Научная статья на тему 'Формирование компетенций будущих педагогов профессионального обучения в процессе учебно-профессионального тренинга'

Формирование компетенций будущих педагогов профессионального обучения в процессе учебно-профессионального тренинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL TRAINING / TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушатова И.В., Ерохин М.Н.

Представлены основные результаты научно-исследовательской работы, целью которой являлось обоснование учебно-профессионального тренинга как средства формирования профессионально-педагогических компетенций будущих педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушатова И.В., Ерохин М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation competencies of future teachers of vocational training in the process of teaching and professional training

In article the main results of the research work which purpose was justification of educational and professional training as means of formation of professional and pedagogical competences of future teachers of vocational training are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций будущих педагогов профессионального обучения в процессе учебно-профессионального тренинга»

сионально важных качеств и помогает преподавателям совершенствовать образовательный процесс, ориентируя его на процесс формирования принципиально важных для специалиста научных знаний, умений и навыков, необходимых для решения типовых для профессии задач. С типовыми задачами, решаемыми на предприятиях отрасли, опытные преподаватели знакомы, но теперь речь шла о подготовке выпускников к решению нестандартных задач в условиях неопределенности. И решить подобную совсем нестандартную педагогическую задачу требуется за гораздо более короткий промежуток времени!

В сложившейся абсолютно нестандартной ситуации потребовались активные методы совместной работы опытных и совсем молодых преподавателей. В процессе «стыковки» компетенций, формируемых при изучении разных учебных модулей, исчезли возрастные границы между работающими над единым проектом молодыми и взрослыми преподавателями, возросло уважение к «мудрому» опыту, смелому поиску и свежести мысли. Модели бакалавров были разработаны на основе интеграции в типовые модели, отраженные во ФГОС ВПО специальных профессиональных компетенций, выявленных в процессе «опроса» работодателей.

С целью обеспечения непрерывности автомобильно-дорожного образования эти модели стали основой для разработки предложений к формированию компетенций у выпускников школ, входящих в структуру Московского центра автомобильно-дорожного образования.

Образовательные программы по всем направлениям подготовки бакалавров были успешно разработаны и теперь уже апробированы. В процессе совместной системно ориентированной работы «в команде» была апробирована и признана эффек-

тивной не применявшая ранее педагогическая технология повышения квалификации преподавателей, понимающих свою высокую ответственность в решении проблем создания отечественной инновационной экономики.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. — Режим доступа: http://www.economy.gov. ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept

2. Ищенко В.В., Сазонова З.С.. Методология генерации, апробации и сопровождения учебного материала для высшего профессионального образования. — М.: Изд-во МАДИ, 2005. — 342 с.

3. Мосичева И.А., Шестак В.П., Гуров В.Н.. Высшая школа и ДПО: проблемы и решения. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. — 323 с.

4. Сазонова З.С.. Интеграция образования, науки и производства как методологическое основание подготовки современного инженера. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2007. — 488 с.

5. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях / А. Волков, И. Реморенко, Я. Кузьминов [и др.]: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. — 40 с.

6. Кубрушко П.Ф. Традиции и проблемы педагогической подготовки преподавателей вузов // Инженерная педагогика: сб. статей. Т. 1. — М.: МАДИ, 2012. — С. 16-27.

7. Жураковский В.М., Приходько В.М., Сазонова З.С. Разработка и реализация инновационной образовательной программы повышения квалификации научно-педагогических кадров технического профиля // Инженерная педагогика: сб. статей. Т. 1. — М.: МАДИ, 2009. — С. 38-45.

8. Ткачёва Т.М. Профессиональные компетенции инженера: от выпускника школы до специалиста // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № 3(42). — С. 53-57.

УДК 378.147 И.В. Ушатова

М.Н. Ерохин, академик Россельхозакадемии, доктор техн. наук Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

В

ажным условием осуществления педагогиче- Многие современные исследователи в системе

ского процесса в вузе на компетентностной ос- образования заняты разработкой проблем совер-

нове являются различные формы проведения заня- шенствования учебного процесса, направленно-

тий со студентами, которые позволяют проявлять го на активизацию субъекта обучения, увеличение

им максимум активности и самостоятельности. доли его самостоятельности в овладении профес-

сиональной деятельностью. Одним из эффективных направлений такой практико-ориентирован-ной подготовки является использование тренингов в учебном процессе. Однако до сих пор в науке отсутствует целостное представление о том, как использовать тренинг для формирования компетентного профессионала. Поэтому приобретают особую актуальность вопросы, связанные с организацией тренингов в учебном процессе как средства развития профессионально ориентированного специалиста.

Учебно-профессиональный тренинг представляет собой вид учебных занятий, предназначенный для учебно-профессиональной деятельности студентов, содержание которой формируется не только исходя из логики изучаемого предмета, но и из логики будущей профессиональной деятельности [1]. Учебно-профессиональный тренинг используется в учебном процессе для формирования элементов учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов. Он объединяет в себе положительные стороны социально-психологического тренинга и практического занятия.

Основное отличие учебно-профессионального тренинга от практических занятий заключается в том, что он своей структурой больше схож с тренингом социально-психологическим. Поэтому на учебно-профессиональном тренинге учебный процесс проходит в психологически комфортной среде, таким образом, способствуя проявлению студентами активности, практической отработке изучаемого материала, формированию (помимо заложенной в целях тренингового занятия компетенции) навыков общения, самопознания, рефлексии и самооценки.

Не каждый преподаватель высшей школы может применять тренинг в своей деятельности, поскольку для этого нужна специальная подготовка. Преподаватель, проводящий тренинги, должен иметь представление об этой форме работы и, кроме того, уметь грамотно планировать, организовывать и проводить такие занятия, обладать определенными профессионально важными качествами личности. Таким образом, необходимо целенаправленно организовывать подготовку педагогов к проведению учебно-профессионального тренинга в учебном процессе, предполагающую формирование тренинговой компетенции, подразумевающей под собой готовность и способность к самостоятельному планированию, организации, проведению и оценке успешности учебно-профессионального тренинга в образовательном процессе, а также развитие профессионально важных качеств личности.

Данные требования заложены в различных общекультурных и специальных компетенциях педагогов профессионального обучения: организатор-

ской, обучающей, развивающей, коммуникативной, исследовательской, воздейственной, игровой, интерпретационной, аналитической и других, но целенаправленно процесс подготовки педагогов профессионального обучения к организации и проведению учебно-профессионального тренинга не осуществлялся [2].

В целях формирования тренинговой компетенции у будущих педагогов профессионального обучения было организовано обучение студентов инженерно-педагогического факультета, которое проводилось в соответствии с этапами формирования компетенций в процессе учебно-профессионального тренинга. Обучение включало в себя три этапа: подготовительный, формирующий и закрепляющий. На подготовительном этапе студенты осваивали содержание психолого-педагогических дисциплин; участие в тренингах развития общекультурных компетенций. Формирующий этап включал теоретическую и практическую подготовку в области разработки тренинговых программ и проведения учебно-профессионального тренинга в качестве тренера. Студенты осваивали содержание спецкурса «Основы организации и проведения тренинга в учебном процессе, а также самостоятельно разрабатывали программы конкретных тренингов, проводили тренинговые занятия в качестве тренера, анализировали и обсуждали свои программы и действия. На закрепляющем этапе происходило накопление студентами опыта по разработке и проведению тренингов различной направленности, совершенствование навыков тренерской деятельности в процессе практической деятельности.

Обучение на подготовительном этапе состояло из теоретической и практической подготовки студентов к овладению профессионально-педагогическими умениями организации и проведения учебно-профессионального тренинга. В практическом плане студенты готовились к овладению умениями организовывать и проводить учебно-профессиональный тренинг с помощью спецкурсов: «Тренинг личностного роста», «Тренинг коммуникативной компетентности». В процессе прохождения указанных тренингов у студентов отмечалось повышение самооценки, развитие способности к рефлексии, умение давать и получать обратную связь, развитие эмпатичности и творческого воображения; формирование представлений о развитии коммуникативных умений; наблюдалась положительная динамика в развитии коммуникативных умений (рис. 1).

Участие студентов в данных тренингах необходимо для того, чтобы они увидели ситуацию (тренинга и личностных изменений) изнутри. Невозможно стать тренером, не поучаствовав самому как участнику в тренинге.

%

70 60 50 40 30 20 10 0

65%

60%

54%

56%

59%

63%

КГ2

КГ3

ЭГ

До тренинга коммуникативной компетентности

После тренинга

Рис. 1. Результаты оценки сформированности коммуникативной компетентности после подготовительного этапа

Теоретическая подготовка в рамках подготовительного этапа предполагала изучение теории психолого-педагогических дисциплин, дающих представление о закономерностях развития психики человека, формирование системы понятий об основных психологических закономерностях обучения и воспитания, развития личности и включала такие дисциплины, как «Общая психология», «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Психология профессионального образования»; спецкурс «Основы организации и проведения учебно-профессионального тренинга».

Формирующий этап предполагал подготовку студентов к разработке тренинговых программ и проведению учебно-профессио-

После изучения теоретических основ тренинговой работы студенты самостоятельно выбирали тематику будущего собственного тренинга и готовили программу в соответствии с требованиями и правилами оформления тренинговых программ. Далее каждый студент проводил по одному занятию из разработанной тренинговой программы в своей учебной группе в комфортных для начинающего педагога-тренера условиях. После каждого занятия все студенты — участники тренинга и студент, проводивший занятие, анализировали устно с педагогом и письменно по специально разработанной схеме деятельность студента-тренера: правильность выполнения процедур тренинга; соблюдение структуры занятия; наблюдалось ли приращение знаний и умений; насколько были вовлечены и заинтересованы участники процесса; насколько студент, ведущий тренинг, владел вниманием группы и мог организовать ее для работы; достигнуты ли были цели тренинга; были ли допущены ошибки и насколько студент, проводящий тренинг, проявлял тренерские качества; насколько выражено его желание и дальше продолжать тренинговую работу. Оценка успешности проведения студентом тренин-гового занятия происходила с помощью групповой и самооценки правильности выполнения методики тренингового занятия по специально разработанной «Схеме анализа тренингового занятия». Таким образом, происходили анализ и корректировка участниками и студентом, ведущим тренинг,

10

8

6

4

2

нального тренинга в качестве тре- 0 нера. В теоретическую подготовку на формирующем этапе обязательным компонентом включен специально разработанный спецкурс «Основы организации и проведения учебного тренинга», целями которого являлось прочное усвоение и ясное понимание сущности работы педагога-тренера, способность самостоятельно разрабатывать и проводить учебные и учебно-профессиональные тренинги.

7,8

7,8

5,7

6,1

8,5

7,3

8,2

8,8

7,5

7,3

8,5

7,2

8,1

8,4

6,2

7,2

еи ик нн

Ö ц

g I

gs

ей ио

ва ов рк

ие

S3«

о

©

е е

0 °

0 я у

е

m №

са е к

S X

е и

Sa 5

и к а к

е и н а в

о р

и м

рм о

©

I jK

I К

ум

g я ил на ан g о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во ис ме ftO оо

© В

u i. S s ^ §

щ u Я ера

S S S

Яйй

е и н е

0 x

в о П

рн уа о

До формирующего этапа I После формирующего этапа

Рис. 2. Самооценка динамики развития личностных качеств студентов до и после формирующего этапа эксперимента

8

6

4

2

0

6,1

"5,5

О

процесса и основных достижений 10 и ошибок в проведении занятия, а также осознание приращения умений в проведении подобной работы (рис. 2).

Кроме личностных качеств и умений, у студентов произошли изменения и в мотивах выбора профессии (рис. 3).

Как видно на рис. 3, ведущими мотивами (по которым отмечен значимый сдвиг) для студентов в тренинговой работе являются: социальные, моральные, познавательные, творческие мотивы, а также мотивы, связанные с содержанием деятельности. Это соотносится с содержанием деятельности педагога, планирующего, организующего и проводящего учебно-профессиональный тренинг, поскольку данный вид деятельности связан с творчеством, познанием, осознанием нужности и полезности данного труда, а также сам процесс тренинговой работы интересен и участникам, и ведущему, так как проходит в психологически комфортной обстановке и субъект-субъектном взаимодействии, в ситуации постоянного диалога ведущего с участниками.

На закрепляющем этапе происходила отработка и закрепление тренерских умений и навыков студентами в процессе прохождения практики.

Студенты в течение 4 курса проходили практику в качестве педагогов-тренеров в рамках учебного процесса в вузе, а также в рамках педагогической практики в учебных заведениях СПО.

Таким образом, в результате специально организованного обучения будущих педагогов профессионального обучения в процессе учебно-профессионального тренинга (на примере тренинго-вой компетенции) студенты овладели методикой подготовки, организации и проведения тренингов: научились самостоятельно планировать и разрабатывать программу учебного и учебно-профессионального тренинга с учетом потребностей участников тренинга, возрастным составом участников, уровнем их подготовленности; организовывать и проводить тренинг в учебно-воспитательной деятельности; реализовывать посредством тренинга определенные образовательные цели (формировать определенные виды учебной или учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе тренинга).

8,9

7,1

7,4

6,4

5,1

5,3

6,3

5,4

5,9

6,2

4,5 4,4

2,7 2,8

¿f

.с/

-V

G°V

ж

f ^

До формирующего эксперимента | После формирующего эксперимента

Рис. 3. Выраженность мотивов выбора профессии до и после формирующего этапа обучения

В результате проведенного обучения выявлена положительная динамика формирования тренин-говой компетенции, которая позволила сделать вывод о том, что подготовка студентов к проведению учебно-профессиональных тренингов должна проводиться поэтапно и включать выделенные организационно-педагогических условий.

Проведенное исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. Результаты исследования создают предпосылки для проведения более глубоких исследований применения учебно-профессионального тренинга в подготовке профессиональных кадров различных профилей и уровней, в совершенствовании содержания курсов повышения квалификации для педагогов.

Список литературы

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009. — 336 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 781. — М.: Минобрна-уки РФ, 2010. — 28 с.

8

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.