Научная статья на тему 'Трещиностойкость железобетонных элементов со скозными отвестиями при кручерии и при кручении с изгибом'

Трещиностойкость железобетонных элементов со скозными отвестиями при кручерии и при кручении с изгибом Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
332
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЩИНА / ИЗГИБ / КРУЧЕНИЕ / ЖЕЛЕЗОБЕТОН / ЭЛЕМЕНТ / ОТВЕРСТИЕ / БАЛКА / CRACK / TWIST / TORSION / REINFORCED-CONCRETE / ELEMENTS / HOLE / BEAM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Байрамуков Салис Хамидович, Дюрменова Светлана Суюновна

Рассматривается трещиностойкость железобетонных элементов со сквозными отверстиями. Сопоставление теоретических и опытных моментов трещинообразования при кручении и при интенсивном кручении с изгибом. Предложена формула для практических расчетов трещиностойкости железобетонных элементов со скозными отверстиями при кручении и формула для оценки трещиностойкости железобетонных элементов со сквозными отверстиями при интенсивном кручении с изгибом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Байрамуков Салис Хамидович, Дюрменова Светлана Суюновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cracking of reinforced-concrete elements with holes during torsion and during torsion wist

Cracking of reinforced-concrete elements with holes is examined. Comparison of theoretical and experiment moments of crack’s formation during torsion, and during intensive torsion with twist. Formula for practical calculations of cracking of reinforced-concrete elements with holes during torsion and formula for estimate of cracking of reinforced-concrete elements with holes during intensive torsion with twist is suggested.

Текст научной работы на тему «Трещиностойкость железобетонных элементов со скозными отвестиями при кручерии и при кручении с изгибом»

Трещиностойкость железобетонных элементов со сквозными отверстиями при кручении и при кручении с изгибом

С.Х. Байрамуков, С.С. Дюрменова

Железобетон, как наиболее экономичный материал для строительных конструкций в обозримом будущем будет основным в практике строительства. Как известно стоимость железобетона определяется стоимостью входящих в его состав материалов, экономия которых является важнейшим источником снижения материалоемкости и стоимости конструкций [1].

На практике одним из путей экономии материалов является разработка и совершенствование методов расчета [3,4,5], отвечающих наилучшим образом действительной работе конструкции. Отсутствие подобных методов при составлении нормативных документов приводит к принятию расчетных положений, заведомо предполагающих необоснованный запас прочности .

Способность железобетонных конструкций выполнять требуемые функции в течение длительного времени при эксплуатации в разных условиях определяет сочетание свойств арматуры и бетона [7].

Основным способом оценки состояния материала являются различные разрушающие методы - многочисленные испытания на растяжение, сжатие, изгиб и т.д. [2]. Разнообразие случаев разрушения и параметров, от которых зависят эти случаи, при их исследовании предполагает необходимость привлечения как можно большого экспериментально-теоретического материала [9,10] .

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что она посвящена совершенствованию методики расчета прочности железобетонных стержней сквозного сечения, подверженных кручению и изгибу с кручением.

При исследовании трещиностойкости железобетонных элементов в основу была положена методика, разработанная Касаевым Д. Х. [6]. По этой

методике теоретическое значение момента образования трещин опытной балки сплошного сечения определяется по формуле

Тсгс = (0,88 + 0,08 • И / Ъ) • Яы • ^ , (1)

Жтр1 = 42 • Ъ • И2 / 3,43 - упругопластический момент сопротивления образца

сплошного сечения; Ъ и И - ширина, и высота поперечного сечения балки соответственно.

Как будет вести себя балка со сквозным отверстием под действием крутящего момента неизвестно. Поэтому были осуществлены расчеты по трем вариантам:

первый вариант - расчет как сплошной балки по формуле (1);

второй вариант - расчет отдельно для каждой ветви балки с

последующим удвоением результата, т. е. по формуле

Тсс = 2 • (0,88 + 0,08 • Ъ / й) • Яы • Ж^р1Ъ , (2)

где момент сопротивления сечения ветви балки равен Штр1Ъ = 42 • й • Ь1 /3,43 ;

Ъ и й - высота и ширина сечения ветви соответственно;

третий вариант - расчет по формуле (1) за вычетом размеров отверстия, т. е. по формуле

Тсс = (0,88 + 0,08 • 2й / Ъ) • Яы • , (3)

Т1._ 2• (JЪn +аJ;h +а-г 42• Ъ• х3 г- 7 , ,„ч2

где ЖТр1 =—^——*-^ ; Jbo =—-—+42• Ъ• *• (х/2) ;

й - х 12

аЧ' Л 2х) +Яа5 Ъ; = А* • (й - х-А)2; Sъo = ^2 • Ъ • х! ; = А* • (й-Д)2 ; й

а• А; + 2• >/2 •Ъ^й

- высота сечения ветви; Ъ - ширина сечения балки.

За основу принимается тот вариант расчета, в котором получена наилучшая сходимость результатов опыта и расчета.

Сопоставление результатов расчета по вариантам 1, 2 и 3 с опытными значениями приведено в табл. 1.

Таблица №1

Результаты сопоставления теоретических и опытных моментов

образования трещин балок серии I при кручении

№ п/п Шифр балки ь, см Л, см см Кы, МПа Wi.pl, см 3 тс СГС 5 кНсм Т ехр СГС 5 кНсм Техр / ТС СГС СГС

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вариант 1

1. БТ 15,0 22,0 11,1 1,825 2993 545 537 0,99

2. БТ 30-0 14,8 22,0 11,1 1,942 2953 573 549 0,96

3. БТ 60-0 15,0 21,8 11,0 1,726 2939 505 420 0,83

4. БТ 90-0 15,1 21,9 11,0 1,706 2986 507 418 0,82

5. БТ 30-5 14,9 27,0 11,1 1,942 4478 891 565 0,63

6. БТ 60-5 14,9 26,9 11,0 1,726 4445 786 557 0,71

7. БТ 90-5 15,0 26,9 11,0 1,706 4475 781 544 0,70

Вариант 2

8. БТ 30-0 14,8 22,0 11,1 1,942 1002 384 549 1,43

9. БТ 60-0 15,0 21,8 11,0 1,726 1020 348 420 1,21

10. БТ 90-0 15,1 21,9 11,0 1,706 1034 349 418 1,20

11. БТ 30-5 14,9 27,0 11,1 1,942 1016 390 565 1,45

12. БТ 60-5 14,9 26,9 11,0 1,726 1007 344 557 1,62

13. БТ 90-5 15,0 26,9 11,0 1,706 1020 344 544 1,58

Вариант 3

14. БТ 30-0 14,8 - 11,1 1,942 2188 425 549 1,29

15. БТ 60-0 15,0 - 11,0 1,726 2248 387 420 1,09

16. БТ 90-0 15,1 - 11,0 1,706 2262 385 418 1,09

17. БТ 30-5 14,9 - 11,1 1,942 2195 426 565 1,33

18. БТ 60-5 14,9 - 11,0 1,726 2241 386 557 1,44

19. БТ 90-5 15,0 - 11,0 1,706 2255 384 544 1,42

Анализ результатов сравнения (табл. 1) показывает, что средние значения отношения опытных и теоретических моментов образования трещин опытных образцов серии I составляют для:

• варианта 1 - 0,775 при максимальных и минимальных значениях 0,96 и 0,63 соответственно.

• варианта 2 - 1,415 при максимальных и минимальных значениях 1,62 и 1,2 соответственно;

• варианта 3 - 1,28 при максимальных и минимальных значениях 1,44 и 1,09 соответственно;

Проведенный анализ показал, что наилучшая сходимость результатов расчета с опытными данными наблюдается в третьем варианте. За основу принимаем 3-й вариант расчета элементов со сквозными отверстиями по трещиностойкости при кручении.

При исследовании сквозных балок на действие изгиба с кручением в основу была положена методика, разработанная в исследовании [6].

Предложенный в работе [6] расчетный аппарат по трещинообразованию железобетона был разработан на основе метода графиков взаимодействия.

В результате проведенных исследований для элементов прямоугольного сечения была определена предельная область по образованию трещин при совместном действии изгиба и кручения. Графически эта предельная область представлена на рис. 1.

Эта область описывается следующими выражениями:

1) при / < 0,65 и Мтсгс /Мсгс < 2/3, Тмсгс = Тсс ;

(4)

2) при 0,65 < /<0,95, ТмсГс = Тсгс + Мтсгс / Мсгс = 5/3 (5)

3) при / > 0,95 и Тмсгс /Тсгс < 2 / 3, Мтсгс = Мсгс , (6)

где / = Мтсгс • Ъ2 / Тмсгс • И2 - соотношение между действующими моментами и моментами инерции сечения относительно главных осей.

Т,

М т

Рис. 1. График взаимодействия изгибающих и крутящих моментов при трещинообразовании

С целью определения взаимного влияния кручения и изгиба на процесс трещинообразования нами исследование проводилось в следующем порядке:

- по формуле (3) для всех образцов были определены теоретические значения моментов образования трещин Тсгс;

- по формулам (126-139) СНиП [8] аналогичные расчеты были осуществлены в предположении действия только изгибающего момента Мсгс;

- были вычислены отношения опытных и теоретических моментов трещинообразования рассмотренных образцов.

Результаты проведенных расчетов приведены в табл. 2. Как видно из этой таблицы при интенсивном кручении с изгибом, как и ожидалось, изгиб не оказывает влияние и трещиностойкость и может определяться из расчета только на кручение, то есть по формуле (4).

Сравнение опытных и теоретических моментов трещинообразования

№ п/п Шифр балок Ь, см см Кьь МПа &Р, см3 мехр, СГС 5 кНсм мс , СГС 5 кНсм мехр СГС Мс Г т ехр СГС ТС Г

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1. БТМ 30-0-05 10,9 14,9 1,772 582 5,59 103 0,054 1,10

2. БТМ 60-0-05 10,9 15,1 1,961 579 11,18 114 0,098 1,35

3. БТМ 90-0-05 11,0 15,0 1,953 590 12,11 115 0,105 1,11

4. БТМ 30-5-05 11,2 15,0 1,772 622 6,18 110 0,056 1,15

5. БТМ 60-5-05 11,1 14,8 1,961 598 10,90 117 0,093 1,31

6. БТМ 90-5-05 11,1 14,9 1,953 601 12,42 117 0,106 1,12

7. БТМ 30-0-02 10,9 15,1 1,588 2321 369 97 0,26 1,31

8. БТМ 60-0-02 11,0 14,9 1,873 2195 411 87 0,21 1,15

9. БТМ 30-5-02 10,9 15,0 1,588 2293 364 91 0,25 1,36

10. БТМ 60-5-02 11,0 14,9 1,873 2188 410 93 0,23 1,23

11. БТМ 90-5-02 11,0 15,0 1,825 2231 407 90 0,22 1,21

Проведенными исследованиями установлено, что:

1. Момент образования трещин при кручении балок со сквозными отверстиями опережал в среднем 8... 10 % момент образования трещин балки-эталона сплошного сечения.

2. Плотность образования трещин в балках со сквозными отверстиями при изгибе с кручением существенно выше, чем при кручении.

3. Длина отверстия практически не оказывает заметного влияния на трещиностойкость элементов со сквозными отверстиями.

4. Предложенная формула (3) с достаточной для практических расчетов точностью позволяет оценить трещиностойкость железобетонных элементов со сквозными отверстиями при кручении.

5. Оценку трещиностойсти железобетонных элементов со сквозными отверстиями при интенсивном кручении с изгибом можно произвести формулой (4), которая ранее была получена для элементов прямоугольного сечения.

Литература:

1. Байрамуков С.Х., Касаев Д.Х. Оценка прочности железобетонных элементов, подвергнутых нескольким силовым факторам при статическом и динамическом воздействии [Текст]: Монография / С.Х. Байрамуков, Д.Х. Касаев. - Черкесск ГОУ ВПО КЧГТА, 2010 - 214 с.

2.Бескопыльный А.Н., Веремеенко А.А. Методика экспериментального исследования предварительных напряжений в образце при вдавливании индентора [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012.- №4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1367

(доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.рус.

3.Касаев Д.Х. Прочность элементов прямоугольного сечения при кручении [Текст] //Журнал// Бетон и железобетон. -1987. - №12 - С.23.

4.Касаев Д.Х. Прочность элементов таврового сечения при кручении [Текст] // Совершенствование методов расчета железобетона. Ростов-на-Дону: РИСИ, 1988. -С.116-120.

5.Касаев Д.Х., Дудов М.Б., Дюрменова С. С. Прочность железобетонных балок с круглыми отверстиями при кручении [Текст] //Сборник материалов III международной научно-практической конференции «Проблемы строительства, инженерного обеспечения и экологии городов». - Пенза, 2001.

- С. 9-11.

6.Касаев Д.Х. Прочность элементов железобетонных конструкций при кручении и изгибе с кручением [Текст]: Монография / Д.Х. Касаев. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2001.-176с.

7.Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. К вопросу о влиянии геометрических размеров на прочностные характеристики арматурных сталей [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012.- №4. -

Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/318 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.рус.

*

8.СНиП 2.03.01-84 Бетонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования. - М.: Стройиздат. 1989. - 79 с.

9.Mansur M. A., Paramasivam P. Reinforced Concrete Beams with small Opening in Bending and Torsion //ACI Journal. 1984. - N. 81. - PP. 180-185.

10.Wafa F., Hasnat Abul, Akhtaruzzaman Ali A. Prestressed Concrete Beams with Opening under and Bending //Journal of Structural Engineering - ASCE. 1989. -N. 11. Vol. 115. PP. 2727-2739.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.