В результате, запрос журналиста о том, где в городе можно кататься на скейт-борде, может «зависнуть» в коридорах исполкома на несколько часов, чтобы вернуться с ответом: «Кататься можно везде».

Очевидно, что указ № 65 приведёт к тому, что в экстренных случаях государственные служащие не захотят рисковать и предпочтут перестраховаться, то есть попросту не предоставят информацию. Дефицит информации и медлительность СМИ наглядно проявились осенью 2009 г. во время эпидемии гриппа, когда государственные и негосударственные СМИ не справлялись со спросом граждан на актуальную информацию. Именно этот дефицит информации спровоцировал резкие

критические материалы в негосударственных изданиях, двум из которых были вынесены предупреждения.

Другим примером формального ограничения работы масс-медиа в Беларуси служит институт аккредитации журналистов. Эксперты БАЖ неоднократно отмечали, что в Беларуси аккредитация превратилась в разрешительный институт, дающий право на занятие журналистикой вообще, тогда как в международной практике аккредитация закрепляет за журналистом приоритетное право на получение информации. Проблемы с аккредитацией испытывают журналисты как зарегистрированных и внесённых в дистрибьюторские сети изданий («Народная Воля»), так и иностранных СМИ (телеканал «Белсат», радиостанция «Радыё Рацыя»).

Лучше всего проблему избирательного отношения белорусских властей к общественно-политическим СМИ демонстрирует случай «Европейского радио для Беларуси». 11 ноября Совет министров разрешил радиостанции открыть корреспондентский пункт, а следом белорусский МИД аккредитовал 12 сотрудников радиостанции. При этом телеканал «Белсат» и «Радыё Рацыя» в ответ на аналогичные запросы неоднократно получали отказы и до сих пор вынуждены работать в правовой тени. Тем не менее месяцем ранее, в октябре, на белорусский медиарынок без видимых проблем пришёл немецкий издательский дом «Axel Springer AG» с проектом журнала автомобильной тематики Auto Bild.

Общественные институты и СМИ

В 2009 г. институты, регулирующие или влияющие на деятельность СМИ в Беларуси, пополнились двумя общественными организациями. Общественный координационный совет (ОКС) в сфере СМИ создан в соответствии с пунктом 2 ст. 28 нового закона «О СМИ» постановлением Совета министров и впервые собрался 26 марта. На заседании Совета, кроме прочего, предложено создать единый кодекс журналистской этики, который объединил бы два существующих в Беларуси профессиональных кодекса (Белорусской ассоциации журналистов и Белорусского союза журналистов).

В ходе следующего заседания, 4 июня, Совет принял решение обратиться к руководству главных национальных дис-

трибьюторов печатных изданий «Белсоюзпечати» и «Белпоч-ты» с рекомендацией рассмотреть проблему с распространением некоторых негосударственных изданий. На тот момент 13 независимых изданий были исключены из государственной системы распространения. По состоянию на январь 2010 г., 6 газет по-прежнему отсутствовали и в каталоге «Бел-почты», и в киосках «Белсоюзпечати», а 5 газет и журнал АРХЭ распространялись либо только «Белпочтой», либо только «Бел-союзпечатью», либо на ограниченной территории.1

Общественный совет по нравственности, создание которого инициировали Белорусский экзархат Русской православной церкви и Союз писателей Беларуси, провёл учредительное заседание 8 июля. Своей целью совет определяет сохранение высокого уровня нравственности и моральной ответственности в белорусском обществе. Совет также планирует следить за содержанием белорусских СМИ, в том числе бороться за «чистоту Интернета».

Следует оговориться, что «общественный» статус этих советов является искусственным. ОКС в сфере СМИ создан постановлением белорусского Совмина, а Совет по нравственности учреждён при поддержке белорусского президента, поэтому оба органа скорее являются инициативами белорусского государства, а не общества. Но поскольку решения обоих Советов носят характер рекомендаций, появление таких институтов можно приветствовать. Они служат площадкой для диалога между государственными и независимыми экспертами, а также создают яркие информационные поводы и провоцируют дискуссии в белорусском обществе.

Неформальные институты

К неформальным институтам самоорганизации журналистов белорусских сетевых масс-медиа следует отнести инициативу «Чистый байнет», организованную БАЖ и гражданской кампанией «Будзьма разам». Кампания, ставящая цель перенести в Интернет профессиональные стандарты «традиционной» журналистики, стартовала в январе 2009 г. К сожалению, инициатива не получила должного развития: кампанию откры-

Данные мониторинга БАЖ.

то поддержали единичные сетевые СМИ. Нужно заметить, что похожая инициатива государственного информагентства Бел-ТА по созданию Ассоциации добропорядочных ответственных издателей Интернет-СМИ, заявленная в июне 2008 г., также не получила широкой поддержки сетевых изданий.

Можно сделать вывод, что, несмотря на законодательно неопределённый статус Интернет-СМИ, что создаёт благоприятные условия для самоорганизации профессионального сообщества и возникновения неформальных институтов регулирования сетевых СМИ, белорусские журналисты предпочитают держаться привычных разделительных линий.

Главным институциональным водоразделом является существование двух профессиональных ассоциаций: БАЖ и БСЖ. Как показал ряд круглых столов в июне и сентябре, представители двух организаций с трудом находят общий язык и встречаются в основном благодаря посредническим усилиям международных организаций — например, таких, как шведский институт повышения квалификации журналистов FOJO (июнь) или Минский офис ОБСЕ (сентябрь). Поскольку противоречия носят ценностно-идеологический характер и усугубляются неравным положением государственных и негосударственных СМИ, устранить разногласия между двумя профессиональными ассоциациями чрезвычайно сложно.

Фактор ЕС

С ноября 2006 г. белорусский медиа-сектор находится под особым вниманием Европейского Союза. Как известно, среди выдвинутых тогда 12 условий ЕС по улучшению взаимоотношений с официальным Минском вторым пунктом шло требование гарантировать свободу слова и уважать право белорусских граждан на получение независимой информации. Кроме этого, ЕС настаивал на устранении препятствий в работе журналистов и в распространении независимых изданий, а также на отмене статей Уголовного кодекса Беларуси № 367, 368, 369 и 369-1. Эти статьи устанавливают уголовную ответственность за клевету в отношении Президента Республики Беларусь и его оскорбление, оскорбление представителя власти, а также за дискредитацию Республики Беларусь.

Требования демократизации медийного сектора являются частью концепции «окна возможностей» для Беларуси, которую предложил Брюссель в октябре 2008 г. вместе с введением моратория на визовые санкции в отношении ряда белорусских чиновников. В апреле и ноябре 2009 г. Совет ЕС вновь высказался за продление моратория, сохранив требование демократизации сферы общественно-политических медиа. В январской и апрельской резолюциях Европейского парламента по Беларуси также содержались требования демократизации белорусского медиа-сектора.

Белорусские эксперты по-разному оценивают такую политику ЕС и сходятся в том, что изменения в сфере белорусских СМИ носят фрагментарный характер и не являются необратимыми. Например, несмотря на то что новый закон «О СМИ» упростил порядок регистрации масс-медиа, он же предполагает лишение СМИ регистрации после двух предупреждений Мининформации (с двумя предупреждениями, то есть на грани закрытия уже находится газета «Народная воля»). Кроме того, ряд журналистов независимых СМИ неоднократно получали отказы в аккредитации.

Информационная политика

Первого апреля произошло важное событие на восточном направлении. Телекоммуникационный отраслевой союз (ТОС) Беларуси, объединяющий кабельных операторов и эфирных вещателей республики, принял решение об исключении пяти российских телеканалов из белорусских кабельных сетей. В результате, из кабельного эфира исчезли «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», «Рен-ТВ» и ТУС1.

Мининформации объяснило это тем, что российские каналы не имели лицензии на вещание. Дирекция ТОС также отметила, что решение обусловлено желанием защитить отечественный рынок телерекламы в период экономического кризиса. По скорректированному прогнозу агентства ZenithOptimedia, в 2009 г. белорусский рынок рекламы действительно ожидало сокращение в среднем на 20%, в том числе на 22% — в секторе печатных СМИ и телевидения, 10% — в секторе радиорекламы, а в секторе

рекламы в Интернете, напротив, прогнозировался 15%-й рост.2

Но наибольший резонанс в СМИ, как водится, получила политическая интерпретация действий ТОС: белорусские власти подстраховались и закрыли национальное информационное пространство от неконтролируемого проникновения со стороны России. Такая точка зрения подтверждается чрезвычайно резкой реакцией высшего руководства Беларуси на первую в истории выездную пресс-конференцию, которую российский президент Д. Медведев дал приглашённым белорусским журналистам 23 ноября в Москве. Это событие воспринято в Минске как информационно-политическая интервенция, а президент Лукашенко назвал её «абсолютно бессмысленной встречей».

Заключение

Несмотря на количественное многообразие белорусского медийного сектора, наибольшее политическое напряжение по-прежнему наблюдается в узком сегменте общественно-политических печатных СМИ (около 30 изданий). Судьба именно этого сегмента вызывает наибольший интерес и беспокойство международных организаций, с которыми официальный Минск вынужден вступать в политический диалог в последние годы.

Следует признать, что в сфере СМИ белорусские власти проводят ту же политику «точечной либерализации», что и в сфере экономики, причём стимулом для изменений также выступают требования международных институтов, прежде всего структур ЕС. Поэтому несомненным успехом 2009 г. следует признать включение представителей белорусских СМИ в состав Форума гражданского общества, который начал работу в рамках программы «Восточное партнёрство». Благодаря этому у представителей белорусских независимых СМИ появился дополнительный рычаг воздействия на внутриполитическую ситуацию.

В 2009 г. увеличилось число государственных и общественных институтов, оказывающих влияние на развитие белорус-

Данные сайта МагкеИпд.Ьу.

ского медиа-сектора (МИД, курирующее аккредитацию иностранных СМИ, Общественный координационный совет в сфере СМИ и Общественный совет по нравственности). С одной стороны, это создало для государственных и негосударственных СМИ ряд правовых и неформальных препятствий (Положение об аккредитации иностранных СМИ, указ № 65), которые, например, в ситуации острого дефицита информации могут обернуться конфликтами между СМИ и контролирующими органами. С другой стороны, деятельность новых общественных институтов создаёт дополнительные информационные поводы и повышает интерес белорусских граждан к масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.