Научная статья на тему 'Эффективность разбирательства в международном коммерческом арбитраже сторонам есть о чем договориться'

Эффективность разбирательства в международном коммерческом арбитраже сторонам есть о чем договориться Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
823
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СРОКИ И РАСХОДЫ В АРБИТРАЖЕ / INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATION / EFFICIENCY / TIME AND COSTS IN ARBITRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситкарева Е. В.

В статье автор раскрывает способы, которые позволяют сторонам арбитражного разбирательства повысить его эффективность. В качестве примера приводятся правовые инструменты Арбитражного регламента ICC, также раскрываются основные положения Способов сокращения сроков и расходов в арбитраже, разработанных Арбитражной комиссией ICC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ситкарева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of the proceedings in international commercial arbitration the parties have to agree about what

The author reveals the ways that allow the parties to the arbitration to increase its effectiveness. As an example, given the legal instruments of the Arbitration Rules of ICC, also reveals the basic provisions of Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration, report from the ICC Commission on Arbitration.

Текст научной работы на тему «Эффективность разбирательства в международном коммерческом арбитраже сторонам есть о чем договориться»

3.4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ -СТОРОНАМ ЕСТЬ О ЧЕМ ДОГОВОРИТЬСЯ

Ситкарева Е.В., к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры гражданского и трудового права. Место работы: Российский университет дружбы народов. Email: sitkareva_e@mail.ru

Аннотация: В статье автор раскрывает способы, которые позволяют сторонам арбитражного разбирательства повысить его эффективность. В качестве примера приводятся правовые инструменты Арбитражного регламента ICC, также раскрываются основные положения Способов сокращения сроков и расходов в арбитраже, разработанных Арбитражной комиссией ICC.

Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж, эффективность, сроки и расходы в арбитраже.

THE EFFECTIVENESS OF THE PROCEEDINGS IN INTERNATIONAL COMMERCIAL ARBITRATION - THE PARTIES HAVE TO AGREE ABOUT WHAT

Sitkareva E.V., PhD at law, Associate professor. position: associate professor at civil and employment law chair. Place of employment: People’s friendship university of Russia. Email: sitkareva_e@mail.ru

Annotation: The author reveals the ways that allow the parties to the arbitration to increase its effectiveness. As an example, given the legal instruments of the Arbitration Rules of ICC, also reveals the basic provisions of Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration, report from the ICC Commission on Arbitration.

Keywords: international commercial arbitration, efficiency, Time and Costs in Arbitration.

Современный международный торговый оборот требует от участников экономических правоотношений, прежде всего, эффективности. Это включает в себя высокий уровень правовой поддержки, динамичность, целесообразность расходов и другие немаловажные факторы. Когда возникают разногласия или споры, стороны, если они являются добросовестными участниками и нацелены на продолжение сотрудничества, также высказывают заинтересованность в обращении к эффективным способам разрешения споров. В большинстве случаев это международный коммерческий арбитраж.

Об эффективности арбитража говорят, в основном, когда речь идет об исполнимости арбитражных решений. Участники арбитражных разбирательств любых арбитражных институтов нередко кроме достоинств отмечают и ряд недостатков арбитражной процедуры, которые, в свою очередь, могут повлечь в дальнейшем отмену арбитражного решения или отказ в его признании и приведении в исполнение. К ним можно отнести пороки в независимости арбитров; оспаривание в государственном суде стороной, неудовлетворенной арбитражным решением, компетенции состава арбитража; отсутствие у выбранных арбитров времени для участия в рассмотрении спора в связи с высокой занятостью; отсутствие возможности возобновления ар-

битражного разбирательства при отмене государственным судом арбитражного решения и иные1.

Позитивным примером в данном случае может служить арбитражная процедура, предусмотренная Арбитражным Регламентом 1СС (Международной Торговой Палаты). Новая редакция Арбитражного регламента 1СС(далее - Регламент 1СС) вступила в силу с 1 января 2012г.

Организационные основы, структура и функции Суда 1СС предназначены, чтобы гарантировать прозрачность и эффективность процедуры при разрешении спора. Конечно, снять все подобного рода проблемы не удастся, однако Регламент 1СС предоставляет сторонам возможность минимизировать указанные риски. К таким правовым инструментам можно отнести:

- администрирование рассмотрения спора Судом 1СС;

- составление заявления о независимости и беспристрастности арбитра и формы о занятости арбитра;

- подписание акта о полномочиях состава арбитража;

- проведение организационного совещания и составление процессуального графика;

- проверку и утверждение окончательного арбитражного решения Судом 1СС;

- повторное рассмотрение дела после отмены решения;

Тем не менее, в последнее время все чаще звучит идея эффективности самого разбирательства, т.е. процедуры рассмотрения спора.

Возможность повлиять на эффективность арбитражного разбирательства имеется, прежде всего, у самих сторон спора. В первую очередь, речь идет о выборе арбитражного института и соответственно арбитражного регламента, по которому будет рассматриваться соответствующий спор. На этом этапе сторонам следует внимательно отнестись к определению процедуры, которая соответствовала бы их ожиданиям, исходя из возможного или уже возникшего спора. Кроме того, большинство арбитражных регламентов достаточно гибкие, и у сторон имеется возможность договориться о некоторых изменениях стандартной процедуры для формирования так называемого индивидуального порядка рассмотрения спора в рамках выбранного регламента, но который более соответствовал бы характеру конкретного спора.

Немалую роль для оценки эффективности арбитражного разбирательства играет объем средств, затраченных сторонами на участие в рассмотрении спора, а также временные затраты на рассмотрение дела. Правоведы отмечают, что законодательство в сфере арбитража и арбитражные регламенты нацелены на максимально быстрое и эффективное разрешение спора между сторонами2.

1 Подробнее см.: Интервью: "Наиболее частым основанием для оспаривания или для заявления об отказе в принудительном исполнении служит ссылка на неуведомление или ненадлежащее уведомление" (интервью с Председателем Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации А.А. Костиным) //"Юрист", 2010, N 11. -СПС КонсультантПлюс; Ситкарева Е.В. Новеллы российского законодательства и судебная практика по оспариванию решений международных коммерческих арбитражей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. № 2 (16), - М.: Изд-во РУДН , 2004 г. С. 99-105; Ситкарева Е.В. Противоречие публичному порядку как основание отмены решения международного коммерческого арбитража // Право и политика. № 10.- М.: Nota Bene, 2004 г. С. 69-73

2 Григорьева Е.А. Комментарий к Закону Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом ар-

Так, правовые инструменты, разработанные для Арбитража ІСС, могут обеспечить оба эти преимущества. В новый Регламент ІСС, включена норма, которая прямо устанавливает, что состав арбитража и стороны должны прилагать все необходимые усилия для того, чтобы вести арбитражное разбирательство быстрым и экономически эффективным способом, учитывая сложность и сумму спора (ч.1 ст.22 Регламента ІСС).

Целью настоящей публикации не является детальный анализ процедуры рассмотрения спора в соответствии с Арбитражным регламентом ІСС. Тем не менее, указанные выше особенности требуют детального освещения для понимания предоставляемых ими преимуществ и возможностей использования.

Согласно ст. 1 Устава3 Суд ІСС осуществляет свои функции независимо от Международной Торговой Палаты и ее органов. Задачей Суда ІСС является содействие разрешению путем арбитража споров, подпадающих под его компетенцию, имеющих международный характер и возникающих в сфере делового оборота. Суд ІСС администрирует также рассмотрение иных споров при наличии соответствующего арбитражного соглашения (например, внутренних споров или споров инвестиционного характера). Суд ІСС сам споры не разрешает. Каждый спор рассматривается составом арбитража, сформированным в соответствии с Регламентом. К указанным функциям по администрированию относят

- утверждение арбитров, номинированных сторонами;

- предварительное определения наличия компетенции арбитража;

- определение Национального Комитета, которому надлежит предложить кандидатуру арбитра или арбитра- председ ателя;

- прямое назначение арбитров в случаях, предусмотренных Регламентом;

- разрешение вопросов об отводах арбитров;

- осуществление проверки и утверждение окончательных арбитражных решений (некоторые решения выносятся на пленарные сессии);

- утверждение размеров гонораров арбитров и арбитражных расходов;

- установление места арбитража (при отсутствии соглашения сторон) и др.

Такого рода функции исполняются органами Суда ІСС: Бюро Суда ІСС, состоящим из Президента и Вице-Президентов Суда ІСС, Комитетом Суда ІСС, не вовлеченными в процесс разрешения споров. Президент и члены Секретариата Суда ІСС не могут выступать в качестве арбитров или представителей сторон в делах, передаваемых в арбитраж ІСС. Суд также не может назначить Вице-президента или членов Суда ІСС в качестве арбитров. Данные лица, однако, могут

битраже" (постатейный) / под ред. С.Г. Суворовой // СПС Кон-сультантПлюс. 2010; Ермакова Е.П. Развитие института третейских разбирательств в странах Азии и Арабского Востока // Журнал "Третейский суд". - М., 2011. №6 (78). - с.92-97; Практика международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2005 г. сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2006; Комаров А.С. Нью-Йоркская конвенция 1958 года как фактор, способствующий развитию международной торговли и инвестиционного сотрудничества: Материалы международной конференции "О признании и исполнении иностранных арбитражных решений", прошедшей 13 - 14 октября 2003 года // Третейский суд. 2004. N 1 (31). С. 6

3 Statutes Of The International Court Of Arbitration (Rules of Arbitration, APPENDIX I) / Официальный сайт ICC http://www.iccwbo.org/uploadedFiles/Court/ Arbitra-

tion/other/rules_arb_russian.pdf (дата обращения 05.05.2012)

быть назначены в качестве арбитров одной или несколькими сторонами или в ином порядке, согласованном сторонами, при условии их последующего утверждения Судом ІСС, при соблюдении условий, определенных Регламентом. Помощь в администрировании оказывает Секретариат суда во главе с Генеральным Секретарем.

Уникальной чертой Регламента ІСС является процедура предварительного определения наличия компетенции арбитража ІСС, переданная новым Регламентом ІСС в полномочия Генерального секретаря или в определенных случаях Комитета Суда ІСС (ст.6 Регламента ІСС).

Данная процедура полезна в случаях, когда компетенция арбитража явно отсутствует, так как позволяет решить вопрос об отсутствии компетенции арбитража ІСС, до формирования состава арбитража, что влечет экономию времени и средств. В большинстве случаев в иных арбитражных институтах вопрос о наличии или отсутствии компетенции может решаться только лишь составом арбитража, когда сторонам сначала следует уплатить арбитражный сбор, сформировать состав арбитража, а только потом сформированный состав арбитража может рассматривать вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции. Следует обратить внимание, что наличие компетенции арбитража ІСС по конкретному делу не устанавливается, а лишь делается вывод о том, что компетенция арбитража ІСС не исключается в данных обстоятельствах.

Решение Суда ІСС об отсутствии компетенции арбитража ІСС сообщается сторонам, а производство по делу прекращается. Если Суд ІСС приходит к выводу о том, что компетенция арбитража ІСС не исключается, окончательное решение о наличии компетенции состава арбитража принимается самим составом арбитража.

Одной из отличительных черт Регламента ІСС является процедура утверждения Судом ІСС арбитров. Стороны номинируют кандидатуры арбитров, а окончательное решение об их утверждении принимается Судом ІСС. Суд ІСС обладает определенной свободой в выборе кандидатуры арбитра, он может не утвердить кандидатуру, номинированную стороной. Кроме того, регламентирован ряд случаев прямого назначения арбитров Судом ІСС.

В соответствии с Регламентом ІСС предполагаемый арбитр должен представить в Суд ІСС заявление о независимости и сообщить любые сведения, которые могут вызвать сомнения в его независимости с точки зрения сторон (ст. 11 Регламента ІСС). Форма заявления включает также согласие с назначением, описание профессионального опыта и сведения о занятости арбитра в определенный период времени (ч.2. ст. 11 Регламента ІСС). Секретариат направляет эту информацию в письменном виде сторонам и устанавливает срок для возможных замечаний. Представленные сторонами возражения отводом не являются. Решение Суда ІСС о назначении арбитра, его утверждении либо отклонении предложенной кандидатуры арбитра является окончательным. Мотивы такого решения не сообщаются.

После назначения или утверждения арбитров, сторона, в соответствии с регламентированной процедурой может заявлять требование об отводе арбитра. Суд ІСС решает вопросы допустимости отвода, а также, если необходимо, по существу отвода после того, как Секретариат предоставил возможность заинтересованному арбитру, другой стороне или сторонам и

любым другим членам Состава арбитража в течение соответствующего периода времени высказать свои комментарии в письменном виде. Эти комментарии направляются сторонам и арбитрам.

После получения дела из Секретариата состав арбитража составляет на основе документов или в присутствии сторон Акт о полномочиях, определяющий его компетенцию по данному делу, включающий вопросы, требующие разрешения данным составом арбитража, что минимизирует в дальнейшем споры о перечне вопросов, которые могли быть предметом конкретного арбитражного разбирательства. Акт о полномочиях подписывается сторонами и составом арбитража и направляется в Суд ІСС. Если одна из сторон отказывается участвовать в составлении Акта о полномочиях или подписывать его, он передается в Суд ІСС для утверждения.

Согласно ст. ч.1 ст. 24 Регламента ІСС при составлении Акта о полномочиях или сразу же после того, как он составлен, состав арбитража, проводит организационное совещание и определяет в отдельном документе ориентировочный график разбирательства по делу, которому он намерен следовать, сообщает его Суду ІСС и сторонам. Любое последующее изменение этого графика сообщается Суду ІСС и сторонам.

Организационное совещание может быть проведено посредством личной встречи, путем видео или телеконференции либо с использованием других аналогичных средств связи.

Эти и многие иные нововведения явились результатом закрепления в Регламенте уже сложившейся практики обращения к публикации «Способы сокращения сроков и расходов в арбитраже»4, подготовленной Арбитражной комиссией ІСС, на которую теперь непосредственно в Регламенте ІСС имеется ссылка. Положения Регламента ІСС настолько гибкие, что позволяют сторонам при желании сформировать индивидуальную процедуру рассмотрения спора в рамках регламента.

Отличительной чертой рассмотрения спора по Регламенту ІСС является проверка и утверждение окончательного арбитражного решения Судом ІСС (ст.33 нового Регламента). Прежде чем подписать арбитражное решение, состав арбитража должен представить его проект Суду. После закрытия разбирательства состав арбитража сообщает Секретариату и сторонам приблизительную дату, когда будет готов проект решения. Суд ІСС может предложить внести изменения по форме арбитражного решения, а также, не затрагивая свободы состава арбитража в принятии решения, обратить внимание на вопросы, касающиеся существа дела. Арбитражное решение не подписывается составом арбитража, пока оно не одобрено Судом ІСС по его форме.

Согласно общепринятой позиции полномочия состава арбитража прекращаются после вынесения решения. Большинство арбитражных регламентов не закрепляют возможность возобновления арбитражного производства в случае отмены арбитражного решения государственным судом. Тем не менее, на практике суды, например, Швейцарии и США иногда не только отменяли вынесенные арбитражные решения, но и возвращали их составу арбитража на повторное рас-

4 Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration / Официальный сайт ICC http://www.iccwbo.org/uploadedFiles/TimeCost _E.pdf (дата обращения 05.05.2012).

смотрение5. В связи с этим ч.4 ст.34 Регламента ICC позволяет при возвращении государственным судом решения в арбитраж применять правила, установленные для проверки решений Судом ICC. Формулировка указанной статьи Регламента (Where a court remits an award to the arbitral tribunal... (eng.) , Lorsqu'une juridiction renvoie une sentence au tribunal arbitral. (fr.)) дает веские основания сомневаться в том, что возобновление арбитражного производства возможно, если возвращение отмененного арбитражного решения не предусмотрено lex arbitrii.

Одной из характерных черт такого механизма разрешения споров как арбитраж является закрепление в арбитражном регламенте лишь основ арбитражного разбирательства, редко прописывается в деталях процедура его проведения. Эта важная особенность позволяет разработать для каждого конкретного спора свой, соответствующий пониманию сторон и арбитров, порядок его рассмотрения таким образом, чтобы продолжительность разбирательства и арбитражные расходы были соизмеримы сумме спора и соответствовали заявленным требованиям и подлежащим разрешению вопросам.

Определяющее значение в связи с этим приобретают указанные выше разработанные Арбитражной комиссией ICC еще в 2007 г. «Способы по сокращению сроков и расходов в арбитраже», где сторонам предлагаются различные варианты поведения для ускорения процесса рассмотрения уже возникшего спора, сокращения расходов на проведение арбитража, и тем самым, повышения его эффективности. Следует упомянуть, что указанный документ рекомендован и для использования в других арбитражных институтах.

Как и следует ожидать, первый блок рекомендаций связан с составлением арбитражной оговорки. Во избежание недопонимания сторонам рекомендуется применять типовую арбитражную оговорку, конкретизируя ее положениями, указывающими на место арбитража, язык арбитражного разбирательства и применимые правовые нормы (п.26). Разбирательство на двух и более языках поможет избежать перевода документов на другие языки, однако в данном случае следует оговорить необходимость составления процессуальных документов на одном из используемых языков (п.19, 59).

При незначительном споре сторонам рекомендуется остановить свой выбор на обращении к единоличному арбитру, не усложняя процедуру его выбора специальными требованиями к опыту и квалификации (п. 3,5,11). После возникновения спора стороны также могут договориться об ускоренном разбирательстве (п.6), что достаточно сложно сделать до этого.

Для сокращения сроков рассмотрения дела сторонам важно понимать, имеется ли достаточное количество времени у юридического представителя и арбитров на рассмотрение спора (п. 10,11), для чего желательно предусмотреть составление соответствующих документов арбитрами и представителями, включающих указание на такие сведения, а затем и графика рассмотрения спора.

5Г.Жукова, В.Хвалей Новая редакция Арбитражного регламента ICC» / Официальный сайт ICC Russia http://www.iccwbo.ru/docu-ments/stata_kommentarii_novaa_redakcia_arbitrajnogo_reglamenta_i cc26.pdf (дата обращения 05.05.2012). С.15

6 Здесь и далее указываются соответствующие разделы (пункты) Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration / Официальный сайт ICC http://www.iccwbo.org/uploadedFiles/ Time-Cost_E.pdf (дата обращения 05.05.2012)

Составление Акта о полномочиях (п.24) состава арбитража, включающего перечень требований сторон, Графика рассмотрения дела и проведение Организационного совещания для урегулирования процедурных вопросов может иметь большое значение, так как дает сторонам и составу арбитража возможность обсудить и согласовать процедуру, подходящую для конкретного разбирательства, и тем самым способствует наиболее эффективному разрешению спора (п.20, 21, 31-34). Рекомендуется сторонам разбирательства лично принимать участие в указанном Организационном совещании, чтобы исключить негативное влияние на процедуру внешних юридических представителей (п. 34).

Кроме того, можно рассмотреть вопрос о целесообразности устного слушания дела. Если состав арбитража может вынести решение по делу, основываясь только на документах, это поможет существенно уменьшить расходы и сроки (п. 36).

Примечательно, что сторонам в арбитраже рекомендуется уделить достаточное внимание информационным технологиям (п.39, 58), в частности, общаться с арбитрами по телефону в определенных случаях (п. 38), хранить всю корреспонденцию и документы по арбитражному разбирательству и обмениваться ими в пределах безопасной он-лайн среды, что позволяет сделать он-лайн служба 1СС МеГСаэе. На обсуждение может также ставиться вопрос о применении видео- и телефонных конференций для процессуальных и иных видов слушаний, когда необходимость непосредственного присутствия не является существенной.

Конечно, 1СС создаются для этого все необходимые условия, однако и участники арбитражного разбирательства в иных арбитражных институтах при желании могут найти в современном мире все условия для информационного обеспечения арбитражной процедуры.

Интересными являются рекомендации, касающиеся установления процессуальных сроков (п.40). Так предпочтительнее установить максимально короткие сроки, указав на возможность их продления в необходимых случаях, а не наоборот.

Достаточное внимание следует уделять письменным документам (п.46-47). Так, сторонам целесообразно заявления составлять наиболее полно и четко, чтобы избежать дополнительных временных затрат на уточнения. Желательно договориться о единой базе документов с определенной нумераций, что позволит избежать дублирования, а также систематизирует порядок обращения к доказательствам (п.52,56).

Среди способов по сокращению сроков и расходов, затрагивающих деятельность по доказыванию следует обратить внимание на рекомендации, касающиеся привлечения экспертов (п. 70-71). Так, указывается, что работа одного эксперта, назначенного составом арбитража, в некоторых обстоятельствах может оказаться более эффективной. Если же стороны разбирательства не пришли к такой договоренности и приглашают экспертов каждый со своей стороны, то рекомендуется проводить совещание экспертов. Сроки и расходы могут быть сокращены, если эксперты составят список вопросов, по которым они пришли к единому мнению, и тех, по которым их выводы расходятся.

Слушания не обязательно должны проводиться там, где проходит арбитражное разбирательство (п.73). Сторонам следует понимать, что правильный выбор места слушания дела может значительно снизить расходы, если указать место наиболее приемлемое с точки зрения нахождения представителей сторон, арбит-

ров, а также исследования доказательств. Кроме того, не следует забывать о возможности проводить слушания путем видеоконференции.

Конечно, эффективным арбитраж может быть только при условии добросовестного отношения к этому процессу как самих сторон спора, так и арбитров. В противном случае, разбирательство может быть необоснованно затянуто, что повлечет и дополнительные расходы.

Арбитражный Регламент ICC содержит много и иных правовых инструментов, применение которых направлено на повышение эффективности арбитражного производства и снижение рисков, связанных с отменой и отказом в признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Сторонам при решении вопроса об обращении в арбитраж следует принимать их во внимание и активно их использовать для формирования индивидуальной процедуры рассмотрения спора, учитывающей особенности конкретного дела.

Список литературы:

Statutes Of The International Court Of Arbitration (Rules of Arbitration, APPENDIX I) / Официальный сайт ICC http://www.iccwbo.org/uploaded

Files/Court/Arbitration/other/rules_arb_russian.pdf (дата обращения 05.05.2012)

Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration / Официальный сайт ICC http://www.iccwbo.org/upload edFiles/TimeCost_E.pdf (дата обращения 05.05.2012).

Г.Жукова, В.Хвалей Новая редакция Арбитражного регламента ICC» / Официальный сайт ICC Russia http://www.iccwbo.ru/documents/stata_kommentarii_nova a_redakcia_arbitrajnogo_reglamenta_icc26.pdf (дата обращения 05.05.2012). С.15

Григорьева Е.А. Комментарий к Закону Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (постатейный) / под ред. С.Г. Суворовой // СПС КонсультантПлюс. 2010;

Ермакова Е.П. Развитие института третейских разбирательств в странах Азии и Арабского Востока // Журнал "Третейский суд". - М., 2011. №6 (78) - с.92-97;

Интервью: "Наиболее частым основанием для оспаривания или для заявления об отказе в принудительном исполнении служит ссылка на неуведомление или ненадлежащее уведомление" (интервью с Председателем Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации А.А. Костиным) //"Юрист", 2010, N 11. -СПС КонсультантПлюс;

Комаров А.С. Нью-Йоркская конвенция 1958 года как фактор, способствующий развитию международной торговли и инвестиционного сотрудничества: Материалы международной конференции "О признании и исполнении иностранных арбитражных решений", прошедшей 13 - 14 октября 2003 года // Третейский суд. 2004. N 1 (31). С. 6

Практика международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2005 г. сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2006;

Ситкарева Е.В. Новеллы российского законодательства и судебная практика по оспариванию решений международных коммерческих арбитражей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. № 2 (16), - М.: Изд-во РУДН , 2004 г. С. 99-105;

Ситкарева Е.В. Противоречие публичному порядку как основание отмены решения международного ком-

мерческого арбитража // Право и политика. № 10.- М.: Nota Bene, 2004 г. С. 69-73

Literature list:

Grigorieva E.A. Commentary on the Act of the Russian Federation on July 7, 1993N 5338-1 "On International Commercial Arbitration" (itemized) / ed. S.G. Suvorova // ATP ConsultantPlus. 2010 Ermakova E.P. The development of the arbitration proceedings institute in the countries of Asia and the Arab East // "Arbitral tribunal". - 2011. № 6(78). - P.92-97 Practice of International Commercial Arbitration Court at RF Chamber of Commerce for the 2005 Comp. M.G. Rosenberg. M.: The Statute, 2006 Komarov A.S. The New York Convention of 1958 as a factor contributing to the development of international trade and investment cooperation: Proceedings of the international conference "On the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards", held 13 - October 14,

2003 / / "Arbitral tribunal". 2004. N 1 (31)

Statutes Of The International Court Of Arbitration (Rules of Arbitration, APPENDIX I) / http://www.iccwbo.org/up loadedFiles/Court/Arbitration/other/rules_arb_russian.pdf Techniques for Controlling Time and Costs in Arbitration / http://www.iccwbo.org/uploadedFiles/TimeCost_E.pdf G.Zhukova, V.Khvaley "The new version of the Arbitration Rules of ICC» http://www.iccwbo.ru/documents/ sta-ta_kommentarii_novaa_redakcia_arbitrajnogo_regla-menta_icc26.pdf Interview: "The most frequent reason for contesting or disclaimer of enforcement is a reference to the failure to notify or improper notification" (interview with the President of the International Commercial Arbitration Court at the Chamber of Commerce of the Russian Federation, AA Kostin) / / "Lawyer" , 2010, N 11. - SPSConsultant;

Sitkareva E.V. Novels of Russian legislation and case law to setting aside an award of international commercial arbitration / / Herald of the Russian Peoples' Friendship University. Number 2 (16), - Moscow: Publishing House of the People's Friendship University, 2004 S. 99-105;

Sitkareva E.V. Contrary to public policy as the basis of the setting aside an award of international commercial arbitration / / Law and Policy. Number 10. - M.: Nota Bene,

2004 pp. 69-73

Рецензия

на статью доцента кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов к.ю.н. Ситкаревой Е.В. на тему «Эффективность разбирательства в международном коммерческом арбитраже - сторонам есть о чем договориться».

В статье Е.В. Ситкаревой исследуются особенности правового регулирования арбитражного разбирательства, допускающие влияние сторон спора на повышение его эффективности. Отмечается, что большинство арбитражных регламентов достаточно гибкие, и у сторон имеется возможность договориться о некоторых изменениях стандартной процедуры для формирования индивидуального порядка рассмотрения спора в рамках выбранного регламента, но который более соответствовал бы характеру конкретного спора.

В качестве примера приводится регламентация процедуры рассмотрения спора в Арбитражном Суде 1СС. Автор анализирует новеллы Арбитражного регламента 1СС, вступившего в силу в январе 2012г. Указывается, что в новый Регламент 1СС, включена норма, которая прямо устанавливает, что состав арбитража и стороны должны прилагать все необходимые усилия для того, чтобы вести арбитражное разбирательство быстрым и экономически эффективным способом, учитывая сложность и сумму спора (ч.1 ст.22 Регламента). Не обходит стороной автор и регламенты иных известных арбитражных институтов, таких как МКАС при ТПП РФ и др.

Очень интересными и полезными видятся положения, раскрываемые автором публикации, содержащиеся в сборнике Способов сокращения сроков и расходов в арбитраже, рекомендованном 1СС к использованию и в других арбитражных институтах. Использование сторонами спора указанных рекомендаций, несомненно, привело бы к повышению эффективности арбитража, участниками которого они являются.

Материал, изложенный в статье, может быть полезен как для юристов-практиков, представителей российского бизнес-сообщества, так и для дальнейших научных исследований в данной области.

Заместитель начальника Юридического департамента ОАО Банк ЗЕНИТ, к.ю.н. Балакин К.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.