Научная статья на тему 'Третьи лица в международном коммерческом арбитраже'

Третьи лица в международном коммерческом арбитраже Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТЬИ ЛИЦА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ / АРБИТРАЖ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмина А.О.

В статье изучаются основные требования, предъявляемые к привлечению дополнительной стороны в производство в рамках международного коммерческого арбитража. В частности изучается основной нормативный источник по данному вопросу Арбитражный регламент МТП, а также доктрина и судебная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Третьи лица в международном коммерческом арбитраже»

ТРЕТЬИ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ

© Кузьмина А.О.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье изучаются основные требования, предъявляемые к привлечению дополнительной стороны в производство в рамках международного коммерческого арбитража. В частности изучается основной нормативный источник по данному вопросу - Арбитражный регламент МТП, а также доктрина и судебная практика.

Ключевые слова третьи лица, дополнительная сторона, международный коммерческий арбитраж, арбитраж.

В условиях рыночной экономики и с развитием транснациональных экономических связей всё большую актуальность стал приобретать такой способ разрешения конфликтов между юридическими лицами из разных государств как арбитраж. Арбитраж более удобен для сторон договора, если они учреждены или осуществляют свою деятельность на территории разных государств по множеству причин. Во-первых, решения международного коммерческого арбитража легче исполнить, так как существует такой международный договор как Нью-Йоркская конвенция о признании и привидения в исполнение иностранных арбитражных решений, которую ратифицировали более 140 государств. Эта конвенция обеспечивает исполнение решений арбитража в любом из ратифицировавших ее государств. Во-вторых, арбитраж может быть более быстрым и менее затратным способом решения конфликта, чем государственный суд. В-третьих, стороны сами могут выбирать арбитров из числа лиц, которых они считают наиболее квалифицированными для решения их спора и т.п.

Наиболее важным элементом арбитражного процесса, безусловно, являются стороны. До внесения изменений в основной процессуальный документ, на основании которого действуют Международные коммерческие арбитражи при Международной торговой палате, Арбитражный регламент (или ICC Rules of arbitration) в 2012 году превалировала доктрина о том, что количество и состав лиц, участвующих в деле определяется истцом. Однако с введением в Арбитражный регламент статьи 7 стало возможно привлечение в арбитражный процесс дополнительных сторон по заявлению одной из уже участвующих сторон. Для этого должны быть соблюдены некоторые формальные требования, предъявляемые к такому заявлению. Важнейшим таким требованием является то, что заявление должно быть подано в Секретариат МТП до того, как будет назначен какой-либо арбитр. Однако данное

* Бакалавр юриспруденции.

требование может рассматриваться как не обязательное, если сторона, которую собираются привлечь в процесс в качестве дополнительной согласна на такое привлечение.

Также в заявлении о привлечении дополнительной стороны должны быть указаны следующие сведения:

- Ссылка на существующее арбитражное разбирательство, к которому предполагается присоединение дополнительной стороны;

- Реквизиты дополнительной стороны;

- Ссылка на арбитражное соглашение, на основании которого дополнительная сторона будет привлекаться к арбитражу;

- Основные требования, предъявляемые к дополнительной стороне [ст. 7 Арбитражного Регламента, Международная Торговая Палата, 2012].

В случае если привлечение в арбитраж дополнительной стороны происходит на основании одного арбитражного соглашения, а сам арбитраж начинался на основании другой, то в заявлении о привлечении дополнительной стороны обязательно должно содержаться объяснение, каким образом связаны эти два арбитражных соглашения и почему целесообразно рассматривать требования относительно дополнительной стороны в одном производстве, а не разделять их на несколько.

Однако данные требования в основном являются формальными и предъявляются главным образом к содержанию заявления о привлечении дополнительной стороны. Понятно, что не всякое лицо может быть привлечено в арбитраж как дополнительная сторона, это лицо должно быть тесно связано с существующим арбитражным процессом и отвечать иным критериям. Такие требования четко не раскрыты в Арбитражном регламенте, а содержатся главным образом в доктрине и практике. Однако так как изменения в Регламенте произошли относительно недавно (по меркам арбитража) еще не успела полностью сложиться теоретическое и практическое обоснование требований, предъявляемых к дополнительной стороне, раскрывающих и дополняющих статью 7 Регламента. А те критерии, которые применялись до этого, во многом устарели и противоречат новым нормам.

Важнейшим критерием для привлечения любой стороны в арбитраж, в том числе и в качестве дополнительной, является подписание ею арбитражного соглашения или договора, в котором содержится арбитражная оговорка. Это требование закреплено в статье 6 (4) Арбитражного регламента и распространяется как на одно арбитражное соглашение в одном процессе, так и на несколько. Наличие одного или нескольких арбитражных соглашений обуславливает либо множественность сторон, либо множественность контрактов. Для каждой из этих конструкций будет свой процессуальный порядок привлечение сторон, так как во втором случае будет происходить объединение двух процессов в один. Здесь также стоит отметить, что под

подписанием арбитражного соглашения понимается не чисто механическая подпись стороны, а ее волеизъявление на передачу спорного вопроса в арбитраж, что не всегда одно и то же. Также подписание договора, содержащего в себе арбитражную оговорку, тоже не всегда означает то, что сторона подписала и арбитражное соглашение, что обуславливается принципом независимости арбитражной оговорки.

Тем не менее, как известно из практики международных коммерческих арбитражей не только в отношении дополнительной стороны, но и в отношении непосредственно истца и ответчика, сторона может быть стороной, даже если она не подписывала арбитражное соглашение. Данное исключение возможно при определенных условиях.

Прежде всего, сторона может быть привлечена в арбитраж, если она сама согласна на такое привлечение. Это обуславливается одним из важнейших принципов арбитража - диспозитивность и свобода выбора. Более того, такое согласие может быть выражено как прямо, так и косвенно. Косвенно сторона может выразить свое согласие, например, поучаствовав в назначении арбитра.

В случае же, если сторона все-таки не согласна участвовать в арбитраже, арбитры могут вынести решение о привлечении ее в качестве дополнительной стороны. Так, одним из критериев может быть наличие устойчивой связи у стороны с договором, в отношении которого имеется спор. Эта связь может выражаться в том, что лицо, привлекаемое в качестве дополнительной стороны, участвовало в переговорах по поводу заключения договора или в отношении иных вопросов уже во время действия такого договора, лично и активно участвовало в исполнении обязательств по договору, оплате стоимости договора и т.д. Следует учитывать, что эти критерии, как и все остальные выработаны доктриной, не являются строго обязательными для арбитров и их применение к тому или иному делу зависит, прежде всего, от конкретных обстоятельств этого дела и мнения арбитров по этому поводу.

Также связь стороны с договором может демонстрировать то, что сторона, не являясь стороной по самому договору, является бенефициаром по нему (или выгодоприобретателем). Это означает, что это лицо не участвует непосредственно в исполнении обязательств по договору, но приобретает всю или часть выгоды по этому договору. В данном случае основное значение будет иметь воля лиц, передающих право получать выгоду бенефициару [«When are non-signatories bound by the arbitration agreement in international commercial arbitration?» University of Chile and University of Heidelberg, Master in International Law (LL.M.) - Investment, Trade and Arbitration, March 2012, p. 31].

Также может быть такая ситуация, когда в самом договоре между сторонами нет арбитражной оговорки, но в договоре имеется отсылка к другому договору, содержащему арбитражную оговорку. Такая ситуация может

быть в частности в субподрядных договорах, то есть когда одна сторона, заключившая договор с другой и принявшая на себя обязательства по этому договору, передоверяет обязанность по исполнению этого договора полностью или в какой-либо части третьей стороне. Несмотря на наличие более одного договора и по факту двух разных правоотношений, спор может рассматриваться в рамках одного арбитража, если будет признано, что дело может быть рассмотрено только с участием всех трех сторон.

Также возможно участие в качестве дополнительной стороны лица, являющегося аффилированным лицом по отношению к истцу или ответчику в арбитраже. Таким аффилированным лицом может быть материнская компания, дочерняя компания, компания, компании, принадлежащие одной группе компаний, компании, у которых общие владельцы и т.д. Однако одно только наличие юридических связей между такими компаниями не дает основания для привлечения лица в качестве дополнительной стороны в арбитраж. Самым известным прецедентом в этой области является дело Dow Chemical v Isover St. Gobain (ICC Case № 4131). В рамках данного процесса к арбитражу были привлечены не только две компании, являвшиеся сторонами по договору, но и материнская компания и еще одна компания, входящая в группу.

Арбитры при принятии решения о присоединении стороны к процессу должны учитывать экономические реалии, сопутствующие корпоративным отношениям в рамках группы компаний или отношения таких компаний по поводу договора, в отношении которого ведется спор. Компании должны быть тесно связаны друг с другом или с контрактом. Эта связь может проявляться и в уже выше обозначенных действиях (участие в переговорах, в исполнении обязательства), так и в рамках других отношений. Так, арбитр будет учитывать степень подчиненности дочерней компании материнской, наличия общих активов, общих сотрудников, непосредственное вмешательство материнской компании в дела дочерней, и проч.

Следует отметить, что доктрина группы компаний чаще всего применяется, если есть вероятность недобросовестности со стороны материнской компании. Так, компания может специально создать автономное юридическое лицо с минимальным количеством активов для того, чтобы заключать договоры и не отвечать по обязательствам по ним и, соответственно, не отвечать своим имуществом. В этом случае арбитрам целесообразнее привлечь материнскую компанию к арбитражу, чтобы обеспечить исполнимость обязательств по договору.

В заключение хотелось бы отметить, что в общем основными критериями для привлечения дополнительной стороны в арбитраж, кроме формальных критериев, содержащихся в Арбитражном регламенте, являются тесная и неоспоримая связь такой стороны с арбитражным соглашением, на основании которого начался процесс, договором, по которому возник спор и другой стороной по делу.

Список литературы:

1. Арбитражный Регламент / Международная Торговая Палата. - 2012.

2. When are non-signatories bound by the arbitration agreement in international commercial arbitration? / University of Chile and University of Heidelberg, Master in International Law (LL.M.) // Investment, Trade and Arbitration. - 2012, March

3. Multiparty and Multi-contract supra 2, 7, 11 / A.-M. Whitesel, Ch.R. Drahozal, R.W. Naimark; Kluwer Law International. - 2006.

4. A Guide to the ICC Rules of Arbitration 10 / Y. Derains, E.A. Schwartz. -2005.

5. Intervention and Joinder as of Right in International Arbitration: An Infringement of Individual Contract Rights or a Proper Equitable Measure? / S.I. Strong. - Third Party, University of Missouri School of Law Scholarship Repository Faculty Publications.

6. Dow Chemical v Isover St. Gobain case (ICC Case № 4131).

7. ICC case № 8035 of 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.