Научная статья на тему 'Третий энергетический пакет и проблемы газообеспечения европейского Союза'

Третий энергетический пакет и проблемы газообеспечения европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1750
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОСТАВОК ПРИРОДНОГО ГАЗА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ЕС / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (СПГ) / ЗЕЛЕНЫЕ КНИГИ ЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев П. А.

Исследуются основные тренды в энергопотреблении Европейского Союза (ЕС), выявлена растущая значимость природного газа. Проанализированы первая (1998), вторая (2003) и третья (2009) газовые директивы ЕС, показано их воздействие на региональный газовый рынок. Особое внимание уделено политике обеспечения газои энергобезопасности региона, проблемы долгосрочного экспорта и импорта природного газа рассмотрены с учетом новых рыночных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третий энергетический пакет и проблемы газообеспечения европейского Союза»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

37 (178) - 2012

УДК 339.923:061.1:339.97

ТРЕТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ И ПРОБЛЕМЫ ГАЗООБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

П. А. СЕРГЕЕВ,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра промышленных и инвестиционных исследований E-mail: p. sergeev@ imemo. ru Институт мировой экономики и международных отношений РАН

Исследуются основные тренды в энергопотреблении Европейского Союза (ЕС), выявлена растущая значимость природного газа. Проанализированы первая (1998 г.), вторая (2003 г.) и третья (2009 г.) газовые директивы ЕС, показано их воздействие на региональный газовый рынок. Особое внимание уделено политике обеспечения газо- и энергобезопасности региона. Проблемы долгосрочного экспорта и импорта природного газа рассмотрены с учетом новых рыночных тенденций.

Ключевые слова: Евросоюз, энергопотребление, безопасность поставок природного газа, энергетическая политика, Третий энергетический пакет ЕС, сжиженный природный газ (СПГ), Зеленые книги ЕС.

Проблемы ресурсо- и энергообеспечения стран Евросоюза начиная с 1970-х гг. решались на основе интенсификации использования газообразного топлива. К середине 1990-х гг. в мировом топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) на потребление природного газа приходилось в среднем 25,4 % (1996 г.). В ряде стран региона эта величина уже тогда была существенно выше средней: в Австрии - 30,3 %, Италии - 31,7 %, Великобритании - 35,7 %, Нидерландах - 47,3 %. Если в 1970 г. доля природного газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) превышала 10 % только в Италии, Австрии и Нидерландах, то к 1980 г. к ним доба-

вились ФРГ, Бельгия, Великобритания и Франция. Во второй половине 1990-х гг. большинство стран региона существенно переориентировало свое энергообеспечение на природный газ1.

Важно отметить, что существенное влияние на надежность регионального энергообеспечения в эти годы оказали качественные политические изменения. Хотя в 1990-х гг. количество поставщиков газа в Европу из-за ее пределов не увеличилось, там появились новые государственные границы - это означало, что транзит импортируемого газа стал и сложнее, и дороже.

В начале XXI в. эксперты отмечали, что «в течение следующих 20 лет зависимость ЕС от импорта нефти, газа и угля будет усиливаться, а в России в это время будут возрастать инвестиционные потребности. Процесс расширения ЕС подтвердит важную роль России как поставщика на европейские рынки,

1 Лишь в двух странах потребление газообразного топлива тогда было незначительным - в Греции (0,2 %) и Швеции (1,9 %), а в Португалии газовое хозяйство лишь формировалось (в 1997 г было использовано 100 млн м3). К 2009 г и эти страны перешли к использованию газа в промышленных масштабах. См.: Natural Gas Information 2000 with 1999 Data // P.: OECD/ IEA, 2000. P. 5.

В 2009 г. в странах Евросоюза на газ пришлось 24,6 % потребления ТЭР, в 2010 г. - 25,6 %. Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy, June 2011. P. 41.

а структурные реформы в России, вероятно, повысят ее инвестиционную привлекательность»2.

Несмотря на успехи в области экономии энергии, импорт нефти и газа продолжает оставаться для стран Евросоюза основным фактором их экономического роста, социальной и политической стабильности. По прогнозам компании «Бритиш Петролеум», «в глобальном масштабе природный газ будет самым быстрорастущим ископаемым топливом до 2030 г., но его рост замедлится по сравнению с историческими трендами, по мере того как будут расширяться рыночная база и усиливаться меры по повышению энергоэффективности на стороне спроса. Добыча будет расти во всех регионах, кроме Европы, где темпы спада добычи на зрелых месторождениях, вероятно, подорвут приращения добычи, которые имели место после 1975 г.»3.

В этих условиях потребность в импорте углеводородов остается весьма значительной, а поддерживать устойчивый уровень поставок становится все сложнее. В периоды снижения мировых цен на нефть и газ такая проблема несколько облегчается, но построить долгосрочную политику на колебаниях конъюнктуры мировых рынков пока затруднительно.

Это еще раз подтвердили и промежуточные итоги «арабской весны», и авария на японской АЭС «Фукусима» 17 марта 2011 г.

В результате потребовалась принципиальная переоценка роли и перспектив развития регионального газообеспечения, которая во многом определила новую концепцию формирования общеевропейской газоснабжающей системы. В 1990 и 1991 гг. были одобрены директивы Еврокомиссии по транзиту электроэнергии и трубопроводного газа4, а также директива 1990 г. по обеспечению прозрачности цен на

газ и электроэнергию для конечных потребителей в промышленности5 (ранее столь существенные изменения в энергетической политике Евросоюза отмечались лишь в 1974 г.)6. Так начался новый этап интеграции систем газоснабжения, имеющей целью соединить обе части Европы на основе подходов, продиктованных изменившейся политической ситуацией, связанной с развалом СССР. Большие ожидания в этом плане возлагались тогда и на Европейскую энергетическую хартию (1991)7, которая была подготовлена прежде всего для сохранения стабильности поставок энерготоваров из бывших советских республик.

Основные контуры формируемой единой системы газообеспечения Евросоюза (включая планы интеграции магистральных газопроводов), качественно трансформирующей принципы взаимоотношений экспортеров, поставщиков и покупателей газа, были определены первой газовой директивой в 1998 г.8. С учетом результатов ее применения была принята вторая газовая директива (2003 г.), вступившая в силу в июле 2004 г. и определившая очередной этап реформирования европейского газового рынка9.

Первая и вторая газовая директивы способствовали прежде всего совершенствованию договорно-правого обеспечения функционирования региональных энергорынков. Например, применительно к трубопроводному транспорту, было обеспечено:

2 См.: Заключительный отчет тематической группы экспертов «Энергетические стратегии и балансы» // Энергетический диалог «Россия - Европейский Союз». Прил. к журналу «Энергетическая политика». М., 2001. С. 102.

3 См.: BP: Прогноз развития мировой энергетики до 2030 г Великобритания, Лондон, 2011. C. 44.

4 Соответственно, Council Directive of 29 October 1990 on the transit of electricity through transmission grids (90/547/EEC) // OJL 313, 13.11.1990 и Council Directive of 31 May 1991 on the transit of natural gas through grids (91/296/EEC) // OJL 147, 12.06.1991. Здесь и далее англоязычные названия соответствующих документов Евросоюза даются по изданию Official Journal of the European Union, серии L и C (соответственно, OJL и OJC) с указанием его порядкового номера и даты опубликования либо с указанием номера документа в базе данных Евросоюза (соответственно, Celex document number). См.: URL: http://eur-lex. europa. eu/en/index. htm.

5 См.: Council Directive 90/377/EEC of 29 June 1990 concerning a Community procedure to improve the transparency of gas and electricity prices charged to industrial end-users (Council Directive 90/377/EEC) // OJL 185, 17.07.1990. Положения этого документа были в дальнейшем уточнены и развиты в: Directive 2008/92/EC of the European Parliament and of the Council of 22 October 2008 concerning a Community procedure to improve the transparency of gas and electricity prices charged to industrial end-users (recast) // OJL 298, 07.11.2008.

6 См.: Council Resolution of 17 September 1974 concerning a new energy policy strategy for the Community // OJC 153, 09.07.1975.

7 См.: URL: www. encharter. org.

8 См.: Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of 22 June 1998 сoncerning common rules for the internal market in natural gas // OJL 204, 21.07.1998.

9 См.: Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the Council of 26 June 2003 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 98/30/EC // OJL 176, 15.07.2003, а также: Council Directive 2004/67/EC of 26 April 2004 concerning measures to safeguard security of natural gas supply // OJL 127, 29.04.2004, за которыми последовали: Regulations (EU) № 994/2010 of the European Parliament and of the Council of 20 October 2010 concerning measures to safeguard security of natural gas supply and repealing Council Directive 2004/67/EC // OJL 295, 12.11.2010.

1) появление более свободного доступа к транспортным системам, что стимулировало конкуренцию и у поставщиков, и у потребителей;

2) упрощение доступа третьей стороны к газопроводной сети, что должно было сформировать предпосылки снижения удельных расходов на транспортировку;

3) интенсивное развитие распределительных сетей;

4) увеличение потребления природного газа для производства электроэнергии (прежде всего как результат использования так называемых «буферных» поставок, особенно в зимний период);

5) расширение возможностей вертикальной и горизонтальной интеграции;

6) создание новых «рыночных центров» (хабов) по торговле газом в пунктах пересечения нескольких газопроводов10.

Кроме того, ряд положений новой политики ЕС в сфере газообеспечения и смежных областях был детализирован в трех «Зеленых книгах». Первая из них (2000 г.) была сконцентрирована на проблемах зависимости региона от импорта энергии в перспективе11, вторая (2005 г.) - на энергетической эффективности12, третья (2006) - конкретизировала содержание европейской энергетической политики и стратегии устойчивого, конкурентоспособного и безопасного энергообеспечения региона13.

Во второй газовой директиве, целью которой было постепенное открытие национальных газовых рынков для конкуренции и повышения безопасности поставок, были сформулированы общие правила по хранению, транспортировке, поставке и распределению природного газа. Амбициозная цель снизить энергопотребление в ЕС в 2020 г. на 20 % по сравнению с уровнем прогноза на этот год и меры по ее обеспечению были сформулированы в соот-

ветствующем плане действий на 2007-2012 гг.14, который во многом реализует долгосрочную стратегию устойчивого развития региона15.

Намечаемое полное открытие национальных рынков газа подразумевало: а) свободный доступ потребителей к газораспределительной системе, источникам газа, различным объектам инфраструктуры; б) право потребителей на свободный выбор поставщика газа, исходя из ценовых и технических условий, предлагаемых различными компаниями. Для установления реальной конкуренции на газовом рынке было намечено развивать четыре концептуальных принципа, а именно:

1) обособление экономических субъектов в сфере газоснабжения по видам деятельности;

2) право потребителя на свободный выбор поставщика газа (оператора системы газоснабжения);

3) обеспечение свободного доступа третьей стороны к газотранспортной и распределительным системам, газохранилищам и береговым терминалам сжиженного природного газа по регулируемым тарифам (должны устанавливаться национальными государственными органами с учетом уровня производственных затрат или рассчитываться по утвержденной ими методике)16;

4) право оператора газотранспортной (газораспределительной) системы отказывать в доступе к ней третьей стороны при наличии дефицита пропускной способности или проблем с реализацией контрактов, имеющих условие «бери или плати».

Вторая газовая директива установила классификацию потребителей, имеющих право выбора поставщика по критерию принадлежности к категории промышленных потребителей или домохозяйств. С 1 июля 2004 г. указанные в первой газовой директиве

10 Обеспечение свободного доступа к этим пунктам в сочетании с наличием временных излишков газа постепенно привело к формированию там достаточно устойчивых спотовых рынков.

11 См. подр.: Green Paper of 29 November 2000: «Towards a European strategy for the security of energy supply» // Celex document number: 52000DC0769.

12 См.: Commission Green Paper, 22 June 2005: «Energy Efficiency - or Doing More With Less» // Celex document number: 52005DC0265.

13 См.: Commission Green Paper of 8 March 2006: «A European

strategy for sustainable, competitive and secure energy» // Celex

document number: 52006DC0105.

14 См.: Communication from the Commission of 19 October 2006: «Action Plan for Energy Efficiency: Realising the Potential» // Celex document number: 520060545.

15 Основные положения сформулированы в: Communication from the Commission of 15 May 2001: «A Sustainable Europe for a Better World: A European Union Strategy for Sustainable Development» // Celex document number: 520010264 и в Communication from the Commission of 13 December 2005 on the review of the Sustainable Development Strategy. A platform for action // Celex document number: 520050658.

16 Требование о доступе третьей стороны не применяется к договорам, заключенным до вступления в силу данной директивы. В этом случае потребителю могут быть предложены договорные тарифы.

потребители с минимальным объемом потребления газа в 15 млн 3, а также все промышленные потребители получили право выбора поставщика (с 1 июля 2007 г. это право распространяется на всех без исключения потребителей).

В соответствии с обеими газовыми директивами страны Евросоюза должны были учредить один (несколько) регулирующих органов, полностью независимых от компаний, занятых газообеспечением и обладающих полномочиями, которые позволяют обеспечить на основе мониторинга состояния внутреннего рынка газа: 1) утверждение тарифов; 2) урегулирование разногласий между операторами систем газообеспечения; 3) недискриминацион-ность; 4) реальную конкуренцию; 5) эффективность функционирования рынка (в том числе спотовых поставок).

В 2004 г. Еврокомиссией были проанализированы достижения в области формирования единого рынка газа и установлено, что они гораздо скромнее намеченных. Выводы состояли в том, что в ходе реформирования: 1) не удалось обеспечить интеграцию национальных рынков в единый европейский рынок; 2) во многих странах ЕС сохранилось доминирование ограниченного количества крупных компаний и, соответственно, регулирование цен для конечных потребителей газа.

Естественно, что обе «газовые директивы» успешно выполнялись только в тех странах, где уже имелась высокоразвитая сеть трубопроводов, был достигнут высокий уровень собственной добычи газа или его импорта (Нидерланды, Великобритания, Ирландия, Дания, Италия, Испания)17. А страны с низким уровнем собственной добычи и ограниченными возможностями обеспечения внешних поставок газа (из-за низкого уровня интегрированности в региональные сети магистрального транспорта газа) отставали в формировании условий для конкуренции.

Кроме того, серьезным препятствием для дальнейшего формирования единого рынка были высокая степень государственного регулирования, а также другие «нарушения» на крупных национальных рынках, в том числе в таких странах, как Австрия, Великобритания, ФРГ, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Польша, страны Балтии18.

17 См.: Annual Report on the Implementation of Gas and Electricity Internal Market // Celex document number: 52004DC0863.

18 См. подр.: Еврокомиссия требует от 17 стран представить

в течение 2-х месяцев объяснение причин нарушений директив

на энергетических рынках. URL: www. рrime-tass. ru/news/print.

asp?id= 581757&ct =news.

Таким образом, в марте 2007 г. всеобъемлющая стратегия, дополненная планом действий, определила долгосрочные подходы к совершенствованию внутреннего энергетического рынка, увеличению использования возобновляемых источников энергии, диверсификации и обеспечению безопасности

19

поставок19.

Однако реализации этих планов в полной мере стали препятствовать события глобального масштаба. Закономерным образом проблемы международного финансового кризиса обсуждались в то время и в Ницце, на саммите ЕС - Россия. Приветствуя Президента России Д. А. Медведева 14 ноября 2008 г. Н. Саркози, председатель Европейского Совета, подтвердил заинтересованность Европы в дальнейшей работе по созданию общего экономического пространства, построенного на взаимности и общих интересах, а Ж. Баррозу, председатель Еврокомиссии, подчеркнул важность интенсификации энергетического диалога20. А в ходе саммита Евросоюза в Брюсселе 11-12 декабря 2008 г. был принят соответствующий пакет «клима-тико-энергетических мер», одобренный в первом чтении Европарламентом 17 декабря21.

Что же касается идеи создания единого энергетического рынка региона, то там ключевым моментом стало продолжение формирования конкурентной среды, в том числе для снижения цен и обеспечения свободного доступа потребителей (третьей стороны) к электроэнергетическим и газотранспортным системам. Кроме того, устойчивость газообеспечения региона в значительной мере обусловливается пока еще весьма ограниченной емкостью подземных газохранилищ (или их объемы незначительны по сравнению с объемами потребления газа), что предопределяет потребность в крупных, диверсифицированных по направлениям поставках трубопроводного газа. Именно поэтому столь драматичны были для стран Евросоюза январские дни 2009 г., когда транзит российского газа через Украину был ненадолго прекращен. Для стабилизации положения тогда пришлось провести Международную конференцию по вопросу обес-

19 См.: ПиебалгсА. Новая европейская энергетическая политика // Вестник Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации, 2007. Вып. 1. URL: http://www. vestnik. eu-visibility. ru.

20 См.: Основные результаты саммита ЕС - Россия. URL: www. delrus. ec. europa. eu/ru/news_ 993.htm.

21 См.: Adoption of the energy-climate package on first reading by the European Parliament. URL: www.eu2008.fr.

55

печения доставки российского газа потребителям в Европе22.

С позиции перспектив развития европейского рынка энерготоваров важно то, что для стран, уже достигших высокого уровня среднегодового душевого потребления ТЭР, характерна устойчивая тенденция его дальнейшего роста (имеются незначительные локальные отклонения), идет интенсивный поиск

23

и освоение альтернативных источников энергии23. Хотя регион располагает относительно крупными запасами твердого топлива, экологические ограничения его использования весьма велики. И если во многих странах мира Киотский и Монреальский протоколы пока воспринимаются в основном лишь как полезные инициативы международного уровня, то для большинства стран Евросоюза дальнейшее ухудшение состояния окружающей среды является критическим для развития общества, ставит его на грань выживания. Проблема в том, что в сверхурбанизированных поселениях и крупных промышленных центрах региона деградация природной среды столь велика, что она становится опасной для человека, причем постепенное разрушение его как биологического вида весьма значительно. При этом трансграничный характер масштабного негативного антропогенного воздействия имеет долгосрочный характер.

Важно отметить, что либерализация газового рынка стран Европейского Союза декларативно направлена на интенсификацию конкуренции, но фактически обусловлена ухудшением возможностей доступа к дешевым зарубежным источникам энергосырья, прежде всего нефтегазового, а также потребностью сохранения окружающей среды путем сокращения использования угля и закрытия АЭС. Как справедливо отмечали участники форума «Гражданская восьмерка», «атомная энергетика является неустойчивым путем развития энергетики. Она не только не решает проблемы энергетической безопасности, но и углубляет их, производя при этом менее 3 % энергии в топливно-энергетическом балансе мира. Атомная энергетика не способствует остановке глобального изменения климата, увеличивает риск ядерного распространения и постоянно утяжеляет последствия накопления ядерных отходов для будущих поколений. При этом существуют

экономически и экологически предпочтительные альтернативы атомной энергетике»24.

Существенную экологическую составляющую имеет и проблема освоения ресурсов сланцевого газа. Экологические аспекты их масштабной добычи в странах Евросоюза весьма значимы, что ограничивает ее, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Дело в том, что: 1) затраты на добычу сланцевого газа относительно велики (оцениваются, по крайней мере, в 100-200 долл. / 1 000 м3 на устье скважины); 2) теплотворная способность весьма низка, поэтому эффективно лишь его локальное использование; 3) технология извлечения имеет существенные экологические ограничения (из хозяйственного оборота выводятся большие земельные площади, на которых, кроме того, загрязняются водные горизонты). Даже при сложившихся достаточно высоких ценах на углеводороды такие проекты уже находятся на границе рентабельности. Другое дело - сбыт в страны Европы оборудования и технологий из США, который в этих условиях и можно считать основной целью региональной «сланцевой революции»25.

Важно отметить, что сокращение потребления газа в Европе в 2009 г. при увеличении поступления в регион СПГ (часть которого высвободилась у ближневосточных и африканских экспортеров в результате масштабного роста производства сланцевого газа в США), а также расходовании резервов из хранилищ, действительно, стало создавать иллюзии возможностей устойчивого функционирования рынка на базе спотовых поставок. Но на практике свободный «поиск альтернатив» российскому газу26 вовсе не открыл возможностей масштабного снижения цен на газ и соответствующего пересмотра условий его поставки, да и потребление в 2010 г. увеличилось27, его прирост к 2009 г. составил 7,4 % (для сравнения: по странам ОЭСР - 6,4 %). Очевидно, что СПГ не будет продаваться по ценам, которые ниже затрат на его производство и доставку, а трубопроводный - дешевле, чем эквивалентное по теплосодержанию количество нефти (нефтеп-

22 См.: Президент России. Официальный сайт. Новости, 17 января 2009 г. URL: http://kremlin. ru/text/news/2009/01/211817.

23 См., например: Hydrogen energy with carbon capture and storage. URL: www. bp. com.

24 См.: Гражданская восьмерка - 2006. «Энергетическая безопасность». Рекомендации Форума 3-4 июля к саммиту «Большой восьмерки» в г. Санкт-Петербурге. URL: www. civilg8.ru/energy/6121.php.

25 См. подр.: Газ из сланца: панацея или миф? URL: http://rus. ruvr. ru/2010/03/15/5317606.html.

26 См. подр.: Belton M., Gorst I. Progress frozen. URL: www. ft. com.

27 Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy, June 2011. P. 23.

родуктов). Кроме того, «глобальные поставщики СПГ пока не в состоянии удовлетворить запросы настолько, чтобы организовать конкуренцию «газ -газ» на уровне, достаточном для выравнивания цен в глобальном масштабе»28.

В результате трубопроводный газ из России пока остается самым надежным ресурсом газо- и энергообеспечения Евросоюза. Например, не самая холодная зима 2011/2012 гг. весьма убедительно показала, что надежды на расширение спотовых поставок газа с последующим усилением конкуренции на рынке не оправдались. Так, средняя цена импортного природного газа на границе региона в 2011 г. оказался не ниже, а почти на 27 % выше, чем в 2010 г. 29, причем на 2012 г. прогнозируется ее рост еще на 3 % к 2011 г. 30. В этой связи ключевой проблемой перспективного газообеспечения региона становится не масштаб использования СПГ, а финансовая несостоятельность целого ряда стран ЕС. Важно отметить, что именно эта проблема в условиях обострения долгового кризиса со временем отразится на энергобезопасности региона наиболее существенно.

Новые принципы организации регионального газового рынка были сформированы в основном путем адаптации к газу рыночных подходов к торговле нефтью, нефтепродуктами и СПГ. Однако из рыночных успехов в торговле СПГ (в частности, нет проблемы транзита) вовсе не следовала возможность их распространения на природный газ, поставляемый по трубопроводам. Чтобы оценить, как потенциальные изменения в организации международной торговли повлияют на устойчивость газообеспечения, следует учитывать специфику газа, поставляемого по трубопроводам. Она во многом определяет закономерности эволюции регионального и мирового рынка природного газа, заключаясь в следующем:

1) экспортные поставки газа осуществляются в виде непрерывного потока его больших физических объемов по трубопроводам, которые входят в число наиболее капиталоемких, тех-

28 См.: Интеграция газовых рынков в интересах устойчивого глобального роста: доклад заместителя председателя Правления ОАО «Газпром» А. Медведева на XXV Мировом газовом конгрессе (4-8 июня 2012 г., Куала-Лумпур). URL: www. gazprom. ru/press/reports/markets-integration/.

29 World Bank, Commodity Price Data. URL: www. worldbank. org/prospects/commodities <20.04.2012>.

30 Там же, Table 1: Commodity Prices and Price Forecast in

Current Dollars.

нически сложных и потенциально опасных инфраструктурных объектов;

2) потребление природного газа носит хотя и регулярный, но отчетливо выраженный сезонный характер;

3) объемы среднесуточных (среднегодовых) поставок определяются техническими характеристиками трубопроводных систем, имеющих высокую инерционность. То есть они не могут быть выше (ниже) определенного уровня;

4) допоставка не выбранных своевременно объемов газа в полной мере без пролонгации контракта в большинстве случаев технически невозможна, так как трубопроводы имеют определенную пропускную способность, максимально полное использование которой является одним из критериев эффективности для поставщика (экспортера);

5) в связи со стратегической значимостью газа для современного хозяйства и огромными суммами платежей заключение/исполнение контрактов по экспорту/импорту находится под контролем государственных органов стран продавца и покупателя (а также транзитеров) и осуществляется в рамках международных торговых и платежных соглашений;

6) долгосрочные контракты на поставку газа (обычно 15-30 лет) необходимы для обеспечения инвестиционных программ, поддержания оптимальной загрузки трубопровода, равномерной амортизации капитальных вложений и гарантии эффективности их использования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7) действующая система ценообразования специфична - цена на газ рассчитывается по формулам привязки, в основном к ценам на конкурирующие энергоносители (прежде всего на нефтепродукты) с определенным временным лагом;

8) все стадии добычи, транспортировки и потребления газа образуют единую технико-технологическую цепочку непрерывного действия и относятся к естественным монополиям. Таким образом, в условиях сохраняющейся

диспропорции в территориальном балансе спроса и предложения на энерготовары объективно сохраняется потребность в институте долгосрочных экспортных контрактов по газу, при этом их целесообразно совершенствовать с учетом расширения масштабов спотовой торговли на европейском газовом рынке (см. подр. [3]).

Собственные газовые ресурсы Евросоюза, сосредоточенные в основном в Нидерландах, Великобритании и Дании, позволяют добывать около 170 млрд м3 в год с тенденцией к снижению. Потребности же сегодня намного выше - примерно 493 млрд м3 (2010 г.) и имеют тенденцию к росту. По нефти диспропорция еще более резкая - 93 и 663 млн т соответственно31. Региональная ограниченность собственных ресурсов углеводородов32, являясь сама по себе крупной проблемой, осложняется их истощением.

Несомненно, что эти проблемы учитываются при выработке долговременной стратегии Евросоюза, нацеленной на устойчивое обеспечение энергоносителями. Она предусматривает несколько направлений достижения этой цели. Среди них наиболее перспективен комплекс мер по экономии энергии, который включает в качестве основных: 1) сокращение объема производства энергоемких изделий; 2) использование новой техники, технологии и материалов; 3) обслуживание, ремонт и восстановление оборудования (транспортных средств и т. д.) на новой технологической основе; 4) замещение углеводородного топлива и атомной энергии; 5) применение альтернативных источников теплоэлектроэнергии.

В совокупности эти меры хотя и не снимают остроты проблемы энергообеспечения, но постоянно вносят определенный, а в последние годы -и растущий вклад в ее решение. И все же без крупных импортных поставок углеводородного сырья не обойтись. Однако современная ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке пока не дает уверенности, что импорт нефти и газа оттуда рано или поздно не поставит под угрозу надежность функционирования экономики ЕС. В таких условиях стратегической целью остается обеспечение устойчивых поставок российского газа. И этот подход является для брюссельской бюрократии основным - именно он, по сути, является основой Энергетического диалога (энергетического партнерства) России - ЕС, начало которому было положено в октябре 2000 г.33.

В контексте этого Энергетического диалога, который в течение последних лет ведут Россия

и ЕС, достигнуты следующие договоренности, в частности:

1) была подтверждена важность долгосрочных контрактов на поставки газа и работы по разрешению вопросов, связанных с территориальными оговорками, которые существуют в долгосрочных контрактах;

2) отмечено, что происходит более интенсивное открытие российского энергетического сектора для европейских инвестиций;

3) определен ряд важных проектов в сфере энергетической инфраструктуры, представляющих взаимный интерес, включая Северо-Европейс-кий газопровод;

4) созданы совместные технические рабочие группы.

Результаты совместной деятельности свидетельствуют о том, что практически все страны Евросоюза объективно заинтересованы в дальнейшем расширении внешнеэкономических и внешнеполитических связей с Россией для стабильного импорта нефти и газа. Со своей стороны Россия как экспортер заинтересована в диверсификации рынков сбыта, а как активный участник Энергетического диалога - в налаживании долговременного сотрудничества с европейскими партнерами, что позволяет обеим сторонам видеть предсказуемую перспективу34.

В 2010 г. в структуре энергопотребления ЕС, как и раньше, преобладало углеводородное топливо -нефть (38,2 %) и природный газ (25,6 %); на уголь, атомную энергию и возобновляемые источники приходилось соответственно 15,6, 12,0 и 8,6 %35. К 2030 г., при сохранении имеющихся тенденций, прогнозируется снижение потребления нефти (37 %) и интенсивный рост использования газа (31 %) 36. Именно поэтому поддержание достаточного уровня надежности газообеспечения промышленных и бытовых потребителей, особенно в долгосрочной перспективе, обеспечение гарантированного импорта газа стратегически важны как для отдельных стран, так и для региона в целом.

31 См. подр.: BP Statistical Review ofWorld Energy, June 2011. P. 10-11, 22-23.

32 По состоянию на 01.01.2012. См. подр.: Oil and Gas J., 2011. Dec. 5. P. 28-29.

33 См. подр.: Developing Energy Cooperation with the Neighboring Countries / European Commission: Directorate General for Energy and Transport, 2003. P. 3. URL: http://europa. eu/index_en. htm.

34 См. подр.: EU - Russia Energy Dialogue. Joint Report: EU -Russia Energy Dialogue 2000-2010. Opportunities for our future Energy Partnership / Brussels - Moscow, Nov. 2010. URL: http://ec. europa. en/energy/international/russia/dialogue/dialogue_en. htm.

35 Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy. June 2011. P. 41.

36 См.: International Energy Outlook 2007. Table A2 (Report DOE/EIA-0484/2007). URL: www. eia. doe. gov/oiaf/ieo/exel/

ieoreftab_2.xls.

Если учесть, что доля импорта в газо- и энергообеспечении региона объективно будет расти, понятно стремление ЕС на основе либерализации газообеспечения снизить цены на это импортируемое топливо и сырье. Кроме того, предполагается поэтапно устранить внутренние барьеры, препятствующие притоку дешевого импортного газа - и трубопроводного, и сжиженного. Именно поэтому основными составляющими единой энергетической политики ЕС, предложенной Еврокомиссией и одобренной в начале 2007 г., стали безопасность, конкурентоспособность и устойчивость энергопотребления на едином европейском энергетическом рынке без внутренних барьеров37.

Важно отметить, что энергетическая политика стран ЕС в условиях роста потребностей в энерготоварах и наличия технологических возможностей направлена прежде всего на расширение спотовой торговли ими. Это необходимо потребителям энергосырья, в частности для снижения цены на импортируемый газ, причем не только на основе диверсификации источников, но и путем корректировки сложившейся коммерческой практики. Пока экспортеры в основном поставляют газ в Европу по долгосрочным контрактам с условием, обязывающим покупателя осуществлять отбор газа или выплачивать неустойку, что позволяет делить риски между продавцом и покупателем. Однако окончательное завершение либерализации единого европейского рынка электроэнергии и газа в рамках Евросоюза потребует от всех контрагентов приспособления к качественно новой нормативной базе. И проблема финансового обеспечения долгосрочных связей продавец - покупатель станет основной. То есть в условиях обострения мирового финансового кризиса деятельность брюссельской бюрократии по трансформации естественных монополий становится весьма рискованной.

Как здесь не вспомнить управленческий совет, который сформулировал Дон-Кихот в письме своему оруженосцу, назначенному губернатором острова Баратарии: «Чтобы снискать любовь народа, коим ты управляешь, тебе... следует заботиться об изобилии

съестных припасов, ибо ничего так не ожесточает сердца бедняков, как голод и дороговизна. Не издавай слишком много указов, а уж если задумаешь издать, следи за тем, чтобы они были дельными, главное, следи за тем, чтобы их соблюдали и исполняли, ибо когда указы не исполняются, то это равносильно тому, как если бы они не были изданы вовсе... »38.

Очевидно, что идея снижения региональных цен на газ на основе усиления конкуренции в торговле природным газом с самого начала не учитывала ограниченности возможностей собственной добычи и транспортировки. Таким образом, реальная конкуренция между операторами распределительной сети не могла быть распространена на внешних поставщиков (Россию, Норвегию и Алжир). Здесь существуют как минимум технико-организационные ограничения по изменению объемов, с одной стороны, и по пунктам доставки - с другой. Конкуренция оказалась возможной лишь для спотовых сделок на небольшие объемы (преимущественно «летнего» газа), а отсутствие в «единой системе газоснабжения Европы» достаточного количества собственного газа стало главной проблемой сохранения устойчивости ее функционирования.

Что касается основных законтрактованных объемов, то даже их перераспределение между покупателями оказалось затруднительным из-за стремления последних обеспечить долгосрочный характер импорта при его максимальной диверсификации. Это особенно важно в условиях сохраняющихся высоких политических и военных рисков нефтепоставок. Оказалось, что при сложившихся темпах роста потребления газа без крупных импортных поставок углеводородного сырья странам ЕС не обойтись в принципе.

Третья газовая директива39 вступила в силу 3 сентября 2009 г. в составе Третьего энергетического пакета (кроме нее к рынку газа относятся еще два документа - регламенты40). Страны ЕС должны

37 См. подр.: ЕвплановА. Евросоюз решил не бросаться энергией: в этой области Брюссель обойдется без резких движений // Российская газета, 2006. 28 марта. URL: www. rg. ru/2006/03/28/ evrosoyuz. html; Правосудов С. Газовые комбинации: США и Европе пока не удается переиграть Россию // Политический журнал. 2007. № 21-22 (23 июля). URL: www. politjournal. ru/index. php?action=Articles&dirid=36&tek=7110&issue=197; Меняющийся мир: Энергетическая политика Европы // Прил. к журн. «Энергетическая политика». М.: ИАЦ Энергия, 2007.

38 Цит. по: Сервантес М. Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский. Ч. II. Гл. LI. М.: Гослитиздат, 1955. С. 407-408.

39 Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC // OJL 211, 14.08.2009.

40 Regulation (EC) № 713/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 establishing an Agency for the Cooperation of Energy Regulators // OJL 211, 14.08.2009; Regulation (EC) № 715/2009 of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 on conditions for access to the natural gas transmission networks and repealing Regulation (EC) № 1775/2005 // OJL 211, 14.08.2009.

привести свое внутреннее законодательство в соответствие с нею к 3 марта 2011 г. (за исключением ст. 11 «Сертификация в отношении третьих стран» -с 3 марта 2013 г.). Ожидается, что реализация этих документов позволит: 1) обеспечить дальнейшую либерализацию регионального рынка природного газа; 2) упростить доступ поставщиков газа к его потребителям (прямые поставки), привлечь на газовый рынок новых игроков; 3) снизить цены на газ; 4) обеспечить переход экспортеров газа с контрактной системы поставок на спотовую41.

Направленный на завершение создания единого энергетического рынка ЕС этот пакет дополнил ряд уже действующих документов, регламентирующих сроки достижения целей единой энергетической политики. Однако 18 стран Евросоюза не адаптировали национальное законодательство к указанному сроку, т. е. не исполнили требований Третьего энергетического пакета. Еврокомиссия предполагает решать такие проблемы в судебном порядке42.

В этих условиях самым надежным поставщиком энерготоваров в Европу остается Россия. Тем более что 8 ноября 2011 г. торжественно открылся третий экспортный коридор «Газпрома» в Европу -самый протяженный в мире (1 224 км) морской газопровод «Северный поток», соединивший напрямую Россию и ФРГ. Акционерами проекта (помимо ОАО «Газпром» с контрольным пакетом в 51 %) являются немецкие компании Wintershall Holding и E. ON Ruhrgas - по 15,5 %, французская GDF Suez и нидерландская Gasunie - по 9 %. Его первая нитка пропускной способностью 27,5 млрд м3/год (пока законтрактована ежегодная поставка 22 млрд м3) будет обеспечивать ФРГ, Великобританию, Нидерланды, Францию, Данию и другие страны без проблем с транзитными странами43. При полной загруженности проект окупится за 14-15 лет (проектная длительность эксплуатации превышает 50 лет)44.

Возможная рецессия мировой экономики в 2012 г.45 может привести к существенному сокра-

41 Важно отметить, что «Третий энергетический пакет» не содержит «дедушкиной оговорки», т. е. не гарантирует стабильности исполнения ранее подписанных контрактов.

42 См.: ЕК подает в суд на 18 стран ЕС (29.09.2011). URL: http://warandpeace. ru/ru/news/vprint/62277.

43 См.: 08.11.11 - пуск Северного потока. Вот, наконец, это и произошло! URL: http://neftegaz. ru/forum/printthread. php?tid=830.

44 См.: «Северный поток» несет риски «Газпрому» (07.10.2011). URL: www. bigness. ru/articles/2011-10-07/news/129428.

45 См.: МВФ пророчит рецессию мировой экономики

(07.10.2011). URL: http://www. podatinet. net/2011100720623/

щению спроса на сырье и энергоносители, что окажет негативное воздействие на мировые цены энерготоваров, инвестиции в проекты отраслей топливно-энергетического комплекса, а также на смежную деятельность. Хотя премьер-министру Великобритании Д. Кэмерону и представлялось, что экономическую катастрофу в Европе, где находятся основные потребители российских энерготоваров, можно преодолеть методом «большой базуки»46, но это маловероятно.

Развитие кризиса госдолга в Евросоюзе имеет фундаментальные экономические причины, преодоление его последствий потребует достаточно длительного времени и может иметь неопределенные последствия. Так, в 2011 г. в еврозоне были снижены суверенные рейтинги Испании, Ирландии, Португалии, Кипра, Греции47, в 2012 г. ситуация с долговым кризисом продолжает ухудшаться. В этих условиях евробюрократы, продолжая продавливать идею перехода от долгосрочных контрактов к спотовому рынку, могут существенно подорвать надежность регионального газообеспечения.

Закономерным образом на состоявшемся 3-4 июня 2012 г. в Стрельне (Санкт-Петербург) 29-м саммите Россия - ЕС приоритет в обсуждениях экономических вопросов был отдан энергетике и прежде всего «Третьему энергетическому пакету»48. Российская сторона подтвердила свою приверженность долгосрочным контрактам на экспорт газа как основе функционирования регионального газового рынка.

Список литературы

1. ВР: Прогноз развития мировой энергетики до 2030 г. Великобритания, Лондон, 2011.

2. Комлев С. Газовое моделирование // Газпром. 2012. № 3.

3. Медведев А. Глобализация // Газпром. 2012. № 5.

4. Меняющийся мир: Энергетическая политика Европы // Прил. к журн. «Энергетическая политика». М.: ИАЦ Энергия, 2007.

news/news/mvf-prorochit-recessiyu-mirovoi-ekonomiki. html.

46 См.: Дэвид Кэмерон дал еврозоне несколько недель до краха (11.10.2011). URL: http://www. stocknavigator.ru/as_site. php.

47 См.: Италию понижают и понижают (05.10.2011). URL: www. interfax. ru/print. asp?sec=1447&id=210757.

48 См.: «Третий энергетический пакет» будет в центре дискуссий саммита РФ - ЕС (02.06.2012). URL: www. interfax. ru/business/news. asp?id=248625.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.