СМИ: ВызОВы ИНФОРМАЦИОННОй
безопасности требуют
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МЕДИА-ПОЛИтИКИ
Елена Артёменко
Резюме
В 2017 году и в Беларуси, и во всем регионе сохранили остроту вопросы информационной безопасности, возникающие из-за влияния российских медиа и недостатка финансирования национальных СМИ. Для Беларуси очередным подтверждением сложной ситуации в сфере контроля информационного пространства стало освещение учений «Запад-2017». Примером того, как традиционные СМИ могут проигрывать в конкуренции новым медиа, послужило освещение гибели солдата срочной службы А. Коржича. Белорусские власти начали поиск новых путей поддержания информационной безопасности и сохранения конкурентоспособности СМИ, не отказываясь от привычного притеснения независимых журналистов. Новым министром информации был назначен А. Карлюкевич, который сразу же заявил о подготовке новой редакции закона о СМИ, с изменениями, прежде всего, в отношении регулирования интернет-коммуникаций.
Тенденции:
• сохраняются внутренние и внешние вызовы информационной безопасности;
• экономический рост и некоторые инфраструктурные инновации улучшают ситуацию финансирования медиа, однако это в меньшей степени затрагивает традиционные СМИ;
• подходы властей к медиаполитике стали дифференцированными.
Вызовы для информационной безопасности
В течение 2017 года белорусские власти несколько раз столкнулись с тем, что проигрывают другим субъектам на информационном поле. Во-первых, это касается событий протестной весны 2017 года. Выступления против «декрета о тунеядцах» продемонстрировали потенциал для солидаризации в белорусском обществе вокруг общих социально-экономических проблем. Причем руководители протестного движения оказались способны организовывать и координировать выступления не только в Минске,
но и в регионах. В результате этого властям пришлось приостановить действие декрета. Но также последовала и жесткая реакция как в отношении протестующих на Дне Воли 25 марта 2017 года, так и в отношении журналистов независимых медиа.
Вторым значимым вызовом для информационной безопасности страны стало освещение совместных белорусско-российских военных учений «Запад-2017», проходивших 14—22 сентября. В результате нескольких попыток провокации со стороны российских СМИ и резко негативной оценки учений в медиа западных соседей многие белорусские эксперты заговорили о том, что Министерство обороны проиграло информационную войну. Более детальный анализ материалов ведущих медиа все же показал, что недружественное освещение учений не смогло повлиять негативно на репутацию Беларуси. Ведущие медиа подчеркивали открытость учений и эффективность работы пресс-служб, что позволило сохранить имидж Беларуси как суверенного субъекта, ориентированного на улучшение отношений с Западом1. Тем не менее информационные угрозы стали видны более отчетливо, что стало еще одной причиной начала существенных кадровых изменений в структуре управления медиасферой.
И, наконец, еще одной демонстрацией того, что белорусские власти не способны полностью контролировать информационное поле и общественное мнение, стала реакция общественности на смерть солдата-срочника Александра Коржича 3 октября 2017 г. в военной части в Печах. В результате широкого освещения трагедии в независимых СМИ и вмешательства общественности расследование обстоятельств смерти солдата было взято под контроль президентом. Изначально Министерство обороны и госСМИ уходили от освещения проблемы. Эксперты BelarusSecurityBlog перечисляют такие традиционные приемы официальных медиа, как замалчивание
Мельянцов, Денис. «"Запад-2017": проиграла ли Беларусь информационную войну?» Минский диалог. 29 Sep. 2017. Web. 5 Mar. 2018.<http://mmskdialogue.by/research/memorable-notes/zapad-2017-proigrala-li-belams-mformateionnuiu-vomu>.
проблемы, отрицание вины и ссылки на происки «пятой колонны»2. Однако результат скандала, когда под давлением общественности и независимых СМИ делу был дан ход, показал неэффективность старых методов информационного противостояния.
Таким образом, события 2017 года явственно показали белорусским властям, что мы живем в ситуации не потенциальных, а действующих информационных угроз (заметной тенденцией можно считать то, что все чаще белорусские эксперты по безопасности поднимают вопросы безопасности в медиасфере). Также становится очевидным, что традиционные методы отстаивания примата в информационном пространстве работают все хуже и важно использовать новые пути развития медиасферы, отвечающие вызовам современности. Эти вызовы характерны не только для Беларуси, но и для всех стран региона. Так, на Второй медиаконференции Восточного партнерства3 основным посылом экспертов было не осознание вызовов со стороны российского медиаполя, как это было на Первой медиаконференции в 2015 г., а поиск путей развития в этих условиях. Основными направлениями развития медиа в регионе эксперты видят эволюционные изменения в ответ на изменения поведения и предпочтений аудитории, необходимое развитие и применение новых технологий даже для традиционных медиа ипоиск путей экономической устойчивости.
Внутреннее и внешнее финансирование традиционных СМИ
Некоторое восстановление экономического роста в 2017 г. дает надежду на повышение финансовой устойчивости СМИ за счет рекламного рынка. Однако это коснется в
«Дело Коржича: очередной информационный провал Минобороны Беларуси.» Belarus Security Blog. 29 Sep. 2017. Web. 5 Mar. 2018.<https://bsWog.info/delo-korzhicha-ocherednoj-mformacionnyj-proval-minoborony-belarusi/>.
«The 2nd Eastern Partnership Media Conference.» Eap. Web. 5 Mar. 2018. <http://eap-mediaconference.eu/>.
первую очередь новых медиа. Сложно говорить о значительных перспективах увеличения финансирования традиционных СМИ, тем более независимых изданий.
После снижения рынка рекламы на 10% в 2016 г., в 2017 г. он пошел в рост. Темпы роста объема рекламного рынка составили 19%4, хотя прогноз относительно роста в 2016 г. ограничивался 6%. Общий объем белорусского рынка рекламы оценивается в USD 86 млн. По прогнозам экспертов, в 2018 году рост продолжится и достигнет 21%.
Динамика объема рынка рекламы в Беларуси
140 120 100 80 60 40 20 0
98
О
,„„ 116
108 ^j—^
70
81
II
104
80
86
72
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 f
Млн USD
Однако основным источником роста рекламного рынка становится реклама в сети Интернет. В то время как темпы роста объемов интернет-рекламы составили 30%, для рекламы на ТВ этот показатель достиг только 16% (ниже, чем для рекламного рынка в целом). Доля ТВ-рекламы продолжает сокращаться. Так, если в 2010 году реклама на телевидении составляла 60% всех рекламных затрат, то уже к 2015—2016 гг. показатель снизился до 49%, а в 2017 г. составил только 44%.
Синкевич, Наталья. «Рынок интернет-рекламы в цифрах.» WebExpert. Sep. 2017. Web. 5Mar. 2018.<http://www.webexpert.by/ wp-content/uploads/2018/02/Natalya-Sinkevich.-Ryinok-internet-reklamyi-Belarusi-v-tsifrah.pdf>.
Распределение рекламных бюджетов по каналам коммуникации 120-
100 80 60 40 20 0
59,6
62,4
59
14
12
5,4 7,6
38,2
43
39
9,5
10,5
3,8 ■
11,5 10,5
10 15,5 17,5
12,8 6 6
5 10,2 15,5 19,9
2012 2013 2014
38,5
5,3 12,2 4,2
18,1
33 3,8
9
4,2 8
8
3,8
27,2
17,9
2016 2017
2010 2011 | Интернет |
Радио
2015
Наружная реклама
Пресса
ТВ
По статистике Министерства информации5, в количестве печатных изданий продолжается медленный рост. Этот рост (с 1607 изданий в 2016 г. до 1659 по результатам 2017 г.) произошел в равной степени как за счет газет, так и за счет журналов, альманахов и других периодических изданий.
Рынок рекламы зависит не только от экономической ситуации, но и от развития инфраструктуры и правил игры. На рынке ТВ-рекламы в Беларуси по-прежнему не решен вопрос единого независимого субъекта измерений телесмотрения: на данный момент система финансируется прежде всего телеканалами, что ставит подходы к сбору данных в зависимость от их интересов. Также актуален вопрос включения в анализ данных просмотра ТВ с альтернативных устройств (компьютер,
5 введения о средствах массовой информации, информационных агентствах на 1 марта 2018 года.» Министерство информации РБ. 1 Mar. 2018. Web. 5 Mar. 2018.<http://mininform.gov.by/m/statistica-m/>.
мобильный телефон) в условиях активного развития смарт-ТВ. В 2017 г. на рынок радиорекламы начал выходить инфраструктурный игрок, предлагающий общий сервис по продаже рекламы, измерению аудитории и мониторингу радиоэфира Adbuy (то, что так и не удается продвинуть для рынка рекламы на ТВ). Однако, как и в случае сбора данных о телесмотрении, финансирование системы ложится на плечи радиостанций, а не рекламодателей, что может определенным образом влиять на принятие решений по выработке общих подходов сбора и анализа данных.
Динамика количества печатных изданий
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
гч о г*1
Щ Число журналов и других периодических изданий ] Число газет I I Печатных изданий, всего
Если говорить об изменениях с точки зрения законодательства, их можно ожидать от новой Концепции развития рекламного рынка, разработку которой в 2017 г. начало Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Однако изменения коснутся в первую очередь либерализации регулирования наружной рекламы и ужесточения регулирования рекламы в Интернете и социальных сетях, что может повлиять на традиционные
медиа только косвенно (замедлив рост доли интернет-рекламы).
По информации Министерства финансов, на которую ссылаются эксперты Белорусской ассоциации журналистов в своем отчете6, государственные расходы на СМИ, значительно сократившиеся в 2016 г. (с EUR 60 млн до EUR
45 млн), в 2017 г. практически остались прежними (EUR
46 млн), и на 2018 г. также не запланировано сколько-нибудь существенного роста (EUR 48 млн).
Дифференцированный подход властей к управлению информационным полем
В отсутствии перспектив повышения финансовой устойчивости традиционных СМИ и в ответ на актуальные внутренние и внешние вызовы контролируемости меди-аполя, белорусские власти вынуждены были применять дифференцированный подход к управлению информационным пространством. С одной стороны, в ответ на относительно широкие социально-экономические протесты весной 2017 г. ужесточилось притеснение независимых медиа. Эксперты Белорусской ассоциации журналистов считают это ужесточение беспрецедентным со времен президентских выборов 2010 г. В 2017 г. ими были зафиксированы 101 задержание журналистов (в 2016 г. их было только 13) и 69 случаев штрафов за сотрудничество с иностранными СМИ без аккредитации (практика была приостановлена в 2016 г., когда журналисты по статье 22.9 были оштрафованы в только в 10 случаях). Кроме того, 31 марта в двух офисах, в которых работали журналисты телеканала «Белсат», после обысков было изъято оборудование7.
Однако необходимость поддерживать позитивные тенденции в отношении с Западом вместе с наличием внешних угроз привели к попыткам властей делать шаги
6 «СМИ в Беларуси, №1(54) 2018. Итоги 2017 года.» Белорусская ассоциация журналистов. Web. 5 Mar. 2018. <https://baj.by/sites/default/ files/analytics/files/smi-01542018-ru.pdf>.
7 Там же.
навстречу независимым медиа. Так, после встречи Александра Лукашенко с главным редактором газеты «Народная Воля» Иосифом Середичем в подписные списки «Белпочты» и систему распространения «Белсоюзпечать» были возвращены 9 независимых изданий, исключенных почти 11 лет назад.
Необходимость отвечать на вызовы современности привела к тому, что осенью 2017 г. началась череда значительных кадровых изменений в сфере средств массовой информации. 28 сентября 2017 г. Александр Лукашенко назначил Александра Карлюкевича министром информации. Новый министр сразу заявил о готовящейся редакции закона о СМИ, изменения в котором коснутся в первую очередь новых медиа. Тенденция замены основных функционеров медиасферы продолжится в начале 2018 г., и как в случае с министром информации, речь не идет о претензиях в адрес предыдущих руководителей, а о необходимости омоложения кадров и развития новых подходов в управлении информационным полем.
заключение
Внутренние и внешние вызовы для информационной безопасности страны заставляют государство применять дифференцированные подходы в управлении медиасфе-рой. С одной стороны, ужесточаются притеснения независимых журналистов, когда возникает опасность потерять контроль над общественным мнением. С другой стороны, необходимость укреплять национальную информационную систему и поддерживать развитие отношений с Западом заставляет государство идти на некоторые уступки для независимых СМИ. Несмотря на восстановление экономического роста и рост рекламного рынка, сложно ожидать повышения финансовой устойчивости традиционных медиа. Также не ожидается повышения государственного финансирования медиасферы. Однако в попытке отвечать вызовам современности в 2017 г. начались кадровые изменения для омоложения руководства в сфере средств
массовой информации. В будущем году можно ожидать попыток реформирования и обновления сферы средств массовой информации, однако существенного прогресса при отсутствии дополнительных инвестиций добиться не удастся. Защищать информационное пространство страны по-прежнему придется ограничительными мерами, что, в том числе, оставляет независимые медиа под угрозой притеснения.