ТРЕНИНГОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
УШАЧЕВА Ю.В.
Изменения, происходящие в начале XXI столетия в экономической, политической, духовной и образовательной сферах, остро ставят проблему подготовки педагога, уровень которого отвечал бы постоянно растущим требованиям общества. Одним из этих требований является повышение компетентности педагогов в сфере общения как главного фактора их профессионализма.
Предполагается, что вузовское образовательное пространство создает условия для обеспечения специалиста необходимыми базисными знаниями и умениями, которые всегда будут востребованы, а также для формирования собственной модели будущей профессиональной деятельности, в основе которой лежит «Я-концепция».
Коммуникативная культура (КК) является базовой составляющей профессионализма педагога, которая представляет собой его способность успешно выполнять функции коммуникатора профессионала. Однако, это возможно только в том случае, если педагог будет теоретически и практически готов к коммуникативной деятельности.
Теоретическую готовность к коммуникативной деятельности составляют коммуникативные знания. Компонентами же практической готовности являются: коммуникативная направленность, как потребность личности в коммуникативной деятельности, устойчивость интереса к общению, стремление к нему; коммуникативные умения и навыки, т.е. комплекс осознанных коммуникативных действий, позволяющий использовать коммуникативные знания для полного и точного отражения и преобразования действительности; коммуникативные способности, обеспечивающие результативность и эффективность коммуникативной деятельности. Постоянно применяя коммуникативные знания, умения, навыки, личность накапливает коммуникативный опыт. Все выше сказанное и составляет коммуникативную культуру человека.
Вместе с тем, наш многолетний опыт подготовки студентов свидетельствует о значительных проблемах и сложностях, которые испытывают будущие педагоги, как в период преподавательской практики, так и в начале своей профессиональной деятельности. Часто эти проблемы возникают из-за несформированности у студентов именно коммуникативной культуры.
Для выявления степени значимости коммуникативной культуры, необходимости ее развития у будущего преподавателя дошкольной педагогики и психологии с целью повышения эффективности его педагогической деятельности было проведено анкетирование студентов 1-5 курсов факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» в количестве 150 человек. Из них 10% студентов отмечают, что современному педагогу в его профессиональной деятельности часто не хватает как профессиональных знаний, так и культуры; 90% участвующих в анкетировании указывают на то, что особенно явно ощущается низкий культурный уровень работников системы образования. По мнению некоторых респондентов, это происходит потому, что «обучаясь и получая образование по той или иной педагогической специальности, студент получает практические навыки, а свой культурный уровень должен развивать сам, но не всем этого хочется», «большинству преподавателей не интересно преподавать свой предмет...о какой культуре может идти речь», «бескультурье - это бич нашего времени, если человеку не даны с детства культурные навыки, то он упустил свой шанс».
Мы предложили студентам факультета педагогики и психологии оценить уровень своей КК по десятибалльной шкале. По итогам в среднем он составил 6,06 баллов (средний уровень).. Но качественный анализ анкет показал, что 6% респондентов не смогли пояснить сущность понятия КК; 41,33% - указали, что КК - это культура
общения, т.е. фактически они имеют житейские представления об исследуемом компоненте профессионально-педагогической культуры специалиста; 52,67% будущих педагогов понимают КК как некую систему разнообразных умений, позволяющих строить общение с учениками. Среди умений выделяются следующие: умение общаться, дискутировать, умение донести информацию до слушателя, умение быть понятым, владеть мимикой и пантомимикой, грамотно строить свою речь, умение подать себя в общении с учащимися. Таким образом, студенты факультета педагогики и психологии имеют весьма размытые, фрагментарные представления о коммуникативной культуре преподавателя, поверхностно рассматривают лишь один из ее аспектов (коммуникативные умения и навыки), исключая остальные (коммуникативные знания, коммуникативную направленность, коммуникативные способности).
Отвечая на вопросы анкеты, 92% студентов утверждают, что необходимо специально формировать коммуникативную культуру у студентов вуза; 2% - считают, что нужно, но каждый обучающийся справится с этим самостоятельно, без постороннего вмешательства; 6% респондентов высказались отрицательно, считая, что в целенаправленном формировании КК нет никакой необходимости.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт работы с будущими преподавателями педагогики и психологии убеждает, что приобретение практического опыта профессионального общения студентами происходит более успешно и качественно при использовании в процессе подготовки интерактивных методов обучения, прежде всего - психологических тренингов, среди которых важное место принадлежит социально-психологическому тренингу (СПТ).
Целью формирующего этапа исследования явилось выявление организационнопедагогических условий успешности и результативности обучения студентов с применением разработанной модели тренинга педагогического общения.
При определении целей обучения необходимо исходить из того, что, во-первых, курс «Тренинг педагогического общения» (ТПО) является одной из дисциплин, направленных на подготовку студентов к преподавательской деятельности в педагогическом колледже. Во-вторых, он направлен на развитие личности педагога, формирование профессиональной компетентности молодого специалиста в свете реализации современных требований общества к подготовке их в области профессионального образования, способных осуществлять расширенное и планомерное воспроизводство культуры, социальных установок и ценностных ориентаций. В-третьих, он рекомендован Государственным образовательным стандартом.
Назначение курса ТПО - формирование теоретической и практической готовности студентов к их профессиональной коммуникативной деятельности. Периодичность занятий - 1 - 2 раза в неделю. Время одной встречи - 2-4 часа. Количество участников - академическая группа.
Тренинг - это особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которые не сводимы ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к консультированию.
Необходимо отметить, что при проведении занятий ТПО реализовывался гуманистический подход развития психологического тренинга, который на наш взгляд наиболее близок к технологии личностно-ориентированного обучения.
Каждое занятие тренинга состояло из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включала небольшое сообщение на 10-15 минут с целью развития теоретической коммуникативной готовности к профессиональной деятельности. Практическая часть была направлена непосредственно на применения теоретических знаний на практике, отработку коммуникативных умений, развитие коммуникативных способностей.
Исследователи (В.Ю. Большаков, О.В. Евтихов и др.) выделяют, по крайней мере, четыре основные фазы, которые проходит группа в процессе развития.
1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. У большинства участников проявляется заинтересованность. В качестве защиты возможно проявление скептического отношения к происходящему. В этот период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. От ведущего ждут управления и инструкций. Он является единственным организатором и связующим звеном между участниками.
На этом этапе тренинга студенты знакомились с целями и задачами тренинга. Объясняли правила тренинговой работы. А именно:
• «Здесь и теперь» — разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.
• Персонификация высказываний — отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают» и т. п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».
• Акцентирование языка чувств — избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты...»).
• Активность — включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.
• Доверительное общение — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
• Конфиденциальность — рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
В этот период выполнялись упражнения направленные на самопрезентацию, на групповое взаимодействие и групповую сплоченность.
2. Фаза «притирки» и конфликта. Участники распределяют между собой и обживают
социальные ниши в группе. Проявляется стремление к соперничеству. Происходит активное распределение ролей. Повышается агрессивность. Иногда группа выбирает в качестве объекта нападок одного из ее членов. Возможна открытая конфронтация с ведущим. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напряженностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу еще отсутствует или слабо выражена. Преобладают лишь оценки и советы. Данный этап требует от ведущего особого контроля. Необходимо направлять внимание группы на рефлексию происходящего.
На данном этапе работы проводятся занятия по теме «Эмпатия как основное средство общения, как установка для эффективного педагогического общения» (цель: развитие умения интуитивно чувствовать партнера по общению, умения задавать вопросы и отвечать на них, умения стать на позицию другого человека, развитие эмпатического понимания) и «Мои сильные стороны (позитивное самоприятие)» (цель: помочь членам группы в раскрытии сильных сторон своего характера, помогающих в общении; изучение использования особенностей своего характера во взаимоотношениях с другими; определение своих личностных ценностей).
3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности, появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Теперь участники могут открыто рассказывать о своих проблемах. Именно на данном этапе группа приобретает терапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности.
На наш взгляд наиболее эффективно начинать данный этап работы с занятия «Обратная связь в общении» (цель: осознание собственного влияния на других людей; овладение навыками высказывания и принятия обратных связей; развитие навыка
уверенности в себе». Центральным упражнением данного занятия является упражнение «Горячий стул» в процессе выполнения, которого каждому члену группы предлагается выслушать о себе мнения всех присутствующих, но при этом располагаться необходимо в центре круга. Это упражнение требует от группы большой эмоциональной отдачи и доверия друг другу.
Далее в произвольной последовательности в зависимости от настроя группы, характера мотивации и уровня коммуникативной культуры студентов проводятся занятия на темы: «Эффективное общение. Специфика и критерии педагогического общения» (цель: выработка представлений об условиях, способствующих
эффективному общению, о сущности педагогического общения), «Сила языка» (цель: развитие умений вербальной и невербальной коммуникации), «Индивидуальный педагогический стиль общения, установки в общении» (цель: отработка умений самоанализа, формирование адекватного представления о себе и результатах своего труда, развитие коммуникативных умений), «Коммуникативные способности педагога. Поддержка как основной способ взаимодействия с учеником) (цель: осознание персональных коммуникативных стратегий; развитие коммуникативных способностей; освоение технологии педагогической работы, направленной на психологическую поддержку ученика), «Педагогическая техника и пути ее развития» (цель: развитие коммуникативных умений студентов), «Педагогические конфликты» (отработка навыков анализа конфликтных педагогических ситуаций; формирование умения выходить из конфликта с достоинством и творческим удовлетворением результатами своей работы), «Ролевая игра «Я преподаватель» (цель: развитие коммуникативных умений, умений работы в аудитории).
4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выполнения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех вопросов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура. Для того чтобы
после окончания тренинга у участников не оставалось тягостного чувства, ведущему следует направленно строить работу на завершение тренинга. Участники должны быть эмоционально подготовлены жить вне группы.
Заканчивается наш цикл занятий темой «Развитие навыков саморегуляции педагога» (цель: научить будущих преподавателей способам снятия напряжения).
Приведем несколько субъективных впечатлений студентов о ТПО: «Тренинг помогает посмотреть на себя со стороны, на свои профессиональные качества, оценить возможности, развивает уверенность в себе. В тоже время это возможность посмотреть на других, но, не оценивая их, а поставить себя на место другого, подумать, как бы ты вел себя в похожей ситуации. Это дает возможность учиться на ошибках других, не совершая свои, но и находить причины собственных промахов»; «На мой взгляд, тренинги необходимо проводить в процессе подготовки преподавателей, т.к. они очень помогают раскрыться, чувствовать себя раскрепощенным, чувствовать другого человека, что очень важно в педагогической деятельности. Очень важным было разыгрывание различных педагогических ситуаций и их анализ. На практике я уже имела представление о том, как отреагировать на определенное поведение группы, как собрать внимание, чем заинтересовать»; « Тренинги дают очень многое. Во-первых, помогают показать себя с новой, другой стороны. Во-вторых, лучше узнать других людей, посмотреть на них с разных сторон, в разных ситуациях. Очень понравилось быть в роли преподавателя, почувствовать себя главным и почувствовать реакцию окружающих. Благодаря тренингам я стала проще смотреть на многие вещи, стала более терпимой к людям и принимаю их такими, какие они есть».
Без сомнения, тренинговая подготовка будущих преподавателей является важным звеном в общей модели подготовки специалиста. Этот вывод мы делаем на
основании результатов, которые нами получены до начала тренинга и при подведении итогов всей групповой работы.
Для измерения эффективности СПТ были использованы: опросник общения, опросник «Коммуникативные умения преподавателя, «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана), опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности», тест-опросник «Диагностика уровня профессиональной направленности студентов» (Т.Д. Дубовицкая), «Оценка нервно-психической устойчивости педагога», тест «Личностная шкала проявлений тревоги» В.Г. Норакидзе, тест «Способность к эмпатии» М.И. Юсупова, тест «Самоконтроль в общении» М. Снайдера.
По итогам формирующего эксперимента нами была получена положительная динамика уровней развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся по специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология.
Все выше изложенное дает право говорить о том, что тренинговая форма подготовки будущих педагогов является эффективной в формировании их профессиональной коммуникативной культуры.
Действительно, обучение в тренинговой группе при интенсивном взаимообмене чувствами, мыслями и действиями имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, в группе люди начинают легче принимать точку зрения своих партнеров и обнаруживают готовность к изменению собственных установок. Возрастают социальная активность и инициатива в поиске оригинальных решений. Во-вторых, создаются условия для формирования общепонятного психологического языка, что позволяет доказательно излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания. В-третьих, групповой анализ межличностных ситуаций позволяет участникам осознать грань между процессуальным и содержательным аспектами общения. В-четвертых, данная форма работы позволяет выявлять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов (Емельянов Ю.Н.). Однако сверхзадачей активного социально-психологического обучения должна быть не только концентрация участников тренинга на технике общения, сколько пробуждение интереса к другому человеку.
Накопленный опыт тренинговой подготовки будущих преподавателей распространяется на факультете педагогики и психологии на другие специальности. Это, на наш взгляд, положительный шаг для решения таких задач, как сплочение группы, приобретение коммуникативного опыта, оптимизация межличностных отношений.