Научная статья на тему 'Оценка прочности и деформативности частично предварительно напряженных элементов по деформационной модели'

Оценка прочности и деформативности частично предварительно напряженных элементов по деформационной модели Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARTIALLY PRESTRESSED ELEMENTS / DEFORMABILITY / STRENGTH / NON-STRESSED REINFORCEMENT / STATE DIAGRAMS / DEFORMATION MODEL / ЧАСТИЧНО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ДЕФОРМАТИВНОСТЬ / ПРОЧНОСТЬ / НЕНАПРЯГАЕМАЯ АРМАТУРА / ДИАГРАММЫ СОСТОЯНИЯ / ДЕФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Байрамуков С.Х., Долаева З.Н.

Рассмотрена деформационная модель применительно к изгибаемым элементам, наиболее характерным для частично предварительно напряженных железобетонных конструкций. Исследована несущая способность и деформативность частично предварительно напряженных конструкций. Приведены критерии прочности по сжатому бетону, отвечающему достижению предельных деформаций в сжатом бетоне, а также по растянутой продольной арматуре, характеризующейся достижением предельных деформаций либо в напрягаемой, либо в ненапрягаемой арматуре. Проведен анализ результатов расчета прочности и деформативности частично предварительно напряженных конструкций при кратковременном и длительном действии нагрузки по деформационной модели и по нормам. Показана, что деформационная модель достаточно точно оценивает по прочности и деформациям частично предварительно напряженные железобетонные элементы при различном характере нагружения, для любых сочетаний напрягаемой и ненапрягаемой арматуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Байрамуков С.Х., Долаева З.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the strength and deformation of partially prestressed elements by the deformation model

The deformation model is considered in relation to the bending elements most characteristic of partially prestressed reinforced concrete structures. The bearing capacity and deformability of partially prestressed structures are investigated. Given the criteria of strength of compressed concrete that meets the attainment of the ultimate strain in the compressed concrete, as well as stretched in the longitudinal reinforcement, characterized by the achievement of the ultimate strain either in stressed or non-stressed reinforcement. The analysis of the calculation results of the strength and deformability of partially prestressed structures under short-term and long-term effects of the load on the deformation model and the norms. It is shown that the deformation model accurately estimates partially prestressed reinforced concrete elements with different types of loading for any combination of tensioned and non-tensioned reinforcement by strength and deformation.

Текст научной работы на тему «Оценка прочности и деформативности частично предварительно напряженных элементов по деформационной модели»

Оценка прочности и деформативности частично предварительно напряженных элементов по деформационной модели

С.Х. Байрамуков, З.Н. Долаева

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Черкесск

Аннотация: Рассмотрена деформационная модель применительно к изгибаемым элементам, наиболее характерным для частично предварительно напряженных железобетонных конструкций. Исследована несущая способность и деформативность частично предварительно напряженных конструкций. Приведены критерии прочности по сжатому бетону, отвечающему достижению предельных деформаций в сжатом бетоне, а также по растянутой продольной арматуре, характеризующейся достижением предельных деформаций либо в напрягаемой, либо в ненапрягаемой арматуре. Проведен анализ результатов расчета прочности и деформативности частично предварительно напряженных конструкций при кратковременном и длительном действии нагрузки по деформационной модели и по нормам. Показана, что деформационная модель достаточно точно оценивает по прочности и деформациям частично предварительно напряженные железобетонные элементы при различном характере нагружения, для любых сочетаний напрягаемой и ненапрягаемой арматуры.

Ключевые слова: частично предварительно напряженные элементы, деформативность, прочность, ненапрягаемая арматура, диаграммы состояния, деформационная модель.

Настоящее исследование имеет практическую направленность и посвящено совершенствованию методов расчета железобетонных изгибаемых элементов.

Для количественной оценки относительного усилия, воспринимаемого предварительно напряженной частью арматуры, в частично предварительно напряженных элементах вводят понятие коэффициента частичного

7 ^ о 2 А

предварительного напряжения кр: к = -:—-- , где сг02 - условный

Р <0 , 2 Лр + < А з

предел текучести напрягаемой арматуры; < - условный или физический предел текучести (<0,2 или <) ненапрягаемой арматуры. Наибольшая эффективность частично предварительно напряженных элементов проявляется в тех случаях, когда напряжения в напрягаемой и ненапрягаемой арматуре в предельном состоянии достигают расчетных сопротивлений. Это

обеспечивается при соответствующих значениях высоты сжатой зоны элемента и уровня предварительного напряжения сзр/с0,2.

В общем случае задача оптимизации соотношения между сечениями напрягаемой и ненапрягаемой арматуры для частично предварительно напряженных элементов с учетом стоимости поперечной арматуры многократно сложнее и решается методом итераций. Деформационная модель в настоящее время получает широкое распространение для расчета железобетонных элементов по нормальным сечениям при действии изгибающих моментов и продольных сил.

Разработке деформационной модели посвящены работы многих отечественных и зарубежных специалистов. Она включена как основной метод расчета в международные нормативные документы, а также в нормативные документы Российской. Поэтому представляется весьма важным и полезным рассмотреть ее использование для расчета частично предварительно напряженных железобетонных конструкций [1-3].

При расчете железобетонных элементов по деформациям учитывается работа растянутого бетона между трещинами с помощью средних деформаций арматуры на участке между трещинами [1, 4, 5].

Рассмотрена деформационная модель применительно к изгибаемым элементам, наиболее характерным для частично предварительно напряженных конструкций. Исходная система расчетных уравнений для частично предварительно напряженных элементов приобретает вид:

- уравнения равновесия

м = 2 °Ы ' АЫ ■ + 2 а.Л ] ' А.1] ' ] 2 ] ' А.2 ] ' 2 ] (2)

' 1 1

2 СЬ1 ■ АЫ + 2 с.1 У ■ А.11 + 2 С21 ■ А.2У = 0 (3)

' 1 1

- уравнения деформирования

е =1 ■ 41; (4); = - ■2 .и; (5); е.2. = - ■ 2 ..2.. (6)

г г Г

- уравнения связи между деформациями и напряжениями

= /Ы (еЫ ) ; (7) = /.1 + е.р ); (8) а.2. = / .2 (е.2у ). (9)

В представленных уравнениях параметры с индексом "1" относятся к предварительно напряженной арматуре, а параметры с индексом "2" относятся к ненапрягаемой арматуре. Функции /] и /2 характеризуют диаграммы соответственно для предварительно напряженной арматуры и ненапрягаемой арматуры [1, 6, 7].

При использовании расчетной системы уравнений (2 - 9) в нее вводятся характеристики напрягаемой и ненапрягаемой арматуры. При этом коэффициенты упругости для напрягаемой арматуры определяются по формуле:

1 а

.1 у

!

Е , е ,. + е

.1 .1 у .р

(10)

а для ненапрягаемой арматуры по формуле

V" = -Г—. (П>

Критерий прочности принимается по сжатому бетону или по растянутой арматуре. При критерии прочности по сжатому бетону, отвечающему достижению предельных деформаций в сжатом бетоне, в расчетные зависимости вводятся соответствующие напряжения в напрягаемой и ненапрягаемой арматуре, полученные при достижении предельных деформаций в бетоне [3, 8, 9].

Критерий прочности по растянутой продольной арматуре характеризуется достижением предельных деформаций либо в напрягаемой, либо в ненапрягаемой арматуре.

В качестве исходной диаграммы бетона была принята криволинейная диаграмма с алгебраическим описанием, принятым в международных

5'П-П1 „ _ „ еЪ я ЕЪ 'еЪо

нормативных документах оЪ = —-г1—^— НЪ, где п = -Ъ-, 5 = .

1 + (5-2)п £Ъа НЪ

Для сближения расчетной диаграммы с фактической можно принять повышенные граничные напряжения для первого участка, равные средним значениям азт между условным пределом текучести Н и предельными

Н + ии

напряжениями азиц: <5т =-^—. В этом случае аналитическое описание

диаграммы может быть представлено в виде < = е3- Е3 при 0 <е3 < е5,е11

и < = + (<и11 )' ^ е,е11 пРи е*,е11 < е < еs,ult . Величина

е5,иЙ е,е11

деформаций е5е11 определяется по формуле е[1, 10].

, Е,

Влияние предварительного напряжения в рамках деформационной модели может учитываться путем определения напряжений а3 по исходной диаграмме состояния предварительно напряженной арматуры от суммарных деформаций е^, включающих предварительное удлинение арматуры £р и деформации арматуры е3, полученные в результате деформирования элемента от внешних воздействий, исходя из линейного распределения деформаций по высоте сечения. е^ = ер + . При этом предварительные удлинения

определяются после проявления всех потерь предварительного напряжения. В результате в расчетные зависимости диаграмм состояния напрягаемой арматуры вместо величины е3 вводится величина е = ер + е3.

Применение деформационной модели позволяет решать задачи расчета железобетонных элементов на качественно новом, более высоком уровне. Использование полных диаграмм состояния бетона и арматуры, охватывающих их упругую, неупругую и пластическую работу, позволяет

комплексно учитывать работу элемента, в отличие от применяемого ранее так называемого метода расчета по допускаемым напряжениям, который учитывал только упругую работу бетона и арматуры, а также в отличии от применяемого в действующих нормах метода расчета по предельным усилиям, который учитывает только пластическую работу бетона и арматуры с дополнительными эмпирическими добавками.

Влияние растянутого бетона на деформации арматуры между трещинами может учитываться с помощью коэффициента щ. определяющего средние деформации арматуры между трещинами. В этом случае средние деформации арматуры определяются как деформации арматуры в трещине, умноженные на коэффициент щщ е.т =щ. ■е..

е

Величина коэффициента щ, определяется по формуле щ =1 -р-^, где

е

е^сгс - деформации арматуры в момент образования трещин в бетоне нормального сечения, а е. - деформации арматуры в нормальном сечении с трещиной от внешней нагрузки. Величины деформаций арматуры е.%сгс определяются от действия усилий от внешней нагрузки, отвечающих расчетным усилиям образования трещин. Коэффициент в определяется в зависимости от длительности действия нагрузки и сцепления арматуры с бетоном.

В рассматриваемых элементах результате выражения, определяющие связь между напряжениями и деформациями арматуры могут быть представлены в виде:

для предварительно напряженной арматуры класса К1500,

расположенной в растянутой зоне а = (е + ер)■ Е при 0<е+ер <е

и

< =< +(<7 — <

в вт \ А,ии вт

) (еер]_е1 при е,е1 <е+ер <е^ип, в этих выражениях

е — е

К + <,ult .

е I , < = ,

в ,е1 ^ ' вт

7~т 5 вт г) ?

е- 2

для преднапряженной арматуры К1500, расположенной в сжатой зоне

< =(р -е6. )• Е при 0 <е +е6р <е^ и < =<т + ( — )--- пРи

е — е

е I <е -е <е ь,;

в,е1 вр а в,ии ?

для ненапрягаемой арматуры класса А800

<=е^ Е при 0 <е<е,е1 и <=<т + ( -<т ) ^ ^ при

е — е

в ,ult в ,е1

^ < К + < ,л, ев, е1 <ев < ев, и1, , в этих выражениях е4,е1 = , а <т =-^ ;

Еа 2

для ненапрягаемой арматуры класса А400 <=е, • е- пРи 0 <ея < е8 м и < = К при е^ <е8 < е,ми;

или • Е^ при 0<е ^ = К и <= К + (< — К)• ^ — —при

Е- еs,ult1 ев,е1

е , <е <е „,.

А',е1 А' -,ult1

Предварительное напряжение арматуры класса К1500 с учетом всех потерь а--р составляло 1000 МПа, то есть, меньше величины напряжений <т = К +<иц /2, принятой в диаграмме за граничное значение условно

упругой работы арматуры. Отсюда величина начальных деформаций от предварительного напряжения составляет ер =<р / Еа .

Бетон имеет высокую прочность и диаграмма его близка к упругой. Для упрощения расчета принимаем двухлинейную диаграмму, приведенную выше, описываемую выражениями: < = еЪ • Еь еей, при 0 <еЪ <еЬе1 еей, и <ъ = ЯЪ

л 1—' 2 • Кь • Еь

при еьм^ <сь . В приведенных выражениях Е --

• ЕЬ

е

Ь,е1 ,red т-^

ЕЬ ,red

В качестве опытных данных были использованы результаты испытаний в работе [1] элементов прямоугольного сечения размером к х Ь= 30 х 20 см, ко=26,5 см с напрягаемой арматурой класса К1500 и ненапрягаемой арматурой классов А800 или А400 на действие кратковременной однократной и длительной нагрузки. Деформационная модель позволяет точно и полно оценивать напряженно - деформированное состояние бетона и арматуры в нормальном сечении, в том числе при различной форме поперечного сечения и различном расположении арматуры в сечении.

Критерий прочности принимается по сжатому бетону или по растянутой арматуре. При критерии прочности по сжатому бетону, отвечающему достижению предельных деформаций в сжатом бетоне, в расчетные зависимости вводятся соответствующие напряжения в напрягаемой и ненапрягаемой арматуре, полученные при достижении предельных деформаций в бетоне. Критерий прочности по растянутой продольной арматуре характеризуется достижением предельных деформаций либо в напрягаемой, либо в ненапрягаемой арматуре.

Анализ результатов расчета прочности при действии кратковременной нагрузки по деформационной модели и по СНиП, сравнение их с опытными данными и между собой для частично предварительно напряженных элементов показал, что предельные изгибающие моменты, полученные из расчета по деформационной модели, близки к опытным значениям и к расчетным значениям по СНиП.

Среднее соотношение между расчетными предельными моментами по деформационной модели и опытными значениями составляет 0,98, а между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расчетными предельными моментами по деформационной модели и по СНиП - 1,05.

Анализ результатов расчета прогибов при кратковременном действии нагрузки по деформационной модели и по СНиП, сравнение их с опытами и между собой для частично предварительно напряженных элементов показал, что прогибы элементов, полученные из расчета по деформационной модели, близки к опытным значениям и к расчетным значениям по СНиП. Среднее соотношение между расчетными прогибами по деформационной модели и опытными значениями составляет 1,01, а между расчетными прогибами по деформационной модели и по СНиП - 0,93.

Отсюда можно видеть, что деформационная модель для частично предварительно напряженных элементов полностью определяет напряженно деформированное состояние напрягаемой и ненапрягаемой арматуры различных классов в предельном состоянии элемента и не требует введения каких-либо дополнительных ограничений.

Анализ результатов расчета прогибов при кратковременном действии нагрузки по деформационной модели и по СНиП, сравнение их с опытами и между собой для частично предварительно напряженных элементов показал, что прогибы элементов, полученные из расчета по деформационной модели, близки к опытным значениям и к расчетным значениям по СНиП. Среднее соотношение между расчетными прогибами по деформационной модели и опытными значениями составляет 1,01, а между расчетными прогибами по деформационной модели и по СНиП - 0,93.

Анализ результатов расчета прогибов при длительном действии нагрузки по деформационной модели и по СНиП, сравнение их с опытами и между собой для частично предварительно напряженных элементов показал, что прогибы элементов, полученные из расчета по деформационной модели, близки к опытным значениям и к расчетным значениям по СНиП. Среднее

соотношение между расчетными прогибами по деформационной модели и опытными значениями составляет 0,81, а между расчетными прогибами по деформационной модели и по СНиП - 0,67.

Проведенный анализ показал, что деформационную модель достаточно точно оценивает по прочности и деформациям частично предварительно напряженные железобетонные элементы при различном характере нагружения, для любых сочетаний напрягаемой и ненапрягаемой арматуры. При этом не требуется введения в расчет каких-либо дополнительных условий, определяющих допустимые соотношения между напрягаемой и ненапрягаемой арматурой для различных классов арматуры и величины предварительного напряжения.

Литература

1. Байрамуков С. Х. Несущая способность, трещиностойкость и деформативность железобетонных изгибаемых элементов со смешанным армированием при статических и повторных нагружениях. Дис...канд. техн. наук. - М.: МИСИ, 1991. - 220 с.

2. Байрамуков С.Х., Касаев Д.Х. Оценка прочности железобетонных элементов, подвергнутых нескольким силовым факторам при статическом и динамическом воздействии: Монография / С.Х. Байрамуков, Д.Х. Касаев. -Черкесск ГОУ ВПО КЧГТА, 2010 - 214 с.

3. Дорофеев В.С., Карпюк В.М., Крантовская Е.Н., Петров Н.Н., Петров А.Н. Расчет железобетонного стержня в общем случае напряженно-деформированного состояния // Вестник МГСУ. - 2013. - № 12. С. 55-67.

4. Chris G. Karayannis, Constantin E.Chalioris. Design of partially prestressed concrete beams based on the cracking control provisions. Engineering Structures Volume 48, March 2013, Pages 402-416. URL: //doi.org/10.1016/j.engstruct.2012.09.020.

5. Renata Zamblauskaite, Gintaris Kaklauskas & Darius Bacinskas. Deformational analysis of prestressed high □ strength concrete members using flexural constitutive model. Journal of Civil Engineering and Management 11(2):145-151 January 2005 with 50 Reads. URL: doi.org/10.1080/13923730.2005.9636344.

6. Shady H. Salem, Khalid M. Hilal, Tarek K. Hassan, Ahmed S. Essawy. Experimental Behavior of Partially Prestressed High Strength Concrete Beams. Open Journal of Civil Engineering, 2013, 3, 26-32. URL: dx.doi.org/10.4236/ojce.2013.33B005.

7. Abbas Abdulmadzhid Alaui. Behavior of Strengthened Composite Prestressed Concrete Girders under Static and Repeated Loading. Advances in Civil Engineering. Volume 2017 (2017), Article ID 3619545, 13 pages. URL: doi.org/10.1155/2017/3619545.11.

8. Косенко Е.Е., Косенко В.В., Черпаков А.В. К вопросу о влиянии геометрических размеров на прочностные характеристики арматурных сталей // Инженерный вестник Дона. - 2012. - №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/318.

9. Байрамуков С.Х., Дюрменова С.С. Трещиностойкость железобетонных элементов со сквозными отверстиями при кручении и при кручении с изгибом // Инженерный вестник Дона. - 2013. - №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1592.

10. David J.Mukai. Efficient Representation of Concrete Constitutive Data for Moment Capacity Calculations //ACJ Structural Journal. - V. 96, N5. Sept. Oct., 1999. Pp.720-727.

References

1. Bayramukov S. H. Nesushchaya sposobnost', treshchinostojkost' i deformativnost' zhelezobetonnyh izgibaemyh ehlementov so smeshannym

armirovaniem pri staticheskih i povtornyh nagruzheniyah [Bearing capacity, crack resistance and deformation of reinforced concrete bent elements with mixed reinforcement under static and repeated loads.]. Dis...kand. tekhn. nauk. M.: MISI, 1991. 220 p.

2. Bayramukov S.H., Kasaev D.H. Ocenka prochnosti zhelezobetonnyh ehlementov, podvergnutyh neskol'kim silovym faktoram pri staticheskom i dinamicheskom vozdejstvii [Evaluation of the strength of reinforced concrete elements subjected to several force factors under static and dynamic impact]: Monografiya. Cherkessk GOU VPO KCHGTA, 2010 - 214 p.

3. Dorofeev V.S., Karpyuk V.M., Krantovskaya E.N., Petrov N.N., Petrov A.N. Vestnik MGSU. 2013. № 12. Pp. 55-67.

4. Chris G. Karayannis, Constantin E.Chalioris. Engineering Structures Volume 48, March 2013, Pages 402-416. URL: doi.org/10.1016/j.engstruct.2012.09.020.

5. Renata Zamblauskaite, Gintaris Kaklauskas & Darius Bacinskas. Journal of Civil Engineering and Management 11(2): 145-151 January 2005 with 50 Reads. URL: doi.org/10.1080/13923730.2005.9636344.

6. Shady H. Salem, Khalid M. Hilal, Tarek K. Hassan, Ahmed S. Essawy. Open Journal of Civil Engineering, 2013, 3, 26-32. URL: dx.doi.org/10.4236/ojce.2013.33B005.

7. Abbas Abdulmadzhid Alaui. Behavior of Strengthened Composite Prestressed Concrete Girders under Static and Repeated Loading. Advances in Civil Engineering. Volume 2017 (2017), Article ID 3619545, 13 pages. URL: doi.org/10.1155/2017/3619545.11.

8. Kosenko E.E., Kosenko V.V., CHerpakov A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/318.

9. Bayramukov S.H., Dyurmenova S.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1592.

10. David J.Mukai. ЛС Structural Journal. V. 96, N5. Sept. Ос!, 1999. Рр.720-727.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.