ОБРАЗОВАНИЕ: NO PROBLEMS,
ИЛИ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПО-БЕЛОРУССКИ
Светлана Мацкевич Резюме
В 2009 г. белорусское образование пребывало в ситуации незавершённого самоопределения. Начатая в 1990-е реформа образования свернута, её результаты практически не обсуждались, не предлагались новые идеи и концепты развития. В то же время декларируется готовность приступить к «европеизации» образования в рамках Болонского процесса. Структура поля образования остается неизменной: основным игроком выступает государство. Принятый в первом чтении проект Кодекса об образовании является ведомственно-инструктивным документом, направленным на закрепление позиций государства в управлении образованием и тотального контроля над деятельностью учебных заведений всех типов и уровней. Вопрос о том, что может стать источником и стимулом для нового витка развития системы образования, по умолчанию присутствует, но он не включён в повестку дня образовательной политики в частности и государственной политики в целом.
Тенденции:
• количественные показатели системы образования остаются удовлетворительными, в то время как положительная динамика качества образования отсутствует;
• государство безраздельно доминирует в сегменте образования;
• заявлены новые инициативы в сфере неформального образования;
• сохраняется дисбаланс между системой образования и рынком труда;
• курс на «болонизацию» образования пока никак не отразился на особенностях государственной политики в этой сфере.
От уровней и сегментов образования к проблематике управления
Систему белорусского образования принято описывать как «уровневую», включающую дошкольное, школьное, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и последипломное образование.
Согласно статистическим данным, по сравнению с 2008/ 2009 уч. г. количество общеобразовательных учреждений уменьшилось на 85 (на 2,2%), в том числе начальных школ —
на 8, базовых — на 73, средних — на 20 единиц. Уменьшение числа учебных заведений вызвано как демографическим фактором — общий контингент учащихся уменьшился на 74 790 чел., или на 7,1%, так и политическим — во исполнение Декрета президента от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» система общего среднего образования должна обеспечить переход с 10-летнего на 9-летний срок получения общего базового и с 12-летнего на 11-летний срок получения общего среднего образования.
В 2009 г. возросло количество учащихся в профессионально-технических училищах на 6.7 тыс. по сравнению с 2008 г. Общее количество учащихся на этом уровне составило 105.7 тыс. чел. Контингент обучающихся на уровне среднего специального образования составил 166.7 тыс. чел. (в 2008 г. — 158.2 тыс.); в 2009/2010 уч. г. в вузах обучалось 430.4 тыс. студентов (в 2008/2009 - 420.7 тыс.).
В государственной системе образования 2009 г. прошёл под лозунгом оптимизации системы в целом, наращивания экспорта образовательных услуг, а также доли платных услуг в профессиональном образовании. Численность учебных заведений составила около 9 тыс., в них продолжало обучаться свыше 2 млн воспитанников, учащихся и студентов. В образовании Беларуси работает около 450 тыс. работников отрасли, в том числе свыше 230 тыс. педагогических работников.
Что означает оптимизация системы образования? Скорее всего, этот процесс заключается в переформатировании и переименовании учебных заведений. Так, по данным министерства образования, в 2009 г. 109 дошкольных учреждений перепрофилировано в дошкольные центры развития, санаторные дошкольные учреждения; 713 групп - в специальные санаторные группы, пункты коррекционно-педагогической помощи. Организовано 7825 групп, которые посещают 132.5 тыс. детей (самый высокий показатель в г. Минске — 1482 группы).
Согласно отчёту Минобразования, активно внедряются новые формы организации дошкольного образования с кратковременным режимом пребывания детей в дошкольных учреждениях — от 2 до 7 часов (всего таких групп 1247; в 2008 г. — 347). На 16 единиц возросло количество гимназий. Снизилось количество лицеев. Развивается сеть учебно-педа-
гогических комплексов «детский сад — школа». Из 973 общеобразовательных учреждений данного типа 945 (97.1%) расположены в сельских населенных пунктах.
На всех уровнях системы профессионального образования не наблюдается увеличения числа учебных заведений. Процессы переименований и оптимизации практически остановлены, в качестве приоритетного направления в этой сфере выбрано привлечение иностранных граждан на обучение в белорусские вузы. В 2009 г. в вузах Беларуси обучалось 9048 иностранных граждан из 84 зарубежных государств (в 2008/ 2009 уч. г. - 7537, в 2007/2008 - 6568 чел.). Такой уровень мобильности студентов можно считать достаточно высоким, если сравнивать его с соседними странами, вступившими в ЕС, — Латвией, Литвой и Эстонией. Но эти цифры несопоставимыми с данными по международной мобильности в развитых странах, например Германии.
Таблица 1. Мобильность студентов (2007)
Количество студентов, обучающихся за границей, чел. Доля выезжающих студентов, % от общего числа Международная мобильность, чел.
Беларусь 14 802 3 4 423
Чехия 7 361 2 24 483
Эстония 3 245 5 966
Латвия 3 858 3 1433
Литва 6 762 4 1901
Польша 32 887 1 13 021
Украина 26 727 1 29 614
Германия 77 516 206875
Источник: ЮНЕСКО, http:// stats.uis.unesco.org/unesco/
На уровне последипломного педагогического образования происходит переименование областных Институтов повышения квалификации в Институты развития образования. Однако отследить, насколько такая реорганизация системы повышения квалификации привела к изменению содержания и качества образования, пока не представляется возможным.
Статистический обзор системы образования в соответствии с принятыми «уровневыми» критериями явно недостаточен для понимания проблематики этой сферы. За вполне благополучными цифрами контингента и количества учеб-
ных заведений трудно увидеть структуру деятельности на уровне управления и принятий решений в образовании, а также сделать заключение о человеческом потенциале Беларуси.
Министерство образования не использует сегментное описание системы образования — по форме собственности (государственное и частное) или по типу (образование взрослых, непрерывное и т. д.) — для проведения анализа и оценки. Попытаемся в первом приближении компенсировать недостаток в сегментном описании системы образования.
Частное образование
Можно с уверенностью сказать, что в Беларуси создана и функционирует система частного образования на всех уровнях. Хотя за последнее десятилетие количество частных учебных заведений не увеличивалось.
Частные учебные заведения нельзя считать полностью независимыми от государства. Ректоры частных вузов назначаются Министерством образования. Государство продолжает контролировать частные учебные заведения и регулирует их деятельность через процедуры аккредитации и лицензирования, равно как и через налоговую систему. Отсутствует система дотаций и государственных инвестиций в частную сферу образования.
Количество частных школ, обеспечивающих получение общего среднего образования, в 2000 г. составляло всего 15 с контингентом учащихся 1104 чел. и к 2009 г. снизилось до 9 с контингентом учащихся 586 человек. Численность же дневных школ государственной формы собственности в 2009 г. составила 3656 с контингентом учащихся 996 077 чел.
Выпуск специалистов частных профессиональных учебных заведений (10 ссузов и 12 вузов) в 2000 г. составляло всего 11.5% от общей численности выпускников вузов и 9.9% от выпускников ссузов. Значительное увеличение численности студентов частных вузов и ссузов наблюдалось в 2003 г. (приблизительно на 20 тыс.), позже их количество оставалось практически неизменным вплоть до 2009 г. Основными профилями подготовки в частных учебных заведениях являются экономика, право и гуманитарные науки.
Бизнес-образование
За 15 лет независимости в Беларуси создана система независимого бизнес-образования, где осуществляется крастко- и среднесрочная подготовка по многим направлениям бизнеса (особенно в области менеджмента и управления человеческими ресурсами). Оценить количественно и качественно масштабы и результаты бизнес-образования в негосударственных структурах не представляется возможным, поскольку отсутствуют точные статистические данные. О росте таких структур можно судить только по проводимой активной рекламе и освещении их деятельности на шеЬ-сайтах1. На фоне роста структур бизнес-образования только два учреждения имеют программы МВА: Институт приватизации и менеджмента и Институт бизнеса и менеджмента технологий при БГУ.2
Затраты на образование
По данным национальной статистики, в период 1998 — 2004 гг. удельный вес расходов на образование колебался в пределах 6.1—6.6% ВВП. С 2005 по 2008 гг. происходило снижение расходов на образование с 6.4 до 5.15% от ВВП. Однако снижение государственных расходов на образование успешно компенсировалось организацией платной формы обучения. Так, плата населения за образовательные услуги составляла большую часть доходов государственных вузов. В 2009 г. численность студентов, оплачивавших обучение в госвузах, составила около 61% от общего числа студентов; в ссузах эта цифра составила около 50% (рис. 1, 2).
Граждане Беларуси предпочитают платное образование в государственных учебных заведениях, хотя стоимость услуг в частных и государственных вузах и ссузах практически одинакова. Сформировано устойчивое общественное мнение, что в частных учебных заведениях качество образования ниже, чем в государственных учебных учреждениях. Государственные вузы и ссузы пользуются сложившейся
ТиТ.Ьу: http://jobs.tut.by/staff-agencies.phtml; Институт приватизации и менеджмента: http://www.ipm.by/; http://www.krconsult.org/about/ аЬои^/1.Мт1.
Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ: http://www.sbmt.by.
ситуацией на рынке и стараются её закрепить через правила приёма в профессиональные учебные заведения. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на бесплатное и платное отделения государственных учебных заведений, имеют возможность поступить в частные учебные заведения, в которых конкурс проходит позже. В итоге, контингент студентов частных учебных заведений большей частью формируется по остаточному принципу.
Рис. 1. Распределение учащихся по формам платы за обучение в государственных вузах (2009 г.)
□ За счет бюджетных средств
□ За счет собственных средств
□ За счет средств организаций
Рис. 2. Распределение учащихся по формам платы за обучение в ссузах (2009 г.)
□ За счет бюджетных средств
□ За счет собственных средств
□ За счет средств организаций
В Беларуси при полном охвате населения средним образованием формируется огромный спрос на образовательные услуги профессиональных учебных заведений. Спрос, исходящий от потребителей образовательных услуг, ориентирован преимущественно на получение диплома об образовании и гарантии будущего социального статуса. Прагматика и чёткая ориентация на будущую трудовую деятельность отходят на второй план. Сформированная таким образом потребность в образовании не порождает первичного заказа на профессию со стороны населения и обеспечивает неоправданное доверие к действующей системе образования.
1%
Государство успешно контролирует эту ситуацию для привлечения финансовых средств граждан в образование. Используя административный, правовой и финансовый механизмы, оно направляет эти инвестиции преимущественно в свой сектор образования, а не в частный, продолжая контролировать содержание и качество подготовки специалистов. Такая система регулирования отношений в значительной мере сдерживает расширение сферы образовательных услуг и формирование цивилизованного рынка в этой сфере, а также сужает самостоятельность учебных заведений как внутри государственного, так и частного сектора.
Неформальное образование
В системе неформального образования Беларуси статистические исследования и учёт студентов широко не ведутся. Но созданная за годы независимости система неформального образования сегодня во многом задаёт моду на инновации в образовании и компенсирует выполнение тех функций, которые не выполняет государство. К неформальному образованию относят конфессиональное образование, проводимое церквями; гражданское образование, проводимое структурами третьего сектора; интеллектуальное и научное образование; бизнес-образование и т. д.
Некоторые устойчивые инициативы неформального образования, являясь по типу организации и деятельности типичными НГО, не относят себя к этой сфере и самоопределяются иначе.3 Только на сайте NGO.by зарегистрированы 432 образовательные и 383 профессиональные организации.
2009 стал годом деклараций новых образовательных инициатив со стороны частных и неправительственных организаций. Как минимум три инициативы заявлены публично, положено начало их реализации.
1. Агентство гуманитарных технологий (АГТ) — Центр социальных инноваций (ЦСИ) с группой партнёров (Фонд им. Л. Сапеги, Фонд правовых технологий, консорциум
К концу 1990-х гг. неправительственные организации Беларуси негласно начали подразделять на прогосударственные (ГОНГО) и «настоящие» НГО.
«ЕвроБеларусь» и др.) объявили о запуске долгосрочной программы по созданию Университета. Начиная с сентября 2009 г. на площадке АГТ—ЦСИ проводился методологический семинар по разработке идеи университета4, а в декабре основные положения новой Концепции университета представлены на суд общественности5. Будущий университет видится авторами Концепции не только как учреждение образования, но — и в первую очередь — как место выращивания национальных и проектных элит и культивирования современного мышления.
2. В декабре объявлена инициатива по подготовке элиты для экономики Беларуси на базе Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, который создан в Киеве как совместный проект KSE, KEI, EERC и SITE, финансируемый SIDA и USAid через Eurasia Foundation.6 В начале 2010 г. объявлен набор аспирантов по модулю «Макроэкономика». Обучение будет вестись на английском языке.
3. Белорусский коллегиум (А. Антипенко, В. Акудович и др.) объявил о начале нового проекта по созданию Белорусско-американского университета. Идея проекта не вполне ясна, в основном декларируется направленность на повышение качества образования и обучение за рубежом. Сделаны первые шаги по рекрутингу белорусских абитуриентов на обучение.7
Продолжают функционировать и расширяться образовательные программы неправительственных организаций (Солидарность, ПОСТ, Белорусская ассоциация журналистов, Рада, Третий сектор, ВИТ, Фокус-группа, АКТ и др). Заявлены инициативы по развитию дистанционного образования. Таким образом, поле образовательных инициатив, особенно университетских, выглядит достаточно разнообразным и со-
См.: Методология.Ьу: http://www.methodology.by/index.php?option = com_content&task = view&id = 409&Itemid = 35.
См.: Эксперты: Ни один белорусский вуз не вправе называться университетом: http://zautra.by/cont/cmt_see.php?sn_md = 5505&sn_cat = 19&cmt_art_id = 5505&cmt_art_cat=19.
Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр: http://www.beroc.by/rus/events/e5e3a0639e6c3a80.html. Беларуси Калепюм: http://baj.by/belkalehium/study.htm.
4
временным, располагаясь в тренде европейских и мировых образовательных новаций. Однако есть несколько проблем, которые препятствуют реализации этих идей.
Почему идеи классического и элитарного образования начинают возникать в секторе неправительственных организаций, не имеющих ни устойчивых традиций, ни практики университетского образования? Объяснить это можно только тем, что за предыдущее десятилетие из сферы государственного образования в сектор НГО оказалась вытесненной (или маргинализированной) значительная и наиболее прогрессивная часть специалистов.
Между тем «затухание» политических процессов естественным образом породило зону, где можно апробировать те идеи, которые ещё десять лет назад казались фантастическими. В этой ситуации серьёзной проблемой становится конкуренция внутри самого негосударственного сектора, в результате которой процессы развития сдерживаются личными амбициями и фиктивными коммуникациями.
Во многом скепсис по созданию независимого университета связан с ограниченностью ресурсов и противодействием государства. Агрессивную реакцию со стороны государства можно погасить внешним фактором, который исходит от европейских структур. Программа «Восточное партнёрство» становится важным и привлекательным направлением в белорусской государственной политике.8
В свою очередь, представители белорусских НГО, активно участвуя и лидируя в создании Форума гражданского общества, заложили организационную основу для включения в двусторонний переговорный процесс между Европой и правительством Беларуси третьей силы — независимых экспертных структур, неправительственных организаций и т. д.9 Оценивая данную тенденцию как позитивную, мы считаем её недостаточной для укрепления независимых образовательных субъектов внутри Беларуси.
Егоров А., Водолажская Т. Policy Paper: АГТ — ЕвроБеларусь: повестка дня для Форума гражданского общества: http://eurobelarus.info/ content/view/3552/53/; http://eurobelarus.info/content/view/3611/53/ Сглщкш В. Форум грамадзянскай супольнасщ Усходняга партнёрства: наступныя крою: www.belinstitute.eu.
8
Болонский процесс: прогнозы сбываются
В 2009 г. официально заявлено о том, что Беларусь всё-таки готовится к вступлению в Болонский процесс. Большинство экспертов оценивают такое решение как позитивное и важное, хоть и очень запоздалое.10 Специалисты соглашаются с общей постановкой вопроса, но выражают обеспокоенность тем, что согласование с принципами и нормами европейского образования будет проходить на формальном, а не содержательном уровне.
Министр образования А. Радьков заявил, что присоединение к Болонскому процессу не затронет идеологических и содержательных рамок белорусского образования. Но именно это и является главной проблемой в сближении систем высшего образования Беларуси и Европы. Несмотря на статистические достижения в сфере высшего образования, достигнуть соответствия основным рамочным принципам Болонского процесса будет очень сложно. Введение двуступенчатой системы подготовки и кредитных зачетных показателей - это всего лишь вопрос времени и техники.
Основная проблема заключается в соответствии белорусской высшей школы ключевым принципам европейского образования:
• обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
• придание «европейского измерения» высшему образованию (ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования;
• обеспечение академических свобод для университетов;
• формирование демократичной схемы управления образованием.
2010 объявлен правительством Годом качества. Публичный дискурс по этой проблематике в большинстве случаев сводится к обсуждению параметров качества образования, а не процедур и методов его оценки. Самой большой проблемой, с которой столкнётся белорусское правительство при
См.: http://belapan.com/archive/2010/02/08/eu_eu1928/
демонстрации качества подготовки в высшей школе, — это обеспечение независимости международной и национальной экспертизы.
Проблема качества начинает осознаваться чиновниками не только как мода и требование, предписанное Болонской декларацией. Основной импульс идёт изнутри — от рынка труда. Для внедрения инноваций в производство и проведение необходимых реформ в политической и социокультурной сфере требуются специалисты и управленцы, имеющие комплексную квалификацию. Профессионалы, не только знающие свой предмет, но и способные вести переговоры, правильно анализировать ситуацию, проектировать и программировать будущее, принимать оперативные и долгосрочные решения.
К сожалению, подготовка менеджеров и экономистов до сих пор строится по естественнонаучному (производственному) принципу, а не гуманитарному. Так, в 2009 г. выпуск в вузах по экономическим специальностям составил 22 512 чел., по гуманитарным — 2660 (в 8.5 раз меньше). Постепенное сворачивание гуманитарной подготовки и сведение её содержания к идеологическим установкам серьёзно осложняют ситуацию в плане накопления человеческого ресурса, способного воспринимать новые идеи и осуществлять перемены в стране. Не меньшее беспокойство вызывает состояние функциональной грамотности населения.
Анализ экономических, демографических и политических факторов показывает, что в настоящее время в Беларуси отсутствуют значимые причины для запуска реформы высшего образования.
Образование и рынок труда: без перемен
Данные официальной статистики позволяют заключить, что выпуск специалистов профессиональных учебных заведений плохо согласуется с зарегистрированной потребностью в кадрах на рынке труда. В основном увеличивается выпуск специалистов с высшим образованием, а требуются преимущественно кадры рабочих профессий с более низкой квалификацией.
По данным Минобразования, среди почти 1000 безработных выпускников 83.4% — это те, кто обучался за счёт вне-
бюджетных средств, из них 350 — экономисты, 170 — юристы и 162 — преподаватели. При этом со стороны населения спрос на экономические и юридические специальности при поступлении в вузы продолжает оставаться высоким. Учреждения образования, особенно вузы, оказываются в ситуации, когда, с одной стороны, имеется высокий спрос на услуги образования со стороны населения, с другой — рынок труда не в состоянии поглотить уже имеющийся запас квалификации именно по тем направлениям, по которым обнаруживается спрос на образование.
Рассогласование между системой образования и рынком труда частично преодолевается через регулирование приёма в высшие учебные заведения и введение распределительной системы при выпуске специалистов. Однако за счёт регулирования приёма в вузы не удаётся достичь баланса в ряде отраслей. Плановая система образования с опозданием реагирует на спрос: пока вузы пересматривают планы приёма и готовят новых специалистов, работодатели частично ликвидируют дефицит в кадрах за счёт инвестиций во внутрифирменную переподготовку.
Вопрос необходимости обязательного распределения неоднократно поднимался и обсуждался в СМИ на протяжении всего 2009 года. Минобразования склонно сохранить эту систему. Активно применяется норма о возмещении затрат государства на образование, если выпускник отказывается от рас-пределения.11 Эту меру Минобразования оправдывает финансовыми соображениями, декларируя также её рыночный характер. Мы придерживаемся другой точки зрения, оценивая обязательное распределение выпускников как средство по закреплению советской административной системы. Кроме того, такие действия министерства в обязательном порядке должны подвергаться экспертизе на предмет соблюдения прав человека.
Система образования не успевает реагировать на потребности рынка труда не только по номенклатуре и списку необходимых специальностей и квалификаций, но — и в особен-
Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255 «О возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста».
ности — по качеству подготовки и оказываемых образовательных услуг. Наиболее медленно растёт и повышается квалификация не тех, кто учится, но тех, кто учит, то есть самого профессорско-преподавательского состава.
«Переходный» и стабилизирующий буфер между системой образования и рынком труда (службы занятости и кадровые агентства, госсектор и неформальная экономика) функционирует одновременно в разных режимах: плановом и рыночном — и позволяет обеспечивать кадрами как государственный, так и частный секторы экономики. В комплексе с самостоятельными усилиями граждан эта система позволяет, так или иначе, удовлетворять потребность в кадрах и стабилизировать спрос и предложение на рынке труда.
Кодекс об образовании: инновация или возврат в прошлое?
В 2009 г. на осенней сессии национального парламента в первом чтении принят Кодекс об образовании. Правительство и парламент презентуют Кодекс как инновацию в системе образовательного права. Согласиться с этим очень трудно по многим основаниям. Во-первых, проект Кодекса об образовании представляет собой механистически объединённую версию уже действующих законов об образовании.
Во-вторъх, значительно сужены и формализованы принципы и направления образовательной политики. Так, исключены основные принципы национально-культурного характера образования и гуманитаризации образования. Многие термины и определения выглядят выхолощенными и бессодержательными. В особенности это относится к понятиям образовательной деятельности, образовательных стандартов и образовательных программ, уровней и ступеней образования. Из Кодекса исключён принцип программирования государственной образовательной политики. Заявленный принцип светскости тут же отменяется положением о том, что во внеурочное время учреждения образования могут заключать договор о сотрудничестве с религиозными организациями по согласованию с правительством и президентом.
В-третьих, значительно сужен круг субъектов образования. В основном Кодекс нормирует и регулирует до мельчай-
ших подробностей деятельность педагогов и учащихся, но практически никак не регламентирует деятельность государственных служащих в системе управления образованием и других работников образования — научных сотрудников, методистов и др. В Кодексе никак не обозначена деятельность частных учебных заведений. Ранее действующий принцип общественно-государственного управления образованием (в версии Закона об образовании 1991 г.) переформулирован в государственно-общественный характер управления образованием.
Деятельность общественных организаций фактически ограничивается правом государства определять степень «политизированности» их целей. Жёстко ограничивается перечень типов учреждений образования и задаётся механизм их лицензирования, что фактически приостанавливает процесс создания учебных заведений нового типа в сфере неформального и дополнительного образования.
В-четвёртъх, изъята статья закона об академических свободах и хозяйственной самостоятельности учебных заведений. Недостаток этих принципов заменяется механизмами административного контроля и подчинения.
В целом, Кодекс является ведомственно-инструктивным документом и направлен на закрепление позиций государства в управлении образованием и тотального контроля над деятельностью учебных заведений всех типов и уровней. Признать данный Кодекс прогрессивным, направленным на создание условий для развития и реформирования системы образования, не представляется возможным.
Прогноз
На основании анализа событий и тенденций 2009 г. можно сделать следующий прогноз.
1. Учреждения образования на всех уровнях и ступенях будут продолжать функционировать в прежнем режиме подчинения и контроля со стороны государства. Государство будет закреплять свой абсолютный приоритет в области управления и идеологического контроля как законодательно, так и организационно. Кодекс об образовании будет принят парламентом во втором чтении независимо от общественной дис-
куссии, а Министерство образования получит карт-бланш для реализации своих замыслов и в отношении неформальной сферы образования, и в аспекте обеспечения рынка труда кадрами соответствующей квалификации. Но одновременно с обретением полномочий данное ведомство получит и всю полноту ответственности за состояние системы образования в Беларуси. Вопрос лишь в том, кто и за что будет спрашивать государство за реализуемую политику в области образования.
2. Формирование новых субъектов образования будет идти медленными темпами. Ждать появления общественных инициатив «снизу», со стороны руководства учебных заведений и педагогической общественности, пока не приходится. Потенциально в качестве таких субъектов могут выступить независимые экспертные сообщества, НГО, которые при условии согласования своих действий, поддержке СМИ и зарубежных партнёров, смогут укрепиться ресурсно и интеллектуально.
3. Можно предсказывать вступление Беларуси в Болонс-кий процесс и другие европейские образовательные программы — как в рамках «Восточного партнёрства», так и программ, объявленных Еврокомиссией. Насколько открываемые возможности и преимущества будут использованы на благо граждан или запуск процессов реформирования, зависит от степени критического отношения правительственных структур к собственным действиям и их способности вступать в диалог с представителями гражданского общества. В случае отсутствия таких установок — что вполне вероятно — преимущества Болонского процесса будут нейтрализованы фиктивно-демонстративным, формальным характером его протекания в местных условиях.